Новости творчеству чехова посвящена серия лекций

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества. Смотрите все серии Русская литература. Лекции с телеканала Бибигон. На лекции слушатели узнали: как прошло детство Чехова. Результат такого художественного диалога между Чеховым и ирландскими драматургами — культурный обмен, который обогащает творчество обеих сторон, раскрывая новые слои смысла в хорошо знакомых произведениях и привнося русские традиции в иностранную культуру.

Исследование творчества Чехова продолжается…

Даже простодушный читатель, не слишком искушенный в вопросах чеховедения, ясно увидит: более античеховской книги представить трудно. Снаружи это верх безвкусицы, аляповатость, лубок, а внутри - композиционный сумбур и околесица. В одну кучу свалены ранние писания в т. Суворину, помеченные 1888, 1889 и 1890 гг. Чудакова «Город детства» о Таганроге 1860-70-х гг. Бунина «О Чехове». И эта мешанина подается как новое слово в издании полных собраний сочинений! Но это не все, читателя ждет еще одно разочарование. Когда стало известно, что к печати готовится новое ПСС Чехова, естественно было ожидать, что оно не только не уступит в плане научности предыдущему чеховскому ПСС, вышедшему в 1973-1983 гг. В старом собрании многие чеховские тексты главным образом эпистолярные были цензурованы, то есть либо опущены, либо напечатаны с купюрами. Изъятию подвергалось все, что так или иначе могло «скомпрометировать» писателя в глазах читающей публики.

В ту пору из Чехова уже успели сделать икону, этакого праведника если не великомученика от литературы, изрядно упрощая и искажая его личностный и писательский облик. Восхищение Чеховым часто перерастало в его идеализацию. В этом отношении очень показательна книга К. Чуковского «О Чехове», которую иначе, как «апологией Чехова», назвать трудно. Последние же исследования и, можно даже сказать, открытия в области чеховедения позволяют взглянуть на писателя более объективно, не умаляя при этом ни его личностных качеств, ни тем более его значения в русской и мировой литературе. Такой - обновленный взгляд на Чехова непременно должен был бы отразиться и в новом Полном собрании его сочинений в виде обстоятельной биографо-литературоведческой статьи какого-нибудь ведущего специалиста. Но - увы! В издании, которое подготовило «Воскресенье», такой статьи нет. Вместо нее издательство напечатало в первом томе собрания пять совершенно разных по содержанию и назначению текстов, а именно: вступительное слово С. Миронова под маловыразительным и банальным названием «Тайна Чехова», невнятное и выспреннее предисловие «От издателя», подписанное генеральным директором ИД «Воскресенье» Г.

Пряхиным, мини-предисловие некоего кандидата филологических наук Ив. Жукова к подборке чеховских писем, адресованных А. Суворину, а также статья А. Чудакова и мемуары И. Причем из всех этих текстов действительно научной и просто литературной ценностью обладают только два последних. В томе есть еще «Примечания», но издательство почему-то не удосужилось обозначить имя их автора или имена авторов , и похоже, что эти «Примечания» попросту были заимствованы, перепечатаны из других чеховских и не только чеховских изданий. По крайней мере, некоторые комментарии показались мне знакомыми, уже виденными ранее. Таким образом, даже несмотря на то, что в новом ПСС Чехова есть некое подобие научного аппарата, назвать это издание не то что академическим, но и просто научным, никак нельзя. Это, повторяю, всего лишь коммерческий проект, удачное вложение федеральных денег, род государственных инвестиций. Подлинные чаяния и нужды аудитории, с интересом ждавшей появления нового чеховского собрания, в нем не только не учтены, но и просто попраны.

Вместо благородной, в меру осовремененной классики читатель получил воплощенную в книге и растиражированную в количестве 10 тыс. К примеру, Г. Пряхин в предисловии к чеховскому собранию не раз хвастливо заявляет о его композиционной и содержательной новизне. Далее Пряхин говорит, хотя и не совсем внятно, что такое, «не каноническое» видение собрания определило и его особую, «не каноническую» структуру: «В составлении томов мы руководствовались не столько хронологическим или жанровым принципом, сколько, если можно так сказать, синтетическим» 2. В переводе на общепонятный язык это значит, что в каждом томе ПСС наряду с рассказами и повестями Чехова будут печататься его письма и пьесы. По мнению Пряхина, только так Чехов дойдет до читателя в целостности своего творческого облика и литературного наследия. Правда, эту мысль издатель выражает довольно косноязычно: «Собрание не будет разваливаться на три традиционные части: общеинтересную, «театральную» и, так сказать, «специальную», представляющую наибольший интерес только для профессионалов» 3. При этом непонятно, почему г. Пряхин выделяет особо «театральную» часть, как будто она не представляет для публики «общего интереса». Да и о «специальной» части сказано тоже очень неясно - что, собственно, под ней подразумевается.

Тем не менее по существу идея Пряхина мне представляется продуктивной. Это непременное условие. Между тем в первом томе собрания такой взаимосвязанности текстов нет, книга лишена внутреннего единства, она распадается на пять совершенно независимых друг от друга блоков. В одном блоке - неизвестно зачем напечатанная здесь повесть «Степь», в другом - рассказы и юморески, созданные в 1880-1881 гг. Таким образом, пресловутая пряхинская «синтетичность» на поверку оказывается фикцией.

Взято из сборника Цыбулько-2022 Творчеству А. Словосочетание «отрывки из творчества» содержит лексическую ошибку: слово употребляется без учёта его значения творчество — деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей ; то есть у творчества не может быть отрывков, зато можно сказать «отрывки произведений» также «отрывки текстов», «отрывки книг».

В театре рассказали, что после запрета на проведение публичных мероприятий из-за распространения коронавирусной инфекции они запустили новый дистанционный проект. По словам представителя «Современника», проект «Доктор Чехов» посвящён чеховскому творчеству. Он стартует в четверг, 19 марта. Ежедневно в 19 часов, когда в театре обычно открывается занавес, в социальных сетях театра будут выкладывать видеоролики с записями рассказов Чехова. Проект откроет Владислав Ветров, он прочитает рассказ «Студент».

Чехов», посвященная 160-летию со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. На выставки представлены различные издания произведений автора из фонда библиотеки — сборники рассказов, повести, пьесы. В библиотеке можно взять книги о жизни и творчестве Чехова, издания, рассказывающие о чеховских памятных местах в России и не теряющие актуальность произведения автора, а также ознакомиться с биографией русского писателя. Присутствующих познакомили с биографией писателя, была представлена презентация фотографий разных периодов жизни писателя. Прозвучали отрывки из рассказов «Цветы запоздалые», «Лошадиная фамилия» и др. Раневской и Б. Тениным, «Благодарный», «Размазня» с участием В. Тихонова и Ж.

Театр «Сфера» проведет «Чеховские чтения» в Москве

Антон Чехов родился в 1860 году и за свои 44 года успел сделать столько, сколько многим людям не осилить и за целый век. В течении мероприятия и рассматривали многогранность автора на различных локациях и площадках. Праздничное мероприятие началось с чествования читателей, которые уже более 10 лет являются активными пользователями библиотеки и участниками её мероприятий. Им вручили именные читательские билеты и благодарственные письма за преданность библиотеке. Почетные читатели, в свою очередь, вспомнили знаменательные моменты библиотеки в прошлом и настоящем. Продолжили программу постоянные партнёры библиотеки — студенты Новосибирского государственного театрального института.

Знатоки чеховских произведений прослушали содержательную лекцию о творчестве А. Любознательные искатели приключений узнали больше о творческом пути писателя с помощью квеста «По следам Чехова», разгадывая задания в двух направлениях: «Курс на Сахалин» и «Доктор Чехов». Любителей ораторского искусства вдохновила своей энергией доцент кафедры музыкального воспитания и сценической речи НГТИ Екатерина Алиева: участники с энтузиазмом проговаривали скороговорки и выполняли различные артикуляционные упражнения. Неподдельный интерес вызвала театрализованная локация «Врачебный пункт» с главным героем-лекарем и интерактивными заданиями, а книжные выставки «Герои чеховских произведений», «Чехов в воспоминаниях современников», «Вокруг Чехова», фотоальбомы о жизни писателя, раритетные издания книг помогли создать полное представление о писателе. Все участники мероприятия еще раз убедились, что Антон Павлович Чехов — классик мирового значения, вошедший в историю как талантливый писатель, драматург и как врач, меценат, путешественник. Его имя остается одним из самых ярких не только в 1890-1900-х годах, но и в наше время.

Крутикова опирается на высказывания А. Белецкого, считавшего, что творчество Чехова следует определять «как звено в общей цепи литературного процесса XIX — XX века, в окружении предшественников, современников и последователей» стр. Крутикова убедительно оспаривает подход американских исследователей Р. Мэтьюсона и Х. Мак-Лейна к творчеству Чехова, трактующих его «в отрыве от русской действительности, вне связи с процессами освободительного движения, в нарочито асоциальном, отвлеченно-моралистическом или религиозно-мистическом плане» стр. Однако здесь стоило бы отметить и достижения зарубежных исследователей Чехова, например монографические работы Т. Виннера в США, Н. Нильсона в Швеции, Р. Сливовского в Польше. В них содержатся тонкие и свежие наблюдения, которые расширяют наши представления о творчестве писателя. Одна из самых сложных проблем — изучение своеобразия реализма русской литературы конца XIX — начала XX века в связи с другими литературными течениями. Этот вопрос — в центре внимания В. Еще памятны времена, когда водораздел проводился с излишне категорической прямолинейностью и получалось, что реализм стоит особняком и совершенно независим от художественного опыта других методов и направлений. Кулешов избежал такого однозначного, предубежденного подхода. В его статье поиски Чеховым новой формы рассматриваются в связи с общими тенденциями литературного процесса. О плодотворности этого подхода говорит и не раз приводившееся высказывание Горького: «Говорят, напр. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая Вашу пьесу, думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей и о многом другом, коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений — Ваши делают это». В последних работах и образ Треплева из «Чайки» анализируется более многогранно, не только как разоблачение модернистских течений в духе реплик Аркадиной о пьесе своего сына. Кулешов выступает против однолинейного восприятия творчества Чехова. Он считает, что «назрела задача сопоставления реализма Чехова с современным ему натурализмом и символизмом в русской литературе» стр. Без такого подхода нельзя осмыслить современное звучание чеховского творчества, его воздействие на литературу XX века. Значительную часть сборника составляют работы, раскрывающие творческую лабораторию Чехова, отражающие процесс создания произведений различных жанров: повестей, рассказов, пьес, очерков. Известно, что сам писатель редко сохранял рукописи, тем более черновики напечатанных произведений. Но и то, что дошло до нас, особенно записные книжки Чехова, открывает богатые возможности для понимания своеобразия его литературной работы.

Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела "Финансы" Хорошо Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем Хорошо Вы дествительно хотите отменить автопродление?

Лекция «Открытый урок – „Дуэль“ А. Чехов»

Лекция «Михаил Чехов: идеология и техника его метода» Андрея Кириллов. Главная» Лекции» Литература» Русская литература второй половины XIX века» Новая драма А.П. Чехова, традиции и новаторство. Лаборатория по Чехову, как и предыдущая, посвященная творчеству А.Н. Островского, предоставила возможность артистам театра взаимодействовать с другой школой. Отзыв о лекции, посвященной творчеству Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций.

«Палата №6» + лекция

Приглашенные эксперты — философы, историки, филологи — рассуждают о жизни и творчестве классика: его учебе, врачебной практике, популярных и малоизвестных произведениях писателя. Зав. библиотекой ОУ Тальцкова Л.Г. провела библиотечный урок, посвящённый 160-летию со дня рождения знаменитого русского писателя Антона Павловича Чехова, для 5д класса. В рамках программы «Чехов жив» в Парке Горького в г. Москве пройдут лекции, которые будут посвящены творчеству великого писателя Антона Чехова. Одним из открытий юбилейного года Чехова является запуск Всероссийской лаборатории для молодых драматургов "Чехов: Non Fiction". Творчество Чехова показано как органическая часть единого текста, создаваемого непрерывно ведущимися диалогами писателей разных эпох.

Творчеству чехова посвящена серия лекций на которых были прочитаны отрывки из его творчества егэ

Начало мероприятия в 17:00, отметили на сайте Объединения культурных центров Центрального административного округа.

Кроме этого, он пытается помочь выработать новую программу «Крымскому курьеру». Чехов-публицист вместе с выдающимися людьми своего времени откликается на актуальные проблемы современности.

Он осуждает теорию «малых дел», критикует ненормальный, бесчеловечный характер отношений между людьми в эксплуататорском обществе, вскрывает несостоятельность культуртрегерства, обличает бесчеловечность торгашей, протестует против «мелочей жизни», которые поработили человека, критикует пошлость буржуазной интеллигенции. Чехов был твердо убежден в том, что смысл жизни заключается в борьбе. В 1900 году А.

Чехов сотрудничал с журналом «Жизнь». В этот период в журнале печатались марксисты. Активную роль в развитии отдела беллетристики в журнале сыграл М.

Горький, с которым А. Чехова связывала дружба. На рубеже 19-20 веков в творчестве А.

Чехова отразились общие социальные закономерности, ощущение близкого и неизбежного обновления мира. Чехов всем своим творчеством приближал тожество идей социализма.

Трансляция чтений, стартовавшая в 12. И Московский художественный театр с удовольствием подключился к проекту «Чехов жив». Самое интересное, что он действительно жив, самый интеллигентный писатель России жив. Судьба этого театра крепко связана с Антоном Павловичем, здесь были поставлены великие спектакли по его произведениям. Чеховские герои - это часть нашей жизни, - рассказал руководитель театра Олег Табаков.

Пустовойта и «Чеховские традиции в современном советском рассказе» Т. Вторая часть «Чеховских чтений в Ялте» посвящена Дому-музею А. Здесь много новых материалов, освещающих историю музея и жизненный подвиг М. Чеховой — его созидательницы и хранительницы. Ленина Ю.

Благоволина , Государственного музея Л. Толстого в Москве А. Мелкова , Дома-музея А. Чехова в Ялте А. Здесь же воспоминания родственников писателя — Е. Чеховой и С. Чехова; приведенные ими письма и документы из семейных архивов характеризуют деятельность их отца, М. Чехова, его роль в жизни ялтинского музея в 20-е и 30-е годы, его помощь, оказанную Марии Павловне. Заключается сборник сообщением А. Ханило о новых чеховских автографах, поступивших в ялтинский музей.

Интересна история одного ценного подарка музею. Ханило, — в музей приехал сын доктора И. Он привез в дар музею чернильницу, которая принадлежала Чехову. Доктор Альтшуллер, часто бывавший у Чехова, не раз ею любовался и однажды сказал писателю, что она ему нравится. Антон Павлович ответил, что после его смерти он может взять себе эту чернильницу. И действительно, сестра писателя Мария Павловна после смерти брата отдала чернильницу Альтшуллеру. Как дорогую память ее бережно хранили в доме доктора. И теперь, спустя многие десятилетия, решили передать туда, где она находилась при жизни писателя» стр. А ручку Чехова Г. Альтшуллер передал московскому музею писателя.

Ленина, выпустившей чеховский сборник, будет продолжено.

Лекции по творчеству Чехова пройдут 29-30 августа в Парке Горького

Монография" Головачёва А. Чехова — писателя и читателя — с русской и мировой литературой. Толстой; современники — Бунин, Куприн, П.

Ревича и др. В повестях и рассказах С.

Званцева описаны хорошо знакомые таганрожцам здания и локации: Дворец Алфераки, Городской парк, роща «Дубки»… В завершение лекции Ольга Александровна рассказала об упреках в исторической неточности, которые поступали в адрес С. Званцева, и пригласила присутствующих к обсуждению вопроса, имеет ли писатель право на подобные искажения. В результате дискуссии присутствующие пришли к выводу, что С. Званцев был не историком, а писателем, который имеет полное право на художественный вымысел.

Музеям, театрам и концертным залам предлагают организовать мероприятия, доступные на площадках в интернете. По мнению главы ведомства Ольги Любимовой, ограничения, направленные против распространения коронавирусной инфекции, не должны полностью остановить культурную жизнь. Министр напомнила, что многие учреждения культуры обладают большим опытом по общению с публикой в интерактивном формате. Это и виртуальные экскурсии, и онлайн-трансляции спектаклей, и записи концертов, лекций. Все эти форматы очень популярны, добавила Ольга Любимова.

Праздничное мероприятие началось с чествования читателей, которые уже более 10 лет являются активными пользователями библиотеки и участниками её мероприятий. Им вручили именные читательские билеты и благодарственные письма за преданность библиотеке. Почетные читатели, в свою очередь, вспомнили знаменательные моменты библиотеки в прошлом и настоящем.

Продолжили программу постоянные партнёры библиотеки — студенты Новосибирского государственного театрального института. Будущие актеры выразительно прочли отрывки из произведений Антона Чехова: «В потемках», «Ведьма», «Невеста», «Попрыгунья», монолог Иван Ивановича Толкачева из произведения «Трагик поневоле». Все выступления были уникальны и неповторимы: благодаря им каждый в зале еще раз убедился в уникальности писательского таланта Антона Павловича.

Цифровой Чехов: как устроено семантическое издание и где искать 4500 писем Чехова

Знатоки чеховских произведений прослушали содержательную лекцию о творчестве А. П. Чехова от профессора кафедры истории и театра, литературы и музыки НГТИ И. В. Кузнецова. Заключительная лекция нашего курса по русской литературе xix века посвящена творчеству а п чехова говорим о чеховских рассказах и пьесе "вишнёвый сад". В универсальной научной библиотеке Белгорода пройдут лекции, посвященные русскому классику Антону Павловичу Чехову, сообщили в пресс-службе культурного учреждения. Заключительная лекция нашего курса по русской литературе XIX века посвящена творчеству А.П. Чехова. На фоне борьбы с распространением коронавируса московский театр «Современник» открыл антивирусный онлайн-проект «Доктор Чехов», сообщает ТАСС. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

Антон Чехов и молодые драматурги

А кто и как отзовется — это уже индивидуальное дело актера, художника. Как в работе над образом — у одного будет один идеальный Гамлет, у другого — другой. И они оба будут идеальны по своей природе, но при этом будут отличаться друг от друга, возможно что весьма существенно. Мастер-класс «Работа над образом посредством воображения» Ленарда Петита Лонард Петит, преподаватель актерского мастерства в университете Рутжерс, художественный руководитель Актерской студии им. Михаила Чехова в Нью-Йорке, автор пособия по технике М. Мой мастер-класс посвящен трансформации — поискам путей превращения себя в человека-героя. Для меня участие в семинаре — это возможность привезти в Россию материал, в котором, как мне кажется, она очень заинтересована. Когда Михаил Чехов уехал отсюда, он увез с собой уже наработанную методику и передавал ее американским актерам, как раз у них я и учился, поэтому мне очень приятно вернуть обратно то, что принадлежит России. Из преподавателей семинара я знаком с Марьолейн, мы вместе работаем, у нас общий подход к теме.

Вячеслав Кокорин — мой давний друг. Наши работы пересекаются, но не в технических моментах, а в духовных, содержательных. Новохатский Андрей, Москва — участник Несколько лет пытаюсь исследовать систему М. У нас своя лаборатория, в которой мы ищем, экспериментируем, что-то находим, ошибаемся, играем. Сейчас мы существуем сами по себе, как группа энтузиастов, которым интересна система М. Чехова и которые пытаются в ней разобраться. Встреча с Ленардом Петитом и другими педагогами семинара — это моя первая встреча с людьми, которые давно и серьезно занимаются методикой Чехова, которые перенимали ее у его учеников. Для меня они проводники.

Главное что я почерпнул во время занятий — это понятие энергетического тела и способы его использования в работе с образом и с воображаемым центром. То есть, такое включение, когда ты чувствуешь импульсы здесь и сейчас, и сразу на них реагируешь, импровизируешь. Каждый этюд, каждое включение — всегда что-то новое. И с каждым новым этюдом все больше и больше себя раскрываешь — находишь новые образы, новые идеи. Анатолий Смелянский — историк театра, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России Мне кажется, что Михаил Чехов еще не стал для наших актеров тем, чем он должен стать, поэтому важно любое прикосновение к нему. По Чехову нельзя учить, но можно вдохновляться; сейчас по нему учат, его проходят… Он невероятно возбуждает фантазию, мысли об актерском мастерстве, о театре, что для нынешней — депрессивной ситуации очень важно. Чехов, в отличие от Станиславского, пошел не по той дороге, по которой заставляла его пойти жизнь. Он выбрал другой путь.

В каком-то смысле своей книгой «Техника актера» и своим актерским путем после отъезда из России он заплатил огромную цену, сохранив некие идеальные, идущие от Станиславского, представления об актерском опыте, о профессии и о предназначении.

Яковлевой в рамках работы Школы «Дельфин» под эгидой регионального отделения Российского общества «Знание» Для участников Школы межпредметного интегрированного погружения в педагогическую профессию «Дельфин», проходящей на факультете истории и филологии под эгидой Ростовского регионального отделения Российского общества «Знание», состоялась лекция руководителя Научно-просветительского центра изучения русского языка и литературы имени А. Чехова канд. Лекция, прочитанная на тему «Страницы истории Таганрога в произведениях Сергея Званцева», стала очередным звеном в процессе освоения студентами курса литературно-исторического краеведения. Донская земля богата талантливыми людьми, и талантливыми писателями в частности. Произведения Чехова, Шолохова, Закруткина, Калинина всемирно известны. Но есть и те, чьи имена несправедливо забыты, хотя их вклад в развитие донской литературы был немалым. Среди них — уроженец Таганрога, писатель Сергей Званцев.

Любознательные искатели приключений узнали больше о творческом пути писателя с помощью квеста «По следам Чехова», разгадывая задания в двух направлениях: «Курс на Сахалин» и «Доктор Чехов». Любителей ораторского искусства вдохновила своей энергией доцент кафедры музыкального воспитания и сценической речи НГТИ Екатерина Алиева: участники с энтузиазмом проговаривали скороговорки и выполняли различные артикуляционные упражнения. Неподдельный интерес вызвала театрализованная локация «Врачебный пункт» с главным героем-лекарем и интерактивными заданиями, а книжные выставки «Герои чеховских произведений», «Чехов в воспоминаниях современников», «Вокруг Чехова», фотоальбомы о жизни писателя, раритетные издания книг помогли создать полное представление о писателе. Все участники мероприятия еще раз убедились, что Антон Павлович Чехов — классик мирового значения, вошедший в историю как талантливый писатель, драматург и как врач, меценат, путешественник. Его имя остается одним из самых ярких не только в 1890-1900-х годах, но и в наше время.

Можно ли сказать, что мощь пьесы Толстого перекликалась и со временем, и с тем сильным чувством создания нового, которое владело основателями Художественного театра? Какое яркое, разнообразное время, какое завидное соединение разных сил! Это же пир! На самом верху великолепного бревенчатого дома, тяжелого и красивого, с видом на всю Москву, празднуют сговор: выдают красавицу замуж за красавца. Боярский заговор, который созревает в этом доме, тоже праздничен: ощущение радости от крупности и силы фигур, от игры этих сил. К сцене пира в рифму пришлась сцена бунта — на открытом торгу, где полно товаров, где в рыбацких сетях огромные рыбы, яркость красок, страна богатая! Уж как ее разорял Грозный Иван Васильевич, а она снова богата! И немыслимая пленительная доброта беспомощного царя Федора — тоже одна из важнейших сил. Москвин играл доброго и слабого — играл мощно, до слез мощно. Для открытия МХТ этот спектакль подходил идеально. Это ведь была дурацкая история. Публика не читала пьесы, которая была опубликована в «Русской мысли» только через два месяца после премьеры, в декабре 1896 года. И так трудно в первый раз услышать этот текст со сцены! А ребята, которые потом репетировали в МХТ, — этот прекрасный молодой выпуск Немировича-Данченко в Филармоническом училище, — купили по экземпляру «Русской мысли», прочли пьесу и пришли в состояние счастья, радости. Как интересно: о любви — по-настоящему новая пьеса! Кроме того, это пьеса про Мировую душу. А Мировая душа — это про что? Это где про нее говорится? Не там ли, где еще про Мировую волю, не у Шопенгауэра ли? Странные отзвуки. На следующий год после премьеры «Чайки», в Художественном театре пойдет «Дядя Ваня», где Войницкий говорит: «Из меня мог бы выйти Шопенгауэр! В ней есть — повторим — таинственность. Поскольку все, что относится к сотворению мира, к его одушевлению — это таинственно, это прекрасно. И страшно думать, что душа одинока, как узник, брошенный в колодец. Да, она там одинока, но еще какой ужас, когда она там не одинока. И когда душа Александра Македонского пребывает с душами пиявок: Александру Македонскому страшно, но ведь и пиявкам не очень хорошо, в таком соседстве. Мука всех жизней в вынужденной, насильственной тесноте — это тема трагедии «На дне»; не возникает ли у Горького как отклик «Чайки»? Может, стоит подумать? Казалось, они чувствуют бесконечность времени уже прожитого миром до них, и такую же бесконечность впереди. Это было одно из чудес спектакля. Что такое пространство времени? Это обилие времени: сзади неизмеримо много, и впереди не меньше. Твое сегодняшнее существование — в ощущении того, что ты живешь в бесконечности. Ты — конечен, а прошлое и будущее нескончаемы. Вот это истинно чеховская тема. И русская тема. Ощущение свободы и воли — что нам делать с этой волей, с этой бесконечной степью? Об этом Чехов гениально пишет в мало кому памятном рассказе «Огни». В степи строят железную дорогу. У Чехова написано, что во тьме горят огоньки, и непонятно, что это? Стан филистимлян? Какая это степь — иудейская, древняя? Какая степная, русская бесконечность?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий