Пост в Священный месяц Рамадан: важные правила и аспекты. Начало и конец Рамадана, что нарушает пост, сухур и ифтар в Исламе, последние десять дней для постящегося, Ночь Предопределения и Праздник Ураза-Байрам.
Как правильно держать уразу (правила поста, намерение, дуа)
В священный месяц Рамадан нарушают пост и требуют искупления (кяффара) следующие действия — преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению, а также преднамеренная супружеская близость. Любовь и пост: что можно и что нельзя делать в Рамадан. Для мусульман начинается священный месяц поста и молитв. Бог смотрит на пост, как на очень серьёзную молитву, и когда люди постились, они были уверены, что получат ответ. 6 способов поддержать коллег-мусульман, соблюдающих пост во время Рамадана. Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны.
Пост и его достоинства в исламе
Поскольку главная цель поста — воспитание через ограничения, то его смысл раскрывается именно в дневное время. Пока светит солнце, мусульмане посвящают время молитве, очищению от пороков, отдают дань почтения Аллаху. Воздержание — тяжелая нагрузка на человека. Чтобы иметь силы для духовного очищения и молитв, надо помочь телу быть устойчивым к трудностям. Как начать пост Рамадан? Мусульманский пост состоит из двух элементов — намерения и воздержания. О намерении соблюдать пост раньше следовало заявлять каждый день, теперь допускается это сделать только в начале месяца.
Пост ежедневно начинается с восходом солнца, поэтому утренний прием пищи должен завершиться за 10—30 минут до рассвета. Как правильно держать уразу? Дневные ограничения в пище и воде восполняются правильным питанием во время утренней сухур и вечерней ифтар трапез. Вот как его организовать: Для утренней трапезы лучше приготовьте еду с вечера. Это могут быть блюда из круп, макарон, бобовых. Такие продукты дают надолго ощущение сытости.
Кофе утром лучше заменить кисломолочными напитками. Разговение начинайте небольшими порциями, не нагружайте резко пищеварительную систему. Употребляйте легкие продукты, богатые клетчаткой и глюкозой финики, сухофрукты, хурма, маслины. После небольшого перерыва ешьте максимально простые продукты.
Помните, что вас никто не заставляет поститься, — это ваш выбор. Если вы решили поститься и при этом отвечаете за питание своих родных, готовьте для себя еду отдельно, а членов семьи кормите привычными блюдами. Но если готовкой занимаетесь не вы, помните, что вам никто не обязан готовить постные ужины, это только ваша забота. Другой вопрос, если вы — подросток и вам готовит мама. Своим постом вы можете обидеть ее, отказавшись есть приготовленное специально для вас.
Попробуйте объяснить свои намерения и надейтесь на понимание. В случае, если мама окажется против — послушайте ее. Главное — не зацикливайтесь на еде. В ситуациях, когда вы не обладаете свободой есть постную еду например, в школьной столовой или если вы на работе вахтовым методом , не разбирайте подробно, добавили в салат сметану или нет, съешьте суп на мясном бульоне, но от котлеты откажитесь — только не напоказ. Если вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста, поступите иначе: откажитесь от вашего любимого блюда или просто готовьте не так изощренно и вкусно — сварите курицу, не посолив ее. На отдыхе вам захочется расслабиться и развлечься, а в пост надо, наоборот, собраться и потрудиться духовно. Конечно, это не касается пенсионеров, которым дали путевку, или тех, кому предстоит деловая поездка. Тем более есть такое правило: на путешествующих пост по всей строгости не распространяется.
Но если тебе в самолете предлагают рыбу или курицу — выбери рыбу.
Пожарить куриную грудку или стейк, параллельно приготовив несложный гарнир, при желании можно за 20 минут. Если же вы готовите блюдо из овощей и хотите, чтобы оно получилось по-настоящему вкусным, в нем должно быть несколько различных овощей, с разными текстурами и по-разному приготовленных. Впрочем, приняв это как данность, довольно быстро входишь во вкус, попутно заводя знакомства с такими ингредиентами, как овсяное молоко, лучше узнавая тофу и некоторые специи. В общем, скромно считаю, что приняв этот кулинарный вызов, я победил, пускай и по очкам. Поститься в целом оказалось несложно. Поначалу мне даже казалось, что, когда пост закончится, у меня не будет особого желания возвращаться к мясной пище, но это, конечно, говорил во мне энтузиазм неофита. Семь недель — более чем достаточный срок для того, чтобы соскучиться по любимой еде, но, что удивительно, я начал мечтать не о сочном стейке с бокалом красного, а о куда более простых и приземленных вещах, вроде жареной курицы или запеченной свинины. Добывать пищу за пределами дома тоже оказалось нетрудно — в течение Великого поста многие из наших кафе и ресторанов вводят специальное постное меню, а за границей, где пост не соблюдают, достаточно сказать, что ты веган. Самоограничение в алкоголе тоже принесло свои плоды.
Сразу оговорюсь, что я и в обычной жизни никогда не пил, как сапожник крепкие напитки вообще не употребляю , но если готовишь какое-то интересное блюдо, в компании бокала-двух специально подобранного вина оно всегда вкуснее. Добровольный отказ от этого «вкуснее» привел к тому, что я стал более собранным, мотивированным, улучшилась концентрация, появились дополнительные силы. Имейте в виду — даже в небольших количествах алкоголь угнетает ваш организм. Наверное, стоит сказать пару слов и об отношениях с окружающими. Оказалось, что о сути поста и запретах на конкретные продукты осведомлены далеко не все: официанты, которым, по идее, полагается знать о пищевых предпочтениях, аллергиях и тому подобном куда больше, чем среднему человеку, регулярно задавали мне вопрос, можно ли постящимся есть молочные продукты. Что касается близких людей, то не могу сказать, что все они смогли правильно понять и принять мое решение. Нет, к конфликтам это не приводило, поскольку свой пост я никому не навязывал, но определенный дискомфорт ощущался. Наконец, не могу не сказать о духовной составляющей, хотя не она побудила меня записать свои впечатления. Кротость, терпение, внимание к ближнему — все эти добродетели я, как мне кажется, в немалой степени сумел развить в себе во время поста.
Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание. Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику. Этот контент относится к развлекательному. А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Однако здесь нет строгого табу на телевизор. Отказываться или нет от просмотра любимого сериала - каждый решает для себя сам. И опять же, в этом вопросе, если есть сомнения, можно посоветоваться с духовником. Они разрешены в пост? Многие люди отказываются от социальных сетей на все время Великого поста. Это приветствуется, но строго не запрещено. Если у человека есть заболевания, которые не позволяют ему 48 дней воздерживаться от пищи животного происхождения, то да. Также не забывайте, что в некоторые дни верующие не принимают в пищу ничего, кроме хлеба и воды, а это не всегда полезно. Если у вас есть сомнения, может ли навредить вашему здоровью пост, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Правила Рамадана, традиции и советы по соблюдению мусульманского поста
И ещё сказал Он, обращаясь к пригласившему Его фарисею: «Когда устраиваешь званый обед или ужин, не приглашай одних только друзей, или братьев, или родственников, или богатых соседей, надеясь на ответное приглашение, чтобы они воздали тебе тем же. Но когда созываешь гостей, приглашай к себе бедных и увечных, хромых и слепых, и благословен будешь, ибо у них нет средств, чтобы вознаградить тебя в ответ. Бог вознаградит тебя в тот час, когда все праведные восстанут из мёртвых». От Луки 14:12-14 В этом отрывке Иисус не говорит о том, что надо перестать отмечать праздники званные обеды или ужины , но говорит о сердце, которое надо иметь на этих праздниках. Почему апостолы никогда не говорили об этом в своих посланиях церквям и почему об этом не говорится в 15 главе книги Деяний, где апостолы решают вопрос относительно того, какие вещи важно соблюдать язычникам, чтобы стать частью церкви, а какие нет? Этих упоминаний нет даже в шестой главе послания к Ефесянам, где встречается много различных указаний. В Новом Завете нет ни одного указания поститься, как нет и ни одного упрека к тем, кто этого не делает. Иисус Христос сказал, что то, что входит в рот не оскверняет человека, а только то, что выходит.
Кстати, никто не записал того факта, что Иисус постился вместе со Своими учениками. Он был критикуем за то, что наслаждался праздниками, в то время, как Иоанн Креститель постился. Иисус даже не заповедовал никому подражать Ему в 40-дневном посте. Он учил людей молиться за хлеб на каждый день. Если страдания ради Бога так важны, если Ему не достаточно страданий Христа, то самый быстрый способ пострадать — ударить себя молотком по пальцам, например. Я достаточно настрадался в этой жизни, чтобы сказать, что свою долю страданий я уже вынес. Если ваша мысль заключается в том, что в Новом Завете нет заповеди поститься, то, конечно, я с вами соглашусь.
Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд".
Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу.
Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений.
По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба. Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру.
Но то монахи.
Никакого единого рецепта тут быть не может. Можно сказать, что Церковь в постном уставе показывает нам идеал, а каждый член Церкви, соизмеряясь с этим уставом, должен сам регулировать свое постное меню. Это позволит избежать и обжорства и чрезмерного сладкоядения. Очень строгий, неподъёмный для человека пост, потом срыв Мирян условно можно разделить на две категории — неофитов, то есть тех, кто только начинает свою церковную жизнь, и воцерковленных — тех, кто в Церкви уже давно и имеет определенный духовный опыт. И у одних, и у других случаются ошибки в посту, одна из самых распространенных — пост не по силам. Для человека, недавно попавшего в Церковь, все в новинку — службы, молитвы, пост.
Как маленький ребенок, познающий мир, неофит «тащит в рот» все, что ему попадется, пытается попробовать все, что видит и слышит. Неудивительно, что когда он слышит, как священник рассказывает с амвона о постном уставе, читает о нем в литературе, или, на худой конец, покупает православный календарь и видит там обозначения того, что можно или чего нельзя есть в те или иные дни поста, то старается исполнять все как положено, по всей строгости. Неофит рассуждает — вот, я попал в Церковь, тут все по правилам, и мне теперь нужно максимально четко исполнять их. Руководствуясь благими намерениями, но не имея духовного опыта, человек может не потянуть всей нагрузки строгого постного устава. Особо часто такое случается в Великом посту, поскольку он самый длительный и строгий, а первая неделя, с ее особой строгостью, может быть очень сложной для человека без практики поста. Но не только с неофитами случается такое. Даже люди воцерковленные иногда решают, что им пора начать поститься, как древним старцам в пустыне, и начинают довольствоваться двумя финиками в день.
В итоге и у тех, и у других быстро истощаются физические силы, и наступает серьезное искушение для духа. И тогда получается срыв, который может проявляться по-разному. Неофит обычно просто прекращает поститься, так как не находит в себе духовных и телесных сил для этого. А воцерковленный впадает в более серьезные искушения, причем у каждого свои, завязанные на страстях. И что же делать? В первую очередь обратимся к опыту святых отцов. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою», — пишет свт.
Игнатий Брянчанинов. Тут святитель ясно дает понять, насколько важно сохранять духовно-телесный баланс, указывая, что чрезмерное, непосильное изнурение тела не даст возможности усердно молиться. А вот что рассказывает прп. Серафим Саровский : «К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба. При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно».
Тут видим, как святой, приводя в пример древних отцов-постников, указывает на плоды правильного подхода к постному деланию. И наконец, услышим от прп. Одним словом — всего должно быть в меру. Поскольку постный устав один, а телесные и духовные силы у всех разные, то меру эту поможет определить духовник. Ожидание быстрых результатов Как бы неофиту не хотелось быстро постигнуть постную науку, скорее всего, пройдет не один год, пока пост станет для него делом в полную меру посильным и привычным. Великими подвижниками и постниками не рождаются, ими становятся. Пост, будучи аскетической практикой, требует навыка, который приобретается опытом, а его можно набираться годами.
Человеку, не имеющего опыта в посте, будет сложно соблюдать предписания устава, и чем это чревато уже было сказано выше. Поэтому начинать поститься лучше с малого. Как младенцам не дают сразу твердую пищу, но кормят молоком и кашами, так и человеку, начинающему поститься, стоит делать это с разумением. Кому-то может показаться, что постный устав не так уж и строг и нужно сразу стараться выполнять его предписания, чтобы стремиться к большим духовным подвигам. Но подобное форсирование событий скорее навредит неопытному постнику, чем поможет добиться быстрых результатов. Пост — это не спринтерская дистанция, а марафон длиною в жизнь. Спешка тут неуместна.
Будет много постов, будет возможность разнообразить свою постную практику большим усердием. А начинать лучше под руководством духовника. Как спортсмену нужен хороший тренер, чтобы добиться хороших результатов, так и постящемуся в помощь советы духовника, мудрость святых отцов и многовековой опыт Церкви. Сам себе уставщик Рассмотрим такую ситуацию. Человек решил, что ему лучше в многодневный пост поститься в неделю три дня, но при этом совсем ничего не есть. Месяц было всё чудесно, а потом начались сильные боли в желудке, и пост пришлось совсем прекратить. Ничего удивительного, поскольку человек, мало того, что поиздевался над своим организмом, он еще и не прислушался к многовековому опыту Церкви и решил сотворить свой устав.
Такой подход, когда человек бросается из крайности в крайность, не имея духовного опыта, усердия в молитве и смирения, может быть опасен для него. Всегда стоит для начала обратиться к опыту Церкви, иначе легко впасть в гордыню и навредить себе духовно и телесно. Очень важно обсуждать с духовником свое молитвенное и постное делание, если оно, в силу каких-то причин, становится отличным от привычного и принятого в Церкви. Духовник сможет вовремя заметить проблему и постарается предостеречь от совершения ошибок. Полное оставление текущего поста после единичного случая его нарушения, с надеждой в следующий раз поститься без срывов Вероятно, человеку хочется быть сразу хорошим постником, ничего не нарушая и поступая правильно. Хорошее желание. Но идеальных людей не бывает, и каждый человек согрешает.
Духовная жизнь состоит из взлетов и падений. Господь, зная человеческую немощь, дал нам в помощь Таинство исповеди. Исповедуясь, человек очищается и приобретает новые силы для исправления совершенного греха. Поэтому, нарушение поста — это повод для покаяния на исповеди, но никак не для укоренения в грехе. Что же касается гипотетического следующего раза, то хочется возразить — нет никакой гарантии, что и в следующий раз не будет нарушения. Следующего раза может не случиться вовсе, ведь никто не знает, когда окончится земная жизнь.
Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа — об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» Ибн Маджа. Месяц Мухаррам — ураза в этот запретный месяц считается суннатом.
Ведь сам Пророк Мухаммад с. Месяц Шаабан — ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего с. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. Ураза через день, или пост Пророка Дауда а. Каждый понедельник и четверг — именно в эти дни Посланник Всевышнего с. Время соблюдения поста в исламе Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток.
Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят: Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи 2:187 Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи сухур до наступления времени фаджр-намаза примерно за 30 минут. Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада с. Окончание времени соблюдения поста ифтар наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговеться, а затем приступить к намазу. Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие! Намеренный приём пищи и курение Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята.
Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу — такой пост будет считаться действительным. Интимная близость После совершения полового акта пост нарушается.
Особенности соблюдения поста
- Рамазан — 2024: правила восполнения пропущенных дней во время поста
- Дни, в которые порицается и запрещается добровольный пост - К Исламу
- Следует ли возместить пост тому кто разговился раньше времени по незнанию или ошибке?
- Важные аспекты
Хадисы пророка Мухаммада ﷺ
- Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
- О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста | Ислам в Дагестане
- Часто задаваемые вопросы в Рамазан
- Что нельзя делать, когда держишь пост в Рамадан с 11 марта по 9 апреля 2024 года
О посте в Рамадан для новичков
В священный месяц Рамадан нарушают пост и требуют искупления (кяффара) следующие действия — преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению, а также преднамеренная супружеская близость. Не поститесь, пока не увидите молодой месяц (в начале рамадана), (начинайте) поститься, и не разговляётесь, пока не увидите его, а если будет облачно и вы (его не увидите), тогда определяйте по нему. Основываясь на данном хадисе, некоторые алимы говорят, что человек получит награду за соблюдение шести дней поста шавваля лишь в том случае, если они исполнялись после возмещения всех пропущенных дней поста рамадана в рамках шавваля.
«Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его»
В соответствии с ханафитским мазхабом, дозволено держать дополнительный пост в месяц Шавваль до восстановления пропущенных дней оразы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается желательности на выделение месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и даже лживыми, на которые ученые не опираются”. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост.