В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный».Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. Врубель не успел завершить «Демона поверженного» к открытию выставки 36-и художников. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
Врубель Михаил
Демон поверженный (1902) Очерк. 1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Не раз являясь художнику во снах и видениях — это сильное, красивое, но печальное существо — почти стало его продолжением. Они были пугающе похожи в своих мыслях и духовных исканиях, и также одинаково несчастливы. Эта мистическая одержимость началась от неразделённой любви Михаила Врубеля. В 1884 году 27-летний художник был приглашён в Киев для реставрации древних фресок Кирилловской церкви и создания новых алтарных композиций. Там он встретил Эмилию — жену своего заказчика, профессора А. С удивительными глазами василькового цвета, умная, яркая, но безнадёжно окружённая решительными и состоятельными поклонниками. Что мог предложить ей молодой, отчаянный Врубель, кроме своего чистого сердца и руки?
Именно в этот период любовной безысходности, рвущей на части душу художника, рождается первый, нечёткий образ Демона с копной необузданных чёрных волос, развивающихся по ветру. Глубокий взгляд больших, страдающих глаз, искажённые от боли чувственные губы — переходили из рисунка в рисунок, то пугающе меняясь, то, вдруг, застывая перед зрителем в сомнамбулическом трансе. Над пропастью Написав «Демона сидящего», художник почти десятилетие не обращался ко второму большому холсту. Ярко светилось кристаллическими гранями «живописных самоцветов» полотно мастера. Эта причудливая техника рисования , напоминающая сложную мозаичную конструкцию, сформировалась у Михаила ещё в Академии художеств под влиянием педагога Павла Чистякова.
Необычна и техника. Картина больше напоминает не живописную работу, а витраж или даже панно.
Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином - металлической лопаткой для удаления лишней краски. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры лежащего демона. Он будто зажат между верхней и нижней перекладинами рамы, как плитами карцера. А теперь представьте: пока шла выставка, Михаил Александрович приходил каждое утро к своему "Демону" и вплоть до прихода зрителей переписывал его. Стирал и заново накладывал краски, менял позу и фон, но больше всего изменений - в лице героя.
Лихорадочно и страстно художник искал ту запретную, потустороннюю грань, стремительно падая в манящую бездну. Знал ли он тогда, что это «откровение» потребует столь высокую цену? Заселяя свои полотна загадочно прекрасными женщинами и русалками, лукавыми козлоногими фавнами, особенное место Врубель отдал образу Демона. Не раз являясь художнику во снах и видениях — это сильное, красивое, но печальное существо — почти стало его продолжением.
Они были пугающе похожи в своих мыслях и духовных исканиях, и также одинаково несчастливы. Эта мистическая одержимость началась от неразделённой любви Михаила Врубеля. В 1884 году 27-летний художник был приглашён в Киев для реставрации древних фресок Кирилловской церкви и создания новых алтарных композиций. Там он встретил Эмилию — жену своего заказчика, профессора А. С удивительными глазами василькового цвета, умная, яркая, но безнадёжно окружённая решительными и состоятельными поклонниками. Что мог предложить ей молодой, отчаянный Врубель, кроме своего чистого сердца и руки? Именно в этот период любовной безысходности, рвущей на части душу художника, рождается первый, нечёткий образ Демона с копной необузданных чёрных волос, развивающихся по ветру. Глубокий взгляд больших, страдающих глаз, искажённые от боли чувственные губы — переходили из рисунка в рисунок, то пугающе меняясь, то, вдруг, застывая перед зрителем в сомнамбулическом трансе.
Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя.
Всю свою жизнь художник пытался выяснить для себя, кто он — его герой: Принц Сил зла — тёмная душа, или всё-таки Ангел, бросивший вызов, сознательно принявший судьбу изгоя. Константин Коровин комментировал творчество Врубеля так: «Среди художников и артистов я всегда видел одну особенную черту ловкачества. Когда все хвалят художника, восторгаются его творением, то всегда находятся люди, которые тут же произнесут: «Да… но, жаль - пьет», или: «Он мот», или вообще: «Знаете, но ведет он себя невозможно». Это зависть! Огромную зависть вызывал Врубель своим настоящим гениальным талантом». Итак, в начале 1902-го «Демон поверженный» был выставлен в Санкт-Петербурге, где произвел настоящую сенсацию.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Отец заметил способности сына и с детства обучал рисованию. В Одессе Михаил учился в художественной школе. Познакомился здесь же с художником Леонидом Пастернаком, дружеские отношения с которым продолжались до конца жизни Михаила Александровича. В картине «Демон сидящий» друзья отмечают сходство с молодым Борисом Пастернаком. Врубель бывал в доме у Леонида Осиповича, так что сходство вполне объяснимо.
Леонид Дубшан. Близнец Демона «Звезда» 2000, 9 Еще в школьные годы родные и соученики нередко отмечали особую задумчивость молодого Михаила, отрешенность, поглощенность какими —то мыслями. Казалось,не видел ничего вокруг, как бы отсутствовал. Очевидно поэтому в гимназии получил прозвище «философ».
Дома его называли «молчуном». Отец замечал перепады настроения сына и волновался: «опять ты впал в свое оцепенение» Врубель. Воспоминания о художнике. Ленинград, Москва,1963.
Занимался прекрасно, увлекался не только рисованием,часто бывал на спектаклях. По словам любимой сестры и биографа Анны Александровны Врубель: «гимназические годы в Петербурге Пятая гимназия у Аларчина моста и в Одессе Ришельевская отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов , а во второй — историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и истории средневековья». Ему все легко давалось. Он знал латынь и основные европейские языки.
Студенческие годы были непростыми, средств не хватало, приходилось заниматься репетиторством и другими работами в поисках заработка. Но сложные обстоятельства не помешали Врубелю продолжить занятия рисованием в вечернем классе Академии художеств у художника П. Там же познакомился и подружился с В. Бывает в театрах, влюбляется, расстается и опять влюбляется.
Отбывает в течение года воинскую повинность, после чего в 1880 году наконец поступает в Академию художеств к тому же Чистякову. Врубель талантом, увлеченностью, неординарным подходом к изображению сразу же обратил на себя внимание студентов академии. Интересовался творчеством художников из объединения « Мир искусства». Но по свидетельству биографов мало с кем из художников дружил.
В 1884 году крутой судьбоносный поворот-приезд в Киев. Немедленно включается в работу. Изучает фресковую Византийскую живопись по сохранившимся фрагментам в Кирилловской церкви и,конечно, в Софиевском соборе 11век Много читает. Быстро овладевает мастерством фресковой живописи, иконописью и в течение короткого времени пишет для мраморного иконостаса храма иконы « Богоматерь с младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий».
Кроме того он создал и настенные росписи. Отношения с коллегами дружеские, но как и в Академии художеств, без особой близости. Не смотря на некоторую отстраненность, известны теплые воспоминания Мурашко о совместной работе, а художник Степан Петрович Яремич стал автором первой фундаментальной биографии Врубеля. В Киеве вскоре после приезда сложились добрые отношения с семьей Адриана Прахова, особенно с его женой Эмилией.
Врубель был очень увлечен Эмилией Праховой, трагично переживал отсутствие взаимности. Михаил Александрович в состоянии отчаяния даже нанес себе повреждения ножом на груди. По словам Константина Коровина, он видел следы порезов, о причине рассказал Врубель. Лицо Праховой просматривается в лике Богоматери и даже Христа.
Впрочем, Врубель как и другие художники, использовал в качестве моделей своих знакомых. Прототипом образа Богородицы в центре апостольской группы «Сошествия Святого Духа» 1884 явилась Мария Федоровна Ершова, фельдшер, которая ухаживала за Эмилией Львовной во время болезни. В образе одного из апостолов третий слева снизу запечатлен профессор Адриан Викторович Прахов. Известный русский психиатр, психоаналитик профессор Иван Дмитриевич Ермаков в бытность студентом, видел Врубеля в клинике Московского мединститута.
В последующих статьях и в рукописной работе «Новеллы о творчестве» Ермаков отметил, что портрет Христа Врубель написал с лица женщины, заразившей его сифилисом. При этом он усилил «страдальческое, глубоко ушедшее в себя и в то же время благостное выражение» этого лица. Автор подчеркивает роль творчества как психологической защиты: «сам находясь в состоянии глубокой подавленности, Врубель занялся не своими проблемами, а образом женщины, ее горем, ее ужасом». А таинственная «Девушка на фоне персидского ковра» -дочь владельца ссудной кассы Дахновича.
В киевский период, нуждаясь в деньгах, Врубель периодически бывал у Дахновича. Безденежье «помогло» запечатлеть для потомков ничем не примечательную девочку и создать шедевр. Михаил Владимирович Алпатов называл Врубеля «художником — визионистом», вспоминая героя Чеховского «Черного монаха». По мнению Михаила Нестерова, знакомы по совместной работе в Киеве Врубель, «совершенно бескорыстный невинный, витал в своих видениях- грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, еще невиданным, нежданным, негаданным… прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника «нездешних стран».
Он был чувствительным и чутким человеком». Значительно позднее Сергей Судейкин вспоминал: «В 1906 году на выставке русского искусства в Париже некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля. Молодого человека звали Пикассо». Пабло Пикассо писал о Врубеле: «Я часто прибегаю к крайним возможностям чисто «скульптурной» трактовки, к острому очерчиванию плоскостей.
Это есть в африканской скульптуре, в русской иконе, это было у Врубеля». Интернетный журнал «Философия жизни» январь 20,2012. По окончании работ в киевских соборах, Врубель какое —то время продолжает жить в полюбившемся городе, преподает в рисовальной школе у брата художника Мурашко, пишет по фотографиям картины. Денег не хватает.
Но получив, распоряжается по «Врубелевски». Я так счастлив! В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом. Судьба совершила очередной вираж.
Врубель подружился с Саввой Мамонтовым, выезжал с семьей мецената заграницу, работал в знаменитом Абрамцево, занялся керамикой, оформлением спектаклей Частной оперы. Познакомился с прекрасной певицей Надеждой Забелой, по иронии судьбы много лет учившейся в Киеве.
Письмо с приглашением посетить мать городов русских Врубелю выслал Адриан Прахов — профессор, историк искусства, археолог и художественный критик. Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин. Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства.
Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу.
Александр Бенуа утверждал, что Врубель усиливал в нем черты муки, отчаяния, "пыточной вывернутости". Свойственное искусству Врубеля отталкивание от всего мелкого, серединного, пошлого здесь обретает крайне полемическую, заостренную и болезненную форму. Узкий, вытянутый в длину формат холста подчеркивает трагическую распластанность легкого голубоватого тела, которое кажется еще более эфемерным по контрасту с размахом огромных крыльев, охватывающих дальние склоны гор, меркнущие в сумеречном свете. Все в этом существе дышит вызовом, бунтом — и тусклое сверкание полных страдания и ненависти глаз, и жест заломленных рук, и хаос разметавшихся пестрых крыльев. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Демон Врубеля — воплощение «прекрасного зла» и «злой красоты» — был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица.
К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе.
Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды.
Первое впечатление: сумасшедший! Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош.
Обратите внимание:
- «Поверженный демон» Михаила Врубеля
- «Поверженный демон» Михаила Врубеля | World of Art
- Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
- Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
- История одной картины. Демоны Михаила Врубеля: Занимательные истории в журнале Ярмарки Мастеров
- Демон поверженный, Михаил Врубель - описание картины
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника? | Аргументы и Факты | «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. |
Врубель: художник на все времена | В 1901 году Врубель сделал первые эскизы к картине «Демон поверженный». |
Михаил Александрович Врубель
«Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901–1902 годах. Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Демон поверженный. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.