27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста Павла Петровича Бажова.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
27 января 2024 года исполнится 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова (1879−1950), чьи творения увлекают и детей и взрослых долгое время. о программе празднования дня рождения Павла Бажова в Свердловской области. о программе празднования дня рождения Павла Бажова в Свердловской области. В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения замечательного писателя, публициста, фольклориста и автора сказов – Павла Петровича Бажова. Главная» Новости» Юбмлей книги 2024 бажов.
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию
Новости 27. За свою жизнь Павел Бажов попробовал свои силы в разных литературных жанрах. Однако, широкую известность ему принёс один из них — сказы. Однако, сам будущий писатель по каким-то своим соображениям изменил написание фамилии.
Изрядная часть творчества Павла Бажова представляет собой уральские народные сказки, которые этот писатель собирал, а затем подвергал литературной обработке.
Зеркало Венеры и шкатулка Пандоры Попадают в царство Хозяйки горы, заблудившись в каменном лесу: «Деревья стоят высоченные, которые мраморные, которые из змеевика. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются. От них и свет идет». Пройдя через лес и отвалив большой камень, герой видит лестницу, ведущую в подземелье; она упирается в «двери каменные, узорами изукрашенные».
Сразу за дверью — огромная спальня: «Постели, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны». Это «футлярное пространство» и есть подлинная Малахитовая шкатулка — мы знаем ее в другом обличье как ящик Пандоры. Среди магических атрибутов Хозяйки выделим чудесное «глядельце». В немецком горном фольклоре известны чудесные зеркальца колдунов-«венецианцев» из германского горного фольклора: они указывают на богатые рудные жилы и месторождения. Но уральская Хозяйка владеет целым трюмо: «Над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена». Добрым людям это устройство богатые залежи показывает, в злых рудой плюется. При этом «зеркало-то, видишь, человека вовсе несообразно кажет.
Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали. Даже глядеть страшно, и смешно тоже». Кривизну зеркала Хозяйки трактуют как признак искаженного хронотопа иного мира. Но мы вправе выделить здесь и эмоциональный аспект: гротескную эстетику уродства, богатую смесь восторга и ужаса. Та же смесь чувствуется в речах Хозяйки. Когда ей нужно, она легко находит общий язык с людьми, но чаще пускает в ход саркастическое косноязычие: «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все». Тот же нрав проявляется в способах наказания жадных богачей: «Заграничная барыня жива осталась, только с той поры все дураков рожала...
Заграничному баринку самый наконешничок носу сшибло. Как ножом срезало, ноздри на волю глядеть стали». В сказке братьев Гримм хозяйка волшебной пещеры фрау Холле выступает как аналог нашего Морозки «тепло ли тебе, милая». Сюжеты Бажова глубже, драматичней и изощренней. История любви рудокопа Степана и медной Хозяйки впечатляет не меньше, чем страсть Тангейзера. А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе. Впрочем, резюме у всех этих историй одно: на дне заветной каменной шкатулки кроются одни несчастья. Она как в той эпиграмме Тютчева: дохнет — и сдунет с лица земли».
Но потом появился другой гениальный поэт, взявший тот же сюжет: «Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея».
Для него это оказался счастливый жребий: он влюбился в свою ученицу Валентину Александровну, с которой вскоре создал крепкую многодетную семью. С ней он прожил 38 лет. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, которые так осложняют жизнь.
Благодаря ей я прошел жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать... RU У Бажовых родилось семь детей, четверо из них трагически погибли. Трое детей скончались в младенчестве два сына и дочь , а сын Алексей погиб в семнадцать лет при взрыве на заводе. Во время войны читатели подарили Павлу корову Зону.
Это был очень ценный подарок — время было голодное, а Зона кормила не только семью Бажовых, но и писателей, эвакуированных из Москвы. Бажовы по-товарищески делились молоком с нуждающимися. Попал в плен и совершил побег Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из Коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в ее рядах. В это время как раз были репрессии, и те люди уже были врагами народа.
Соответственно, получалось, что он писал не о том, о чем нужно. Его исключили, а потом восстановили в партии, — рассказала историк. В годы Гражданской войны Бажов добровольно вступил в отряд «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности.
Юбилейными площадками станут и бажовские музеи. Один из самых известных — тот, что в Екатеринбурге, расположенный на улице Чапаева в доме, который построил для семьи сам Павел Петрович. У музея, кстати, тоже юбилей: мемориальная экспозиция для посетителей была открыта 55 лет назад, в 1969-м. Принципу мемориальности музей следует и сегодня. Практически вся обстановка сохранена именно такой, какой была при жизни писателя: рабочий кабинет, семейная гостиная, коридор с конторкой, за которой Бажов писал сказы. Особый объект показа и гордости музея — мемориальный сад с надворными постройками. Растущие здесь березы, липы, рябина, черемуха, вишня, яблони были посажены семьей Бажовых. Сохранились любимые писателем скамейки под рябиной и столик под липой. Помимо популярной обзорной экскурсии по дому-музею писателя посетителей нынче ждут экскурсии «Мир сказов Бажова», «В гостях у Хозяйки Медной горы» знакомство с коллекцией минералов, историей подземных богатств Урала , «У бабушки Вихорихи» премудрости травничества — лечебные, кулинарные и даже магические свойства растений по сюжетам сказов Бажова , а также программы для школьников «Вселенная сказов Бажова», «Нетайный сказ о камнях». Своя юбилейная программа и в Доме-музее Бажова в Сысерти, который с некоторых пор больше знают как Дом-музей Паши Бажова.
ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ
Алхимический символ меди — «зеркало Венеры». Зеркало Венеры изображалось на гербе уральского Полевского рудника и на клейме, которым помечалась местная медь. Образ Хозяйки уникален: полных аналогов в горняцком фольклоре у него нет. Он соединяет и переплавляет самые разные мифические мотивы. Отмечают близость Хозяйки к образу Матери-Земли в мифологии коми, хантов и манси: она каменного обличья, может сжиматься до размеров скалы или вырастать до масштабов горы. Связь материнского культа с культом гор прослеживается и на Алтае. Булгаковская Гелла — прямая наследница фрау Холле, а та, в свою очередь, происходит от древнегерманской богини Хель — властительницы преисподней. Белая дама — особа ослепительной красоты с длинными светлыми волосами, в белом платье с кружевами. Она превращает булыжники в чудесные амулеты, указывает месторождения серебра и золота и предсказывает будущее. Но если Белая дама избрала тебя в возлюбленные, ей нельзя изменять — в отместку она может уморить всех мужчин твоего рода.
Иногда Белая дама отождествляется с языческой богиней любви Венерой. Так происходит в легенде о пребывании Тангейзера в плену у Венеры в гроте горы Гёрзельберг «Гора огненной золы». Легенды связывают его с горой Гёрзельберг в Тюрингенском лесу. Эту возвышенность в форме гроба называли также Венусберг Венерина гора. В гроте ее слышится шум подземных ключей; народные фантазии превратили его в стоны грешников, отбывающих сроки в чистилище. По версии Рихарда Вагнера, миннезингер Тангейзер, направляясь на состязание певцов, увидел у подножия горы Венеру, которая завлекла его к себе в грот; там он провел семь лет в любовных забавах. Но боязнь погубить свою душу побудила миннезингера расстаться с Венерой и искать отпущения грехов у Римского папы Урбана IV. Папа заявил: «Скорее посох зацветет в моей руке, чем из углей костра в аду родится цветок прощенья». Тангейзер вернулся к Венере.
Тем временем посох чудесным образом пустил побеги. Папа велел отыскать прощенного грешника, но его не могли найти. Тангейзер должен оставаться в горе до Страшного суда, когда его участь будет решена окончательно. Историю эту использовал также Томас Манн в романе «Волшебная гора». Зеркало Венеры и шкатулка Пандоры Попадают в царство Хозяйки горы, заблудившись в каменном лесу: «Деревья стоят высоченные, которые мраморные, которые из змеевика. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются.
От них и свет идет». Пройдя через лес и отвалив большой камень, герой видит лестницу, ведущую в подземелье; она упирается в «двери каменные, узорами изукрашенные». Сразу за дверью — огромная спальня: «Постели, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны».
Малахитовая шкатулка» была опубликована в 1939 году к его 60-летию. Всего Бажовым написано 56 сказов, в основе которых, по утверждению автора, «быль с элементами сказочного». Школьники ответили на вопросы викторины «В глубинах гор», совершили виртуальную прогулку по музею П. Бажова в Сысерти, ознакомились с выставкой «Сокровища малахитовой шкатулки», на которой были представлены не только книги, но и настоящие камни, самоцветы и руда, добываемые на Урале.
Пройдя через лес и отвалив большой камень, герой видит лестницу, ведущую в подземелье; она упирается в «двери каменные, узорами изукрашенные». Сразу за дверью — огромная спальня: «Постели, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны». Это «футлярное пространство» и есть подлинная Малахитовая шкатулка — мы знаем ее в другом обличье как ящик Пандоры. Среди магических атрибутов Хозяйки выделим чудесное «глядельце». В немецком горном фольклоре известны чудесные зеркальца колдунов-«венецианцев» из германского горного фольклора: они указывают на богатые рудные жилы и месторождения. Но уральская Хозяйка владеет целым трюмо: «Над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена». Добрым людям это устройство богатые залежи показывает, в злых рудой плюется. При этом «зеркало-то, видишь, человека вовсе несообразно кажет.
Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали. Даже глядеть страшно, и смешно тоже». Кривизну зеркала Хозяйки трактуют как признак искаженного хронотопа иного мира. Но мы вправе выделить здесь и эмоциональный аспект: гротескную эстетику уродства, богатую смесь восторга и ужаса. Та же смесь чувствуется в речах Хозяйки. Когда ей нужно, она легко находит общий язык с людьми, но чаще пускает в ход саркастическое косноязычие: «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все». Тот же нрав проявляется в способах наказания жадных богачей: «Заграничная барыня жива осталась, только с той поры все дураков рожала... Заграничному баринку самый наконешничок носу сшибло.
Как ножом срезало, ноздри на волю глядеть стали». В сказке братьев Гримм хозяйка волшебной пещеры фрау Холле выступает как аналог нашего Морозки «тепло ли тебе, милая». Сюжеты Бажова глубже, драматичней и изощренней. История любви рудокопа Степана и медной Хозяйки впечатляет не меньше, чем страсть Тангейзера. А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе. Впрочем, резюме у всех этих историй одно: на дне заветной каменной шкатулки кроются одни несчастья. Она как в той эпиграмме Тютчева: дохнет — и сдунет с лица земли». Но потом появился другой гениальный поэт, взявший тот же сюжет: «Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея». Повторять-то сладко, слова красивые, но что за ними?
Россия как образ смерти. Лета — это подземная река в царстве мертвых. Лорелея — это что-то вроде сирены, заманивающей путешествующих по Рейну: смертная сила в прекрасном женском образе. Вот какой набор качеств характеризует Россию в стихотворении Мандельштама». Трактовка неверная, потому что слишком узкая.
Сказы «Малахитовой шкатулки» объединены одним рассказчиком — дедом Слышко. В его сказах удивительным образом переплетается жизнь и работа уральских мастеров, камнерезов и гранильщиков, с вымышленными фантастическими героями: Хозяйкой Медной Горы, Великим Полозом и его дочерями Змеевками, Огневушкой-Поскакушкой, Земляной Кошкой с огненными ушами, лесным козликом Серебряное Копытце. Впервые сборник вышел 28 января 1939 года в Свердловске и включал в себя 14 сказов. Затем был дополнен сказами «Ключ-камень», «Живинка в доме», «Сказы об оружейниках». Наследие Бажова включает 56 сказов, которые переведены на 100 языков мира.
По сказам писателя на театральной сцене поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок», опера «Сказ о каменном цветке», опера-сказ «Малахитовая шкатулка» сняты художественные фильмы «Каменный цветок», «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка».
Кнопка онлайн-видео
- Бажовские дни в Литературном квартале-2024
- В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения уральского сказителя Павла Бажова
- Централизованная библиотечная система Чебаркульского муниципального района | Новости
- Кнопка онлайн-видео
Бажовские дни в Литературном квартале-2024
- Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
- Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов - Вести Урал
- На Урале к юбилею Бажова показали оперу, кино и мультфильм - Российская газета
- Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов
27 января 2024 года – 145-летие Павла Петровича Бажова. 27 января — 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова. Главная» Новости» Юбилей бажова в 2024 году. Екатеринбург празднует день рождения Павла Бажова. Несмотря на то, что дата не круглая, мероприятия в эту честь проводятся по всей Свердловской области и даже за границами России.
ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ
Главная» Новости» 2024 юбилей бажова. Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей. Чередой "Бажовских дней" на Урале отметили 145 лет со дня рождения Павла Петровича. Екатеринбург празднует день рождения Павла Бажова. Несмотря на то, что дата не круглая, мероприятия в эту честь проводятся по всей Свердловской области и даже за границами России. 25 января 2024 года в Библиотеке имени Н. В. Гоголя для учащихся начальных классов, в рамках проекта БиблиоШкола, состоялись литературные чтения, посвященные 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова. 27 января 2024 года – 145-летие Павла Петровича Бажова.