С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67). Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. Сокровище ангелов. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин.
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
На уровне решения визуальных задач оно было связано с ранними попытками Рериха воссоздать таинственную атмосферу полуязыческой, полухристианской Руси. Немало в творчестве художника и чисто ночных сцен «Гонец. Заклинание », Государственный музей Востока, Москва; и другие , говорящих о «рембрандтовском» как подметил Давид Бурлюк[20] устремлении Рериха в глубину психологически емкого освоения прошлого: темное, сумеречное естественно сближалось с чем-то таинственным, сокровенным, глубоко укрытым в природе, хранящей память и о живых, и об ушедших. Неслучайно даже эскизы к «Половецким пляскам», при всей их завораживающей золотисто-бронзовой ауре степной старины, при всей их звучности и ритмичности, в целом смотрятся потаенно сдержанными, дымно-приглушенными «Половецкий стан», эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь», 1914? С особой органичностью таинственная рериховская «матовость» проявилась в эскизах декораций к балету И. Стравинского «Весна священная» 1912-1913 , общая тональность которых, высветляясь обилием зеленых и голубых цветов, придает образам большую натурную энергию и фольклорную музыкальность звучания, но при этом не впадает в пеструю лубочность «Поцелуй земле», эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Весна священная», 1913, Астраханская государственная картинная галерея имени М. Следует заметить, что темпера «Весна священная» ГРМ 1945 года при всей своей хороводной мажорности и большей по сравнению с ранними работами иллюстративности также хранит отзвук «мглистой» вдумчивой глубины рериховских настроений эпохи модерна. Подобные связи во времени - на уровне сюжета, колористических отзвуков, ритмических стилизаций - наглядно свидетельствуют о целостности образной системы Рериха, «былинно-песенные» мотивы которой еще до «Весны священной» проявились в декоративно-аппликативной приближающейся к панно пластике картины «Поморяне.
Утро» 1906, Горловский художественный музей, Донецкая Народная Республика. Совсем небезосновательно одним из главных эстетических героев эпохи рубежа XIX-XX столетий стал архетипический образ Орфея. Свою фольклоризированную трактовку этому культовому образу-символу дал и Рерих в картине «Человечьи праотцы» 1911, Музей Эшмола, Оксфорд , на которой медведи, завороженные звуками свирели, пребывают в полной гармонии с неслышимой, но зримой музыкой луговых трав по склонам сизо-зеленых волнистых холмов. Это отрешенное музицирование славянского пастушка Орфея, воссоздающее полусказочную атмосферу северной идиллии языческих времен, своим образным строем визуализирует одну из главных идей Рериха о преображающем начале красоты, духовное сияние которой проникает и в человека, и в природу, и даже в зверей: «Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние»[21], - писал Рерих в программном для понимания его эстетики очерке «Радость искусству» 1908. Подобное созерцательно-поэтическое начало лежало у Рериха и в основе иносказательно выраженной идеи святости допетровской Руси. Неслучайно на картине «И не убоимся» из упомянутого выше цикла «Sancta» 1922 Рерих вновь иносказательно изображает покорность звериного начала медведя музыке духа монахов. Поясняя логику названия, стоит напомнить, что медведи, «считавшиеся человеческими праотцами»[22], как писал Рерих С. Дягилеву в 1913 году в связи с готовившейся постановкой «Весны Священной», являлись воплощением языческой силы и участвовали в шаманских культах, в которых свидетели жертвоприношения набрасывали на себя медвежьи или оленьи шкуры «Колдуны», 1905, Национальный музей «Киевская картинная галерея». Воскрешая в памяти историю гармонизирующего стихийные силы природы доброго отношения к медведю святого Сергия Радонежского и много позднее святого Серафима Саровского, картина «И не убоимся» имеет и еще одно ассоциативное сближение.
Оно связано со сравнением Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра» 1883-1885 старца-отшельника, не желающего разменивать в людской сутолоке свою устремленную к Богу жизнь, с «медведем из медведей» и «птицей из птиц»[23]. Уход, отшельничество, уединение - важные для эстетики Серебряного века парадигмальные творческие установки. Удаление художника от бушующего мира в окрестности индийского поселения Наггар также может быть отчасти мотивировано идеалистическими внушениями эпохи модерна, культивировавшей мысль о творческом отрешении как высочайшей ступени душевного роста. Символистская реминисценция поэтической концепции Ницше об одиноком взращивании духа в горах, связывающая разные этапы биографии художника, в свое время оказала сильное воздействие на его воображение. Глубокое увлечение Рериха культовой для символистов книгой «Так говорил Заратустра» нашло отражение как в его письмах, в одном из которых он сравнивает себя и свою будущую супругу с «природными ницшеанцами»[24], так и в творчестве. Причем и в литературе, и в искусстве художественными элементами, связующими образные системы Рериха и Ницше, является целый ряд сквозных мотивов: иконографических - горы и небо, проводящие тему духовного отрешения, воспарения; колористических - голубой тон голубые тропы, по которым бегут к золотому чуду[25] , огненный, со всей амплитудой пламенеющих оттенков от лилового до мглисто-золотистого; семантических - пламень, символизирующий огонь пылающего знания, горения, свечения, тайны. Даже знаковая в концептуальном плане повесть Рериха «Пламя. Письмо » 1918 , синтезирующая вымышленную фабулу с отдельными автобиографическими мотивами[26], несет на себе отзвуки идеалистической поэтики «Заратустры», наглядно давшего о себе знать в 1931 году визуальным эхо одноименной картины «Заратустра», 1931, Государственный музей Востока. В 1902 году Галлен-Каллела напишет работу «Остров мечтаний» Художественный музей Турку, Финляндия , в основе которой аллюзия на картину Бёклина о путешествии в бесконечность, сблизив художественные грезы с вечностью.
Одной из причин подобного атрибуционного расхождения стало создание нескольких эскизов[30] композиции, заключавшей в себе не только панегирическую, но и погребальную символику. Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения, принадлежность к которому была одной из главных функций искусства с древнейших времен, - с идеей сопровождения усопших в царство вечной жизни. Дело в том, что «Сокровище Ангелов» изначально задумывалось как часть эскиза стенописи усыпальницы князя В. Тенишева - мужа М. Тенишевой, с 1900 года строившей в своем имении церковь Преображения Господня, - в Талашкине. Во многом под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила название на храм Святого Духа. Замысел стенной росписи воплощен не был. Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России»[31]. В России полотно «Сокровище Ангелов» как самостоятельное произведение было показано позже, чем в Европе Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908.
Широкая публика впервые с ним могла познакомиться с января 1909 года в «Салоне», устроенном критиком и единомышленником Рериха С. В «Сокровище Ангелов», как в визуальном каноне, явлен контрапункт двух главных духовных измерений человеческой жизни: на уровне считываемой иконографии мы видим иерархически выстроенную Божественную природу «нового неба и новой земли» - жизнь вечную; на уровне скрытых внутренних чувств - неявную повесть о пути души, уже сделавшей свой выбор в земной юдоли добра и зла и постигающей дальнейшую судьбу за границами материального мира. Реквиемообразная интонация очень важна в контексте формирования музыкальной ауры, которая наполняет это одно из наиболее лиричных и в то же время торжественно-религиозных произведений Рериха. Камень как образ, символически выражающий средоточие Абсолютной истины, - сквозная тема всего творчества художника, которого Максимилиан Волошин, например, также одним из первых сравнил с камнем[33]. Неслучайно он появляется и в апокалипти- чески озаренном каменном нагромождении одной из наиболее эсхатологических по звучанию композиций «Героической сюиты» «Спрятанное сокровище» вариант названия: «Клад захороненный», 1917, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , и в сияющем огненным дыханием духа «камне мудрости» на седле несущего это «Сокровище Мира» коня «Сокровище Мира - Чинтамани», серия «Его страна», 1924, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , возникающего затем как символ космической гармонии в овеянной розово-голубым прозрачным светом композиции «Конь счастья» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , входящей в живописную сюиту художника о приходе Мессии в Азию «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей. Примечательно и то, что ставшее концептуально «краеугольным», программным в творчестве художника полотно «Сокровище Ангелов», принадлежавшее Елене Ивановне Рерих, находилось в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке открыт 17 ноября 1923 года , украшая центральную лестницу[34]. У Рериха был особый, отличный от других русских художников эпохи символизма круг тем, связанный с архаическими славяно-скандинавскими, «варяжскими» пластами истории Древней Руси, что изначально действительно было навеяно серьезными занятиями археологией. Сюжетная сторона творчества художника опиралась на внутренние, «архаические» слои его интересов как историка, археолога, одаренного поэтической интуицией мыслителя[35] причем если перенести этот научный потенциал в сравнительную с художеством область, то характеристика «археолог-охотник» имеет прямое отношение к темпераменту Рериха, упорного и деятельного. Научная проработка материала сопутствовала формированию образной системы Рериха на протяжении всей его жизни, позволяя синтезировать знания в образы.
Так, например, в сохранившемся в Русском музее альбоме Рериха с записями об археологических раскопках[36] можно найти зарисовки курганов, абрис которых, стилизованный под узор, получил новую ипостась образной жизни в трансформированных пейзажных мотивах символистских работ художника, в частности в картинах «Заклятие земное» 1907, ГРМ , «Залив» 1917, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , отдельных эскизах декораций «Половецкого стана» к опере «Князь Игорь» 1908-1909. Здесь стоит вспомнить и реальные натурно-практические опыты художника, связанные с его поездками: сначала от Ладоги до Новгорода 1899 , а затем по старинным городам России, путешествие по которым легло в основу высокохудожественной серии архитектурных этюдов 1903-1904 годов[37]. Однако, отдавая должное научным интересам Рериха, следует отметить, что интуиция постижения прошлого а память о родовом синкретичном язычески-христианском начале прошлого оказывалась незавершенной с течением столетий в процессе творческого воплощения замысла уводила художника от сухой фактографии в область поэтического мифологизма, задачи которого сводились к созданию образно убедительного, «аутентичного» внутреннему представлению о старине визуального произведения. Примечательно, что этот новый механизм отражения прошлого сквозь призму современного мироощущения отметил уже Николай Гумилев в упомянутой выше статье о выставке нового русского искусства в Париже, «королем» которой, по мнению поэта, стал именно Рерих: «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля, что еще интереснее, старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники еще раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймет и полюбит русскую старину, найдет ее только в своем воображении»[38]. Поиск «неподдающейся формулы убедительности» в «художественном понимании дела старины»[39] вел Рериха, как и других мастеров модерна, в частности художников «Мира искусства», не под землю, а устремлял ввысь, в ту поэтическую область, которая над землей[40]. В искусстве эпохи модерна обе грани художественного постижения темы прошлого - историческая и поэтическая - объединялись творческим началом лирической веры в значимость душевной жизни личности. Именно этот «метафизический произвол души», основанный на чуткой интуиции подобий, это «душевное напряжение слуха и зренья», как охарактеризовал творческий процесс А. Толстой, строки которого приведены Рерихом в его «Очерке русского художества в 1896 году»[41], будет одним из ведущих голосов в постижении незримой истории в искусстве начала XX века.
Родство между визуальным и вербальным выражением поэтической системы образов было на творческом уровне освоено как художниками модерна, так и поэтами, писателями, что, в частности, подтверждает сближение Рериха с организованной Сергеем Городецким группой «Краса» 1915 , в которую входил Алексей Ремизов и Вячеслав Иванов. Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «...
Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева. Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения. Выставка Рериха — одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Ее поддержка — вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют новые поколения на творчество и самовыражение.
Специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna мы подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное изменение». В него входят музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра в экспозициях, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки», — сказала Наталья Кочнева. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.
Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина - крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова, Брюллова, картины Венецианова, Кустодиева, Левитана, Айвазовского, эскиз Александра Иванова к "Явлению Христа народу", эскиз к декорациям Александра Бенуа. Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства. Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым. Новый владелец коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневский, российский бизнесмен Алишер Усманов передал ее государству. По согласованию с Роскультурой коллекция будет размещена в Константиновском дворце в Стрельне под Санкт-Петербургом. Официальное название этого комплекса Дворец конгрессов, он находится в ведении не Министерства культуры, а Управления делами президента России. Алишер Усманов: "В самом начале была поставлена цель - сохранить в целостности эту прекрасную коллекцию произведений русского искусства и вернуть ее в страну. При этом учитывалось и пожелание продавца, который тоже хотел, чтобы коллекция нашла свое место в одном из музеев-дворцов Петербурга... Выяснилось, что в одном из прекрасно отреставрированных в последнее время дворцов - Константиновском - нет собственной коллекции произведений искусства, которые постоянно бы находились в нем... Я с огромным удовольствием передаю эту коллекцию государству и буду очень рад иногда посещать этот дворец".
Потому что у самих музеев, которые, безусловно, выражают большую заинтересованность, таких средств просто нет. Кстати сказать, вещи из собрания Ростроповича—Вишневской из России не вывозились. Коллекция начала складываться уже после их вынужденного отъезда из Советского Союза. Да они, собственно, и не считали никогда, что собирают «коллекцию». До сих пор Галина Вишневская с трудом называет выставленные на торги вещи этим громким и, наверное, обязывающим словом. Покупались красивые, напоминающие родину предметы. Заполняли парижский дом в попытке придать ему хотя бы отголосок покинутой страны. Поэтому сугубо русское, поэтому такое разное, но все как будто на одну тему. Несколько произведений действительно музейного уровня — цены соответствующие, но много совсем недорогих вещей, которые, по оценкам экспертов, могут заинтересовать не столько коллекционеров, сколько почитателей таланта знаменитых музыкантов. Впрочем, надо отметить, что коллекция выставляется не целиком. Оставили самое дорогое сердцу, конечно, а не кошельку , например, уникальное собрание музыкальных рукописей — детище Ростроповича. К тому же часть вещей уже была продана раньше, без особой шумихи. Несколько из представленных работ действительно высочайшего значения и уровня. Самым значительным лотом эксперты единодушно называют «Лики России» Бориса Григорьева эстимейт 1 млн. Эту картину, написанную в 1921 году после переезда Григорьева из Берлина в Париж, и сам художник считал одой из самых важных и никогда с ней не расставался.
Откройте свой Мир!
Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого.
Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет. Июнь—октябрь 1929 г. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк. Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Универсальное Владевшее художниками-символистами стремление к жизни на пике душевных волнений и прозрений, в которых время приобщается к Вечности через опыт естественной для творческого духа «мистики» — через опыт эстетического и этического самоопределения, волевой импульс к которому имеет древнюю религиозную и историческую традицию, — нашло в программной работе Рериха «Сокровище Ангелов» рукотворно личностное выражение. В силу своего эмоционально живого характера и гармонично найденного синтеза художественных и теоретических идей в истории русского искусства начала ХХ века панно «Сокровище Ангелов» стало не только одной из профессиональных вершин Николая Рериха в области станковой религиозной живописи дореволюционного периода, но и индивидуально ярким проявлением того универсального для мастеров модерна творческого принципа, при котором внутренним импульсом рождения визуальной формы служил поэтически найденный смысловой ритм.
Мы проговорили часов до четырёх утра. С этой ночи и началось моё приобщение к сущности жизненных целей старших Рерихов — Николая Константиновича и Елены Ивановны. О ней я прежде вообще ничего не знала, а она была незаурядным, оригинальным философом… Сложилось так, что довольно скоро я вновь приехала в трёхгодичную командировку в Мадрас. Теперь уже чуть ли не каждую субботу и воскресенье я приезжала к Святославу Николаевичу. С тех пор жизнь моя окончательно вошла в рериховское русло. А в 1989 году он предложил мне возглавить работу по созданию общественного музея Рериха в Москве, для которого был готов безвозмездно передать творческое наследие своей семьи. Позднее московские власти передали для музея усадьбу Лопухиных, тогда этот памятник архитектуры пребывал буквально в руинах. Восстановить этот шедевр московского зодчества нам удалось, не потратив ни единой копейки государственных средств. Но от металлического мусора избавиться нетрудно, а вот развеять шлейф слухов и небылиц гораздо сложнее. Как относиться к подобным стремлениям войти в историю на чужих плечах — как к несомненной чепухе или всё же припомнить, что дыма без огня не бывает?
Дошло до того, что на свет появилась диссертация, в которой утверждается, что во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерих чуть ли не собирался религиозную войну раздуть, создать новую страну, куда вошла бы часть Сибири и так далее. Это самая настоящая клевета. Реальность же такова. Рериха вызвали к Дзержинскому повесткой. Его считали эмигрантом, а значит, в чём-то подозревали, возможно, считали английским или индийским шпионом. На подозрения в то время не скупились. Первый раз он приглашение проигнорировал, на вторую повестку тоже не откликнулся, а после третьей понял, что визита не избежать. Однако уже на лестнице перед приёмной Дзержинского Рерих услышал крик, что человек, настойчиво требовавший его к себе, скоропостижно скончался… Больше его не приглашали, но Николай Константинович счёл за лучшее поскорее уехать на Алтай, а затем через Бурятию перешёл в Монголию… — Но он же надеялся вернуться на родину после Второй мировой войны?
Таким образом, с его помощью в Россию вернулось огромное количество картин Рерихов, которые теперь доступны для наших граждан.
Можете посчитать сами: сюжетные полотна Николая Рериха стоят больших цифр со многими нулями, не меньшая цена и у картин Святослава Рериха… Приведите мне другой пример такой масштабной благотворительности, со стороны многих других российских бизнесменов… Лично я таких примеров не знаю. Один яйца Фаберже приобрел, передал их на хранение в музей, и такую себе пиар-кампанию закатил. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Пиар был на всю страну, так как эта коллекция передана в дар государству и была размещена в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Я был в этом дворце, коллекция выставлена, но картина Рериха была не доступна. А в нашем случае все делается без лишней помпы, но все основные шедевры Рерихов в нашем музее доступны для всех. Можно об этом говорить десятилетиями, а толку от этого мало. В современном государстве, тем более в России с ее рыночной экономикой, культурным учреждениям без помощи меценатов просто не выжить. Но если государственные музеи хоть как-то обеспечиваются государством, то общественные отданы на произвол рынка и чиновников.
Существует и другая проблема. Она заключается в том, что культура не может существовать без общественной инициативы. А наше тоталитарное прошлое, от наследия которого мы еще не избавились, свидетельствует, что чиновники не желают выпускать свою власть и возможность использовать культуру по своему усмотрению. К чему это приводит, мы знаем. Печальные примеры такого руководства вокруг нас. Поэтому многолетний опыт такого тесного и плодотворного сотрудничества нашего музея с одним из успешных бизнесменов России является уникальным и, пожалуй, единственным. К этому следует добавить, что если учесть трагедию с разграблением первой части наследия Рерихов, о которой я говорил выше, и не прекращающиеся стремления некоторых высокопоставленных чиновников разрушить наш музей и отобрать завещанное нам наследие Рерихов, то на этом фоне та всесторонняя помощь Бориса Ильича нашему музее дорогого стоит. Я бы назвал это настоящим гражданским подвигом. Вся трагическая история возвращения в Россию наследия Рерихов и история нашего музея — яркое подтверждение этому высказыванию.
Мы не сомневаемся в том, что все многочисленные трудности, которые возникли за последнее время у Бориса Ильича, имеют причину именно в этом. И конечно я с ним на эту тему не говорил. Но, как мне кажется, к творчеству Рериха Борис Ильич подошел так же, как и я в свое время… Книги Рерихов и особенно философская система космической реальности, известная под названием «Учение Живой Этики», созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с ее Учителями, помогли мне понять, что же произошло с нашей страной. Почему некогда могучая и никем непобедимая держава в течение нескольких месяцев рухнула. И экономическая составляющая, о которой все говорят, в данном случае сыграла далеко не главную роль. На эти и многие другие вопросы о цели и смысле жизни, которые остро встали в моем сознании, я в книгах Рерихов нашел ответы, которые помогли осознать древнюю истину: «Улучшая себя, мы улучшаем окружающий мир».
Освобождаются пленники, и вот уже главари фашистов под судом народов. Гаснут пожары от набегов врага. Искореняются пособники фашистской тьмы над Миром. Торжество Света, духовного единения народов, укрепления сил Мира. Необходима бдительность. Духовные Учителя наготове. Они с мечом готовы достойно встретить новых захватчиков, откуда бы они не стремились поработить народы и погасить Свет. Но силы противостояния остались. Всякое послабление, потеря контроля народа над своими управителями грозит бедой, новыми жертвами. Возрождаются Храмы. Дети видят подвиг отцов и готовятся идти по Пути Света. Будем бдительны! Мир был на грани. Без Пробуждения Духа народа тьма захватила бы Русь, сравняла бы с лицом Земли Москву, древнюю российскую культуру. В этой борьбе подвиг Духа многим казался необходимым и последним. Всё зависит от нас, от укрепления сил Света, Пробуждения и устремления к созданию единой Божественной цивилизации на Земле. От активности и труда каждого видеть в себе необходимость искоренения негативного, — это наш последний рубеж на страже которого стоит Ангел Последний. Божественное самопрограммирование и саморазвитие каждого из нас, всей системы управления является Путем Пробуждения и создания единой Божественной Цивилизации, достойной Творцов и Охранителей Вселенной, Махатм, Просветленных и Учителей, посланников и носителей Божественного промысла землян. Пусть они будут в самоуправлении новой Жизни, Божественно устремленным Миром землян. Будут готовы искоренить любую тьму и невежество, войны, захваты, порабощения. Ангел Последний на страже на каждом рубеже, где Свет противостоит тьме. Утро и Поморяне. Вечер 1907 Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян.
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха
Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Впервые в Москве выставлены ше-девр Рериха «Сокровище Ангелов» (1905; Государственный комплекс «Дворец кон-грессов», Стрельна) и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. 3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов».
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха. Для того, чтобы заказать или отложить издание, необходимо Войти в систему. ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
Николай Рерих в Новой Третьяковке Окт 10, 2023 9 октября состоялось открытие выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке — самого ожидаемого проекта 2023 года Третьяковской галереи. Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею одного из наиболее известных русских художников конца XIX — первой половины ХХ века, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства.
Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева.
Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения. Выставка Рериха — одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Ее поддержка — вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют новые поколения на творчество и самовыражение.
На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет.
От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы.
Столь же разнообразны темы и сюжеты произведений Рериха из этой коллекции. В круг интересов художника входили древнерусская архитектура, история церкви и история древних славян, предания о варягах, природа русского Севера, американского Запада и отдалённых районов Азии. Философия, религия, история, фольклор — всё это нашло отражение в его работах.
Одной из причин рассредоточения собрания Брандайс стала постсоветская миграция. Среди эмигрировавших на Запад были и российские арт-дилеры и знатоки искусства, способные оценить значение этой коллекции. В это же время в России возрастающая покупательная способность вызвала приток капиталовложений в искусство. Зов солнца. Холст, масло.
Первый вариант этой композиции 1910 экспонировался на выставке «Мир искусства» в 1911 году. Впечатления от увиденной тогда картины вдохновляли Вацлава Нижинского в работе над балетом «Весна Священная» в 1912 году А как известно, людям свойственна страсть не говоря уж о ностальгии к «своим» художникам. В этом процессе задействовано много сил. Судьба Рериха как художника, который наводил мосты между Востоком и Западом, вызывает особый интерес в связи с изменяющейся современной ситуацией накануне следующего тысячелетия. Посланцы утра.
Холст, темпера, масло. После переезда в Финляндию в 1917 году основной темой творчества Рериха становится природа. Будучи северянином, он сразу проникся красотой Карелии и создал целую серию пейзажей на Ладожском озере Н. Три стрелы. На полотне изображён древний охотник, собирающийся пустить стрелу.
В обычной для Рериха символической манере контуры стрелы повторяются в очертаниях островов и облаков. Низкое солнце освещает сцену золотистыми лучами Местность напоминает замерзший фьорд. Примечание 1 Музей Роуз Арт никогда не публиковал материалов о коллекции. Из деловой переписки стало известно, что в год столетия художника куратор музея Рериха в Нью-Йорке Бернард Ленц обращался в университет Брандайс с просьбой предоставить работы на юбилейную выставку. Некоторые работы Рериха выставлялись в 1974 году, а картина «Угловая башня» находилась в основной экспозиции музея в 1991-1992 годах.
Кроме того, некоторые работы принимали участие в других выставках 1989, 1992, 1995. Музей Роуз Арт был основан в 1961 году специально для показа американского искусства послевоенного периода. В 1960-х годах университет был местом средоточения прогрессивной мысли и связывался с именем философа Герберта Маркузе, автора книги «Человек в одном измерении». The Nicolas Roerich Exibition. New York, 1920.
Я не раз видел, как на аукционах дилеры не сводили глаз с Вишневской, и, как только она начинала за что-то торговаться, пытались ее перебить. Ростроповича» — имея в виду купить всю коллекцию целиком и вернуть в Россию. Подумать только, что вся эта изумительная коллекция, которая собиралась пятьдесят лет, стоит меньше, чем один симпатичный молодой хулиган с пляжа Капокабана, насобачившийся ловко гонять футбольный мяч. Так и хочется уговорить какого-нибудь очередного Ваксельберга или Абрамовича развязать мошну и увезти все в Москву.
При всем моем глубоком уважении к «Новой газете» и еще большем уважении к Михаилу Сергеевичу Горбачеву, я с ними согласиться не могу. Если мы хотим быть частью европейской и мировой культуры, нам не надо продолжать политику большевиков и прятать все наши художественные сокровища в запасниках российских музеев. За последние четверть века мир существенно переменился — благодаря интернету. Сегодня люди узнают о том или ином художнике не столько на выставках или из работ искусствоведов, сколько из аукционных каталогов и телевизионных репортажей.
Именно на аукционах складываются цены, определяется, как теперь любят говорить, рейтинг художника. Кроме того, я сильно подозреваю, что Галина Вишневская, как истинная собирательница, не выпустила пока что из рук главных шедевров своей коллекции.
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха
Бородина «Половецкие пляски». Холст, темпера. Третьяковская галерея Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея.
Славяне» 1897-1902 , цикл работ на общую тему «Древняя Русь» 1900-е , «Богатырский фриз» 1910 , «Карельская сюита» 1917 , «Героическая серия» авторское название - «Heroica» сюита, 1917 , серия «Вечные всадники» 1918 , живописная сюита «Мечты мудрости» 1920 ; «Sanrta» «Святые», 1922 , серия «Мессия» 1923 ; притчевые по характеру - «Его страна» 1924 , «Зарождение тайн» 1924 , «Тибетский путь» 1924 , «Сикким» 1924 , «Знамена Востока» 19241925 , «Майтрейя» 1925 ; пейзажные серии с элементами динамичного символико-цветового абстрактного начала в трактовке природных стихий - «Океан» 1922 , «Гималаи» 1924 , «Святыни и твердыни» 1925 ; и другие. В основе художественного мышления Рериха лежала циклическая модель восприятия времени, что было одним из главных структурообразующих начал визуально-семантической системы стиля модерн. Руководившие художниками этого времени творческие принципы стержневые элементы в формировании их образного мира были напрямую связаны с поэтическими аспектами восприятия настоящего как духовно насыщенной целостности, замкнутой герметичной в своем единении с прошлым сферы, ориентированной не столько на горизонтальное земное движение в будущее, сколько на вертикаль устремленности в божественную бесконечность: «Пока цепляемся за нити, идущие в высоту, - мы счастливы и живы»[44]. Был ли модерн, знаменовавший собой пластический эквивалент внутренних чаяний рубежа XIX-XX столетий, очередным созидающим прекрасное великим заблуждением, как и все преходящие усилия человека придать стилистическую форму времени и удержать в ней чувствуемую за жизнью глубину, - тема философского размышления. Подлинные интенции искусства в творчестве любого крупного мастера по сути область неуловимого, однако индивидуальный путь к этому неуловимому восстановим по тем визуальным приметам, что сгруппированы временем в произведениях разных периодов жизни художника. В настоящей статье «хотелось только намекнуть, что мы видим, что мы слышим»[45] при встрече с искусством Рериха по существу его главной идеи. Одна из «призм» восприятия визуальной поэтики Рериха показывает то, что именно образы, берущие свои истоки в России эпохи модерна, стали темой постоянных внутренних возвращений художника, позволявших обрести собственную мелодически узнаваемую интонацию, индивидуальный лад, служивший основанием в «странническом» пути его творческих поисков. Почти все итоговые визуально-поэтические и пластические качества образного мира Рериха были заложены в его искусстве уже в эпоху модерна, причем не только заложены, но и развиты на материале тем и сюжетов, характерных для неоромантических и символистских интересов времени. Общая же динамика становления художественного языка Рериха связана с движением его мышления от исторического аспекта выражения времени к философскому, от стихийного чувства природы к универсальному космизму, проявленному с помощью реалистических мотивов, но, в силу цветовой и ритмической трактовки, порой захватывающих с силой абстрактной поэзии, что очевидно при рассмотрении горных облачно-горных пейзажей художника, созданных в 1920-1940-х годах. Наряду с натурно узнаваемыми или интерпретированными в притчевом духе изображениями камней, заливов и гор у Рериха есть такие образы, которые, как в совершенных абстрактных композициях, прорываются за постижимые зрением пределы, словно говоря, что в визуально или вербально отраженных впечатлениях есть та высшая мера бесконечности, которой нет у земных морей, гор, вообще у всех тех поэтически притягательных физических высот, которые лишь намекают о возможности жизни в бесконечном. В этом и заключается уникальное, выраженное в художественной форме на примере разных иконографических мотивов личное высказывание Рериха о живущем в человеке Абсолютном начале. Рерих Н. Малларме С. Песни Мальдорора. Эрнст С. Далее: Эрнст С. Размер листа: 19 x 14,5. Подробнее о списках работ Рериха и их количестве, колеблющемся между 55007000, см. Далее: Балтрушайтис Ю. Внутренние приметы. Сочинения в стихах и прозе: Сборник. В приведенных на русском языке вариантах названия серии «Sancta» отражены разные версии его возможного перевода. Рерих не зафиксировал точного авторского русскоязычного наименования серии в отличие от названий работ, входящих в нее , именно поэтому, исходя из смысловых и языковых особенностей латинского и английского языков, возможны разные переводы общего названия серии, что, однако, не меняет концептуальную сущность замысла в противоположность модифицированным переводам названий картин. Указанные без квадратных скобок названия картин серии с конструкцией «И мы... Николай Рерих. Творческий путь Николая Рериха. Однако существуют авторские, с нашей точки зрения более точные, особенно в контексте смысловых аспектов поэтики цикла, варианты наименований, которые приведены нами в тексте в квадратных скобках. Они были записаны самим Н. Рерихом на русском языке в составленном им авторском списке картин за 1917-1924 годы архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. При этом название самой серии было написано Рерихом на латыни и английском Sancta Series. Картины поименованы Рерихом следующим образом нумерация начиналась с цифры 3, так как циклу предшествовали две другие самостоятельные работы 1922 года : «3. И открываем. И труждаемся. И не убоимся. И продолжаем лов. И несем свет. И узрим». Подробнее об авторском списке работ Н. Рериха см. Авторский список художественных произведений картин Н. Рериха за 1917-1924 годы с параллельными данными из списка в монографии «Roerich. Himalaya» 1926 и перечня В. Соколовского 1978. В данной статье последовательность картин серии выстроена согласно порядковым номерам в авторском списке Н. Рериха за вычитанием двух номеров, не связанных с серией работ. Это по-новому выявляет динамику развития смыслов в цельной концепции цикла. Далее по тексту статьи употребляются варианты названий, указанные самим Н. Подробнее об этом см. Далее: Гребенщиков Г. Рериха не только на отечественного, но и западного зрителя. О роли серии «Sancta» в контексте русско-американских культурных взаимодействий см. Ответ Н. Рериха на вопрос в дружеском альбоме-опроснике запись от 31 мая 1900 г. Анкета приведена в книге: Короткина Л. Далее: Короткина Л. Исследователь творчества Н. Рериха Л. Короткина высказала предположение, что в основу серии «Sancta» были положены впечатления, полученные Н.
Причем — поштучно. И это беда. Ведь ценность коллекции Ростроповича не определяется простым сложением составляющих ее элементов, а как бы умножается на высочайший рейтинг самого коллекционера. Нам важно, что любил и собирал Ростропович. И интересно нам это уж никак не меньше того, какой фарфор заказывал князь Юсупов. Значит, коллекцию нужно сохранить целиком в одном месте. И таким местом должна быть Россия. Если этого не сделать, все державные разговоры о необходимости воспитания молодежи в духе патриотизма останутся пустым звуком. На государство, к сожалению, надежды нет. Что-то никак они у нас не дорастут до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы, современными поступлениями см. Единственное, что вспоминается, это яйца Фаберже, приобретенные Вексельбергом.
Многие шедевры собрания Ростроповича—Вишневской вызывают вздох восхищения даже у специалистов наших национальных музеев. Вспомню лишь две истории о том, как великолепные картины, за которыми охотилась Третьяковская галерея, так и не попали в нашу страну, а оказались в коллекции Ростроповича—Вишневской. При встрече Джон поведал историю картины. О красоте Авроры в Петербурге ходили легенды. Она была фрейлиной императрицы Марии Федоровны — та в 1836 году организовала ее брак с князем Павлом Демидовым, сказочно богатым человеком, но безнадежно больным. Через год Аврора овдовела. Следующий ее брак с сыном известного историка Андреем Карамзиным закончился трагически, он погиб во время Крымской войны. Из семьи картина не выходила, написана она была в Петербурге, а оттуда — увезена Авророй в Италию, на виллу Сан-Донато под Флоренцией которую построил Анатолий Демидов, деверь Авроры. По наследству вместе с чудной виллой портрет перешел югославской королевской семье Карагеоргиевичей. И вот ее первое появление на публичных торгах. Я думаю, такой портрет может заинтересовать русские музеи... Третьяковка как раз тогда начала подготовку к юбилейной выставке Брюллова, и администрация решила, что включить в экспозицию солидное новое приобретение было бы как нельзя кстати. Министерство культуры выделило галерее около 70 тысяч долларов, больше за такой короткий срок собрать не удалось. Вскоре после встречи со Стюартом я полетела в Петербург, где состоялись торжества по случаю открытия петергофских фонтанов. Мэр города Анатолий Собчак пригласил из-за рубежа множество гостей из больших аристократических фамилий. Барон Фальц-Фейн, потомок адмиралов Епанчиных. В ее роскошном имении с виноградниками гостили и Анатолий Собчак, и Владимир Путин, наш будущий президент. Это была история императорской России в живых лицах. А самым удивительным для меня было то, что здесь присутствовал князь Александр Югославский, связанный родством с Демидовыми. Я знала, что из России за портретом Демидовой направляются по крайней мере два человека — коллекционер Валерий Дудаков, представляющий интересы консорциума московских банков, и Людмила Маркина от Третьяковской галереи. Помню, с каким волнением Людмила Алексеевна появилась на Нью-Бонд-стрит и сразу направилась к портрету Авроры. Он был прекрасен. Еще в позапрошлом веке один критик отметил, как это банально — расхваливать портреты Брюллова. Ведь достаточно сказать: это Брюллов! Но Людмилу Маркину мучили сомнения: манто на плече Авроры было повреждено грубыми реставрациями. Дудаков сделал несколько ставок и остановился, а Людмила Маркина так и не вступила в борьбу: в ее руках, как выяснилось, была слишком маленькая сумма даже для старта... После аукциона было много разговоров о том, какой дорогой портрет: 130 тысяч фунтов стерлингов!
Николай Рерих в Третьяковке
Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Провенанс картины 'Сокровище Ангелов'. Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67).
Держава Рерихов - Щит Культуры
Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др.