Тамбовские епархиальные ведомости. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Тамбовские епархиальные ведомости (Читальня/Тамбовские епархиальные ведомости). Годовой бюджет крестьянской семьи. Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского. Page 11: Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009. В течение Великого поста епископ Тамбовский и Ми-чуринский Феодосий совершил 4 чинопоследования Пассии в Спасо-Преображенском кафедральном собо-ре города Тамбова. Тамбовская епархия в 1933–1935 гг. «Кировский поток» репрессий.
Значение ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Интересна специфика разделения материалов данного издания на официальные и неофициальные известия. Официальная часть является более стабильной по содержания и мало меняется из номера в номер: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения [1, 235]. Эти рубрики обеспечивали информационный обмен между обществом, духовенством и РПЦ как структурой. Здесь присутствует информация о вакантных местах службы, о новых законах и распоряжениях. Неофициальная часть ориентирована гораздо больше на эмоциональное вовлечение читателя.
На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью.
Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии. Исторические названия Тамбовская и Козловская 1682 - 1720 Тамбовская и Пензенская апрель 1758 - 16 октября 1799 Тамбовская и Шацкая 16 октября 1799 -? Тамбовская и Мичуринская 1927 -? Тамбовская и Шацкая упом. Количество храмов - 138, часовен - 36.
Напротив — городской публичный сад, гауптвахта, дом губернатора, направо — кафедральный собор. В нем под спудом почивают мощи епископа Тамбовского Питирима» [7]. В этом небольшом, но уютном городке епископу Феофану предстояло прослужить четыре года. Для истории период незначительный, но для епархии он стал плодотворным и важным. В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей. Согласно «Историко-статистическому описанию» за 1911 год, в период пребывания на кафедре святителя Феофана построили и освятили 65 храмов [9]. В каждый храм он выдавал храмозданную грамоту и антиминс. В епархии действовало 16 монастырей и монашеских общин: 8 мужских и 8 женских. Среди них такие древние обители, как Шацкий Чернеев Никольский мужской монастырь, впервые упоминаемый в архивных источниках в 1573 г. В августе 1859 г. В следующем 1860 г. На подворье монастыря в городе Усмани в 1862 г. Придел был освящён «по благословению преосвященного Феофана благочинным сего монастыря архимандритом Серафимом» [15]. В данной обители святитель постриг в рясофор нескольких послушниц [16]. В Кадомской женской общине епископ Феофан совершил освящение каменного теплого храма в честь «Рождества Предтечи Господня и во имя пророка Божия Илии» [17]. Об этом говорится в «Словах к Тамбовской пастве» и в «Слове на освящение храма», которое святитель произнес 4 августа 1861 г. Если же даты указаны верно, то можно предположить, что в 1861 г. Должное попечение епископ Феофан оказывал и Тамбовской духовной семинарии, старейшему учебному заведению Тамбовской губернии, основанному в 1779 г. По инициативе святителя, который хорошо владел искусством иконописания и сам писал иконы, в семинарии открылся класс иконописи. Согласно его ходатайству, «19 августа 1860 г. Духовно-учебное управление Святейшего Синода постановило выделить 93 рубля 33 копейки на жалование преподавателю иконописи и 50 рублей для оборудования иконописной аудитории необходимыми принадлежностями и пособиями» [20]. При преосвященном Феофане был обновлен семинарский храм, построенный и освящённый в 1847 г. Епископ Феофан благословил семинарскому старосте и благотворителю Ивану Козмичу Малину взяться за расширение и благоукрашение храма. В результате проделанных работ «алтарь втрое увеличился при новом иконостасе, тяжелые хоры уничтожены, и церкви сообщён свет и простор чрез соединение ее с двумя соседними коридорами, не имевшими почти значения» [21]. Обновленный храм епископ Феофан освятил 23 сентября 1863 г.
Три монастырских фонда: Козловского Троицкого монастыря ф. Помимо церковных фондов есть еще фонды по гражданской истории губернии, в которых можно почерпнуть массу сведений об истории епархии. В фондах Канцелярии Тамбовского губернатора ф. Фонд Строительного отделения ф. Сразу же скажу, что собственно проектов церквей едва ли наберется с десяток. Стоит еще отметить личные фонды А. Норцова ф. Мансурова ф. Отдельной строкой, именно как исторический источник, я бы отметил Тамбовские епархиальные ведомости, которые издавались с 1861 г. Подшивки ведомостей хранятся как в архиве, так и в Тамбовской областной универсальной библиотеке им. Пушкина, причем там нет номеров за 1860-е гг. Имеются ведомости и в Тамбовской епархиальной библиотеке, но там всего за пять лет. Для нас это сейчас именно источник, где собрана информация о самых разных сторонах жизни епархии. Это, пожалуй, главные дореволюционные фонды. После 1917 г. Если мы хотим собрать информацию о том, как складывались отношения советского государства и Церкви в 1918-1930-х гг. Для более детальной проработки темы обратить внимание на многочисленные фонды волисполкомов и, затем райисполкомов. Есть сведения о церкви в фонде Губземодтела. Все что касается репрессий против духовенства и мирян содержаться в фондах Губпрокурора, его помощников их с десяток , окружных прокуроров, в фондах милиции. Интересную информацию можно также почерпнуть в фондах Центра документации новейшей истории Тамбовской области бывший партархив , сокращенно ЦДНИТО, здесь имеются документы, проливающие свет на то, как в губернии организовывались многие антицерковные компании, а также уникальные сводки и беллютени ОГПУ. Неисчерпаемый материал содержится в периодической печати советского времени. В 1920-1950 гг. Впрочем, источник этот очень специфичен и относиться к нему надо с большой долей скептицизма. Послевоенный период в истории епархии можно изучать с большими подробностями. Пожалуй, это единственный «положительный» момент в создании института Уполномоченных по делам религий. Начиная с 1943 года и по 1991 год все документы, касающиеся церкви аккумулировались в фонде Уполномоченного ф. Р5220 в котором 4 описи и одна из них оп. В общей сложности в фонде почти 2000 документов и они прекрасно иллюстрируют жизнь епархии в период 1940-1980-х годах. Постсоветский период в истории епархии и современное положение в источниковедческом смысле темное пятно. В государственные архивы церковные документы не сдаются, а епархиальный архив для доступа исследователей закрыт.
История Тамбовской Епархии. Курс лекций
Гродно, 1901—1915 6709 Грузинская епархия. Тифлис, 1891—1906 гг. Екатеринбург, 2000 Духовный вестник Грузинского экзархата Грузинский экзархат. Ссылка на сканы 337 выпусков "Вестника Грузинского экзархата" за 1891-1917 годы. Хеладзе, 1891-1906. Николай, за ред.
Хелидзе, арх. Покровский Донская епархия. Новочеркасск, 1869—1917 466 Екатеринбургская епархия. Екатеринбург, 1886—1917 554 Екатеринославская епархия. Екатеринослав, 1872—1917 7236 Енисейская епархия.
Красноярск, 1884—1906 ; 1908—1919 705 Забайкальская епархия. Чита, 1900—1919 777 Казанская епархия. Казань, 1867—1918 2401 Иркутская епархия. Иркутск, 1863—1919 484 Кавказская епархия. Ставрополь, 1873—1886 8054 Калужская епархия.
Калуга, 1862—1907 4714 Камчатская епархия. Благовещенск, 1894—1899 5018 Киевская епархия. Киев, 1861—1918 4585 Кишиневская епархия. Кишинев, 1867—1917 3738 Костромская епархия.
Прибавление Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Самара, 1867—1918 1272 Саратовская епархия. Саратов, 1865—1905 ; 1913—1918 948 Симбирская епархия. Симбирск, 1876—1917 951 Смоленская епархия.
Смоленск, 1865—1918 351 Ставропольская епархия. Ставрополь, 1886—1918 8055 Таврическая епархия. Симферополь, 1869—1917 9845 Тамбовская епархия. Тамбов, 1861—1918 1614 Тверская епархия. Тверь, 1877—1918 3032 Тобольская епархия. Тобольск, 1882—1919 741 Томская епархия. Томск, 1880—1919 727 Тульская епархия. Тула, 1862—1918 688 Туркестанская епархия. Верный, 1906—1918 7891 Уфимская епархия.
Уфа, 1879—1917 745 Харьковская епархия. Харьков, 1867—1915 7385 Холмская епархия. Холм, 1906—1917 6027 Печатный огран Холмской и Люблинской епархии, издававшийся с 1906 г. Сменил издававшийся в 1877—1905 гг. До 1915 г. Херсонская епархия. Одесса, 1860—1918 1516 Черниговская епархия. Чернигов, 1861—1911 3813 Якутская епархия.
Так, свт.
Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус.
Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917 , грузинском в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , якутском в «Якутских епархиальных ведомостях» , на др. Все Е. В качестве приложения могли выходить и др. Очень часто редактирование офиц. Стадницкий впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг.
Редакторами в Е. Ермоген Долганёв ; впосл. Фаддей Успенский ; впосл. Анастасий Грибановский ; впосл. Мефодий Краснопёров ; впосл. Иоанн Поммер ; впосл. Лаврентий Князев ; впосл. Вениамин Федченков ; впосл. Серафим Остроумов ; впосл.
Значительный вклад в издание Е. Суворов «Вологодские ЕВ» в 1865-1896 , Н. Корсунский и М.
ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях. православных святынь Тамбовской епархии Заупокойное богослужение в день рождения великого русского полководца Александра Суворова Мероприятия в день рождения генералиссимуса А.В. Суворова Делегация Тамбовского регионального отделения ВРНС во. Тамбовские епархиальные ведомости (Читальня/Тамбовские епархиальные ведомости). Годовой бюджет крестьянской семьи. Художественная литература [2]. Саратовские епархиальные ведомости [48]. Страницы о перемещениях, назначениях, наградах и т.д. священнослужителей Саратовской епархии за 1865-1918 г.г. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №1 (181) 2023. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии — Тамбовской и Рассказовской, Мичуринской и Уваровской епархий, значимые события.
ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Тамбов, 1861. Формат PDF, 344 стр. Тамбовская епархия в 1933–1935 гг. «Кировский поток» репрессий. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Стенд в Тамбовской епархии.
JavaScript is disabled
Те же и др. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. С 16 апр. Нила Исаковича по программе, аналогичной плану архиеп.
Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости», на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г. Новгороде, с 1865 г.
Ставропольские епархиальные ведомости. В 1913-1917 гг. Салми, Карелия и Выборге ж. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии.
Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е. С 1845 г. Архангельск, 1889.
Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками.
Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов.
В некоторых Е.
Немаловажное значение для истории Русской Церкви имеют переписка русских иерархов и документы из личного архива митрополита Филарета Дроздова, относящиеся к периоду с 1821 по 1867 год. Архиепископ Савва Тихомиров, издавая собрание этих материалов, включил в них документы из архивов Святейшего Синода и, что особенно важно, Министерства иностранных дел, ибо материалы этого архива, отражающие связь Русской Церкви и государства с православным Востоком и балканскими народами, прежде не публиковались. Личный архив митрополита Филарета исторически ценен тем, что содержит свидетельства, характеризующие взгляды московского иерарха, очень тонко и глубоко понимавшего исторические процессы церковной жизни. Для истории отношений Русской Церкви и православного Востока очень важен материал, содержащийся в дневнике архимандрита впоследствии епископа Порфирия Успенского ум. Начало XX века для Русской Церкви ознаменовалось движением в церковной среде в связи с намечавшимися реформами Русской Церкви. Хотя проектируемые переустройства не осуществились, документация этих лет — "Отзывы" епархиальных архиереев, Духовных консисторий и собраний низшего духовенства, а также "Журналы и Протоколы Предсоборного Присутствия" за 1905—1906 гг. Печатный орган Святейшего Синода, называвшийся с 1875 года по 1887 год "Церковным вестником", а с 1888 по 1917 год "Церковными ведомостями", в своей официальной части помещал указы и распоряжения Святейшего Синода, "Епархиальные ведомости" дополнительно включали распоряжения епархиальных архиереев. Многочисленные издания церковных журналов, особенно за последние полвека Синодального периода, "Труды" или "Известия" архивных комиссий во многих губерниях, "Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете" содержат немало сведений по истории и духовной жизни Русской Церкви. Ниже приводим перечень епархиальных источников, в которых всесторонне отражена жизнь Русской Церкви в Синодальный период ее истории.
Архангельск, 1888-1918. Еженедельно, с 1901 года — 2 раза в месяц. Ранее: "Архангельские епархиальные известия", 1885-1887. Архангельские епархиальные известия. Архангельск, 1885-1887. Далее: "Архангельские епархиальные ведомости", 1888-1918 Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань, 1875-1918. Еженедельно, с 1882 года — 2 раза в месяц, с 1912 года — 3 раза в месяц. Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1899-1917.
Ранее: "Камчатские епархиальные ведомости", 1894-1899. Варшавский епархиальный листок. Варшава, 1906-1915; М. Ранее: "Холмско-Варшавский епархиальный вестник", 1877-1905. Вера и жизнь. Двухнедельный журнал Черниговской епархии. Чернигов, 1912-1917. Ранее: "Черниговские епархиальные известия", 1901-1911 естник Виленского православного Свято-Духовского Братства. Вильна, 1907-1915; М. Вестник Грузинского Экзархата.
Тифлис, 1910-1917. Выходил взамен журнала "Духовный вестник Грузинского Экзархата". Бесплатное повременное издание. Екатеринослав, 1917 Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток, 1903-1917. Владикавказские епархиальные ведомости. Владикавказ, 1895-1917. Владимир, 1865-1917 2 раза в месяц, с 1906 года — еженедельно Изд. Вологда, 1864-1917. Неофициальная часть — см.
Кременец Тип. Почаевская Лавра , 1867-1907; Житомир, 1908-1917. Воронеж, 1866-1917 2 раза в месяц, с 1910 года — еженедельно Восточный благовест. Листок для религиозно-нравственного чтения. Приложение к журналу "Владивостокские епархиальные ведомости". Владивосток, 1912-1913 Неопределенно. Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863-1918. Гродно, 1901-1915. В 1907, 1909-1915 годах неофициальный отдел — 2 раза в месяц Донские епархиальные ведомости.
Новочеркасск, 1869-1917. Еженедельно, с 1870 года — 2 раза в месяц, с 1901 года — 3 раза в месяц, с 1915 года — еженедельно. Официальный и неофициальный отделы выходили отдельно, с 1915 года неофициальный отдел выходил под заглавием "Донской православный вестник" Донской православный вестник.
Согласимся с существующим подходом к типологизации ис- точников, который предполагает наличие трех основных категорий: документы официального законодательные акты, статистические и делопроизводственные материалы , личного происхождения дневники, мемуары, путевые заметки , а также периодическую печать [1]. Одним из наиболее ценных исторических источников при изучении патриотической деятельности тамбовского духовенства являются «Тамбовские епархиальные ведомости» в дальнейшем - ТЕВ. Это - периодическое издание, которое выходило еженедельно по субботам. Публиковались ТЕВ с 1861 по 1917 г.
ТЕВ дают превосходную возможность детально ознакомиться с деятельностью церковных институтов и реконструировать жизнь православного духовенства в Тамбовской губернии. Конечно же, журнал отражал и все наиболее важные события не только в жизни епархии, но и России в целом. Ведомости отличает единая четкая структура. Каждый номер издания включал в себя две части - официальную и неофициальную. Официальная часть была представлена следующими рубриками: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения. В официальном разделе размещалась информация о законопроектах, сведения о должностях, занимаемых священнослужителями, и о вакантных местах, отчеты учебных заведений, определения Священного синода, списки пожертвований, отчеты о приходе и расходе перечисленных сумм. Редакторами этой части Ведомостей всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии.
Они назначались Синодом по ходатайству Его Преосвященства. Поскольку любая подвижническая деятельность духовенства осуществлялась в рамках правового регулирования и церков- ной иерархии, то она воплощалась в статьях Ведомостей с учетом юридической силы приказов, постановлений и распоряжений. Любопытно содержание неофициальной части ТЕВ. В этом разделе мы встречаем обращения к прихожанам, отрывки из религиозной литературы, стихи, исторические справки о религиозных деятелях, очерки о повседневной деятельности епархии, рекламу различных периодических изданий и даже пропаганду «трезвого» образа жизни. Редакторы неофициальной части указываются только по фамилии, поэтому не всегда возможно проследить их социальное положение и должность. К сожалению, ТЕВ не сохранились полностью - утрачены многие номера издания, не хватает листов. Практически без потерь дошли до нас только номера, изданные в начале ХХ в.
В военное время Ведомости традиционно печатали списки многочисленных жертвователей - благодаря этому мы можем установить источники, виды, направления и механизмы сбора пожертвований, характерные для духовенства XIX - начала ХХ в. Например, анализируя материалы ТЕВ за 18771878 г. Кроме холста мы встречаем в ТЕВ упоминания о предоставлении на военные нужды таких материалов, как ситец, бязь, нити и мн. Пользуясь данными тех же номеров, можно проследить и изменение векторов благотворительной деятельности - для периода русско-турецкой войны становится характерным такое направление, как помощь братским славянским народам Балканского полуострова. Сбор средств в пользу братьев-славян зачастую инициировался приходскими священниками и вызывал широкий резонанс среди прихожан. Это говорит о высокой степени чувства конфессионального единства, стремлении поддержать правоверных, ока- завшихся под гнетом «басурман». Вместе с тем, сохраняются и традиционные направления пожертвований, среди которых начинают преобладать благотворительные взносы в пользу Российского общества Красного Креста.
Согласно данным ТЕВ, самым распространенными механизмами сбора пожертвований среди тамбовского духовенства были непосредственные взносы священнослужителей в определенные благотворительные организации например, местное отделение Красного Креста , отчисления из жалования и кружечный сбор. Очень часто в списки жертвователей ТЕВ попадали приходские священники, которые организовывали сбор пожертвований среди своей паствы.
Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель. Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 170006, г. Тамбовская и Мичуринская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 392000, г.
Сергий Озеров ок. Серафим Чичагов 1856 - 1937 , митрополит , священномученик. Полтавская и Миргородская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 36024, г. Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.
Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Рязанские епархиальные ведомости
В 2012 году авторы дополнили существующее издание новыми историческим фактами[5]. К 235-летию города Кирсанова была выпущена книга «Очерки истории Кирсанова: годы и люди», где также описан отдельный эпизод из церковной истории города в 1920—1930-е гг. Озарнова, Н. Федосеева, О. Левина и протоиерея Александра Сарычева[7]. Вклад в исследование истории монашеского общинного движения на Тамбовщине внес моршанский автор И.
Озарнов, который в научно-популярной форме рассказал об истории и насельницах Моршанского Казанского Прошина монастыря[8]. Его труд укладывается в общероссийскую и региональную тенденцию изучения истории отдельных монастырей и связан с привлечением внимания к возрождению обителей. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляется все больше публикаций, посвященных конкретным обителям: Кирсановскому Новому Александро-Невскому монастырю, Сухотинскому Знаменскому женскому монастырю, Козловскому Свято-Тихоновскому мужскому монастырю[9]. Кроме того, нами привлекались работы В. Кученковой по истории Тамбовских православных храмов и епархиальных святынь — это труды по истории культового зодчества региона, а также биографические очерки о жизни тамбовских архиереев[10].
Однако их в полной мере нельзя назвать работами по истории государственно-церковных отношений, хотя В. Кученкова, как автор, и не уклонялась от освящения отдельных вопросов взаимоотношений этих структур. Большое внимание она уделяла описанию архитектурных ансамблей и стилей храмов и монастырских комплексов. Кученкова, в этом ей следует отдать должное, собрала в своих книгах много исторических фактов, на которые в своих научно-изыскательных работах сегодня опираются исследователи и краеведы. Известен её сборник биографий тамбовских архиереев, он стал для нашей работы своеобразным отправным пунктом для дальнейших поисков в отношении периода 1930-х гг.
Однако книги В. Кученковой об архитектуре и строительстве храмов являются не единственной в своем роде работой, в начале 2000-х гг. Белых о культовом строительстве в городе Мичуринске, где были затронуты и вопросы приходской жизни городских жителей[11]. Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова — Спасо-Преображенского[12]. Кроме указанных тем история отдельных монастырей и соборов сегодня «Тамбовские епархиальные ведомости» одновременно выступают источником информации о местной церковной жизни, истории епархии и её подвижниках благочестия, как это было в конце XIX — начале XX вв.
Что касается периода 1930-х гг. О жизни и исповедническом подвиге репрессированного духовенства опубликовано несколько десятков статей протоиерея Александра Сарычева и заведующего историко-архивным отделом епархии О. Протоиерей Александр Сарычев также известен как автор книг «В западне Российского безбожия» издана в Москве в 2003 г. Нельзя не упомянуть, что работа по изучению данного периода указанными авторами, наследниками и продолжателями дела В. Кученковой, продолжается.
Мы также присоединились к этим исследованиям.
Козлова, Ильинская церковь г. Козлова, Скорбященская церковь г. Козлова, Крестовоздвиженская церковь г.
Лебедянь, соборный храм, Лебедянский Троицкий монастырь. Лебедяни, Христорождественский храм г. Лебедяни, Собор г. Лебедяни, Рождество-Богородицкий храм г.
Лебедяни, Покровский храм г. Лебедяни, Николаевский храм г. Лебедяни, Троекуровский женский монастырь. Вязовая Вершина Лебедянского уезда, Сезеновский женский монастырь.
Липецк, соборг. Липецка, Древле-Успенская церковь г. Липецка, Преображенская кладбищенская церковь г. Липецка, Успенская кладбищенская церковь г.
Липецка, церковь при тюремном замке г. Липецка, Вознесенская церковь г. Липецка, Покровский храм г. Липецка, Троицкий храм г.
Липецка, Евдокиевский кладбищенский храм г. Липецка, церковь при духовном училище г. Липецка, женская прогимназия г. Уварово Борисоглебского уезда.
Борисоглебск, собор г.
Правление союза духовенства тамбовской епархии, с выпуском в июне. Тамбовские епархиальные ведомости. Краткий обзор архипастырской деятельности Преосвященного Иннокентия в Тамбовской епархии за истекшее. Тамбовское епархиальное женское училище. О современном состоянии сектантства в Тамбовской епархии и о влиянии на религиозные запросы народа событий истекшего 1905 года. Партия была организована 13 ноября 1905. Летом 1905 в кругу лиц, близких к редакции журнала «Тамбовские епархиальные ведомости», возникла. В статье на материалах «Тобольских епархиальных ведомостей» рассматриваются.
Владивосток, 1903—1917 5619 Владикавказская епархия. Владикавказ, 1895—1917 2280 Владимирская епархия. Владимир, 1865—1919 3158 Вологодская епархия. Вологда, 1864—1917 811 Волынская епархия.
Кременец, 1867—1917 3476 Воронежская епархия. Воронеж, 1866—1917 1579 Вятская епархия. Вятка, 1863—1918 1113 Гродненская епархия. Гродно, 1901—1915 6709 Грузинская епархия.
Тифлис, 1891—1906 гг. Екатеринбург, 2000 Духовный вестник Грузинского экзархата Грузинский экзархат. Ссылка на сканы 337 выпусков "Вестника Грузинского экзархата" за 1891-1917 годы. Хеладзе, 1891-1906.
Николай, за ред. Хелидзе, арх. Покровский Донская епархия. Новочеркасск, 1869—1917 466 Екатеринбургская епархия.
Екатеринбург, 1886—1917 554 Екатеринославская епархия. Екатеринослав, 1872—1917 7236 Енисейская епархия. Красноярск, 1884—1906 ; 1908—1919 705 Забайкальская епархия. Чита, 1900—1919 777 Казанская епархия.
Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ): Электронное научное издание "Периодика". 1861. Метрическая книга по селу Хитрово Тамбовского уезда. Тамбовская губерния между двумя революциями: февраль 1917 г. – март 1918 г. Епархиальные ведомости губерний являлись официальными органами епархий.
Исторические
Дубасов И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов: Юлис, 2006. Там же. Иерей Антоний Лозовский,проректор по учебной работе Тамбовской Духовной семинарии тически открыли только 4 епархии - Устюжскую, Холмогорскую, Тамбовскую и Воронежскую. Открытие одной из 4-х епархий именно в Там-бовском крае было делом далеко не случайным. После ослабления Золотой Орды и прекращения татаро-монгольского ига колонизация Тамбов-щины проходила интенсивными темпами. Как писал выдающийся тамбовский краевед Иван Иванович Дубасов, «…в Тамбовской губернии в сравнительно короткий период, начиная со вто-рой половины XVI в.
Причиной такой быстрой колонизации было от-личное плодородие тамбовских земель. С другой стороны, область входила в так называемую Бел-городскую засечную черту и прикрывала Россию с юга, что требовало привлечения ратных людей. Правительство, заинтересованное в освоении края, давало переселенцам существенные льго-ты. На три года переселенцы освобождались от всяких общественных и государственных, повин-ностей и имели право безвозмездно использовать лес для домов и хозяйственных построек. Епар-хию возглавляли весьма образованные и про-свещенные архипастыри, оставившие после себя яркий след в ее истории и в жизни края. На время их пребывания на кафедре пришелся непро-должительный период управления Тамбовским наместничеством Гавриилом Романовичем Де-ржавиным. Епископ Феодосий Голосницкий был назна-чен на Тамбовскую кафедру 9 ноября 1766 года.
Начало его служения в Тамбове было нелег-ким. Как свидетельствует биография, владыка был неординарным человеком, обладал ясным умом, твердой волей и вместе с тем был сердеч-ным и добрым. Однако с первых дней своего служения архипастырь встретил в Тамбове на-стороженность и даже враждебность. В городе оказалось множество недовольных переводом прежнего епископа Пахомия Симанского на другое место служения. Эти люди составили прошение в Синод о возвращении прежнего владыки, которое подписали 106 человек. Ес-тественно, что в просьбе им было отказано. Бо-лее того, инициаторов подачи петиции в Синод наказали.
Обиженные поспешили возложить вину на епископа Феодосия. Они озлобились и решили приложить еще больше усилий для удаления его из епархии. Удобный случай не заставил себя долго ждать. В 1769 году вышел указ, по которому все заштатные церковнос-лужители подлежали зачислению на военную службу. Противники епископа задумали слож-ную интригу. Державина в Тамбове Памятник Г. Державину в г.
Тамбове Казанский мужской монастырь г. Для произ-водства разбирательства он направил двух чи-новников, которые, явившись в Тамбов, обви-нили владыку в сокрытии причетников. Между тем, епископ заранее уже выслал 70 человек, не состоящих на службе в церквах, которых чиновники забраковали как негодных и потре-бовали прислать штатных церковнослужите-лей. Епископ отказал, не желая оставить храмы без необходимых помощников, после чего не-довольные направили жалобу в Синод. Вторую жалобу подали причетники, отданные на во-енную службу за какие-либо провинности. И, наконец, пожаловался сам губернатор Маслов, избрав поводом рукоположение епископом Феодосием в сан диакона Василия Алексеева, сына священника, что избавляло его от воен-ной службы. Действия епископа толковались как неподчинение распоряжению властей.
В 1770 году владыку отстранили от управления епархией без запрещения в священнослуже-нии и назначили следствие. Недруги святителя радовались унижению архипастыря. Городс-кое духовенство отказалось ему подчиняться. Епископ Феодосий вынужден был переехать в Воронеж, где прожил два с половиной года до окончания следствия. При разбирательстве могли пострадать консисторские служащие, также привлеченные к ответу, но святитель, стараясь спасти своих подчиненных от непра-ведного приговора, взял всю вину на себя. При-нимая близко к сердцу тяготы простых людей, владыка действительно помогал заштатным церковнослужителям. Это и вменили ему как «преступление».
Следственная комиссия, со-стоявшая из епископа Воронежского Тихона, настоятеля Рязанского Спасского монасты-ря архимандрита Антония и премьер-майора Куприанова, представила материалы рассле-дования Императрице Екатерине Алексеевне. Ознакомившись с делом, государыня в 1773 году оправдала епископа Феодосия и возврати-ла его в Тамбов на кафедру 1. Подобные истории вызывали нестроения в епархиальной жизни. После стольких тревог владыке Феодосию пришлось вновь налаживать церковную жизнь. Для надзора за тем, чтобы храмы украшали искус-ные мастера, а иконы для них писали сведущие в иконописании художники, тамбовский архи-пастырь создал специальную комиссию. Одной из главных забот преосвященно-го Феодосия по возвращении к управлению епархией стало укомплектование приходских церквей, так как после пугачевского восста-ния и моровой язвы 1771 года по всей епар-хии недоставало 292 человека духовного чина, а у имевшегося духовенства не было должного духовного образования. Во всей Тамбовской епархии был только один человек, обладавший «книжным знанием» - это епархиальный про-поведник-священник.
Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, — интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях Екатеринославских, Томских и Херсонских и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве.
Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С. Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого.
С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями.
Настоящее пришествие мое к вам вызвано желанием видеть своими глазами, как живут здесь люди Божьи, как творится дело нашего общего спасения… Я, как Архипастырь Тамбовского края, даю отчет пред Высшей Церковной Властью в том, как живет моя паства, преуспевает ли в вере или упадает среди нее религиозность. Во многих случаях приходится сообщить во всеобщее церковное сведение, что есть места, куда проникли сектанты-лжеучители, которые отторгают верующих от церкви. Но много есть свидетельств, что жители Тамбовского края крепко и бережно хранят свою веру, усердно заботятся о сооружении благолепных храмов, где могут проявлять свою религиозную жизнь… Не только в селениях, но и в деревнях строятся храмы.
Мы живем в отношении близости храмов к селениям с большими удобствами, чем где бы то ни было… Я сам уроженец Петербургской губернии, там храмы от многих селений прихода находятся часто на верст десять и больше… Между тем у нас здесь расстояние в пять верст между церквями считается уже большим. За эту милость, что Господь дает нам возможность иметь храмы вблизи наших жилищ, нужно Бога постоянно славить и благодарить. В храме мы можем славить Бога все вместе едиными устами и единым сердцем, здесь мы все составляем одну семью. А Христос Спаситель для того и устроил церковь, чтобы собрать всех во едино, - в единое стадо. Где люди находятся в единении между собой, тут только можно найти любовь между ними самими, тут только может проявиться и та любовь их к Богу, от которой не может их отлучить, Кук говорит апостол, ни высота, ни глубина, и никакая тварь.
И святые апостолы всячески оберегали единение между людьми… Стало быть, где строится храм, в котором совершается дело спасения и объединения людей, там не должно быть никаких разделений, там должны умолкнуть всякие страсти, там нет места соображениям о личных удобствах… Мы должны подражать святым апостолам. Павел ради общего спасения готов был пожертвовать личным спасением, лишь бы Израиль спасся Рим. Этим он как бы говорит, что там, где идет дело об общей пользе, об общем спасении, там не должно быть места личным выгодам. Братья, я не разбирать вас пришел, и здесь не место суда… Христос приходил для того, чтобы мир был между людьми… Когда будете ссориться, тогда не Христовы будете ученики… Спешите скорей раздор закончить. Ныне в дни поста, идите в храм и молитвой испросите у Господа в грехах прощения и живите между собой в мире и любви….
На эти мир и любовь я вас и благословляю»! Причт в селе Столовом состоит из священника, дьякона и псаломщика. Все наличные члены причта ведут примерный образ жизни и ревностно исполняют свои обязанности. Особенно много работает на пользу прихода отец настоятель. Он с примерным усердием проповедует слово Божье в храме, ведет внебогосужебные собеседования, учит прихожан молитвам и заповедям и постоянно ходит в школу.
Помимо этого он принимает самое горячее участие в постройке нового храма и несет почти один все труды по этой постройке. Владыка очень был утешен доброй пастырской деятельностью отца настоятеля и благодарил его за труды… Осмотром Столовского храма было закончено обозрение Его Преосвященством приходов 2-го Тамбовского благочиния в настоящую пятую поездку по епархии.
Лебедяни, Покровский храм г. Лебедяни, Николаевский храм г. Лебедяни, Троекуровский женский монастырь. Вязовая Вершина Лебедянского уезда, Сезеновский женский монастырь. Липецк, соборг. Липецка, Древле-Успенская церковь г.
Липецка, Преображенская кладбищенская церковь г. Липецка, Успенская кладбищенская церковь г. Липецка, церковь при тюремном замке г. Липецка, Вознесенская церковь г. Липецка, Покровский храм г. Липецка, Троицкий храм г. Липецка, Евдокиевский кладбищенский храм г. Липецка, церковь при духовном училище г.
Липецка, женская прогимназия г. Уварово Борисоглебского уезда. Борисоглебск, собор г. Борисоглебска, Казанский храм г. Борисоглебска, Часовенный храм во имя иконы Божией Матери «Достойно есть» г. Борисоглебска, Покровский храм тюремного замка г. Борисоглебска, Кладбищенский храм г. Борисоглебска, Знаменский храм Станичной Слободы г.
Борисоглебска, Казанский храм Солдатской Слободы храм г. Мордово Усманского уезда, Вознесенская церковь с.