Новости выступление набиуллиной в госдуме

Выступление Председателя Центрального Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме 15 ноября 2002 года и статья в "МКRU". Инфляция в России уже прошла свой пик благодаря жесткой денежно-кредитной политике, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пленарного заседания Госдумы. Главная Мультимедиа Видеогалерея Эльвира Набиуллина рассказала о цифровом рубле на заседании президиума фракции «Единой России» в Госдуме. Набиуллина: борьба с финансовым мошенничеством — один из наших приоритетов В Госдуме в преддверии годового отчета Банка России прошла встреча депутатов фракции КПРФ с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.

«Пик инфляции позади». О чем глава ЦБ заявила во время отчета в Госдуме

Голосованию за повторное назначение Набиуллиной на пост главы ЦБ предшествовало ее выступление в Госдуме. «Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан»: о чём рассказала Эльвира Набиуллина в Госдуме Статьи редакции. Высокой ставкой ЦБ РФ защищает доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России за 2023 год. Попытка управлять курсом рубля приводит к резким девальвациям и финансовым кризисам, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме. Глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая ранее в Госдуме, подчеркнула: жесткая денежно-кредитная политика в стране уже дала первые результаты.

Выступление Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное

Необходимо простимулировать компании, работающие в сфере несырьевого экспорта, выпускать ценные бумаги. ЦБ готов в этом участвовать. Экономика РФ задействовала имеющиеся рабочие ресурсы. Для роста потребуется повышение производительности труда.

Ставки выросли, в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики речи не идет. Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года.

Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, даже с поправкой на накопленную инфляцию — более чем в полтора раза. Это означает, что предприятия чувствуют себя увереннее — высокая прибыль снижает потребность в заемных средствах, но при необходимости позволяет занимать даже при более высоких ставках. Вспомните, что именно тогда, без всяких широких льготных программ, начала быстро расти ипотека, а ставки по рыночной ипотеке снижались. Наша цель в том, чтобы кредит снова был одинаково доступен всем при низкой инфляции и умеренных рыночных ставках.

Тестируем базовые операции — это открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплату, простые смарт-контракты. Мы планируем постепенно расширять круг участников пилота и функционал платформы цифрового рубля. По результатам пилотирования мы определимся со сроками масштабирования цифрового рубля, но, по нашим оценкам, это будет не ранее 2025 года. Уже сейчас со странами, которые создают аналогичные платформы, мы ведем диалог о возможности трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков.

Мы предлагаем вам обсудить и дополнительные стимулы. По рублёвым вкладам от трёх лет, то есть по более длинным вкладам, а также по безотзывным сберегательным сертификатам снизить взносы банков, систему страхования, чтобы они могли по ним предлагать более выгодные условия. И в части длинных денег вкладчиков увеличить лимит страхового возмещения с нынешних миллиона 400 до 2 миллионов рублей, а если вклад оформлен долгосрочным безотзывным сертификатом — до 2,8 миллиона рублей, как об этом сказал Президент в своём Послании Федеральному Собранию. Мы видим, что рынок капитала становится снова значимым источником ресурсов для реального сектора, возобновились первоначальные размещения акций. Более того, прошлый год по объёмам размещений стал самым успешным для внутреннего рынка за 12 лет. За год число активных инвесторов выросло в полтора раза, приток новых денег на рынок ценных бумаг превысил миллион 300 миллиардов… триллион 300 миллиардов рублей. С помощью различных мер мы начали решать проблему активов российских инвесторов, которые были заморожены в иностранной инфраструктуре, и по итогам прошлого года восстановлен доступ к активам на сумму свыше 3 триллионов рублей. Эти меры затронули не менее 2 с половиной миллионов российских инвесторов, и мы продолжаем эту работу также вместе с правительством. Теперь о расчётах и платежах. По итогам прошлого года доля безналичных платежей в розничном обороте превысила 83 процента, напомню, что эта доля в 2014 году была всего 25 процентов. Такой рост говорит о доверии граждан к безналичным платежам, об их удобстве и востребованности. И важно, что, несмотря на все жесточайшие санкции, люди не почувствовали никаких трудностей в платежах внутри страны. Развивается вся линейка платёжных инструментов: это и карты «Мир», и система быстрых платежей, и собственные платёжные сервисы банков. В системе быстрых платежей мы снова увидели кратный рост операций. И надо сказать, что переводами через неё пользуется каждый второй житель нашей страны, оплачивает покупки через СБП каждый третий. Совсем недавно этой системы не было совсем. С начала апреля для банков стал обязательным сервис платежей через СБП между юридическими лицами. И мы видим, что для бизнеса очень важно, что деньги доступны получателю мгновенно и в режиме 24 на 7. В этом году мы расширим возможности оплаты услуг в бюджетную систему. Например, через СБП можно будет оплатить детские сады, билеты в театр, и люди смогут экономить на комиссиях, так как все платежи через СБП для граждан бесплатные. В наших планах также введение универсального QR-кода, чтобы люди сами выбирали, через какой банк платить. Обмен финансовой информацией внутри страны перешёл в основном в нашу Систему передачи финансовых сообщений, и внутрироссийский обмен через SWIFT полностью прекращён. СПФС стала гораздо активнее использоваться и для внешних расчётов. Всего к ней присоединились, к нашей системе, более 1 60 иностранных участников из 20 стран. Кроме того, мы расширяли корреспондентскую сеть с банками из дружественных стран, продолжали создавать условия для расчётов в национальных валютах. В них теперь производится две трети расчётов за экспорт и импорт. Доллар и евро перестали быть основными валютами в российской внешней торговле. Всё это элементы новой, устойчивой к санкциям инфраструктуры трансграничных расчётов, но еще, конечно, предстоит большая работа с нашими ключевыми партнёрами. В августе прошлого года, после того, как были приняты необходимые законы, мы начали пилот с реальными цифровыми рублями. Тестируем базовые операции — это открытие, пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплата, простые смарт-контракты. Мы планируем постепенно расширять круг участников пилота и функционал платформы. По результатам пилотирования определимся и со сроками масштабирования цифрового рубля, но это по нашим оценкам будет не ранее 2025 года. Уже сейчас с теми странами, которые создают аналогичные платформы, мы ведём диалог возможностей и трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков. Здесь, конечно, важна не только техническая готовность, но и политическая готовность. Столь же активно, как платежи, развивается применение финансовых технологий. Мы видим, что устойчиво растёт востребованность со стороны людей услуг цифрового профиля. За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще, они оформили более 30 миллионов кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой. Мы начали обсуждать и подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология, мы видим, быстро проникает во все сферы жизни. И мы хотим, чтобы финансовые организации использовали её открыто, но безопасно и ответственно на благо клиентам. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством. И в минувшем году Г осударственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году. Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка. На сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощённом порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными ставками, которые на деле были обставлены такими условиями, что стоимость кредита получалась сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках. Это, по сути, эпохальное изменение. Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему зарплатного рабства. Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода. В этом году также принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа. Хочу сказать, что на всех встречах по нашему годовому отчёту вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьём по хвостам. Об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями. Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения, и мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных. Ограничение плавающих ставок в кредитовании. Я говорила о том, что предприятия больше берут таких ставок, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. И ставка изначально может быть низкой, привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к росту долговой нагрузки для граждан и малого бизнеса, и мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, интерес граждан к инвестициям, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники, причём их изобретательность не знает границ. Для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат, и поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан. Эти законопроекты готовятся ко второму чтению, обсуждаем мы новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб. Жалобы на мисселинг на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Ну весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный, и для него миллион рублей — это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений, мы выявляли такие случаи, и всего миллион, миллион рублей штрафа. И, на наш взгляд, штраф за обман потребителей, за нечестное обогащение, он должен быть кратно повышен, вплоть до одного процента от капитала, если банк не устраняет нарушения. У нас применяются такие штрафы в сфере антиотмывочного законодательства, на наш взгляд, они сработали хорошо, деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем и регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он практически удвоился. Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. И здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что по сути это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщиков в банке. При этом, конечно, разумно сохранить и пространство для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтоб потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог адекватно их оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной. Хочу отметить, что в этот раз, при обсуждении нашего отчёта, было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но всё же эта тема остаётся в центре общего внимания, есть изменения к лучшему. И если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась. Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально — убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти. И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке. Возвращусь к тому, с чего начала — это снижение инфляции. Инфляция — это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы.

Вмешиваться в работу валютного рынка мы считаем допустимым и необходимым только тогда, когда события на нем создают угрозу для финстабильности, как это было, например, прошлой весной». На Охотном Ряду уже предвкушают следующий отчет ЦБ. И все из-за цифрового рубля. Раскрыть результаты проекта по его внедрению в экономику предложено ровно через год. Заявлено, что речь пойдет о трансграничных операциях, но не только. Ведь чем интересен цифровой рубль? В перспективе он гарантирует, что все адресные выплаты и субсидии получит указанный адресат и только он, никакие махинации с этими деньгами будут в принципе невозможны. Быть гибким ЦБ решил и в вопросе расчетов криптовалютами с зарубежными контрагентами.

«Центральный банк — не рюмочная». Почему Володин заставлял депутатов хлопать Набиуллиной

Разве что регулятор намерен обсудить с депутатами дополнительные меры борьбы с телефонными и интернет-мошенниками, поскольку достичь перелома не удалось — «мы бьем по хвостам». Набиуллина озвучила и конкретные инициативы своего ведомства: ЦБ предлагает увеличить страховку по долгосрочным вкладам от трех лет до 2 млн рублей с нынешних 1,4 млн, а по безотзывным сертификатам — до 2,8 млн рублей. Нынешнее выступление Набиуллиной в Госдуме своей благостностью резко контрастирует с тем, о чем глава ЦБ говорила на встрече с журналистами 16 февраля. Сейчас о проблемах было сказано вскользь упор сделан на успехах , тогда — расширенно и акцентированно. В частности, два месяца назад Набиуллина упомянула следующие риски: инфляционное давление остается высоким; внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения выпуска товаров и услуг; дефицит трудовых ресурсов остается главным ограничением для дальнейшего роста производства. В принципе, с тех пор мало что изменилось. Курс доллара в ходе торгов на Мосбирже 9 апреля превысил 93 рубля впервые с 25 марта. На российскую валюту продолжают давить негативные внутренние факторы: рост спроса на импорт, в том числе из-за увеличения расходов госбюджета, а также высокий объем вывода капитала за рубеж.

Справедливоросс Валерий Гартунг высказался с позиции скептика, хотя уделил внимание и достижениям регулятора.

Конечно нет! Как мы будем обеспечивать не только технологический, но вообще национальный суверенитет страны? Мы ведём боевые действия, и против нас страны, у которых больше половины мирового ВВП. И они растут темпами выше, чем наши», — вопрошал он с трибуны. О качестве экономического образования и культуре Последним в этой части выступил депутат от «Единой России» — глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Дмитриевой и Делягину от него досталась критика, а Слуцкому и Гартунгу — благодарность. Слуцкого он поблагодарил за то, что тот вернул разговор к теме инфляции. Макаров сослался на Конституцию, в которой прописано, что основная функция ЦБ — защита и обеспечение устойчивости рубля.

Согласно закону «О Центральном Банке», делать это надо посредством поддержки ценовой стабильности. То есть поддержанием уровня товаров и услуг, которые граждане могут купить в стране за рубли, а не определенного отношения рубля к доллару. Этот тезис сам Центробанк повторял много-много раз. Здесь в ход против депутатов пошло их же излюбленное оружие — цитата президента. Она напрямую отражается на благополучии российских семей, наших граждан. Необходимо тщательно отслеживать динамику цен», — зачитал Макаров. Главное, что в результате мер ЦБ к концу года удалось установить рост инфляции и сейчас она перешла к снижению, заявил он. А вот ставка, срок, в течение которого она начинает реально действовать, — от трех до шести кварталов, — подчеркнул выступающий.

Роман Маркелов Жесткая денежно-кредитная политика Банка России не душит экономический рост в стране. В условиях, когда экономика находится в состоянии перегрева, дополнительный рост спроса, я уже тоже об этом неоднократно говорила, не приводит к значительному росту выпуска, а выливается в гораздо более значительное ускорение инфляции", - подчеркнула Набиуллина. Как пояснила глава ЦБ, после небольшого замедления в конце года экономика снова уверенно растет.

Это »кричащий» дисбаланс, в некоторых регионах этот дисбаланс еще выше. И совершенно, на мой взгляд, очевидно, что экономия граждан за счет льготной ставки по ипотеке не должна быть нивелирована ростом стоимости жилья», — считает Набиуллина. Глава Банка России не отрицает пользу широких льготных программ как временной антикризисной меры, однако советует в будущем обратиться к адресным программам льготной ипотеки или дифференцировать их по регионам. О нехватке рабочих рук «Мы видели, что деньги у бизнеса есть, со спросом проблем нет, но, чтобы быстро нарастить производство, нужны еще оборудование и люди.

Вы можете переманить сотрудников с соседнего предприятия, но тогда у вашего соседа производство будет снижаться», — рассказала Набиуллина. В масштабах экономики это может привести к тому, что зарплаты будут расти быстрее производительности труда. Предприятия будут перекладывать эти издержки на потребителей. Спрос на импорт рос именно в рублях, при этом валюты, экспортной выручки больше не стало. Ошибочно думать, что без повышения ключевой ставки кредиты остались бы доступными. Они предполагают более стимулирующую бюджетную политику. Это требует противовеса в виде более жесткой ДКП», — уверена Набиуллина.

Эффект от повышения ставки не может быть мгновенным: банки пересматривают ставки по кредитам и депозитам постепенно, граждане и компании тоже далеко не сразу реагируют на новые ставки. Но первые результаты уже есть: балансировка кредитной активности, снижение импорта, граждане начали возвращать наличные в банки. Однако на то, чтобы маховик инфляции затормозился, нужно время.

«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой

Нынешнее выступление Набиуллиной в Госдуме своей благостностью резко контрастирует с тем, о чем глава ЦБ говорила на встрече с журналистами 16 февраля. 18 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступит в Госдуме. Выступление будет посвящено денежно-кредитной политике на ближайшие три года. Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год: + По итога.

Заявление Набиуллиной: главное

Эльвиру Набиуллину встретили критикой в Госдуме из-за высокой ключевой ставки Об этом на пленарном заседании Государственной Думы заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
О чем говорила Набиуллина в Госдуме Сегодня председатель Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме.

Кредиты, IPO и инфляция: главное из выступления Эльвиры Набиуллиной 16 ноября

Но для развития — обязательное условие, на наш взгляд, мы в этом убеждены, нужна макроэкономическая стабильность и низкая предсказуемая инфляция, предсказуемый бюджет. Это, по сути дела, те маяки, по которым ориентировалась экономика в прежних условиях и продолжает ориентироваться на них и сейчас. О высокой значимости макростабильности, я думаю, всем нам хорошо напомнили и события февраля — марта, да и конца сентября — октября. И наша денежно-кредитная политика направлена именно на то, чтобы маяк в виде низкой инфляции надежно ориентировал граждан и бизнес, давал им возможность строить планы, сберегать и инвестировать даже при столь радикальных сдвигах со стороны внешних условий. Этот год принес большие испытания для российской финансовой системы. Удар санкций в марте — это беспрецедентный шок. Но у нас накоплен опыт борьбы с кризисами разной природы, и мы извлекали, извлекаем важные уроки из предыдущих кризисных периодов. Важнейший урок, мы считаем, что надо быть очень быстрыми и гибкими и при этом не отказываться от важнейших принципов, от тех основ политики, которые доказали свою эффективность. Именно поэтому мы, несмотря на угрожающую комбинацию факторов, включая санкции на резервы центрального банка, смогли пройти тяжелые весенние месяцы и стабилизировать ситуацию. Мы сохранили приверженность и режиму таргетирования инфляции, и плавающему курсу рубля.

И, как показали события последующих месяцев, это действительно позволило достаточно быстро восстановить равновесие в финансовой системе, вернуть в банки депозиты населения, перезапустить кредитование экономики. То, что мы сделали это сразу же, когда стало понятно, с кризисом какого масштаба мы имеем дело, позволило преодолеть и всплеск инфляции, который произошел весной, и купировать риски финансовой стабильности. И начавшийся на фоне вот этой тревоги отток наличных из финансовой системы очень быстро прекратился. При этом после заморозки валютной части, значительной части наших резервов мы не могли проводить интервенции для того, чтобы сглаживать колебания, волатильность на валютном рынке. Поэтому нам пришлось ввести широкий спектр мер контроля за движением капитала. И по мере стабилизации ситуации мы их поэтапно смягчаем. Почему мы смягчаем? Для того чтобы сделать более комфортными условия для ведения внешнеэкономической деятельности. Об этом просили наши предприятия для того, чтобы они могли развивать внешнеэкономическую деятельность с теми странами, которые готовы выстраивать с нами отношения.

Но предпосылок для дальнейшей либерализации валютных ограничений в настоящий момент мы не видим. Уже в III квартале в ответ на быстрое снижение ключевой ставки произошло заметное ускорение кредитования экономики — как розничного, так и корпоративного. При этом, конечно, текущий уровень ставки, он учитывает, с одной стороны, и повышенный уровень, который сохраняется, экономической неопределенности. Эта неопределенность снижает и потребительскую, и инвестиционную активность. С другой стороны, мы учитываем и повышенный уровень инфляционных ожиданий, который пока еще остается выше того, что было, например, в том же 2018—2019 году. Кредитование сейчас растет хорошими достаточно темпами, особенно корпоративное. Это показывает, что процесс структурной трансформации экономики действительно идет: предприятия используют кредитные ресурсы, чтобы адаптироваться к новым условиям, заместить внешние заимствования. Но тем не менее за 9 месяцев это неплохая цифра. Выдачи уменьшились, но портфель, в целом он растет.

Банковская система, несмотря на то, что именно на нее пришелся первый и самый мощный удар, хорошо выдержала шоки этого года и сохраняет потенциал для кредитования и запас прочности. Поэтому мы ожидаем, что в кредитовании сохранится положительная динамика и при этом банки смогут без проблем выполнять и новую программу — важную программу кредитных каникул для мобилизованных и членов их семей. Первые данные о кредитных каникулах мы сможем предоставить по итогам этого месяца. Мы осуществляем мониторинг и по итогам каждого месяца будем предоставлять данные о объемах таких кредитных каникул. Естественно, работаем и по жалобам граждан, если они обращаются, отрабатываем все эти жалобы. Рост геополитической напряженности в последние полтора месяца также повысил тревожность в обществе, и это не могло не сказаться на финансовом положении людей. До последнего времени был отток средств снова из банковской системы. Похожие эффекты были у нас в начале пандемии, а затем весной этого года. Но как только ситуация становится для людей более понятной, тревога начинает снижаться, люди возвращают средства в банки.

И в последние недели динамика перетока средств на счетах в наличные уже приблизилась к сезонной норме. Мы тоже за этим очень внимательно следим. При этом, как и в предыдущие кризисные периоды, граждане в таких обстоятельствах ведут себя осторожно и предпочитают сберегать. Это оказывает, если говорить о нашей проблеме денежно-кредитной политики, дезинфляционное влияние. Но на среднесрочном горизонте, в том числе из-за эффектов, связанных с частичной мобилизацией, проинфляционные риски преобладают. Их разные комбинации описаны в прогнозе, мы поэтому сделали несколько сценариев, которые мы представляем в Основных направлениях денежно-кредитной политики. Основной наш сценарий — так называемый базовый. В базовом сценарии мы предполагаем, что глобальная экономика избежит новых серьезных потрясений. Да, ведущие центральные банки будут продолжать повышать ставки, чтобы справиться с ростом инфляции, который беспрецедентен во многих странах.

То есть прецеденты были, но действительно несколько десятилетий назад, в прошлом веке, что называется. Это будет приводить к замедлению роста мировой экономики, соответственно, и спрос на наши сырьевые товары будет этим определяться.

И бюджетная политика вносит более высокий, чем раньше, вклад в совокупный спрос через госзаказ, через государственные инвестиции, рост зарплат, льготные кредиты, прямые субсидии. Чтобы это не приводило к постоянному ускорению роста цен, пространство для частного кредита уменьшается. И это означает, что денежно-кредитная политика должна быть более жёсткой. Мы начнём снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость, и инфляционные ожидания приходят в норму. Что бывает, когда дешёвые кредиты разогревают спрос, а предложение, которое даже растёт, но оно не поспевает, мы видели на примере массовой льготной ипотеки. Рост ипотечного портфеля — на 35 процентов за год, такой рост ведёт и к подорожанию жилья, и к росту закредитованности граждан. Мы видим, что за последние два года в полтора раза увеличилась доля ипотеки людям с высокой долговой нагрузкой.

И в четвёртом квартале прошлого года почти каждый второй заёмщик, 45 процентов, получал ипотеку с перспективой, что на платежи ему придётся тратить более 80 процентов своих доходов. Продолжал расти и разрыв между ценами на первичное и вторичное жильё. И по итогам прошлого года этот разрыв составлял 44 процента при исторической норме где-то около 10 процентов. Ускоренный рост цен на жилье в последние годы привел к тому, что и лимит страхового возмещения по счёту эскроу часто уже не покрывает стоимость квартиры. Поэтому мы предлагаем нам вместе обсудить его увеличение вдвое, по закону это сейчас 10 миллионов рублей, до 20 миллионов рублей. Пример с ипотекой, на наш взгляд, показателен и поучителен. Меньше всего хотелось бы, чтобы сходные процессы начались бы и в других сегментах экономики. На базе низкой инфляции доступность кредита будет снова расти, как это уже было, когда мы снизили инфляцию до 4 процентов к 2017 году. Вспомните, что именно тогда, без всяких широких льготных программ, начала быстро расти ипотека.

А ставки по ипотеке, по рыночной ипотеке, снижались, люди имели возможность брать её под 8-9 процентов, без господдержки, без дорогостоящих для бюджета субсидий. И наша цель состоит в том, чтобы кредит снова был одинаково доступен и доступен всем при низкой инфляции и умеренных рыночных ставках. В прошлом году мы запустили стимулирующее банковское регулирование по тем проектам, которые правительство назвало приоритетными для им портозамещения, для технологического развития. И эти стимулы позволили профинансировать важные для экономики проекты на сумму около 300 миллиардов рублей. В ваших вопросах вы справедливо отмечали, что потенциал, который мы предусматривали, он значительно больше. Что нужно, чтобы стимулы были использованы в полной мере? Нам кажется важно, чтобы они, как это и задумывалось изначально, плотнее сочетались с инструментами господдержки, то есть, чтобы проект, который соответствует таксономии правительства, приоритетно получал субсидии, налоговые льготы, госгарантии. И будем это обсуждать с правительством. Для финансирования инвестиций нужны длинные ресурсы для финансовых организаций.

Для банков это безотзывные сертификаты, для негосударственных пенсионных фондов — программа долгосрочных сбережений, для инвестиционных фондов — инвестиционные счета нового третьего типа, для страховых компаний долевое страхование жизни. То есть в каждом секторе финансового рынка надо удлинять средства, и меры для этого предусмотрены. Мы предлагаем вам обсудить и дополнительные стимулы. По рублёвым вкладам от трёх лет, то есть по более длинным вкладам, а также по безотзывным сберегательным сертификатам снизить взносы банков, систему страхования, чтобы они могли по ним предлагать более выгодные условия. И в части длинных денег вкладчиков увеличить лимит страхового возмещения с нынешних миллиона 400 до 2 миллионов рублей, а если вклад оформлен долгосрочным безотзывным сертификатом — до 2,8 миллиона рублей, как об этом сказал Президент в своём Послании Федеральному Собранию. Мы видим, что рынок капитала становится снова значимым источником ресурсов для реального сектора, возобновились первоначальные размещения акций. Более того, прошлый год по объёмам размещений стал самым успешным для внутреннего рынка за 12 лет. За год число активных инвесторов выросло в полтора раза, приток новых денег на рынок ценных бумаг превысил миллион 300 миллиардов… триллион 300 миллиардов рублей. С помощью различных мер мы начали решать проблему активов российских инвесторов, которые были заморожены в иностранной инфраструктуре, и по итогам прошлого года восстановлен доступ к активам на сумму свыше 3 триллионов рублей.

Эти меры затронули не менее 2 с половиной миллионов российских инвесторов, и мы продолжаем эту работу также вместе с правительством. Теперь о расчётах и платежах. По итогам прошлого года доля безналичных платежей в розничном обороте превысила 83 процента, напомню, что эта доля в 2014 году была всего 25 процентов. Такой рост говорит о доверии граждан к безналичным платежам, об их удобстве и востребованности. И важно, что, несмотря на все жесточайшие санкции, люди не почувствовали никаких трудностей в платежах внутри страны. Развивается вся линейка платёжных инструментов: это и карты «Мир», и система быстрых платежей, и собственные платёжные сервисы банков. В системе быстрых платежей мы снова увидели кратный рост операций. И надо сказать, что переводами через неё пользуется каждый второй житель нашей страны, оплачивает покупки через СБП каждый третий. Совсем недавно этой системы не было совсем.

С начала апреля для банков стал обязательным сервис платежей через СБП между юридическими лицами. И мы видим, что для бизнеса очень важно, что деньги доступны получателю мгновенно и в режиме 24 на 7. В этом году мы расширим возможности оплаты услуг в бюджетную систему. Например, через СБП можно будет оплатить детские сады, билеты в театр, и люди смогут экономить на комиссиях, так как все платежи через СБП для граждан бесплатные. В наших планах также введение универсального QR-кода, чтобы люди сами выбирали, через какой банк платить. Обмен финансовой информацией внутри страны перешёл в основном в нашу Систему передачи финансовых сообщений, и внутрироссийский обмен через SWIFT полностью прекращён. СПФС стала гораздо активнее использоваться и для внешних расчётов. Всего к ней присоединились, к нашей системе, более 1 60 иностранных участников из 20 стран. Кроме того, мы расширяли корреспондентскую сеть с банками из дружественных стран, продолжали создавать условия для расчётов в национальных валютах.

В них теперь производится две трети расчётов за экспорт и импорт. Доллар и евро перестали быть основными валютами в российской внешней торговле. Всё это элементы новой, устойчивой к санкциям инфраструктуры трансграничных расчётов, но еще, конечно, предстоит большая работа с нашими ключевыми партнёрами. В августе прошлого года, после того, как были приняты необходимые законы, мы начали пилот с реальными цифровыми рублями. Тестируем базовые операции — это открытие, пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплата, простые смарт-контракты. Мы планируем постепенно расширять круг участников пилота и функционал платформы. По результатам пилотирования определимся и со сроками масштабирования цифрового рубля, но это по нашим оценкам будет не ранее 2025 года. Уже сейчас с теми странами, которые создают аналогичные платформы, мы ведём диалог возможностей и трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков. Здесь, конечно, важна не только техническая готовность, но и политическая готовность.

Столь же активно, как платежи, развивается применение финансовых технологий. Мы видим, что устойчиво растёт востребованность со стороны людей услуг цифрового профиля. За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще, они оформили более 30 миллионов кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой. Мы начали обсуждать и подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология, мы видим, быстро проникает во все сферы жизни. И мы хотим, чтобы финансовые организации использовали её открыто, но безопасно и ответственно на благо клиентам. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством. И в минувшем году Г осударственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году.

Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка. На сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощённом порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными ставками, которые на деле были обставлены такими условиями, что стоимость кредита получалась сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках.

Это, по сути, эпохальное изменение. Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему зарплатного рабства. Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода. В этом году также принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа. Хочу сказать, что на всех встречах по нашему годовому отчёту вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьём по хвостам. Об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями.

Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения, и мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных. Ограничение плавающих ставок в кредитовании. Я говорила о том, что предприятия больше берут таких ставок, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. И ставка изначально может быть низкой, привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к росту долговой нагрузки для граждан и малого бизнеса, и мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, интерес граждан к инвестициям, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники, причём их изобретательность не знает границ.

Оперативные индикаторы показывают, что в первом квартале этого года экономика продолжала расти высокими темпами. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса, — это внутренний спрос и ожидания, что он будет расти и дальше.

Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где важно правильно распределить силы на всю дистанцию. Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она это может делать это на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем — вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью. Инфляция сильнее всего залезает в карман небогатых людей, в том числе потому, что цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь. Таких примеров в прошлом году было достаточно.

Переводы в цифровых рублях будут бесплатными для граждан, максимальная сумма для пополнения такого кошелька — 300 тыс. Банк России готов быть гибким в вопросе расчетов бизнеса с зарубежными контрагентами через криптовалюты. ЦБ допускает возможность расчета с уходящими из России зарубежными компаниями с помощью специальных облигаций вместо валюты в качестве меры по защите замороженных за рубежом российских активов. Вмешиваться в работу валютного рынка допустимо лишь при угрозе для финстабильности.

Инфляция, ключевая ставка, курс рубля: главные тезисы выступления Набиуллиной в Госдуме

"Непростой период структурных изменений". О чем говорила Набиуллина в Госдуме - ТАСС Мы видим, что пик инфляции остался позади", – заявила Набиуллина, представляя в Госдуме отчет о работе ЦБ за 2023 г.
Экономика России выдержала шквал санкций: Набиуллина в Госдуме отчиталась о своей работе Смотрите видео онлайн «Выступление Набиуллиной в Государственной Думе» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 апреля 2024 года в 12:18, длительностью 03:15:43, на видеохостинге RUTUBE.
Госдума разрешила Набиуллиной оставаться главой Центробанка до 2027 года Эльвира Набиуллина приняла участие в заседании комитетов Госдумы.
«Центральный банк — не рюмочная». Почему Володин заставлял депутатов хлопать Набиуллиной Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме.

Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ

Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной перед депутатами Госдумы стало настоящим холодным душем. По словам Набиуллиной, ЦБ готов удерживать ключевую ставку на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого обуздания инфляции. В ходе выступления Эльвира Набиуллина также затронула тему роста дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей. Такие данные привела сегодня Эльвира Набиуллина. Глава Центробанка представила в Госдуме основные направления денежно-кредитной политики. Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в ходе выступления в Госдуме в понедельник о необходимости избегать повышения инфляции, принимая меры по развитию экономики. ЯПлакалъ. • Эльвира Набиуллина выступила на заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике.

Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила на пленарном заседании Госдумы по годовому отчету Банка России за 2023 год. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России за 2023 год. «Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан»: о чём рассказала Эльвира Набиуллина в Госдуме Статьи редакции. Устанавливая высокую ключевую ставку, Центральный банк защищает реальные доходы граждан, заявила в ходе выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Набиуллина объяснила, зачем ЦБ держит высокую ставку

О чем говорила Набиуллина в Госдуме 09 ноября 2023 Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике, посвященном рассмотрению "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов". Об инфляции и ставке Пик инфляционного давления в России уже пройден в III квартале, по итогам 2023 г. Председатель ЦБ также вновь не исключила повышение ставки до конца года. В ходе заседания она также обратила внимание на начавшееся возвращение населением наличных в банки. О рубле Ослабление национальной валюты в июле-августе обусловлено устойчивым инфляционным давлением, а не изменением внешних условий.

Тут с потерями от действий мошенников по обычным кредитам надо бы разобраться. А вернуть удалось только 600 миллионов, а это всего 4 процента от понесенного ущерба. У людей не просто "выманивают деньги": завладев персональными данными, мошенники массово берут кредиты и займы по чужим документам. То есть каждый гражданин через МФЦ или просто через портал Госуслуги сможет подать заявление о запрете оформления любых кредитов или займов на его имя. И самое главное, что все кредитные организации обязаны будут проверять наличие такого запрета перед выдачей кредита. Он не прекращает автоматически отношения заемщика с банком или микрокредитной организацией. Он ставит заслон на пути мошенников, которые не смогут оформить на человека заем или банковский кредит", — отмечает Константин Бахарев, депутат ГД РФ, фракция "Единая Россия". Глава ЦБ это предложение одобряет.

При этом дополнительный эффект высокой ключевой ставки отражается на курсе рубля. По словам экономиста, курс определяется прежде всего торговыми потоками. В 2023 году экспорт сократился, а импорт вырос, что привело к закономерному падению рубля. Но для окончательного пресечения роста инфляционных и девальвационных ожиданий потребовались дополнительные повышения ставки.

Банкирос рекомендует!

Говоря об экономике всей страны, Набиуллина отметила стабильный рост и заявила, что это в том числе и результат повышения ключевой ставки. Пик инфляции остался позади. Также председатель ЦБ призвала ужесточить ответственность банков в борьбе с мошенничеством.

Навигация по записям

  • ЦБ обвинили в создании денежного голода. Что было с Набиуллиной в Думе | Аргументы и Факты
  • Возможно повышение ключевой ставки
  • О пике инфляции
  • Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.
  • За утверждение ее на посту председателя ЦБ проголосовали 338 депутатов, еще 83 выступили против

Читайте также

  • Власти не допустят падения курса рубля: что сказала Эльвира Набиуллина
  • «Центральный банк — не рюмочная». Почему Володин заставлял депутатов хлопать Набиуллиной
  • Выступление Набиуллиной в Госдуме
  • Кредиты, IPO и инфляция: главное из выступления Эльвиры Набиуллиной 16 ноября
  • Выступление Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное
  • Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме. | Планета КОБ

«Вы не справляетесь»: В Госдуме потребовали от Набиуллиной остановить рост цен

Он подчеркивает, что текущие тенденции инфляции соответствуют прогнозу Центрального банка на текущий год. Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости» Читайте также:.

В то время как три поддержавшие Набиуллину фракции отметили ее успехи на посту главы ЦБ и профессиональные качества, эсеры напомнили, что еще в сентябре 2021 года предложили отправить Набиуллину и главу Минфина Антона Силуанова в отставку. Коммунисты же выразили мнение, что при нынешнем кризисе требуются «кардинальные изменения» денежно-кредитной политики РФ. После голосования Набиуллина выразила благодарность Госдуме за поддержку: «Я уверена, что совместно, при конструктивном подходе, о чем многие говорили, — и я это разделяю — мы сможем пройти этот сложный период и решить задачи, чтобы наша страна жила лучше, жили лучше люди». Голосованию за повторное назначение Набиуллиной на пост главы ЦБ предшествовало ее выступление в Госдуме. На встрече с депутатами председатель Банка России, в частности, заявила, что РФ не грозит дефолт.

Уже сейчас со странами, которые создают аналогичные платформы, ведем диалог о возможности трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков. Здесь важна не только их техническая, но и политическая готовность. Столь же активно, как платежи, развивается применение финансовых технологий. Мы видим, что устойчиво растет востребованность со стороны людей услуг Цифрового профиля. За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще: они оформили более 30 млн кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой. Мы начали обсуждать подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология быстро проникает во все сферы жизни, и мы хотим, чтобы финансовые организации использовали ее открыто, безопасно и ответственно, на благо клиентам. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством. В минувшем году Государственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году. Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка, на сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощенном порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает важный закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными, ставками, которые на деле обставлены такими условиями, что стоимость кредита получается сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках. Это, по сути, эпохальное изменение. Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему «зарплатного рабства». Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода. В этом году принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа. Хочу сказать, что на всех встречах по нашему Годовому отчету вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьем по хвостам — об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями. Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения. Мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных. Ограничение плавающих ставок в кредитовании. Я говорила о том, что предприятия больше берут кредиты по таким ставкам, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. Ставка может быть изначально привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к резкому росту долговой нагрузки. Мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники. Причем их изобретательность не знает границ, а для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат. Поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан. Эти законопроекты готовятся ко второму чтению. Обсуждаем и новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб. Жалобы на мисселинг, на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Но весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушения прав потребителей финансовых услуг. Чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный. Для него миллион рублей — это копеечный штраф, нематериальный штраф. Миллионные нарушения, мы выявляли такие случаи, — и всего миллион рублей штраф. У нас применяются такие штрафы в сфере «антиотмывочного» законодательства. На наш взгляд, они сработали хорошо: деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он почти удвоился. Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. Здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что, по сути, это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщика в банке. При этом, конечно, разумно сохранить пространство и для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтобы потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог их адекватно оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной. Хочу отметить, что в этот раз при обсуждении нашего отчета было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но все же эта тема остается в центре общего внимания.

Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор - это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М. И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов. Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель - 130 процентов от суммы займа, больше не может быть - ни штрафы, ни пени, ни проценты. Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении. Почему здесь нужно действовать аккуратно? Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким - 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики - это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом - холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич - "маловато". Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий. Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье - она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там. В ситуации высокой ставки это просто недопустимо. И, конечно, нужен контроль за вывозом капитала. Вот Центральный банк продляет уже несколько раз меру, которая гласит, что человек может перевести на свои счета 1 миллион долларов в месяц. Вот я рисую портрет такого человека. Я не могу понять, кому нужно переводить 1 миллион долларов США в месяц за рубеж на свои счета. Я понимаю, человек поехал в поездку, оплатил 15, 25 тысяч долларов, но не миллион долларов. Мне кажется, меру надо сократить, она бесполезная, а вместо этого, мы вот рады, что Ольга Васильевна очень занялась так называемым антидроппингом, и вывели крупного игрока, который этим занимался с рынка, и все это знали прекрасно, в трансграничных делах, это большая победа и хорошее достижение. И мы хотим всё-таки, чтобы вы ещё обратили внимание, что он не один, что есть ещё компания такая же с гражданами США во главе. Мы это в запросе в Центральный банк указали в вопросах, мы надеемся получить ответ. С этим нужно беспощадно бороться, это главная мера, потому что эти дропперы трансграничные, они переводят деньги. Вот это вот самый, так сказать, серьёзный вывод капитала, и с этим мы готовы, так сказать, с вами совместно принять меры, чтобы бороться. Значит, да, по санкциям, которые ввели на компанию... Встал, конечно, вопрос центральный о том, что нужны QR-коды и нужен единый QR-код, Ольга Николаевна, и здесь как бы мы вас полностью поддержим. И мы считаем, что его надо ввести, потому что у нас и по внутренним расчётам превратились кассы, как, знаете, холодильник, который, так сказать, накрыт там этими, так сказать, как они называются, наклейками, да, магнитиками: вот "Тинькофф", вот "Сбер", вот ещё что-то. Ну, смешно уже это становится. Поэтому, конечно, мы ждём закон о едином QR-коде. И мы хотели просить, чтобы вы поборолись с так называемыми параллельными рынками, о них шла речь. Это рынок платной рассрочки, где потребитель вообще никак не застрахован. И я хочу ещё отметить один рынок, который получился, да, конечно, мошенники, потому что ну вот женщина врач... Пришла, три минуты - получила кредит. Проплатила деньги, всё, пришла домой - упала. И если некоторые банки помогают, например, назовём прямо, "Сбер" мало того, что отказал, потребовал, что квартиру заберёт. Здесь я думаю, что нужно разбираться службе. Поэтому вот это недопустимо. И ещё недопустима оказалась ситуация с Санкт-Петербургской биржей, когда более 3 миллионов человек купили иностранные акции, а биржа не позаботилась о защите их интересов. Ну, это... Купить акции "Теслы", это как для меня в детстве жвачку иностранную купить, все хотят, так сказать. Но должны были предпринять меры в бирже эти деятели. Мер не предпринято, люди пострадали, и я думаю, что мы будем работать над этим с Филиппом Георгиевичем, и по этому поводу Дума приняла соответствующее решение, создана рабочая группа. И я хотел попросить, чтобы наши представители в Национальном финансовом совете подняли голос, и когда не могут договориться две конституционных, два конституционных органа - правительство и Центральный банк, чтобы наши депутаты возвысили голос и, так сказать... Микрофон отключен. Уважаемые депутаты! Я, прежде всего, хочу вас поблагодарить за работу совместную по развитию финансового рынка. Это нужно и для нашего бизнеса и для граждан. Я два раза в год прихожу сюда на пленарные заседания, и по денежно-кредитной политике, и по отчету, и для меня это важное событие. Но вся команда Центрального банка в течение года активно работает по разным вопросам, а вопросы у нас многие. И мы очень внимательно, поверьте, относимся к вашим предложениям, идеям, критике, мы понимаем, что за этим стоят реальные проблемы людей, вы их хорошо знаете, вы ездите по регионам. И, действительно, взгляды разные, как сказал Вячеслав Викторович, и мы это тоже всё учитываем. Нам есть много о чём спорить, но нам, мне кажется, важно понимать, что у нас общие задачи. Всё равно у всех общие задачи, чтобы развивалась страна, чтобы росла экономика, чтобы увеличивалось благосостояние наших людей, и мы будем делать для этого всё возможное, всё, что в наших силах для того, чтобы эти задачи решать, и опираясь на ваш опыт и на вашу поддержку. И Вячеслав Викторович сказал про роль Национального финансового совета, мы, действительно, там встречаемся и обсуждаем разные актуальные вопросы, вот есть вопросы, мы их ставим в повестку, обсуждаем достаточно предметно. И сейчас, вы позволите, есть буквально несколько минут, я попробую где-то очень коротко на некоторые прозвучавшие уже в выступлениях темы отреагировать. Анатолий Геннадьевич говорил, и потом Вадим Валентинович тоже это поддержал, роль государственных гарантий, да, что нужно менять их характер, активно применять для поддержки, в том числе кредитований крупных проектов. Мы очень поддерживаем эти подходы и надеемся, что во взаимодействии с правительством сможем это сделать эффективным инструментом. Безусловно, готовы обсуждать с правительством и налогообложение разных долгосрочных инструментов. Мы вместе с вами выстраиваем линейку разнообразных инструментов, которые будут помогать долгосрочными вложениями в экономику страны, и, конечно, её надо всю настроить, мы здесь будем активно работать. Вадим Валентинович, спасибо большое, что напомнили о нашей, действительно, работе важной. Она раньше была в центре внимания, а теперь отошла на задний план, но тем не менее остаётся, и мы всё время руку на пульсе держим. Это борьба с сомнительными подозрительными операциями, которые выводят деньги из легального оборота, из того, что могло финансировать экономику, на разные подозрительные цели, и мы будем этим заниматься. Ремарка про Санкт-Петербургскую биржу. Мы, кстати, заранее начали вводить ограничения, в том числе для неквалифицированных инвесторов, чтобы они не покупали иностранные ценные бумаги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий