9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». «Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. это быстро, легко и просто. Первое исполнение оперы было осуществлено в 1886 году скромными силами петербургского музыкально-драматического кружка в концертном зале Кононова.
Батя, батя, выйди к нам
Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия.
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Сценическая выдержка солистов, хора, музыкантов, как всегда, поражала. По окончании, казалось, что артисты смогут легко повторить всю оперу сначала. Чувствовался большой исполнительский запас. Мариинский театр во всех смыслах и прежде всего - это Дом русской оперы. С Мариинкой связана почти вся история национального оперного искусства и исполнительства. Первая постановка оперы на сцене Императорского Мариинского театра состоялась 7 ноября 1911 года, режиссером которой и исполнителем партии Досифея-раскольника выступил сам Федор Шаляпин.
Эпоха Гергиева в роли художественного руководителя театра в 1988 началась именно с "Хованщины", как первой крупной акции главного дирижера. Маэстро неоднократно говорил о своей высокой оценке творчества Мусоргского и величии "Хованщины", как примере повторения русской истории каждые сто пятьдесят лет.
Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим.
XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник». За все время фестиваля зрителям были показаны еще восемь спектаклей, в том числе «Борис Годунов» и «Царская невеста».
Одним из самых важных действующих лиц в опере является русский народ. Нельзя сказать, что в этом произведении есть хотя бы один герой, которого можно назвать положительным, однако в сюжете хорошо просматривается образ страдалицы-Руси и именно он становится центральным в «Хованщине». Премьера оперы в редакции Дмитрия Шостаковича состоялась в Музыкальном театре в 2015 году и исполняется по сей день. Оперы Мусоргского вообще стоят особняком во всей мировой музыке.
При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены. В XX веке география постановок «Хованщины» постепенно расширялась, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая стала популярной, на её основе в 1959 году был создан фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре состоялась постановка с версией финала Игоря Стравинского. В плане музыки и драматургии Мусоргский использовал свойственные ему подходы, в частности, наделение персонажей индивидуальными характерами, которые подчёркиваются музыкой, а также использование народных песен и сочинение новых в похожем стиле. Помимо этого в оперу введена балетная сцена. Мусоргский объединял при создании оперы жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, в результате чего музыковеды стали использовать термин «монтажной структуры» применительно к построению оперы. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н. Римским-Корсаковым, И.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Этот этап марафона приурочен к 185-летию со дня рождения композитора, сообщает ТАСС. Выступление пройдёт при участии хора Мариинского театра», — рассказали в пресс-службе. Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.
Опера потрясает масштабными массовыми сценами. И если в «Борисе Годунове» народ «безмолвствует», то здесь он говорит. В «Хованщине» много речитативно-декламационных эпизодов, напоминающих звучание речи. Такой эффект был осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Москва Мусоргского бурлит разноголосицей — то взволнованно радостной, то бесшабашной, то тоскливо жалующейся, то лирично задушевной: композитор ввел в партитуру оперы несколько подлинных фольклорных мотивов.
Мы слышим песни «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки. Мощная энергетика Пятиминутные овации, цветы, крики «Браво! Как может не понравиться «Хованщина»? Больше четырех часов прошли как на одном дыхании. Для человека, который любит классическую музыку, - это настоящий подарок! В антрактах псковичи активно обсуждали постановку, вспоминая историю России и восхищаясь красотой музыки Мусоргского.
Постановка замечательная! Актеры не играют, а живут на сцене. Гергиев — это действительно маэстро, мастер своего дела. Впечатления превосходят ожидания». Постановка объединила в зале слушателей разных поколений. Не менее внимательно слушали оперу молодые псковичи.
Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна.
Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н.
Гергиев — это действительно маэстро, мастер своего дела. Впечатления превосходят ожидания». Постановка объединила в зале слушателей разных поколений. Не менее внимательно слушали оперу молодые псковичи. Елена — студентка Псковского колледжа искусств. Опера знакома ей по звукозаписям, но вживую девушка слушает ее впервые. Сегодняшний концерт полезен мне и с точки зрения педагогической практики». На наш вопрос о том, зачем оперное искусство молодежи, студентка отвечает, что это важно для общего уровня культуры, знания истории и своих корней. Самой яркой сценой для меня стал финал оперы. Он затронул какие-то струны в душе, я чуть не расплакалась.
Это, наверное, то, что называют катарсисом. А может, это любовь к своей родине. В общем, я нахожусь под сильнейшим впечатлением». Девушка считает, что слушать оперу — это серьезный интеллектуальный труд, усилия, которые возвращаются сторицей. Очень зрелищно, очень эпично и масштабно, я насладилась вокалом, музыкой, актерской и исполнительской игрой. Больше всего меня впечатлили массовые сцены. А еще я очень люблю моменты, когда артисты выходят на поклон. Когда зал аплодирует, все воодушевлены в едином порыве, приятно быть частью этого благодарного сообщества».
Впервые исполнена опера «Хованщина»
«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича (незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов). 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Мусоргский почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене.
Каждое поколение артистов по-своему переосмысляет музыкальные события «Хованщины», расставляя новые акценты, но сохраняя при этом преемственность в трактовке характеров. Мусоргский очень тщательно исследовал сюжет и психологию своих героев, среди которых есть как реальные исторические фигуры, так и вымышленные. В письмах композитора сохранились размышления о мотивах их поступков, построенные на глубоком знании истории и внутреннего мира человека.
Драма народа Один из ярчайших образов оперы воплотил на сцене лауреат международных конкурсов Михаил Петренко. Начальник стрельцов, князь Иван Хованский в его исполнении - хитрый, властный, амбициозный, горячий, скорый на руку. Хованский захотел стать царем. Его спрашивают: "А правление какое? Мое, надеюсь"».
По словам солиста, талант Мусоргского — космический, искренний, глубокий. Глава раскольников Досифей в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Морозова полон искренней веры и мудрости, достоинства и сочувствия к людям, оказавшимся заложниками борьбы старого и нового, исторического, более того — духовного выбора Руси. Под стать Досифею — его духовная дочь Марфа. Екатерине Сергеевой удалось создать многоплановый и пластичный образ. Богатство тембра голоса позволило ей с легкостью перевоплощаться из влюбленной девушки в полную страстной веры религиозную фанатичку, идущую за своим духовником на самосожжение.
Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? С другой — приводит убийцу в дом Хованского.
Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии. В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи.
Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только.
Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников.
Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Цитируется по: 100 опер. Стасова на смерть Модеста Мусоргского: Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру! Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, сколько бы мог и должен бы жить, почти никто из них не совершает всего, к чему, по-видимому, был призван и для чего родился. Почти все скошены на полдороге.
Искусство Мусоргского подлинно народно Цитируется по: Стасов В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. В шести книгах. Выпуск 3.
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор. Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях.
Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти. И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле. Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии.
Иди умойся, и садись дописывать свою божественную оперу «Хованщина»… с Так что всё у меня было с чистого листа и опасением: а вдруг «не пойдет»? Да еще как! Три с лишним часа спектакля — единым полотном большой красоты. Хотя — если с того же «Евгения Онегина» выходишь, и еще долго качаешься на волне знакомой музыки да, Пётр Ильич писал узнаваемые хиты! Для объяснения «про что» надо отнести спрашивающего к картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», прибавив к ней «Боярыню Морозову». То, что оперный спектакль «мужской» какими бывают и книги, и фильмы с «мужским» содержанием , я поняла уже на первой сцене. Мало того, что музыка «жёсткая», но и картинка не для удовольствия женских глаз: мужчины напиваются и поют , в то время, как рядом на телегу грузят трупы, а женщины отмывают стены и полы от крови.
Вот — собираются вместе три князя, три красивых, сильных и до краев наполненных энергетикой мужчины: Голицын, Хованский да Досифей-Мышецкий. Собираются, чтобы поговорить не «о славе, о любви, о женщинах — возвышенно и чисто», а чтобы зубами выгрызть у двоих других власть… И чем закончилось: один в ссылке, второй убит, третий устроил самосожжение себе и своим приверженцам. Власть… Никто ее не добился, зато тремя гордыми и красивыми людьми на свете стало меньше… Это мое личное, а теперь о конкретном спектакле, который смотрела. Музыка — превосходная.
Евгений Никитин Шакловитый нарисовал нещадного подлеца в сцене убийства Ивана Хованского всеми возможными сценическими средствами. Тихой душераздирающей кульминацией была выстроена последняя сцена третьего действия. Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы. Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan.
Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Первая редакция произведения принадлежит Римскому-Корсакову.
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин.
Лента новостей
- Из истории оперы «Хованщина» – Telegraph
- СОБЫТИЕ: Премьера мультимедийного спектакля «Псков - город-воин» : Псковская Лента Новостей / ПЛН
- Опера о русском Холокосте
- Этот день в истории. 21 февраля / ИА REX
- Опера «Хованщина»
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского, его же либр. на историч. сюжет (из времён стрелецких бунтов конца 17 в.). Начата в 1872, завершена и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым Б 1883. 21 февраля (9 февраля ) состоялась премьера последней оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
М. Мусоргский. Хованщина
Премьера спектакля на ростовской сцене состоялась 28 сентября 2018 года, а в июле 2019 года опера была с большим успехом исполнена ростовчанами на главной сцене страны — исторической сцене Большого театра России. «Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. Премьера спектакля на ростовской сцене состоялась 28 сентября 2018 года, а в июле 2019 года опера была с большим успехом исполнена ростовчанами на главной сцене страны — исторической сцене Большого театра России. В 1872 году Мусоргский приступил к работе над монументальной народной музыкальной драмой «Хованщина». Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году.