Новости высота полета гагарина

Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР.

5 интересных фактов о первом космическом полете Гагарина

Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая. За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа.

В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме.

Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу».

Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал.

Это, кстати, потом и привело к тому, что Гагарин спускался в незапланированном районе посадки. Однако на этом неприятности с торможением не закончились. На орбите «Восток-1» состоял из двух частей — спускаемого аппарата и приборного отсека. Штатно они должны были разделиться после тормозного импульса.

Но в реальности разделения в нужный момент не произошло, так как оно было заблокировано системой управления. Автоматика посчитала, что неполная выдача тормозного импульса не дает гарантий схода с орбиты, поэтому отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации нельзя, так как это приведет к гибели космонавта. На деле же такое неполное торможение привело к быстрому входу «Востока-1» в атмосферу Земли, но спускаемый аппарат оказался при этом в крайне опасной связке с приборным отсеком. Это практически сразу привело к еще одному неприятному эффекту, который сам Гагарин назвал «кордебалетом»: корабль раскрутило до четырех-пяти оборотов в минуту — и его поведение стало практически неуправляемым.

Дальнейшее торможение корабля в атмосфере могло привести к непрогнозируемым последствиям — приборный отсек мог заблокировать или нарушить работу парашютной системы спускаемого аппарата. К счастью, конструкторы предусмотрели такую нештатную ситуацию. Техника выдержит, если выдержат люди Нештатный вход «Востока-1» в атмосферу с неотделившимся приборным отсеком чуть не стал роковым для Гагарина и еще по одной причине. Сама по себе посадка кораблей «Восток» по крутой баллистической траектории и без того не была «курортом»: даже штатные перегрузки на кривой спуска достигали предельного уровня в 9g, который могут выносить только тренированные люди с крепким здоровьем.

Для сравнения: нынешние пилотируемые капсулы сажают с гораздо меньшими перегрузками — в 5-6g. Для Гагарина же посадка стала настоящим смертельным испытанием — как показали последующие расчеты, перегрузка практически на всей траектории спуска держалась на уровне 10g, а пиковые значения, видимо, доходили и до 12g, что находится почти на пределе прочности человеческого организма.

Сама воронка и место вокруг нее были залиты керосином топливом , однако пожара не возникло. Разброс деталей и узлов был небольшим.

Основная их масса легла в пределах 50-70 м от воронки по направлению полета самолета. Все это свидетельствовало о том, что самолет имел высокую скорость, подходил к земле под большим углом и, видимо, удар был лобовым. Значит, на шкалах приборов должны были остаться отпечатки от стрелок, по которым можно было бы оценить состояние систем и параметры их работы в момент столкновения самолета с землей. Надо было обязательно найти детали и узлы разрушенных приборов.

Также важно и нужно было отыскать узлы и элементы системы управления самолетом. Задачу поиска и сбора частей самолета, включая самые мелкие, быстро выполнить не удалось. Многие детали и узлы провалились в снег, и пока он не растаял, найти их было невозможно. Тщательность обследования места падения этого самолета и объем собранного материала не имеют аналогов в мировой практике расследования авиакатастроф.

Найдены все части двигателя и основные силовые элементы конструкции планера, все приборы и блоки бортового оборудования, все агрегаты и узлы систем управления самолетом. Были найдены фрагменты птиц. Они показаны на кроках и тоже являлись объектом исследования. Экипаж самолета подвергся полному разрушению.

О степени разрушения тел можно судить по фотографиям, представленным на рис. Некоторые фрагменты были найдены на месте падения, другие извлекались из разрушенных частей конструкции при их осмотре. Кисть левой руки Ю. Гагарина была обнаружена в обломках левой панели первой кабины.

Она находилась на ручке управления двигателем РУД. В разрушенных частях каркаса и остекления фонаря найден кусок летной кожаной куртки с застегнутой змейкой. Там оказались талоны на питание в летную столовую на имя Ю. Гагарина и чудом сохранившаяся целой нераспечатанная пачка сигарет.

Среди обломков пола кабины были найдены остатки обуви летчиков: часть ботинка, подошвы. Все обнаруженные останки переданы специалистам медицинской подкомиссии для их идентификации и специальных исследований. Более двух недель продолжались работы на месте катастрофы. Только когда растаял снег оказалось возможным найти и собрать мелкие части, детали и узлы разрушенной авиатехники.

В местах их россыпи сгребалась и часть верхнего слоя земли. Помимо территории показанной на кроках, обследовалась местность вокруг нее. В восточном, южном и западном направлениях на расстоянии до 3-5 км, а в северном, по направлению подлета самолета, до 12 км. Эту работу выполняли воинские подразделения, численностью до 100 человек, по указанным секторам с задачей собирать все, что может иметь какое-либо отношение к катастрофе.

Солдаты, расставленные цепью по фронту на расстоянии не более 2-х метров друг от друга, буквально прочесывали свои сектора по нескольку раз. Контроль за соблюдением установленного порядка при прочесывании осуществлялся с вертолетов. По свидетельству командира подразделения, чьи солдаты работали в северном секторе , они вытоптали к середине апреля всю, уже появившуюся молодую траву. В результате было собрано все металлическое, находившееся на этих территориях.

Было найдено более двух десятков метереологических воздушных шаров-зондов. Как показала оценка их состояния, все они относились к давнишним запускам. В работе по сбору и первоначальному осмотру разрушенной авиатехники был зафиксирован и такой факт. На месте падения не удалось найти парашюты летчиков.

При осмотре обломков кресел установили, что фалы парашютных систем не оборваны, а явно обрезаны. Через три дня сотрудники КГБ, которые работали в составе комиссии по своей линии, нашли парашюты в соседнем селе. Они были спрятаны в навозной куче. От такого контакта на них появились красновато-рыжие пятна, очень похожие на кровь.

Специалисты, которые должны были проводить исследования, не знали об этом и, увидев пятна, сначала дрогнули, но потом, конечно, разобрались. Работы, выполненные на месте падения самолета, позволили получить исходную информацию о конечных условиях полета и сделать важные выводы. Из них следовало, что практически весь самолет находился на месте падения, а его повреждения произошли от столкновения с землей. Следовательно, в полете самолет столкновений с посторонними предметами с другим самолетом, воздушным шаром и т.

Анализ схемы среза деревьев, которая представлена на рис. В конце апреля работы на месте падения были завершены. Вокруг воронки поставили временное деревянное ограждение. Комлевые части срезанных деревьев так и стояли нетронутыми в течение всего 1968 года.

На это место стали приезжать люди, чтобы отдать дань уважения погибшим летчикам и почтить их память. Приезжали целыми классами школьники. Кто то из ребят повязал на срезанной березке свой пионерский галстук и уже в июне все 14 срезанных деревьев были обвязаны ими. Сегодня на этом месте выстроен мемориальный комплекс.

На месте воронки, по ее окружности, диаметром 6 м, установлен мраморный парапет в виде кольца. В центре стелла из красного гранита, на которой вырезаны профили Ю. Гагарина и В. Каждый год 27 марта здесь собирается много людей.

Приезжают делегации от различных организаций и городов.

Но дело было не только в технике. В то время никто еще не знал, как люди будут реагировать, находясь в космическом пространстве, выдержит ли психика условия изоляции. Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме. Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса.

Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю...

Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон.

Где начинается космос

  • Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ
  • Почему выбрали именно Юрия Гагарина
  • 108 минут полёта Юрия Гагарина | Лаборатория космических исследований
  • На главную
  • Самолет Гагарина или как погиб Гагарин? Место гибели Юрия Гагарина.

Рекордсмен космической эры

Рекордная высота полета (327,7 км). На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). Гагарин в тот день выполнял учебный полет под руководством Серегина на высоте 4000 метров. Получался парадокс: нам рассказывали, что полет Гагарина прошел штатно, но при этом оказывалось, что приземлился он не штатно. Высота апогея стала первой серьезной проблемой полета: она оказалась выше расчетной на 80 километров.

"Поехали!" Он был первым

Даже РИА «Новости» к 50-летию полета Ю. А. Гагарина вновь, описывая хронику первого полета, сообщает, что космический корабль «Восток» свершил один оборот вокруг Земли с посадкой в начале второго витка. По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте. 327км, американца Алана Шепарда - 186км. Время полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 минут. Гагарин пролетел более 40.000км, Шепард - 486км. Полёт ю. а. Гагарина – первый полёт человека в космос – состоялся в. 1961 Гагарин в космос.

Как погиб Юрий Гагарин: версии трагедии

Еще теплилась надежда, что Ю. Гагарин и В. Серегин успели катапультироваться и до конца дня ожидали сообщения от экипажа по аварийной радиостанции или информации по телефону из населенных пунктов этого района. Увы, сообщений не было и становилось понятно, что экипаж погиб. Для охраны места падения самолета были привлечены подразделения из состава воинских частей ПВО, дислоцирующихся в этом районе.

Они прибыли и оцепили место падения только к концу дня. Как потом выяснилось за это время на месте катастрофы успели побывать местные жители. На следующий день, когда только начало рассветать, на вертолетах прибыла группа специалистов Госко миссии для первоначального осмотра места падения самолета. Густой лес, высокие крупные деревья, метровой глубины снег, отдаленность от дорог — все это серьезно затрудняло работу специалистов, особенно по сбору разрушенных частей самолета и оценки характера столкновения его с землей.

Кроки разброса деталей самолета на месте его падения представлены. Самолет, словно хрустальная ваза, упавшая на бетонный пол, разрушился на мелкие части. Массивных силовых элементов конструкции планера, таких как хвостовое оперение, часть крыла или фюзеляжа, что типично для большинства авиакатастроф, здесь не было. Двигатель РД-45ФА разрушился на отдельные узлы: компрессор, коробка привода агрегатов, турбина и др.

Приближаясь к земле, самолет срезал, расщепил и отбросил 14 деревьев. От его удара о землю и последующего взрыва образовалась воронка. Сама воронка и место вокруг нее были залиты керосином топливом , однако пожара не возникло. Разброс деталей и узлов был небольшим.

Основная их масса легла в пределах 50-70 м от воронки по направлению полета самолета. Все это свидетельствовало о том, что самолет имел высокую скорость, подходил к земле под большим углом и, видимо, удар был лобовым. Значит, на шкалах приборов должны были остаться отпечатки от стрелок, по которым можно было бы оценить состояние систем и параметры их работы в момент столкновения самолета с землей. Надо было обязательно найти детали и узлы разрушенных приборов.

Также важно и нужно было отыскать узлы и элементы системы управления самолетом. Задачу поиска и сбора частей самолета, включая самые мелкие, быстро выполнить не удалось. Многие детали и узлы провалились в снег, и пока он не растаял, найти их было невозможно. Тщательность обследования места падения этого самолета и объем собранного материала не имеют аналогов в мировой практике расследования авиакатастроф.

Найдены все части двигателя и основные силовые элементы конструкции планера, все приборы и блоки бортового оборудования, все агрегаты и узлы систем управления самолетом. Были найдены фрагменты птиц. Они показаны на кроках и тоже являлись объектом исследования. Экипаж самолета подвергся полному разрушению.

О степени разрушения тел можно судить по фотографиям, представленным на рис. Некоторые фрагменты были найдены на месте падения, другие извлекались из разрушенных частей конструкции при их осмотре. Кисть левой руки Ю. Гагарина была обнаружена в обломках левой панели первой кабины.

Она находилась на ручке управления двигателем РУД. В разрушенных частях каркаса и остекления фонаря найден кусок летной кожаной куртки с застегнутой змейкой. Там оказались талоны на питание в летную столовую на имя Ю. Гагарина и чудом сохранившаяся целой нераспечатанная пачка сигарет.

Среди обломков пола кабины были найдены остатки обуви летчиков: часть ботинка, подошвы. Все обнаруженные останки переданы специалистам медицинской подкомиссии для их идентификации и специальных исследований. Более двух недель продолжались работы на месте катастрофы. Только когда растаял снег оказалось возможным найти и собрать мелкие части, детали и узлы разрушенной авиатехники.

В местах их россыпи сгребалась и часть верхнего слоя земли. Помимо территории показанной на кроках, обследовалась местность вокруг нее. В восточном, южном и западном направлениях на расстоянии до 3-5 км, а в северном, по направлению подлета самолета, до 12 км. Эту работу выполняли воинские подразделения, численностью до 100 человек, по указанным секторам с задачей собирать все, что может иметь какое-либо отношение к катастрофе.

Солдаты, расставленные цепью по фронту на расстоянии не более 2-х метров друг от друга, буквально прочесывали свои сектора по нескольку раз. Контроль за соблюдением установленного порядка при прочесывании осуществлялся с вертолетов. По свидетельству командира подразделения, чьи солдаты работали в северном секторе , они вытоптали к середине апреля всю, уже появившуюся молодую траву. В результате было собрано все металлическое, находившееся на этих территориях.

Было найдено более двух десятков метереологических воздушных шаров-зондов. Как показала оценка их состояния, все они относились к давнишним запускам. В работе по сбору и первоначальному осмотру разрушенной авиатехники был зафиксирован и такой факт. На месте падения не удалось найти парашюты летчиков.

При осмотре обломков кресел установили, что фалы парашютных систем не оборваны, а явно обрезаны. Через три дня сотрудники КГБ, которые работали в составе комиссии по своей линии, нашли парашюты в соседнем селе. Они были спрятаны в навозной куче. От такого контакта на них появились красновато-рыжие пятна, очень похожие на кровь.

Специалисты, которые должны были проводить исследования, не знали об этом и, увидев пятна, сначала дрогнули, но потом, конечно, разобрались. Работы, выполненные на месте падения самолета, позволили получить исходную информацию о конечных условиях полета и сделать важные выводы.

Поэтому с полетом Гагарина у СССР возник неприятный казус: в советской прессе уже сообщили, что Гагарин катапультировался перед приземлением, а в ряде более ранних публикаций признавалось, что на корабле «Восток» установлено катапультируемое кресло. В итоге советской делегации в FAI пришлось выбрать тактику «стоять на своем и не признаваться»: представители СССР заявили, что Гагарин опустился на землю в кабине «Востока», но никаких документов об этом факте не имеется.

В итоге FAI взяли «измором», но впоследствии это привело к еще более комичным последствиям. И Титов, и Попович, летавшие после Гагарина, вынужденно заявляли, что «также приземлялись внутри капсулы «Востока», не используя катапультирующее кресло». Хотя такая возможность в схеме полета кораблей серии «Восток» просто не была предусмотрена в принципе. Это решение мотивировали тем, что при запуске корабля на орбиту высотой 180-200 км космический аппарат в любом случае затормозится об атмосферу Земли в течение 10 суток и сойдет на траекторию спуска.

Проблем бы это не создавало: системы жизнеобеспечения корабля тоже были рассчитаны на те же 10 суток. Поэтому к сообщению об успешном выходе «Востока-1» на орбиту, которое прозвучало в 9:18 утра 12 апреля 1961 года, прибавилась изрядная доля тревоги: перигей его орбиты составил 181 км, а вот апогей «улетел» гораздо выше — на 302 км. Такая ошибка могла стать роковой для полета Гагарина. По всем расчетам, на такой орбите в случае отказа тормозной установки он бы «завис» на срок более 20 суток, а за это время системы жизнеобеспечения «Востока-1» просто бы исчерпали свой ресурс.

Первому космонавту грозила медленная и мучительная смерть. Впрочем, тормозная установка не подвела — на 67-й минуте полета, когда «Восток-1» находился над южной оконечностью Африки, она начала свою штатную работу. Продолжительность тормозного импульса была ограничена 44 секундами, но о самом торможении в космосе мы знали тогда крайне недостаточно. Это, кстати, потом и привело к тому, что Гагарин спускался в незапланированном районе посадки.

Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления. В конце полёта тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.

Гагарин решил не пугать руководителей полёта и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием.

Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги.

Он спрашивает: как так, а почему нет диссертаций? Ему объясняют: люди работают, готовят ракетные запуски, нет времени диссертации писать. Тогда Королев быстро отреагировал, распорядился составить список специалистов, в который вошел и мой отец. Список послали наверх, и так папа стал кандидатом технических наук решением Совета министров. Медаль за запуск первого искусственного спутника Земли получили всего несколько сотен человек. Ведь от научной степени прямо зависела зарплата и премия, однако для них было куда важнее то, чем они занимались. Существует даже байка о том, что ученые Группы изучения реактивного движения — знаменитого ГИРДа, из которой потом родился весь советский космический проект, иначе расшифровывала свою аббревиатуру. Они называли себя «Группа инженеров, работающих даром».

Второй, запущенный всего через месяц, — полтонны. Третий — через четыре месяца — уже почти полторы тонны. Их запускали практически подряд. Неужели так быстро двигатели становились мощнее? Отец улыбнулся и сказал: «Грузоподъемность ракеты Р-7 была 5 тонн, под водородную бомбу, просто в начале нам нечего было в эту ракету положить». Кстати, точность попадания в цель у этой ракеты была ювелирной — 14 км. Ее модификации долго использовались для всех пилотируемых космических полетов. Он всегда возвращался из командировки загоревший. Но тогда он просто вот пришел, а у него лицо...

Мама его спрашивает: «Ну скажи, ну это ведь ты, да? Аркадий Найшуль описал работу над запуском первого человека в космос в своей памятной заметке: «Полет Гагарина». Рассказанное им долгое время было известно лишь узкому кругу специалистов. Перед запуском человека в космос были проведены несколько пробных запусков. Первый прошел осенью 1960 года. Аппарат с двумя собаками на борту не смог выйти на орбиту. Не сработала третья ступень. Но хорошо показала себя система аварийного спасения. Собаки не пострадали.

Подошел Королев: «Почему в ящике? Пересадить в кресло». Запуск сочли удачным. Однако следующий не удался совсем: космический аппарат самопроизвольно перешел на орбиту с высотой в апогее 600 км. Вернуть его оттуда в приемлемое время было нереально — не хватило бы топлива на борту. В марте 1961 года еще один пуск с манекеном на борту, полностью удачный. Назначена дата запуска космического аппарата с человеком. Аркадий Найшуль вспоминал: «12 апреля 1961 года. Солнечное утро.

Я на старте, в нескольких метрах от ракеты.

Полет Гагарина сопровождала серия ошибок и неожиданностей

Но эти минуты перевернули мир, все представления о возможности невозможного. Далекий и неведомый космос заговорил. Заговорил по-русски! Все, что связано с первыми космическими полетами, и Юрия Гагарина прежде всего, долгие годы оставалось тайной.

Документы открывали постепенно, малыми дозами. К 50-летию полета Гагарина были рассекречены свыше 200 материалов и дел. В основном, это организационные бумаги, чертежи, рисунки, расшифровки переговоров космонавта.

Однако, как утверждают эксперты, еще много материалов разбросаны по архивам различных ведомств. Они пока не открыты. А потому остаются мифы и откровенные небылицы, связанные с полетом и дальнейшей судьбой первого космонавта.

Курсант авиационного училища в г. Оренбурге Юрий Гагарин Миф 1: Юрий Гагарин не был первым космонавтом Одно время в западной прессе с завидной периодичностью появлялись сообщения о гибели советских космонавтов во время первых запусков ракет. Всплывают подобные "утки" сегодня.

Причем называются конкретные фамилии людей, которые якобы преодолели земное притяжение раньше Гагарина. В частности, часто упоминается имя члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко, который, дескать, погиб при запуске. Да, он погиб, но - на Земле, во время эксперимента в сурдобарокамере.

Это произошло 23 марта 1961 года. По условиям эксперимента, давление в камере было пониженным, а содержание кислорода, напротив, повышенным. Сняв с себя датчики после медицинских проб, Валентин протер места их крепления ватой, смоченной спиртом.

Не глядя, бросил ее в сторону. Вата попала на электрическую плитку. Вспыхнул пожар.

Когда Бондаренко вытащили из камеры, он еще был в сознании и все время повторял: "Я сам виноват". Называлось и имя Петра Долгова, инструктора-испытателя парашютной техники. Он в отряде космонавтов даже не был.

Но погиб Долгов, действительно, в небе: 1 ноября 1962 года, когда совершал испытательный прыжок из стратосферы. Вот что рассказал корреспонденту "РГ" парашютист-испытатель Евгений Андреев, который в тот трагический день прыгал вместе с Петром Долговым: - В 7 часов 44 минуты стратостат "Волга" высотой более ста метров оторвался от земли. Я должен был покинуть корабль и падать, не раскрывая парашюта, до 800 метров.

Петру предстояло снижаться по традиционной схеме - 38 минут. И вот 25 тысяч 458 метров. Так называемая зона равновесия, когда скорость уже не растет.

Я отстрелил крышку своего люка, через который мне предстояло катапультироваться. На прощание помахал Долгову... Однако случилась нелепость, которую невозможно было предусмотреть в самых тщательных тренировках.

Покидая люк, Петр ударился остеклением скафандра об острый болтик крепления трубопровода на корабле. Смерть практически была мгновенной. Юрий Гагарин в столовой Центра подготовки космонавтов Активно муссировался слух о том, что первым космонавтом был летчик-испытатель Владимир Ильюшин.

Якобы в начале апреля 1961 года он трижды облетел Землю на космическом корабле "Россия", но получил тяжелые ранения при посадке. Корабль упал в Китае, космонавта подобрали китайцы и отправили его на лечение в один из монастырей… Это, пожалуй, одна из наиболее оригинальных версий.

Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамическо го торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

В конце полёта тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта в первую очередь — Королёва и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигате льного отсека. Спуск происходил по баллистистическо й траектории как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход , то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировалс я, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток. После катапультировани я и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.

Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт.

Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй. Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат. Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично. Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос. Пилот наблюдал Землю, окружающие звёзды, бескрайнее космическое пространство. Он постоянно записывал показания всех приборов. Гагарин надиктовывал их на бортовой магнитофон и дублировал в бортовом журнале. Были и мелкие неприятности. В состоянии невесомости от Гагарина «сбежал» карандаш. Стало нечем делать записи. В магнитофоне закончилась плёнка. Космонавт вручную перемотал её на середину. Гагарин продолжил делать записи, но часть ценной информации о полёте из-за этого была утрачена навсегда. После отделения корабля от носителя, сразу произошло включение программно—временного устройства. Потом это устройство запустило систему ориентации. Система направила корабль в необходимом направлении. Затем включился тормозной двигатель. По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду. Но в клапане оказался небольшой брак и двигатель отключился раньше положенного. Это привело к тому, что магистрали наддува остались открытыми. В них под огромным давлением стал поступать азот. В результате корабль закрутило со скоростью 30 оборотов в секунду. В докладе пилот писал об этом так: «Получился какой-то кордебалет: голова—ноги, голова—ноги... Всё это на огромных скоростях. Вокруг всё кружилось. Передо мной мелькали то Африка, то небо, то горизонт. Я только и мог, что закрывать глаза от Солнца. Свои ноги я поставил прямо на иллюминатор. Шторки не закрывал. Мне самому было безумно интересно, что происходит.

В их крови не обнаружено следов алкоголя или наркотиков. Медики также отметили низкий уровень адреналина. Это важный факт, на котором стоит остановиться подробнее. Адреналин — гормон, вырабатываемый человеческим организмом в стрессовой ситуации. Он оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, мышцы, обостряет реакцию, в целом — усиливает возможности человека в критических ситуациях. Низкий уровень адреналина в крови пилотов говорит о том, что вплоть до последнего момента ситуация не воспринималась ими как критическая. Катастрофа была скоротечной, пилоты даже не успели испугаться. Версии Официальная Напомним, что официальное заключение комиссии о расследовании так и не было опубликовано. Официальной обычно считается версия, которую сформулировали профессор С. Белоцерковский и космонавт А. Леонов, суть которой сводится к следующему — в короткий срок после завершения выполнения задания перед самолетом Гагарина и Серегина возникло некое препятствие — метеорологический шар-зонд, другой самолет, птица и т. Уклоняясь от столкновения, пилоты совершили резкий маневр, который привел к сваливанию МиГа в штопор. Летчикам удалось справиться с ситуацией и перевести машину в пикирование, но для выхода в горизонтальный полет не хватило буквально 200 — 300 метров высоты. Возможно, к сваливанию в штопор привело попадание МиГа в вихревой след другого самолета. У этой версии есть ряд существенных недостатков. Во-первых, нет никаких доказательств существования того самого "внезапно появившегося объекта", который заставил Гагарина и Серегина выполнить "резкий маневр уклонения", приведший к срыву МиГа в штопор. Во-вторых, непонятно, почему, попав в опасную ситуацию, пилоты не сообщили об этом на землю. Ведь времени на это у них было достаточно? В-третьих, против официальной версии говорит и низкий уровень адреналина в крови у летчиков. Внезапная опасность, резкий маневр и штопор - это стрессовые ситуации, которые неминуемо должны были вызвать реакцию организма. Потеря сознания Молчание экипажа и низкий уровень адреналина в крови позволили некоторым исследователям выдвинуть версию о потере сознания обоими пилотами злосчастного МиГа. Первым ее выдвинул начальник центра подготовки космонавтов генерал Кузнецов. Он предположил, что у полковника Серегина непосредственно в полете случился сердечный приступ, после которого он, расстегнул привязные ремни, навалился на управление и заблокировал его. По другой версии, выдвинутой одним из пилотов, присутствовавших в то утро на аэродроме, сознание потерял Гагарин - сказались последствия травмы головы, полученной в 1961 году. Однако, маловероятно, чтобы недуги настигли обоих пилотов одновременно. Если же сознание потерял только один из них, то непонятно, что помешало второму пилоту привести самолет на аэродром или хотя бы сообщить о проблемах? Один из участников расследования катастрофы инженер Игорь Кузнецов выдвинул версию, которая позволяла объяснить одновременную потерю сознания экипажем. Он обратил внимание на положение крана вентиляции кабины пилотов. По его мнению, в силу оплошности технического персонала, кабина МиГа не была загерметизирована. На высоте 4000 метров пилоты почувствовали недостаток кислорода и предприняли быстрое снижение, в ходе которого внезапный скачок давления в кабине привел к потере сознания и катастрофе. Однако, другие специалисты подвергли эту версию сомнению. Высота 4000 метров не является критической с точки зрения кислородного голодания. Тем более, что находились на ней пилоты относительно недолго. Надо также учитывать, что и Гагарин как космонавт и Серегин как летчик-испытатель были тренированы для работы в разреженной атмосфере. Если бы досрочное завершение полета было бы связано с разгерметизацией кабины, то Гагарин должен был упомянуть об этом в своем докладе на землю, но он этого не сделал. К тому же недостаток кислорода — гипоксия — действует на организмы по-разному. Гагарин и Серегин были людьми разного возраста, комплекции и веса, поэтому одновременно потерять сознание от недостатка кислорода они опять же не могли. Воздушное хулиганство Одной из наиболее популярных версий не только в массовом сознании, но и среди профессионального сообщества является предположение о том, что, досрочно завершив упражнение, Гагарин и Серегин не взяли курс на аэродром, а занялись выполнением фигур высшего пилотажа в стороне от предписанной зоны и выходя за рамки имеющегося задания. Такой рискованный пилотаж на малой высоте и привел самолет к катастрофе. По мнению сторонников этой версии, официальная комиссия сразу же установила эту причину, но, не желая бросить тень на Гагарина и Серегина, предпочла «замять дело», подвергнув сомнению часть полученной информации и сочинив полную нестыковок официальную версию. Наиболее подробно версия о воздушном хулиганстве Гагарина рассматривается в книге участника расследования катастрофы полковника Эдуарда Шершера. Сторонники этой версии указывают, что пилотам вообще, а истребителям в особенности свойственно стремление к нарушению летной дисциплины, в доказательство чего приводят многочисленные случаи воздушного хулиганства среди советских летчиков в 50-е — 60-е годы. Список действительно впечатляет и своим размером, и характером происшествий. Чего стоит один пролет реактивного истребителя МиГ-17 под мостом через реку Обь в Новосибирске! Другим аргументом в пользу этой версии является запутанность вопроса о расположении пилотажных зон. Согласно официальной версии, катастрофа произошла в пределах пилотажной зоны 20, где и должен был находиться самолет. Однако, некоторые участники расследования, в частности генералы Каманин и Береговой, указывают, что место катастрофы находится приблизительно в 30 километрах к северу от пилотажной зоны. Зачем они это сделали? Главным аргументом против этой версии является отсутствие каких-либо доказательств несанкционированного пилотажа Гагарина и Серегина. Напротив, сослуживцы характеризуют обоих пилотов как ответственных и дисциплинированных. К тому же, с чисто психологической точки зрения, сложно увидеть мотивацию к воздушным вольностям. Ведь полет на спарке был для Гагарина проверочным и по его итогам должен был состояться самостоятельный вылет.

Место приземления Гагарина

Стенограмма радиосвязи Юрия Гагарина с Землей, беседа с Никитой Хрущевым, подробности полета корабля-спутника «Восток», реакция амурчан на новость, переданную по радио Левитаном, — как освещала АП мировую сенсацию, читайте в нашей подборке. 62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. Сейчас известно: за 108 минут полета Гагарин рисковал 12 раз!

Смотрите также:

  • Где начинается космос
  • Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ
  • Юрий Алексеевич Гагарин самое главное из биографии космонавта
  • Место приземления Гагарина « Апограф. Мир вокруг нас, интересные коллекции, рестораны и кафе
  • Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
  • «Только бы слетал и вернулся живым!»: как Юрий Гагарин побывал в космосе и что было после

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий