Если сравнивать с техникой из других моих статей, то легкий быстроходный танк обходился всего лишь в 11.000 рублей.
Танк Н. Н. Лебеденко
До 1917 года танк стоял под охраной на том месте, где застрял. Потом про него забыли. Лишь в 1923 году вспомнили и разобрали на металлолом. Сегодня крошечную модель «Нетопыря» можно увидеть в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль». В 1956 году историю создания Царь-танка описал в художественно-историческом романе «Талант Жизнь Бережкова » Александр Бек. Под фамилией Бережков описан Николай Лебеденко. В 70-е журнал «Техника - молодежи» посвятил ему знаменитый центральный разворот. Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас запустил на съемочную площадку очень похожий на танк Лебеденко межпланетный дроид-танк IG-227 Hailfire, только заднего катка не было. В 2018 году в подмосковном Музее танка Т-34 группа энтузиастов воссоздала полноразмерный макет танка по оригинальным чертежам. И каждый раз - будь то машина Лебеденко, танк Менделеева сын великого химика или «Вездеход» Пороховщикова - в кулуарах и прессе появлялись теории о том, что все это «англичанка гадит».
По теориям заговоров союзники-англичане через своих российских «иноагентов» в Генштабе проваливали испытания и не допускали вывода новинок в серийное производство.
Представленные в документах характеристики, безусловно, поражали воображение. Фактическая толщина брони доходила до 269 миллиметров в лобовой части корпуса и до 305 миллиметров в башенном передке. Под стать была и бортовая броня — 182 миллиметра. Выходило, что ни из одного имеющегося в мире танкового орудия поразить «Объект 279» вообще нельзя. Но форма!
При взгляде хоть спереди, хоть сбоку танк был больше похож на поставленное на гусеницы блюдце. Именно эта приплюснутая форма во многом и обеспечивала максимальную толщину брони. И именно такой она и могла быть, учитывая главную фишку нового танка. Вместо двух гусениц у него было сразу четыре, располагавшихся под всей площадью брюха. После атомной бомбардировки от дорог ничего не останется, а четыре гусеницы позволят проехать по любому бездорожью. И вообще, какие претензии?
Вот вам 130-миллиметровая пушка, вот самая толстая в мире броня, вот ночной прицел, вот полуавтоматическая система заряжания. Хотели лучший танк? Выходило, что и правда — лучше не придумать. Однако из-за оригинальной формы свободное пространство внутри танка сжалось до размера банки шпрот, ну да ничего, экипаж потерпит. Надо скорее проводить полевые испытания и запускать машину в серию. Говорят, у знаменитого оружейного конструктора Сергея Непобедимого была любимая поговорка: «Железку не обманешь».
В том смысле, что на бумаге может получаться как угодно хорошо, а вот в натуре все недостатки всплывут обязательно. Так и вышло.
Прототип был собран на полигоне в 60 км от Москвы.
Оказалось, что конструкция сильно давит на заднее колесо, оно проваливается в землю и танк не может двигаться. Были и другие недостатки: благодаря своим огромным размерам, танк был легкой целью для вражеской артиллерии. Большие передние колеса были достаточно хрупкими и могли быть разрушены несколькими залпами.
Но кто обращал внимание на такие мелочи, если высочайшее соизволение и 210 тысяч рублей буквально из кармана выдал разработчику сам Николай II?! Сначала проект посмотрел глава Союза земств и городов князь Георгий Львов - тоже не великий инженер. Но именно он добился личной аудиенции у императора.
Встреча состоялась 8 января 21 января 1915 года. Лебеденко пришел на нее с хорошо подготовленной презентацией в виде деревянной модели своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. Придворные вспоминали: император и инженер, «аки дети малые», полчаса ползали по полу, а игрушка бегала по ковру, запросто преодолевая наваленные на нем стопки томов «Свода законов Российской империи».
Царь-танк У нас есть никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол, в Оружейной палате хранится никогда не ездившая Царь-карета, подаренная Екатерине II ничего не знавшими о наших дорогах иностранцами. Танк Лебеденко «Нетопырь», «Летучая мышь», «Мамонт» - продолжение коллекции. Если быть точным, это колесная боевая машина.
По замыслу создателей, главным оружием их детища должен был быть психологический эффект - появление гиганта на поле боя испугало бы солдат противника куда больше, чем слоны Ганнибала древнеримских легионеров. Ну представьте себя немецким бойцом 1915 года!
Провальные продукты прокладывают дорогу успешным (на примере танков)
Передача рассказывает о создании инженером Н.Н. Лебеденко в 1915 году бронированной сухопутной боевой машины, прозванной "Царь-танком". Царь-танк Лебеденко – Самые лучшие и интересные фото по теме: Знаменитости, интересное на развлекательном портале По сути, машина Лебеденко не являлась танком, в общепринятом значении этого слова, потому что вместо гусениц использовались колеса. Местные называют эту зону «лесом танка», поскольку уже несколько поколений ходят по грибы к останкам машины Лебеденко.
Трехколёсный танк — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914-1915 гг
Сегодня крошечную модель «Нетопыря» можно увидеть в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль». В 1956 году историю создания Царь-танка описал в художественно-историческом романе «Талант Жизнь Бережкова » Александр Бек. Под фамилией Бережков описан Николай Лебеденко. В 70-е журнал «Техника - молодежи» посвятил ему знаменитый центральный разворот.
Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас запустил на съемочную площадку очень похожий на танк Лебеденко межпланетный дроид-танк IG-227 Hailfire, только заднего катка не было. В 2018 году в подмосковном Музее танка Т-34 группа энтузиастов воссоздала полноразмерный макет танка по оригинальным чертежам. И каждый раз - будь то машина Лебеденко, танк Менделеева сын великого химика или «Вездеход» Пороховщикова - в кулуарах и прессе появлялись теории о том, что все это «англичанка гадит».
По теориям заговоров союзники-англичане через своих российских «иноагентов» в Генштабе проваливали испытания и не допускали вывода новинок в серийное производство. А потом коварно использовали наработки отечественных гениев. Загадочна и личность капитана Лебеденко в других версиях - инженер, а то и врач.
Даже везде фигурирующая фраза «полчаса, как дети малые», с которой начался этот рассказ, подается от имени безымянного царедворца.
За сто лет деревья, простите за каламбур, действительно стали вековыми, поэтому найти хоть что-то похожее на испытательную площадку мы не надеялись. Поглядеть бы хоть на какие-то следы присутствия «Нетопыря» в этом районе.
Слева от железной дороги по ходу движения из Москвы и Дмитрова мы действительно обнаружили ржавую железяку, по виду напоминающую хомут, и вырубки, подходящие для жилья и работы техников. Вот только местность здесь слишком сухая, а воспоминания Микулина говорят о болотах. Такой сырой лес лежит по правую руку от рельсов.
Там же «те самые» точки отмечены поисковиками. Давненько здесь никто не ездил. Лесная грунтовка переходит в заросшую глубокую колею, а затем дорога и вовсе теряется в «зеленке».
Нет даже тропинки — кругом девственный бурелом. Машину приходится оставить, идем пешком, спотыкаясь о спрятанные в кустах поваленные стволы да бревна. Косвенно на былое присутствие человека указывают лишь редкие намеки на просеку.
Поэтому сенсации не случилось — целый день прочесывания «леса танка» не дал исторических результатов. А должен ли был? Выехал и сразу застрял Микулин в мемуарах жаловался на неудачные испытания Царь-танка в августе 1917 года, по другим данным — накануне февральской революции.
Дескать, машина завелась, уверенно спустилась с бревенчатого помоста, лихо сломав березу, и... Увяз хвостовой направляющий каток. Инженер сетовал на малый диаметр заднего «колеса», недостаточную мощность пары двигателей «Майбах» отдачу каждого определяли в 200-250 л.
Хотя и трансмиссия Царь-танка не была совершенной. Крутящий момент на каждое из больших колес передавался... Очевидно, что фрикционная передача оказалась слишком ненадежной для бездорожья — шины намокали, проскальзывали.
Танк еле полз и с трудом управлялся. Гарнизон взбунтовался, уникальная машина осталась без присмотра. Далее распространенная версия гласит, будто мародеры постепенно растаскивали Царь-танк по частям, пока то ли в 1923-м, то ли в 1927-м новая власть не признала диковинный агрегат бесполезным и не пустила на переплавку.
Но историк бронетанковой техники Максим Коломиец доказал, что все было не так просто. Советы присматривались к чудо-машине и даже вторично ее испытали! В настоящее время танк и подступы к нему засыпаны снегом на большое расстояние.
Главное броневое управление полагает танк H. Лебеденко небоеспособным и не подлежащим использованию для боевых задач ввиду указанных свойств его, а затрату на раскопки танка для испытания его непроизводительными, что усугубляется еще тем обстоятельством, что он, несомненно, заржавел». Так решилась судьба уникальной машины — в итоге единственный в своем роде гигантский колесный агрегат действительно просто бросили.
А что же сам Лебеденко? Его следы теряются в революционном хаосе. Говорили, изобретатель уехал в Америку или погиб так, например, считал Стечкин, полагая, что такая яркая творческая натура уж точно проявилась бы и за океаном.
Поэтому и документов с тех пор не сохранилось — отчеты составлять стало некому.
Лебеденко, капитан русской армии, предложил военному министерству проект колёсной боевой машины, вооружённой орудиями и пулемётами. Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от "классических" танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Колёса большого диаметра были необходимы для преодоления любых препятствий на поле боя. Парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел "пробить" свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция 8 января 21 января по новому стилю 1915 г. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса "аки дети малые" ползали по полу, гоняя модель по комнате.
Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трёх томов "Свода законов Российской Империи". Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта. Было выделено 210 тыс. Конструкторское бюро по Царь-танку работало в Москве по адресу: Садово-Кудринская, д. Детали танка изготавливались на заводе в Хамовниках.
Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не велись, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины ещё 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом. Модель царь-танка Н. Лебеденко в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль». Надо сказать, что судьба танка Лебеденко в целом схожа с судьбами любых опытных образцов, разрабатывавшихся во время, когда ещё не существовало не только устоявшихся канонов проектирования таких боевых машин, но и как таковой их концепции. Этим отчасти объясняется парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда амбициозный и технически сложный проект изначально виделся весьма перспективным, получил одобрение в высоких инстанциях и даже был реализован, но при этом оказался очевидно провальным. Уже при первых испытаниях налицо стала очень высокая уязвимость этой машины — простой залп шрапнели по спицам колёс гарантированно выводил танк из строя. При этом колоссальные размеры танка и невысокая скорость передвижения делали его идеальной мишенью. Размеры же предопределили невысокую проходимость машины. Соответственно, скрытая переброска таких колоссов к фронту тоже представлялась маловероятной. Таким образом, единственный успех, на который могли рассчитывать боевые машины Лебеденко — это психологический эффект. Несомненно, подавляющему большинству простых солдат тех лет подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах. Правда, серийное производство машин Лебеденко тоже представляется маловероятным — всё упиралось в отсутствие мощных двигателей, да и страна вряд ли осилила бы производство таких машин. Поэтому постройка этой дорогостоящей машины оказалась явной ошибкой, усугублявшейся тем, что средств и промышленных мощностей в России не хватало для производства даже патронов и снарядов, на которое можно было бы направить сэкономленные средства.
Царь-танк: Огромный, беспощадный и бессмысленный
И взлетит, и поплавает В Стране Советов денег на разработку нового оружия не жалели вовсе. Проекты поддерживались любые. Подводная лодка, умеющая взмывать в воздух? Отлично, давайте пробовать! Идею летающей субмарины выдвинул в 1934 году морской инженер Борис Ушаков. Согласно его задумке самолёт сначала садился на воду, затем уходил на глубину, тайно проникал во вражеский порт, производил пуск торпеды, выныривал и улетал. Для этого моторы и приборы задраивались герметичными щитками, после чего кабина заполнялась водой, а экипаж из трёх человек переходил в специальный отсек, откуда вёл наблюдение через перископ. Отзыв научной комиссии оказался благожелательным — проект Ушакова сочли достойным «безусловной реализации». Работы велись в течение четырёх лет, после чего научно-исследовательский военный комитет РККА постановил свернуть проект.
Причина была названа простая: по плану странный гибрид должен был летать со скоростью 100 километров в час, а ходить под водой — не быстрее 3 узлов. Таким образом она оказывалась уязвима и для противолодочных кораблей, и для истребителей. И какой смысл тратить деньги на постройку заведомо бесполезной машины? Теперь на первый план вышло новое оружие — атомное. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки ясно продемонстрировала, что могут сделать всего лишь две ядерные бомбы. В итоге в Пентагоне задумались: а если сделать атомную начинку для артиллерийского снаряда? Так в 1952 году появилась специальная пушка Т131. Не отреагировать на это в СССР, естественно, не могли.
Ответ заносчивым американцам в Кремле подготовили симметричный. Кировскому заводу и Коломенскому специальному КБ машиностроения было поручено в кратчайшие сроки изготовить пушку — лучшую во всех отношениях.
Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте.
Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. Испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины — главным образом колес — при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины.
Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний. Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще семь лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.
Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали свой двигатель АМБС-1 сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин , имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Двигатель этот, правда, проработал всего несколько минут, после чего у него от высоких нагрузок погнулись шатуны.
Представленные в документах характеристики, безусловно, поражали воображение. Фактическая толщина брони доходила до 269 миллиметров в лобовой части корпуса и до 305 миллиметров в башенном передке. Под стать была и бортовая броня — 182 миллиметра. Выходило, что ни из одного имеющегося в мире танкового орудия поразить «Объект 279» вообще нельзя.
Но форма! При взгляде хоть спереди, хоть сбоку танк был больше похож на поставленное на гусеницы блюдце. Именно эта приплюснутая форма во многом и обеспечивала максимальную толщину брони. И именно такой она и могла быть, учитывая главную фишку нового танка.
Вместо двух гусениц у него было сразу четыре, располагавшихся под всей площадью брюха. После атомной бомбардировки от дорог ничего не останется, а четыре гусеницы позволят проехать по любому бездорожью. И вообще, какие претензии? Вот вам 130-миллиметровая пушка, вот самая толстая в мире броня, вот ночной прицел, вот полуавтоматическая система заряжания.
Хотели лучший танк? Выходило, что и правда — лучше не придумать. Однако из-за оригинальной формы свободное пространство внутри танка сжалось до размера банки шпрот, ну да ничего, экипаж потерпит. Надо скорее проводить полевые испытания и запускать машину в серию.
Говорят, у знаменитого оружейного конструктора Сергея Непобедимого была любимая поговорка: «Железку не обманешь». В том смысле, что на бумаге может получаться как угодно хорошо, а вот в натуре все недостатки всплывут обязательно. Так и вышло.
Этот случай выявил просчет в конструкции неверное распределение массы и серьезно подкосил весь проект. К тому же обнаружилось, что огромные передние колеса танка очень уязвимы от артобстрела. Их тонкие спицы ломала даже шрапнель, не говоря уже о фугасных снарядах. Совокупность двух этих факторов окончательно похоронила проект.
Колеса с 3-этажный дом: в поисках Царь-танка
1.2. Колёсный танк Лебеденко Н.Н. | Танки, модели танков, всё о бронетехнике и военных машинах. | Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — бронированное передвижное. |
Загадка Николая Лебеденко | Первый русский танк инженер Николай Лебеденко разработал в 1914 году еще до зари мирового танкостроения. |
Царь-танк (1915 г.)
Трофейные «Майбахи» были им разобраны, изучены и собраны, и думал он о них постоянно, как о любимой девушке. Хотелось изобрести что-то еще более грандиозное. На триста лошадиных сил, например! На царя-батюшку трудитесь! Микулин написал жалобу Лебеденко и попросил его вмешаться: телесные наказания, зуботычины и постоянная брань со стороны начальства, по словам молодого конструктора, только затрудняли работу.
Лебеденко обещал вмешаться, но потом забыл. Глядеть на него было жутко, аж дыхание перехватывало. Он и правда был выше дома. Передние колеса достигали тридцати футов, задние — пяти.
Перекладина буквы «Т» на корпусе достигала сорока футов. Высокая комиссия старательно сдерживала чувства. Особенно когда жуткая машина ожила. Психологическое воздействие его на противника было несомненным.
Все препятствия, какие только попадались ему на пути, — а препятствия эти были в виде березок и других деревьев, — ломались, точно спички. Затем деревянный настил закончился, и «Царь-танк» моментально завяз в мягком грунте. Задний управляемый каток в силу своих относительно малых размеров и неверного распределения веса машины в целом врос в почву. Большие колеса не могли его вытащить.
И даже двигательная установка — самая мощная из возможных, — оказалась бессильной. Некоторое время комиссия наблюдала за тем, как машина борется за свою жизнь. Лебеденко был бледен, как полотно. Микулин шевелил губами — подсчитывал, справился бы в данной ситуации мотор на триста лошадиных сил лелеемая мечта или таковой тоже опозорится.
Танк дернулся еще раз. И тут один из членов комиссии, артиллерии полковник, просто спросил: — А как насчет уязвимости этого агрегата? Он считал, что еще несколько рывков, танк освободится, и проект будет признан великолепным. Что скажете?
Я тут прикинул... Никто не отвечал. Нельзя надеяться, что мы постоянно будем сбивать дирижабли с нужными для «Мастодонта» двигателями! Танк затих.
Комиссия выпила чаю в штабе и уехала писать донесения. Жуковский и Стечкин уже отбыли в Москву и засели за проект нового двигателя для машины. Солдаты и рабочие, приданные полигону, продолжали попытки вытащить «Царь-танк» из трясины. И вот комиссия прислала свои выводы.
Из-за недостаточной проходимости и, главное, большой уязвимости «Царь-танк» признан непригодным для использования в боевых условиях. Все, чего добился Лебеденко, — это охраны из взвода солдат, которые продолжали стеречь полигон и скрытое за колючей проволокой в лесу чудовище. Май 1923 года, станция Орудьево — Да не бойтесь, ребята! Чего бояться-то?
По воспоминаниям современников, император и инженер «аки дети малые» полчаса гоняли модель по комнате, заставляя машину преодолевать препятствия из 2-3 томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция инженера Лебеденко у императора закончилась тем, что на создание царь-танка «Нетопырь» из казны выделили 210 тысяч рублей. Чертежи российского царь-танка. Проект был весьма необычен по внешнему виду: огромные передние колёса диаметром около 9 метром и 1,5-метровый задний каток. На высоте около 8 метров размещалась неподвижная пулемётная рубка. Ширина Т-образного корпуса составляла 12 метров, на крайних точках корпуса, которые несколько выступали на плоскость колёс, предусматривалась установка спонсонов с пулемётами один на каждой стороне. Дополнительная пулемётная башня устанавливалась под корпусом. Дополнительные пулемёты царь-танка.
Но тут надо пояснить, что встреча с Николаем II случилась, судя по косвенным признакам, в начале 1915-го — в конце года правитель уехал в Ставку действующей армии, и ему явно стало не до кабинетных встреч.
Обстановка на фронтах Первой мировой накалялась. Привычные гусеничные танки еще не изобрели, но каждая из развитых стран уже задумывалась о «вундерваффе» — чудо-оружии, способном одномоментно изменить ход войны. В сентябре 1947 года уже академик, Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-авиационной службы Микулин вспоминал со страниц издания «Танкист» знаковую встречу с Лебеденко и цитировал его слова. Согласны ли вы разработать чертежи изобретенного мною танка? При помощи таких танков в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну». Сомнительно, что в 1915-1916 годах изобретатель уже владел термином «танк», но суть передана верно — расчет был на вау-эффект, психологический удар по противнику. Мы будем строить танк вроде трехколесного велосипеда с двумя большими, 10-метровыми, колесами вперед. При сравнении с экипажем окажется, что если он может переехать через яму в 20 см, то колесо, имеющее в диаметре 10 м, может перекатиться через любой окоп, а небольшой дом будет раздавлен такими колесами и танком весом в 3600 пудов без малого 60 тонн — прим. Николай Лебеденко Доставка по частям К тому времени Стечкин и Жуковский уже вовлеклись в проект, поэтому работа закипела.
Щедрое финансирование и высочайшее одобрение обеспечило поддержку мостостроителей, железнодорожников и прочих предприятий, имевших опыт с крупными стальными конструкциями. Ведь ничего подобного самоходной машине Лебеденко в России до той поры не строили. Под сборочную площадку выделили манеж Хамовнических казарм. Он и сейчас существует, скрытый от шумного Комсомольского проспекта современными домами да зеленью. На фоне тех же казарм здание кажется миниатюрным, но собирать здесь Царь-танк «в полный рост» и не планировали. Проект нельзя было рассекретить раньше времени, поэтому на импровизированном заводе готовили отдельные части и секции машины. По замыслу разработчиков, ужасающие танки-гиганты в таком виде и должны были отправиться на фронт для окончательной сборки позади наших позиций в течение двух ночей и внезапного удара по немцам. Сырое логово Но прежде диковинный агрегат надо было испытать. Тот же Микулин в очерке «Стечкин в моей жизни» рассказывал, что Лебеденко осенью 1916 года нанял автомобиль и неделю колесил по Подмосковью в поисках укромного уголка в радиусе 100-150 км от столицы.
Подходящий нашелся неподалеку от Дмитрова. Конструктор описывал полигон так. Значительных селений поблизости не было. Когда этот участок был найден, военное министерство распорядилось пригнать несколько рот строительных солдат. Эти солдаты расчистили в глухом лесу огромную поляну, вырыли землянки, невероятно сырые, выстроили домишки из сырых бревен. Смола с этих бревен сочилась как слезы». Началась сборка танка. На открытом воздухе стали клепать огромные стальные конструкции. Здесь же были построены механические мастерские, работали станки.
Весь участок был обнесен колючей проволокой. Через каждые 100 м стояли часовые, а по проволоке был пущен ток высокого напряжения», — описывал обстановку все тот же Микулин. Полноразмерная копия: наши дни В 1917 году «Нетопырь» стал вырастать в лесу под Дмитровом. Скрывать «Мастодонта» становилось все сложнее: стальная конструкция показалась над верхушками деревьев, что, разумеется, нехило встревожило немногочисленных жителей окрестных поселений. Чтобы понять крестьянский ужас и трепет перед непонятной штуковиной, достаточно проехать по Дмитровскому шоссе до деревни Шолохово.
Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще семь лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом. Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали свой двигатель АМБС-1 сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин , имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Двигатель этот, правда, проработал всего несколько минут, после чего у него от высоких нагрузок погнулись шатуны.
Тем не менее, и Стечкин, и Микулин, которые, кстати говоря, были племянниками выдающегося теоретика авиации Николая Егоровича Жуковского, стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР. Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолёсных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение. Танк остался чисто гусеничной машиной. Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора.
"Царь-Танк" Николая Лебеденко
Как, например, вышло с знаменитым Царь-танком Николая Лебеденко, построенным в 1915 году. По сути, машина Лебеденко не являлась танком, в общепринятом значении этого слова, потому что вместо гусениц использовались колеса. В ходе боевых действий на южном направлении в зоне СВО был уничтожен второй танк британского производства Challenger 2, который находился на вооружении войск киевского.
Царь-Танк Николая Лебеденко
Было ли это частью плана украинского руководства, Ходжес не знает. Все новые Leopard на Украине оказываются выведенными из строяРазгром колонны в Запорожье — не единственная история с потерей танков. Информационный канал Oryx сообщает о потере как минимум еще одного танка Leopard 2A4 или 2А6. Все это указывает на чрезвычайную важность поставки Украине "бронетехники обслуживания", такой как броневики-бульдозеры, броневики-бензовозы, броневики-цистерны. Все это необходимо для украинского контрнаступления. А некоторые из подожженных "Леопардов" можно отремонтировать, заполнить новым экипажем и бросить на тот же участок. Еще три ожидаются из Португалии. А танки Leopard 2A4 были доставлены сразу из четырех стран: 14 из Польши, восемь из Канады и Норвегии, а последние шесть из Испании. Многие другие страны пока медлят с поставкой обещанных танков, а Киев уже требует даже больше, чем было обещано. Теперь Мельник требует от Германии "намного больше танков, БМП и всякой другой тяжелой техники — даром и немедленно", сообщает агентство "Рейтер".
Выяснилось, что обычный залп шрапнели по спицам колеса гарантированно выводил машину из строя. Впрочем, как и большинство изобретений с приставкой «Царь», которые так ни разу и не были использованы, Царь-танк также не принял участия в боевых действиях. Предполагалось, что из-за огромных размеров, танк сможет легко преодолевать бездорожье и различные препятствия. Однако в ходе первых и единственных испытаний выяснилось, что, несмотря на два громадных колеса, которые запросто ломали березы, задний каток может легко увязнуть в мягком грунте, что и произошло. Не смогли его вытащить ни два его мощнейших авиационных двигателя, ни иные попытки. Исходя из всего этого, проект был свернут, а танк брошен в лесу.
Слой рыжей ржавчины легко отломился и раскрошился в моих пальцах. Толстые железные плицы виднелись лишь в верхней половине колес; внизу их скрывал молодой березняк. Задний каток почти целиком ушел в почву; там возвышался лишь твёрдый замшелый горб. На всём «нетопыре» не сохранилось ни единой гайки. Все, что можно было отвинтить, сбить или оторвать, было отвинчено, сбито и унесено. И все же стальная махина уцелела. Для сравнения представьте себе ручную тачку. Ее обычно возят по доске. Попробуйте покатить ее по булыжной мостовой. Это вряд ли вам удастся, потому что маленькое колесо не перепрыгнет через булыжник. А извозчик легко двигается по мостовой. Колесо его пролетки имеет диаметр семьсот миллиметров и свободно перескакивает через камни и небольшие выемки. Десятиметровое же колесо будет легко преодолевать окопы , проволочные заграждения, заборы и даже крестьянские постройки. В бронированной кабине будут расположены пулемёты и пушки. С мальчишеских лет я мечтал стать создателем, конструктором небывалых вещей, мечтал о великих делах, которые я совершу, которыми прославлю Россию. Вот оно, это небывалое дело! Меня охватило вдохновение. Думая об амфибии, о самодвижущейся диковинной машине с десятиметровыми колесами, какие еще не ходили по земле, я видел неимоверное количество чисто конструкторских трудностей. Но тут же, на ходу, в воображении возникали решения, захватывающе остроумные, адски интересные, как всегда кажется в такие моменты. Ганьшин посмотрел на меня сквозь стёклышки очков. Его курносая физиономия была, как всегда, скептической. Почему чепуха? Здесь же, по пути домой, Ганьшин высмеял невиданное-неслыханное колесо. Прошло время, сказал он, когда воевали колесницами. Теперь на войне огромная амфибия, несомненно, окажется нелепостью. Высоченные колеса будут издали заметны и на воде и в поле; на такой махине нельзя незаметно подойти к неприятелю; эту мишень с легкостью разобьет артиллерия : для пушек это будет самая лакомая пища. Выкрашенная в защитный цвет, снабженная небольшим мотором , амфибия , пыхтя и громыхая, двигалась по комнатам, куда Подрайский допускал лишь немногих избранных. Из прочных толстых томов энциклопедического словаря мы устраивали заборы, дома, окопы. Машина легко брала эти преграды. По приказанию Подрайского в одной из комнат таинственной лаборатории была вделана в пол глубокая цинковая лохань, которую наполнили водой. Мы пускали амфибию туда; ватерлиния проходила чуть выше оси, герметичность была полной, машина легко ходила на плаву и сама выбиралась из воды.
Команда Мечты! Как именно должен выглядеть супер крутой танк они не знали. Но хотелось славы и денег. Больше я никаких оправданий за то, что они придумали не нахожу. Инженер Лебеденко вдохновившись увиденной арбой с большими колёсами, предложил делать такие же колёса у танка. Предполагалось, что такая конструкция будет с лёгкостью преодолеть рвы и траншеи и даже собственным весом давить небольшие дома. Получив от Николая II огромную по тем временам ссуду на проект 210 тысяч рублей, команда приступила к работе над грозной боевой машиной. Сегодня каждому школьнику ясно, что подобная конструкция изначально была обречена на провал. Большие колёса были чрезвычайно уязвимы при обстреле. Странно, что этот очевидный факт не учли при проектировании. Мощности двух трофейных двигателей «Майбах» снятых с дирижабля не хватало.
Как раз и навсегда застрял "Царь-Танк" Николая Лебеденко
За последние несколько дней Украина лишилась сразу нескольких танков Leopard и БМП Bradley, сообщает Der Tagesspiegel. Первый русский танк инженер Николай Лебеденко разработал в 1914 году еще до зари мирового танкостроения. Авторы проекта — Николай Лебеденко и Александр Микулин — машину иногда называют «Танк Лебеденко» — и работали с 1914 по 1915 год. История о том, как Царь-танк Лебеденко застрял в дмитровских сность Как работает YouTube Тестирование новых функций. Лебеденко вызвал к себе Микулина: Я придумал танк в виде трехколёсного велосипеда, два колеса у него будут диаметром по десять метров.
Гигантский колесный царь-танк: почему в России закрыли уникальный проект
Царь-Танк Николая Лебеденко. История России. | Танк Лебеденко разработки 1914-1915 гг. Изменение тактики ведения боевых действий происходило от конфликта к конфликту. |
Первые русские танки: Царь-танк Лебеденко | План по созданию уникального в своём роде танка на колёсах родился у инженера Николая Лебеденко в 1914 году. |