Власти Приднестровья просят Москву увеличить количество российских миротворцев в непризнанной республике, сейчас их численность не превышает 450, заявил «РИА Новости». Руководство Приднестровья заявило о планах добиться суверенитета с дальнейшим присоединением к России. Правда ли, что Приднестровье попросилось в состав России, о чем Приднестровье попросило Россию, ОБСЕ, Европейский парламент, СНГ и других, сколько русских живет в Приднестровье. Власти Приднестровья просят Москву увеличить количество российских миротворцев в непризнанной республике, сейчас их численность не превышает 450, заявил «РИА Новости» глава представительства республики в Москве Леонид Манаков. В беседе с РИА Новости эксперт заявил, что только Запад заинтересован в обострении кризиса вокруг Приднестровья.
Приднестровье: последние новости
Предположения остались таковыми. Съезд принял резолюцию с просьбой к России о защите и помощи, но экономической и дипломатической, с учетом того, что в Приднестровской молдавской республике проживает свыше 220 тысяч граждан Российской Федерации. Россия на берегу Днестра имеет уникальный опыт миротворчества в Зоне безопасности и с 1992 года является гарантом мира в регионе и посредником в переговорном процессе по урегулированию молдо-приднестровского конфликта. Принятие резолюции делегатами съезда. Теперь за сепаратизм можно угодить за решетку на срок до 5 лет. Правый берег считает всех представителей власти ПМР сепаратистами. Поправки были приняты в 2023 году. Введение таможенных пошлин на экспорт и импорт товаров из Приднестровья, которые вступили в силу с 1 января 2024 года.
Почти 35 лет назад Приднестровье объявило себя независимой республикой, Молдова с этим не согласна. Готово ли Приднестровье отказаться от этого статуса и, например, войти в состав Молдовы в качестве одного из субъектов некой федерации, например, с широкой автономией? На протяжении 30 лет было много экспертов, политиков, политологов, которые рассказывали о каких-то итогах, — и в итоге переговорный процесс находится в стагнации. Самое главное: это Молдова создала Приднестровье, Молдова создала легитимные основания для существования нашего государства.
И это важнейший элемент, это как раз самое несправедливое, что может быть в контексте урегулирования. То есть приднестровский конфликт уникален тем, что именно молдавская сторона в своих основополагающих документах, в Декларации о независимости, в постановлении парламента о нелегитимности создания МССР — союзной республики, совершила два акта сепаратизма — выйдя из СССР и выйдя из МССР. Заявив о том, что союзная республика, где мы временно были вместе, была создана незаконно, но тут же решила ее обратно воссоздать, уже нарушая свое законодательство. Потому что пытается претендовать на территорию Приднестровья.
Этого делать невозможно с точки зрения основ государственности Молдовы, и это то, о чем нам нужно говорить в переговорном процессе. С этой точки зрения, у Приднестровья есть гиперлегитимные основания для своей независимости — повторюсь, они напрямую заложены в основополагающих документах Республики Молдова, это первый момент. А что касается диалога и так далее. Вы знаете, настоящее Приднестровья определяет наш народ, воля народа, и будущее тоже должен определять народ Приднестровья: как он пожелает, так оно и будет строиться.
У нас есть легитимный переговорный процесс, и в рамках этого переговорного процесса мы должны прийти к формуле мирного, цивилизованного урегулирования. Каким оно будет, покажет время. Молдова не ответила на это письмо, хотя это была довольно сенсационная история с точки зрения специалистов по региону. На каких условиях тогда Приднестровье готово было договариваться и о чем, о каком статусе в составе Молдовы?
О чем шла речь? Ничего сенсационного в переписке или в общении руководства Молдовы и Приднестровья нет, это нормальная практика. Я напомню, что прошлый президент Молдовы проводил регулярно встречи с нашим президентом, у них было семь официальных встреч, представьте себе, на протяжении ряда лет. Никакой сенсации не было.
Поэтому наше обращение касалось того, о чем я сказал раньше, — намерения сесть за стол переговоров и обсуждать все важные вопросы. Готов Кишинёв обсуждать вопросы политического урегулирования — пожалуйста, добро пожаловать, у нас есть о чем поговорить; не готовы — будем обсуждать вопросы гуманитарные, для того чтобы не издеваться над людьми и не лишать их возможности обеспечивать охрану своего здоровья. То есть широкая опция. Но самое главное — это [что-то] делать, вести диалог, вести прямую, честную работу, для того чтобы не ухудшать ситуацию, не создавать проблемы для людей, а, наоборот, решать эти проблемы, чтобы люди видели пользу от переговорного процесса, пользу от политиков, которые спекулируют часто на этой теме.
Этот призыв касался именно нормального предложения сесть за стол переговоров. Он никак не касался каких-то формул, окончательных моделей и так далее. Но опять-таки, в нынешних условиях, пока нет политического диалога, рассуждать на эту тему я считаю [делом] довольно спекулятивным. У нас была встреча 16 января в текущем году.
Но эти встречи крайне редкие, потому что, как вы знаете, мой коллега не готов решать ни одну проблему, хотя он является политическим представителем, вице-премьером соседнего государства. Судя по всему, у него нет полномочий. Я уже трижды давал ему на подпись протокольное решение по исключительно гуманитарной теме — это возвращение детей, которые остались без попечения родителей. Вот родственники живут в Молдове или в Приднестровье, случилась какая-то беда — чтобы деток не отдавать в какие-то патронатные учреждения и так далее, их можно передать под опеку родственникам и сделать это максимально просто.
Так вот, молдавская сторона на уровне моего визави не готова даже подписывать такое протокольное решение. И о чем дальше говорить с молдавской стороной? Конечно, много вопросов. Но диалог нужно продолжать, поэтому у нас контакты регулярные в рабочем характере.
Есть экспертные рабочие группы, которые профильно работают по разным направлениям. Но, к сожалению, коэффициент полезного действия от такой работы пока крайне невысок. Россия тоже не признает Приднестровье. Вы ждете, что Россия признает Приднестровье?
Потому что они верят в его будущее, верят в то, что это государство демократическое, справедливое, способное защитить их интересы даже в этих условиях давления. Поэтому это самое главное. Мы работаем над решением всех задач, это моя обязанность как чиновника, как дипломата и как человека, как приднестровца. Я хочу счастья, стабильности и мира своему государству, хочу, чтобы мои дети жили в предсказуемом настоящем, в стабильном будущем.
Вот для этого мы и работаем. Не выгоднее ли было бы, например, Приднестровью воссоединиться в Кишиневе используют тот же термин «реинтеграция». RTVI с Молдовой и совместно вступить в Европейский союз, получить свободу передвижения и решить все проблемы, которые сейчас существуют у непризнанной республики? А что такое «воссоединиться»?
Мы никогда не были в Молдове, не были частью Молдовы. Мы не можем воссоединиться с ней, вы понимаете? Это первое. Создать МССР, союзную республику, нелегитимно с точки зрения молдавского законодательства, то есть такой вариант невозможен даже с точки зрения законов Молдовы.
А теперь про Евросоюз. Вы знаете, что Европа является одним из важных торгово-экономических партнеров Приднестровья. То есть сегодня своими действиями молдавская сторона дискредитирует Европейский союз и в глазах нашего населения, и в глазах нашего бизнеса. Очень простой пример, я уже говорил об этом.
Мы торгуем с Европейским союзом в рамках нашей особой джентльменской договоренности. Есть такое соглашение, которого мы достигли с Европейским союзом, внешнеполитической службой [ЕС], еще в конце 2015 года. Мы не брали на себя тех обязательств, которые брала на себя Молдова в рамках DCFTA Углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Над Приднестровьем нет наднациональных органов управления в виде совета по ассоциации.
То есть фактически мы не делегировали свои полномочия каким-то там европейским структурам. Но тем не менее Европа пошла навстречу, понимая, что нужно создавать условия для жизни людей. И мы торгуем, это выгодная торговля, мы производим конкурентные товары на европейских рынках. И вот «благодаря» банковско-финансовой блокаде у нас товарооборот начал падать.
А ввиду введения таможенных пошлин наши экономические агенты отказываются от контрактов и от поставок товаров в Европу, которые были подписаны еще в прошлом году, потому что это ограничение было неожиданным. И сегодня для того, чтобы поставить товары в Европу, у них нет возможности работать с банками Молдовы, а значит — нет возможности легитимно оплачивать продукцию и так далее. Соответственно, они не могут получить сертификат европейского происхождения и быть освобожденными от этих пошлин. Представьте себе такую торговлю с Европейским союзом — там нет экономики.
Может быть, в статистике учитывались товары, которые идут еще на украинские рынки, на молдавские рынки — как страны, симпатизирующей Европейскому союзу. Может быть. Но нет, конечно, — такого большого процента в нашей торговле Европейский союз не занимает. Это порядка трети.
Но это очень много. Я не понимаю логики действий молдавской стороны. Поверьте, это иррациональные действия. То есть вместо того, чтобы создавать условия для взаимодействия, создавать зону свободной торговли, снимать барьеры, привлекать бизнес… Ладно — политики, там у них свои какие-то позиции, у народа, может быть, менталитет традиционный, — ну, так привлекайте, создавайте равные правила игры для всех, создавайте транспарентные механизмы.
Нет, они этого не делают, а поступают ровным счетом наоборот, то есть дискредитируют Европу и разрушают наши торгово-экономические связи. Европерспектива для Приднестровья вообще существует? Европерспектива: если предприниматель поставлял товары из Европейского союза, то с 1 января он уже не может это делать — какая для него европерспектива? Ему вообще работу надо искать и кормить своих детей.
На завод не пойдет — завод стоит, потому что ему тоже запретили поставлять продукцию, понимаете, да? Насчет европерспективы повторюсь: Приднестровье адекватно рассматривает любые региональные, транснациональные экономические союзы и в этой части отдает должное авторитету и влиянию Европейского союза. У нас нет никаких фобий или каких-то предубеждений против Европы, ни в коем случае — наоборот. Но нам мешают развивать эти отношения.
Что касается завтрашнего дня, ну, вот народ Молдовы будет там определять или не будет, посмотрим. Народ Приднестровья тоже должен определять, куда ему двигаться, где ему удобнее, где ему интереснее. Это должен определять народ демократическим путем. Допустим, жители Приднестровья с молдавским гражданством поучаствовали бы в таком референдуме?
Пока он не организован, механизмов для его проведения нет, оснований правовых нет, поэтому подойдем к тому периоду, когда это всё будет происходить, и там посмотрим. Я правильно понимаю, что Приднестровье поддерживает военную операцию России? Если это не так, тогда поправьте меня. Об этом говорит руководство Приднестровья, мы говорим на всех уровнях.
Это наша абсолютно четкая, прозрачная позиция: мы исключительно за мирные методы урегулирования. В этой части немирные методы, конечно, — это не то, что мы могли бы поддержать. Я понимаю, что эта тема очень волнует приднестровцев. Если почитать каких-то аналитиков в России, на Западе, в Молдове, на Украине, везде Приднестровье фигурирует в качестве «возможного плацдарма».
Ему вообще работу надо искать и кормить своих детей. На завод не пойдет — завод стоит, потому что ему тоже запретили поставлять продукцию, понимаете, да? Насчет европерспективы повторюсь: Приднестровье адекватно рассматривает любые региональные, транснациональные экономические союзы и в этой части отдает должное авторитету и влиянию Европейского союза. У нас нет никаких фобий или каких-то предубеждений против Европы, ни в коем случае — наоборот. Но нам мешают развивать эти отношения. Что касается завтрашнего дня, ну, вот народ Молдовы будет там определять или не будет, посмотрим.
Народ Приднестровья тоже должен определять, куда ему двигаться, где ему удобнее, где ему интереснее. Это должен определять народ демократическим путем. Допустим, жители Приднестровья с молдавским гражданством поучаствовали бы в таком референдуме? Пока он не организован, механизмов для его проведения нет, оснований правовых нет, поэтому подойдем к тому периоду, когда это всё будет происходить, и там посмотрим. Я правильно понимаю, что Приднестровье поддерживает военную операцию России? Если это не так, тогда поправьте меня.
Об этом говорит руководство Приднестровья, мы говорим на всех уровнях. Это наша абсолютно четкая, прозрачная позиция: мы исключительно за мирные методы урегулирования. В этой части немирные методы, конечно, — это не то, что мы могли бы поддержать. Я понимаю, что эта тема очень волнует приднестровцев. Если почитать каких-то аналитиков в России, на Западе, в Молдове, на Украине, везде Приднестровье фигурирует в качестве «возможного плацдарма». Кто-то считает, что Россия сможет использовать Приднестровье для каких-то военных действий, операций против Украины.
Кто-то считает, что, наоборот, Украина может что-то сделать с Приднестровьем и прорваться, например, к складам с боеприпасами и так далее. Не пугает ли приднестровцев вся эта ситуация неопределенности, в которой оказался регион? Я думаю, что мы долго еще из этой неопределенности будем выходить — и с большими потерями, если говорить глобально. Приднестровцев, безусловно, пугают любые такие негативные процессы, особенно у своих границ. Но еще больше нас беспокоят террористические акты, которые были произведены против Приднестровья, начиная с весны 2022 года — сбросы с квадрокоптеров по территориям воинских частей, там сгорели автомобили, было обстреляно здание одного из силовых ведомств Приднестровья. И буквально весной уже 2023 года, когда в гостях у Приднестровья была делегация действующего председателя ОБСЕ и министра иностранных дел Северной Македонии Буяра Османи, мы, к счастью, смогли установить и предотвратить теракт, жертвами которого могли стать десятки дипломатов стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, ваш покорный слуга и так далее.
То есть ситуация могла быть, на мой взгляд, просто чудовищной. Повторюсь, это открытые сведения. Более того, мы пригласили к анализу этой ситуации, к расследованию всех заинтересованных представителей. Миссия ОБСЕ действует на территории Молдовы и в Приднестровье тоже — это посредник, они как раз должны заниматься вопросами региональной безопасности. Мы также обратились к представителям Соединенных Штатов и других государств, но никто не изъявил желания вообще проанализировать ситуацию, связанную с этим ужасным потенциальным терактом. А он ужасен еще потому, что там планировался двойной теракт: в центре города на перекрестке, там, где остановки, магазины и так далее, планировалось взорвать автомобиль, начиненный взрывчаткой мы этот автомобиль тоже обнаружили , и жертвами могли бы стать десятки, десятки людей, детей и так далее.
Это просто неимоверное зло, которое могло бы случиться на нашей территории. Поэтому, конечно, вы правы, мы крайне обеспокоены этой ситуацией. Сегодня у нас действует желтый код террористической опасности, предприняты необходимые механизмы по обеспечению безопасности населения. Но это создает, безусловно, напряжение в обществе, и мы хотели бы, чтобы международные структуры приложили все условия для того, чтобы не было рецидивов, не было угрозы террористических актов на нашей территории. Но пока, к сожалению, есть такие явления, и мы находимся в таких обстоятельствах. Мы никому не угрожаем — ни Молдове, ни Украине, ни США, ни России, естественно, то есть мы не можем быть источником конфликта.
Но инциденты, провокации и теракты на нашей территории, диверсии, как недавняя диверсия с сожжением вертолета, — это всё то, что происходит. Но, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы мы никак не были втянуты ни в какие конфликтные ситуации. Я правильно понимаю, что там есть отдельно миротворческий контингент, но он вообще трехсторонний — с участием Молдовы, России и Украины, и есть отдельно бывшая 14-я армия — это российская группа войск, еще примерно 1,5 тысячи военных? Это так или не совсем так? Миротворческая операция действительно трехсторонняя, но там участвуют приднестровские миротворцы, молдавские миротворцы и российские. Также там была группа военных наблюдателей от Украины, её по решению президента Украины отозвали, хотя мы считаем, что они могли бы продолжать свою работу.
Никаких препятствий для них нет — наоборот, всем было бы спокойнее, если бы украинские военнослужащие тоже обеспечивали, поддерживали мир в рамках своей компетенции. Ну, и, конечно же, такое определенное содействие миротворческой операции оказывает и ОБСЕ, поэтому у нас трехсторонний формат. Но в работе Объединенной контрольной комиссии это руководящий орган присутствуют также еще украинские дипломаты и представители ОБСЕ. Вот такой, на мой взгляд, очень хороший, очень эффективный механизм. Что касается российского присутствия, тоже очень много инсинуаций: кто-то пытается говорить о военных складах вооружений, кто-то говорит о военнослужащих, которые их охраняют, кто-то говорит о миротворцах… На самом деле это единое целое. Действительно, российские миротворцы обеспечиваются тем контингентом, который находится на территории Приднестровья.
Происходит ротация, поэтому какую-то часть времени военнослужащие проводят, охраняя склады, какую-то часть времени они в рамках ротации проводят, выполняя другие задачи, включая обеспечение мер безопасности на пунктах, там, где находятся миротворцы, в зоне безопасности. Поэтому российское присутствие мы рассматриваем исключительно с точки зрения обеспечения мер безопасности: это миротворческая операция и охрана оружия и военных складов, которые исторически остались на нашей территории. Потому что есть разные спекуляции о том, что их там уже нет, или они уже непригодны, скажем так, или они там лежат и интересуют всех ваших соседей. Я точно вам не скажу, потому что не специалист. Но они там присутствуют, никуда они не делись и требуют, конечно, должного ухода и охраны, безусловно. Кстати, для вашего понимания.
Приднестровье как бы пытаются обвинить в том, что мы против того, чтобы эти вооружения, боеприпасы были выведены, а молдавская сторона часто спекулирует о том, что надо вывезти боеприпасы. Но надо понимать, что такой объем и характер этих боеприпасов не подразумевает, чтобы взять авоську и откуда-то вынести куда-то боеприпасы. Куда их вывезти? Есть боеприпасы, которые в принципе нетранспортабельны, то есть необходимо их утилизировать. Это сложный комплексный процесс: необходимо там строить заводы, обеспечивать экологическую безопасность, физическую безопасность. И к этому диалогу была готова российская сторона, мы точно знаем.
В 2019 году нас посещал министр обороны Российской Федерации, он посещал и Республику Молдову, и как раз инициатива касалась решения проблемы с боеприпасами. Но тогда, насколько я понимаю, молдавская сторона не была готова пойти навстречу, и воз и ныне там, что называется. Поэтому тут надо развенчать еще один миф. Приднестровье, естественно, за решение этого вопроса — на нашей территории такой объем боеприпасов. Конечно, это несет в себе определенную угрозу и риски. Но это нужно делать разумно, а не заниматься спекуляциями.
Знаете как, волшебную палочку дать молдавскому политику, он там махнет, и их не станет — так не бывает. Мы, кстати, пытаемся как-то объяснять молдавским коллегам более серьезно — они иногда живут в своем каком-то странном мире, очень оторванном от реальности, — что для этого нужно договариваться, для этого нужно решать вопросы, нужны высокие технологии и нужны серьезные финансовые средства. Были официальные встречи, об этом говорилось. Сформулирую так: исходит ли какая-то угроза именно от Украины в отношении Приднестровья? Потому что некоторые украинские чиновники говорили о том, что они могли бы посодействовать Кишинёву и занять Тирасполь в оборонных целях. Вообще в Тирасполе серьезно воспринимают такие заявления или нет?
Отдельные политики, эксперты каждый день что-то заявляют. Если так серьезно анализировать эти заявления, то можно, в общем-то, потерять значительную часть своего здоровья. Мы же исходим из реалий. Мы находимся в плотном политико-дипломатическом контакте со всеми участниками, включая украинскую сторону. Вы знаете, что буквально с конца прошлого года у нас установились, наконец-то, регулярные нормальные контакты с уполномоченным представителем Украины в переговорном процессе Пауном Роговеем, который у нас уже дважды был в гостях. И мы все проблемные моменты обсуждаем именно на этом уровне.
Это уполномоченное лицо, которое уполномочено обсуждать вопросы мирного диалога, политического урегулирования и так далее Поэтому в данном случае мы исходим из тех сведений, из той позиции, которая идет по этому каналу коммуникации. То есть мы оставляем украинским и молдавским экспертам пространство для маневра. Пусть они говорят, что угодно, — реальность отличается от их желаний или фантазий. Но самый главный момент, о котором тоже нужно знать. После февраля 2022 года на территорию Приднестровья, через территорию Приднестровья транзитом проехало более 200 тысяч граждан Украины, и они все были зарегистрированы у нас. Повторюсь: буквально 25 или 26 февраля Украина закрыла все пункты пропуска на территорию Приднестровья, полностью закрыла с нами границу.
Но украинцы все равно приехали на территорию Приднестровья, там получили первую помощь, там были центры размещения, гостиницы, специальные центры и так далее. Многие из них, большинство, уехало. Но порядка 40 тысяч граждан Украины сегодня живут здесь, у нас. Их дети ходят в наши школы, детские сады. У нас есть украинские учебные заведения, украинские лицеи. Украинский язык тоже является одним из трех официальных языков Приднестровья.
То есть эти люди за этот период вполне себе социализировались в нашем обществе. Кстати, вы знаете, что у нас в информационной сетке вещания полностью присутствуют и российские, и украинские телеканалы? У нас ничего не запрещено, можно включить любой телеканал, посмотреть, сделать свои выводы. И то, что у нас в обществе есть определенная стабильность и гармония, это означает, что люди, которые здесь живут, во-первых, ценят мир, и, во-вторых, наверное, они весьма мудрые люди. Они понимают какие-то приоритетные вещи и не поддаются эмоциям, потому что у нас нет конфликта между украинцами, россиянами и так далее. Это еще раз подтверждает, что они живут в рамках нашего единого многонационального приднестровского народа, общества, которое уважает языки, культуру, традиции, свято чтит их и не нарушает права других людей.
Кишинёв отказался от исполнения почти всех ранее достигнутых соглашений с Приднестровьем. Приднестровье обратилось к России: что это значит Президент Приднестровской республики Вадим Красносельский напрямую обвинил на съезде Кишинев в осуществлении геноцида населения ПМР. И, хотя никакого обращения с просьбой о вхождении в состав России принято на съезде не было, он все же принял достаточно серьезные документы - сразу несколько обращений. Президент непризнанной Приднестровской Молдавской республики Вадим Красносельский. Фото: ТАСС Первое и самое главное - в адрес Совета федерации и Государственной думы РФ с просьбой о реализации мер по защите Приднестровья в условиях усилении давления со стороны Кишинева с учетом факта постоянного проживания на территории региона более 220 тысяч граждан России и уникального положительного опыта российского миротворчества на Днестре, а также статуса гаранта и посредника в переговорном процессе.
Запад не признаёт ПМР, это понятно. Почему не признаёт Россия?
Президент Молдавии утверждает, что конфликт в Приднестровье возник по причине того, что "Москва поддержала сепаратистский режим", который много лет сохраняется благодаря этой поддержке. По ее словам, это "очень несправедливо, что людям с правого и левого берега Днестра мешают свободно перемещаться". Мир в Приднестровье поддерживают совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских и 355 молдавских.
Приднестровье в условиях экономического давления со стороны Кишинева как никогда нуждается в поддержке, заявил в интервью РИА Новости глава внешнеполитического ведомства региона Виталий Игнатьев.
В декабре 1990 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал указ, в котором призвал Молдову «соблюдать интересы всех национальностей, проживающих на её территории» и не допускать «разжигания межнациональных конфликтов», а решения о провозглашении автономии Гагаузии и Приднестровья назвал не имеющими юридической силы. В конце 1990 года в Дубоссарах начали силовую операцию для подавления «пришельцев» и «сепаратистов». К марту 1991 года карательные акции полицейских переросли в вооружённые столкновения. Президент Молдовы ввёл режим ЧС на всей территории республики и приказал ликвидировать и разоружить милицию Приднестровья. В итоге театр военных действий расширился, охватив левобережные сёла на подступах к Дубоссарам и правобережные Бендеры. В августе 1991 года отряды кишинёвского спецназа арестовали часть депутатов Верховного и местных советов Приднестровья. В ответ женщины-депутаты Тираспольского горсовета сформировали забастовочный комитет, блокировали железную дорогу и провели в центре столицы ПМР многотысячный женский митинг, на котором приняли резолюцию с требованиями освободить арестованных политиков и начать формирование народной гвардии. В сентябре молдавский ОПОН ночью вновь вошёл в Дубоссары, где применил оружие и подверг избиениям более 100 мирных жителей. Но под давлением общественности к октябрю милиция покинула город, а приднестровских депутатов освободили.
В декабре молдавская полиция совершила несколько попыток взять под контроль Дубоссары. В ходе стычек были погибшие, в том числе силовики. При этом в Приднестровье начали прибывать члены казачьих организаций и другие добровольцы из разных городов России. Спусковой крючок Зимой 1991—1992 года отношения между Кишинёвом и Тирасполем обострялись. Спусковым крючком для полномасштабных военных действий стали столкновения полицейских и нападение молдаван на российские войска, оставшиеся в стране после распада СССР. В ночь с 1 на 2 марта 1992 года из засады расстреляли машину с дубоссарскими милиционерами, которые выехали на ложный вызов, в том числе начальника милиции Дубоссар. Поскольку приднестровские силовики работали параллельно с молдавскими в одном здании, последних заподозрили в подставе. Члены местной казачьей организации и милиционеры окружили здание и потребовали от молдавских полицейских сдать оружие и покинуть город. В процессе конфликта началась перестрелка. Часть полицейских сбежали, часть перешли на сторону ПМР, а 27 человек удалось арестовать.
Их позднее обменяли на бывшего командующего 14-й российской армией, дислоцировавшейся в Приднестровье, генерал-лейтенанта Геннадия Яковлева. Война в Приднестровье — вооружённый конфликт между правительственными силами Молдовы и сепаратистской Приднестровской Молдавской Республикой, 1992 год 2 марта отряд специального назначения МВД Молдавии атаковал полк российской 14-й армии, дислоцировавшийся возле села Кочиеры Дубоссарского района. Полиция взяла в заложники семьи военных, но нападение удалось отбить. Снайперы с правого берега уничтожали любую «движущуюся цель», включая гражданских. Так, 24 марта полицейские расстреляли на окраине Дубоссар двух подростков, собиравших стреляные гильзы, а через день в селе Дороцкое был убит тракторист, перевозивший цыплят. Под перекрёстный огонь попал автобус с работницами хлопкопрядильной фабрики. В результате стычки были погибшие и раненые с обеих сторон. В молдавском парламенте почти решили начать урегулирование конфликта, но 19 июня внезапно начались кровопролитные бои в Бендерах. Бывший замминистра внутренних дел Молдовы Борис Муравский считает , что приднестровский конфликт подогревали со стороны: «Во время пожара кто у потерпевшего больше всего ворует? Ближайшие соседи.
У нас был пожар — разваливался Союз. Румыны хотели получить Молдову. Вот и накануне бендерских событий 19 июня 1992 года заключили мирное соглашение. И вдруг взяли и напали на Бендеры». Беспорядочная стрельба из всех видов оружия привела к большому числу жертв среди мирного населения.
Возможно, Кишинев просто ищет способ снять с себя ответственность за то, что будет происходить в регионе - в том числе и в случае какого-то военного вторжения», - заявил эксперт. На фоне слов о вступлении в ЕС власти Молдавии регулярно требуют от России вывести войска из Приднестровья. По словам эксперта, если РФ сделает это, то регион перестанет существовать. Эти требования, безусловно, беспокоят Тирасполь.
На самом деле все здесь зависит исключительно от России.
Ни войны, ни мира. Что происходит вокруг Приднестровья и кому выгодно раздувать пламя конфликта
Переговорный формат по Приднестровью: получится ли у Кишинева его разрушить? Вы знаете кто такой шериф, которому принадлежит Приднестровье? Приднестровье, официально Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), является непризнанным сепаратистским государством, расположенным на узкой полосе земли между рекой Днестр и молдавско–украинской границей.
Приднестровье хочет стать частью России: каким будет ответ Кремля
А как доказательство того, что Приднестровье вспыхнет, украинские аналитики приводят вояж бывшего премьер-министра Великобритании, а ныне — министра иностранных дел этой страны Дэвида Кэмерона по маршруту Одесса-Кишинев. Но отчего, собственно, ситуация вокруг Приднестровья закипела-задымилась именно сейчас? Теперь по поводу статуса Приднестровья и политического урегулирования. Сейчас все понимают, что все будет решено в ходе специальной военной операции, все зависит от ее результатов. 28 февраля в Приднестровье прошел съезд народных депутатов всех уровней, первый за 18 лет. «Президент» Приднестровья Вадим Красносельский заявил в интервью РИА Новости 24 февраля, что ситуация в сфере безопасности «волнующая».
Приднестровье хочет войти в состав России. История вопроса и мнения жителей
Сейчас Молдавия является единственным доступом ПМР к внешнему миру. Заявление Борреля, видимо, стало новостью не только для жителей Молдавии и ее восточного региона – Приднестровья, но и руководства РМ. 28 февраля в Приднестровье прошел съезд народных депутатов всех уровней, первый за 18 лет. В СМИ появилась информация о том, что Приднестровье срочно готовится войти в состав России. Приднестро́вская Молда́вская Респу́блика (молд. Република Молдовеняскэ Нистрянэ, укр. Придністровська Молдавська Республіка) или Приднестро́вье. Виктор, в конце февраля в Приднестровье прошел так называемый съезд депутатов всех уровней.
Мятежный регион: что происходит в Приднестровье и возможна ли там новая война
Сейчас Молдавия является единственным доступом ПМР к внешнему миру. Власти непризнанного Приднестровья обратятся за помощью к РФ из-за давления со стороны Молдавии. Теперь по поводу статуса Приднестровья и политического урегулирования. Сейчас все понимают, что все будет решено в ходе специальной военной операции, все зависит от ее результатов. Географически Приднестровье окружено Украиной и Молдовой, не имеет выхода к морю. Защита интересов жителей Приднестровья является одним из приоритетов, Россия всегда внимательно рассматривает поступающие просьбы – так в МИД РФ прокомментировали обращение депутатов ПМР.
Приднестровье не планирует обращаться к Москве с просьбой о включении в состав РФ
22 февраля - 43129795515 - Медиаплатформа МирТесен. Власти Молдавии выступили заявлением о том, что никакой угрозы эскалации и дестабилизации ситуации в Приднестровье сейчас нет, а действия приднестровских властей назвали «пропагандой» и «очередной попыткой вызвать истерию в обществе». 22 июля глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев в интервью РИА Новости сообщил о готовности непризнанной республики присоединиться к России, если территория обретет независимость от Молдовы. Глава непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Вадим Красносельский считает, что власти Молдавии исторически не имеют права претендовать на Приднестровье. Сейчас в Приднестровье имеется пассажирское железнодорожное сообщение с Молдавией, Украиной, а через их территорию — и с другими странами. Правда ли, что Приднестровье попросилось в состав России, о чем Приднестровье попросило Россию, ОБСЕ, Европейский парламент, СНГ и других, сколько русских живет в Приднестровье.
Приднестровье больше не Молдова. Начинается?
Молдова — единственная страна в мире, которая взимает двойные таможенные платежи, экспортно-импортные сборы. Нигде такого нет, это нарушает принципы свободной торговли, включая принципы Евросоюза, к которому так стремится наша соседняя республика. Поэтому это комплексное давление, которое действительно создает проблемы, лишает людей возможности нормально жить и развиваться, растить детей, было, конечно, основным триггером, который побудил общественность Приднестровья высказать свою позицию, высказать свою волю и обнаружить единство в таких подходах. Потому что, очевидно, давление нацелено на то, чтобы как-то нас запугать, разобщить. Так вот, общество наше как никогда сегодня консолидировано, и решение этого съезда является тому подтверждением. Там 17 сентября 2006 года население Приднестровья высказалось за независимость Приднестровья. За независимое развитие и последующее свободное присоединение к России — такая формулировка была. Могли бы вы пояснить, какую конкретно дипломатическую поддержки Приднестровье ожидает от Москвы? И от кого его нужно защищать?
И эти обращения касались не только Российской Федерации о России мы сейчас поговорим , но и ОБСЕ и всех других участников международного переговорного формата «пять плюс два» — постоянного совещания, в котором участвуют и Украина, и Европейский союз, и Соединенные Штаты Америки. Мы обратились ко всем. Мы обратились также к Европейскому парламенту, обратились к международным организациям в сфере здравоохранения и так далее. То есть круг реципиентов наших обращений был довольно широк. Что касается обращения к Российской Федерации, тут всё очень, на мой взгляд, на поверхности. Россия является, во-первых, гарантом мира и стабильности на берегах Днестра. Вы знаете, что миротворческая операция, которая действует с июля 1992 года, по настоящее время является уникальной и создает основания для того, чтобы мы вели мирный переговорный процесс, чтобы люди жили спокойно и не опасались никаких конфликтов. Поэтому, конечно, Россия как миротворец несет определенную миссию, создает условия для политического диалога.
Ну и кроме того, Россия еще является одним из сопосредников в переговорном процессе «пять плюс два». Поэтому, конечно же, в рамках этого статуса России мы настаиваем на том, чтобы Российская Федерация проявляла политико-дипломатические подходы, направленные на то, чтобы не допустить разрушения переговорного процесса, который сегодня, как известно, находится в стадии деградации, не допустить усиления мер давления на Приднестровье. Потому что в рамках нашего переговорного процесса есть документ, он называется «Принципы и процедуры», под которым подписались все участники и который запрещает давление на одну из сторон переговорного процесса. То есть то, что сегодня делает Молдова, — это нелегитимно ни с точки зрения международного права, ни с точки зрения комплекса договоренностей в рамках переговорного процесса. Поэтому, конечно же, обращение к России касается политико-дипломатической проактивной позиции, которая должна быть направлена на мирное, стабильное решение всех проблем и нивелирование форм давления. Аналогичные призывы мы также адресовали другим участникам, не только Российской Федерации. У меня есть знакомые в Приднестровье, это реальные люди. Они говорят, что, в общем, продукты есть, всё ввозят, лекарства есть.
Действительно, там бывают проблемы с поставками каких-то видов лекарств и медицинского оборудования. Это связано с тем, что Молдова требует, чтобы они были сертифицированы по молдавским стандартам, а Приднестровье с этим не согласно. Ну и, кроме того, Молдова ввела таможенные пошлины в отношении приднестровских компаний — раньше этого не было, и Приднестровью это тоже не нравится. То есть именно в этом состоит смысл «блокады», о которой вы говорите. Это так? Начнем с того, что в принципе, наверное, Молдова на протяжении десятилетий реализует в отношении Приднестровья блокадные меры. Наверняка, если вы касались нашего кейса, то знаете, что были «телефонные войны». У нас, кстати, до сих пор с Молдовой нет прямой телефонной связи, Молдова не исполнила договоренность в этой части.
Что касается блокады, то, конечно, это комплексное давление. Во-первых, банковско-финансовая блокада. Представьте себе, что наши экономические агенты не могут открыть счета в банках Молдовы. Они на временной основе зарегистрированы в Молдове, чтобы иметь возможность экспортно-импортной деятельности, торговать со всем миром, включая Евросоюз. Нет счетов — нет возможности выпуска продукции и закупки продукции; нет такой возможности — значит, экономический агент не получает сертификат, допустим, сертификат происхождения товара «Евро-1». Соответственно, он должен выплачивать пошлину, которая была введена с 1 января, в полном объеме. То есть банковско-финансовая блокада является очень важным элементом давления, который в принципе не позволяет нормально работать нашим предприятиям. Второй момент.
Ряд предприятий — это ведущие заводы, там работает порядка 1,5 тысяч человек, это завод «Прибор», завод «Потенциал», завод «Электромаш», — они просто практически остановились из-за того, что Молдова по политическим мотивам считает продукцию этих предприятий как товары или продукцию двойного назначения. То есть десятилетиями эти предприятия торговали и со странами Евросоюза, и с Казахстаном, и с другими государствами, в том числе из ЕАЭС. Но Молдова просто решила, что все товары, которые идут с этих предприятий, надо проверять и пропускать через фильтр специальной комиссии. А комиссия не проводится: месяц, два, три — комиссия не проходит. А товары ждут, товары ждут в том числе в Европейском союзе, и, конечно же, никакого отношения к продукции двойного назначения они не имеют. Третий момент. Наши экономические агенты вынуждены оплачивать экологические сборы, чего раньше тоже не было, — это тоже дополнительная нагрузка. Таможенные пошлины, о чем мы говорили.
Нигде в мире никто не собирает двойные пошлины, потому что наши предприятия платят в наш бюджет, а условия регистрации в Молдове изначально определялись как освобождение наших предприятий от таможенных пошлин и сбора платежей. Никакое предприятие, никакой завод не может работать в условиях двойной таможенной нагрузки. Это косвенный налог в бюджет Молдовы, а молдавский бюджет никакого отношения ни к выплате пенсий, ни к выплате зарплат и так далее в Приднестровье не имеет. То есть это поборы, которые абсолютно нелегитимны ни с какой точки зрения. Это лекарства из Индии, допустим, Белоруссии, Украины, Российской Федерации — те лекарства, которые конкурентны на рынке, они дешевле европейских аналогов. Но мы вынуждены покупать лекарства либо в Европе, либо в Молдове, которые дороже. Это проблема. Но есть и вторая часть, которая еще более жесткая, на мой взгляд.
Это запрет поставки рентген-оборудования и других технологических запчастей, цифровых компьютерных томографов и флюроаппаратов. То есть того, что нужно людям, что нужно нашим клиникам. Кишинёв это делает абсолютно по политическим мотивам. Допустим, у нас республиканская клиническая больница нуждается в поставке рентген-оборудования. Молдова говорит: «Нет, не может быть «республиканская» в названии, потому что это молдавское государство». И вот на этом основании начинается просто чехарда ограничений, препятствий, и Кишинёв просто не пускает рентген-оборудование, закупленное в Европе, фирмы Siemens, которая контролирует процесс использования этого оборудования, которая технологически очень щепетильно относится к правильности его использования. Вы понимаете, что это нонсенс для Европы, для тех же наших партнеров в Европе, которые поставляют нам это оборудование, что у Молдовы есть какие-то вопросы. Это абсолютно легитимные процессы поставки.
Они раньше проходили без проблем, но вот в последнее время эти проблемы у нас начались. В прошлом году три месяца бились над тем, чтобы поставить в Приднестровье трубку для компьютерного томографа это небольшая деталь , в итоге Кишинёв разрешил худо-бедно. Ну вот сейчас у нас целый набор проблем, мы не можем поставить множество оборудования исключительно по политическим мотивам. Вы упомянули об урегулировании, о том, что вы ждете от России содействия. Не пора ли как-то решить этот вопрос и договориться с Молдовой? И вообще, чего вы ждете от урегулирования, каких конкретно результатов? Это важно для правильного понимания ситуации. Во-вторых, вы знаете, Приднестровье не ждет ничего.
Мы обратились к молдавской стороне еще несколько лет назад с призывом сесть за стол переговоров и обсуждать все проблемы. Вы знаете, что порядка семи обращений было написано лично президентом Приднестровья в адрес руководства Молдовы, президента Молдовы, были обращения в адрес премьер-министра, руководителя парламента с призывом сесть и за столом переговоров обсуждать все важные вопросы — вопросы безопасности, вопросы мира, вопросы интересов людей, гуманитарную тему, — любые другие, которые интересуют обе стороны. Мы же не против. Но молдавская сторона отказывается от такого субстантивного диалога, как мы видим. То есть не мы ждем чего-то. Мы, наоборот, готовы к переговорам на всех уровнях. Мы настаиваем на том, чтобы переговоры проходили в международном формате «пять плюс два», но этот переговорный процесс тоже искусственно блокируется с октября 2019 года по настоящее время. То есть формата «пять плюс два» нет международного имеется в виду, что он буксует.
RTVI , который мог бы быть таким хорошим механизмом, позволяющим двигаться вперед, и на уровне высшего политического руководства со стороны Молдовы нет желания урегулировать. То есть это не наша проблема, это как раз проблема наличия политической воли в Кишинёве. И один из элементов нашего призыва — призвать международных партнеров повлиять на молдавскую сторону, с тем чтобы они вели диалог цивилизованно, мирно, без мер давления, без репрессивных ограничений. Закон о сепаратизме — это тоже элемент запугивания нашего населения. Поэтому на самом деле мы открыты к нормальному, конструктивному диалогу, и окно возможностей мы не закрываем. Почти 35 лет назад Приднестровье объявило себя независимой республикой, Молдова с этим не согласна. Готово ли Приднестровье отказаться от этого статуса и, например, войти в состав Молдовы в качестве одного из субъектов некой федерации, например, с широкой автономией? На протяжении 30 лет было много экспертов, политиков, политологов, которые рассказывали о каких-то итогах, — и в итоге переговорный процесс находится в стагнации.
Самое главное: это Молдова создала Приднестровье, Молдова создала легитимные основания для существования нашего государства. И это важнейший элемент, это как раз самое несправедливое, что может быть в контексте урегулирования. То есть приднестровский конфликт уникален тем, что именно молдавская сторона в своих основополагающих документах, в Декларации о независимости, в постановлении парламента о нелегитимности создания МССР — союзной республики, совершила два акта сепаратизма — выйдя из СССР и выйдя из МССР. Заявив о том, что союзная республика, где мы временно были вместе, была создана незаконно, но тут же решила ее обратно воссоздать, уже нарушая свое законодательство. Потому что пытается претендовать на территорию Приднестровья. Этого делать невозможно с точки зрения основ государственности Молдовы, и это то, о чем нам нужно говорить в переговорном процессе. С этой точки зрения, у Приднестровья есть гиперлегитимные основания для своей независимости — повторюсь, они напрямую заложены в основополагающих документах Республики Молдова, это первый момент.
Все, что надо - стянули, и даже спецуру из под Бахмута и Донецка перекинули недавно. В общем у русских местных вариантов устоять там тупо нет. Поэтому выбор лишь - подрывать склады или отдать без боя, чтобы все поехало на восточный фронт ВСУ 700 к личного состава под ружьём без учёта тыла. На Приднестровье достаточно 25-30к Там же совсем мало военных. Не более 10-15 к с учётом резервистов. А тяжёлой техники вообще нет. ТГ Призрак Новороссии ------------------------------------------------ По нашей информации есть около 260 подготовленных человек из состава ВСУ, которые могут инсценировать прорыв границы со стороны ПМР в сторону Украины. Для этого сегодня с Котовского гарнизона началась передислокация в 20-00 с марш-броском в сторону границы с ПМР. Планируется организация "прорыва" в районе населенных пунктов Тымково или Станиславка. Также на Слободке стоят составы как пустые так и с техникой. Образуется воронка радиусом 1,5 км и средней глубиной до 75 метров высота 27-этажного дома Общий радиус действия первичной ударной волны может составить 40 - 50 км и более. В этом случае последствия разрушений сравнимы с землетрясением силой в 7 - 7,5 балла. Возможная ударная волна накроет Рыбницу, Резину, дотянется до молдавского Оргеева и накроет украинские Балту и Подольск бывший Котовск Информация из экспертного доклада Академии наук Молдовы ещё 2005 года. Тогда инициатором этого документа стал президент Молдовы Воронин. В начале нашего века половину вывезли в Россию, но осталось еще столько, что просто ужас. Если взорвется, то мощь сопоставима с ядерным зарядом. В Молдавии вновь оживляется тема размена территорий с Украиной. Идея в том, чтобы отдать Киеву село Колбасна, что прямо у границы, в обмен на кусочек Одесской области. Об этом в интервью "Независимой газете" рассказал лидер Социал-демократической партии Молдавии Виктор Шелин. Все прекрасно, но в таком случае Кишинев предлагает иностранному государству то, что ему не принадлежит. Ведь именно в Колбасне, что вообще-то еще и в Приднестровье, находятся российские склады с оружием. И вот такой щедрый Кишинев говорит украинцам: "Забирайте! Не жалко! Или, по крайней мере, о них не сообщается.
Эксперт по вопросам безопасности считает, что сейчас у России есть более актуальные задачи, чем решение Приднестровского вопроса. Когда она с ними справится, полагает он, Москва возьмется за регион и у Кишинева не останется шансов осуществить реинтеграцию в том виде, в котором он задумал. И это можно сделать сейчас, когда, повторюсь, Россия занята гораздо более важными, экзистенциальным для себя проблемами. Когда Россия их решит, то тогда уже без России, боюсь, никак не найти долгосрочного решения приднестровского конфликта», — заключил Александр Фленкя. Не так давно Фленкя отмечал, что «за всю историю Приднестровского конфликта никогда не было такого подходящего момента, как сейчас, для его урегулирования». Он утверждал, что, как это ни парадоксально, война на Украине создала много возможностей, которые Республика Молдавия не должна упустить, Напомним, ранее президент Молдавии Майя Санду говорила о том, что необходим новый формат переговорного процесса по Приднестровскому урегулированию.
Глаз радовался. Честно говоря, думал здесь будет все более запущено. Заглянул на Центральный рынок. Поразила чистота и аккуратность, особенно бросившаяся в глаза после посещения грязного и хаотичного Центрального рынка Кишинева, откуда я уезжал в Тирасполь. Когда зашел в магазин купить воды, по привычке вытащил iPhone и попытался заплатить через Apple Pay. Только что в Молдавии все покупал по моим обычным банковским картам. Начал тыкать в платежный терминал, тот не отзывался. Тут девушка с кассы посмотрела на меня, как на диковинную зверушку и объяснила: — У нас не работают ни Mastercard, ни Visa. Тут-то я и стал постигать всю уникальность приднестровской экономики. В республике не работают никакие международные платежные сервисы. Нужно заезжать с наличкой и обменивать на местные рубли с ликами Суворова и Румянцева-Задунайского, героями русско-турецких войн, в ходе которых здешние земли вошли в состав России. К счастью, у меня была в кошельке кое-какая наличность. В обменниках принимают российские рубли, украинские гривны, молдавские леи, евро, доллары франки и йены. При этом в республике достаточно развитая банковская система. В ходу местные пластиковые банковские карты, развиты различные электронные платежные сервисы. Та же фигня и с мобильной связью. Нужно брать сим-карту местного сотового оператора, естественно входящего в холдинг «Шериф». Как я понял, еще не на каждом телефоне это можно настроить из-за каких-то ограничений в сервисах смартфона из-за санкций. Он мне подсказал, что в продажу выкинули пачку билетов на матч, он только что купил. Я кинулся к платежному терминалу, через который продавались билеты на мероприятия. Начал судорожно покупать последний оставшийся билет. Но тут что-то пошло не так. Хотя аппарат дал мне выбрать место, принял деньги и даже выплюнул чек, но не сделал главного: не распечатал по этому чеку билет на матч и выдал ошибку. Билет, кстати, стоит 1100 местных рублей 4400 наших рублей. Я стал звонить в техподдержку. Те признались, что произошел сбой и обещали помочь и перезвонить. В итоге после часа ожидания отправили меня в отделение банка писать заявление, пообещав, что меня будет ждать специалист, который вернет деньги.