14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра. Наталия Дмитриевна Касаткина поблагодарила Главу Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева, министерство культуры, по делам.
Линия жизни. Наталия Дмитриевна Касаткина (2020)
А Наталии Дмитриевне в июне этого года исполнилось 85. Наталия Касаткина: Балет — это тяжелый вид искусства. Смотрите видео онлайн «Церемония прощания с балериной Наталией Касаткиной» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 марта 2024 года в 11:42, длительностью 00:00:08, на видеохостинге RUTUBE. Мы встретились с Наталией Дмитриевной и поговорили о тонкостях подхода к артистам балета, дисциплине в театре Касаткиной – Василева и замыслах снять фильм с Юрием Стояновым. Артистка балета, солистка Большого театра, балетмейстер, руководитель Государственного академического театра классического балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина рассказала «Вечерней Москве» о своей жизни, творчестве и планах.
Наталия Касаткина - биография, новости, личная жизнь
Он нам отвечает: «Вы сначала сделайте репертуар, а потом стройте театр». Сейчас у нас репертуар — 33 спектакля, а театра еще нет. Но мы надеемся, что мы его построим. Вдохновляет меня само искусство и любовь к нему. И желание все еще до сих пор, несмотря ни на что, делать что-то новое, сочинять необычные вещи. Я надеюсь, что «Буря» — это такая загадочная вещь, что я там смогу сочинить интересный для всех балет.
Но прежде всего меня вдохновляют артисты. Вы не представляете, как они сейчас соскучились по сцене, когда нам нельзя было даже репетировать. А потом репетировать можно было, но нельзя было нигде выступать. Cейчас еще эти сложности и ограничения все еще существуют. Но как артисты работали после окончания карантина, и как работают сейчас!
С такой отдачей, с таким вдохновением. Помогают друг другу, вспоминают что-то, вносят свои коррективы и предложения в новый спектакль. Я очень люблю, чтобы сперва артисты все точно исполнили, как у меня задумано, а потом ты даешь им свободу. Это интересный творческий процесс, который развивает и артиста, и хореографа. Когда мы с артистами разговариваем о спектакле, то половину спектакля мы, хореографы-постановщики, хозяева.
А со второй половины спектакля артисты настолько вживаются в роль, что они могут сказать: «Вы знаете, Наталья Дмитриевна, мой герой так бы не поступил. Он поступил бы по-другому». И предлагают мне, как они это видят. Тогда надо артисту дать шанс сделать так, как он считает правильным. Я иногда пускаю на самотек процесс репетиций, и артисты сами что-то придумывают.
Например, Михаил Барышников на репетициях балета «Сотворении мира» всегда придумывал что-то невероятное. Когда заканчивалась наша с ним основная репетиция, то он спрашивал: «Мы закончили»? И после этого они с В. Василёвым начинали придумывать что-то свое. Василёв ставил хореографию, а Барышников это гениально исполнял.
Эта хореография идет по всему миру, и даже прыжки называются «барышников», так как именно он их первый исполнил. Какие-то современные постановки, которые появляются, могли бы отметить? Если балетмейстер хороший, то он не конкурент, потому что я с уважением к нему отношусь, восхищаюсь его работами. В работах балетмейстера самое главное это индивидуальность. Если ее нет, то это не балетмейстер.
А если есть даже если он профессионал, то знаете, как про писателей иногда говорят «графоман». Вот есть и балетмейстеры-графоманы. А есть балетмейстеры, которые имеют индивидуальность. В начале и середине ХХ века было много выдающихся хореографов. В начале века, вы знаете, труппа Дягилева, кто работал на его «Русских сезонах».
У него была масса прекрасных балетмейстеров. В середине века тоже были чудесные и замечательные балетмейстеры — постановщики: Гойлезовский, Якобсон, Бурмейстер, Григорович. Следующее за ними поколение — Брянцев, мы с Василёвым, Виноградов. Григорович был принят в Большой театр, и сделал там свои великие постановки. Сейчас у него есть свой собственный театр в Краснодаре.
Дима Брянцев работал так же в известном московском театре Станиславского и Немировича-Данчекнко. Но большинство балетмейстеров, особенно старшего поколения, они не дожили до создания своих собственных театров, и это очень жаль. В наши дни есть человек, профессионал, которого я безумно уважаю, восхищаюсь и очень за него рада — это Борис Эйфман. Потому что у него ярчайшая индивидуальность. Не зря его любят во многих странах мира, не только в России.
Он работает по-своему, он полностью состоявшийся как постановщик. Сейчас у него открылась школа, и не только школа, но и детский школьный театр танца. Чтобы можно было развивать искусство великого Ленинградского балета. Когда-то он мне сказал, что через два года должны открыть и основной его театр. Ему сейчас 75 лет, и он выглядит очень счастливым.
У него невероятная энергия. Все его спектакли разные и в то же время в едином стиле. Они все очень интересные! Это все те, кого я бы хотела отметить из коллег. Балетмейстеров в мире всегда было очень мало, а сейчас просто беда.
По её словам, великий русский поэт был родственной душой для Касаткиной, балетмейстер очень любила его творчество и даже назвала собаку Пушкин. В Петербурге Касаткина всегда первым делом ходила в дом-музей поэта. Бурьянова назвала усопшую жемчужиной русского балета и отметила, что её уход просто невосполним. Причины её смерти не уточняются, информация о дате и месте прощания с актрисой будет опубликована позднее.
Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, мы не могли показывать спектакли для зрителей. Но, что нас радует, в этот период мы возобновили многие наши любимые авторские спектакли, которые обычно редко идут. Чайковского, «Чудесный мандарин» Беллы Бартока.
Если говорить о премьерах, то у нас выходит балет «Сны поздней жизни» по произведениям А. Пушкина, музыку к нему написал Андрей Петров. Этот спектакль когда-то шел в Мариинском театре, но теперь это совершенно новая постановка! За это время менялись балеты, хореография и т. Вы что-то добавляли c течением времени? Есть ли в планах поставить что-то принципиально новое? Если да, то какая идея или сюжет лежит в основе?
Из них в основном балеты, и 4 оперы. Оперы шли в Мариинском и Большом театрах. Каждый раз когда мы возобновляем свои спектакли в другом театре, то, естественно, вносим в них что-то новое. Больше всего нового мы внесли в хореографию, когда готовили свои ранее поставленные старые спектакли с новыми молодыми артистами. Когда мы перенесли этот спектакль в своей театр, то внесли много нового. Но в то же время все великолепные прыжки Барышникова, невероятно трудные движения, которые он исполнял ранее, это все наши молодые артисты исполняли после него. В том числе Ильгиз Галимулин.
Все перечисленные мной артисты — лауреаты международных конкурсов и носят звание заслуженных. Есть авторские спектакли, которые мы ставили только у себя, их немало. В планах есть поставить что-то новое. Великий дирижер Геннадий Рождественский, когда он второй раз пришел в Большой театр, позвал нас с Владимиром Василёвым к себе и заказал нам спектакль «Буря» по последней пьесе, написанной У. Ее очень трудно переносить на балетную постановку. В балете используется музыка финского композитора Яна Сибелиуса. Мы тогда все подготовили, у нас был план.
Но Геннадий ушел из Большого театра, и в итоге эта работа легла на полку на много лет. И сейчас я хочу этот спектакль выпустить и в память о Геннадии Рождественском, и в память о Владимире Василёве. Есть ли у вас желание ставить балеты для детей? Наш постулат: все жанры, кроме скучного. Поэтому и наши авторские спектакли, и редакции классических балетов мы сделали почти всего Чайковского и Прокофьева — они всегда понятны и интересны зрителю. К нам даже совсем маленькие дети приходят. В наших балетах дети так же участвуют: в спектаклях «Маугли», «Щелкунчик» и т.
В нашем театре очень большой детский репертуар: «Гадкий утенок», «Маугли», «Золушка», «Спящая красавица», «Жар птица». И последняя наша премьера, которую мы показали на исторической сцене Большого театра, это балет «Кракатук» на музыку Эдуарда Артемьева. Cам сюжет поставлен по Гофману, точнее по его представлениям о том, что такое Щелкунчик. Так что у нас хороший выбор спектаклей для детей, и дальше мы планируем, что они будут в нашем репертуаре. Кто ваши главные помощники в театре? Какие новые современные технологии используются в вашем театре? Больше всего мы работали с Иосифом Cумбаташвили — он для нас делал декорации к «Ромео и Джульетте».
Совершенно новый спектакль, не похожий ни на один другой. Так же для спектаклей «Сотворение мира», «Спартак». Декорации для оперы «Петр I», которая ставилась на музыку Андрея Петрова с нашим либретто и шла тогда еще в Кировском, а ныне Мариинском, театре. И каждый раз, что делал Иосиф Георгиевич, — это великая работа, все спектакли, на которых мы сотрудничали, с огромной индивидуальностью. Он вносил очень много своего, поэтому спектакли интересны не только своей хореографией, которую мы ставили, не только исполнением артистов, но во многом и сценографией, которую создал Иосиф Георгиевич. Сейчас у нас главный художник нашего театра Елизавета Дворкина — заслуженный художник России. Она сделала очень много ярчайших постановок, которые идут только у нас в театре.
Это «Дама с камелиями», «Петербургские сумерки», «Чудесный мандарин» Бартока, «Лисистрата» и многие другие. Говоря про новые технологии, то, конечно мы идем в ногу со временем. Например, балет «Лисистрата». В нем все декорации построены на технологии трехмерного видеомэппинга. Это когда эффект объема создается за счет освещения пространства несколькими проекторами. В балете «Кракатук», премьера которого состоялась в январе 2020 года на исторической сцене Большого театра, помимо видеомэппинга использовался эффект голографии. Тот же самый орех, и другие волшебные вещи, которые присутствовали на сцене вместе с артистами, — это голограммы, но их не отличить от реально существующих объектов.
Какой сейчас по количеству состав труппы, какие образовательные учреждения закончили артисты? А вот такое качество как талант проявляется в дальнейшей работе. Я состою в совете нескольких хореографических училищ и обычно присутствую на выпускных экзаменах, выставляю оценки. Я уже вижу заранее потенциал артистов.
Во времена оттепели в 1965 году первой из постановщиков в СССР обратилась к музыке Игоря Стравинского, постановив его «Весну священную» в Большом театре.
В 1977 году была назначена главным балетмейстером концертного ансамбля «Классический балет». С тех пор Касаткина и Василёв — бессменные художественные руководители этой труппы, с 1992 года носящей название Государственный театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
«Все плохо закончилось»: сын балерины Касаткиной рассказал о скандале перед ее смертью
Очень разные — словом, все жанры, кроме скучного». Пятьдесят четвёртый сезон Театра классического балета откроется 6 октября в Государственном Кремлевском дворце. В новом сезоне также состоятся показы балетов «Лисистрата», «Ромео и Джульетта», «Сотворение мира», «Лебединое озеро», «Кракатук» премьера состоялась в январе 2020 года на Исторической сцене Большого театра. В 2021 году Театр классического балета готовит премьеру «Шекспир, Шекспир» на музыку Яна Сибелиуса и Антонина Дворжака , а также планирует возобновить балеты «Пушкин.
Начиная с 1960-х годов, работает как балетмейстер, ставя спектакли вместе с мужем, Владимиром Василёвым. Во времена оттепели в 1965 году первой из постановщиков в СССР обратилась к музыке Игоря Стравинского, постановив его «Весну священную» в Большом театре. В 1977 году была назначена главным балетмейстером концертного ансамбля «Классический балет».
Наталия Дмитриевна всю жизнь отдавала себя профессии. Она работала в тандеме вместе со своим мужем Владимиром Василевым.
Сейчас директором культурного учреждения является их сын — Иван Василев. Ранее дочь Валентина Юдашкина заявила , что внесла в работу Модного дома отца нововведения. А вам нравилось творчество Наталии Касаткиной?
Немировича-Данченко , в Новосибирском театре оперы и балета и многих других. Уход Натальи Дмитриевны невосполнимая утрата для ее близких, коллег, театрального сообщества и российского искусства. Ее редчайший и многогранный талант по праву признан достоянием нашей культуры. Работы Натальи Дмитриевны Касаткиной завораживали зрителей, поражали чувственностью и мастерством. Добрая, светлая память о Наталье Дмитриевне навсегда останется с нами.
В Москве умерла балерина Наталия Касаткина
Руководитель Государственного академического театра классического балета народная артистка РСФСР Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила помощница артистки Валентина Бурьянова. Вечером 13 марта ушла из жизни народная артистка РСФСР, художественный руководитель Театра классического балета в Москве, танцовщица Наталия Касаткина. Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва) — артистка балета и балетмейстер, характерная солистка Большого театра в 1954—1976 годах. Театр играет уже 57 сезон, юбилейный, который приурочен к 90-летию художественного руководителя Наталии Дмитриевны Касаткиной. «Я погубила советский балет»: Наталия Касаткина — о жизни артистки непролетарского происхождения.
В Москве умерла балерина Наталия Касаткина
Впервые в Чувашии легендарная балерина и хореограф Наталия Касаткина | Газета "Грани" | 13 марта, в 22 часа 20 минут ушла из жизни художественный руководитель нашего театра Наталия Дмитриевна Касаткина. |
Наталия Касаткина - биография, новости, личная жизнь, фото - | С 1977 Наталия Касаткина — главный балетмейстер Концертного ансамбля СССР «Классический балет», художественным руководителем которого стал Владимир Василёв. |
Сегодня ночью не стало народной артистки РСФСР Наталии Касаткиной | ФГБУК РОСКОНЦЕРТ | Фотографии из подборки РИА Новости 14.03.2024: Умерла народная артистка Наталия Касаткина | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». |
Умерла известная балерина: она танцевала в Большом театре и сама ставила там спектакли | Иван Василев поведал, что у Наталии Дмитриевны оторвался тромб. Эту информацию подтвердила и помощница Касаткиной. |
Путин направил телеграмму с соболезнованиями родным Наталии Касаткиной — РТ на русском | Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета, артистка балета Наталия Касаткина ушла из жизни в возрасте 89 лет. |
На 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР Наталия Касаткина
Мужа Натальи Касаткиной балетмейстера Владимира Василёва не стало 6 лет назад. Они прожили в браке 64 года. Каждый день вместе работали. Наталья Касаткина говорила, что всегда чувствовали, что они две половины единого целого. Хотя и спорили, и «орали друг на друга» во время репетиций. Но в споре рождалось правильное решение танца.
После смерти Владимира Василёва Наталья Дмитриевна до конца жизни руководила их театром, репетировала с артистами, делала новые постановки. Совсем недавно мы разговаривали с ней. Она делилась творческими планами.
Источник фото: Фото редакции Наталия Касаткина — коренная москвичка, родилась 7 июня 1934 года. В 1954 году Касаткина устроилась на работу в Большой театр после окончания Московского училища хореографии. В "Большом" она трудилась до 1976 года, а после вместе со своим супругом Владимиром Василевым возглавила московский Театр классического балета, который до 1992 года именовался "Классическим балетом".
РИА Новости 42 278 подписчиков Подписаться Церемония прощания с балериной Наталией Касаткиной, скончавшейся на прошлой неделе, началась в Большом театре. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Наталия Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. После окончания в 1953 году Московского хореографического училища поступила на службу в Большой театр, где танцевала до 1976 года. С начала 60-х годов прошлого века Наталия Касаткина работала вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым, в качестве балетмейстера и сценариста.
Умерла народная артистка России Наталия Касаткина
Пятигорский городовой | Художественный руководитель театра Наталия Касаткина согласилась ответить на вопросы журналиста «Волжской правды». |
Памяти Наталии Касаткиной | Музыкальное обозрение | 13 марта, в 22 часа 20 минут ушла из жизни художественный руководитель нашего театра Наталия Дмитриевна Касаткина. |
Касаткина Наталия Дмитриевна | Наталия Дмитриевна Касаткина. Спектакли Наталии Касаткиной. |
Скончалась народная артистка России Наталия Касаткина | Художественный руководитель театра Наталия Касаткина согласилась ответить на вопросы журналиста «Волжской правды». |
«Я погубила советский балет»: Наталия Касаткина — о жизни артистки непролетарского происхождения | В одну из московских больниц экстренно была госпитализирована 82-летняя бывшая солистка Большого театра, артистка балета и балетмейстер, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина. |
«Все плохо закончилось»: сын балерины Касаткиной рассказал о скандале перед ее смертью
– Наталия Дмитриевна, труппа Государственного академического театра классического балета впервые выступит на исторической сцене Александринского театра. Руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла на 90-м году жизни. «Я погубила советский балет»: Наталия Касаткина — о жизни артистки непролетарского происхождения. Скончалась народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина.
Наталия Дмитриевна Касаткина
Юбилейный вечер знаменитой балерины и хореографа Наталии Дмитриевны Касаткиной состоится 11 июля 2014 года. Руководитель Государственного академического театра классического балета народная артистка РСФСР Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила помощница артистки Валентина Бурьянова. – Наталия Дмитриевна, труппа Государственного академического театра классического балета впервые выступит на исторической сцене Александринского театра. Народная артистка РСФСР, хореограф и балетмейстер Наталия Касаткина умерла из-за оторвавшегося тромба. Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета, артистка балета Наталия Касаткина ушла из жизни в возрасте 89 лет. — В нашей студии Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка России, лауреат премии Советского Союза, художественный руководитель театра "Государственный академический театр "Классический балет".
Касаткина, Наталия Дмитриевна
Наталия Дмитриевна Касаткина — российский хореограф, бессменный художественный руководитель и главный балетмейстер Московского классического балета — была удивительно талантливой, многогранной и деятельной личностью, посвятившей свою жизнь и творчество балету. Наталия Касаткина — лауреат Государственной премии СССР, награждена пятью орденами и множеством театральных премий, внесла огромный вклад в развитие современного русского балета, создав в 1970-х вместе с Владимиром Василёвым собственную хореографическую школу, из которой вышли десятки звезд, украсивших ведущие мировые театральные сцены.
Сын балерины, директор "Государственного академического театра классического балета" Иван Василев зачитал тексты из телеграмм соболезнования от правительства Москвы, от министра культуры РФ Ольги Любимовой. Им было отмечено, что народная артистка РСФСР принадлежала к "золотой странице российского и мирового балета".
Родным и близким Натальи Касаткиной слова утешения озвучил и президент РФ Владимир Путин, отметивший, что она была настоящей звездой, выдающимся хореографом, педагогом и наставником.
Имя Натальи Касаткиной всегда ассоциировалось с балетом, высоким профессионализмом, мастерством и талантом. Наталье Дмитриевне удалось воспитать не одно поколение знаменитых во всем мире артистов балета. В ее постановках блистали артисты с мировым именем. Она была первым из постановщиков, кто обратился к музыке Игоря Стравинского после 1917 года. Ей удавалось очень просто и, по существу рассказывать о профессии не только ученикам, но и миллионам телезрителей.
После окончания в 1953 году Московского хореографического училища поступила на службу в Большой театр, где танцевала до 1976 года. С начала 60-х годов прошлого века Наталия Касаткина работала вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым, в качестве балетмейстера и сценариста.
С 1977 года супруги были художественными руководителями концертного ансамбля "Классический балет", а с 1992 года — Государственного театра классического балета.
Еще публикации этой рубрики
- Касаткина Наталия Дмитриевна, биография — РУВИКИ
- Касаткина, Наталия Дмитриевна — Википедия
- Умерла народная артистка России Наталия Касаткина | Новости Беларуси|БелТА
- Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина в ожидании январской премьеры
фотографии >>
- фотографии >>
- Другие новости
- Касаткина – последние новости
- Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри» | Ballet Magazine
«Уходят из жизни легенды»: Волочкова прокомментировала смерть Касаткиной
Когда будут похороны мы еще не знаем, еще не обсуждали. В июне у нее должен был быть юбилей, 90-летие. Собирались праздновать широко, всем миром. Она была жемчужиной русского балета», — поделилась собеседница. Точную причину смерти артистки она не назвала.
Я просто трясусь над этим спектаклем и не разрешаю ничего туда вносить. Часто слышу такой вопрос от зрителей: «Почему мы плачем на вашем первом акте? А на других «Жизелях» не плачем…» Вот поэтому — потому что великие люди вложили в этот балет душу! И, кстати, это был первый балет, который Большой театр привез в Лондон в 1956 году. Я там даже есть на съемочных кадрах: маленькая девчонка в танце с корзиночками. Мне очень дорог этот балет. Этот балет — настоящее хулиганство с нашей стороны. Эти два спектакля — наши любимые. Или отличий нет? А вот между школами — московской и петербургской — действительно есть разница. Двенадцать лет я провела в Петербурге на Мариинской сцене, где мы поставили четыре спектакля — два балета и две оперы. И я вспоминаю моего педагога — Марину Тимофеевну Семенову. Это самое главное, что подарила мне жизнь. Как раз она была олицетворением сразу двух школ балета — московской и петербургской. Она приехала к нам из Петербурга со школой Мариинского театра и Академии русского балета имени А. Она репетировала все наши спектакли и входила в них так, как будто это поставлено именно для нее. Все благодаря таланту, невероятному и фантастическому.
Мы глубоко сопереживаем всем, кто хорошо знал и любил Наталию Дмитриевну.
Информация о месте и времени прощания с балетмейстером будет объявлена позже. Наталия Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. Окончила Московское хореографическое училище, в 1954-1976 годах работала в Большом театре.