12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. 12 апреля 1961 года. Город Азов, Ростовская область. 12 апреля 1961 года произошло событие мирового масштаба – в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая впервые в истории доставила в космос корабль с человеком на борту.
День космонавтики: 12 апреля 1961 в заголовках газет
«12 апреля 1961 года космический полет Юрия Гагарина открыл новую эру в развитии цивилизации. 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт.
Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года.
Пожалуйста, оцените Первый полёт человека в космос стал результатом общечеловеческого научного прогресса, грандиозной самоотверженности советских учёных, конструкторов и первых космонавтов! Храбрость и профессионализм великого космонавта мы запомним навсегда, как и труд всех людей, работавших на благо осуществления этой давней мечты человечества — покорения космоса.
А теперь к звездам все в большем количестве летают китайские и американские космонавты, а их российские коллеги латают таинственные дырки на МКС, борясь с утечкой кислорода. Теперь на орбите долгими месяцами находится американский секретный беспилотный челнок Х-37В, выполняя неведомые миссии. Явно не научные. Помнится, после развала СССР было громогласно объявлено, что уникальная система «Энергия-Буран» является дорогостоящим и бесполезным детищем Холодной войны, поэтому её место на свалке истории. С глаз долой, из бюджета вон, ведь новая Россия взяла курс на сближение и дружбу со всеми бывшими вероятными противниками, да и многоразовые космические корабли себя не оправдали.
Американцы согласно кивали головой и полностью одобряли действия «друга Бориса», а сами в это время держали в кармане фигу и разрабатывали секретные многоразовые челноки. Космоплан Х-37B буквально не вылазит из космоса, проводя на орбите не месяцы даже, а годы. А гордость советской космонавтики — многоразовый челнок «Буран» - десятилетие гниёт в разваливающемся ангаре на Байконуре, и странно, что до сих пор не утилизирован. Не получили развития и другие проекты многоразовых челноков, которые разрабатывались в постсоветские годы. А американцы, как видно на примере Х-37В, от многоразовых космопланов никогда полностью отказываться и не думали. Не отстают от них и китайцы, с середины нулевых годов работающие над программой многоразового беспилотного челнока «Шеньлун», который в 2011 году совершил суборбитальный полет.
Насколько продвинулись китайцы в разработке этого корабля, сказать сложно из-за высокой степени секретности. Но факт того, что они усиленно развивают этот проект, сомнению не подлежит. Сложно сказать, что ожидает в будущем отечественную космонавтику. Пока что Россия входит в тройку мировых космических лидеров, но настораживает то, что за последние годы по-настоящему прорывных проектов у России не было. Обещания покорить Луну и Марс были, но реального дела за этими пафосными речами не последовало. А раз нет дел, вернее, наглядных доказательств этих дел, то нет и уверенности в том, что на космических фронтах нас ожидают победы.
Тем более, что словам, пусть даже сказанным с самых высоких трибун, верит все меньше и меньше людей, а многие вообще перестали обращать на них внимание, считая не более чем бессодержательным информационным фоном. Типа свиста ветра в щелястом сарае и кваканья лягушек в пруду. Единственное, что радует и вызывает гордость, так это наша история покорения космоса, история великих свершений и подвигов, история героев и гениев, благодаря которым человечество сделало первый шаг к звездам 12 апреля 1961 года.
На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты. Королев старался предусмотреть все мыслимые варианты нештатных ситуаций. И делал все на тот момент возможное для их предотвращения и благополучного возвращения первого космонавта. Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: "Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр 145 логического замка. Логический замок работал нормально". Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку ТДУ на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок. Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт. Первые шаги в скафандре: Юрия Гагарина провожают к автобусу. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо. Автобус быстро мчался по шоссе. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Юрий Гагарин и Герман Титов на втором плане по дороге к старту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака. Так мог сказать летчик". Королев и маршал Москаленко в центре под объективом кинокамеры приветствуют Юрия Гагарина на стартовой позиции. Из него, поддерживаемый Е. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: "Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов". Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Из мемуаров Бориса Чертока: "По двухчасовой готовности - "РГ" на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговоренное расписание. К счастью, скупые, но достоверные кадры кинохроники сохранились. Это во многом заслуга кинооператоров студии "Моснаучфильм в спускаемом аппарате". Члены Госкомиссии провожают Гагарина к лифту пускового комплекса. Ивановского направился к лифту. Уже с площадки перед входом в кабину приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Специалисты по скафандру, с одной стороны, О. Ивановский и В. Хильченко, с другой, помогают Ю. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку! Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет". Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена. До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…". Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная.
Мало кто знает, что в свободное время Юрий Гагарин любил кататься на водных лыжах и коллекционировал кактусы. До сих пор подробности его гибели остаются не до конца выясненными. Чего опасались советские ученые при запуске корабля? Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте.
Газетная строка 60 лет назад о событии 12 апреля 1961 года
Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор". Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается... Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя.
Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные.
Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками. Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе.
Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток.
Знает ли она, где я сейчас? Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года. Воссоздан и превращен в музей.
Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли. Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему". Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие.
Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт.
Неожиданно стук в дверь. Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают.
А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков".
Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней.
Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать.
Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол.
А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво.
Я остановился. Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории.
Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему.
Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе.
Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время.
За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло.
Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ...
Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было.
Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения.
Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным.
Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком.
А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио.
Также космонавты должны были быть не выше 170 сантиметров и не тяжелее 70 килограммов, поскольку место в кабине было ограничено. Примерно за девять месяцев до старта будущим космонавтам показали корабль Восток».
Гагарин вызвался первым посидеть кабине, и это понравилось главному советскому конструктору ракетно-космической техники Сергею Королеву , который тогда шепотом поделился со своим заместителем предположением, что этот и полетит первым. Тест на честность Также Сергей Королев ценил Гагарина за честность. Кстати, на честность космонавтам тоже пришлось пройти испытание. Каждый из них должен был следить за своим самочувствием и немедленно сообщать о недомогании.
Перед выполнением одного из заданий их спросили, готовы ли они, все ответили утвердительно, и лишь Гагарин отметил, что у него с утра болит голова, но к испытаниям он, конечно, готов. Никто из космонавтов не знал, что за завтраком каждому дали таблетку, вызывающую головную боль.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное , а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества фольклор , не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4.
И стать чуть ближе к великому открытию. Итак, о чем же писали советские СМИ 12 апреля 1961 года? Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца…». В прошлом отсталая царская Россия не могла и мечтать о свершении таких подвигов в борьбе за прогресс, о соревновании с более развитыми в технико-экономическом отношении странами… И вот теперь перед всем миром рабочий класс, советское колхозное крестьянство, советская интеллигенция, весь советский народ демонстрируют небывалую победу науки и техники. Наша страна опередила все другие государства мира и первой проложила путь в космос». Газета «Правда» на следующий день после грандиозного события написала: «В 9 часов 7 минут по московскому времени космический корабль «Восток» с человеком на борту поднялся в космос и, совершив полёт вокруг земного шара, благополучно вернулся на священную землю нашей Родины — Страны Советов. Например, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сделал следующее заявление корреспонденту ТАСС: «Я думаю, что успешный запуск Советским Союзом космического корабля с человеком и возвращение его на Землю — это поразительное достижение науки и, прежде всего, советских ученых.
Это настоящий триумф человечества».
Весенний день 1961 года: каким он остался в памяти?
Самым последним нулевым космонавтом, «полетевшим» 7 апреля 1961 года, меньше чем за неделю до Гагарина, стал Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора. Хроника событий 12 апреля 1961 года. В ней детально расписаны события этого дня. С того самого дня, 12 апреля 1961 года, имя Гагарина стало синонимом невероятного героизма и мужества. 12 апреля 1961 года случилось по тем временам чудо: простой советский человек, старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле под названием «Восток» впервые совершил вылет в околоземное пространство. Новость о событии 12 апреля 1961 года мгновенно прогремела на весь мир. 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовал космический корабль «Восток-1», на борту которого находился космонавт Юрий Гагарин.
55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим космический полет вокруг Земли
Юрием Гагариным на борту. 12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. 12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут 59.7 секунд с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» массой 4725 кг с лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе.
Факты о первом полете человека в космос
- Новости и события Российского исторического общества
- Как начиналась космическая гонка СССР и США
- «Поехали!» Как мир реагировал на первый полет человека в космос
- СССР планирует достойное продолжение
- День космонавтики — Википедия
12 апреля 1961 года - выдающееся достижение Советского Союза
12 апреля 1961 года. Город Азов, Ростовская область. «Рамблер» рассказывает, как 12 апреля 1961 года стало днем первого полета человека в космос, почему выбрали именно Гагарина и что с ним произошло после. И вот 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». 12 апреля 1961 года состоялось эпохальное событие для всего человечества – первый полет человека в космос. Штука в том, что до 12 апреля 1961 года никто толком не знал, что конкретно происходит, когда космический корабль проходит плотные слои атмосферы при спуске. 12 апреля 1961 года случилось по тем временам чудо: простой советский человек, старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле под названием «Восток» впервые совершил вылет в околоземное пространство.
Реклама в газете и на сайте
По оценке главы госкорпорации "Роскосмос" Игоря Комарова, США будут и впредь вынуждены покупать лучшие в мире российские ракетные двигатели РСД-180 для своих ракет-носителей, даже несмотря на запрет Конгресса на их использование после 2019 года. Россия упрочила ключевую роль в проекте Международной космической станции МКС : более пяти лет после завершения американской программы кораблей-челноков все экипажи из космонавтов и астронавтов разных стран доставляются на станцию российскими "Союзами". Сам проект МКС продлен до 2024 года и по-прежнему является бесценной научной лабораторией и инкубатором космических рекордов. Вернувшийся в марте на Землю российско-американский экипаж Михаила Корниенко и Скотта Келли провел на станции 340 дней - рекорд длительности полета для МКС. Уже на 27 апреля назначен долгожданный запуск первого, пока беспилотного "Союза" с самого современного в мире космодрома "Восточный", строительство которого в Амурской области началось в 2010 году и некоторое время было серьезной головной болью для государства и руководителей отрасли в связи с масштабной растратой средств и серии уголовных дел. Ситуацию под личный контроль взял президент, который трижды посещал строительство и, в частности, потребовал "довести до суда" все дела о хищениях. Дмитрий Рогозин фактически перевел стройку в режим ручного управления. В итоге ценой жестких административных решений, напряженных усилий, в том числе путем обращения к былой практике ударных молодежных строек сроки строительства удалось почти выправить.
В марте правительство утвердило беспрецедентную по объемам Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы. И хотя известные экономические трудности заставили снизить желаемую планку финансирования с 2 трлн до более реалистичных 1,4 трлн рублей, ее планы впечатляют. Только на фундаментальные научные исследования, как сообщал Комаров, за эти годы будет потрачено 143,2 млрд рублей. Космос как предчувствие Отечественная космонавтика состоялась, потому что с самого начала ставила перед собой самые высокие и смелые цели.
Над площадью раздались бурные овации. Завершил митинг Никита Хрущев. Вечером на импровизированных эстрадах гремели оркестры, выступали танцевальные ансамбли. Народные гулянья на Красной площади и по всему городу продолжались до глубокой ночи.
Вот как описывает газета «Вечерняя Москва» эмоции, захватившие ликующих людей: «Фантастично! Закончились все мероприятия праздничным концертом. Через год после первого полета в космос, 12 апреля 1962 года, выступая на торжественном собрании трудящихся Москвы, Гагарин с теми же яркими чувствами вспоминал тот исторический день: «Каждый раз меня охватывает необычайное волнение, когда я вспоминаю радостный, солнечный день 12 апреля 1961 года — день первого в истории человечества полета в просторе Вселенной. Нам хочется совершить новые полеты в космос и полетать не в одиночку, а вести космические корабли с пассажирами на борту, впереди полеты к Луне, Марсу, к другим планетам». С программой мероприятий Моссовета можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Международная улица, дом 10, корпус 4. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.
Владимиру так не повезло. Владимир Комаров с женой и дочерью. Была ли гибель космонавта Владимира Комарова трагической случайностью, как об этом говорилось во всех официальных сообщениях?
Определённо, нет. До этого проводились испытания беспилотных «Союзов». Все они провалились. После этих неудачных попыток принимается решение о реализации столь амбициозного проекта. Для чего? Чтобы потешить чьё-то тщеславие? Дорогую цену заплатил за это космонавт. Самое ужасное, что он прекрасно понимал — он не вернётся живым. Дочь героя, Ирина Комарова, вспоминает, что он осознавал истину.
Очевидцы события рассказывали, что перед полётом Комаров сказал: «Все беспилотные «Союзы» благополучно угроблены. Машина «сырая», но лететь надо именно мне». Там они имели возможность прослушивать все переговоры между Комаровым и наземным управлением. Во время разговора он даже заплакал. Косыгин сказал Комарову, что тот герой. Также пилоту дали поговорить с женой. Он говорил о своей любви к ней и дочери. Это было ужасно. После этого вскоре пропала связь и корабль начал разваливаться и падать.
Капсулу сплющило. После падения она полностью сгорела. От героя-пилота остался лишь бесформенный кусок пепла. От космонавта остался лишь пепел. В советской газете «Правда» был опубликован некролог от товарищей Комарова. Там говорилось, что быть первым — это всегда трудно. Им приходится идти неизведанными путями. На этом тернистом пути всегда подстерегают опасные неожиданности. Только самые сильные не сворачивают с дороги, бросая вызов Вселенной.
Пока в их груди бьётся сердце, они не сдадутся. Владимир Комаров был одним из таких. Валентину Комарову, вдову советского космонавта Владимира Комарова, утешают друзья во время его официальных похорон на Красной площади в Москве 26 апреля 1967 года. Пощёчина Брежневу Смерть друга глубоко ранила Юрия Гагарина. Он был не только расстроен его гибелью. Космонавта мучило чувство вины, что он никак не смог этому помешать. Трагическое событие ожесточило и обозлило лётчика.
Реакции официальных лиц на полет и воспоминания современников Гагарина Первым зарубежным официальным лицом, выпустившим официальное заявление о полете Гагарина, стал президент США Джон Кеннеди. Источник: jfklibrary. Источник: projects. Смотрите удивительные кадры из космоса: 53фотографии.
12 апреля 1961 года
«С победой, братцы!» Как диктор Левитан сообщил миру о полете Гагарина | 12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. |
Весенний день 1961 года: каким он остался в памяти? | «12 апреля 1961 года космический полет Юрия Гагарина открыл новую эру в развитии цивилизации. |
55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим космический полет вокруг Земли | 12 апреля 1961 года произошло событие мирового масштаба – в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая впервые в истории доставила в космос корабль с человеком на борту. |
55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим космический полет вокруг Земли
Не было в нем и дублирующей тормозной установки. Вместо нее на корабле была установлена 10-дневная система жизнеобеспечения. Именно за 10 дней корабль сошел бы с низкой орбиты даже при отказе основного тормоза. Корабль «Восток» был полностью автоматическим и полет проводился в таком же режиме. Космонавт мог включить ручное управление, но систему защищал кодовый замок — на тот случай, если пилот потеряет физический или психологический контроль над собой. Для полета выбирали из летчиков реактивной истребительной авиации. Был ряд требований к кандидату.
Первый космонавт должен был быть в возрасте от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см, весом до 70-72 кг и с идеальным здоровьем. Кроме того, он должен был быть дисциплинированным, выносливым, с быстрой реакцией, психически уравновешенным, с хорошей высотной и стратосферной адаптацией. После отбора наблюдение за полетами первых космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова обеспечивал Болшевский координационно-вычислительный центр сегодня мкр Юбилейный городского округа Королев. При полете человека в космос во главу угла ставился вопрос надежности.
Юрий Левитан зачитал сообщение о первом в мире пилотируемом космическом полёте, когда «Восток» ещё был на орбите. До посадки корабля оставалось ещё около часа, и за это время успел произойти целый ряд неприятностей, некоторые из которых могли окончиться для Юрия Алексеевича весьма и весьма печально.
Ещё несколько сообщений передавались по ходу полёта, сообщая о самочувствии Гагарина и его докладах с борта «Востока». Кроме того, даже если бы полёт оборвался катастрофой, об этом не собирались молчать, согласно постановлению ЦК КПСС «О запуске космического корабля-спутника», принятому 3 апреля 1961 года, полагалось вносить в текст новостных сообщений уточнения по результатам полёта. Если бы что-то пошло катастрофически не так, об этом тоже рассказали бы. Во время, когда публиковались первые сообщения о полёте Гагарина, журналистам не было даже известно, как выглядит его корабль, и поэтому иллюстраторы изображали что-то абстрактное. В духе тогдашней фантастики Когда космос забрал первую жертву, советские СМИ не молчали. Семье Комарова письма с соболезнованиями приходили со всех концов мира.
Также отреагировала советская пресса и на гибель экипажа «Союза-11» 30 июня 1971 года, когда разгерметизация спускового аппарата убила Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Георгия Пацаева. Вот так выглядел «Восток» Гагарина на самом деле. Что называется: «Почувствуйте разницу! Тем не менее легенда достаточно живуча, и началась она, что любопытно, как раз до полёта Гагарина. Неожиданный запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года перевернул мировое представление о возможностях страны. Если до этого общепринятым было мнение, что СССР сильно отстаёт от «свободного мира» по научно-техническому развитию, то после орбитального сюрприза с «бип-бип-бип» надолго укрепилось обратное мнение, что от чёртовых комми можно ожидать вообще чего угодно.
Сегодня они вышли в космос, в то время как в прочих странах об этом только в фантастических рассказах писали, а завтра могут столь же внезапно предъявить миру машину времени, телепортатор или каких-нибудь воскрешённых сибирских мамонтов. Так что когда в ГДР, например, в 1958 году опубликовали статью о том, что в космосе побывало уже пять советских граждан, многие всерьёз в это поверили, хотя материал был откровенно шуточный и опубликован был первого апреля. Впрочем, всерьёз история с «нулевыми космонавтами» началась 13 декабря 1959 года. Итальянское новостное агентство Continentale выпустило сенсационный материал, в котором со ссылкой на неназванного «пражского журналиста, имеющего связи в руководстве коммунистической партии Чехословакии» сообщило, будто Советский Союз отправил с ракетного полигона Капустин Яр несколько пилотируемых космических экспедиций, и все они завершились трагически. Иван Качур справа перед испытанием на центрифуге Назывались имена четырёх космонавтов. Трое из них якобы пытались совершить суборбитальный полёт на баллистических ракетах, оснащённых кабинами и средствами мягкой посадки.
Александр Ледовский, запущенный в ноябре 1957 года, сумел подняться на высоту 186 миль над уровнем моря, но потом связь с ним была потеряна. В феврале 1958 года его судьбу повторил Серентий Шиборин. Странное имя «переводят» на русский в разных источниках по-разному, где-то как «Терентий», где-то как «Сергей». Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки. С четвёртым полётом, произошедшим в июне 1959-го, всё было необычно. Во-первых, летала женщина, Мирия Громова в более поздних вариациях — Мария , во-вторых, пилотировала она орбитальный самолёт вертикального взлёта.
Некоторые исследователи пытаются проводить параллели с реальными запусками — с Капустина Яра тогда запускались ракеты с собаками на борту. Ледовский «летал» одновременно со «Спутником-2», поднявшим на орбиту Лайку, Шиборин совпадает по дате с запуском собак Пальма и Пушок. Откуда взяты имена, не очень понятно — «прототипом» Александра Ледовского, возможно, стал дипломат Андрей Ледовский, работавший тогда советником посольства в США. В позднейших перепечатках его иногда именовали Лодовским или Ледовских. Впрочем, скорее всего, все даты и имена просто высосаны итальянскими журналистами из пальца. Самое правдоподобное — сама концепция суборбитального полёта на переделанной баллистической ракете, но это как раз неудивительно, такая концепция была логична и реально разрабатывалась не только в СССР, но и в США проект Mercury , а до этого — в Германии.
Собственно, Р-7, доставившая на орбиту Спутник и Гагарина, тоже в девичестве ядерная баллистическая ракета.
Информация тогда распространялась совсем не с такой скоростью, как сейчас. Прежде всего, мешал железный занавес. Кроме того, в США, например, любые видеоматериалы доставлялись авиапочтой. Это, конечно, не самый медленный метод, но с интернетом он уж точно не сравнится. Ситуацию частично спас президент США Джон Кеннеди, довольно быстро выступивший с обращением, в котором озвучил свое отношение к полету Гагарина.
Он, разумеется, поздравил СССР, но также заявил, что его крайне угнетает отставание американской космонавтики от советской. И можно предположить, что нас будут ждать и некоторые другие неприятные новости, прежде чем ситуация улучшится", - сказал Кеннеди. Фрагменты из речи президента США воспроизвели многие мировые средства массовой информации. В новостях , переданных BBC, также всплыла цитата из Кеннеди. В целом же тон, выбранный британской вещательной корпорацией, был довольно сдержанным. Полет в цифрах: продолжительность - 108 минут, скорость по версии BBC - 27 тысяч километров в час.
Место приземления не уточняется. Лаконично сообщалось лишь о том, что Хрущев поздравил Гагарина. Обложка "Life" от 21 апреля 1961 года Lenta. Например, Гагарин и Хрущев появились на обложке журнала "Life" от 21 апреля 1961 года. В самом же номере можно было найти большой текст "о космосе". Материал, впрочем, получился довольно предсказуемым: ликование Москвы, ответ Вашингтона, размышления о космическом будущем США.
Она должна была обнаружить космонавта после посадки и в кратчайшие сроки добраться до него, доставить по месту назначения. Институт был создан в 1946 году и был учрежден как «Научно-исследовательский реактивный институт ГАУ Главного артиллерийского управления ». Позднее он был переименован в НИИ-4 и расположен в Болшеве, на месте городка военно-инженерного училища. Сейчас это микрорайон Юбилейный городского округа Королев. Целью полета была проверка возможности пребывания человека в космосе на специальном корабле, проверка оборудования и связи с Землей, испытания надежности средств приземления.
В 9:07 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал «Восток». Через несколько минут после старта в координационно-вычислительный центр с измерительных пунктов стали поступать результаты измерений фактической орбиты корабля. Во время полета Гагарин докладывал о своем состоянии на Землю, он анализировал обстановку, а для проверки жизнедеятельности в космосе пил и ел. В 10:35 научный корабль возле южной оконечности Африки передал: «С борта «Востока» приняты сигналы телеметрии — сработала тормозная двигательная установка в расчетное время, произошло отделение спускаемого аппарата, все идет по программе». Сообщение немедленно ретранслировали на космодром.
В 10:55 «Восток», облетев земной шар, благополучно спустился недалеко от города Энгельса в Саратовской области.
Что такое День космонавтики?
ВЕЛИКОЕ СОБЫТИЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! | Знамя Октября | спутник «Восток» с человеком на борту поднялся в космос и, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вернулся на священную землю нашей Родины- страны Советов. |
Миссия номер один: как СССР сумел вырваться вперед в космической гонке | Статьи | Известия | 12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» («Восток») стартовал с космодрома «Байконур», вышел в космическое пространство и совершил поле. |
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос | 12 апреля 1961 года в 9:07 по московскому времени на космодроме Байконур состоялся старт ракеты-носителя «Восток». |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос | А за выполнение и перевыполнение плана за 12 апреля 1961 года полагалась даже повышенная премия». |