Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели. ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели.
Зураб Церетели
Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники). Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. главный художник-оформитель при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Зураб Церетели назвал веру и любовь секретом своего долголетия.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Церетели письма не подписывал, и что он «никогда не вмешивается в политику» [87] [88]. Известен своей благотворительной деятельностью, работой с детьми. Художник регулярно проводит мастер-классы, в рамках которых делится своим опытом с подрастающим поколением [89].
Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, будут раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях Прометей, Святой Георгий и Петр I. Другими специальными пространствами станут графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера.
Экспозицию дополнят архивные фотографии и редкие документальные фильмы. Гости также увидят витраж, установленный художником в музее к его открытию.
Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…» Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью , активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ.
Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма что характерно и для его памятников в городской среде и включает фрагменты конкретных литературных произведений , иногда — высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора — А.
Вознесенскому, Р. Нуриеву , М. Плисецкой, Е. Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности.
На наш взгляд, прежде всего об этом — о верности своему таланту вопреки обстоятельствам — и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей. Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей , нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности.
Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора — откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом — вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С.
Есенина, мудрого Е. Светланова, снисходительного Ю. Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О.
Табакова, взволнованного А. Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях. Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству.
Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества. Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами.
Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами.
На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы».
В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует.
Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси.
Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси.
Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная.
Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда». Имена С. Есенина, В.
Маяковского, О. Мандельштама , К. Бальмонта, Б. Пастернака, Н.
Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя.
Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В. Высоцкого, И. Бродского, Р.
Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М. Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012.
Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М. Ростроповича, О. Табакова, Н.
Михалкова, В. Гергиева, А. Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А.
Много писали, например, о памятнике В. Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И. Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата.
Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В. Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом!
Неуверенность в завтрашнем дне, паническое ожидание грядущих катаклизмов овладевает душами, а тут еще боязнь отстать от моды, куда-то не поспеть, что-то недополучить, выпасть из «престижной обоймы». У старшего поколения — ужас прослыть ретроградом... Le dernier grand style 3 2007 16 Дворец ЮНЕСКО в Париже украшает помещенная в одном из его залов великолепная работа Миро — редкой красоты и гармонии мозаичная стенка, совершенная по композиции, ритму, цветовой гамме. Экспозиция работ Зураба Церетели, прошедшая в мае 2007 года в залах Дворца, захватывала и этот зал — большая честь и большое испытание для художника.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Пастернак и др. Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах. Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зураба Церетели признаны: Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора.
Памятник установлен в Москве в 1983 г. Высота монумента составляет 141,8 м. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зураба Церетели.
Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции; Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г. Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров; Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теракта 11 сентября 2001 г.
Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б. Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря. Работа над скульптурой еще не закончена.
На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии; Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г. Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны; Монумент «Святой Георгий Победоносец» — установлен в Тбилиси Грузия в 2006 г. В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения.
Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя. По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан. Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке.
На Аллее расположены бюсты всех правителей Руси, созданные руками Зураба Церетели. Фото: источник Скандальные работы Церетели Присутствуют в творчестве скульптора и неоднозначные, даже скандальные работы.
Потому в моем искусстве всегда очень важно работать с натурой, важна не только художественная сторона, но и то, как сделано произведение, будь то скульптура, живопись, что угодно. Техники и технологии, мастерство исполнения. Это важнейший фактор.
Очень много я получил в тот период жизни, когда был художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Много было интереснейших экспедиций, я делал зарисовки, обмеры памятников, объехали всю Грузию фактически. Так я увидел Грузию совсем иными глазами, открыл заново фактически, увидел храмы, монастыри. Тогда религия была запрещена и религиозное искусство тоже. А мне этот опыт на всю жизнь открыл мир особого искусства, духовного, которое соединяет человека и Бога.
А позже я попал в Париж, посмотрел современное искусство, невероятную свободу. Увидел Пикассо, Шагала, позже Дали. Все это меня вдохновило на многие эксперименты. Тогда я подумал, как важно создать в России музей современного искусства. Мечтал я долго, когда говорил о том с друзьями, надо мной посмеивались, но все же смог это осуществить.
Московский музей современного искусства работает. И я счастлив, что создал его — одним из первых — в нашей стране. Ну а сегодня уже много площадок, где молодежь показывает себя. Это очень важно для искусства, для его развития. В 1964 году вы находились на обучении в Париже, общались с ними.
Какими они были людьми в жизни? Просто у моей супруги, Инессы, в Париже жили родственники. Они уже были в летах, хотели пригласить племянницу. Очень сложно было получить разрешение, много бумаг. В итоге в последний момент мне дали разрешение, а Инессе нет.
Боялись видно, семья, мол, останемся. Такое время было. И она сказала мне: «Езжай без меня. Тебе, художнику, это важнее». Я поехал один.
Сначала было очень неловко. Меня родственники ее, кажется, за шпиона принимали. Явился какой-то парень. А потом приняли, полюбили. У дяди Инессы по фамилии Андроников были хорошие связи, он работал у самого де Голля.
Мне даже довелось увидеть знаменитого генерала вживую. Тогда для меня неожиданно открылись уникальные возможности. Представьте, Париж, музеи, грузинская и русская эмиграция. Много незабываемых встреч. И, конечно, посещение мастерской Пикассо.
С Шагалом я познакомился попозже. Но бывал у него несколько раз. Это уникальнейший опыт. Просто посмотреть на атмосферу в мастерской гениев, почувствовать их энергию. Когда у Пикассо я увидел, как он занимается и керамикой, и скульптурой, и живописью, всем фактически, я для себя понял, что хочу так же.
Не как у нас, окончил факультет живописи, и все, теперь ты живописец. А наоборот, есть знание, есть стремление, занимайся всем. Тогда ты и есть художник. И удивительная свобода, и поэзия Шагала. Все это, конечно, на меня повлияло сильно.
Я и на занятия по развитию фантазии там тоже ходил. Меня записали лекции послушать. У нас было совсем по-другому, многое и вовсе запрещали, потому было очень интересно. Особое ощущение свободы и творческого поиска и еще того, что художник может все, — вот это все дал мне Париж. За что люблю этот город до сих пор.
А что говорил о вашем творчестве Марк Шагал? Про себя говорить мне неудобно.
Но власти города видеть его у себя не пожелали. Тогда Церетели предпринял попытки установить памятник на другом берегу Гудзона — напротив места трагедии — в Джерси-сити. Но и тут, муниципалитет отказался от дара, заявив, что большинство жителей не хотят видеть эту слезу, а в местной прессе будущий шедевр и вовсе окрестили «вульвой». Тем не менее, Церетели удалось найти для своего монумента Байонн — местечко в устье реки Гудзон, на заброшенном пирсе бывшей военной базы, где до сих пор красуются таблички: «Осторожно, зараженное место! В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже [25]. Памятник является частью диптиха — другой частью которого является памятник Борису Пастернаку [26]. В этом доме Пастернак жил на протяжении десяти лет. Московский музей современного искусства З.
Церетели является основателем Московского музея современного искусства. Музею принадлежит здание на улице Петровка , 25, Ермолаевском переулке , 17 и Тверском бульваре , 9.
Зураб Церетели: Педагоги стараются. Это существует в учебной программе. Дмитрий Кириллов: В 1967 году великий Пабло Пикассо предсказал вам большое будущее. Это дает какие-то плоды? Зураб Церетели: Безусловно, это важно. Дмитрий Кириллов: Бабушкин крестик вы носите всю свою жизнь? Зураб Церетели: Да, ношу. Голос за кадром: Надев нательный крест на шею внука, бабушка задала ему нравственные ориентиры на всю его жизнь: любить Бога и людей, быть бесстрашным и абсолютно свободным, таким, каким и должен быть настоящий художник.
И такой пример у маленького Зураба был перед глазами — его дядя Георгий Нижарадзе. Зураб Церетели: Я был маленький, и смотрел, как к моему дяде приходили художники. Мой дядя был интересным, он был атлет, спортивный, и хороший художник. Он вообще был интересным. И я думал, что если я буду художником, то буду таким интересным, красивым, буду таким атлетом. Дмитрий Кириллов: А что вы рисовали? Какие у вас были первые рисунки? Зураб Церетели: Сейчас скажу. Он меня брал в зоопарк. В зоопарке на природе рисовали.
Он объяснял мне, что от Солнца, от природы не бывает однотонного. Он говорил мне: "Видишь, сколько там цветов? Это большая симфония". Дмитрий Кириллов: Считал, что художник?.. Зураб Церетели: Да, было такое. А дяде нравилось то, как шло мое развитие. Он сам рисовал, и меня заставлял рисовать. Дмитрий Кириллов: Он просто увидел в вас талант, увидел, что у вас есть способность. Зураб Церетели: И он очень хотел, чтобы я пошел в академию, пошел на таких рельсах, чтобы быть художником. Педагоги были уникальные в Тбилиси.
Кого-то даже выгоняли отсюда. Дмитрий Кириллов: Все ехали в Тбилиси. Зураб Церетели: Кавказ был местом ссылки. Они тоже не имели права там преподавать. Допустим, Шухаев. Когда были лозунги о свободе и так далее, Шухаев вернулся из Парижа. Когда таможенник открыл его рисунки и увидел голую женскую фигуру: "О! Такой у нас нет! Дмитрий Кириллов: Знаменитый на всю Европу художник Василий Шухаев был обвинен советскими властями в шпионаже. Оказавшись после сталинских лагерей в Тбилиси, профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств Шухаев занял заметное место в культурной жизни всей Грузии.
В его мастерской учился и любимый студент Зураб Церетели. Голос за кадром: Шухаев научил рисовать быстро, моментально схватывать характер, развил художественно память, обострил видение. Он заставлял рисовать, стоя спиной к натуре, по памяти. Зураб Церетели: Висит бумага, сзади стоит натурщица, и рисуем. И он сидел и смотрел, говорил: "Вы потом будете благодарить, что будете рисовать наизусть". Он был прав. Когда так работаешь, ты смотришь и переносишь, самое главное собираешь: форму, объем и так далее. Голос за кадром: Шухаев научил Церетели свободе творчества, и не требовал от ученика писать работы в стиле соцреализма. В результате выпускник Тбилисской академии художеств Зураб Церетели представил на суд экзаменационной комиссии свою дипломную работу, созданную под влиянием чуждых советскому искусству импрессионистов, назвав картину поэтично: "Песнь о Тбилиси". Великий Мартирос Сарьян, присутствующий на выпускном экзамене, увидев картину выпускника Церетели, назвал ее потрясающей дипломной работой.
Каково же было удивление Зураба, когда картину сняли с защиты под предлогом несоответствия работы высокому званию молодого советского художника. Зураб Церетели: Это была грандиозная сенсация — первый случай, что художника с дипломом снимают. Дмитрий Кириллов: Настоящий скандал. Зураб Церетели: Да, приходил весь город. Я стою, думаю: "Должен жениться. Осталось 12 дней. Как поступить? Стою, курю я тогда курил. Зашел мой друг Алик скульптор. И я увидел: "Ух, какое скульптурное лицо!
Я говорю: "Алик, ты можешь позировать? Создал этот диплом, и была сенсация, весь город пришел на защиту. Голос за кадром: Защита диплома совпала со знаковым событием в жизни молодого художника — свадьбой с очаровательной Инессой Андроникашвили, ставшей для Зураба Церетели любовью всей его жизни. Родителей Инессы расстреляли, когда девочке исполнилось только два года. Круглая сирота, жившая крайне бедно — не о такой партии мечтали родители Зураба.
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города услышали глас народа - монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели.
Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки.
Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дорогого стоят подарки Зураба Церетели. Этот памятник был возведен к 200-летию присоединения Грузии к России.
Монумент, в народе прозванный «шашлыком», представляет собой композицию, составленную из русских и грузинских букв, образующих слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство». А вот после конфликта с Грузией в августе 2008-го отношение к монументу стало и вовсе неоднозначным. Кстати, памятник этот был парным.
Вторая часть «Узы дружбы» была установлена в Тбилиси, но в 1991 году памятник взорвали. Церетели изначально планировал установить его в Ялте. Однако власти, тогда еще украинского Крыма, не пожелали видеть на своей земле статую Сталина, пусть даже в компании президентов Америки и Англии.
Через десятилетие бронзовая композиция пришлась ко двору уже российским властям Ялты. На открытие памятника даже приезжал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. И это еще не весь список скандальных историй вокруг знаменитого на весь мир скульптора и его творений.
И в 90 лет его рабочий день начинается в мастерской. За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал. Не могу успокоиться", — отметил мастер.
На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места.
В настоящее время он живет в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжая творчески работать. Детство и юность 4 января 1934 года в Тбилиси родился самый известный художник-монументалист нашего времени. Атмосфера, в которой прошло детство мальчика, определила становление юного Зураба на путь творчества. Родители не были связаны с миром искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила свою жизнь дому и детям, а отец Константин Церетели работал горным инженером и преподавал в техническом вузе. Зураб Церетели Брат матери, Георгий Нижарадзе, был художником, и когда маленький Зураб посещал его дом, он не только учился рисовать, но и слушал разговоры о искусстве, так как дядя часто принимал передовых людей того времени. В возрасте восьми лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую он успешно окончил в 1958 году. Творчество Художник Церетели был вдохновлен эпохой 60-х, когда происходила индустриализация, осваивались новые территории, решались глобальные задачи, строились многоэтажки и происходили массовые переселения. Он хотел внести новые идеи в монументальный жанр и получил возможность реализовать свои идеи, став художником-архитектором на первой должности. Детский бассейн в курортном городке ВЦСПС в Адлере В период творчества мастера были выполнены различные работы, включая художественное оформление курортных комплексов в Грузии, таких как Гагры, Сухуми, Боржоми и Пицунда.
Особенностью его творчества стала мозаичная живопись. Примером этого являются автобусные остановки в Абхазии, которые были созданы в начале 60-х годов и представляют собой уникальные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей. Церетели не только занимается художественно-декоративной работой, но и участвует в выставках. Его первое успешное полотно "На страже мира" было представлено на выставке с таким же названием в Москве.
Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели работал горным инженером, преподавал в техническом вузе. Зураб Церетели Зато брат матери Георгий Нижарадзе был живописцем. Бывая в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, ведь в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В 8 лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую окончил «на отлично» в 1958 году.
Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.
Музей современного искусства Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской. Здесь можно проследить тенденции развития дарования мастера. Музей ведет большую образовательную и просветительскую деятельность. Скульптуры Зураба Церетели Биография автора яркая и даже «звездная», такую известность сложно получить, создавая самые обычные типовые работы.
Но творчество Церетели уникально, он имеет особенный стиль, который далеко не всеми воспринимается однозначно. Кроме того деятель искусств очень «плодовит» — он воплотил в жизнь более чем пять тысяч художественных произведений, как живописных, так и скульптурных. Скульптуры Церетели это самая известная часть его творчества. Персонажи обычно очень монументальны, фигуры имеют большой размер и вертикальную направленность, зачастую стоят прямо, что создает ощущение твердости и статичности. Многие детали стилизованы и упрощены именно в пользу этой монументальности. Не зря одними из своих учителей Зураб Считает художников-примитивистов Пиросмани и Руссо. Работы творца чаще всего не лишены интересных отсылок и деталей, которые не сразу получается понять. Стоит отметить, что далеко не все скульптуры Церетели изображают именно людей.
В его творческом «портфолио» есть и например огромные металлические сферы, расколотые в центре и являющие миру механические детали внутри себя. Таким образом монументальность и динамика сливаются воедино, выгодно дополняя друг друга. Механические детали вообще свойственны многим работам скульптора, и тут нельзя не вспомнить о профессии его отца. Например одна из самых известных скульптур, «Добро побеждает зло», которая заняла едва ли не самое почетное место в мире — у здания ООН в Нью-Йорке, тоже не обошлась без механических деталей в композиции. Работы Церетели можно встретить не только на территории бывшего Советского Союза, но и по всему миру. Если же вы хотите увидеть их коллекцию в одном месте, то музей-мастерская мастера располагается по адресу: Большая Грузинская улица, 15. Экспозиция включает коллекцию его произведений — свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Галерея искусств Зураба Церетели располагается по адресу: Москва, ул.
Пречистенка, 19. В галерее представлена частная коллекция художника.
Зураб Церетели
На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов.
Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства».
Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели. Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века — А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О.
Мандельштама, И. Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире — галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах , в частности о проблеме долга личности перед своей страной. Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В. Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам — представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей , его современников по XX веку. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…» Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью , активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ. Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма что характерно и для его памятников в городской среде и включает фрагменты конкретных литературных произведений , иногда — высказываний героев в фон горельефа.
Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора — А. Вознесенскому, Р. Нуриеву , М. Плисецкой, Е. Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом — о верности своему таланту вопреки обстоятельствам — и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей. Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей , нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит.
Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора — откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом — вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С. Есенина, мудрого Е. Светланова, снисходительного Ю. Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О. Табакова, взволнованного А.
Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях. Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества. Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти.
Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей.
Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л.
Выставка продемонстрирует основные станковые серии новейшего этапа творческого пути художника, отмеченного масштабом, технической сложностью и визионерским духом. Остановками на пути зрителя станут специальные разделы экспозиции. Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, будут раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях Прометей, Святой Георгий и Петр I. Другими специальными пространствами станут графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера.
После того дня в Зурабе Церетели что-то словно надломилось, и он так и не смог освоить ни один иностранный язык. Однажды он шел из Тбилисской академии художеств и заметил на улице девушку, чья красота поразила его в самое сердце, но он не успел даже спросить её имя и адрес. Это на самом деле была судьба, потому что вскоре его пригласили в гости, и возле дома он увидел ту, которая с момента первой встречи не выходила у него из головы. Конечно, он начал за ней ухаживать, и в 1958 году влюблённые поженились. Зураб Церетели и Инесса Андроникашвили прожили вместе 40 лет, до последнего дня жизни супруги художника. Их дочь Елена или Лика, как все её называют, пошла по стопам отца и тоже стала художницей, но работает она со стеклом. Художница Татьяна Кочемасова младше мастера на 46 лет, но это вовсе не мешает ей любить Зураба Константиновича и быть ему и женой, и верным другом, и первой помощницей во всех делах. Она же занимает должность вице-президента Академии художеств, президентом которой является Зураб Церетели. Мифы и реальность Зураб Церетели. Он хотел походить на Тициана, который вызывал восторг всего венецианского сената. И ему удалось на самом деле стать не только известным, но и очень богатым художником. Начинал он всего с 22 рублей зарплаты в месяц, рисовал карикатуры, иллюстрации для детских книжек, жил вместе с женой на чердаке. Но уже в 70-х годах прошлого века Зураб Церетели стал известен как «грузинский миллионер», а о художнике с тех самых пор ходит множество легенд. Якобы и купюру номиналом в 50 рублей называли «зурабовкой», потому что полтинниками он давал чаевые, не признавая более мелких банкнот, владел он будто бы несметными сокровищами. Зураб Церетели. Его скульптуры, панно и другие рукотворные шедевры, украсили многие курортные города и всесоюзные здравницы. В 2007 году Зураб Церетели стал одним из самых богатых грузин в мире по версии газеты The Georgian Times. В 1990-е, как утверждало одно из издательств, художник был совладельцем двух московских казино, правда, позже этот бизнес у него попросту «отжали». Говорили и о различных предприятиях, которые якобы принадлежат художнику.
Новое поколение, молодое, юное поколение также знает сейчас или нет? Зураб Церетели: Педагоги стараются. Это существует в учебной программе. Дмитрий Кириллов: В 1967 году великий Пабло Пикассо предсказал вам большое будущее. Это дает какие-то плоды? Зураб Церетели: Безусловно, это важно. Дмитрий Кириллов: Бабушкин крестик вы носите всю свою жизнь? Зураб Церетели: Да, ношу. Голос за кадром: Надев нательный крест на шею внука, бабушка задала ему нравственные ориентиры на всю его жизнь: любить Бога и людей, быть бесстрашным и абсолютно свободным, таким, каким и должен быть настоящий художник. И такой пример у маленького Зураба был перед глазами — его дядя Георгий Нижарадзе. Зураб Церетели: Я был маленький, и смотрел, как к моему дяде приходили художники. Мой дядя был интересным, он был атлет, спортивный, и хороший художник. Он вообще был интересным. И я думал, что если я буду художником, то буду таким интересным, красивым, буду таким атлетом. Дмитрий Кириллов: А что вы рисовали? Какие у вас были первые рисунки? Зураб Церетели: Сейчас скажу. Он меня брал в зоопарк. В зоопарке на природе рисовали. Он объяснял мне, что от Солнца, от природы не бывает однотонного. Он говорил мне: "Видишь, сколько там цветов? Это большая симфония". Дмитрий Кириллов: Считал, что художник?.. Зураб Церетели: Да, было такое. А дяде нравилось то, как шло мое развитие. Он сам рисовал, и меня заставлял рисовать. Дмитрий Кириллов: Он просто увидел в вас талант, увидел, что у вас есть способность. Зураб Церетели: И он очень хотел, чтобы я пошел в академию, пошел на таких рельсах, чтобы быть художником. Педагоги были уникальные в Тбилиси. Кого-то даже выгоняли отсюда. Дмитрий Кириллов: Все ехали в Тбилиси. Зураб Церетели: Кавказ был местом ссылки. Они тоже не имели права там преподавать. Допустим, Шухаев. Когда были лозунги о свободе и так далее, Шухаев вернулся из Парижа. Когда таможенник открыл его рисунки и увидел голую женскую фигуру: "О! Такой у нас нет! Дмитрий Кириллов: Знаменитый на всю Европу художник Василий Шухаев был обвинен советскими властями в шпионаже. Оказавшись после сталинских лагерей в Тбилиси, профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств Шухаев занял заметное место в культурной жизни всей Грузии. В его мастерской учился и любимый студент Зураб Церетели. Голос за кадром: Шухаев научил рисовать быстро, моментально схватывать характер, развил художественно память, обострил видение. Он заставлял рисовать, стоя спиной к натуре, по памяти. Зураб Церетели: Висит бумага, сзади стоит натурщица, и рисуем. И он сидел и смотрел, говорил: "Вы потом будете благодарить, что будете рисовать наизусть". Он был прав. Когда так работаешь, ты смотришь и переносишь, самое главное собираешь: форму, объем и так далее. Голос за кадром: Шухаев научил Церетели свободе творчества, и не требовал от ученика писать работы в стиле соцреализма. В результате выпускник Тбилисской академии художеств Зураб Церетели представил на суд экзаменационной комиссии свою дипломную работу, созданную под влиянием чуждых советскому искусству импрессионистов, назвав картину поэтично: "Песнь о Тбилиси". Великий Мартирос Сарьян, присутствующий на выпускном экзамене, увидев картину выпускника Церетели, назвал ее потрясающей дипломной работой. Каково же было удивление Зураба, когда картину сняли с защиты под предлогом несоответствия работы высокому званию молодого советского художника. Зураб Церетели: Это была грандиозная сенсация — первый случай, что художника с дипломом снимают. Дмитрий Кириллов: Настоящий скандал. Зураб Церетели: Да, приходил весь город. Я стою, думаю: "Должен жениться. Осталось 12 дней. Как поступить? Стою, курю я тогда курил. Зашел мой друг Алик скульптор. И я увидел: "Ух, какое скульптурное лицо! Я говорю: "Алик, ты можешь позировать? Создал этот диплом, и была сенсация, весь город пришел на защиту. Голос за кадром: Защита диплома совпала со знаковым событием в жизни молодого художника — свадьбой с очаровательной Инессой Андроникашвили, ставшей для Зураба Церетели любовью всей его жизни. Родителей Инессы расстреляли, когда девочке исполнилось только два года.
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»
смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Имя: Зураб Церетели (Zurab Tsereteli) Дата рождения: 4 января 1934 г. Знак зодиака: Козерог Возраст: 85 лет Место рождения: Тбилиси, Грузия. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах. скульптор-монументалист. Галерея искусств Церетели О его родителях Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного. Издание, вышедшее в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», — своеобразный подарок к 85-летию Зураба Церетели. художник, а Дарья Донцова - писатель.