Неоднозначной была реакция Мартова на разгон Учредительного собрания, поскольку Юлий Осипович считал этот орган «единственно правильным». / Фотография Юлий Мартов (photo Yuly Martov). Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, я в Константинополе в зажиточной еврейской семье.
Вы точно человек?
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году. Мартов, Юлий Осипович. В октябре 1920 Мартов легально выехал за границу по поручению ЦК меньшевиков в качестве представителя партии в Интернационале; до своей смерти оставался советским гражданином. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшев. Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Главная» Новости» Юлий осипович мартов краткая биография.
Первая эмиграция (1901–1905)
- 10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
- 10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
- Читайте также
- Мартов Юлий Осипович
- Трагедия Мартова
Они начинали как соратники
Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества пароходства и торговли. Юлий Осипович Мартов родился в семье российского купца, в Константинополе. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшев. Детство Мартова Ю.О. Родился Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) 24 ноября 1873г. в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Среди них, одной из самых ярких фигур, был Юлий Осипович Мартов (наст. фам. Главная» Новости» Мартов рсдрп.
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.
В 1892 г. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в « Крестах ». Его исключили из университета и летом 1893 г. Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России с 1897 г. Вместе с В. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1895 , за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « Экономистов » Е.
В ссылке он пишет ещё две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты « Искра » и журнала « Заря », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г.
За границей помимо работы по изданию « Искры », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже , поддерживал тесный контакт с Лениным. Сторонников Ленина стали называть большевиками , а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г.
Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошёл в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия».
Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента. Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства. В либерально-демократических то есть левоцентристских партиях выступали за то, что передать Думе законодательные функции, а ответственность перед Думой определить для правительства, а не для монарха. Кроме того, они описались на идею всеобщего избирательного права, которое в социальном смысле должно было сделать Думу демократической. В остальных партиях представители занимали радикальные мнения: либо крайне левые, либо крайне правые.
Замечание 4 Еще одной важной деталью классификации российских партий Мартова является то, что к числу левых политических партий он относит и революционные и либерально-демократические партии. Это соответствует его теории о возможных союзах либерал-демократических и социал-демократических сил. В своем другом труде, также посвященному российским партиям, под названием «Зарождение политических партий и их деятельность», которую он подписал псевдонимом А. Егоров и опубликовал в многотомном издании «Общественное движение в России в начале девятнадцатого века» в первом топе, революционер нарисовал картину партийного генезиса России, который возник в границах трех социальных движений социал-демократия, народничество и либеральная демократия , протопартийных, а после — и партийных организаций. Истрия революций в России, становление и борьба российской социал-демократии, борьба большевиков и меньшевиков описана О. Мартовым в таких трудах, как: «Записки социал-демократа» Москва, 1924. Также эти идеи содержались в переписке с П. Аксельродом, которые были впоследствии опубликованы под названием «Письма П.
Аксельрода и Ю. Мартова» и изданы в Берлине в 1924 году. Всё ещё сложно?
Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ.
Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году.
В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии.
К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию.
Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной.
Окончив столичную гимназию, Юлий поступил в Петербургский университет в 1891 году. Мартов стал участником революционных кружков, где доминировали народнические настроения. В то время значительную часть земледельческих регионов России охватил голод из-за неурожая. В связи с этим радикально настроенное студенчество рассчитывало на стихийные крестьянские бунты, которые приведут к походу деревни на город. В этих условиях планировалось заручиться поддержкой солдат и рабочих для захвата власти в столице. Местом ссылки Мартова стал город Вильно в настоящее время литовский Вильнюс , По переписи 1897 года в городе проживали 154 тыс.
Поэтому литовскую столицу называли «Северный Иерусалим». В Вильно Мартов нашел единомышленников и стал одним из лидеров местных социалистов. Помимо организации политических кружков, он участвовал в написании прокламаций, которые печатались в подпольной типографии и распространялись среди ремесленников и рабочих. В ходе этой деятельности он познакомился с руководителями еврейских социал-демократических организаций Ароном Кремером и Исайей Айзенштадтом. Они сошлись на идее объединения разрозненных политических кружков в единую организацию. Вскоре появилась партия под названием «Бунд», что означает «Союз» на идише. Знакомство с Лениным В октябре 1895 года Мартов вернулся в Петербург после двухлетней ссылки.
Он планировал наладить издательское дело и печатать агитационные материалы для бастующих рабочих. Произошла его встреча с Александром Потресовым, университетским приятелем, который тогда занимался изданием книги «Монистический взгляд на историю» ведущего российского теоретика марксизма Георгия Плеханова. После знакомства с этим произведением Мартов окончательно отказался от народнических предрассудков, укрепился в своих убеждениях и стал приверженцем учения Маркса. Плеханов находился в эмиграции с 1880 года, жил в Швейцарии.
Вы точно человек?
Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, я в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Юлий Осипович Мартов, псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум, (1873—1923) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум), (1873 — 1923) — профессиональный революционер, лидер меньшевизма, теоретик и практик социал-демократического движения, участник революционного движения с 1892 г., один из создателей.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Был представителем Союза советских физиков в Европейском физическом обществе, инициатором проведения конференции «Ядерная зима». В 1989-1991 гг. Автор сборников рассказов «Пики-козыри 2007 и «Самоорганизация материи 2011 , опубликованных издательством «Пушкинский фонд». Личность и книги», «Мечтатели и странники. Литературные портреты», «А. Ухтомский и В. Эпистолярная хроника», «Жизнь Юрия Казакова. Документальное повествование».
В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности.
Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии. К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента.
Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства. В либерально-демократических то есть левоцентристских партиях выступали за то, что передать Думе законодательные функции, а ответственность перед Думой определить для правительства, а не для монарха. Кроме того, они описались на идею всеобщего избирательного права, которое в социальном смысле должно было сделать Думу демократической. В остальных партиях представители занимали радикальные мнения: либо крайне левые, либо крайне правые. Замечание 4 Еще одной важной деталью классификации российских партий Мартова является то, что к числу левых политических партий он относит и революционные и либерально-демократические партии. Это соответствует его теории о возможных союзах либерал-демократических и социал-демократических сил.
Участвуя в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Несмотря на огромный авторитет, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н. Чхеидзе , хотя и вошёл во Временный Совет Российской республики, т. К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, ушёл с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Выступал против ограничения большевиками свободы слова, против арестов видных деятелей не только меньшевиков и эсеров, но также буржуазных партий и беспартийных. Осудил разгон Учредительного собрания. В марте 1918 г. Мартов переехал в Москву, где находился ЦК РСДРП , и возглавил редакцию газеты «Вперёд», с помощью которой ещё пытался вернуть результаты революции в демократическом направлении. Он опубликовал разоблачающие И. Сталина материалы [источник не указан 1158 дней] об участии того в экспроприациях 1906 — 1907 гг. Сталин подал на Мартова в суд за клевету, процесс окончился «общественным порицанием» Мартову [3]. По книге британского историка Саймона Монтефиоре " Молодой Сталин " об этом указывается так: "Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключен из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключен из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 г. Летом 1919 г. В сентябре 1920 , будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков.
Между прочим и рабочий-металлист Рафаил Краковский, о трагической смерти которого Мартов упоминал в своей речи на съезде в Галле. Позднее мы почти регулярно читали номера газеты "Искра", где статьи Мартова имели большое воспитательное значение и являлись политическим руководством для работников-практиков на местах. Лично с ним мне пришлось встретиться в первый раз во время "дней свобод" 1905 г. Тогда вся русская революционная эмиграция прибыла в Петербург и приняла активное участие в развертывающихся событиях. Вместе с В. Засулич, Л. Дейчем, А. Мартыновым, Ф. Даном и мн. Юлий Осипович принимал активное участие в революционных событиях того времени. Помимо его неоднократных выступлений в Петербургском Совете рабочих депутатов в 1905 г. При гробовом молчании и напряженном внимании 3-тысячной толпы на трибуну, слегка прихрамывая, поднимается Юлий Осипович. Небольшого роста, худощавая фигура в черном сюртуке с пенсне на носу и с характерной черной бородой. Речь свою он начал не сразу, а предварительно закурив папиросу, как бы обдумывая вступительное слово. С самого начала его речи почувствовалось, что это будет не выступление митингового оратора, волнующего на мгновение толпу, а слово мыслителя-ученого, глубокое и искреннее. От начала и до конца его речь по текущему моменту носила строго научный, аналитический характер. Конечно, для большой аудитории, где находилось более 3 тысяч человек, голос Юлия Осиповича был слаб. Но тем не менее он умел захватывать слушателей глубокими мыслями, высказывая их просто, понятно. Вопрос был настолько всесторонне освещен в докладе Ю. Влияние Ю. Являясь членом ЦК партии и членом редакции центрального партийного органа, Ю. Это мы наблюдаем и на заре РСДРП, и позднее по вопросу о профессиональном и кооперативном движении, и во время отчаянной борьбы с ликвидаторством, и по вопросу даже о военно-промышленных комитетах. Только по вопросу о войне он был неуступчив и непримирим. Здесь он шел на разрыв, и этот вопрос его временами сближал с самыми крайними большевиками. В 1914 г. В редакции партийной газеты мне удалось повидать Юлия Осиповича. Внешне он был уже не тот, что в 1905 г. На этот раз коротко остриженная клинообразная бородка местами поседела. Лицо осунулось. Спина стала еще более сутулая. Словом, жизнь надломила его здоровье. Во время войны Ю. И здесь Ю. Отличительной чертой Мартова всегда было честное отношение к своим врагам. Возражая своим противникам временами язвительно резко, он всегда это делал в рамках деликатности. И за это, насколько можно судить по фактам, противники его уважали и с ним считались. Как на характерный случай можно сослаться на - 8 - следующее. Если не ошибаюсь, кажется, в 1919 г. Абрамовичем были чекистами арестованы. Он вместо того, чтобы скрыться, официально обратился к Ленину как председателю Совнаркома с требованием освобождения своих друзей по партии. Ленин заявил, что он этого сделать не может по отношению к лицам антисоветской партии. На это Мартов возразил, указав, что он тоже является членом ЦК и хочет в полной мере нести ответственность вместе со своими товарищами. Как передают, Ленин, пожав плечами, сказал: "Ах так, ну хорошо". Мартов был арестован и находился под домашним арестом в продолжение двух недель. Очевидно, чекисты боялись за здоровье Ю. Со смертью Ю. Он совмещал в себе талантливого публициста и неутомимого революционера. Вождь партии умер. Но деятельность Ю. Она не может умереть. Она лишь теснее сомкнет свои ряды и будет пока делать ту скромную работу, которую она проделывает при крайне неблагоприятных условиях вот уже в продолжение почти 5 лет. Впервые я познакомилась с Ю. Мартовым весной 1914 г. Своих женских литературных сил у нас было мало, и потому мы довольно часто обращались к отдельным членам редакции "Р. Особенным праздником были для нас статьи Ю. И хотя он, будучи членом редакционной коллегии "Р. И его статьи служили украшением нашего номера. Помню еще и сейчас его яркую, полную глубокого чувства статью "Работница и свобода коалиции". Так искренно, задушевно и просто, так убедительно и горячо мог писать только человек, всей душой преданный идее освобождения рабочего класса. Целые потоки лжи и клеветы лились на меньшевиков со - 9 - страниц газеты "Правда", руководимой тогда провокатором Черномазовым. Особенной травле подвергались идейные руководители меньшевистского течения Ю. Мартов и Ф. Дан, поведшие кампанию против второго столпа большевиков, тогда уже раскрытого провокатора Малиновского, председателя думской фракции большевиков. Конечно, от партийного и общего? Помню, с каким невозмутимым спокойствием развертывал Ю. Его ответы на эту отборную брань были всегда полны достоинства и не опускались до степени перебранки. Атмосфера в те дни в Петрограде была накаленная, что отзывалось и на работе редакции. Начинался новый подъем экономических стачек, в воздухе пахло войной. В редакции всегда толпилось много народу, и Ю. Помимо заседаний редакционной коллегии, где мне приходилось слышать выступления Ю. Это заседание было устроено вместе с большевиками по случаю приезда председателя II Интернационала Вандервельде. Вандервельде приехал в Россию специально для ознакомления с сущностью разногласий большевиков и меньшевиков, ибо вопрос этот должен был разбираться на предстоящем Международном социалистическом конгрессе. Заседание это в целях конспирации было устроено в ресторане Палкина. С одной стороны стола сидели большевики, с другой меньшевики. Вандервельде сидел между Ю. Думы Скобелевым, нынешним красным советским купцом в Париже. На бурные несдержанные выступления большевиков, наполовину переплетенные ложью, спокойно выступал Ю. Вскоре после этого заседания выход "Р. Затем наступила война, и голос рабочей печати был окончательно задушен. Я была слишком мала,. И воспитывали меня совсем в другом духе, не так, как сейчас. В нашей семье никогда не было разговоров о деньгах, о вещах. Никто не интересовался кто как одет, какая мебель, посуда, гардины. Никогда не говорили о том, кто какой национальности. Когда собирались люди, а они были всегда в нашем доме, они пили чай, пели песни, но пели или старинные романсы о Сибири, о Байкале, или песни первых высылок и тюрем, которые все прошли. Мама красиво пела и была очень красивая, с длинными каштановыми волосами, заплетала их в косу. Вообще в нашем доме всегда было очень много молодежи, так как папа хорошо играл в шахматы, учил их этой игре, придумывал всевозможные ребусы, головоломки, преподавал математику и всегда был душой компании. Он хорошо катался на коньках, играл в волейбол. Знал 12 иностранных языков и эсперанто. У нас была прекрасная библиотека. Первое мое воспоминание — это Саратов, мне 2—3 года 1928— 1929 гг. Мы живем на 3-ем этаже дома, который выходит на площадь. На этой площади в воскресенье — базар, лошадей много, в мешках мука, картофель. А во дворе дома целыми днями идет засолка капусты, за большим столом из досок женщины рубят капусту и уносят в чаны. Это осень. Мы почти каждый день ходим к бабушке Коре и дедушке Сереже, которые живут не очень далеко от нас в деревянном доме. Любила сидеть у них на крыльце. Улица тихая, зеленая. Помню, как ходили в тюрьму, там мой папа и дядя Андрей и еще кто-то из наших. Их несколько человек, но других не помню. Дядя Андрей возил меня на плечах. Арестантам разрешалось гулять во дворе, играть в шахматы, читать. Потом там был и дедушка. Меня слово тюрьма не пугает, там не страшно. Больше о Саратове ничего не помню. Мы плывем, на пароходе по Волге. У меня был большой белый медведь, которого я опускала на веревке в реку — поплавать, и матросы его вынимали и сушили. Очень его жалели, это я хорошо помню, уговаривали, что ему в реке плохо. Мы в Москве. Живем у бабушки на Воронцовской ул. Мама ведет меня в Большой театр. Мы сидим в ложе, я на коленях у высокого, очень красивого человека. Он сидит в кресле. Потом я узнала — это был Станиславский. Мама у него училась и он, как видно, пригласил нас на "Золотого петушка". Все запомнилось, и театр, и весь спектакль. Уж очень все было для меня необычно. И этот спектакль запомнился мне на всю жизнь. Опять не знаю, как и где, но мы в Уфе 1931—1932 гг. Мы живем в деревянном доме на 2-ом этаже. Большой двор. К нам приходит Лева, он меньше меня. Я его вожу на р. Белую, куда нам запрещено ходить. Мы часто, вернее, каждый день, видели детей, которые собирают траву. Я их запомнила на всю жизнь. Тонкая шея, большой живот, тонкие руки и ноги. Это голод. Утром, когда меня ведет мама в детский сад, на улицах лежат мертвые люди — женщины и дети. Все это запомнилось на всю жизнь. Бабушка нам присылает из Москвы муку. Она ходит в Торгсин и все, что есть у нее ценное, сдает туда и шлет нам. На это мы и живем. Я заболела дифтеритом. Каждый день к нам приходят молодые люди, товарищи мамы, но гораздо моложе ее. Они по очереди дежурят со мной. Знала, что папа в Москве — у него тиф. Как видно, это зима, так как они приносят каждый по 3—4 полена. Топят печь, а мама из муки готовит на рыбьем жире лепешки. С этого времени я полюбила рыбий жир и могу пить его. Стол около меня был колченогий, и я часто нарочно его качала, и лекарства падали. Но никогда ни они, ни мама не ругали меня. Бабушка Кора и дедушка Сережа где-то далеко. Иногда приходили от них письма. Мы с мамой часто ходили недалеко от нас в одноэтажный дом, где жила группа людей. Туда иногда приходила я одна. Память о ней не изгладилась до сих пор, как видно, она была обаятельной, если ребенок запомнил ее на всю жизнь. Когда мы уезжали, то билеты были на одно число, а багаж на другое число. Ломовой извозчик должен был отправить багаж через два дня. И мама весь запечатанный багаж оставила у Марии Спиридоновой. А накануне отправки багажа Марию Спиридонову и всех товарищей арестовали. И забрали весь наш багаж, хотя там был наш адрес и квитанция на отправку. Это нам сообщил извозчик. Так кончился уфимский период. Очень хорошо помнила Леву и ждала его всю жизнь, это мой родственник. Встретились мы уже в 60-х годах. Хорошо помню его маму — Доброхотову Александру Сергеевну и бабушку. Бабушка была небольшого роста, худая, строгая, почему-то потом, когда выросла, ее облик у меня ассоциировался со старой интеллигенцией. А вот дядю Володю, дедушкиного брата, я не помню. Мама и тетя Саша были закадычными друзьями, обе веселые и красивые. Мне было с ними всегда интересно. Опять мы приехали из Уфы к бабушке в Москву. Очень хорошо помню наш поход с бабушкой в Торгсин на Кузнецкий мост, теперь в этом магазине женская одежда. Внизу стоял большой бурый медведь чучело , и в магазине все было. Запомнила все маленькие - 12 - магазинчики около Центрального универмага, какие все они были красивые. Мы уехали в Казань 1933 г. Мы жили в маленьком деревянном доме, в глубине сада в соседнем доме жили бабушка Кора и дедушка Сережа. Недалеко от дома проходила железная дорога в овраге. Вокруг нас жило много друзей родителей и дедушки. У всех были дети. Играли шумно на улице, она была очень тихая, в лапту, в разбойников. Лазали по садам, хотя не помню, чтобы много рвали яблок, так как у всех яблоки были в "своих" хозяйских садах, да и были мы все-таки не жадные, не рвали в прок, а лазать в чужие сады было просто геройством — показать, что не трус. Да и если сказать честно, то нас и не очень-то ловили, может быть, потому что мы действительно почти не приносили урона. К папе приходили молодежь, студенты и школьники, преподаватели университета. Он организовывал шахматные соревнования, обучал игре в шахматы, придумывал ребусы, загадки и вообще был душой всех сборищ. Приезжала сестра отца Вера, но она жила у своих родителей. Как жили бабушка Кора и дедушка Сережа, я не могу ничего рассказать. Могу только сказать, что на письменном столе у дедушки всегда были рукописи, он переводил, что-то писал. Как рассказала недавно Паулина Степановна Мясникова, она часто видела двух пожилых Цедербаумов. Одеты они были скромно, вернее, бедно, но всегда все было чистое, сверкающие белизной воротнички, все наглаженное. Из письма С. Цедербаума Лиле Осиповне Дан от 28. А обстановка такова, что очень трудно найти другую работу: всюду сокращение штатов, снижение ставок, много учреждений ликвидируется. Безрезультатно посещаю я почти ежедневно биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных... Изредка дают мне «направление», но всегда оказывается, что это или в отъезд, или в таком месте, куда доступ мне закрыт. Мое непосредственное «начальство» определенно указало, где именно мне нельзя работать как раз там, где имеется наибольший спрос... Быть сейчас безработным — это значит не иметь продовольственной карточки, то есть не получать хлеба ко- - 13 - торый в вольной продаже стоит 5 рублей кило. Если бы нам не приходилось посылать на сторону, мы с грехом пополам сводили бы концы с концами, урезав себя, поскольку К. А так это очень трудно, и я теперь по воскресеньям нагружаюсь разного рода предметами одежды и отправляюсь на толкучку — здесь она носит выразительное название "Сорочьего базара" — и выстаиваю часами в надежде что-нибудь продать. Массовые увольнения, очень чувствительное снижение ставок, наконец, задержки с выплатой зарплаты — все это привело к тому, что покупателей нет — все превратились в продавцов... Не знаю, где искать выход. Делаю попытку переквалифицироваться — превратиться в бухгалтера — эта специальность еще в спросе, — тогда есть шанс получить работу, правда, оплачиваемую ниже работы экономиста. Засел за книги и консультирую товарища... Получала от них до начала 1937 года письма, но уже больше мы не встретились. Уехали мы как-то сразу на Урал, вернее, уехал папа, а мы поехали к бабушке Матроне Ивановне Крупновой в Москву, Воронцовская ул. Калату 1934—1935 гг. Это был маленький городок, весь деревянный, очень уютный. Недалеко от завода было построено несколько 2-этажных деревянных домов, где жили служащие завода, да были еще бараки, но их в то время было очень мало. Гостиница, магазин, в центре города — чахлый городской сад, а рядом — базар, а за садом деревянная одноэтажная школа. Потом построили Дом культуры, для того времени это было очень красивое здание и внутри, и снаружи. Там впервые в городе выступал московский театр им. Вахтангова — "Турандот". В Калате я окончила два класса. Вокруг домов стояли сараи, где все держали кур, свиней. При заводе было подсобное хозяйство, мы получали через день по ведру молока. И бабушка сбивала масло. Папа и я очень любили молоко. Вокруг городка стояла тайга, куда ходили мы с мамой за малиной, земляникой. Папа ездил на охоту и на озера, где жили в скитах старцы. Он очень много рассказывал о них. Возили туда кое-какие продукты. Там заболела моя мама Мария Ильинична Крупнова и умерла. Похоронили ее на небольшом кладбище на горке. Наша кошка все время лежала то в ногах у мамы в гробу, то рядом, а после похорон ушла и замерзла на ее могиле. Папа вскоре уехал, так как жить без мамы здесь не хотел. И пока ус- - 14 - траивался, к нам в квартиру вселили рабочего ударника, который отобрал у нас папин радиоприемник, кровать, шкаф. Вот таким у меня и осталось представление об ударниках, что все тащат к себе. Вскоре приехал папа, забрал нас и все вещи, и мы уехали под Москву — ст. Папа стал работать на заводе им. Жил он при заводе в общежитии, а нам с бабушкой дали однокомнатную квартиру. Там я училась в 3-ем классе, и в конце учебного года папу арестовали. Бабушка и дедушка уже к этому времени перестали писать. Но я еще ничего не понимала. Меня воспитывали слишком далеко от действительности. К папе до ареста приезжали друзья бабушки и дедушки.