В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. Церковь напоминает верующим о Страшном (великом, последнем) Суде, которому только еще предстоит произойти после Второго пришествия Христа.
Неделя мясопустная, о страшном суде
10 марта, Неделей о Страшном Суде, или мясопустной, началась третья и последняя подготовительная (Сырная) седмица перед Великим постом, на которой по Церковному Уставу предписано заговенье на мясо. В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. «Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Она посвящена воспоминанию грядущего всеобщего последнего и страшного Суда живых и мертвых. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически, с этого дня устав предписывает воздержание от мяса.
Мясопустная седмица 2023: что можно и нельзя делать в Неделю о страшном суде
Вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, как будет судить Господь наш Иисус Христос людей на Своем Страшном Суде, слышали, что даст воздаяние вечное тем праведникам, которые всегда творили дела любви и милосердия, что назовет проклятыми и пошлет в огонь вечный тех, которые никогда не были милосердны. Почему же, почему только по одному этому признаку милосердия или не милосердия будет судить людей Господь и Бог наш Иисус Христос? Потому что милосердие есть важнейшее выражение любви, любви к людям, сострадания к ним. А кто полон любви, кто творит дела милосердия?
Только те, кто возлюбили самую живую Любовь — Бога-Слово, Господа Иисуса Христа, так возлюбившего мир, что ради спасения его в страшных муках добровольно отдал Он жизнь Свою на страшном Кресте. А почему будут посланы в вечный огонь те, которые никогда и никому не творили дел милосердия? Потому что не имели никакой любви, а кто не имеет любви, тот руководствуется законом ненависти и вражды.
Ибо два пути есть в жизни, один из которых избирает каждый по свободной воле своей. Есть путь следования добру и правде; есть другой страшный путь следования злу и неправде. Вы знаете, что во всей вселенной и во всей жизни человеческой всегда все происходит по великому закону непрерывного развития.
Ничто не остается неизменным, все течет, все изменяется, как сказал великий мудрец древности. Все развивается, все совершенствуется.
Разве зародыш томимой муки в душе не есть зачаток муки вечной? А что сказать про муки совести? Кто их не испытывал?
Ведь всякое дело, противное совести, оставляет в душе горький осадок, расстройство, тревогу, муку! А сколько таких тревог ежедневно? Сколько их накопится в течение целой жизни? Во всякой радости человеческой заметен уже для внимательного взора отблеск слез, ощущается дыхание печали, скорби и муки, если человек с совестью своей мало считается и об евангельских велениях не размышляет. Наоборот, посмотрите на истинного христианина, как он, несмотря на великие лишения, однако, светлел лицом и настроением духа, как он не впадает никогда в беспросветное уныние, во всем находит источник примирения.
В его слезах уже заметен отблеск высшей неземной, вечной радости. Счастье человека грешника красивое яблоко с изъеденной внутри сердцевиной; печали праведника небольшая царапина на коже этого яблока при здоровой сердцевине; счастье первого, при видимой постоянной радости, подтачивается непрестанно червем мучающей его совести; второй терпит в мире скорби, но безвредные для самого сердца, носящего в себе зародыш жизни вечной. И такие тревоги и муки совести грешника ничем не утолимы. Пусть многие тревоги тотчас почти улегаются, как пробегающие по морю волны, но это не значит, что они пропали бесследно, как и волна потом является в другом месте. Ведь и расстройства здоровья телесного не пропадают бесследно, но, улегаясь на время, постепенно копятся и порождают, наконец, общее расстройство здоровья, болезнь и самую смерть.
Ведь если бы не было расстройств, то что мешало бы человеку жить вечно? Так и в душе никакие тревоги не исчезают бесследно! И сколько же их накопится, когда произведут они общее расстройство в жизни души! Какая тогда создается в душе мука! Подлинно, что человек посеет, то и пожнет.
Он в самом себе, в самых делах своих носит муку, «суд себе яст и пиет», по слову святого апостола 1Кор. В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни?
Церковь готовит нас к Великому посту постепенно: сначала мы отказываемся от мясной пищи, но можем есть молоко, творог, яйца, масло и сыр это сырная седмица, или Масленица, она же Масленая неделя , а потом уже вступаем в Великий пост, когда запрещаются и эти продукты. Так вот, воскресенье накануне Масленицы - последний день, когда мы можем есть все, в том числе и мясо: первая ступень поста - Масленица - начнется только завтра. Вчера, на Вселенскую родительскую мясопустную субботу в храмах вспоминали "всех усопших во благочестии и правой вере - от Адама и до днесь то есть и до нынешних дней ", а сегодня, готовя верующих к долгому пути Великого поста, Церковь напоминает нам о Страшном суде. Такая последовательность неслучайна: душа каждого человека претерпевает как частный суд, ожидающий ее после смерти, так и общий Суд, называемый еще Страшным. По учению Церкви, Страшный суд - это суд Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. И 19 февраля в храмах во время литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о грядущем Страшном суде.
Прочитаем и мы его. Вот как Иисус описывает последнее и величайшее событие, которое случится еще во времени, но уже на границе времени и вечности, событие, которое предстоит каждому из людей. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи!
Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостью, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь — побудительная причина милости — есть соуз христианского совершенства Кол.
Святитель Игнатий Брянчанинов Занимаешься ли работой, или молишься, или ходишь, или сидишь, или ешь, или постишься, или лежишь, бодрствуя на постели своей, или другое что делаешь, да не престает ум твой размышлять и уста твои говорить о Суде. Рассуждай же в сердце своем так: «Чем буду оправдываться перед Судиею? Есть ли кто другой подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои? Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда... Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти...
Слово в Неделю о Страшном Суде
Ефрем Сирин. Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших.
Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет Святитель Феофан Затворник.
Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его.
Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния Святитель Феофан Затворник. Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?..
Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть — в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем Святитель Феофан Затворник.
Если быть честным с самим собой, надо признать, что надеемся мы на две вещи. Во-первых, на то, что нам всё же удастся хоть чуть-чуть измениться, исправиться. Если не грех победить в себе, так по крайней мере градус его понизить. И мы верим, что эта работа души не будет не замечена Богом. А вторая наша надежда вот в чём: что бы там ни было — Бог простит. Простит, потому что Он — Любовь. Эти две наши надежды вполне могли бы нас окончательно успокоить в отношении нашей будущей жизни, если бы не это сегодняшнее евангельское чтение, если бы не эта притча об овнах и козлищах, которую рассказал нам сегодня не апостол, не пророк, не праведник, а Сам Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. К убийцам, насильникам, грабителям, к извергам рода человеческого? К тем, кто и Евангелие-то отроду в руках не держал, а в храм если и заходил, так для того только, чтобы что-нибудь украсть?
Ответ, мне кажется, очевиден. Конечно, слова эти обращены к нам, христианам, — как грозное предупреждение, как знак опасности: Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну!
Это воспоминание совершается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Вместе с тем Церковь указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и Праведный Судия.
В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд , о котором читается на литургии Евангелие Мф. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием неумытное истязание, неумытный суд.
Православный календарь
- 10 марта Церковь отмечает Неделю о Страшном суде (мясопустную) - Православный журнал «Фома»
- Неделя мясопустная. О Страшном суде 2024 г -
- Мясопустная неделя: что это « Глазовская епархия
- Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. 19.02.2023
Последний Суд будет страшным обличением безчисленного множества грехов, которые откроются во всей своей наготе, во всем безобразии и преступности. Смотрите видео онлайн «НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ» на канале «Исторический флешбэк праздников» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 декабря 2023 года в 19:51, длительностью 00:21:18, на видеохостинге RUTUBE. За Евангельским чтением этого воскресенья читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.25, ст.35-46) о Страшном Суде и разделении всех людей на праведников и проклятых. 18 февраля 2023г., накануне Недели мясопустной, о Страшном Суде, митрополит Уфимский и Башкортостанский НИКОН возглавил Всенощное бдение в кафедральном соборе Рождества Богородицы На Литургии читается Христова притча о Страшном суде (Мф 25:31-46). strashnyj_sud Вселенская родительская Мясопустная суббота Молитвы за усопших Неделя мясопустная Неделя о Страшном Суде.
Неделя мясопустная, о страшном суде
Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически, с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Смотрите видео онлайн «НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ» на канале «Исторический флешбэк праздников» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 декабря 2023 года в 19:51, длительностью 00:21:18, на видеохостинге RUTUBE. 10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В Неделю о Страшном Суде митрополит Феофан совершил Литургию в Казанском храме в Царицыно.
Оптина пустынь
Каждый видя себя, будет сознавать, что он видим всеми и проницается светлейшими паче солнца очами Божиими. Это сознание всеобщности видения грехов своею тяжестию подавит грешника и соделает то, что ему легче было бы, если б горы пали покрыли его, нежели как стоять так, составляя открытую цель для взоров и Небесных, и земных. Ныне мы изобретательны на снисхождения и разными способами извиняем себя и пред собою, и пред другими, и пред Богом. Тогда не будет места никаким оправданиям. И наша совесть будет говорить нам: «Зачем ты так делал? Там этого не будет. Все свершится во мгновение ока: и Суд без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию отделятся праведники от грешников, как овцы от козлищ, и все смолкнут, ничего не имея сказать против этого Суда и осуждения. Ждется последнее поражение грешнику — решение; и се, слышится: «приидите, благословеннии! Решение невозвратное и неизменяемое, запечатлевающее участь каждого на вечные веки.
Вечные веки будет звучать в ушах грешника осужденного: «Отойди, проклятый! Вот что будет! И вот что ныне хочет впечатлеть в сердце наше Святая Церковь! Восприимем же чувством эту безотрадность состояния грешника в последний день,— безотрадность, в которую поставят его тогдашний Суд, осуждение и решение; восприимем и позаботимся избежать ее. Никому не миновать Суда. Все будет так, как написано.
То есть мы прогневляем Бога, когда тайно думаем, что не будет воздаяния. Впрочем, само понятие «гнев» по отношению к Богу является условным и человекообразным, как об этом пишет преподобный Антоний Великий в своих наставлениях. Он поучает: «Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами-мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, — есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения». Святитель Феофан Затворник рассуждает о вечности мучений так: «Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники — в муку вечную, в сообщество с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится злоба сатанинская и осатанение, то и муки кончатся. А кончатся ли злоба сатаны и осатанение? Посмотрим и увидим тогда… А до того будем верить, что как жизнь вечная не имеет конца, так и мука вечная, угрожающая грешникам, не будет иметь конца. Никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства. Чего не видел сатана по падении своем! Сколько явлено сил Божиих! Как сам он поражен силой Креста Господня! Как доселе поражается этой силой всякая его хитрость и злоба!
Мясопустной эта Неделя называется потому, что в это воскресенье последний раз перед Великим постом Уставом разрешается есть мясную пищу. При этом в наступающую седмицу еще дозволяются молочные продукты. Напомним, что в 2023 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а завершится он праздником Пасхи Христовой, которая будет отмечаться 16 апреля.
Все развивается, все совершенствуется. И если человек избрал путь добра и правды и неуклонно шел по нему все дальше и дальше, то он, в течение всей жизни своей творя правду и добро, свой дух совершенствует в этом направлении и становится достойным того, чтобы и в жизни вечной продолжать это свое развитие, — и он продолжит его, когда услышит от Страшного Судии: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира". В этом царстве, в царстве вечной правды, в свете любви Божественной будет без конца развиваться его дух в том же направлении, в каком развивался на земле дух праведных, и в этом будет их вечная радость, их вечное блаженство. А что же, неужели не будет справедливо сказать, что если человек избрал путь зла и неправды, то сердце и ум его в этой жизни развивались и совершенствовались во зле и неправде? А если так, то и в жизни вечной продолжает он развитие в этом же направлении. А где же, если и не там, в страшном месте, уготованном дьяволу и ангелам его, будет он продолжать свое дальнейшее развитие? Конечно, с дияволом и ангелами его. О, Господи, Господи, как же это страшно! О, Господи, Господи, как это ужасно! Как потрясающе ужасна участь тех, которые избрали путь зла! Убоимся же, убоимся все мы, уйдем с пути зла, изберем путь правды и добра. А что значит избрать путь правды?
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
Последний Суд будет страшным обличением безчисленного множества грехов, которые откроются во всей своей наготе, во всем безобразии и преступности. так на церковнославянском языке называется воскресенье. Сегодняшнее воскресенье посвящено напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых. 26 февраля), а за ней Великий пост (27 февраля - 15 апреля). Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых.«Неделей» в церковно-славянском языке называется воскресный день. В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. Неделя о Страшном суде — предпоследняя неделя подготовительного периода, с нее начинается запрет на употребление мяса, а в храме говорят о Страшном Суде.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
- Важный день перед Мясопустной неделей
- Православный календарь
- Цитаты из проповедей
- Мясопустная неделя: что это