1 марта ученый совет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) одобрил выделение из университета одноименного факультета, за это проголосовали 95 членов ученого совета СПбГУ, 21 – против, 17 – воздержались. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. 2024 год в Петербурге объявлен годом Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербургский государственный университет в 2012 году занял 253 место в топ-400 ведущих университетов мира[23], что на две позиции ниже результата 2011 года — в 2011 году университет занимал 251 место.
20 февраля в 1819 году был основан Петербургский университет
Санкт-Петербургский государственный университет. Главное здание Санкт-Петербургского государственного университета. Смотрите видео онлайн «Новости СПбГУ: IX Фестиваль малой прессы» на канале «МОСТ СПбГУ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 апреля 2024 года в 17:13, длительностью 00:04:01, на видеохостинге RUTUBE. Считается, что современный СПбГУ — преемник Академического университета, который был учреждён указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года (в 1758—1765 годах ректором университета был М.В. Ломоносов). Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет.
Новости СПбГУ: IX Фестиваль малой прессы
Рейтинговый класс «В», означающий «очень высокий» уровень подготовки выпускников, присвоен вузу агентством «Эксперт РА» 2014. Топ-300 лучших вузов мира в рейтинге QS 2016. В рейтинге Webometrics Ranking of World Universities занял 506-е место в мире всего в рейтинге 20 тыс.
Можно прийти после учебы, позаниматься, никто не помешает. Это новый кампус в Петергофе. То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора.
Так, в душ "советуют ходить с арбузом", отдыхать видимо, сами томичи — в Томске. По факту это загородный отель, если забыть про учебу. Сейчас как раз каникулы — тут тебе и теннис, и аэрохоккей, и спортзал. А корпуса Высшей школы менеджмента — памятники архитектуры XIX века, старинные усадьбы и даже конюшни, приспособленные под современные нужды. Просто потому, что они оборудовались по технологиям, которые использовались в Мариинском театре-2", — рассказал сотрудник университета.
В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году оно было передано Санкт-Петербургскому университету. В настоящее время здесь находятся несколько факультетов и университетская библиотека. Университетские дворики считаются одним из самых романтичных мест для прогулок.
Однако Петр Плетнев был повторно назначен ректором и в конечном итоге стал ректором Санкт-Петербургского университета дольше всех 1840—1861. Математико-механический факультет в Петергофе Ботанический сад университета В 1855 году востоковедение было отделено от историко-филологического факультета, и 27 августа 1855 года был официально открыт четвертый факультет - факультет восточных языков. В 1859—1861 годах студентки-заочницы могли посещать лекции в университете. В 1861 г. Но в этом подразделении был отдел камеральных исследований, где студенты изучали безопасность, гигиену труда и экологическую инженерию, менеджмент и науку, включая химию, биологию, агрономию, а также право и философию. Поэтому многие российские, грузинские и другие менеджеры, инженеры и ученые учились на юридическом факультете. В 1861—1862 годах в университете были студенческие волнения , и он дважды в течение года был временно закрыт. Студентам отказали в свободе собраний и поместили под надзор полиции, а публичные лекции были запрещены. Многие студенты были отчислены. После волнений 1865 года в школе осталось всего 524 студента. Указ императора Александра II от 18 февраля 1863 г. Он также сформировал новый факультет теории и истории искусства в составе факультета истории и филологии. В марте 1869 года студенческие волнения снова потрясли университет, но в меньших масштабах. К 1869 году университет окончили 2 588 студентов. В 1880 году Министерство национального просвещения запретило студентам вступать в брак и не допускать лиц, состоящих в браке. В 1882 году в университете произошли очередные студенческие волнения. В 1884 г. В результате в 1887 году министром народного просвещения Иваном Дельяновым были утверждены новые правила приема в гимназии и университеты , запрещавшие поступать в университет лицам неблагородного происхождения, если только они не обладали исключительными талантами. К 1894 году университет окончили 9212 студентов. На территории университета Александр Попов впервые в истории публично продемонстрировал передачу радиоволн.
Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире
В 1915 году в Перми был открыт филиал университета, который стал Пермским государственным университетом. После Октябрьской революции сотрудники и администрация поначалу 1917 года открыто выступали против большевистского университета власти и отказывались сотрудничать с Наркомпросом. Позже, в 1917—1922 годах, во время Гражданской войны в России , некоторые из сотрудников, подозреваемых в контрреволюционных симпатиях, приговорены к тюремному заключению например, Лев Щерба в 1919 году , казни или ссылка за границу. Более того, весь персонал в те годы страдал от голода и крайней нищеты. В 1918 году университет был переименован в 1-й Петроградский государственный университет, а в 1919 году Наркомпрос объединил его со 2-м ПГУ бывший Психоневрологический институт и 3-м ПГУ бывшее Бестужевские высшие женские курсы в Петроградский государственный университет. В 1919 году Наркомпрос учредил факультет социальных наук вместо историко-филологического, восточного и юридического факультетов. Николай Марр стал первым деканом нового факультета. Химик Алексей Фаворский стал деканом физико-математического факультета. Рабфакс и бесплатные университетские курсы были открыты на базе университета для массового обучения. Осенью 1920 года, по наблюдениям первокурсницы Алисы Розенбаум , набор был открытым, и большинство студентов были антикоммунистами, в том числе, пока не были удалены, несколько яростных противников режим.
В 1922 году была проведена чистка, основанная на классовом опыте обучения студентов, и все студенты, кроме старшеклассников, с буржуазным прошлым были исключены. В 1924 году университет был переименован в Ленинградский государственный университет в честь одноименного города. В подавлении интеллектуального противостояния советской власти историков, работающих в университете, в том числе Сергей Платонов , Евгений Тарле и Борис Греков , были заключены в тюрьму. Некоторые другие сотрудники были репрессированы в 1937—1938 гг. Во время Большой чистки. Во время 1941—1944 гг. Однако университет работал непрерывно, и в 1942—1944 годах его эвакуировали в Саратов. Филиал университета размещался в Елабуге во время войны. В 1944 году Президиум Верховного Совета Советского Союза наградил университет орденом Ленина по случаю 125-летия и за вклад в науку и культуру.
В 1948 году Совет министров назвал университет в честь Андрея Жданова , недавно скончавшегося видного коммунистического деятеля.
Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы. В ноябре 1819 г. Подали прошения 27 человек. Все, кроме одного, который имел удовлетворительный гимназический аттестат, были подвергнуты экзаменам. К 1829 г. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Таким образом, студенты должны были слушать по 3-4 двухчасовые лекции ежедневно, кроме воскресенья. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком».
Оже-де-Ранкур, воспоминания: В 1837 году поступил я на юридический факультет в императорский С. Согласно желания покойнаго императора Николая Павловича и стараниями бывшаго в то время министра народнаго просвещения графа С.
Город преподнесет вузу главный подарок — земельные участки в Пушкинском районе для размещения нового кампуса.
СПбГУ отметит 300-летний юбилей 8 февраля 2024 года. Сейчас вуз готовится к этой дате, уже запланировано порядка 30 мероприятий.
Главными темами обсуждения стали подготовка к 300-летию вуза и проект строительства кампуса и инновационного научно-производственного центра университета «Невская дельта». Мы отдаём должное нашим великим учёным, чей труд и великий талант на протяжении веков способствовал процветанию нашей огромной страны, укреплению её позиций в мире, развитию научных технологических направлений, в которых мы были и, надеюсь, останемся лидерами. Нужно сделать все, чтобы достойно отметить юбилей прославленного университета. Дать ему новый импульс развития, как современному многопрофильному центру образования, науки и культуры», — заявил Дмитрий Медведев.
Как отметил Александр Беглов, город уже подготовил свою часть программы юбилейных мероприятий. В день 300-летия основания вуза — 8 февраля 2024 года — на Ростральных колоннах будут зажжены факелы. Дворцовый мост украсят флаги университета, а общественный транспорт — его символика.
Наступивший 2024 год объявили годом СПбГУ
Предстоящий 2024 год в Санкт-Петербурге объявлен годом Санкт-Петербургского государственного университета в честь 300-летия вуза. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) является преемником Академического университета — первого высшего учебного заведения в Российской империи. Он был учреждён 28 января 1724 года по приказу Петра I Великого одновременно с Российской. Санкт-Петербургский государственный университет — крупнейший научно-образовательный центр Европы и мира. Санкт‑Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 г. В 2024 г. СПбГУ отметит свой 300‑летний юбилей.
Санкт-Петербургский государственный университет
Приняли решение объявить в Петербурге 2024 год Годом Санкт-Петербургского государственного университета", — поведал Беглов, выступая на открытии Международного нау. с 1991 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургский государственный университет — научно-образовательный центр мирового значения, один из крупнейших центров отечественной науки и культуры. У университета есть своя традиция: каждый год на церемонии посвящения в студенты первокурсники запускают в Неву «кораблики надежды» на которых пишут свои самые заветные желания. В мае 2010 года, после закрепления за Университетом «особого статуса», СПбГУ начал выдавать дипломы собственного образца[65] на русском и английском языках. Герб СПБГУ Санкт-Петербургский государственный университет в России (коротко СПбГУ) – это один из крупнейших и ведущих университетов, который каждый год привлекает внимание выпускников школ со всех регионов.
В 2024 году СПбГУ исполнится 300 лет.
Telegram: Contact @spbuniversity1724 | У университета есть своя традиция: каждый год на церемонии посвящения в студенты первокурсники запускают в Неву «кораблики надежды» на которых пишут свои самые заветные желания. |
В Петербурге 2024 год станет Годом СПбГУ | Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 телем и собственником имущества. |
Наступивший 2024 год объявлен годом Санкт-Петербургского университета | В Санкт-Петербурге 2024 год объявлен Годом университета. Дворцовый мост в честь 300-летия СПбГУ украшен флагами со словами "История. |
В честь 300-летния СПбГУ 2024 год станет Годом старейшего вуза России | Санкт–Петербургский государственный университет отмечает 295–летний юбилей — основные празднования пройдут в понедельник. |
Сколько же лет Петербургскому университету? | В 2013 и 2014 годах в Университете прошли конкурсы мегагрантов СПбГУ, по итогам которых были созданы 9 научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих российских и зарубежных учёных. |
Санкт-Петербургский университет
В Санкт-Петербургском государственном университете студентов нескольких корпусов отправили на длительный дистант. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Сколько же лет Петербургскому университету? Первый Университет России: 300 лет науки.
Бельский: 2024 год объявляется Годом СПбГУ в честь его 300-летния
В 1830 году царь Николай вернул университету все здание Двенадцати коллегий, и там возобновились курсы. В 1835 г. Он предусматривал создание юридического факультета, историко-филологического факультета и физико-математического факультетов, которые были объединены в философский факультет в качестве 1-го и 2-го факультетов, соответственно. В 1849 году, после Весны народов , Сенат Российской империи постановил, что ректор должен назначаться министром национального просвещения, а не избираться собранием университета. Однако Петр Плетнев был повторно назначен ректором и в конечном итоге стал ректором Санкт-Петербургского университета дольше всех 1840—1861. Математико-механический факультет в Петергофе Ботанический сад университета В 1855 году востоковедение было отделено от историко-филологического факультета, и 27 августа 1855 года был официально открыт четвертый факультет - факультет восточных языков.
В 1859—1861 годах студентки-заочницы могли посещать лекции в университете. В 1861 г. Но в этом подразделении был отдел камеральных исследований, где студенты изучали безопасность, гигиену труда и экологическую инженерию, менеджмент и науку, включая химию, биологию, агрономию, а также право и философию. Поэтому многие российские, грузинские и другие менеджеры, инженеры и ученые учились на юридическом факультете. В 1861—1862 годах в университете были студенческие волнения , и он дважды в течение года был временно закрыт.
Студентам отказали в свободе собраний и поместили под надзор полиции, а публичные лекции были запрещены. Многие студенты были отчислены. После волнений 1865 года в школе осталось всего 524 студента. Указ императора Александра II от 18 февраля 1863 г. Он также сформировал новый факультет теории и истории искусства в составе факультета истории и филологии.
В марте 1869 года студенческие волнения снова потрясли университет, но в меньших масштабах. К 1869 году университет окончили 2 588 студентов. В 1880 году Министерство национального просвещения запретило студентам вступать в брак и не допускать лиц, состоящих в браке. В 1882 году в университете произошли очередные студенческие волнения.
Сейчас вуз готовится к этой дате, уже запланировано порядка 30 мероприятий. Среди них — присвоение имени СПбГУ космическому объекту, реконструкция университетского Ботанического сада, капитальный ремонт общежитий, выпуск памятной монеты. На территории не менее 150 гектаров разместится научно-технологический медицинский комплекс, учебные и учебно-лабораторные корпуса, блок обеспечения уставной деятельности университета, общежития, конгресс-центр и различные объекты инфраструктуры.
Каждый год в университет поступает более 3000 иностранных студентов из 100 стран. Им предлагается на выбор: 10 программ двойного диплома; 20 магистерских программ, преподаваемых на английском, немецком, испанском, французском и итальянском языках. В Санкт-Петербургском университете реализуются основные и дополнительные образовательные программы следующих уровней: среднее профессиональное образование высшее образование бакалавриат, специалитет, магистратура подготовка кадров высшей квалификации В университете реализуются очная, очно-заочная и заочная формы обучения. Нормативные сроки обучения составляют, в соответствии со стандартами: по программам бакалавриата — 4 года по очной форме обучения, 5 лет по очно-заочной и заочной формам обучения; по программам специалитета — 5 лет или 6 лет по очной форме обучения в соответствии с ФГОС ВО , 6 лет по очно-заочной и заочной формам обучения; по программам магистратуры — 2 года по очной форме обучения, 2 года 3 месяца — 2 года 6 месяцев по очно-заочной и заочной формам обучения; по программам аспирантуры в зависимости от научного направления — по очной форме обучения 3 или 4 года, по заочной форме обучения 4 или 5 лет.
В его основу была положена идея автономии Университета как корпорации профессоров оставаясь государственными учреждениями в сильно развитой бюрократической системе министерства народного просвещения царской России, полностью автономными университеты, разумеется, никогда не были. Главным, и в значительной степени независимым, органом управления Университета становился его Совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры. Право утверждения в должности оставалось за министром, но в течение действия устава случаев с неутверждением ректора или деканов в Петербургском университете не было. Только при незамещении кафедры в течение года министр мог назначить профессора по своему усмотрению. Университетский совет получал возможность разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять, какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения Совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Во второй половине XIX в. Чебышева - в математике, Э. Ленца - в физике, Д. Менделеева и А. Бутлерова - в химии, А. Бекетова - в ботанике, И. Мечникова и А. Ковалевского - в эмбриологии, И. Сеченова - в физиологии, В. Докучаева - в почвоведении, А. Иностранцева - в геологии, Ф. Соколова - в антиковедении, К. Бестужева-Рюмина - в отечественной истории, Н. Кареева - в истории Европы, В. Васильева и В. Розена - в ориенталистике. С конца 60-х годов XIX в. В 1868 г. Менделееве и переименованное по его инициативе в 1878 г. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 г. Петербургский университет стоял у истоков высшего образования для женщин в России. В 1878 г. Позднее курсы вошли в состав Университета. Марков, А. Ляпунов, В. Стеклов, физики О. Хвольсон, Д. Рождественский, астроном С. Глазенап, климотолог А. Воейков, химики Н. Меншуткин, Д. Большой вклад внесли университетские ученые в развитие гуманитарных наук. Восточный факультет стал крупнейшим в России центром ориенталистики. Труды выдающихся ученых-востоковедов С. Ольденбурга, Д. Хвольсона, П. Коковцева, Б. Тураева, В.
В Петербурге 2024 год станет Годом СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет - Saint Petersburg State University - | В 2013 и 2014 годах в Университете прошли конкурсы мегагрантов СПбГУ, по итогам которых были созданы 9 научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих российских и зарубежных учёных. |
Санкт-Петербургский государственный университет — Википедия | Герб СПБГУ Санкт-Петербургский государственный университет в России (коротко СПбГУ) – это один из крупнейших и ведущих университетов, который каждый год привлекает внимание выпускников школ со всех регионов. |
Следующий год в Петербурге станет Годом СПбГУ | Сколько на самом деле потрачено и главное, какова цель, 47news спросил в пресс-службе СПбГУ. |
Предстоящий год в Петербурге объявили годом СПбГУ в честь 300-летия вуза | Триста лет назад Петр I подписал указ об учреждении Академии наук и основании Санкт-Петербургского университета. |
Наука отмечать. Как измерить возраст СПбГУ
Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, вводившие более узкую специализацию студентов. Срок обучения составлял 3 года. Студенты должны были носить форменную одежду — синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком. При университете действовали Учительский институт и Благородный пансион.
В 1860 были организованы курсы для подготовки учителей средней школы. В 1863 был принят новый университетский устав, действовавший до 1884. Согласно уставу университет был автономной корпорацией профессоров с руководящим органом — Советом, в который входили все профессора.
Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры — право утверждения в должности оставалось за министром. Петровский зал Во 2-й пол. Чебышева — в математике, Э.
Ленца — в физике, Д. Менделеева и А. Бутлерова — в химии, А.
Бекетова — в ботанике, И. Мечникова и А.
Главное здание университета располагается в историческом центре Петербурга в здании Двенадцати коллегий на Университетской набережной. Современный университет имеет множество зданий, расположенных в различных административных районах Санкт-Петербурга, в пределах Ленинградской и других областей России. Университетский комплекс Среди зданий и баз, которыми владеет университет: обсерватория и ботанический сад;.
Три века сменились, десяток эпох. А что остается неизменным в СПбГУ?
Николай Кропачев: Как бы ни менялся университет, главное его предназначение, для чего создавался и он, и академия, - отвечать насущным потребностям страны. Меняются приоритеты, направления, но основная задача остается неизменной. Его история - прежде всего история людей, которые в разные времена принимали решения, совершали поступки во благо нашей Родины. Бывал здесь и Пушкин, работал Бродский. Девять Нобелевских лауреатов, два лауреата премии Филдса, олимпийские чемпионы, первооткрыватели, политические деятели и множество выдающихся ученых. Мы гордимся этими именами! Еще одна важная традиция - преемственность поколений. Сочетание бережного отношения к научному наследию с постоянным движением вперед, поддержка научных школ и расширение горизонтов познания.
Мы были и остаемся классическим университетом, который объединяет традиции с инновациями. Во время посвящения в студенты Николай Кропачев вместе с первокурсниками нарисовал родной вуз. Как вы в СПбГУ уживаетесь с искусственным интеллектом? Николай Кропачев: Искусственный интеллект, методы машинного обучения и нейросети играют большую роль в жизни современного общества. Здесь, как и почти во всем в нашей жизни, есть свои плюсы и минусы. Сегодня в университете большое количество образовательных программ в области искусственного интеллекта и информационных технологий, ведь такие навыки важны для любого молодого профессионала. Например, в прошлом году одной из самых популярных программ бакалавриата стала "Прикладная математика, программирование и искусственный интеллект". Буквально в конце прошлого года мы получили серьезный грант на разработку платформы ИИ интернета вещей для высокотехнологичных производств.
У нас в университете очень сильные ИТ-специалисты, которые занимаются, в частности, практическим использованием возможностей искусственного интеллекта, а социологи выясняют социальные последствия взаимодействия "человек - машина - человек". Университет - это место для сильных духом. Для тех, кто готов заниматься любимым делом на благо России. Что думаете об этом? Николай Кропачев: Да, слышал, что до 40 процентов "участия" искусственного интеллекта в дипломной работе где-то разрешили. С оговоркой, что "надо стремиться, чтобы работа была индивидуальная, самостоятельная". Но какая же она самостоятельная, если на 40 процентов выполнена кем-то. Это определенный вызов, с которым в настоящее время сталкивается не только наша страна - весь мир.
Но сколько вызовов мы уже преодолели! Вспомните хотя бы обучение в ковид. Тогда СПбГУ первым в России стал широко использовать гибридные аудитории и вошел в пятерку лидеров в мире по количеству онлайн-курсов на платформе Coursera.
В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России.
Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А.
В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов.
После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И.
Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий.
С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников.
В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р.
Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г.
Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И.
Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры.
Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С.
Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века.
Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф.
Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио.
Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г.
Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III.
Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков.
События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И.
Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М.
Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты.
В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей.
До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад?
Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие.
В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г.
Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг.
Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг.
За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов.
В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение.
Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье.
Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты.
Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент».
В петербургском вузе произошла вспышка кори
Мы были и остаемся классическим университетом, который объединяет традиции с инновациями. Кстати, об инновациях: "словом года" эксперты сегодня называют нейросеть. Как вы в СПбГУ уживаетесь с искусственным интеллектом? Николай Кропачев: Искусственный интеллект, методы машинного обучения и нейросети играют большую роль в жизни современного общества.
Здесь, как и почти во всем в нашей жизни, есть свои плюсы и минусы. Сегодня в университете большое количество образовательных программ в области искусственного интеллекта и информационных технологий, ведь такие навыки важны для любого молодого профессионала. Например, в прошлом году одной из самых популярных программ бакалавриата стала "Прикладная математика, программирование и искусственный интеллект".
Буквально в конце прошлого года мы получили серьезный грант на разработку платформы ИИ интернета вещей для высокотехнологичных производств. У нас в университете очень сильные ИТ-специалисты, которые занимаются, в частности, практическим использованием возможностей искусственного интеллекта, а социологи выясняют социальные последствия взаимодействия "человек - машина - человек". Девять Нобелевских лауреатов, два президента страны, классики русской литературы, выдающиеся ученые - выпускники Санкт-Петербургского университета В некоторых вузах разрешили использовать нейросети при написании дипломов.
Что думаете об этом? Николай Кропачев: Да, слышал, что до 40 процентов "участия" искусственного интеллекта в дипломной работе где-то разрешили. С оговоркой, что "надо стремиться, чтобы работа была индивидуальная, самостоятельная".
Но какая же она самостоятельная, если на 40 процентов выполнена кем-то. Это определенный вызов, с которым в настоящее время сталкивается не только наша страна - весь мир. Но сколько вызовов мы уже преодолели!
Вспомните хотя бы обучение в ковид. Тогда СПбГУ первым в России стал широко использовать гибридные аудитории и вошел в пятерку лидеров в мире по количеству онлайн-курсов на платформе Coursera. А каким вызовом были 90-е годы прошлого века, когда в стране вдруг дефицитом оказалась бумага и перестали издаваться новые учебники?
Тогда я на лекции говорил студентам: "Ребята, новых учебников пока нет. Они мне: "Как? Это же старое законодательство.
Все изменено! Каждый вызов - это возможность проявить себя. Петр Первый прорубил окно в Европу, которое Европа сейчас старательно закрывает.
Как в таких условиях у вас каждый пятый студент - иностранец? Николай Кропачев: Да, кто-то, возможно, и удивится, хотя для нас ничего удивительного нет: несмотря на различные сложности, связанные с преодолением международных границ, Санкт-Петербургский госуниверситет уже шесть лет подряд становится самым востребованным высшим учебным заведением России среди иностранных абитуриентов, занимает первое место по этому показателю в рейтинге Россотрудничества. В прошлом году на бюджетные места претендовала 21 тысяча иностранных абитуриентов из более чем 100 стран мира.
А мест всего тысяча.
Можно приезжать как со своими палатками, так и брать оборудование у администрации. Куда поехать с палатками. Из него открывается живописный вид на Финский залив. На территории есть протяженный пляж, усыпанный песком. Вокруг — свежий лес, по которому можно погулять. Кемпинг оборудован всем необходимым для петербуржцев. Есть место для приема душа, несколько чистых уборных, кухня для приготовления пищи и место для жарки шашлыков.
Также имеется зарядная станция для электронных приборов. Поселок Горки на Рощинском шоссе Выборгского района Поехав на отдых с палатками сюда, петербуржцы насладятся живописным видом, выходящим на озеро. Разрешается брать для отдыха собственную палатку любого размера. Также на территории есть специальные домики для гостей. Там оборудована традиционная кровать. Отдых в кемпинге можно устроить даже в том случае, если нет своих палаток. Посетителям их тоже предоставляют. В зону отдыха проведено электричество.
Вуз сотрудничает с Александринским театром, поэтому студенты — постоянные зрители его спектаклей. Летом, часть обучающихся ребят может отправиться в лагерь в Туапсе за счет университета. Кроме того, налажен международный обмен студентами.
Есть спортивные команды, разные клубы по интересам например, танцы в ПУНКе, студенческий городок в Петергофе , на постоянной основе проводят соревнования, конкурсы, международные олимпиады. С недавних пор действует Ассоциация выпускников университета. Ее мероприятия — это лекции бывших студентов, которые состоялись как профессионалы и успешно работают в своей сфере.
Знаменитые выпускники За трехсотлетнюю историю существования вуза, из его стен вышло немало людей, прославивших не только свой альма-матер, но и всю Россию: Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Окончил Академический университет в 1736 году. Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, окончивший философский факультет в 1836 году.
Согласно первой версии, сегодня принятой официально, университет основан 28 января 1724 года как Академический университет вместе с Академией наук по указу Петра I. При Екатерине II университет перестал существовать, на его базе было создано училище. В историографии Российской империи и СССР официальным годом основания университета считался 1819 год, когда Главный педагогический институт был реорганизован в Петербургский университет. В университете существует одна из старейших библиотек России, общий фонд которой составляет более шести тысяч томов научной, научно-популярной, технической, публицистической, документальной, художественной литературы.