Как избавится от цифровой зависимости? С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео. Публикуем фрагмент из главы, посвященной роли дофамина в формировании цифровой зависимости и семи главным способам, с помощью которых разработчики цифровых приложений и соцсетей управляют сознанием детей. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века. Этот материал посвящен вопросу, что такое интернет-зависимость, почему она может возникать, как ее распознать и помочь человеку, застрявшему в «паутине».
Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
Социальные сети часто используют тот же принцип. Благодаря автозаполнению вашей ленты и возможности бесконечно ее прокручивать, выйти из приложения все сложнее. В следующий раз, когда вы с ребенком будете смотреть сериал на Netflix, нажмите на паузу перед тем, как следующий эпизод начнет автоматически воспроизводиться. Объясните, как это работает. Напомните ребенку, что именно он должен контролировать то, как долго будет что-то смотреть в интернете.
Переменное вознаграждение Возможно, это покажется нелогичным, но лучший способ заставить молодежь чаще проверять Instagram — не «награждать» их каждый раз, когда они запускают приложение. Случайность — вот что их действительно привлекает. Комментарии и «лайки» не выгружаются по расписанию, поэтому человек вынужден постоянно проверять приложение, ведь он не знает, в какой момент его вознаградят дозой дофамина. Существует даже научный термин для этого — «переменное вознаграждение».
Разработчики устройств позаимствовали выводы, к которым пришел американский психолог Беррес Скиннер, открывший силу случайной раздачи награды в серии экспериментов, которые проводил над голубями. Скиннер учил голубей клевать кнопку, чтобы получать корм. В процессе он понял, что способен приводить бедных птах в ярость, если станет выдавать им награду случайным образом. Они продолжали клевать и клевать, надеясь сорвать куш.
Один голубь клевал кнопку 16 часов подряд, чтобы добыть еду! Простыми словами объясните дочери-подростку, что именно так работают онлайн-медиа. Всякий раз, открывая Instagram, Snapchat или Twitter, она словно дергает за ручку игрового автомата. Что она там увидит — увлекательную историю или порцию глупых «твитов»?
Это и заставляет ее постоянно обновлять ленту. Люди, как и голуби, жаждут предсказуемости. Вариативность — это наш криптонит. Она заставляет человека совершать сумасшедшие поступки, например открывать Snapchat 45 раз в день.
Научите ребенка каждый день выделять на проверку социальных сетей определенное время, чтобы он заходил в них с конкретной целью. Например, у Джоша есть друзья в Южной Африке и Европе, и ему разрешено использовать Snapchat и Instagram только по воскресеньям во второй половине дня, чтобы пообщаться с ними. Стремление к новизне Стремление к новизне означает лишь то, что мы, люди, любим все новое. Нас так запрограммировали.
В эпоху палеолита способность распознавать новые, зачастую опасные вещи и реагировать на них была ключом к нашему выживанию. Сегодня она заставляет нас беспомощно реагировать на шум поступающей информации. Вот почему приложения социальных сетей постоянно требуют, чтобы мы не отключали их уведомления. Нам сложно игнорировать новое сообщение в WhatsApp или новость в ленте, если мы видим уведомление об этом.
Мой совет: научите ребенка отключать уведомления и не поддаваться на уловку, связанную с тем, что они могут появиться в любой момент. Это еще один способ вернуть себе контроль над приложениями и другими платформами, которыми он пользуется. Fear of missing out. Если мы удалимся из социальной сети, то можем пропустить какое-нибудь приглашение, распродажу или сообщение от друга.
Подростки же и без того обеспокоены тем, насколько вписываются в общество, для них пропустить шутку или показаться некрутым — слишком высокая ставка. Нам, родителям, нужно помочь ребенку понять, что он не упускает того, что не видит. Нужно объяснить, что по-настоящему важное сообщение дойдет до него, даже если его нет в Instagram. Также стоит объяснить, что даже если он и правда что-то упускает, то это совершенно нормально.
Есть даже такое понятие, как «социальная взаимность» — возвратно-поступательный поток социального взаимодействия, который заставляет нас откликаться на одно положительное действие другим положительным действием. Когда Facebook сообщает отправителю, что получатель прочитал его сообщение, он как раз влияет на заложенное в нас чувство «социальной взаимности». Snapchat и WhatsApp пошли еще дальше: пользователя информируют, как только друг начинает печатать ему сообщение.
Обычно она формируется у молодых людей до 30 лет. Среди подростков, кажется, страдает от цифровой зависимости, не осознавая проблему, практически каждый. Всё, чем живёт человек, все его цели, надежды и желания — всё это меркнет перед цифровыми развлечениями. Когда кто-то пытается коснуться проблемы, зависимый ищет себе самые разные оправдания, например: в современном мире невозможно прожить без компьютера, или — у меня там друзья, которых нет в реальной жизни. Также очень часто зависимые утверждают, что могут прожить без компьютера, но не видят в этом смысла. Фото из открытых источников Гаджеты, игры — всё это становится предметом культа, и круг интересов со временем сужается до цифровых развлечений.
Человек может часами говорить о видеокартах, о том, какие игры скоро выйдут, чем новая часть той или иной игры отличается от прежних… но, стоит перевести разговор на проблемы реального мира, как он сразу же теряет интерес. Правда ли, что инвалиды страдают от цифровой зависимости чаще? Как ни странно, нет. Во-первых, у инвалидов очень часто нет денег на дорогой компьютер, игры и видеокарты. Во-вторых, все их ресурсы уходят на попытку выжить в нашей недружелюбной стране и найти себя.
Четвёртое — если, проснувшись утром, вы первым делом берёте телефон, чтобы проверить наличие звонков, сообщений, уведомлений, ленту соцсетей и новости. Пятое — у вас появляются физические симптомы, когда смартфон не с вами. Это головокружение, потоотделение, учащённый пульс. Есть ли какой-то подходящий возраст? С 6—8 лет — не более двух часов в день. Сейчас растёт число детей с СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и это связывают в том числе и с тем, что современные дети много используют гаджеты. У современных подростков большое количество нервных расстройств и депрессий. Можно отметить, что гаджеты не учат их эффективной коммуникации, сказывается недостаток живого общения. В данном случае важен родительский контроль. Чтобы понять, есть ли у подростка зависимость, важно знать ещё, чем именно он занимается в смартфоне. Потому что в наш век цифровых технологий многие дети учатся, читают, узнают полезное, но при этом у них сохраняется реальная жизнь, общение с друзьями, прогулки, спорт — вот это могут оценить родители. Если же этого нет, а время в смартфоне проводится только за играми, то имеет смысл насторожиться. Также по теме Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней... Старшее поколение имеет некую память, ностальгию по запаху, шороху бумаги, уюту при чтении бумажной книги, но современные люди этим опытом не обладают или обладают в меньшей степени, потому их выбор очевиден, за исключением редких предпочтений. Вытеснит или не вытеснит — вопрос воспитания каждого конкретного ребёнка, приобщения его к классическим, бумажным книгам, мотивации к живому общению, помощи в организации его досуга. Потому что современные дети, как правило, не умеют организовывать собственный досуг. Следует акцентировать внимание на плюсах этого досуга, выработать умение радоваться совместно проведённому времени и позитивным моментам вне смартфона. Я со своими детьми придумала игру перед сном — воспоминания, что было хорошего за день. Каждый, лёжа в кровати, рассказывает приятные события дня, связанные с друзьями, события в садике, в школе, на площадке, смешные моменты… Цель родителей — показать, что жизнь насыщенна, интересна за пределами виртуальной реальности и что эта жизнь даёт возможность испытывать более глубокие эмоции и чувства, чем те, которые они испытывают в смартфонах.
Что можно сделать, чтобы сократить неблагоприятное влияние смартфона? Чтобы количество времени, проводимого со смартфоном не было неожиданностью, проведите в течение двух дней простой цифровой учёт: фиксируйте время разблокировки и блокировки вашего телефона. Это даст вам наглядную картину того, сколько раз на протяжении дня вы взяли устройство, по какому поводу и как много времени в нём провели. После этого вы сможете эффективнее организовать свою цифровую жизнь, определив время на поиск информации, на общение, на чтение новостей и другую активность. Вдобавок к этому, каждый раз перед тем, как взять телефон, задавайте себе вопрос «Зачем? Научитесь делать паузы между желанием схватиться за гаджет и моментом, когда вы возьмёте его в руки. Тогда вы перестанете использовать смартфон бездумно и у вас высвободиться большое количество времени. Если раньше актуально было выражение «Кто владеет информацией, тот правит миром», то теперь, когда информации в переизбытке, и нет никаких проблем ее отыскать, выражение приобрело другую форму: «Правит миром тот, кто владеет концентрацией». Чтобы смартфон не подрывал вашу способность к концентрации, сократите количество внешних стимулов. Дело в том, что наш мозг затрачивает ресурс внимания не только на то, чтобы фокусироваться на важных вещах, но также и на то, чтобы не фокусироваться на неважных. Поэтому, чем меньше раздражителей будет вокруг вас, тем дольше вы сможете держать внимание на нужной задаче. Так что целесообразно будет на время работы отключить уведомления.
Цифровая зависимость. Миф или реальность?
Человек видит не только глазами, но и мозгом. Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге. В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения.
Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение. Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других.
Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм. Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону.
Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает.
Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. На сами глаза также ложится большая нагрузка.
Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора.
Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения. Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором.
К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными.
Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения. Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические.
Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы.
Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям.
Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники.
Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей.
По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером.
Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный.
В нашей работе мы стремились изучить это явление в другом ракурсе: нам были интересны не столько последствия избыточного пользования смартфонами, сколько настоящее желание сотрудников избавиться от своей зависимости. Наш вопрос звучал так: хотят ли сотрудники контролировать время, проведенное со смартфонами, и, если да, какие стратегии используют и какие цели ставят перед собой? Мы проанализировали массив комментариев, оставленных пользователями LinkedIn к статье, описывающей риски избыточного использования смартфонов при социальном взаимодействии. Статья призывает пользователей прекратить использовать смартфоны в присутствии других людей в течение 21 дня это время необходимо для формирования новой привычки. За несколько месяцев публикация получила более 168 000 просмотров, 2900 лайков и 941 комментарий. Изучая комментарии, мы намеревались определить поведенческие паттерны, сопутствующие использованию смартфона, а также стратегии уменьшения проводимого со смартфоном времени и мотивацию к применению этих стратегий.
Мы обнаружили, что участники отключались от своих смартфонов по разным причинам, а для успешного изменения привычек требуется, чтобы стратегия совпадала с личными ценностями и мотивацией а также ценностями ключевых коллег по работе и других важных людей в жизни. К примеру, если мотивация — лучше концентрироваться на работе, самой подходящей стратегией станет пользование смартфоном по расписанию. Для человека, чья мотивация — улучшить социальное взаимодействие, больше подойдет отключение уведомлений во время общения с другими людьми. Мы решили классифицировать обнаруженные нами стратегии по четырем категориям, основанным на четырех видах мотивации. Одни желали повысить уровень концентрации на работе, а другие — больше времени проводить дома и активнее участвовать в семейных делах. Стратегии достижения этих целей различались сложностью реализации. Вот они: не использовать передачу мобильных данных; включать режим «Не беспокоить» на встречах; не держать телефон на видном месте.
Какая стратегия лучше Большинство комментирующих заметили, что лучших результатов им удалось достигнуть, когда они убирали телефон из зоны видимости. Это позволило повысить уровень восприятия, сохранять спокойствие при решении рабочих задач и быть более внимательными на встречах, с клиентами и коллегами.
Часть респондентов, которые не устраивают отдых от гаджетов, объясняют это тем, что не могут позволить себе остаться без связи. Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания. Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели.
Умение выявлять цели, на достижение которых работает информация в нашем случае медиаконтент. На основании такого сопоставления человек может оценить информацию, как полезную или вредную для него лично; либо хорошую или плохую в отношении всего общества, если анализируемый материал относится к сфере массовой культуры. В принципе именно этот процесс и отражает то, что в обиходе принято называть «критическим мышлением». Ситуация в массовой «культуре» Кто-то скажет: «а разве сегодня большинство людей при взаимодействии с медиасредой не оценивают то, что они потребляют с экранов? Схема условная. Но она позволяет наглядно понять, что происходит с большинством современных детей по мере их взросления. В семье ребёнок в первые годы жизни получает обычно достаточно хороший уровень воспитания: родители заботятся о нём, проявляют любовь, стараются привить хорошие нравственные качества, закалить характер, научить множеству навыков и так далее. Понятно, что в жизни не всё идеально, и семьи бывают разные, но, тем не менее, практически все родители искренне желают своим детям добра, видят в них своё будущее и стараются сформировать им благоприятную для развития среду, в которой ребёнок будет с одной стороны обучаться и социализироваться, а с другой — постепенно формироваться в качестве Человека с большой буквы. Но дети растут и постепенно начинают выходить из-под родительского крыла, всё больше входя в самостоятельную жизнь и всё больше сталкиваясь с внешним миром. И речь здесь не столько о физическом пространстве — соседний двор или соседняя улица, а о современных информационных потоках, в которые погружается человек по мере взросления и которые начинают наполнять его мировоззрение, влиять на мысли, желания и, в конечном счёте, на поведение. Если на первых порах, это отдельные мультики, фильмы и песни, которые обычно проходят хоть какой-то контроль со стороны родителей, то по мере взросления объём всевозможного медиаконтента и степень вовлечённости начинает быстро увеличиваться. По статистике, современные подростки проводят перед экранами мониторов, телефонов и телевизоров по несколько часов ежедневно, большую часть времени потребляя так называемый развлекательный контент, который относится к сфере массовой в кавычках «культуры». Как показывает проведённый в рамках проекта Научи хорошему анализ основных сфер окружающей нас массовой «культуры»: современной музыки, телевидения, кинематографа и так далее, внутренняя алгоритмика этого доминирующего информационного потока крайне деструктивна, и сводится по сути к завуалированной пропаганде всевозможных пороков и воспитанию слабой безвольной атомизированной личности, ориентированной на удовлетворение своих инстинктов. Иллюзия «развлекательной» информации Такая ситуация стала возможной как раз потому, что в обществе доминирует иллюзия существования некоего «развлекательного контента», не несущего никакого потенциала влияния.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Как лечить? По словам Петелина, любая медицинская помощь в области психиатрии делится на медикаментозную и немедикаментозную. Было буквально несколько маленьких исследований с разными препаратами разных классов, и их просто недостаточно для того, чтобы сформировать однозначные рекомендации", - пояснил он. Лучшим и важным способом лечения пациентов с тяжелой формой игровой зависимости является помещение их в специальные лечебные дневные лагеря для того, чтобы избавить человека от привычной среды существования, отвлечь другими альтернативными формами активности. Советы родителям Отвечая на вопрос о том, что можно посоветовать родителям, которые подозревают, что у их детей может быть игровая зависимость, и в целом как избежать такого развития сценария, специалист отметил, что главное сохранять спокойствие и не преувеличивать какие-то проявления в поведении подростков. С другой стороны, я категорически против упора на то, что якобы главное, чтобы ребенок не сидел слишком много за компьютером, так как из-за этого он может стать игроманом. Это так не работает", - отметил Петелин.
Социальные сети вызывают интерес ученых как феномен новой социальной активности, который имеет как положительное, так и негативное влияние на общество. Расширяя возможности взаимодействия граждан с одной стороны, социальные сети используют манипулятивные алгоритмы для формирования цифрового пристрастия с другой. Это может приводить к поляризации общества, способствовать девиантному поведению и маргинализации наиболее уязвимых групп населения, таких как подростки, вызывать политическую дестабилизацию.
Для их выявления разрабатываются специальные автоматизированные системы обнаружения. Угроза манипулятивных алгоритмов основана на захвате внимания пользователей, сборе данных и следов в сети, включая все «лайки» и количество времени, которое пользователь потратил на просмотр рекламы и контента и продажу всех этих данных рекламодателям и другим внешним игрокам для дальнейших поставок контента, рекламы и информации пользователю. Такая форма манипуляции в сети Интернет получила название «капитализм слежения». Кроме этого, избирательное воздействие источников новостей на пользователей может приводить к формированию поляризованных структур закрытых групп; например «фильтрующие пузыри» и эхо-камеры. Динамические угрозы вызваны расширенным и быстрым взаимодействием между алгоритмами соцсетей, нормальными внутренними социальными тенденциями и интересами заинтересованных сторон.
С каждым годом она эволюционирует: сначала человек зависел от компьютера, потом от видеоигр, далее от социальных сетей, сегодня распространена зависимость от смартфонов.
Симптомы у всех примерно одинаковые. Первый — постоянное влечение к смартфону: любое возможное время человек проводит в телефоне. Он использует его не как средство для поиска информации или связи, а только для развлечения, бесполезного времяпрепровождения. Если у ребёнка спросить, что он хочет сделать в свободное время, он чаще всего ответит, что хочет погулять или сходить в кино. А если у ребёнка уже сформирована цифровая зависимость, он скажет, что хочет посидеть, поиграть в смартфон. Второй симптом, который появляется почти одновременно с первым, это трудности в ограничении себя.
Многие дети играют в гаджетах, но через некоторое время устают или утомляются и сменяют деятельность. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете. Во-первых, ребёнок должен понимать, что гаджет, который лежит у него в кармане, служит определённой цели: при помощи него можно позвонить, почитать, посмотреть расписание транспорта или карту. Рассказывать об этом ребёнку должны все: и родители, и педагоги, и психиатры, и государство.
Самый гармоничный этап. Чем же опасна интернет — зависимость? В результате проводимых исследований выделяют следующие негативные последствия этого явления: 1. При длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
Быстрый и регулярный просмотр сайтов приводит к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. Погружение с головой в всемирную паутину приводит человека к постепенной утрате навыков реального общения, что приводит к асоциальности. Человек начинает раздражаться без особой причины. Перестает следить за личной гигиеной. Коммуникативные навыки и способности постепенно пропадают. Человек испытывает затруднения в формировании своих мыслей, и все чаще употребляет односложные ответы 4. Как следствие предыдущего пункта. Человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи. Возможно появление мыслей о суициде.
Кроме психических и мыслительных расстройств возникают физические заболевания — ухудшается зрение, появляется тунельный синдром запястья, часто возникают заболевания позвоночника и суставов сколиоз, остеохондроз, артроз , сердечно-сосудистые патологии тахикардия, аритмия, артериальная гипертония, варикоз нижних конечностей и многие другие заболевания. В настоящее время существует несколько тестов по определению интернет-зависимости. Мы предлагаем Вашему вниманию некоторые из них, пройти которые вы можете самостоятельно. Тест на интернет-зависимость, разработанный профессором психологии Кимберли Янг. Шкала интернет зависимости Чена. Разработчик: S. Cnen, 2003 год, Китай. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л. Юрьевой и Т.
Методика разработана и адаптирована к русскоязычной среде. Тест на интернет-зависимость Кулакова С. Тест состоит из 20 утверждений, представляющих собой модификацию теста К. Всемирная Организация Здравоохранения официально включила интернет - зависимость в перечень болезней и расстройств.
Профилактика цифровой зависимости
Со временем такой поток ненужной информации начинает негативно влиять на настроение и психику, а мозг с трудом воспринимает те данные, которые действительно необходимы. Зависимость от сетевых игр — настоящая беда как молодежи, так и зрелых людей. Привычка с утра до ночи играть может возникнуть из-за отсутствия увлечений, желания повысить собственную значимость или просто от скуки. С головой погружаясь в виртуальный мир, игроман гонится за лайками, призовыми местами, а иногда даже тратит на свою зависимость все имеющиеся сбережения, с азартом играя в онлайн-казино. Просмотр взрослых фильмов. Такая привычка чаще всего возникает из-за неудовлетворенности реальной жизнью и может стать причиной серьезного расстройства психики и возникновения проблем сексуального характера.
Почему возникает интернет-зависимость и как она развивается? Психологи еще не полностью изучили причины, которые могут привести к зависимому расстройству, но очевидным является тот факт, что нереализованность человека в обычной жизни и низкая самооценка могут спровоцировать этот сетевой недуг. Из-за постоянного нахождения в виртуальной реальности пользователи сети способны потерять связь с окружающим миром. И это, пожалуй, главная опасность. Люди перестают встречаться с друзьями, ходить по магазинам, развлекаться, потому что не видят в этом смысла — все это доступно на просторах интернета и можно сделать, не выходя из дома.
Получается, что лень-матушка — не последний виновник возникновения интернет-зависимости. Аддиктивное расстройство развивается не сразу. Изначально человек начинает пользоваться сетью для достижения своих целей. Но, проводя в интернете много времени, пользователь узнает привлекательные возможности сети, вырабатывает свой стиль общения, постепенно отдаляясь от жизненных реалий. Далее зависимость приобретает хроническую форму, становясь очевидной сначала для окружающих, а потом и для самого пользователя сети.
Он уже с трудом возвращается к реальным событиям в жизни, живя только предвкушением сетевого общения, своим присутствием на любимых сайтах, освоением новых интернет-пространств и игр. Симптомы зависимости от интернета Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться? Не факт, что человек, который много времени проводит в интернете, является зависимым, ведь с помощью компьютерных технологий можно получать образование, решать рабочие вопросы и т. Если пользователь с легкостью отвлекается от сети, не испытывает ломки при невозможности зайти в свой блог, то аддикции у него нет. Лишь при высокой степени вовлеченности в сетевые процессы и неспособности переключиться на реальную жизнь можно подозревать расстройство.
С момента пробуждения и до отхода ко сну современный человек держит руку на своём гаджете и готов в любой момент «нырнуть в него». Реактивная модель общения с миром. Традиционная концепция человеческой активности, парадигма активного действия «реши, что нужно делать, и делай это» постепенно заменяется реактивной парадигмой «получи воздействие и отреагируй на него», то есть сделай то, что от тебя хочет «чужой дядя». При этом, очевидно, этот «чужой дядя» часто даже никакой не дядя, а банда бездушных роботов, посылающих пользователю сформированный программно поток предложений, уведомлений, побуждений, звоночков, валом сыплющихся в почту, мессенджеры и т. Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром. Конечно, это не абсолютное зло опустим очевидные аргументы о полезности цифровых сервисов и устройств , но психологам и исследователям взаимодействия «человек — машина» уже известно, что вовлечённость в цифровую сферу постепенно превращается в зависимость и приводит к развитию депрессии, тревожных расстройств, фобий и других проблем. Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. В последние 10—15 лет это признали большинство психиатров и психологов. Основные типы цифровых зависимостей, по мнению современных психологов, таковы. Навязчивое «чтение Интернета» — бездумный, хаотичный веб-сёрфинг, поиск в поисковиках, пролистывание новостных тизеров по аналогии с постоянным переключением каналов ТВ-пультом.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, большие объёмы переписки, постоянное общение в мессенджерах, чатах, блогах, соцсетях, избыточное количество знакомых и «друзей» в Сети, постоянное навязчивое ожидание прихода новых сообщений, комментариев, оценок от «друзей».
Начиная с одного часа в день, буквально за неделю он может увеличить количество часов, проводимых за ПК до 5-8. Подбор лечения Факторы, влияющие на развитие компьютерной зависимости Практически каждый взрослый человек периодически работает за компьютером, проводит время в социальных сетях, использует гаджеты для отдыха музыка, сериалы, общение. Почему для некоторых такое времяпрепровождение безопасно, а у других развивается компьютерная зависимость? Психологи описали несколько предпосылок к появлению интернет-аддикции: Замкнутость и неумение выстраивать полноценные отношения с людьми. Интернет позволяет компенсировать недостаток уверенности в себе, создает иллюзию живого общения и поддержки.
Недостаток личных побед и заниженная самооценка. Компьютерные игры ставят перед пользователями конкретные легкодостижимые цели. По завершению очередной компании или уровня человек испытывает глубокое удовлетворение собой, ему кажется, что он достиг успеха. Бедная эмоциональная сфера. Отсутствие хобби, скудная событийная жизнь приводит к тому, что человек вынужден «добирать» недостающие эмоции из виртуального мира. Неумение выражать истинные желания и предпочтения.
Часто встречается у детей и подростков с авторитарными родителями. Они не могут свободно выражать себя из-за страха неприятия. Но в интернете нет никаких границ, дети могут быть теми, кем захотят и вести себя соответствующе. В такой ситуации высок риск развития компьютерной зависимости. Нарушения психики: например, склонность к депрессивным состояниям, высокий уровень тревожности, различные социальные фобии. Как понять, что обычное увлечение гаджетами становится патологическим?
Достаточно знать основные симптомы сетеголизма и кибераддикции. Признаки компьютерной зависимости у подростков и взрослых Первый и самый яркий признак — это наличие абстиненции. Точно так же, как алкоголизм или наркомания, компьютерная зависимость приводит к появлению «синдрома отмены». Если человек не получает свою «дозу» игр или интернета на протяжении 2-4 часов, он начинает проявлять беспокойство, становится раздражительным и агрессивным, не может сосредоточиться на текущей задаче. К другим симптомам аддикции относится: Нарушенное ощущение времени. Находясь за монитором, зависимый утрачивает чувство времени.
Отсюда частые опоздания, срывы сроков. Трата финансовых ресурсов на постоянное обновление гаджетов, программного обеспечения, покупку новых игр. Ухудшение памяти из-за большого количества информации. Мозг не готов к таким нагрузкам, поэтому человек часто забывает о своих обещаниях, предстоящих делах. Нарушение режима дня. Чтобы провести как можно больше времени в сети, зависимый отказывается от прогулок, физической активности, полноценного питания, заменяя его перекусами.
При компьютерной зависимости больные часто страдают от нарушений сна: долго не могут уснуть, ложатся под утро, проводят в постели большую часть дня. Сужение круга интересов. Человек может забросить прежние хобби, перестать встречаться с друзьями, станет реже выходить из дома.
Большинство юзеров соцсетей из поколения Z 69 процентов и миллениалов 59 процентов говорят, что испытывали тревогу о будущем, когда в последний раз сталкивались в соцсетях с контентом о климатических изменениях. Согласно опросу Центра, технологии, такие как искусственный интеллект, по мнению большинства зумеров, способны изменить мир к лучшему. Интернет, как они считают, способен сблизить человечество. Колумнист Forbes Майкл Стоун назвал зумеров поколением активистов. Он счел, что «зеты» занимают твердые позиции в различных вопросах и ожидают, что другие будут делать то же самое. Стоун обратил внимание на исследование компании по связям с общественностью Porter Novelli, которая выяснила, что 81 процент зумеров считает: соцсети дают их поколению больше гласности, чем их предшественникам. Они высказываются онлайн, чтобы выразить свое мнение по различным вопросам, в том числе для компаний, которые интересуются их взглядами для влияния на продажи И вместе с тем поколение Z не спешит всецело доверять бизнесу. Онлайн-платформа для писателей и читателей Wattpad по итогам опроса своих пользователей заявила , что 65 процентов зумеров регулярно занимаются волонтерской деятельностью. Постоянное присутствие поколения Z в интернете позволяет ему распознавать важность социальных вопросов, которые нужно решать в реальности Wattpadплатформа для читателей и писателей Колумнист The Guardian Джин Маркс же считает , что «зеты» привносят свою позицию относительно глобальных проблем и на рабочие места. Такие работники критикуют своих же нанимателей, если поступки начальства противоречат их социальным или моральным взглядам», — высказался Маркс. Креативные и амбициозные Многие подростки, как следует из результатов опроса Центра Пью, по большей части верят, что соцсети помогают им укреплять дружбу и положительно влияют на разные аспекты их жизни. К примеру, 81 процент опрошенных специалистами подростков отметили, что благодаря соцсетям они чувствуют себя более сопричастными к жизни друзей. Возможность демонстрировать свои творческие стороны, общаться с людьми, которые способны поддержать в трудные времена, — другие положительные особенности, которые «зеты» выделили, говоря о соцсетях. У зумеров крайне хорошо развито самосознание, отмечает представитель компании-производителя техники HP Тодд Хорвиц. Он указывает, что «зеты», считая технологии поборниками позитивных перемен, осознают, что достижения прогресса при чрезмерном использовании могут вызывать у них дополнительный стресс В связи с этим молодые люди устраивают себе цифровой детокс. В Wattpad, к примеру, выяснили, что 43 процента зумеров ежедневно отказываются от соцсетей на несколько часов. В компании выразили уверенность в том, что этот тренд позволяет зумерам отвлечься от токсичного онлайн-контента. Направление JoMO заключается в том, чтобы разграничить занятия в сети, которые приносят радость, и занятия в сети, которые заставляют испытывать стресс. Суть не в том, чтобы проводить меньше времени онлайн, — это не входит в варианты действий. Вместо этого поколение Z исследует, какая онлайн-деятельность приносит им меньше стресса, а какая создает ощущение «побега» Wattpadплатформа для читателей и писателей Исследователи из университета Аризоны между тем обратили внимание на то, что представители поколения Z сознательно способны контролировать то, сколько времени они проводят онлайн.
Цифровая зависимость
Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Отсутствие цифровой зависимости – это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения. Почему цифровая зависимость – это плохо? Аналитики отмечают, что цифровая зависимость россиян растет. Читайте статью о причинах, симптомах, стадиях, последствиях и лечении Информационная зависимость на сайте клиники Rehab Family.
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Цифровой аутизм Цифровое слабоумие Фейсбук депрессия Номофобия Фантомный звонок Нехимические виды зависимости. Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей? Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета.