перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России. Крестьяне несшие повинности в пользу.
Крестьянские наделы и повинности.
Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. труд крестьян на земле помещиков. Повинности временнообязанных крестьян. Освобождение дворовых крестьян. Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г.,назовите причины этих побед.
Повинности крестьян перечислите
До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. К 19 февраля 1870 г. К 1881г. Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды , основной повинностью признавался оброк крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа.
Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около Петербурга -12руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской - 10руб. В черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб. Следовательно, оброк был ниже там, где земля ценилась выше.
Это произошло потому, что нормы оброка примерно приравнивали к размеру дореформенного оброка, а он был выше в нечерноземных губерниях, около столиц, где можно было больше заработать. А в черноземных губерниях основной доход был от земли и оброк был ниже. Здесь помещики компенсировались отрезками и возможностью получать с них доход. Назначение оброка по его дореформенным размерам имело целью сохранение для помещика того дохода, который давал крестьянин, а не компенсацию за земли. Ловким мошенничеством было введение так называемой градации оброка и барщины.
Основной категорией землевладельцев являлись феодалы. Дворяне, как сформировавшееся самостоятельное сословие стало основной категорией землевладельцев в России. Основная масса населения — крестьяне, положение которых в этом столетии ухудшилось. К концу столетия изменилась роль холопов, которые превратились в доверенных людей феодалов. Изменилось положение духовенство, представителям которого было запрещено увеличивать свои владения. Возросло число казаков, которые по-прежнему пользовались особыми привилегиями. Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Феод — населенное крестьянами земельное владение. Феодал — землевладелец, который за право владения феодом должен был нести службу у сеньора и быть его вассалом. Что такое посад? Кто проживал в посадах? Посад — населенная территория за пределами княжеского или какого-либо другого поселения, находящаяся под защитой стен последнего. В посаде жили посадские люди, находилось торжище и слободы. Вспомните, как управлялись казацкие общины. Казацкие общины возглавляли атаманы и старшины. Все вопросы обсуждались совместно. Казачество пользовалось всеми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. В чем вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.? Положение дворянства изменилось потому, что самодержавие в государстве постепенно укреплялось.
Какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу господина в России Содержание Крепостное право — прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина. Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они — повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк. Барщина Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась. Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали. Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда.
Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». Крестьяне в 17 веке После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Крестьяне владельческие В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в. Монастырские церковные. Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Главная повинность, отбываемая крепостными — это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати. Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты. Жизнь крепостных крестьян в России XVII века Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей. Простой дом, а вернее — изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне
Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества. Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк — он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра.
Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян — они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик. Барщина — работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы.
Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья. Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа.
Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении. Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков. По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое. Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян. Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в.
В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли. На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась. Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян. Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в. Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк. На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню».
А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине. В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной. Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное. Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е. Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк. Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей.
Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины. Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины. Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом. Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской. В XVI в. Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью». Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять.
Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г. Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10. Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам. Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1. Писцовые книги зафиксировали крайне мало поместий, в которых это отношение поднималось до 5:1.
Данные табл. В докризисное время рост средней запашки на господское хозяйство сопровождался ростом запашки на крестьянскую семью. Следовательно, он осуществлялся не за счет сокращения наделов. От начала до середины XVI в. Однако при сравнении запашки на государя, митрополита и монастырь с господско-служней запашкой в поместьях следует учитывать, что в дворцовых и церковных волостях отсутствовали холопы-страдники на пашне, а в поместьях они обрабатывали значительную часть барских полей и иногда получали надел. Писцовые книги не выделяли холопьи наделы из общего числа господско-служних обеж и не разделяли господскую запашку, возделанную трудом холопов и трудом крестьян. Особенно важно это учитывать при анализе той части табл. Однако, судя по дозорной книге Бежецкой пятины, изученной Г.
Абрамовичем, в 1594—1595 гг. Важно учитывать и то, что приведенные проценты относятся только к Бежецкой пятине. Поэтому не следует считать, что положение в других регионах было аналогичным. Но в том, что холопы, которых было много во всех пятинах, обрабатывали значительную часть барских полей, сомневаться не приходится. Необходимо также учитывать, что значительное увеличение доли господских обеж в 1580—1590-х годах не объясняется ростом абсолютных размеров господской запашки. Они сокращались, но гораздо медленнее, чем размеры крестьянской надельной тяглой пашни. Крестьянское разорение и запустение крестьянских земель нельзя рассматривать как следствие перехода к барщинной системе. Удельный же вес барских полей, наоборот, был следствием запустения.
В результате их обработки в «Аграрной истории Северо-Запада России» определены доходы от коробьи пашни в трех полях, а также оброки в расчете на коробью. В Шелонской и Деревской пятинах этот доход сверх семян от озимых и яровых при урожае ржи сам-4 равнялся 56 деньгам московским,19 оброки же помещикам составляли 18,9 деньги. Этот процент еще повышался при урожае сам-3. Значительная часть крестьян Новгородских пятин сидела на издолье, причем половье из хлеба отдавала малая часть издольщиков. Большая их часть отдавала треть или четверть хлеба. Эту часть хлеба нельзя рассматривать как среднюю долю всего собираемого крестьянином урожая: во-первых, четверть и треть могла выделяться и после засыпки семян на следующий посев; во-вторых, при неурожаях землевладельцу невозможно было получать всю свою долю, а из новгородских источников не видно, чтобы недобор в неурожайный год числился как долг крестьянина. Вместе с тем крестьяне на издолье обычно еще платили землевладельцу небольшое количество денег, а иногда еще работали на барщине.
Началось возвышение Вологды. Город становится крупнейшим центром внешней торговли России События В истории России 16 век разделился пополам: тихая половина до Ивана Грозного и кровавая половина с Иваном Грозным. Климат обычный: за 100 лет 26 дождливых и 16 засушливых. Но 4 общерусские засухи пришлись на тихую половину: 1508, 1525, 1533 и 1534 годы. Василий 3 княжил 28 лет, с 1505 по 1533 год. Расширение государства продолжалось. В 1510 году великий князь присоединил Псков, вывел оттуда 300 семей посадников, бояр и купцов, их земли конфисковал, а на их места посадил московских служилых людей. В основном эти земли принадлежали Литве, которая слабела. К концу княжения Василия 3 все русские земли были поделены между Московским государством и Великим княжеством Литовским. Москва возвеличивалась, а Литва теряла свое величие, но у нее еще оставались Киев, Витебск, Полоцк, она по-прежнему была державой от моря до моря. Когда Василий 3 умер в 1533 году, его сыну, будущему Ивану 4 Грозному было всего 3 года. Он был провозглашен великим князем всея Руси, но 14 лет, до 1547 года, Россией правили опекуны. Опекунский совет во главе с матерью будущего царя Еленой Глинской в историю вошел под именем "семибоярщина". Войн опекуны не вели, но казанские татары ежегодно, с 1534 по 1545 год, совершали набеги на восточные окраины России. Остро стоял вопрос о русских пленных. В правление Елены Глинской была проведена денежная реформа: старая, московская деньга была заменена на новую, новгородскую. Старая, московская деньга называлась "сабляница": на ней чеканился всадник с саблей. Это была серебряная легкая разновесная монета. Товарооборот в Московском государстве расширялся, а денежный запас за ним не успевал, ибо запас драгоценных металлов в России был ничтожно мал. Это вызвало массовую фальсификацию московской серебряной монеты. Фальшивомонетчиков наказывали строго: секли руки, заливали олово в горло за то, что оловом заменяли серебро - ничто не помогало. Реформа состояла в том, что старую монету власти изъяли из обращения и перечеканили по единому образцу. Новая, новгородская серебряная деньга была более тяжелая, унифицированная. Она стала называться сперва "новгородка", а потом "копейка", потому что на ней чеканили всадника с копьем. Но Россия отставала от Европы. Ремесла развивались медленно. Была недостаточной роль городов в экономике и горожан в социальной жизни. В огромной России в середине века было 160 городов, а в маленьких Нидерландах 300. Государство расширялось, а товарно-денежные отношения нет. И происходил отток населения на окраины. А всего населения было в России 6,5 миллиона человек. При огромной территории плотность очень низкая - 2 человека на квадратный километр. В Москве жило 100 тысяч человек, в Новгороде - 25-30 тысяч. А южные и восточные земли пустовали из-за угрозы татарских набегов. И, может быть, главный показатель: урожаи по России сам-3-4. Такие урожаи в Европе были 2-3 столетия назад. Всё ещё господствовала соха. Плуг и удобрения были редкостью. Монархия не была абсолютной как и в Европе. Монарх делил власть с аристократией, с Боярской думой. Тогдашняя формула принятия законов: "Царь указал, а бояре приговорили". Господствующий класс имел строгую иерархию. Наверху - бояре, крупные землевладельцы: земля в их полном распоряжении. Посередке - вотчинники, дети боярские. Внизу - дворяне, у которых земля была в поместном владении пока службу несли. В 16 веке поместье стало господствующей формой феодального землевладения. Но дворяне не имели представителей в Боярской думе. В таких условиях 16 января 1547 года венчался на царство Иван 4, первый русский царь. Спокойная половина века закончилась. А началось всё с пожаров. Летом 1547 года Москва горела трижды, самый большой пожар случился 21 июня: Москва горела 10 часов, выгорело 25 тысяч дворов, погибло от 1700 до 3700 человек. Затем в 1549 году собирается неофициальное правительство - "Избранная рада" - и первый земский собор. В 1550 году Избранная рада проводит реформы: составляет новый Судебник, где повторяется положение о Юрьеве дне, создает приказы прообразы министерств , организует стрелецкое войско. Дней Ивановых прекрасное начало. Иван 4 задался целью разрубить сразу два узла - южный и северо-западный: выйти к Черному морю и расширить выход к Балтийскому. На юге Большая орда развалилась еще в 1502 году, но остались агрессивные ханства на Волге и в Крыму. За первую половину века крымские татары предприняли 43 похода на Русь, а казанские около 40. Иван 4 начал с южной проблемы. В 1548-1550 годах русская армия дважды ходила на Казань, но безуспешно В 1551 году была мирно присоединена Правобережная, Горная сторона Казанского ханства. В 1552 году русские войска пошли третьим походом и штурмом овладели Казанью - была присоединена Левобережная, Луговая сторона ханства. Затем последовали пять лет татарских мятежей, но они уже ничего не изменили. Тогда же, в 1553 году во время болезни государя произошли первые казни измеников и еретиков. До массовых казней осталось 14 лет. В 1556 году наступила очередь Астраханского ханства. Россия вышла к Каспийскому морю, граница ее отошла к Тереку. Дальше был Кавказ. Оставалось сильное Крымское ханство. В 1556-1561 годах русские войска предприняли поход в Крым, дошли до Бахчисарая и Керчи, научились жарить шашлыки на костре и отодвинули русскую границу до Азова. Полная победа лежала на ладони. Но Иван 4 не закончил эту войну: в разгар Крымского похода, в 1558 году он ввязался в легкую, как ему, видимо, казалось, Ливонскую войну и увяз в ней на 25 лет. Все силы были брошены на Северо-Запад - Крымское ханство уцелело, а потом с турецкой помощью усилилось. Черное море осталось для России закрытым, не открыл его даже Петр 1 150 лет спустя Это была серьезная военно-политическая ошибка Грозного - первая ошибка. Следующие ошибки превратились в преступления против народа. Война переместилась на Север, а крымские татары продолжали грабить южную Русь. Из 25 лет Ливонской войны 21 год отмечен татарскими набегами. В 1571 году татары даже подожгли Москву. А ведь за первые восемь лет правления Ивана 4 территория России увеличилась с 2,8 до 4 миллионов квадратных километров. Запахло Российской империей. Появились первые недовольные. В 1554 году случилось первое бегство из России: князь Лобанов-Ростовский бежал в Литву, но неудачно. Был сослан на Белоозеро. В 1554-1555 годах произошли массовые казни посадских людей. Но прозвище Грозный Иван 4 еще не получил. На Северо-Западе в середине 16 века российские границы были спокойными. Росссия имела выход к Балтийскому морю по берегам Финского залива - от реки Нарвы до реки Сестры как в 1939 году. Господство Ганзы на Балтике кончалось, усиливалась Дания и ее флот. Для России складывались неплохие условия для торговли с бурной Европой. В 1525 году остаток Тевтонского ордена был провозглашен герцогством Пруссией. В теле Восточной Европы осталась милитаристская заноза, которая еще не раз нарвет, пока ее не удалят в 1945 году. Пограничный с Россией Ливонский орден одряхлел и особой опасности не представлял. Швеция была занята внутренними делами. В 1521-1523 годах там восстали крестьяне и рудокопы. Восстание возглавил дворянин Густав Ваза. Восставшие победили, и Густав Ваза был избран шведским королем. Первым делом он расторг Кальмарскую унию с Данией 1397 года. Швеция обрела независимость. В 1524 году новый шведский король начинает в Швеции Реформацию, которая, кроме всего прочего, включала упразднение монастырей, секуляризацию церковных земель и конфискацию церковных сокровищ, накопленных за пять столетий. Чем не большевик? Для сравнения: в 16 веке, после реформ Ивана 3, Кирилло-Белозерский монастырь имел во владении 20 тысяч десятин земли 200 квадратных километров и 923 села и деревни. Густав Ваза поощрял развитие промышленности, торговли и судоходства. Швеция вскоре вышла на первое место в Европе, а значит и в мире, по производству и вывозу железа и меди. В это время все скандинавские страны провели реформу своих церквей, в Швеции и Финляндии - в 1539-1540 годах. Королевская власть подчинила себе духовную и тем самым усилилась. В 1544 году Швеция сделалсь наследственной монархией, у нее появился военный аппетит, и со второй половины века она возобновила завоевательную политику, прерванную в 14 веке. Финляндия в 1556 году за два года до Ливонской войны становится герцогством в составе Швеции, а в 1581 году за два года до окончания Ливонской войны провозглашается великим княжеством со столицей в Турку. Будущая столица Гельсингфорс Хельсинки основана шведами в 1550 году, но пока что пребывает в захолустном виде. У финнов появляется письменный язык. Финляндский епископ-просветитель Микаэль Агрикола 1510-1557 в середине века составил финский букварь, перевел на финский язык Библию и издал на финском языке первые духовные книги. Но еще 200 лет официальным языком Финляндии будет оставаться шведский. Такова была ситуация в Восточной Прибалтике и Северной Европе, когда Иван 4, еще не закончив дела с крымским ханом, начал Ливонскую войну. Его просчет заключался в том.
После публикации указа об отмене крепостного права 1861 г. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению. Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время. Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом. Оброк Определение Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец. Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам хлеб, яйца, молоко , часть урожая пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т. Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем. Примечание Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом. Церковная десятина Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству. Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах.
Остались вопросы?
Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Поэтому я расскажу про все повинности, которые крестьяне когда-либо нести в России.
Краткое содержание 19 параграфа по истории (7 класс)
В отличие от черносошных владельческие крестьяне уплачивали ренту и несли разного рода повинности непосредственно в пользу своего владельца. Кроме ясака крестьяне несли и другие повинности (платили ямские деньги, исполняли рекрутскую повинность и т.д.). Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне
Все вопросы обсуждались совместно. Казачество пользовалось всеми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. В чем вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.? Положение дворянства изменилось потому, что самодержавие в государстве постепенно укреплялось. Чем различалось положение черносошных и владельческих крепостных крестьян? Владельческие крестьяне были собственностью бояр, дворян, царской семьи или духовенства. Черносошные крестьяне сохраняли личную свободу, владели общинными землями в частности, в Поморье и Сибири и несли государственные повинности. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне.
Крепостные крестьяне, которые полностью принадлежали хозяину, работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. В среднем барщина ограничивалась 2 — 4 днями в неделю. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители? Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли розничной торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Какие категории духовенства существовали в XVII в.? Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники.
Высокое положение занимали епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную организацию патриарх Московский и всея Руси. Что принципиально отличало первое сословие от остальных? Под первым сословием понимают феодальное сословие, в которое входили бояре, дворяне, представители духовенства.
Формы эксплуатации крестьян. Барщина и оброк различия. Черносошные крестьяне в 17 веке в России. Владельческие крестьяне. Государственные черносошные крестьяне. Черносошные крестьяне и владельческие крестьяне.
Повинность это в истории. Холопы закупы челядь. Закупы и Рядовичи. Челядь это в древней Руси. Челядь холоп закуп Рядович. Повинность в пользу государства. Повинность в пользу церкви. Формы зависимости крестьян от феодалов в средние века. Виды крестьянской зависимости. Виды зависимости крестьяне в средневековье.
Средневековые повинности. Права и обязанности крестьян. Обязанности и права крестьян 18 век. Права крестьян в 17 веке. Рядовичи закупы холопы смерды челядь. Холопы это в древней Руси. Смердов, закупов и Холопов.. Средневековая деревня и ее обитатели повинности. Презентация на тему Средневековая деревня. Формы зависимости крестьян.
Права и обязанности феодалов. Права и обязанности феодалов в средневековье. Права феодалов и крестьян. Обязанности феодалов в средневековье. Обязанности крестьян. Феодализм крестьяне. Обязанности зависимых крестьян по отношению. Принудительные обязанности зависимых крестьян. За пользование землей крестьяне несли повинности. Земельно зависимый крестьянин это.
За пользование землёй зависимые крестьяне несли повинности. Крестьяне общинники. Повинности черносошных крестьян. Крестьянские повинности в пользу помещика и государства.
За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке. Оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди.
Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу? Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности то есть принудительные обязательства крестьян в пользу воинов — членов рода. Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря. В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку , а в средние века таким был тот человек, который имел много земли.
Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа. До начала 11 ст. Она перешла во владение королей, графов, рыцарей , а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны были выполнять различные повинности, размер и количество которых регулировалось обычаем. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю , продуктовый натуральный или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т. Уровень зависимости Крестьян был неодинаков.
Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета. Крестьян, которые выполняли много повинностей, во Франции называли сервами, в Англии — виланами. Но ни сервов, ни виланов нельзя было назвать крепостными. Крепостничество как полная форма крестьянской зависимости распространилась в Восточной Германии , Польше, Австрии только в 18 ст. Английского вилана или Французского серва нельзя так же сравнивать с крепостным крестьянином Российской империи 18-19 ст. Ни вилана, ни серва нельзя было без последствий казнить, продать или обменять без земли или отдельно от семьи; не разрешалось даже лишить его земли, если он исполнял все повинности. Взаимоотношения между крестьянином и господином регулировались не желаниями господина , а давно установленными обычаями.
В некоторых странах в случае их нарушения со стороны господина крестьянин мог обратиться в суд и требовать возмещения ущерба. Долгое время зависимость крестьян не была очень тяжелой: землевладелец забирал у крестьянина столько продуктов, сколько нужно было для его семьи и дворовой челяди. Больше он не вымогал, поскольку это не имело смысла. Ведь люди еще не умели сохранять долго продукты питания, да и торговли практически не было. В 13-14 ст. Чрезмерные требования землевладельцев вызвали сопротивление со стороны крестьян. Оно считалось вполне справедливым, поскольку нарушал нормы обычаев, своеобразная договоренность между крестьянами и владельцами земли, установленная очень долгое время назад.
Крестьяне убегали от своих господинов, уничтожали их поместья, иногда убивали. Ясли жить становилось тяжело всем крестьянам, то можно было ждать и крестьянского бунта , восстания. В таких случаях восстания либо придушивались со всей жестокостью, либо владельцу приходилось идти на некоторые уступки. Тогда устанавливался такой объем повинностей, который не разрушал крестьянское хозяйство и устраивал землевладельца. Специализация промыслов. Крепостное хозяйство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура.
Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы.
Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика. Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата.
При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год. Пользуйтесь Поиском по сайту.
Кем определялись от чего зависели размеры крестьянских повинностей кратко
Необходимость собирать на ней урожай. Уборка и ремонт барской усадьбы. Натуральный оброк, вынуждавший отдавать часть своего урожая, птицы, яиц, скота, выращенных крестьянами. Денежный оброк, который плотили подушно — по количеству членов семьи.
В первой четверти 18 века 4-х дневная барщина встречалась редко, в 60-х годах 4-х дневная и даже 5-дневная барщина уже не являлась исключением. Именно этим можно объяснить появление аж в 1797 году известного указа Павла I «О 3-дневной барщине». Итак, во внутренней политике во взаимоотношениях дворянства и крестьянства была продолжена тенденция, направленная на дальнейшее укрепление крепостного права. Дворяне превратились из тяглового служилого сословия в сословие привилегированное, а крестьяне облагались все новыми и новыми повинностями, как в пользу государства, так и в пользу дворян. Крестьянские повинности. Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина панщина и чинш.
Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло. Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными чиншевыми. Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы.
Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян бояре панцирные, путные бояре, служки , сельскую администрацию войты, тиуны , прислугу повара, пивовары и др. Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... Путные бояре с 1557 г. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша. После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке. Оставалось не так уж и много.
На земле работали преимущественно зависимые люди. Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу? Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности то есть принудительные обязательства крестьян в пользу воинов — членов рода. Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря. В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку , а в средние века таким был тот человек, который имел много земли. Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа.
До начала 11 ст.
Наделение крестьян землей было продиктовано двумя причинами. Царизм беспокоился о том чтобы крестьяне продолжали платить подати, чего они без земли выполнить не могли. Кроме того, помещики боялись потерять рабочие руки, так как без земельные крестьяне стали бы разбредаться по городам и уходить на многоземельные окраины. Учет интересов крестьян требовал значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на окраины. Но победили помещики. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов.
При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Часть крестьян 461тыс. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли. До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. К 19 февраля 1870 г.
К 1881г. Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды , основной повинностью признавался оброк крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти.
Особое местное положение было для Правобережной Украины и четвертое - для Западной Белоруссии и Литвы. По двум последним положениям крестьяне получили все земли, которые у них были до реформы.
Это было сделано по политическим соображениям, так как крестьяне там были украинцы и белорусы, а помещики в основном были поляки- католики. После восстания 1863 г. Местные положения еще делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степная , а внутри полос выделялись местности и для них устанавливались нормы наделов. В степной полосе был введен единый уставной надел на душу мужского пола он колебался по разным местностям от шести до двенадцати десятков. В остальных полосах в каждой местности были определены высшая и низшая норма наделов.
При этом высший надел был в три раза больше низшего. Закон исходил из того, что крестьянам отводится тот фактический надел, которым они пользовались до реформы. Если же фактический надел был меньше низшей нормы, помещик был обязан прирезать земли излишек до этой нормы. Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве губерний все равно земли крестьян были сокращены.
Помещикам было предоставлено право самим определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки что бы крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене. На пример, забирали себе, все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, а чаще вклинивали отрезки в середину крестьянских полевых земель. По воспоминаниям одного из статистиков, в деревне Хомуты Орловской губернии земли крестьян были в пяти участках, а проехать к ним можно было только через земли помещика. Таким образом, помещики получили возможность кабальной эксплуатации крестьян.
В итоге проведения реформы 10 млн.
Перечислите основные повинности крестьян в пользу помещика
это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России. труд крестьян на земле помещиков. Вопрос по истории: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
Крестьянские повинности и цены
Кроме того, черносошные крестьяне несли несли тягло — повинности. “Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. Кроме ясака крестьяне несли и другие повинности (платили ямские деньги, исполняли рекрутскую повинность и т.д.). Основными формами повинности крепостных крестьян были. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. И все же нельзя включать в понятие феодальной ренты государственные повинности крестьян.3 Одним из результатов складывания единого централизованного государства было отделение налогов от ренты.