В ходе церемонии ввода в эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции "Восток" в Антарктиде президент Белоруссии Александр Лукашенко сделал необычное предложение своему российскому коллеге, президенту Владимиру Путину.
"Запсибгазпром" транспортирует и установит зимовочный комплекс на станции "Восток"
Щедрый Ленинградский дождь весь день заливал комплекс Антарктической внутриконтинентальной станции «Восток». Специалисты начали установку новых модулей внутриконтинентальной российской антарктической станции «Восток». В Антарктиде началась разгрузка на лёд модулей нового зимовочного комплекса, сравнимого по сложности с космическим кораблем, для российской станции «Восток». В Антарктиде начались строительно-монтажные работы на площадке нового зимовочного комплекса (НЗК) на станции Восток. Весной 2023 года планируется завершить сборку трех из пяти модулей новой станции. Российские суда доставили модули нового зимовочного комплекса станции «Восток», а также технику и топливо в бухту Тала, в районе российской станции «Прогресс». Новый зимовочный комплекс станции «Восток» состоит из 133 модулей, большинство из которых представляют собой 40-футовые контейнеры.
В Гатчине собрали зимовочный комплекс антарктической станции «Восток»
Обращаясь к полярникам, Президент отметил сложные условия, в которых им приходится работать, и даже маршрут до станции весьма долог и сложен: "Вы совершаете подвиг. Мы вами гордимся. Спасибо вам огромное. Мы, белорусы, будем более активно включаться в данные процессы. Живите дружно.
Мы - братья, нам делить нечего. Вклад в науку должен быть как со стороны России, так и Беларуси". Беларусь на протяжении ряда лет реализует и свою антарктическую программу. При поддержке Главы государства в 2006 году страна начала свой путь в освоении Антарктиды.
Результаты исследований в полярном регионе важны не только с фундаментальной, но и с практической точки зрения. Геофизические процессы, происходящие в Антарктиде, определяют климат планеты и сохранение биоразнообразия. Это является причиной активности высокотехнологически развитых стран в данном регионе.
Вес каждого модуля от 5 до 25 тонн. Для транспортировки экспедиции в Екатеринбурге был разработан и собран специальный автомобиль «Бурлак».
Это полностью автономный модуль, рассчитанный на восемь человек. На протяжении всего пути до места монтажа станции строители будут жить именно в «Бурлаках». Семь машин с людьми, два десятка тягачей с оборудованием, два крана грузоподъемностью 80 тонн специального арктического исполнения. Тайна древнего льда Смонтированный в Гатчине зимовочный комплекс оценили вице-премьер российского правительства Виктория Абрамченко и министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. А пока ждали высоких гостей, разговорились с бывшим руководителем полярной станции Алексеем Туркеевым, человеком, который шесть раз зимовал и четырежды руководил экспедицией.
Сейчас он руководит лабораторией изменения климата и пишет диссертацию. Мы сочли, что ставить в полную зависимость от автоматики такие комплексы нельзя. Если что-то выйдет из строя, до магазина далеко. Поэтому тут выбрана золотая середина», — поделился Туркеев. Однако эта золотая середина гораздо сложнее пресловутого «Умного дома».
Станция «Восток» уникальна для всего мира. Во-первых, она ближе всех расположена к магнитному полюсу, а во-вторых, в распоряжении России оказался самый древний лед. Российские полярники имеют возможность изучать атмосферу земли, которая была больше полутора миллионов лет назад. Пробурено в том числе подледное озеро, глубиной 600 метров. Пока есть проблема в буровой жидкости.
Нужна та, которая не будет смешиваться с внешней средой и сможет безопасно взаимодействовать с водой. Озеро, на котором стоит станция «Восток», уникально тем, что одномоментно покрылось льдом. И все, что оказалось под этим покровом, не подвергалось внешнему воздействию сотни тысяч лет. Исследования климата, сельскохозяйственные разработки, геофизические. У полярных врачей особая специфика работы.
Насморков там не бывает. В воздухе при минус 80 градусах вирусы не выживают. Если вы приехали туда здоровым человеком, подхватить вирусную инфекцию вам не грозит». Эра нового освоения Представители правительства, как только прилетели в Гатчину, сразу же отправились на экскурсию в недра зимовочного комплекса. А после связались с Антарктической станцией.
Обмен мнениями с проектировщиками, строителями прошел быстро и по существу.
Причем для этого пришлось даже создавать специальные грузовые сани грузоподъемностью 60 тонн. Их разработали в Санкт-Петербурге.
Потребуется несколько десятков таких саней. Он состоит из пяти модулей: два служебно-жилых помещения, служебное здание с дизель-генераторными установками и системой очистки и хранения воды, склад с резервным дизель-генератором и гараж. Толщина утепления стен — 80 см.
Модель новой станции Восток, Фото: Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Жилая площадь составляет порядка 1500 квадратных метров. Энергоснабжение организовано с помощью четырех дизель-генераторов мощностью 200 киловатт каждый, плюс есть еще две резервные установки такой же мощности.
В составе комплекса есть снегоплавильные установки, система водоснабжения и отопления. Новый зимовочный комплекс обеспечит проживание и научно-исследовательскую деятельность 15 человек во время зимовки и 35 человек в сезон. После окончания строительства комплекса в России, в Гатчине на Опытном заводе строительных конструкций в августе 2020 года, его разобрали и отправили в Антарктиду.
Строительство зимовочного комплекса в Гатчине. Тут стоит заметить, что разработка и строительство комплекса в России — это самый легкий этап всей этой грандиозной операции. Пока в Гатчине шло строительство, уже тогда на месте будущей новой станции «Восток» начались работы, которые проходили в течение трех сезонов 2019—2020, 2020—2021, 2021—2022 годов.
Они заключались в послойном уплотнении снежной поверхности для создания качественного фундамента. Вы только представьте, что такое «создание фундамента» в жутких условиях Антарктики. Но эти работы были выполнены превосходно: Перепад высот на поверхности несущей плиты, определенный по окончании работ с помощью геодезической съемки, составил меньше десяти сантиметров.
Сооружение состоит из 133 модулей различного назначения. В их числе — жилые помещения, лаборатории, гаражи. Длина конструкции составляет 140 метров, её общая площадь превышает 1,9 тыс.
Дорога на «Восток»: как идет строительство зимовочного комплекса станции
Воду делают из снега сами в снегоплавильных установках. Запаса воды хватает минимум на 20 дней — без вылазки за пределы станции за новым снегом. Склад горюче-смазочных материалов может обеспечить автономное существование станции в течение двух лет. Все электричество и тепло, вырабатываемое станцией, утилизируется вот здесь — это котлы-утилизаторы. Они обеспечивают теплом всю станцию, для обогрева которой используется 300 кВт тепловой энергии. Расчетная нагрузка — предполагаемая — составит 146 кВт. Остальные два дизеля нужны, чтобы обеспечить резервирование, техническое обслуживание машин.
Если что-то пойдет не так, чтобы была возможность в течение всей зимовки безаварийно снабжать полярников электроэнергией и теплом. Но это — основной энергоцентр. А есть еще резервный — еще одна машина, полностью идентичный комплекс. И, помимо этого, два аварийных дизеля будут располагаться на улице. Если что, всегда можно будет выйти, завести их и обеспечить станцию энергией. Вообще, этот энергоцентр рассчитан на 25-30 лет безаварийной работы.
Зачем в Антарктиде морозилка? В Антарктиде, как известно, пониженное содержание кислорода, и нетренированного человека может настигнуть горная болезнь. Центр управления «Востоком» Комплекс — полностью автоматизированный. В центре управления контролируются все параметры — начиная от температуры наружного воздуха, подающегося в вентиляцию, и заканчивая расходом воды. На мониторах видны все помещения: здесь — снеготайка, здесь — жилая зона, рабочая, здесь — медцентр. Дежурный механик не только отслеживает визуально, где что происходит, но и контролирует, как, например, работают системы вентиляции, дизельные установки.
В любой момент можно проверить состояние пожарной безопасности, или сколько станция потребляет электроэнергии. Доступ в помещения контролируется, все программируется. В случае чего поступит сигнал. Уникальная станция строилась в Гатчине не случайно Для осмотра новой антарктической станции прибыли заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко, министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и председатель правления компании «Новатэк» Леонид Михельсон.
Три таких похода уже состоялись, два еще впереди. До конца 2023 года строителям также предстоит произвести монтаж субкаркаса, утеплить его, смонтировать внешнюю обшивку и приступить к пуско-наладке систем отопления и вентиляции. Завершить строительство НЗК Восток планируется в 2025 году. В канун православного Рождества на станцию Прогресс прибыло научно-исследовательское судно ААНИИ «Академик Федоров» с полярниками и грузом на борту, рассказал «Стимулу» геофизик и магнитолог 68-й Российской антарктической экспедиции Андрей Тепляков. Он рассчитывает прибыть на Восток с санно-гусеничным поездом в конце января — начале февраля.
В среднем рейс занимает около трех недель. Это экстремально сложный поход, Три с половиной километра гора. В балке на шесть человек двигаешься по языкам ледника, по колее. Мягкости особой нет, не как в поезде, скорее как в детстве на санках — трясет, причем непрерывно, две — две с половиной недели нужно провести в таком режиме» «Пойдем походом наверх, на купол антарктического ледника. И потом, после зимовки, тоже походом с Востока вниз. Я спускался уже однажды. В балке жилой вагончик в составе санно-гусеничного поезда. Мягкости особой нет, не как в поезде, скорее как в детстве на санках — трясет, причем непрерывно, две — две с половиной недели нужно провести в таком режиме. Конечно, бывают остановки в пути — завтрак часа полтора, потом в обед тоже часок, можно поразмяться, и ужин.
У водителей во время остановок пересменки». Андрей видит и плюсы в таком способе прибытия в Центральную Антарктиду: «Если медленно забираешься на гору, адаптация проходит лучше, чем если прилететь на самолете». Действующая сейчас конструкция на станции Восток, по словам Андрея Теплякова, представляет собой дом коридорного типа, 50 м в длину на 15 м в ширину. Вся конструкция под снегом», — уточнил ученый. Одна из причин — колоссальный научный потенциал Востока. Боярского В 1980-е годы здесь был передний край физики, рассказал «Стимулу» Виктор Боярский, ученый, путешественник, в прошлом директор Музея Арктики и Антарктики. По энергии неуловимой частицы нейтрино ученые готовились судить о состоянии нашей Вселенной. На станции Восток планировалось создать детектор, способный уловить нейтрино. Поэтому, если засечь эмиссию, можно выйти на энергию нейтрино.
Для этого надо поместить аппаратуру в большой объем однородной малопоглощающей среды, например в воду, — говорит Виктор Боярский. Антарктида была хорошей моделью: в районе станции Восток лед холодный, спокойный, малошумящий — и поглощение маленькое, и объем гигантский. Мы бурили там скважины и измеряли шум ледника в радиодиапазоне, проверяя, можно ли в этом шуме что-то уловить». Дальше предварительных работ дело не пошло, проект остановили из-за недостатка финансирования. Уже хорошо изучены образцы льда со станции Восток в возрасте около 400 тыс. Эти частицы, по мнению заведующего лабораторией криоастробиологии ПИЯФ Сергея Булата, имеют возраст около 4,6 млрд лет и могут содержать органические молекулы, аминокислоты и азотистые основания, которые называют «блоками жизни» или «семенами жизни». Если эти соединения будут найдены, это подтвердит одну из теорий происхождения жизни на Земле — теорию панспермии, в соответствии с которой жизнь переносится с планеты на планету астероидами и кометами, и опровергнет другую теорию — самопроизвольного зарождения жизни на нашей планете. В Арктике можно найти лишь одну такую частицу на миллион пылинок», — рассказал Сергей Булат.
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Она включает в себя лаборатории, спортзал, медицинский блок. И позволит ученым комфортно жить и работать в условиях экстремально низких температур. Корреспондент «Известий» Игорь Балдин — о том, какие тайны до сих пор таят в себе льды Антарктики.
В новом зимовочном комплексе «Восток» в Антарктиде появится операционная и стоматология
Новый зимовочный комплекс на станции "Восток" будет полностью готов через два с небольшим года. На российской станции «Восток» открыли новый зимовочный комплекс для ученых. Зимовочный комплекс в Антарктиде построит тюменская компания за 1,7 миллиардов рублей. Новый зимовочный комплекс “Восток” представляет собой цепочку мобильных блоков на гидравлических опорах, которые дают возможность поднимать и опускать модули в зависимости от количества выпавшего снега. Омский завод инновационных технологий принял участие в проекте новой антарктической станции «Восток-2». Предприятие разработало и поставляет уникальное котельное оборудование для нового зимовочного комплекса. Введён в эксплуатацию зимовочный комплекс «Восток».
Зимовка с комфортом: как новый комплекс станции «Восток» поможет в освоении Антарктиды
Станция «Восток» находится в 1500 км от «Прогресса». Новый зимовочный комплекс представляет собой модульную конструкцию из пяти блоков площадью более трёх тысяч квадратных метров. — Проект нового зимовочного комплекса станции Восток представил председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон на заседании попечительского совета Русского географического общества в 2019 году.[12]. Владимир Путин принимает участие в церемонии открытия в церемонии ввода в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции "Восток" в Антарктиде. Новый зимовочный комплекс станции «Восток» поможет в освоении Антарктиды.
Читайте также
- Новый «Восток». В Антарктиде учёные готовятся проникнуть в подлёдное озеро | Аргументы и Факты
- Отопление для станции восток
- Зачем Россия построила новейшую станцию "Восток" в Антарктиде
- Путин и Лукашенко открыли новый зимовочный комплекс в Антарктиде (видео)
Новый «Восток». В Антарктиде учёные готовятся проникнуть в подлёдное озеро
© Форпост Северо-Запад / На фото: строительство нового зимовочного комплекса станции Восток. В Антарктиде на легендарной станции Восток российские полярники начали осваивать новый зимовочный комплекс. Новый зимовочный комплекс “Восток” представляет собой цепочку мобильных блоков на гидравлических опорах, которые дают возможность поднимать и опускать модули в зависимости от количества выпавшего снега.
Новая полярная станция «Восток»: из Гатчины – в Антарктиду
Новый зимовочный комплекс на станции "Восток" будет полностью готов через два с небольшим года. Фото: ЗСГП В отличие от первых построек на станции, которым уже 66 лет и которые полностью скрыты под снегом, новый комплекс устанавливается на 36 трехметровых опорах, что позволит оставаться незанесенным снегом долгое время. Специально для "Востока" была разработана технология послойного уплотнения снежного покрова, а сами опоры поставили еще в прошлом сезоне. Общая площадь помещений модулей - около 2 тысяч квадратных метров. Здесь будет располагаться не только жилье, причем комфортабельное, современное, но и научные лаборатории, большая кают-компания с бильярдом, склад, дизель-генераторные установки, системы очистки и хранения воды, гараж. Гордостью станет медицинский блок - не только с операционной и стоматологическим кабинетом, но и барокамерой.
Санно-гусеничные походы доставили на антарктическую станцию подъёмный кран, автономный бытовой комплекс для проживания строителей, дизельную электростанцию и топливо для обеспечения строительных работ.
Для создания прочного фундамента, который выдержит новую станцию, в течение трёх сезонов [2019-2020, 2020-2021, 2021-2022] проводились работы по послойному уплотнению снежной поверхности по технологии, разработанной в ААНИИ. Размер плиты фундамента составил 200 м в длину и 120 м в ширину при мощности в 3 м. Несущая способность плиты в пять раз превышает давление опор станции на поверхность. Геодезическая съёмка по окончании работ определила перепад высот на поверхности менее 10 см. В рамках сборки комплекса на подготовленном фундаменте с помощью крана установлены 36 опор высотой 3 м, которые позволят станции оставаться незанесённой на протяжении многих лет. Сейчас на Востоке собирают платформу комплекса, монтаж горизонтальных балок платформы выполнен более чем на треть.
Население станции составляют метеорологи, аэрологи, геофизики, магнитологи, океанологи, электрики, механики-водители, повара, врачи-хирурги и анестезиологи, радиооператоры и программисты. Однако за минувшие десятилетия здания «Востока» изрядно износились и ушли под лед и снег. Не в первый раз, кстати — еще в 1970-м, после тринадцати лет эксплуатации, тогдашние здания станции оказались погребены под снежно-ледяными напластованиями. Здесь это реалии, с которыми необходимо считаться: снег идет постоянно, он спрессовывается, образуя плотные глыбы. Полярники постоянно занимаются расчисткой, убирая замерзшие осадки, используя для этого в том числе и трактор.
Но все равно здания «Востока» находятся под трехметровым слоем снега, в котором приходится копать тоннели — дабы пробраться, например, из жилого комплекса на электростанцию. Новый «Восток» Главный архитектор проекта обновленной станции Елена Фокина ОАО «Запсибгазпром» рассказала, что новый «Восток» станет первым в мире сооружением такого рода — раньше столь современные здания никто не строил в Антарктиде на «полюсе холода» Земли. Просто набор доставленных морем контейнеров, элементарно приспособленных для жилья и оборудованных системой отопления. Но в XX веке еще не было понятия, например, о приточно-вытяжных системах механической общеобменной вентиляции, автономных для каждого отдельного блока, для каждой функциональной зоны здания. А в нашем проекте предусмотрены именно такие системы.
В приточных установках используются электрические калориферы наружного преднагрева — для недопущения обмерзания теплообменников. Также предусмотрен подогрев всех воздушных клапанов и жалюзийных решеток, соприкасающихся с наружным воздухом. В подвижных частях приточного вентоборудования используется морозостойкая смазка, а также морозостойкие ремни», — говорит архитектор. Фокина называет неприемлемыми условия, в которых вынужден был существовать полярник века прошлого. Например, на том же «Востоке» в ночь на 12 апреля 1982-го произошло ЧП — по неустановленной причине возник пожар, в результате которого погиб человек, сгорели все основные дизель-генераторы, а станция оказалась обесточена.
Комплекс состоит из многочисленных помещений, среди которых, помимо личных комнат, также есть лаборатории, медцентр и другие места. Также на станции есть место под гараж, склады, котельные и иные технические нужды. Подпишитесь на нас.
Что еще почитать
- "Запсибгазпром" транспортирует и установит зимовочный комплекс на станции "Восток"
- Вперед, на купол
- ст. ВОСТОК | РАЭ
- Читайте также
- Зачем Россия построила новейшую станцию "Восток" в Антарктиде
РФ готова в январе начать опытную эксплуатацию строящейся станции "Восток" в Антарктиде
И строительство нового зимовочного комплекса для нее представляет собой один из сложнейших инженерных проектов, учитывая логистику и климатические условия. Строительные работы Это будет комплекс блочно-модульной конструкции. Его общая площадь составит более 3 тыс. По размерам — почти пятиэтажный дом. Модули станции изготовлены на российском предприятии в Гатчине в 2020 году. В 2021-м в разобранном виде их погрузили на корабли и отправили в Антарктиду. Вглубь континента их перевозили на санях. Длина маршрута — почти 1500 км, перепады высот на его протяжении составляют до 4 тыс. В связи с этим все сотрудники и строители до отправки на континент прошли высокогорные тренировки. Строительные сезоны в Антарктиде длятся всего четыре месяца: с ноября по февраль. В первый сезон были установлены 36 опор.
Это своеобразный фундамент.
Все работы по разгрузке успешно завершены, всего на ледовый припай выгружено 6,8 тысяч тонн. Операция с таким объёмом и массой груза проводится в Антарктике впервые. В настоящее время полностью выполнено пять походов, доставлено свыше 900 тонн строительных грузов, а также топливо для обеспечения строительства. Грузоподъёмная техника, автономный бытовой комплекс для проживания строителей, дизельную электростанцию и топливо для обеспечения строительных работ доставлены на на антарктическую станцию при помощи санно-гусеничного транспорта. Для создания прочного фундамента, который выдержит новую станцию, в течение трёх сезонов [2019-2020, 2020-2021, 2021-2022] проводились работы по послойному уплотнению снежной плиты по технологии, разработанной специалистами института ФГБУ «ААНИИ».
Размер плиты фундамента составил 200 м в длину и 120 м в ширину при мощности в 3 м. Несущая способность плиты более чем в 3 раза превышает расчетное давление опор станции на поверхность.
Тюмень единственным исполнителем осуществляемых федеральным государственным бюджетным учреждением "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" в 2023-2024 годах закупок работ по внутриконтинентальной транспортировке объектов нового зимовочного комплекса на антарктической станции "Восток" к месту его размещения, их монтажу и пусконаладочных работ, необходимых для создания этого комплекса", - говорится в документе. Ми нприроды России с овместно с федеральными органами исполнительной власти поручено до 15 июня 2023 года внести в пр авительство РФ п роект распоряжения по этому вопросу. На станции ведутся работы по исследованию климата и магнитного поля Земли, метеорологические, геофизические, гляциологические по исследованию природного льда наблюдения, изучаются свойства материалов в условиях низких температур и другие. Зимовочный комплекс станции был спроектирован датской компанией Ramboll, изготовлен на опытном заводе строительных конструкций в Гатчине Ленинградская область.
Комплекс «завернут» в минералловатный утеплитель толщиной до 95 см, фасад — из композитных панелей, устойчивых к экстремальным морозам. Сейчас учёные готовятся к тому, чтобы проникнуть в озеро и изучить его. План работ есть, определены партнёры. Горный университет — технология, как именно проникнуть в озеро. Курчатовский институт и Сибирское отделение РАН — молекулярная биология. ВНИИ Океангеология — донные отложения. Полярная морская экспедиция Роснедр — дистанционный метод геофизического исследования. Институт географии РАН — лабораторные исследования кернов. Планируем заложить финансирование в федеральный бюджет не только на ближайшую трёхлетку, но и на будущие года. Потому что проект продлится 18 лет.
В Антарктиду прибыл новый зимовочный комплекс станции «Восток»
Новый аэродром на станции Прогресс обеспечил нам возможность быстро доставить на континент строительно-монтажную группу. Оперативно было организовано сразу 5 санно-гусеничных походов по трассе Прогресс — Восток для доставки специалистов и более 830 тонн грузов. В ближайшее время запланировано еще два таких масштабных похода. Наша задача — успеть собрать три зимовочных модуля и доставить все необходимые материалы до наступления антарктической зимы, чтобы иметь возможность продолжить внутренние пуско-наладочные работы в период, когда доступ на станцию будет ограничен», — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Всего в этом сезоне на Восток будет доставлено более 2,5 тысяч тонн грузов для строительства НЗК, включая строительные материалы и топливо.
Третий строительный сезон начался в ноябре, и 176 строителей уже прибыли на место. Они будут возводить два оставшихся модуля для хранения запасов топлива и оборудования.
Строительство станции "Восток" не препятствовало научным исследованиям в этом регионе.
В конце января будем там вместе с директором нашего антарктического и арктического института и руководителем компании "НОВАТЭК", которая софинансировала проект. Готовы организовать телемост", - сказал он.
О том, как устроена сама станция, как работают и развлекаются полярники в отсутствии цивилизации — в нашем материале. Краткая история полярных станций Считаете, что условия на Антарктиде настолько невыносимы, что нужны серьезные технологии? Можно обойтись и подручными средствами, главное, хватило бы духу! Первая станция была построена англичанами в 1899 году — это было просто несколько хижин, защищавших от ветра. Никакими дровами топить печь было нельзя — вокруг нет деревьев. Полярники провели здесь год.
Вот это тяга к славе исследователей! Хижина, кстати, существует до сих пор. Конечно, все остальные научные станции были более продвинутыми и комфортными, с учетом условий крайнего юга. Сейчас в Антарктиде действуют 89 научных станций, 9 из которых — российские. Самая продвинутая из них — станция «Восток». По сути, это единственная российская станция, расположенная в глубине Антарктиды. Остальные болтаются на периферии — по берегу и островам. Станция «Восток»: как устроена и интересные факты Станция «Восток» находится в очень суровой температурной зоне. Кстати, именно наша станция зарегистрировала температурный мировой рекорд — минус 89,2 градуса С. А вот самая жаркая погода здесь за всю историю наблюдений — минус 13,6 градуса С.
Условия здесь очень тяжелые. Как говорил в интервью журналу Esquire геофизик и полярник Сергей Бушманов, который провел в Антарктиде два года: «На станции «Восток» человек не живет — он медленно умирает». Станция находится, если так можно сказать по отношению к Антарктиде, на высокогорье — 3,5 тыс метров над уровнем моря. Неплохая такая гора по земным меркам получается! Полярникам приходится туго — из-за высоты воздух тут разряженный, а из-за географии — очень сухой. По оценкам ученых, кислорода здесь столько, сколько на вершине Эльбруса, высота которого 5,6 тыс метров. Адаптация к таким условиям даже у самых выносливых ученых идет с большим трудом. В первый месяц они теряют от 3 до 12 кг! Хотите похудеть? Езжайте в Антарктиду!
Обогрев и работу приборов обеспечивают дизель-генераторы. Однажды на станции произошел пожар, в ходе которого сгорели главные и дублирующие генераторы. Но они не упали духом, а построили печки, которые топили с помощью дизельного топлива, которого было в избытке. Жилое здание станции расположено под под двухметровым слоем снега. Дневной свет — только на улице. Выходят через два выхода, от которых наружу выводят 50-метровые тоннели. На поверхности — только рабочие постройки. На поверхности все основные приборы расположены в специальном маленьком. До него — 400 метров. А в 5 км — снегомерный полигон, где полярники проводят метеорологические исследования.