Новости святая софия в стамбуле

В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. Собор Святой Софии – часть объекта «Исторические районы Стамбула», вписанного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Собор Святой Софии является архитектурным шедевром и уникальным свидетельством взаимодействия между Европой и Азией на протяжении веков.

Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии

это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. С момента преобразования в 2020 году собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть поступали многочисленные сообщения о повреждениях и случаях ва. 10 июля Высший административный суд Турции объявил о событии, которое затронуло мировую культуру и религию – было отменено решение правительства от 1934 года, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле был преобразован в музей.

Глава РПЦ назвал ситуацию с Айя-Софией "наказанием Божьим" Варфоломею

Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными». Главная обеспокоенность ныне — о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно — пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана. Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут.

А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора. Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни — внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, — в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию. Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре. Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться.

Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги. Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным.

Открыты и фрески серафимов. Лики трех ангелов были замазаны еще при Османской Империи, а четвертый — теперь за строительными лесами. Храм Святой Софии раньше ежегодно посещали от 4 до 10 миллионов туристов. Это было самое посещаемое историческое сооружение в стране. По словам гидов, в ближайшее время собор могут вообще закрыть для посетителей. Ожидается очередная реконструкция. Только после этого станет ясна судьба мирового памятника. Картина дня.

Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом. Что посмотреть в Айя Софии Ангелы на подвесках На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах. Ангелы на востоке сделаны из мозаики, а два ангела на западной стороне повредились в период Восточной Римской империи и их обновили как фрески. В период Османской империи лица этих ангелов были закрыты металлической крышкой. Их покрывают во время молитв. Кубы Святой Софии Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме. Кубы, изготовленные из моноблочного мрамора, вмещающие в среднем 1250 литров жидкости. В этих кубках раздавали шербет публике во время праздничных молитв. В остальное время их использовали как фонтан с водой. На самом деле до Махмуда II таких кувшинов было три. Самый богато украшенный находился в хамаме Куплю в Бергаме. По просьбе короля Франции Махмуд подарил ему куб. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в Париже. Омфалион Омфалион означает «центр, пуп мира». Это место, где короновались императоры в период Восточной Римской империи. Круги представляют Иисуса и 12 апостолов. Во время церемонии коронации император стоит посередине, а духовенство выстраивается кругами вокруг него. Хызыр Макам Это точка, выгравированная на мраморе прямо под куполом.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Уже обновлена отделка куполов. Фото: Константин Исааков.

Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих. Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами.

Особенно популярно оно у сторонников действующего президента. Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам.

Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение. Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам. Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо еще более, чем прежде.

Мы призываем братские Поместные Церкви сообща, в духе мира и любви о Христе, искать выход из кризиса.

Крестильная чаша баптистерия, превращенная в мавзолей после смерти султана Мустафы I в 1639 году, была обнаружена при раскопках в саду Святой Софии в 1943 году и возвращена на прежнее место. Что посмотреть в верхних галереях На верхний этаж можно попасть из основного помещения по пандусу. В правой галерее находится ложа императрицы, мозаика Деисиды, мраморная дверь, письменность викингов, надгробие Хенрикуса Дандоло на земле, наклонные колонны, мозаика Зои и мозаика Комменоса. В левой галерее — мозаика «Император Александр» и трап. Ложа императрицы Императрицы наблюдали за церемонией коронации из царской ложи в южном нефе верхнего этажа.

От нее остались небольшие колонны с мраморными главами и круглый зеленый камень-порфир, указывающий место, где был установлен трон императрицы. Мраморная дверь Публике не разрешалось проходить через мраморную дверь на верхнем этаже. Она вела в отсек, где заседали чиновники Патриархии. Говорят, что одна сторона двери символизирует рай, а другая — ад. Письмо Викинга В византийский период викинги по рекам добирались до Черного моря, а оттуда в Константинополь. Они служили наемниками императорам.

В южной галерее на верхнем этаже, на мраморных перилах, алфавитом руни выгравировано имя солдата по имени Хальвдан. Надгробие Хенрикуса Дандоло Те, кто читал роман Дэна Брауна «Инферно», помнят, что Хенрикус Дандоло, венецианский дож, возглавивший 4-й крестовый поход 1204—1261 гг. Позже его могилу вскрыли византийцы, а кости Дандоло выбросили в море. Символическое надгробие Хенрикуса Дандоло расположено в верхней галерее. Наклонные колонны Вы заметите, что некоторые колонны галереи верхнего этажа наклонены, как Пизанская башня. Это колонны, которые изгибаются из-за давления, создаваемого куполом.

Разделы, добавленные после того, как стала мечетью Михраб и минбар Михраб, представляющий собой полое и углубленное место посередине стены, перед которым прихожане стоят во время совершения молитвы, датируется XIX веком. По обеим сторонам великолепного алтаря, украшенного позолотой, стоят большие масляные лампы, которые привезли из церкви в Венгрии во времена правления Сулеймана Великолепного. На правой стене михраба висят каллиграфические произведения османских султанов, а на левой — работы выдающихся каллиграфов того периода. Здесь имам произносит свои проповеди и возглавляет молитвы. Он был построен султаном Мурадом III. Ложа муэдзина Напротив минбара, находится строение, построенное в классическом османском стиле.

Как и михраб, он также обращен к Каабе в Мекке. Муэдзин стоит на вершине этой ложи во время молитвы. Ложа султана Слева, в северо-восточной угловой нише — строение, поднятое на стройные колонны. Это была ложа, построенная братьями Фоссати для Абдулмеджида. Здесь султан мог уединиться на молитве. В манере, типичной для архитектурной практики XIX века, Фоссати объединил разные стили, о чем свидетельствуют колонны и парапеты в византийском стиле, украшенные стилизованным османским орнаментом.

Большие линейные знаки 8 больших круглых каллиграфических пластин, висящие в зале, были написаны Казаскером Мустафой Иззетом Эфенди, одним из самых известных каллиграфов того периода, во время реставрации братьев Фоссати. Это самые большие каллиграфические знаки в мире, диаметром 7,5 метров. Библиотека Махмуда I Когда вы двигаетесь в южную часть собора Святой Софии, вы увидите золотистое, богато украшенное место, — это библиотека. Его построили при Махмуде I в 1739 году. Мавзолеи Османские султаны хотели навсегда найти покой в соборе Святой Софии. Муваккитане Муваккитаны — это места, где люди, которые сообщали время молитвы, глядя на солнце, определяли время и час молитвы и проводили небольшие астрономические исследования.

Мувакитане был построен братьями Фоссати при султане Абдул Меджид. В византийский период на этом месте была башня с часами. Начальная школа В настоящее время также используется как выставочный зал, проводятся различные встречи и конференции. Фонтан Выйдя в сад, вы увидите очень богато украшенный фонтан, построенный Махмудом I в 1739 году. Он состоит из восьми мраморных колонн с 16 кранами. В византийский период здесь тоже был фонтан.

Прежде чем войти в собор Святой Софии, верующие умывали в этом фонтане руки и лица. Как добраться до собора Святой Софии? Проще всего добраться на трамвае, поскольку перед Софийским собором располагается остановка. На трамвайной линии Багджылар-Кабаташ можно выйти на остановке «Султанахмет» и дойти до собора Святой Софии, а можно выйти на остановке «Гюльхане», пройти немного дальше и осмотреть окружающие достопримечательности. Для тех, кто прибывает с азиатской стороны — воспользуйтесь паромом.

Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии

памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537. У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире. собор святой софии в стамбуле турция. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537. 15.55, Москва Tochka Zрения Вчера президент Турции Реджеп Эрдоган подписал указ, отменяющий декрет правительства Кемаля Ататюрка от 1934 года, о превращении мечети Святой Софии (Айя София) в музей.

Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным

это Верховный суд Турции – совещался на эту сложную тему ровно 17 минут. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. Cобор Святой Софии в Стамбуле. Собор Святой Софии или Айя-София (Ayasofya). Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада.

Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью

Софии внутри В 1935 году со стен Айи-Софии начали понемногу счищать штукатурку и теперь изображения Христа и Матери Божьей чередуются с изречениями из Корана. На перилах также сохранились рунические надписи, которые покрыли специальным пластиком во избежание стирания. Последний построил здесь мраморный минбар, а Махмуд I — михраб. Мозаики и фрески собора Св.

Софии Мозаичный цикл собора Святой Софии имеет большую ценность. Самый первый был создан в 867 году. К нему относятся апсиды — изображения Богоматери на троне с Иисусом на руках, вимы — изображения двух архангелов по обе руки Богородицы.

До наших времен сохранился лишь лик Гавриила. На сводах храма в вестибюле есть изображение Иисуса и 12 фигур, но идентифицировали лишь пророка Иезекиля, мученика Стефана и императора Константина. На стенах изображены 12 апостолов и четыре константинопольских патриарха.

Во времена правления Льва VI на стенах здания появилась мозаика с изображением Христа, перед которым преклоняется сам император. На одном из столбов храма можно увидеть мозаичный портрет императора Александра, который является его прижизненным изображением: Император Александр фото wikimedia. Мозаика собора Софии фото: ayasofyamuzesi.

Встречаются на мраморных парапетах храма также скандинавские руны, оставленные варягами Византийской гвардии.

Планируется также очистка внешнего фасада. Уже обновлена отделка куполов. Фото: Константин Исааков.

Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора. Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку.

Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул. Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик. Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос. Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую.

Из-за раскола церкви в храме 60 лет проводились католические богослужения Собор Святой Софии, Стамбул. После раскола Восток был охвачен крестовыми походами, организованными Римско-Католической церковью, что в 1204 г. В этот период произошла смена власти, была создана Латинская империя и назначен католический патриарх. С этого времени Святая София была превращена в католический собор, со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, особо ценные предметы уже и так были увезены крестоносцами на Запад. Несмотря на то, что Византия смогла вернуть свои земли, былое величие храм так и не вернул, империя уже угасала, и не могла тратить колоссальные средства на его восстановление. Хотя православная церковь все же вернулась в стены Софийского собора.

В мае 1453 г. Вскоре город и последняя жемчужина старой византийской империи были захвачены армией султана Мехмеда II. Во время вторжения и без того старое здание подверглось еще большему разрушению и разграблению. Однако его красота настолько поразила султана, что он решил превратить церковь в мечеть.

Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.

Интересное в блогах

  • Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
  • Комментарии →
  • Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению⁠
  • Почему собор Святой Софии хотят сделать мечетью? | 360°
  • Мечеть Айя-София в Стамбуле

Глава РПЦ назвал ситуацию с Айя-Софией "наказанием Божьим" Варфоломею

Айя София Стамбул: История, особенности, архитектура, мозаики в соборе Святой Софии, как попасть, купить билеты в 2024. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Cобор Святой Софии в Стамбуле. Побывав в Стамбуле и не зайти в Собор Святой Софии просто непростительное упущение! Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения.

Собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью. Решение будет принято в течение 15 дней

Моё личное мнение в вопросе собора Святой Софии в стамбуле. Я вчера с первых минут как узнал эту новость, сразу написал, что новость хорошая и любая молитва верующих лучше в храме, чем музей. Вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле сделают платным для иностранных туристов со следующего года. О таком решении рассказал глава турецкого Минкульта Мехмет Нури Эрсой. Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий