4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. Новости Новости.
Смотрите также
- Детство государя
- Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
- Иван IV Грозный: история правления, политика, реформы, биография
- Начало правления царской династии Романовых в России
- Начало правления царской династии Романовых в России
Статьи, связанные с этой статьёй
- : новости спорта - Чемпионат
- Первый Русский Царь
- Год венчания на царство первого русского царя 🤓 [Есть ответ]
- Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
Первый русский царь?
Свежие новости в России и мире. И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории.
Первый русский царь?
Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца. Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Так Россия стала империей.
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
Прозван Тишайшим, хотя событий на его правление выпало немало. Восстание Степана Разина, Медный бунт и начало церковного раскола, унесшего тысячи жизней как старообрядцев, так и представителей официальной церкви. При Алексее Михайловиче к России была частично присоединена Украина. Время для рекордов долгоправления было тогда идеальное: конституции и президентских сроков еще не придумали, а свергать царя ни народу, ни еще помнившим смутное время боярам совершенно не хотелось. Теоретически у Алексея Михайловича были все шансы поправить и 60 лет, но сердечный приступ в 1676 году ограничил его срок 30 годами. Но тогда же был и фаворитизм, и дикое казнокрадство, и окончательное закрепощение крестьян, и Пугачевское восстание. Внешний долг, оставшийся после Екатерины, Россия окончательно выплатила лишь в 1891 году. Только на 11 главных фаворитов Екатерина потратила около 92 миллионов и 820 тысяч рублей — сумму, превышающую годовой доход всей империи. К вечеру государыня скончалась.
Петр I — 42 года 1682—1725 Этот рекорд вряд ли кому удастся побить, так как для этого нужно либо так же, как Петр, сесть на престол в 10 лет, либо иметь уж совсем исключительное здоровье. Рассказывать о деяниях Петра Алексеевича особой нужды нет. Лучше расскажем, из каких составляющих сложились эти невероятные 42 года царствования. Отец Петра — Алексей Михайлович — был плодовит, Петр был 14 ребенком и шансов на престол у него вроде как не было. Зато он был первым сыном от второй жены царя Натальи Нарышкиной, чья семья тоже хотела царствовать. В итоге после смерти слабого здоровьем царя Федора, сына Алексея Михайловича, в результате политических интриг на престол взошли сразу два царя: от Милославских и первой жены — Иван, от Нарышкиных и второй жены — Петр. Формально Иван считался первым царем, а Петр — вторым. Но это были формальности, так как фактически правила царевна Софья.
Софью повзрослевший Петр смог победить с помощью интриг, а слабый здоровьем и не интересующийся царствованием Иван и сам умирает в 30 лет. Петр становится сперва единоличным царем, а затем в 1721-м и императором. Последний титул он носил всего четыре года, скончавшись в 1725-м от тяжелой болезни почек. Ну как править, при нем был собран опекунский совет из семи боярских родов. Бояре вовсю глумились на малолетним великим князем и, как стало известно в последствии, совершенно зря. Так как споров вокруг фигуры Грозного не меньше, чем вокруг Сталина, о достижениях царя промолчим.
И погром Новгорода был вызван не садизмом Царя, а заговором местных бояр, тосковавших о прежней вольности и независимости от Москвы и стремившихся уйти под крыло Литвы.
Как писал в начале XX века выдающийся историк С. Платонов, «Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю. За московского государя стоят симпатии всего населения здесь и далее выделено мной — В. Несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном». И он же, в упрёк Карамзину и его последователям: «В этой агитации [в европейских странах] против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический источник». Теперь о масштабах репрессий.
XVI-й век, как известно, был веком формирования абсолютных монархий. Головы бояр графов, лордов, герцогов, маркизов, баронов слетали с плеч по всей Европе, и не только бояр. В том же веке 1572 г. В том же веке испанский герцог Альба истребил около 100 тысяч жителей Нидерландов. О кострах инквизиции, полыхавших по всей Европе, можно не упоминать. Характерно, что об английских казнях в учебнике «Всеобщей истории» для 7 класса авторы Юдовская и др. Арсеньев и др.
Торкунова без объяснения глубинных причин репрессий и введения опричнины. Однако, по данным проф. Скрынникова, за все годы своего долгого правления Иван казнил не более 3—4 тысяч человек. Как заметил когда-то И. Солоневич, прежде, чем ругать русскую историю, следует познакомиться с историей Западной Европы. И не случайно Иван получил в народе прозвище не «жестокий» и не «окаянный», а «грозный» — гроза бояр. А что касается истории, то трактует и записывает её на бумаге не народ, а боярство дворянство, чиновничество и т.
Таким образом, церковь могла оказывать сильное влияние на правителя, а Россия признавалась наследницей духовных традиций Византии. Правление монарха Иван Грозный правил 50 лет, не считая нескольких месяцев, когда формально на престоле сидел касимовский хан Симеон Бекбулатович. Его правление считается самым долгим за всю историю страны. Во время правления первого царя были проведены следующие реформы: Созданы новые приказы органы центрального управления : Земский, Челобитный, Поместный и другие. Каждый приказ занимался определенными вопросами внутренней политики. Введен новый Судебник — свод законов. Проведена реформа местного самоуправления Земский собор , функции управления и суда переданы от кормленщиков к выборным должностям. В итоге дворяне получили больше власти и смогли более успешно решать проблемы регионов, а налоги начали собираться по более успешной схеме. Начата военная реформа: создание регулярного войска и стрелецких отрядов, введено Уложение о службе.
Церковная реформа или Стоглавый собор включали в себя унификацию церковных обрядов и ужесточение дисциплины по всей России обряды начали проводиться по одной схеме , были канонизированы новые святые. Также в задачи церкви входило просвещение людей. Еще одним направлением стало учреждение опричнины — отряда личных телохранителей царя. Это был собранный из представителей знатнейший боярских родов отряд, который должен был выполнять важные задачи. Но в итоге опричнина не справилась со своими задачами и была расформирована. Внутренняя политика Ивана IV состояла в расширении границ государства и их охране. Она делилась на 3 направления: Юг: война с Крымским ханством. Россия проиграла, крымский хам провел несколько набегов на Москву. Запад: Ливонская война, попытка выйти к Балтийскому морю.
Русское царство проиграло и потеряло несколько пограничных городов. Восток: самое успешное направление.
На самом деле мы знаем только один источник об этом — «Повесть о Земском соборе 1613 года» неизвестного автора. Ее в свое время выявил и ввел в научный оборот замечательный историк Александр Лазаревич Станиславский, к сожалению, рано ушедший из жизни.
Согласно тексту этого документа, главными сторонниками избрания на царство Михаила Федоровича Романова были казаки, которые во время проведения Земского собора составляли львиную долю всех вооруженных людей в Москве. В этой ситуации казачья верхушка имела реальную возможность диктовать свою волю делегатам, наверное, надеясь впоследствии стать новым сословием в России В «Повести» рассказывается, как казаки вели переговоры с боярином Иваном Никитичем Романовым , дядей Михаила Федоровича. Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом. Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков.
О каких казаках тут идет речь? Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II.
Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику. Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству. Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты.
Почему именно царь-подросток в 1613 году стал консолидирующей фигурой для всех? Потому что он объективно оказался наиболее приемлемым кандидатом. Еще Сергей Федорович Платонов заметил, что Михаил Романов стал компромиссной фигурой по целому ряду независящих от него причин.
Первый русский царь: кто им на самом деле был
Положение в стране после нескольких лет Смуты было плачевным, сообщает Русская историческая библиотека. Встала острая необходимость восстановить государственную власть. Возглавлявшие ополчение Минин и Пожарский разослали грамоты и созвали Земский собор собрание представителей различных земель и сословий на Руси. Минин и Пожарский. СС0 Как Земский собор выбирал нового царя? Данных о работе Земского собора сохранилось очень мало, уточняет доктор исторических наук Юрий Иванов статья опубликована rcoit. Известно, что в Москву съехались не только бояре, дворяне и церковнослужители, но и посадские люди, донские казаки и свободные крестьяне. Не было только представителей от крепостных и холопов. Их интересы должны были представлять собственники земель.
Земский собор начал работать в январе 1613 года. Участники Собора придерживались разных позиций.
При Петре Великом, создавшем коллегии, эта цифра была чуть выше — 30.
Иначе дело обстояло в войсках, для модернизации которых царю понадобился иностранный опыт. В 1690-е и 1700-е годы российский флот создавался с нуля. Именно поэтому среди морского командного состава, сформированного Петром, преобладали выходцы из-за рубежа: из 31 высшего флотского чина с 1700 по 1725 год русских насчитывалось только пятеро.
Инфографика ТАСС показывает, как обстоял отбор на командные должности в ключевом роде войск — пехоте. Среди генералов, взятых Петром на службу, больше всего "легионеров" насчитывалось в 1708 году — 39 из 51. На последнем отрезке правления Петра их доля ощутимо сократилась до 22 из общего числа в 61.
Значило ли это по совокупности, что Петр Великий отдал Россию на откуп иностранцам? С точки зрения статистики — безоговорочно нет, а куда ближе к истине мнение, что иноземцы пополнили служилую элиту империи, сумевшей воспользоваться их знаниями и умениями. При Петре иноземец-мореплаватель Витус Беринг отправился в свою первую Камчатскую экспедицию, чтобы позже открыть пролив Беринга; артиллерист Вильгельм де Геннин основал Екатеринбург и Пермь, а инженеры Кирштенштейн и Ламбер де Герен возвели Петропавловскую крепость, положив начало Северной столице.
Их трудам Россия благодарна до сих пор. Третий миф: Санкт-Петербург Петр Великий построил "на костях" Живучий миф о Петре как жестоком правителе, пожертвовавшем ради своих целей десятками тысяч подданных, впервые появился еще при жизни императора как слух. В 1710 году датский посланник Юст Юль записал, что при сооружении Петропавловской крепости в 1703 году погибли 60 тыс.
В 1726 году французский путешественник Обри де ла Моттре нашел в Петербурге подтверждение сведениям Юля. При строительстве дома на углу Невского и Мойки обнаружились... С тех пор образ Санкт-Петербурга, выстроенного "на костях", захватил воображение публицистов и первых историков.
Ключевский утверждал, что "едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте", а Костомаров полагал, будто "в каналах и на костях сотен тысяч [Петр] построил себе столицу". Грач, не позволили подозрениям перерасти в уверенность. Вблизи величественных строений обнаружили кости — но не человеческие, а животных: остатки трапез первых строителей города.
Про этих людей известно, что работали они посменно: группами по 20 тыс. Всего на строительстве столицы могли побывать до 200 тыс. Тем более эти оценки противоречат фрагментарным сохранившимся данным: так, известно, что в промежутке с 1711 по 1712 год из 2 210 мастеровых, строивших город, погиб 61 , а в 1706 году из 529 плотников, возводивших адмиралтейство, — один человек.
На основании этих и подобных данных современный историк Ольга Агеева заключает, что общее число умерших за время многолетней стройки 1703—1715 не могло превышать 2 тыс. Этим объясняется и то, что кости, найденные на берегу Мойки, так и остались единственными обнаруженными массовыми захоронениями людей в центре Петербурга. Мрачная легенда об основании северной столицы, возможно, не прижилась бы, если бы к ней не примешивались национальные страсти.
Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.
Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей?
Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.
Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его.
Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный.
Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей.
Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери. Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе.
Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году. Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.
Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам.
Отъезду предшествовали раздоры правителя с политической элитой. Поездив в течение нескольких недель по окрестным монастырям, царь остановился в Александровской слободе, в 120 км от Москвы. Опричнина в России началась 3 февраля 1565 года, по указу Ивана Грозного и продлилась до его смерти 28 марта 1584 года. Чрезвычайные меры в государстве сопровождались сильными репрессиями народа. Слово «опричнина» происходит от древнего «опричь», что означает «особый». Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия. В опричнину царь отделил часть бояр, дворян, 1000 князей, служилых и приказных людей. Им были розданы поместья в волостях. Страна разделилась на две территории, ту, которая в опричнину не вошла, стали именовать земщиной.
Опричники клялись в верности государю, обещали никоим образом не общаться с земскими. Ходили в черных одеждах, как монахи, те, у кого имелись лошади, крепили к седлам отличительные знаки: метлы и головы собак. Войско опричников царь освободил от ответственности, им дозволялось грабить и убивать тех, кто не согласен с правителем. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в заговоре с намерением предаться польскому королю, Иван в сопровождении войска опричников выступил в поход на Новгорода. По пути опричники устроили множество убийств и грабежей в Твери, Клину, Торжке и других городах. Боевые отряды опричников окружили Новгород 2 января 1570 года, сотни священников окрестностей были посажены под арест, монастыри взяты под полный контроль. Через несколько дней приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и приказал начать репрессии. Официально основано Донское Казачество 3 января 1570 года.
Поводом для образования Донских Казачьих Станиц-Застав стало признание их доблести, военных заслуг, нужда в их службе Русскому государству, и наделения Казачества грамотой Ивана Грозного. С 1570 года началось активное формирование Казачьего войска и обустройство Станиц-Застав. Опричники по приказу Ивана грозного 12 января 1570 года стали массово мародёрствовать во всем Новгороде и его окрестностях. Каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По различным данным, в тот страшный день погибло от 2 до 10 тысяч человек. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких знатных горожан и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, псковский юродивый, во время обеда, протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после - грозил Ивану многими бедами.
Иван Грозный приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался розыск о новгородской измене, длившийся весь 1570 год, пострадали многие видные опричники. В 1571 году, когда на русские земли вторгся крымский хан, опричники Ивана Грозного оказались полностью недееспособными и не смогли защитить государство. Царь разбаловал их, и они попросту не пошли на войну. Тогда государь принял решение об отмене опричнины и даже отдал приказ на составление списков убиенных, чтобы их души отпевали в монастырях. Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Документ был разработан воеводой Михаилом Воротынским.
Как короновали русских царей?
Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313. Первым русским правителем, сменившим княжеский титул на царский, был Иван Грозный. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе.
Иван Грозный
- Избрание патриархов на Руси
- Патриархи на Руси: первый патриарх, избрание, дата введения патриаршества
- Потенциальные конкуренты
- Михаил Фёдорович — Википедия
- «Петр коснулся всего». Кем на самом деле был первый российский император
- Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год