Найдите и исправьте лексическую ошибку Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна? Данная лексическая ошибка классифицируется как употребление слова в несвойственном ему значении, так как слово «скоропостижно» употребляется, когда речь идет о смерти. внести плату за что-нибудь. Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Если нарушаются лексические нормы, говорят о лексических ошибках.
Речевые (лексические) ошибки
Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль надо: играть роль , играть значение надо: иметь значение. Мы разобрали типичные лексические ошибки, но незнание фразеологизмов и неумелое их использование несоблюдение фразеологических норм также приводит к ошибкам: Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов: замена компонента львиная часть вместо львиная доля ; неоправданное сокращение или расширение состава оставлять желать много лучшего ; контаминация, или смешение двух оборотов по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски ; искажение грамматической формы бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала ; употребление фразеологизма, не соответствующего контексту Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык ; стилистически неуместное употребление Командир приказал сматывать удочки, вместо Командир приказал уходить. Слайд 14.
Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним. Для всех учащихся выполняется в тетрадях Надеть кто надел что-либо на кого - одеть кто одел кого ; одеваться — одеться 1. Проверка задания.
Наша учительница уделяла большое внимание на внеклассную работу.
Враг просчитался, расчитывая на быструю победу. Интересно посмотреть в залах музея старый фарфор, драгоценную мебель. Гость Ответ ы на вопрос: Гость Прочитав роман, я ясно представил его персонажей лексическая Декабристы сыграли большое значение в развитии общественной жизни России грамматическая Николай был красивым молодым юношей-грамматическая я кладу кники в портфель....
Оплатить за проезд,отзыв на статью,рецензия о спектакле,слушаться сестры,увеличить уровень,распутаться с делами,закон по охране с делами,закон по охране с детства,усилить внимание проблемы,неминуемый успех. Заплатить за проезд или оплатить проезд ; Рецензия о спектакле. Рецензия на спектакль ;Слушаться сестры.
Розенталя приведены нормативные примеры: уплатить за проезд в метро, уплатить за покупки, уплатить за обед. Таким образом, правильно: оплатить проезд, но: уплатить за проезд. В качестве альтернативных вариантов можно использовать словосочетания заплатить за проезд и внести оплату за проезд.
Контрольная работа по "Русскому языку"
Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим. Главная» Новости» В апреле месяце ошибка. Укажите случаи лексической несочетаемости. оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления). Данная лексическая ошибка классифицируется как употребление слова в несвойственном ему значении, так как слово «скоропостижно» употребляется, когда речь идет о смерти. Так что верным являются просьбы «оплатить проезд», и «заплатить за проезд».
Остались вопросы?
Смешение прямой и косвенной речи отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др. Неправильный выбор союза или союзного слова: Вопрос обсуждался у ректора, где было принято решение и было… ; Нельзя мириться с тем, когда студенты опаздывают, нецензурно выражаются и курят у входа с тем, что… ; Я взял в библиотеке книгу, где есть все правила орфографии и пунктуации в которой ; Я опоздал, потому как везде пробки потому что; союза потому как в литературном языке нет. Дублирование союзов: В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет за ним; Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу. Неправильная расстановка частей составного союза: Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом Мы не только были, но и выступили; Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставляет не только задуматься о высоком, но и воспитывает не только заставляет задуматься, но и… ; В лесу мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку мы не только собрали…, но и поймали …. Лишнее соотносительное слово в главном предложении указательное местоимение : Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо; Щенок раскатился на том полу, который был мокрый; Вошел тот преподаватель, который ведет физику. Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когда начался пожар, и люди не растерялись, а потушили его; Если пойдет дождь, а мы спрячемся под деревом; Чтобы быть здоровым, и вот я занимаюсь спортом. Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения: О докладе студента можно сказать следующее: доклад не вполне соответствует теме; желательно использовать больше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования О докладе студента можно сказать следующее: неполное соответствие теме, недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости….
Смещение конструкции говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец — по другой : Последнее, на чем я остановлюсь, это на оформлении контрольной работы это оформление ; Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности это грамотность ; Первое, о чем я вас попрошу, это о дисциплине это дисциплина ; Единственное, чего здесь не хватает, это списка литературы это список литературы ; Когда Базарову не хотелось никого видеть, и это он уходил куда-нибудь то он уходил куда-нибудь.
Смешение прямой и косвенной речи отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др. Неправильный выбор союза или союзного слова: Вопрос обсуждался у ректора, где было принято решение и было… ; Нельзя мириться с тем, когда студенты опаздывают, нецензурно выражаются и курят у входа с тем, что… ; Я взял в библиотеке книгу, где есть все правила орфографии и пунктуации в которой ; Я опоздал, потому как везде пробки потому что; союза потому как в литературном языке нет. Дублирование союзов: В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет за ним; Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу. Неправильная расстановка частей составного союза: Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом Мы не только были, но и выступили; Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставляет не только задуматься о высоком, но и воспитывает не только заставляет задуматься, но и… ; В лесу мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку мы не только собрали…, но и поймали …. Лишнее соотносительное слово в главном предложении указательное местоимение : Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо; Щенок раскатился на том полу, который был мокрый; Вошел тот преподаватель, который ведет физику. Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когда начался пожар, и люди не растерялись, а потушили его; Если пойдет дождь, а мы спрячемся под деревом; Чтобы быть здоровым, и вот я занимаюсь спортом.
Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи. Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью. Особенности употребления заимствований С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов. Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы. Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз. Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней. Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности». Намеренные нарушения как стилистический приём В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Васильева «Завтра была война», романов Ю. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности». Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник. Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа». Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения — содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе. Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности. Точность — качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей. Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску. Типичные лексические ошибки в аспекте точности. Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана беседа — это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция. У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения Ефремова Т.
Одевают кого-то, а надевают что-то. Путают полис и полюс, адресант и адресат, абонемент и абонент. Еще очень часто владимирцы не знают значения слов, которые они употребляют в речи. В эту же группу можно отнести частое использование в речи заимствованных слов, которые можно заменить на более простые и понятные русские слова. Не «шоу-рум», а «выставочный зал». Слышу звон, не знаю, где он Очень много ошибок владимирцы допускают в ударениях — «звОнит», «лОжит», «катАлог». Самый яркий пример такой ошибки во Владимире — название рынка «Тандем». Наверняка, прочитав это слово многие сделают ударение на букву Е. На самом же деле верно ставить ударение на букву А. Когда проще - лучше «Во время проведения операции по задержанию преступника... Несколько подряд слов в родительном падеже затрудняют восприятие речи. Можно сказать намного проще и понятнее «Во время задержания преступника... Яркий пример этому — последний «Тотальный диктант».
Ещё раз о русском языке.
Сколько время? В этой конструкции нарушен падеж. Времени — единственно правильное написание существительного «время» в родительном падеже, в вопросе используется именно эта форма слова, поэтому правильно спрашивать «Сколько времени? Это выражение новое в русском языке, раньше была принята и до сих больше приветствуется формулировка «Который час? Одеть или надеть? Шапку на голову надевают или одевают? Эти глаголы также очень часто смешиваются и потому заняли почётное место в словаре трудностей. Придумано даже мнемоническое правило, чтобы запомнить верное употребление и не запутываться: «Надеть одежду, одеть Надежду», то есть надеваем мы что-то, а одеваем кого-то.
Антонимические пары у этих слов совершенно разные: «надеть — снять», «одеть — раздеть». Класть или ложить? Говорить «класть» или глаголы с корнем «лож-» зависят от вида. Несовершенный вид отвечает на вопрос «что делать? Слова с корнем «лож-» употребляются только с приставкой положить, приложить, заложить, переложить, изложить, сложить, уложить , корень «клад» без приставки — класть. В Кемерово или Кемерове? Чтобы запомнить, нужно подставить слово «город»: «В городе Кемерове выбрали нового главу».
При этом неверно говорить: «Любуюсь городом Кемеровым». И это при том, что проверяется наличие или отсутствие мягкого знака очень просто. Например: что сделать? В этой связи Сочетание «в этой связи» иногда вставляют там, где можно сказать «в связи с этим». Делать это не рекомендуется. Например, совершенно некорректно говорить: «Наступает весна. В этой связи вспоминается такой случай из жизни».
Правильно: «Наступает весна.
Одно из значений слова «платить» — отдавать деньги в возмещение чего-то. Пример: платить за хлеб, платить за товар. Пример: оплатить расходы на проезд, оплатить товар. Тут выводы традиционны и непререкаемы, вопросов не возникает. А вот что касается отглагольных существительных… Кажется, всё должно выстраиваться по аналогии: «плата за проезд» и «оплата проезда». Однако авторитетные ресурсы говорят об обратном. В некоторых источниках считается, что слова «оплата» и «плата» равноценны и обозначают «выплачиваемые за что-нибудь деньги».
В таком контексте выражения «оплата за труд» и «оплата за результат» будут корректны, но ломать мозг тем, кто привык к «плате за... В одной из лингвистических статей Д.
Хорошо, можно их понять и простить. Но в какой-то момент слово «крайний» ворвалось в повседневную жизнь, и употреблять его стали все кому не лень. Филологи сходятся во мнении, что замена прилагательного «последний» на «крайний» — грубое нарушение норм русского языка.
Правильно: скучаю по тебе. Скучают люди очень по-разному: «скучают по вас», «скучают по вам» и «скучают за вами». Рассказываем, как делать это правильно. В современном русском языке считается, что «скучаю по вас» — старая норма. А вот в первом и втором лице будет «скучать по ком»: по нас, по вас.
Варианты до сих пор конкурируют, и в некоторых словарях рядом с фразой «скучаю по вас» стоит помета «устаревшее». В нашем случае — «скучать по тебе» — во всех падежах будет однозначно. Но что определённо грамотному человеку делать нельзя, так скучать за кем-то или за чем-то. Правильно: одолжи мне денег. Уделим немного внимания стилистике.
Думаем, ценители русского языка будут с нами солидарны: выражение «Займи мне денег» невозможно терпеть тем, кто знает, как правильно. А те, кто так говорят, искренне не понимают раздражения — ведь они так привыкли. Но избавляться от плохих привычек никогда не поздно.
А значит правильнее. Читайте также.
Употребление глаголов в речи
10 самых распространенных лексических ошибок учащихся | Использование лексической ошибки в фразе «заплатить за проезд» может привести к недоразумениям и негативным последствиям. |
Почему нельзя оплатить «за проезд» | Оплачивать за услуги лексическая ошибка. |
Необходимо оплатить платежи тип речевой ошибки | это одно, а оплата за проезд - это то же самое, только сбоку. |
Речевые ошибки: виды, причины, примеры | Блог 4brain | 6. Водитель попросил пассажиров оплатить за проезд. 7. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. |
"Оплатить проезд" или "оплатить за проезд", как правильно? | Составьте предложения со словосочетаниями: Уплатить за проезд, оплатить проезд. |
исправить ошибки в словосочетаниях и предложениях здесь каждый день
Между тем иначе обстоит дело с глаголом уплатить. Как отмечает справочно-информационный портал «Русский язык», уплатить без предлога употребляется только со словами, обозначающими некую сумму денег: уплатить долги, штраф, взнос, налоги. Сочетание уплатить проезд неправильно. В справочнике «Управление и пунктуация в русском языке» Д.
Подписаться «Оплатить за проезд» или «оплатить проезд»? Чтобы при употреблении не путать эти слова, разберем каждую их них. В разговорной речи очень часто можно услышать: «Оплатите за проезд!
Игра «Узнай фразеологизм» 8. Слова - паразиты Слова - паразиты - это такие слова, которые засоряют речь. К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т. Употребление слов - паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.
Самостоятельная работа Сейчас вы выступите в роли корректора. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло единственный - «только один». Школьный стадион прислонился к старому парку примыкал.
В зале ожидания находилось много командировочных командированных. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным показывать пример. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес лишнее слово- проливной. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи играть роль.
Наши воины свершили много геройских подвигов героических. Эта выставка обогатит ваш кругозор расширит. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фразеологический словарь, презентация. Рабочие материалы у учащихся: тетради для классных и домашних работ.
Тип урока: комбинированный Технологии, используемые на уроке: технология дифференцированного обучения, вузовская технология лекция с применением компьютерной технологии презентации. Ход урока II. Сегодня мы повторим и обобщим ваши знания по данной теме, а также познакомимся с понятием лексических и фразеологических ошибок, наметим пути их исправления, а также будем активно работать над культурой вашей речи. Актуализация знаний.
Слайды 2 1.
За проезд можно платить или заплатить , а оплачивать только проезд — без всяких предлогов, так как по правилам переходному глаголу предлог не нужен. Член-корреспондент РАН Владимир Плунгян считает, что с точки зрения языка эти варианты равноправны, но норма говорит, что вариант «оплатить проезд» — всё-таки лучше. А значит правильнее. Правильно: садитесь. Признайтесь, как часто вы слышали неуклюжее «присаживайтесь» в качестве предложения занять сидячее положение?
Почему-то в речи возникло негласное правило, что нужно говорить исключительно «присаживайтесь» вместо «садитесь». Поскольку слово «садитесь» якобы ассоциируется с тюрьмой и криминальным миром. Однако глагол «присесть» на самом деле означает «опуститься на полусогнутых ногах» «присесть от неожиданности» или «присесть на корточки» , а также «сесть на что-либо куда-либо на короткое время» «присесть на дорожку». Почему бы мне не сесть поудобнее и обстоятельно того, к кому пришла по делу, обо всём меня интересующем расспросить? Давайте запомним, что правильно говорить «садитесь, пожалуйста». И только так.
Сколько можно сомневаться «приДТи» или «приЙТи»? Запомните раз и навсегда, правильно — «приЙТи». Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили? У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед.
Как найти случаи нарушения лексической сочетаемости
В группу лексических ошибок входят различные нарушения общепринятых правил лексики. Данная лексическая ошибка классифицируется как употребление слова в несвойственном ему значении, так как слово «скоропостижно» употребляется, когда речь идет о смерти. Перепишите указанные предложения, исправив имеющиеся в них ошибки и указав тип этих ошибок (лексическая, грамматическая, стилистическая и т.д.) 1. Прочитав роман, мне ясно представились его персонажи. Неверное А) оплатить за проезд.
Укажите случаи нарушения сочетаемости слов исправьте ошибки
Объяснение: Слово «смело» заменено на «уверенно», так как оно более соответствует смыслу предложения. Исправленное предложение: В спорте большое значение играет регулярная тренировка. Объяснение: Ошибок в этом предложении нет. Исправленное предложение: Большую часть времени уходило на составление ненужных отчетов. Объяснение: Местоимение «большинство» заменено на «большую часть», так как в данном контексте указывается доля времени, а не количество людей.
Исправленное предложение: За успешную работу ему дали награду.
Последний документ касается творческих работ сочинений, изложений , которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ. Что такое речевая ошибка Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте. Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной. Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение и тавтология повторение одинаковых или однокоренных слов. Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице: Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками: Ему захотелось заглянуть на небо неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть. Мы назначили встречу после дождичка в четверг искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте. Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив неверное построение антитезы и выбор антонимов.
В этом пространстве располагался офис ошибочный выбор синонима, правильно-помещение. Этот писатель написал много замечательных рассказов тавтология — повторение близких по смыслу слов. Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться неоправданные повторения слова. Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу однообразие в составлении предложений. Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества. Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К.
Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку. Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка. Самые распространенные у них ошибки в речи — это: неправильное склонение по падежам исполнение мечт ; неверное употребление слов во множественном или единственном числе одна качель ; произвольное словообразование дватый вместо второй ; неточное использование предлогов ходили в концерт. В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические. Причины речевых ошибок Почему мы совершаем ошибки в своей речи? Причинами речевых ошибок принято считать: влияние среды; низкий уровень речевых навыков; индивидуальные особенности речи. Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика одежа, скипятить, послабже , а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях. Наиболее распространённые лексические ошибки Неправильный выбор слова костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей , неточный выбор синонима за ответ я получил прекрасную оценку. Нарушение норм лексической сочетаемости стадо зайцев, под гнётом гуманности. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России. Употребление анахронизмов, т. Неверное употребление фразеологизмов Надо вывести его на свежую воду. Лексическая сочетаемость Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом: Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.
Раз плюнуть Неправильно: расплюнуть. Но нет, это два самостоятельных слова, первое из которых заканчивается на букву «з». И запомнить это не труднее, чем плюнуть разок.
Одолжи мне денег до зарплаты Неправильно: займи мне денег. Используя этот глагол, вы как будто говорите: «Возьми у меня денег», и сами хотите поделиться кровно нажитыми. Хотя в таком случае правильнее было бы сказать: «Займи у меня».
И если не хотите попасть в дурацкое положение, но планируете всё же разжиться деньгами , говорите «одолжи мне» — то есть «дай взаймы». Несолоно хлебавши Неправильно: не солоно хлебавши. Тут придётся просто запомнить, что «несолоно» пишется слитно.
Составители орфографических словарей и сами запутались в этом выражении, поэтому меняли правила уже несколько раз. При чём здесь вообще соль? А в пище для незваного и нежеланного гостя её могло не оказаться.
И он уходил «несолоно хлебавши», то есть так и не попробовав соли, ни с чем. Сейчас идиома имеет более широкое значение и к соли отношения не имеет. Можно, например, пойти в отдел кадров, чтобы написать заявление на отпуск, и уйти несолоно хлебавши, потому что график на лето уже составлен.
Имеет место, имеет быть Неправильно: имеет место быть. Тут опять имеет место контаминация: два выражения смешались и перепутались. А «имеет быть» — устаревший вариант «будет».
Например, «заседание имеет быть 14 числа». И смешивать их в одну кракозябру не стоит. Львиная доля, большая часть Неправильно: львиная часть.
И снова та же ошибка: выхватываем кусочки из разных фраз. А выражение «львиная доля», кстати, появилось благодаря басне Эзопа, которую потом творчески переосмыслили Крылов и другие авторы.
За витражами магазина были видны первые покупатели. Оказать воздействие. Источник Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их: Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды Вот, что в итоге у меня получилось. Наступила война. Слово «наступила» лексически несовместимо со словом «война». Поэтому используем подходящий синоним этого слова — «началась».
Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить за проезд
Правильно: оплатить проез д или заплатить за проезд. Правильно: оплатить проез д или заплатить за проезд. Оплатить — употребляется с существительным без предлога: оплатить проезд, оплатить счёт, оплатить услуги. 4. Назовите лексические ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов, паронимов.
Ещё раз о русском языке.
Оплата за проезд: лексическая ошибка и как правильно ее исправить - | оплатить - уплатить. ы словосочетаний с паронимом заплатить. |
ПАРОНИМЫ ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - УПЛАТИТЬ | Кто не заплатил за проезд? |