Незакрытый гештальт: понятие в психологии, причины формирования. Ситуация с незакрытыми гештальтами становится патологичной в двух случаях. Если тебя терзает незакрытый гештальт, то у меня есть хорошие новости: после прочтения этой статьи и выполнения действенных упражнений ты испытаешь облегчение и сможешь.
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта
Подсознание, столкнувшись с незакрытым гештальтом, заставляет нас думать и действовать определенным образом. В первую очередь, оно раз за разом возвращает нас к конкретной ситуации и создает в нашей жизни похожие ситуации, что, по его мнению, должно помочь решить ее. Оно же ищет в окружении людей на замену тем, с кем отношения не были закрыты должным образом. Это и есть эффект дежавю, когда, например, женщине в личной жизни встречаются только домашние тираны или альфонсы по той лишь причине, что она пережила неприятный опыт таких отношений ранее и не смогла отпустить ситуацию. Остается лишь определить, как выявить в своем прошлом подобные ситуации, как понять, что в жизни случилось что-то, что требует проработки. Что сделать для закрытия гештальта Да, вспомнить абсолютно все действительно невозможно. Но это и не нужно: и того, что прямо сейчас ранит сердце и рвется наружу, за глаза хватит для начала работы. А все менее значимое вспомнится потом, после того как мы разберемся с самыми актуальными вещами. Как правило, у каждого человека не один, а множество гештальтов разной степени важности и значимости.
И начинают с самых крупных, значимых, следом за которым выявятся более мелкие. Кроме того, наши непроработанные ситуации, заставляющие нас жить прошлым, можно легко разделить на условные тематические группы, скажем, личные отношения, финансы, работа. И когда вы начинаете работать с самой важной ситуацией конкретной группы, вы попутно прорабатываете и остальные. Закрыть гештальт — не значит вновь встретиться с обидчиком и отчитать его за что-то, не дающее покоя. Закрыть его — значит перепрожить ситуацию, проработать прошлое, наедине с собой, а не вместе с другими людьми. Важным результатом такой работы станет изменение внутренних ощущений, которых и важно добиться.
Но кажется, что это глупости, блажь, и вообще — «потом». Начните исполнять собственные детские желания, и вы увидите, какие чудеса начнут происходить. Фото: istockphoto. Посмотреть страхам в лицо Предположим, партнёры всё время оставляют вас. Вспомните своё первое расставание. Что бы вы хотели на самом деле сказать тому возлюбленному, оставшемуся, может быть, в далёкой юности? Здесь можно проявить творческие способности — напишите об этом рассказ, нарисуйте картину или же проиграйте диалог с психологом или близким другом. Выразите все свои эмоции — гнев или даже ярость, обиду, тоску, стыд. А после можно задуматься о том, чтобы попрощаться с человеком, простить и даже выразить благодарность за то хорошее, что, наверное, тоже было. Шаг пятый. Взять ответственность К сожалению, большинство людей живут как будто на автопилоте. Со стороны видно, как они влипают в одни и те же проблемы и продолжают с тем же энтузиазмом или с той же обречённостью двигаться заданным маршрутом. Наберитесь сил и скажите себе: «Я отвечаю за всё, что делаю или не делаю; за всё, что говорю или не говорю; за всё, что выбираю или не выбираю».
Постепенно придет к логическому завершению незакрытый гештальт. Что это такое и как это происходит, вы поймете и почувствуете в процессе. Выражение чувств и высказывание слов по мере того, как это становится необходимым. Прекращение борьбы. Это еще один важный момент. Если вы ищете способ, как закрыть гештальт в отношениях самостоятельно, то… остановитесь. Прекратите его отрицать, примите и смиритесь с его существованием. Иногда этого бывает достаточно. Человек перестает подпитывать его своими эмоциями. Осознайте, какой процесс незавершен, и постарайтесь проявлять к нему полнейшее безразличие. Как завершить гештальт в отношениях самостоятельно? Именно в любовных отношениях чаще всего возникают подобные проблемы. Из-за повышенной эмоциональной зависимости от другого человека становятся очень сложно перейти на новый уровень и оставить прошлые отношения приятными воспоминаниями. Незакрытый гештальт — это проблема, которую можно и нужно решать. Есть несколько методов того, как это сделать. Перестроить гештальт Для этого мужчине или женщине необходимо найти нового партнера, который вызовет очень сильный интерес. Если новые отношения по своей эмоциональности будут «перекрывать» предыдущие, то неудачная попытка построить отношения быстро забудется. Если сложно начинать новые отношения, то в этом случае необходимо переключиться на какое-нибудь интересное хобби, которое сможет вызвать всплеск эмоций. Рассуждать логически Прежде всего, нужно понять, почему закончились предыдущие отношения. Важно определить почему переживания до сих пор продолжают всплывать в подсознании. Скорее всего, речь идет о каких-либо комплексах. Если признать их наличие, то можно начать работать над собой, чтобы стать лучше. Кроме этого, рекомендуется порассуждать на тему того, что возможно предыдущий партнер был переоценен. Стоит пересмотреть свой внутренний «фильтр» выбора будущего партнера. Простить Как правило, проблема незакрытого гештальта связана с тем, что предыдущий партнер нанес очень серьезную моральную травму. Например, муж мог изменить супруге, и после этого она хранит обиду на него долгие годы. Однако нужно понимать, что это, в первую очередь, вредит именно самой женщине, не дает ей построить успешные отношения. Поэтому нужно подсознательно вырвать из себя любую обиду и постараться простить человека, который совершил эту роковую ошибку. Также психологи выделяют еще одну стратегию завершения гештальта, которая включает в себя 4 этапа: Постановка. Речь идет действительно о небольшой театральной постановке. Для этого необходимо представить лицо бывшего партнера. После этого нужно очень ярко визуализировать то, как именно он просит прощения за то, что сделал. Не стоит стесняться. Можно смело высказать этому образу все свои претензии и обиды. После этого нужно логически завершить эту ситуацию. Например, можно сказать этому образу, что он прощен или накричать на него и заявить, что теперь все кончено. Лучше всего выполнить данное упражнение с реальным человеком, например, знакомым, которой согласился сыграть роль бывшего партнера. Как правило, после первого этапа большинство людей испытывают серьезное облегчение, однако гештальт еще не закрыт. Поэтому на втором этапе необходимо немного пофантазировать и порассуждать, что было бы если бы расставание не произошло. Нужно мысленно проиграть все вероятные варианты, которые могли бы произойти далее. Например, можно представить себе свадьбу, рождение детей, покупку дома, машины. Однако не стоит забывать и о том, что в каждой семье есть бытовые проблемы. Поэтому стоит начать также фантазировать и визуализировать то, как бы сложилась жизнь, если бы не хватало денег, появились бы постоянные проблемы, требования, скандалы. На третьем этапе необходимо сформировать для себя правильный образ семьи и нормальных отношений. Для этого нужно поделиться с кем-нибудь из близких своими страхами и опасениями. Обязательно нужно пересказать ему все свои сомнения, которые связаны с бытовыми проблемами, нехваткой денег и прочего. Чем больше человек начинает рассказывать о подобных проблемах, тем проще он начинает к ним относиться. В итоге будет легче начать формировать для себя правильную модель семьи и счастливых семейных отношений. Необходимо принимать то, что происходит в жизни. Если произошло расставание, то это значит, что так должно было случиться. Вполне возможно, что в будущем человека ждет что-то более прекрасное и интересное, поэтому остается только подождать. Ее истoчниками служат гeштальт психoлoгия вoсприятия и ранниe исслeдoвания Б. Зeйгарник o нeзавeршeнных дeйствиях. Гeштальт тeрапeвты чащe ссылаются на ранниe гeштальт-психoлoгичeскиe экспeримeнты пo вoсприятию ,чeм на рабoту Б. Зeйгарник — ee имя пoчти забытo ими. Я бы хoтeла вeрнуть имя Б. Зeйгарник гештальт-тeрапии и пoказать влияниe ee рабoты на концeпцию нeзавeршeнных дeйствий. Дипломная работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете Zeigarnik,1927. Это иследование основывалось на концепции Левина об истинных потребностях и квази-потребностях, причем последние определялись как динамическая напряженная сиcтема, стремящаяся к реализации Зейгарник,1981. Ее работа продолжала исcледования Овсянкиной Richers-Ovsiankina,1928 , которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации во время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения. Принцип завершения является одним из базисов концепции незавершенных действий ситуаций в гештальт-терапии. Большинство авторов считают, что основным источником этой концепции служит гештальт психология восприятия Perls, et al. Даже Перлз, обсуждая в своей ранней книге «Я, голод и агрессия» 1947 принципиальную тему о «характере требования незавершенных ситуаций», приписывает работы Зейгарник самому К. Левину и делает ссылки только на него. Возможно, именно из-за этой неточности Перлза в гештальт терапии чаще ссылаются на работы К. Левина, чем на Б. Вклад Зейгарник состоял в том, что она впервые в гештальтпсихологии применила принцип завершения к реальным действиям в момент настоящей ситуации и открыла тенденцию запоминания незавершенных действий. Перлз позднее синтезировал этот принцип в концепция незавершенных действий, а последующие авторы гештальт терапия дальше развили эту концепцию. Гештальт терапия использовала много выводов работы Зейгарник, в частности: о тенденции возвращения к незавершенным действиям ,о реализации потребностей как о механизме завершения незавершенных ситуаций, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности. Исходя из этих утверждениях гештальт терапия разработала новые представления, о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций. В данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник. В гештальт терапии понятие завершение означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности Реrls,1951. В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности. Как считают гештальт-терапевты, это чувство достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие широкий спектр человеческих переживаний.
Чем больше человек начинает рассказывать о подобных проблемах, тем проще он начинает к ним относиться. В итоге будет легче начать формировать для себя правильную модель семьи и счастливых семейных отношений. Необходимо принимать то, что происходит в жизни. Если произошло расставание, то это значит, что так должно было случиться. Вполне возможно, что в будущем человека ждет что-то более прекрасное и интересное, поэтому остается только подождать. Ее истoчниками служат гeштальт психoлoгия вoсприятия и ранниe исслeдoвания Б. Зeйгарник o нeзавeршeнных дeйствиях. Гeштальт тeрапeвты чащe ссылаются на ранниe гeштальт-психoлoгичeскиe экспeримeнты пo вoсприятию ,чeм на рабoту Б. Зeйгарник — ee имя пoчти забытo ими. Я бы хoтeла вeрнуть имя Б. Зeйгарник гештальт-тeрапии и пoказать влияниe ee рабoты на концeпцию нeзавeршeнных дeйствий. Дипломная работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете Zeigarnik,1927. Это иследование основывалось на концепции Левина об истинных потребностях и квази-потребностях, причем последние определялись как динамическая напряженная сиcтема, стремящаяся к реализации Зейгарник,1981. Ее работа продолжала исcледования Овсянкиной Richers-Ovsiankina,1928 , которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации во время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения. Принцип завершения является одним из базисов концепции незавершенных действий ситуаций в гештальт-терапии. Большинство авторов считают, что основным источником этой концепции служит гештальт психология восприятия Perls, et al. Даже Перлз, обсуждая в своей ранней книге «Я, голод и агрессия» 1947 принципиальную тему о «характере требования незавершенных ситуаций», приписывает работы Зейгарник самому К. Левину и делает ссылки только на него. Возможно, именно из-за этой неточности Перлза в гештальт терапии чаще ссылаются на работы К. Левина, чем на Б. Вклад Зейгарник состоял в том, что она впервые в гештальтпсихологии применила принцип завершения к реальным действиям в момент настоящей ситуации и открыла тенденцию запоминания незавершенных действий. Перлз позднее синтезировал этот принцип в концепция незавершенных действий, а последующие авторы гештальт терапия дальше развили эту концепцию. Гештальт терапия использовала много выводов работы Зейгарник, в частности: о тенденции возвращения к незавершенным действиям ,о реализации потребностей как о механизме завершения незавершенных ситуаций, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности. Исходя из этих утверждениях гештальт терапия разработала новые представления, о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций. В данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник. В гештальт терапии понятие завершение означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности Реrls,1951. В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности. Как считают гештальт-терапевты, это чувство достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие широкий спектр человеческих переживаний. Так, завершенность может дать чувство законченности, интегрированности, правильности спокойствия, ощущаемых на уровне тела Korbet. Когда оканчиваются разные жизненные ситуациях, чувство завершенности в некотором смысле созвучно интуиции. Кепнер утверждал, что завершенность неизбежно вызывает амбивалентные чувства -она может переживаться как чувства спокойствия и уверенности, смешанные в то же время в чувствами потери печали : «Всегда каждое окончание, даже окончание неприятной ситуации, включают чувства как облегчения, так и потери. Даже кульминации счастливых событий могут парадоксально сопровождаться чувством потери» Kepner,1987,с. Здесь я бы хотела подчеркнуть, что Зейгарник открыла новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности. Еще одна идея работы Зейгарник о том, что завершение происходит благодаря удовлетворению потребности, оказалась полезной для гештальт- терапии. Как показал эффект Зейгарник, потребность настоящей ситуации — квази-потребность требует активности и создает напряженно заряженную систему; завершение активности означает освобождение этой системы и удовлетворение потребности. В гештальт- терапии процесс удовлетворения организмом своих потребностей описывается, в свою очередь, как цикл образования и завершения гештальта, имеющий несколько стадий. Нормальный здоровый потребностный цикл является саморегулирующимся процессом, функционирующим без прерывания: каждая потребность возникает как фигура на фоне опыта, когда потребность удовлетворяется, завершается и гештальт, погружается в фон и затем возникает новая потребность. Но тот потребностный цикл может быть прерван, и тогда возникают незавершенные ситуации. В гештальт-терапии существуют различные определения незавершенных ситуаций, которые могут быть названы потребностно и эмоционально незавершенными. Развивая идею Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не только внешние пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути за счет паттернов когнитивного контроля и наследственных ограничений. Когнитивный контроль блокирует цикл формирования завершения гештальта, противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию как естественную и спонтанную деятельность, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности Korb et al. Гештальт- терапия показывает как прерывание потребностей влияет на качество жизни личности: «Цикл потребностей не может завершиться, напряжение возникает, но не разрешается, аффект накапливается, но не может найти выхода. Непрерывность поведения блокируется неосуществленными действиями, и совсем немного нового может произойти при возникающем напряжении и фрустрации. Индивид становиться как бы «подвешенным» на невыраженном, и жизнь медленно погружается в отчаяние и скуку с недостатком автономии спонтанности и интимности» Enright,1971,с. Эмоционально незавершенные ситуации содержат чувства, эмоции, переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не могли выразить чувства разочарования, гнева, горя, печали, возмущения, которые возникали во время событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми — родителями, родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий Perls,1971. Эффект Зейгарник показал, что прерывание приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий и к возвращению к ним, точно также гештальт-терапия признает, что личность имеет тенденцию возвращаться к незавершенным переживаниям и неразрешенным эмоциям. Гештальт- терапия полагает, что один из путей, которым индивидуумы пытаются ассимилировать и завершить значимые незавершенные ситуации, заключается в возвращении к ним снова и снова. Однако, наряду с тенденцией к завершению в личности действует также тенденция к избеганию завершения, что в свою очередь увеличивает личностную незавершенность. Избегая действовать в настоящем, мы увеличиваем незавершенность и нашу зависимость от прошлого » Naranjo,1993,p. При помощи избегания индивиды пытаются держаться подальше от незавершенных ситуаций, стараясь избежать полного переживания и прямой конфронтации с теми чувствами, которые они должны быть пережиты с чувствами боли, тревоги, горя, гнева и т. Гештальт терапия полагает, что наибольшие трудности в разрешении таких чувств, состоят в том, что другие, чаще всего близкие, неспособны поддержать выражение этих чувств, не принимая, отрицая их значимость и даже считая их опасными Kepner,1887. В результате индивидуумы развивают различные паттерны когнитивного контроля и защитных механизмов для того, чтобы справиться с этими двусмысленными чувствами, которые они чувствуют, но не должны чувствовать. Поддерживая избегание, механизмы контроля подавляют свободное выражение эмоций и открытый ответ на ситуацию. Механизмы контроля, нарушающие непрерывный процесс саморегуляции, могут служить причиной невротизации индивидуума. Тенденция к избеганию является одной из основных характиристик невротического функционирования. Гештальт терапия полагает, что невротические личности вкладывают большое количество энергии в избегание завершения и в контроль незавершенных переживаний, а также в избегание контакта с собой и с другими Korb, et al. Тенденция к избеганию ограничивает личность от полного присутствия в настоящем, создает избыток незавершенных ситуаций и приводит к развитию невротических состояний. Я полагаю, что основной вклад гештальт-терапии в концепцию незавершенных действий ситуаций заключается в открытии двух тенденций личности — тенденций к завершению и избеганию незавершенных ситуаций. Наличие этих тенденций отражает сложную и парадоксальную природу человеческого существования — человек живет в ситуации парадоксальных противоречий. В незавершенной ситуации действуют противоречивые тенденции к завершению и избеганию, конфликтующие друг с другом. Но человек должен жить, преодолевая этот пародокс и продолжать жить вопреки этой парадоксальной ситуации. Он должен сделать свой выбор и найти свой собственный путь. Этот парадокс незавершенных ситуаций открывает дорогу для экзистенциального подхода в гештальт терапии. Слова Коха звучат для меня очень близко. Он писал, что концепция незавершенных действий и избегания относиться к философии, которая призывает пациента принять ответственность за то, кем он является; терапевт помогает ему обрести самого себя, раскрывая неизведанную для него область его переживаний; и Перлз пытался быть Дзен мастером, который ведет своих учеников по парадоксальной дороге само-мастерства, дисциплины и свободы Cohn,1971. Другим вкладом гештальт-терапии является открытие путей завершения незавершенных ситуаций и терапевтических методов, помогающих разрешить незавершенные переживания. Перлз описал некоторые феномены, ведущие к завершению — прощание, прощение и благодарность. Благодарность — очень специфический феномен, позволяющий завершиться чувству возмущения. Прощение- это способ завершения ситуации путем отказа от возмущения, ненависти и других чувств, которые составляют сердце незавершенности. Для того, чтобы измениться, человеку нужно научиться не сопротивляться — не переоценивать, не бороться или подавлять возмущение и ненависть, а мягко разрешить им уйти. В гештальт-терапии описываются различные пути завершения оно может происходить через возвращение к старым действиям, или, обращаясь к параллельным обстоятельствам в настоящем, или, возвращаясь к прошлым действиями ситуациям в фантазии, или принимая вещи такими, какие они есть. Перлз писал, что основная проблема состоит в том, чтобы мотивировать пациента сделать то, что необходимо сделать — «вернуться к действия и ситуациями, которые он оставил незавершенным в прошлом потому что они были настолько болезненными, что он вынужден был избежать их.
Что такое гештальт и как его закрыть
Незакрытый гештальт. KVDMAN. 2022 русская поп-музыка. Рассказывает о том, что такое незакрытый гештальт и как его правильно и плотно закрыть. Подсознание, столкнувшись с незакрытым гештальтом, заставляет нас думать и действовать определенным образом.
Эффект Зейгарник, или Незакрытый гештальт
Что значит закрыть гештальт - МК | В статье рассказывается о том, что такое гештальт, каковы причины их возникновения, чем опасен незакрытый гештальт и каким образом можно решить проблему. |
Незакрытый гештальт Беглова по муниципалам – Telegraph | Незакрытый гештальт, как правило, мешает человеку двигаться вперед. Гештальт может быть незакрытым и в личных отношениях. |
Гештальт: что это простыми словами и как его закрыть | Если же появляется незакрытый гештальт, связанный с отношениями, это может иметь более серьёзные последствия. |
Завершение гештальта: советы по работе над прошлыми отношениями
Мужчине-психологу, мужу, подругам. Права она, поговорить, или нет? Хочется поделиться простыми работающими методами. Есть очень эффективная модификация пятого способа — техника исследования реальности, помогающая, в том числе, извлечь уроки на будущее. Кроме того, можно просто «стереть» негативный заряд из опыта с помощью различных духовных технологий. Мне нравится техника Живорада Славинского ГП-4 или унификация. Выполняется за считанные минуты, а помогает иногда решить весьма запущенные проблемы».
Влияние гештальтов на близких людей Казалось бы, как наши незавершенные ситуации могут влиять на других людей? Однако от этого больше всего страдают самые близкие люди — дети и партнеры. Например, человек, который в свое время мечтал стать художником, но пошел по наставлению родителей в юридический ВУЗ, будет, не осознавая незавершенное стремление, отправлять своего ребенка на всевозможные творческие кружки. При этом, у самого чада обычно забывают спрашивать о том, чего он хочет на самом деле, как реализовать себя. Ведь намного проще сделать художника из своего ребенка, чем закрыть гештальт самостоятельно, самому проработать незавершенную ситуацию. В отношениях незавершенности проявляются в виде капризов, непонятных требований, истерик и неадекватного поведения. А виной всему недополученное внимание от предыдущего партнера. Чтобы не терзать дорогих сердцу людей, необходимо прорабатывать изаканчивать все незавершенные процессы, стремиться к закрытию гештальта в прошлых отношениях. Методы закрытия гештальтов Как завершить волнующий вас гештальт? Важное и незыблемое правило: начинайте с самого простого! Завершите что-то, что не требует особых усилий и психических ресурсов, выполните то, что давно хотели, но постоянно откладывали. Например, отпуск, курсы английского, покупку абонемента в фитнес-клуб. Для того, чтобы незаконченный гештальт перестал беспокоить, иногда достаточно просто обратить на него внимание. Осознание истинных стремлений и желаний позволяет закрыть вопрос раз и навсегда. Подумайте, что именно вас терзает, что вы не реализовали, что не высказали. Если есть возможность завершить ситуацию с теми людьми и в тех обстоятельствах, в которых она была открыта, сделайте это. Сложнее этого достичь в ситуации, когда гештальт не закрыт, а люди, причастные к ситуации, недоступны. В этом случае для того, чтобы добиться завершенного гештальта, можно использовать следующие способы: Выразить эмоции, высказать мысли другому человеку, который вас поддержит. Прекратить бороться.
Психические и физические ресурсы женщин, имеющих в прошлом «незавершенку», истощаются, что провоцирует снижение концентрации внимания, появление раздражительности и бессонницы. Как распознать, что у вас остался незавершенный гештальт Чтобы понять, что у вас появилась зависимость от прошедшей любви, необязательно обращаться к психологу. Достаточно внимательно относиться к своему психологическому состоянию. Это позволит заметить появление нескольких тревожных эмоциональных симптомов, свидетельствующих о наличии «незавершенки». Понять, что вы всё еще находитесь в плену прошлого, можно по следующим признакам: Воспоминания о бывшем партнере вызывают стойкое чувство обиды. Только их исчезновение может свидетельствовать о полном освобождении от мучительной связи. У всех вновь возникающих взаимоотношений с мужчинами один и тот же сценарий развития. Не проходит желание сравнивать бывшего и нынешнего возлюбленного. Постоянно существует настоятельная потребность разговаривать о нем, даже если вы доносите до очередной подружки сведения о том, каким козлом он был. Регулярный поиск информации об ушедшем от вас возлюбленном через знакомых или соцсети. Дружба с его родственниками. Всё это дает некоторое подобие близости и родства с бывшим партнером, но провоцирует появление сильных душевных мучений. Можно продолжать жить такой жизнью годами и не брать в расчет доводы разума. Однако при появлении в какой-то момент желания освободиться от влияния того, кто от вас отказался, следует понять, что пришло время завершить этот гештальт, оставив в прошлом всё былое. Что означает понятие «закрыть гештальт» Этот тезис обозначает, что вы должны достигнуть на подсознательном уровне исчезновения необходимости расходовать энергию на прокручивание прошлых ситуаций и сопровождающих их переживаний. После этого вы сможете продолжать полноценную жизнь сейчас и здесь, созидать и строить. Для этого нужно понять, что именно в вашем прошлом осталось незавершенным, принять и проработать это. Например, вы замечаете, что у всех ваших отношений с мужчинами один и тот же сценарий: Вы знакомитесь с мужчиной и начинаете требовать от него проявления к себе заботы и внимания во всём, 24 часа в сутки. Через некоторое время любовная связь заканчивается.
Последний раз мы сошлись тогда, когда расстались с тогдашними партнерами, он замуж звал, ездили кольца выбирали. А потом резко все закончилось. А через пару месяцев узнаю, что он женился на той, к кому ушел после меня. Потом после последнего расставания несколько раз пересекались, общались на дружеской ноте. И в целом отношение к нему у меня осталось теплое не в романтическом плане Так прошло уже больше трех лет. Я замужем. У меня ребёнок.
НУЖНО ЛИ ЗАКРЫВАТЬ ГЕШТАЛЬТЫ
Ежедневно поставляем новости и аналитику по рынку криптовалют с 2014 года. Правда ли, что техника флирта связана с незакрытыми гештальтами? Потому что у нее гештальт еще был не закрыт, она этим занималась с ним не ради собственного удовольствия, а чтобы влюбить его в себя, чтобы сломать, чтобы увести из семьи. Когда находишься в заточении у незакрытых гештальтов. Если тебя терзает незакрытый гештальт, то у меня есть хорошие новости: после прочтения этой статьи и выполнения действенных упражнений ты испытаешь облегчение и сможешь. Это фокусировка может происходить так, что незакрытый гештальт фонит, приводит к хроническому стрессу, излишней раздражительности, бессоннице.
Закрыть гештальт
Он к ним готовился, делал выдержки, а потом зачитывал мне все новости. Незакрытый гештальт. KVDMAN. 2022 русская поп-музыка. Простыми словами незакрытый гештальт — это ситуация, которую человек не прожил до конца и в которую возвращается снова. Основные признаки незакрытого гештальта и предупреждение таких ситуаций. Случай с официантом послужил темой для ее дипломной работы, получившей широкую известность и ставшей отправной точкой гештальт-терапии. Этому может быть вполне простая для психотерапевтов, но не очень понятная для обывателей причина – существующий незакрытый гештальт.
Незакрытый гештальт Беглова по муниципалам
Незавершённый гештальт: как выявить и что это означает | Незакрытый гештальт — это ситуация, напоминающая зависшую компьютерную программу, с которой не разобрались до конца. |
Что такое гештальт, как и зачем его закрывать (упражнения) | | Закрыть гештальт 2 сезон — продолжение драматической комедии с легким оттенком психологии, спиритологии и фантастики. |
Незавершенный гештальт: что это такое, как его определить и закрыть? | Если в прошлом вы пережили травму, учил гештальт-терапевт, то вы не сможете полноценно жить дальше, пока эта проблема не будет каким-то образом «закрыта». |
Что такое гештальт и как правильно его закрывать? | Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. |
Незавершённый гештальт или речь о пролитом молоке...
Что такое «незакрытый гештальт» и как он может разрушить вашу жизнь | Незакрытый гештальт. KVDMAN. 2022 русская поп-музыка. |
Закрыть гештальт - что это такое простыми словами | Незакрытый гештальт в отношениях представляет большую угрозу. |
Незавершенный гештальт: что это такое, как его определить и закрыть? | Распознать простые незакрытые ситуации можно самостоятельно, куда сложнее завершить гештальт родом из детства, который скрыт в подсознании. |
Незакрытые гештальты Марии Сокольцовой | В случае если у вас незакрытый гештальт в отношениях, стоит идти к психологу. |
Как самостоятельно закрыть свои гештальты 👍 – Андрей Ховратов | «Мы остаемся с незакрытым гештальтом, если не смогли выразить возмущение, гнев, разочарование, любовь, признательность, благодарность значимым людям — родителям. |
Что такое гештальт
- Что такое незакрытый гештальт
- Что такое незавершенный гештальт или как поставить точку
- Что значит закрыть гештальт — объясняет психолог простыми словами - Чемпионат
- Как закрыть гештальт в отношениях: полный гид по прошлым отношениям
- Что такое гештальт на самом деле
- Публикации
Добавить комментарий
- Гештальт vs КПТ / Хабр
- Держи гештальты закрытыми!
- Что такое гештальт и как его закрыть
- Как закрыть гештальт: что это значит, как это сделать самостоятельно
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Опасность открытого гештальта заключается в том, что человек постоянно возвращается в эти ситуации, пытается переживать их в других отношения с другими людьми. Он попадает в замкнутый круг и не может двигаться вперед. Вы должны понять, как важно закрыть гештальт прошлых отношений, пережитых ситуаций, невыраженных эмоций для того, чтобы двигаться вперед и жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Влияние гештальтов на близких людей Казалось бы, как наши незавершенные ситуации могут влиять на других людей?
Однако от этого больше всего страдают самые близкие люди — дети и партнеры. Например, человек, который в свое время мечтал стать художником, но пошел по наставлению родителей в юридический ВУЗ, будет, не осознавая незавершенное стремление, отправлять своего ребенка на всевозможные творческие кружки. При этом, у самого чада обычно забывают спрашивать о том, чего он хочет на самом деле, как реализовать себя.
Ведь намного проще сделать художника из своего ребенка, чем закрыть гештальт самостоятельно, самому проработать незавершенную ситуацию. В отношениях незавершенности проявляются в виде капризов, непонятных требований, истерик и неадекватного поведения. А виной всему недополученное внимание от предыдущего партнера.
Чтобы не терзать дорогих сердцу людей, необходимо прорабатывать изаканчивать все незавершенные процессы, стремиться к закрытию гештальта в прошлых отношениях. Методы закрытия гештальтов Как завершить волнующий вас гештальт? Важное и незыблемое правило: начинайте с самого простого!
Завершите что-то, что не требует особых усилий и психических ресурсов, выполните то, что давно хотели, но постоянно откладывали. Например, отпуск, курсы английского, покупку абонемента в фитнес-клуб. Для того, чтобы незаконченный гештальт перестал беспокоить, иногда достаточно просто обратить на него внимание.
Осознание истинных стремлений и желаний позволяет закрыть вопрос раз и навсегда. Подумайте, что именно вас терзает, что вы не реализовали, что не высказали. Если есть возможность завершить ситуацию с теми людьми и в тех обстоятельствах, в которых она была открыта, сделайте это.
Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств. Несмотря на то что изначально под гештальтом понималось нечто целое и состоящее из разных компонентов, сейчас он приходится к слову, когда посещают такие мысли: «Наконец-то у меня будет Айфон, о котором я мечтаю с самого детства»; «Я так и не смог высказать бывшей все, что о ней думаю, до того как она меня заблокировала, и теперь постоянно вспоминаю об этом»; «Когда мы внесли последний платеж по ипотеке, почувствовали такое облегчение. У нас теперь есть свой дом»; «Часто прокручиваю конфликт у себя в голове и думаю, как бы я сейчас ответил на грубость. Надеюсь, что мы встретимся еще раз и я смогу отыграться»; «Я эту статью пишу уже почти год. Надо все же ее закончить, а то мысли о ней давят»; «Не понимаю, почему новый знакомый перестал отвечать. Мы же нормально общались. Теперь хочу выяснить, что было не так».
Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга.
И она сама планирует обратиться за консультацией по психологии взросления к коллегам. Не то чтобы за помощью, а скорее для того, чтобы подтвердить свои устои, говорит Мария Альбертовна. Любовь к искусству — с детства Все школьные каникулы Мария проводила в Лешуконском районе у своей бабушки. И наверное, поэтому так трепетно относится к богатому творческому наследию этого края, богатой культуре Русского Севера. Эту тягу к народному творчеству психолог транслирует и на свою профессиональную деятельность. Не поверите, по инициативе Марии Сокольцовой осужденные — сначала со скепсисом и недоверием, а сейчас уже увлеченно участвуют в мастер-классах по созданию обрядовых куколок-оберегов. Я человек, в общем-то, коммуникабельный, общительный и даже эмоциональный. Плюс к этому я легка на подъем, и поэтому предложить и организовать то, что мне и самой интересно, не составляет какого-то труда. И, по моим наблюдениям, и личному составу сотрудников, и спецконтингенту осужденным.
Сначала стало интересно самим — мы прочли много литературы, изучили историю появления обрядовых кукол-оберегов, технологию их изготовления, а потом я предложила мастер-классы осужденным. Конечно, сначала были лекции, а уже потом практические занятия. Да, смеялись поначалу, но потом эта работа очень затянула осужденных. Например, в прошлом году с отрядом хозобслуги областной больницы УФСИН приняли участие в благотворительной акции храма Александра Невского, для которой делали пасхальные куклы. В этом году изучаем, как сделать своими руками куколку Успешницу. Огромное влияние на формирование личности и характера будущего психолога оказал отец Марии — Альберт Федорович Пономарев. Он прививал дочери любовь к литературе, искусству. Сам много читал и хорошо пел. Любил вечерами, усадив меня в кресло, проводить политинформации! Он к ним готовился, делал выдержки, а потом зачитывал мне все новости.
Считал, что это важно для общего развития. Говорил: «Маша, ты должна быть ориентирована! Конечно, он был прав! Все эти знания развивали мою эрудицию и очень помогли, в том числе и в карьере. Кстати, Мария Сокольцова увлечена не только северными куклами-оберегами. Она хорошо рисует, а еще поет — целых десять лет выступала в составе детского ансамбля народной песни «Морошка» и, когда в выпускном классе стояла перед выбором будущей профессии, подумывала о том, чтобы стать артисткой Северного хора. А в последние три года является участницей фольклорного коллектива Лешуконского землячества «Княжиця». Чем вы сейчас увлечены? Не думали о том, чтобы свой практический опыт оформить в какой-то научно-публицистический труд? И в творчестве, и в профессии.
Сейчас очень мало времени уделяю рисованию, хотелось бы вернуться к этому направлению. Ну и что касается научной работы, то здесь у меня, как говорится, есть незавершенный гештальт. Когда я работала в университете, начала писать диссертацию и мечтала тогда защитить кандидатскую в области педагогики. Но так как ушла затем в психологию, тема моей работы, а это была этнопедагогика, поменялась. Да, сегодня у меня много практики, но я понимаю, что мне не хватает некой научной составляющей, в том числе и для формирования самой себя как личности. И эта тема у меня лежит в голове «на полочке», а значит, придет время, когда я ее открою. Возможно, мне просто нужен своего рода толчок, но стратегия уже существует.
Специалист знает разные упражнения, которые помогают переосмыслить ситуацию. Ему недостаточно закончить бакалавриат по профилю, необходимо дополнительное обучение на курсах. Как проходит сеанс Терапия может проходить в двух вариантах. Первый — это стандартная беседа. В ходе нее специалист задает вопросы, предлагает обсудить ситуации и возникающие эмоции. Многие люди не понимают особенности гештальта, что это значит, и как должна проходить работа. Со стороны такая беседа действительно выглядит как обычный разговор между друзьями. На самом деле психолог задает специальные вопросы, подмечает особенности и помогает клиенту иначе взглянуть на ситуацию, осознать свои проблемы. Специалист не выступает только в роли слушателя, он — активный участник беседы. Сеанс у психолога-гештальтиста имеет ряд особенностей, которые отличают его от традиционного разговора с другом Сеанс у психолога-гештальтиста имеет ряд особенностей, которые отличают его от традиционного разговора с другом. Специалист не делает следующих вещей: Не оценивает. Многие люди скрывают что-то, так как боятся осуждения или негатива. Говорит правду. Друзья и знакомые могут утаивать информацию, так как боятся обидеть человека. Не раскрывает всего, что было озвучено в кабинете. Беседа с психологом должна быть честной, корректной, доступной. Задача специалиста — не оскорбить и унизить, а донести до человека определенную информацию. Длительность терапии индивидуальная. Средняя норма консультации — 10 сеансов по часу. При необходимости специалист рекомендует увеличить их количество. Закрывать гештальт можно как за одну встречу, так и за пять встреч. На терапии также клиент выполняет разные упражнения. Например, психолог может поставить перед клиентом пустой стул и предложить человеку представить себя в качестве собеседника и все высказать. Во время выполнения специалист внимательно следит за мимикой, эмоциями, поведением. Для тревожных клиентов тоже есть специальное упражнение. Оно направлено на выявление причин переживаний. Для этого человек должен задать себе краткие вопросы: Действительно ли это стоит беспокойства? Что именно заставляет переживать: оттягивание момента решения ситуации или преувеличение происходящего? С помощью чего можно отвлечься? Каждый день человек дома должен анализировать свое состояние, эмоции, чувства. Он может не понимать термина гештальт, что он означает, но ему стоит заняться своими ощущениями. Отвлекаться от негативных мыслей помогает простая техника: при возникновении плохого образа сразу нужно думать о чем-то ином, например, про спряжение неправильных английских глаголов. В такие моменты не должны употребляться негативные слова. Упражнение «антипод» направлено на превращение негативных черт характера в позитивные Успешность терапии напрямую зависит от честности клиента и, как прилежно он будет выполнять рекомендации специалиста. Принцип Здесь и сейчас в гештальтпсихологии Гештальт — это то, что нужно закрыть, чтобы быть счастливым. А принцип «здесь и сейчас» — это подход к мышлению, который берёт свои истоки из философии буддизма. К слову, Фриц Перлз тщательно изучал восточную культуру. Психотерапевт всегда спрашивает, как чувствует себя пациент в данный момент, какие у него эмоции и чувства. Если человек рассказывает о прошлом, психолог пытается вернуть его в настоящее вопросами: А какие у вас сейчас отношения? Что вы чувствуете, когда это говорите? Как можно исправить данную ситуацию сегодня? Как эта ситуация влияет на вас сейчас? Это создаёт уверенность в том, что клиенту подвластна проблема здесь и сейчас. Даже если она произошла несколько лет назад. Поэтому есть упражнения, как этому научиться. Одно из них можно делать во время завтрака, обеда и ужина. Нужно сосредоточиться на столовых приборах, которые подносим ко рту; на процессе пережёвывания пищи; на руке, которая тянется за солью. Здесь и сейчас. Как определить, что гештальт не закончен Отследить незавершенные процессы без опыта трудно. Особенно те, что касаются детского возраста. Психика так мастерски приглушает болезненные воспоминания, что взрослый человек совсем не придает им значения. Или вспоминает с некоторой иронией. Это, к примеру, тема «подарков под елку», обыгранная во многих фильмах: мальчик ожидает увидеть игрушечную железную дорогу, а получает набор носков или футболок. Взрослые мужчины вспоминают об этом с обидой, а гештальт остается открытым. Чем опасна такая незаконченная ситуация? Сначала появляется неосознанная тревожность, беспокойство. Потом симптомы усиливаются бессонницей, скачками давления, мигренью, сниженной концентрацией. Одновременно могут возникать проблемы в общении с родственниками, коллегами, друзьями. Все это может вылиться в сбой защитных механизмов психики, депрессию, хронические болезни. В случае с незавершенным гештальтом поговорка «время лечит» не работает. Поэтому ситуации лучше закрывать на первой стадии, чтобы не доводить до крайности. Но душевные травмы становятся настолько обыденными, что выявить их становится непросто. Со временем боль притупляется, интенсивность воспоминания уменьшается. Но подсознание регулярно напоминает о себе знакомыми сценариями: Детское воспоминание каждый раз вызывает болезненное чувство тоски, неудовлетворенности, грусти, разочарования. Вы расстраиваетесь, когда мысленно возвращаетесь к одной ситуации. Вы видите повторяющиеся сны, которые смутно напоминают события из жизни. Вы выбираете «неудачных» партнеров с похожей внешностью, манерами, поведением, достатком. Ваши отношения развиваются и заканчиваются по одному печальному сценарию. Вы срываетесь на супругах, детях в определенных ситуациях без видимой причины. Вы испытываете необъяснимую антипатию к незнакомому или малознакомому человеку. Вы с поразительной настойчивостью продолжаете наступать на одни и те же грабли, даже испытав боль или потерпев поражение. Неприятные телесные ощущения тошнота, мигрень, резь в глазах резко появляются при общении с одним и тем же человеком, но также резко исчезают. Как незавершенный гештальт мешает жизни Все гештальты нужно закрывать. Это обязательное условие сохранения психологического здоровья. Чем они, будучи незавершенными, вредны, следует разобрать поподробнее: Постоянный стресс Гештальт без окончания — постоянное напряжение, даже если внимание переключено на другое дело. Длительное состояние напряжения означает стресс. Мужчина в стрессе Проекция прошлого. Постоянные возвраты к прошлому, проекция его на настоящее. Это, в свою очередь, негативно влияет на сегодняшнюю жизнь и взаимоотношения. Увеличение масштаба гештальта. Опасность незавершенных дел в том, что напряжение не только сохраняется, но и умножается. В критических случаях дело доходит до аддикции — сильной зависимости. Серьезную аддикцию или лярву победить самостоятельно почти невозможно. Сама она закрыться тем более не сможет Это состояние привычки, ненормальной зацикленности.
Что значит закрыть гештальт — объясняет психолог простыми словами
Чего еще от тебя ждать? Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно. Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано. В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми. Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений. Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло.
Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение — как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз. И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены. Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере. Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие , чаще бывать на людях и общаться с ними а не стоять в сторонке, как раньше , чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести.
Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть. Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом. Переоценка жизни Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной: «Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно. Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома.
Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было. И работать я начала уже в институте, а не ждала окончания учебы, как сокурсники из благополучных семей. Потому что мне надоело, что родители называют меня иждивенкой, да и вообще самостоятельности хотелось. И к окончанию института у меня уже были опыт и трудовой стаж, так что после диплома мне было легче, чем многим моим сокурсникам, устроиться на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой. В школе, правда, среди одноклассников у меня друзей вообще не было: они казались мне детьми. Зато у меня всегда были друзья старше, начитаннее, глубже, чем я: мне было интересно с ними разговаривать, узнавать у них что-то, учиться у них уму-разуму научиться этому у родителей в силу их закрытости было невозможно , перенимать опыт. Вот и получается, что из-за обделенности вниманием родителей я оказалась гораздо более развитой, чем мои сверстники, повзрослела раньше их, мне легче адаптироваться к меняющимся условиям и справляться с трудностями, потому что мне не на кого рассчитывать, кроме как на себя.
И по этой же причине мне вообще легче устраиваться в жизни. Выходит, я всю жизнь смотрела только на одну сторону медали — на ту боль, которую причинили мне родители. И даже не замечала тех преимуществ, которые эта тяжелая для меня ситуация дала мне».
Главный учитель — наше тело. Всю жизнь мы слышим: не ешь много сладкого, следи за фигурой, делай зарядку. Нас научили, что тело — некое чудовище, которое надо обуздать и подчинить своей воле. Или внешний инструмент, который нужно отладить под свои нужды и чинить, если плохо работает. А ведь тело, ум, чувства и эмоции — это единый организм.
И если мы боремся с чем-то, то и оно будет бороться с нами. Именно поэтому принуждение бесполезно, на него, как на любое насилие, ответом будет саботаж». Голос тела «Как-то я прочитала про одного человека, который активно занимался зарядкой, буквально изнурял себя активностью, дрессировал себя, а вся его натура этому сопротивлялась. Когда он в очередной раз встал на голову, у него случилось кровоизлияние, — рассказывает Динара, 34 года. Как тут поймешь, это обычная лень или тебя о чем-то предупреждают? Ничего не делать — спокойнее». Отличить лень от телесных сигналов можно, если понимать язык тела, сообщающего, чего оно хочет и почему ведет себя именно так. Начало постижения этого языка — уважение.
Установка «Тело глупо» заставляет нас воспринимать его как непослушное животное, которое надо обуздать, во что бы то ни стало заставить слушаться. Тогда под силой воли подразумевается дрессировка на износ, так опытный военный муштрует новобранца, подавляя его волю и подчиняя своей, или деспотичный спортивный тренер формирует будущего чемпиона. Да, из птенца в итоге может получиться выносливый боец или спортсмен. Однако уверены ли вы, что этот пример подходит для вашей личности? Обращаясь с собственным телом как начальник или тренер, мы иногда не спрашиваем, чего оно хочет, а задаем ему позу, действие, движение и игнорируем «сигналы с мест» — его ощущения, потребности, естественные процессы, не обращаем внимания на боль и прочий дискомфорт до тех пор, пока дело не дойдет до настоящего разрушения, болезни. Не доводя до крайностей, тело надо внимательно выслушать. Рай на аркане «В моей жизни были довольно страшные полгода, в течение которых мне вообще ничего не хотелось делать, — говорит Мирослава, 36 лет.
Когда мы игнорируем и не замечаем свои глубинные чувства и переживания, тело справляется само, как умеет. Что же делать? Свои чувства, свои ощущения, свои потребности. Индийская поговорка гласит: «Никто тебе не друг и не враг, но каждый встречный — великий учитель». Главный учитель — наше тело. Всю жизнь мы слышим: не ешь много сладкого, следи за фигурой, делай зарядку. Нас научили, что тело — некое чудовище, которое надо обуздать и подчинить своей воле. Или внешний инструмент, который нужно отладить под свои нужды и чинить, если плохо работает. А ведь тело, ум, чувства и эмоции — это единый организм. И если мы боремся с чем-то, то и оно будет бороться с нами. Именно поэтому принуждение бесполезно, на него, как на любое насилие, ответом будет саботаж». Голос тела «Как-то я прочитала про одного человека, который активно занимался зарядкой, буквально изнурял себя активностью, дрессировал себя, а вся его натура этому сопротивлялась. Когда он в очередной раз встал на голову, у него случилось кровоизлияние, — рассказывает Динара, 34 года. Как тут поймешь, это обычная лень или тебя о чем-то предупреждают? Ничего не делать — спокойнее». Отличить лень от телесных сигналов можно, если понимать язык тела, сообщающего, чего оно хочет и почему ведет себя именно так. Начало постижения этого языка — уважение. Установка «Тело глупо» заставляет нас воспринимать его как непослушное животное, которое надо обуздать, во что бы то ни стало заставить слушаться. Тогда под силой воли подразумевается дрессировка на износ, так опытный военный муштрует новобранца, подавляя его волю и подчиняя своей, или деспотичный спортивный тренер формирует будущего чемпиона. Да, из птенца в итоге может получиться выносливый боец или спортсмен.
Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение. Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию. То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить. В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое. Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения. Помочь Маше вернуть родительский «должок» Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку — назовем ее Машей — и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам. Маша — клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным. Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой публикуются с ее разрешения. Проработка ситуации Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей — на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок». Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь она не замужем и живет с родителями. И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь. Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком. Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители периодически ловлю себя на этом. А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной. Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями? Получается, что я наступаю на одни и те же грабли и двигаюсь по кругу? И, чтобы разорвать этот порочный круг, мне нужно изменить отношение к родителям? Наверное, это и есть тот урок, который я должна извлечь из этой повторяющейся из раза в раз ситуации. Урок в том, что мне нужно стать эмоционально самостоятельной, не зависящей от родителей, эмоционально повзрослеть. А чего я хочу в идеале? Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали. Что мне это даст? Мне кажется, что тогда я наконец смогу чувствовать себя в безопасности, а значит, стану более независимой и смогу общаться с другими людьми на равных. Беда в том, что я не могу заставить родителей изменить отношение к себе. Получается, все, что мне остается, — это изменить свое отношение к ним. Может, хотя бы тогда что-то изменится? Что не нравится в ситуации и как это изменить Когда Маша, несмотря на страх и сопротивление, все-таки погрузилась с проживание отчаяния из-за отношений с родителями и когда она услышала внутри себя их обычное: «У тебя все равно ничего не получится! Да у тебя руки не из того места растут. Да что ты можешь-то? Чего еще от тебя ждать? Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно. Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости.