Новости синдром отличника у ребенка

В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Взрослым нужно понимать, что часто причины возникновения синдрома отличника у детей находятся в их зоне влияния. О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности.

Синдром отличника у ребенка

Моральное истощение — одно из самых тяжелых последствий запущенного синдрома. Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что: не умеет получать удовольствие от занятий он сконцентрирован на результате, а не процессе ; не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами; зацикливается на мелочах; стремится избавиться от соперников конкурентов ; не умеет заводить знакомства из-за сложного характера; проявляет эмоциональную нестабильность. Однозначно, синдром отличника — это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно. Как избавится от синдрома Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя — сложная задача, но попытаться можно и нужно! Для начала необходимо понять причину.

Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки. Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни — не повод огорчаться.

Хамачек выделяет два типа перфекционизма, а именно: здоровый и невротический. Автор рассматривает невротический перфекционизм как чрезвычайную озабоченность людей ошибками в собственной деятельности. Такие люди сильно сомневаются в качестве полученного результата, для них важны оценки и ожидания значимого окружения. Перфекционисты чувствуют, что их родители, учителя, работодатели предъявляют высокие требования, и невозможность соответствовать им для них равнозначно потери их принятия [Hamachek, 1978].

Сомнения в собственных действиях. При этом оценка своей деятельности другими людьми играет более важную роль, чем собственная оценка. Это опасно тем, что человек с «синдромом отличника» не в состоянии адекватно оценивать собственную деятельность, его приобретенный опыт сводится к ограничению оценки своего труда только другими людьми. Психологические исследования «синдрома отличника» очень важны в изучении особенностей формирования личности ребенка. При этом люди с «синдромом отличника» способны достигать успехов. Поэтому важно найти способы профилактики данного синдрома начиная с семьи и продолжая школьным периодом. С другой стороны, для «сильных» учащихся высокая оценка может стать главной целью в обучении, поскольку она позволяет поддерживать статус отличника. То есть оценка может способствовать формированию «синдрома отличника».

Такая самостоятельность в оценке своей учебной деятельности является условием мотивации к учению, осмысленности учебной деятельности. По мнению н. Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности.

Я питаюсь правильно не для того, чтобы быть здоровой, а чтобы меня похвалил муж. Я поехал в дорогостоящий отпуск не потому, что хочу отдохнуть в классной стране, а чтобы показать друзьям, как хорошо я зарабатываю. Я посещаю курсы английского, чтобы мама мной гордилась. Комплекс отличницы провоцирует сильную эмоциональную реакцию на результат, который не оправдал ожиданий.

То есть мы видим еще и повышенную чувствительность к критике. Таким людям нельзя ничего говорить, кроме комплиментов. Иначе автор критики превратится в злейшего врага. Нет адекватного отношения к неудачам — даже мелкая оплошность может вызвать болезненные душевные переживания. А какой-то крупный провал вгоняет в депрессию. Ну и низкая самооценка — как базовое условие для формирования синдрома отличника. Не может человек, который адекватно оценивает себя, быть болезненно зависим от мнения других людей. Это взаимоисключающие понятия.

Узнайте как помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку и стать уверенным в себе - на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва "Что обязан знать каждый родитель". Дебют синдрома Формируется синдром отличника в детстве — ближе к школьному возрасту. Наверное, именно поэтому ему дали такое название. У детей начиная с 6-7 лет учеба становится главным видом деятельности и, соответственно, самореализации. Все успехи, достижения и поводы для гордости так или иначе ассоциированы со школой и другими видами обучения спорт, кружки.

Тревожными будут такие признаки как: подавленность и вялость, отказ от любимых игр, изменившееся поведение ребенка. Совсем плохо, если ребенок отказывается от хождения в школу, и по утрам закатывает «концерты», интерес к учебе угасает. Серьезным поводом для беспокойства нужно считать отказ ребенка рассказывать о школе и делиться новостями, событиями, которые происходили в течение дня. Важно следить за аппетитом и сном, если они резко меняются — ребенок испытывает стресс. Без паники: помогаем школьнику Паниковать не нужно, а вот помочь и поддержать ребенка — стоит. Этот период жизни дети как никогда хотят поддержки и внимания родителей, нужно проводить с ними больше времени, делиться воспоминаниями о своей школьной жизни, помогать с уроками, чаще гулять вместе и просто обнимать ребенка, говорить ему о своей любви и о том, как вы гордитесь его пусть даже маленькими успехами. Не стоит думать, что надев форму и посещая школу, ребенок сразу повзрослел — ему нужны и игры, и забота, и любовь. Читайте также Психофизиолог Ефимова: почему современным детям так трудно учиться в школе Не делайте из детей отличников! И не стоит обязательно делать из ребенка гения и отличника. Гораздо важнее его здоровье и психическое состояние , нежели пятерки в дневнике. Важно понимать, у всех свои таланты и способности, не стоит тянуть из ребенка «все жилы», с истериками и слезами делая уроки.

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Разбираемся, как понять, что у ребенка синдром отличника, откуда он берется и как с ним справиться. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Ответственные родители при выявлении у ребенка признаков психологического комплекса сразу задают вопрос, как справиться с синдромом отличника.

Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?

Такие дети легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул лучшего ученика, переходит в средние классы и сталкивается с трудностями в обучении. А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.

На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.

Причём не только на словах, но и в действиях. Например, если ребёнок получит тройку за сочинение, которое долго писал, вместе подсчитайте, сколько сил он затратит на то, чтобы исправить оценку. Если это потребует слишком много ресурса, потраченного впустую, предложите смириться с оценкой и отпустить ситуацию».

Иногда люди приходят уже с готовым запросом: «Спасайте, у моего ребенка этот самый синдром, хоть его и нет ни в одном справочнике по медицине или психиатрии». А иногда мне просто сыплют симптомами: рыдает над домашкой, переписывает прописи по десять раз, до одури боится ошибиться, опоздать, если проиграет в шахматы, бьется в истерике, а от любого замечания переживает еще неделю. Ну что мы не так делаем? Не ругаем вроде, уже умоляем дите перестать так реагировать, забить, в конце концов, а оно само вот. Давайте разбираться, что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное — что с ним делать-то?

Есть противоядие? Ну для начала нужно понять, что именно у вашего ребенка: перфекционизм или синдром отличника. Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит. Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска. А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили. То есть порядок на столе — чтобы мама похвалила, в школу прийти первой — чтобы директор увидела, книжка переписана — чтобы учителю показать, а балет, балет — чтобы на концерт отчетный взяли и там-то все увидели, что я из группы лучшая, и об этом мне рассказали. А я стояла, смущалась и говорила: «Ой, ну что вы, это не я, это оно само, я и танцевать-то не умею».

С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый. Штанишки свои складывать, футболочки вешать, карандашики собирать. Вряд ли раздолбай, забывающий джинсы вывернуть и надевающий их швами наружу по невнимательности, когда-то выдаст вам синдром отличника, хоть вы его задолбите своими правилами и требованиями.

Про сепарацию, тревогу, возрастные кризисы только не воспринимайте все буквально. Про то, что любые перемены, будь то переход с трех снов на два или отмена ночных кормлений, в основном проходят через плач стресс , и чем быстрее успокоитесь вы сами, тем быстрее малыш привыкнет к новым правилам игры. Маленькие дети крайне консервативны. Каждая перемена для них — сопротивление. Но вы можете помочь крохе преодолеть кризисы максимально безболезненно. Наблюдайте за своим ребенком А не за соседскими отпрысками. Какая разница, что мальчик Вася тихонько играет в песочнице, а ваш Коля носится как угорелый по площадке. У вашего Коли собственные уникальные черты и характер. Полюбите его беготню, его нерасторопность, его громкий голос, его умение держать вилку с ложкой, и тогда ваш ребенок расцветет для вас. Познайте все «фишки» именно вашего малыша — так будет гораздо легче ориентироваться в его жизни и помогать ему справляться с разными непростыми ситуациями. Уважайте его Этот «еще глупенький» малыш заслуживает уважения с самого рождения. Только не забывайте, что даже при огромной любви и обожании важно устанавливать границы, без которых детям тревожно. Границы — это рамки, которые вы обозначаете в уважительной и спокойной форме. Взрослые, которые не умеют этого делать, срываются на критику, стыд и наказания. Но, как и во взрослом мире, тут важна ваша уверенность — в каждом слове. Тогда малыш поверит вам и эти границы «считает». Не делайте за ребенка все Самый легкий способ научить ребенка быть ловким и умелым?

Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации

Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест. Treatment Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений.

Затем выполняется практическая групповая работа. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной неустойчивой самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений - похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка взрослого с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений.

Известен факт, что внутренние установки родителей и их модели поведения, которые они транслируют в семье, являются прямым отражением психологических и поведенческих проблем у детей. Родители, которые предъявляют повышенные требования к себе, пытаются прыгнуть выше собственной головы, неосознанно перекладывают эти качества на своих детей, таким образом формируя у них этот синдром. Самое интересное, что именно ребёнку они могут не предъявлять каких-то требований, но дети интуитивно улавливают настроение родителей и подстраиваются, копируя их поведение. Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте.

Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения. Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь. Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов. Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов.

Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно.

Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе.

Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. У них там была такая система стимулирования хорошего поведения. Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик. Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми.

Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть...

Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу.

К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома.

У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе.

Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике. Не сравнивайте ребенка с другими детьми Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

Дайте право на ошибку Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, — значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе.
Синдром отличника Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека.
Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»» Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника.
Синдром отличника: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать.
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма? Разбираемся, как понять, что у ребенка синдром отличника, откуда он берется и как с ним справиться.

Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом

Но для перфекциониста-отличника, у которого нет опыта выхода из маленьких или больших проигрышей, потерь и поражений они могут стать поводом, чтобы впасть в глубокую депрессию, сломаться. У таких взрослых высок риск алко- и наркозависимости, суицидальных тенденций и других психологических нарушений, — продолжает семейный психолог. Такие люди могут быть вполне глубокими специалистами, но, как правило, не становятся руководителями. Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он делает то, чему его учили в школе, в институте, он доигрывает ожидания родителей и не может резко «повернуть» в ту или иную сторону. Плюс потерянное детство Ребенку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами — нет свободного времени, да и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, как правило, в коллективе их дразнят ботаниками и вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу. Перфекционист так называют тех, для кого несовершенный результат неприемлем. А затем и работника, который задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Просто любите своих детей — за то, что они есть, помогайте им выбирать цели, но не держите их за руки, когда они пробуют разные увлечения, поддерживайте во всем, — подытоживает специалист. Портрет юного перфекциониста Ребенок стремится быть первым любой ценой, болезненно воспринимает даже малейшую критику и плохо переносит похвалу в чей-то в адрес, кроме своего.

Для него не существует других оценок, кроме пятерки, на балл ниже — это уже катастрофа вселенского масштаба. Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.

Это взаимоисключающие понятия. Узнайте как помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку и стать уверенным в себе - на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва "Что обязан знать каждый родитель".

Дебют синдрома Формируется синдром отличника в детстве — ближе к школьному возрасту. Наверное, именно поэтому ему дали такое название. У детей начиная с 6-7 лет учеба становится главным видом деятельности и, соответственно, самореализации. Все успехи, достижения и поводы для гордости так или иначе ассоциированы со школой и другими видами обучения спорт, кружки.

Школьная система предполагает оценивание, а также одобрение со стороны педагогов. Соответственно, внешний фактор оценки результата действий в школе преобладает: получил «отлично» — молодец. Однако далеко не у всех детей развивается синдром отличника. Согласно исследованиям, для этого должны быть предпосылки — особенности характера ребенка и даже пол.

Как правило, этот синдром характерен девочкам. А в плане личностных качеств должны присутствовать: аккуратность; эмоциональная привязанность к родителям; послушание. Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Эти люди — «похвальные маньяки».

Они зависимы от чужого одобрения. Также читайте: Обучение на дому — польза или вред для ребенка? Как формируется синдром отличника в семье Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов.

Ребенок живет с мыслью, что в противном случае он не нужен и не важен для родителей. В будущем у него может появится такая ошибка мышления, как принцип «все или ничего». Страх ошибиться Двойки, незнание ответа, неготовность к уроку, любые ошибки воспринимаются ребенком как ужас и кошмар. Он может сильно переживать из-за плохой оценки и воображать, что теперь этот провал повлияет на всю его жизнь. У взрослых синдром отличника проявляется аналогично.

Такой человек зависим от одобрения и похвалы начальства, близких, друзей. Он всегда старается делать все идеально, например, убраться в квартире или выполнять задание от руководства. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Основные причины синдрома отличника у детей и у взрослых нехватка любви, принятия и внимания со стороны семьи и близких; завышенные требования родителей, которые становятся внутренним стандартом; отсутствие похвалы за процесс и результат, а не за оценку; сильное эмоциональное и психологическое давление на человека; физическое наказание, насилие за ошибки и плохие оценки. Как помочь ребенку справиться с синдромом отличника Проявляйте любовь к нему, говорите и показывайте, что любите его за то, что он просто есть, что он важен и ценен для вас и всей семьи. Хвалите ребенка за результат, каким бы он ни был, а не за оценки.

А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу. Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты. Согласно исследованиям, женщины страдают от него чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас. Улыбнуться неудаче Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет. И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен. Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому. Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи. О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл.

«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо

О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. Что такое синдром отличника? При синдроме отличника ребенок ориентируется на видимые подтверждения его успехов. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку.

Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь

При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие. Diagnostics Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности - признанности результата оценках, наградах , победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы частота, выраженность, продолжительность. При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента.

Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест. Treatment Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений.

Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи.

Постоянное огорчение и недовольство оценками ребенка не способствует удачной адаптации к школе и, кроме того, может привести к страху несостоятельности и к тревожности ребенка. Постарайтесь поддержать ребенка и вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится. Ведь в школу приходят учиться, а когда учатся, может и не сразу все получаться. Хорошо играть в футбол и кататься на лыжах тоже не сразу выходит. Мы советуем родителям не создавать "порочный круг" - неудачи в школе и непонимание дома. Понаблюдайте за ребенком, ведь он может не достигать желаемого результата по вполне объективным причинам. Возможно, ребенок просто устает или плохо себя чувствует. Возможно, у него недостаточно развита моторика или какие-либо когнитивные познавательные функции.

Интересуйтесь у ребенка, возможно причиной плохой отметки стало сложное задание или требовалось выполнить его в быстром темпе. В итоге - если для ребенка главная цель в жизни - получение оценок, от которых зависит одобрение взрослых и успех у сверстников, это приводит к перегрузкам, а там и до невроза недалеко. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности, неуверенности. Отсюда, Совет N4. Если Вы видите, что ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу, подбодрите малыша. Даже, если у ребенка не появится новой звездочки на тетрадке, он будет знать, что Вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других детей, указывая на то, что кто-то делает это лучше, чем он. Сосредоточьтесь на том, как ребенок вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился.

Конечно, формально мы знаем, что темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов особенности памяти, внимания, восприятия не подлежат никакому оцениванию. На практике, как всегда, выходит иначе. Отсюда, Совет N5. Помогите ребенку овладеть недостающими навыками и умениями. Развивайте внимание, память, мелкую моторику. Если ребенок плохо усвоил учебный материал, постарайтесь выяснить, что вызывает трудности и объяснить то, что осталось непонятным.

Моральное истощение — одно из самых тяжелых последствий запущенного синдрома. Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что: не умеет получать удовольствие от занятий он сконцентрирован на результате, а не процессе ; не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами; зацикливается на мелочах; стремится избавиться от соперников конкурентов ; не умеет заводить знакомства из-за сложного характера; проявляет эмоциональную нестабильность. Однозначно, синдром отличника — это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно. Как избавится от синдрома Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя — сложная задача, но попытаться можно и нужно! Для начала необходимо понять причину. Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки. Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни — не повод огорчаться.

Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей. А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом? Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить. Ну неужели это плохой вариант, а? Подробнее Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»»

В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? На сайте вы можете найти новости года про детей и детские проекты для дома показавшие лучшие данные на протяжении многих лет в Москве. Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами.

Негативные последствия от синдрома отличника

  • Цена пятерки
  • Excellent student syndrome :: Symptoms, causes, treatment.
  • Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться
  • Каковы признаки синдрома отличника?
  • Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ - Мамазонка

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий