Надо сказать, что само стрелецкое войско берет начало из отрядов пищальников (то есть вооруженных пищалями солдат), сформированные в начале XVI века отцом Ивана IV Василием III. ориентировочно с 1400 года. В Великом княжестве Московском первым таким видом войск являлись появившиеся в конце XV, начале XVI века пищальники. В 16 веке производство пищалей было уже поставлено на широкую ногу.
В Орле впервые увидят найденную археологами пищаль XVII века
Эту пушку, стреляющую каменными ядрами, планировалось использовать для защиты Московского Кремля. Существует легенда, что что пушка «Царь» никогда не применялась на практике. Но это только легенда — в 1980 г. Внутри орудия были обнаружены следы пороха: из пушки стреляли, как минимум, однажды. Однако документов, свидетельствующих о применении «Царя» до сих пор не найдено. Поэтому и идут споры о возможной дате стрельбы. Но, несмотря на все споры относительно назначения и применения, все согласны с тем, что Царь-пушка является одним из крупнейших орудий, созданных человечеством, и крупнейшим по калибру из сохранившихся 890 мм. Другим искусным литцом был Семен Дубинин.
Его известное орудие — «Свиток» имело длину около 4,5 метров и калибр около 200 мм. Еще одно орудие мастера, которое явилось первым прототипом клинового затвора, тоже находится в артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Оно было изготовлено уникальным образом. Из трех вылитых труб орудие было сковано в одно целое.
Замечу, что со времен Ивана Калиты и до 1918 г. Ну а пока совершим виртуальную прогулку мимо кремлевских пушек. Первые пушки появились в Москве в 1382 г. Огнестрельное оружие могло попасть в Москву от немцев, литовцев и татар. Более подробно читатель может прочесть об этом в моей книге «Тайны русской артиллерии». Один тюфяк находился до зимы 1941 г. Калинина Твери и таинственно исчез после захвата города немцами. Второй тюфяк хранился в Ивановском историческом музее, но и он не менее таинственно исчез в годы «перестройки». Лить московских мастеров пушки из меди [3] научил итальянец Аристотель Фиораванти, который приехал в 1473 г. В 1475 г. В 1488 г. Неглинной была построена новая Пушечная изба, состоявшая уже из целого ряда деревянных построек. Аристотель Фиораванти обычно поминается нашими историками как строитель Успенского собора в московском Кремле. Именно он управлял огнем московской артиллерии при осаде Твери и Новгорода. Точная дата смерти Аристотеля Фиораванти неизвестна, но большинство историков полагают, что умер он в Москве в 1486 г.
Чохова мастера, отсутствуют какие-либо украшения. На одной полуторной пищали чоховского ученика Б. Федорова мы видим в трех поясах 9-листные цветки и «травы» на дульной, средней и казенной частях, а на другой — цветок из семейства астровых, похожий на василек, с таким же «травяным» орнаментом [152]. А совместно отлитая Б. Федоровым и К. Михайловым пищаль не содержит «травяных» украшений [153]. Ранее я писал о массовом производстве таких полуторных 6-фунтовых пищалей со времен 1560-х до 1648 г. Судя по рисункам Я. Телотта, на полуторных пищалях 1590-х гг. Надписи у всех пищалей располагались на казенной части ствола. Подводя итоги анализу пушечного производства 1584—1598 гг.
Судя по изображению, ее калибр не менее 110 мм, дульная часть украшена 12 глубокими продольными желобами. На торели прямоугольная скоба, запальное отверстие без крышки. Орудие было захвачено шведским королем Густавом Адольфом в годы Смуты. Пищаль «Барс» 1576 г. Телотта До конца 1560-х гг. Каспар Ганус оставался главным специалистом Пушечного двора, после него место руководителя пушечного литья занял лучший «кашпиров ученик» Андрей Чохов[313]. Ее калибр был ок. На стволе три пояса с растительным орнаментом, дельфины в виде канатов, запальное отверстие без крышки. На казенной части была вылита поперечная надпись: «Божиею милостию повелешемъ государя, царя и великого князя Ивана Васильевичя всея Руси», на средней части литая поперечная надпись: «Зделана сия пищаль беркут в лето 7080, шестаго июня, делал мастер Первой Кузмин»[314]. На дульной части ближе к дульному срезу с правой стороны вылитая фигурка птицы, сидящей на жерди, с надписью «беркут». В 1612 г. Судя по сохранившемуся изображению, дульная часть орудия была украшена пояском с травами и изображением ястреба, схватившего за горло левой лапой утку или лебедя. Пояс в окончании дульной части включает антропоморфные фигуры — по-видимому, символизировавшие борьбу архангела с дьяволом. Правая часть казенной части разорвана вследствие детонации заряда, читается фрагмент надписи: «Гсдрь црь и ве ликий князь всея Руси з делана сия пищаль Ястре б в лето 7082 делал……. Пояс на казенной части с растительным пятилистник и антропоморфным орнаментом. Орудие было захвачено в 1578 г. На полную мощность Пушечный двор заработал к 1575 г. В этот год было отлито не менее трех осадных пищалей. Андрей Чохов создает 12-фунтовую пищаль «Лисица»: «Пищаль медная руского литья, прозвание ей «Лисица» в станку на колесах, ядром 12 гривенок, длина 5 аршин без дву вершков; старого Смоленского наряду; на ней вылит орел двоеглавой, на верху три травы, на ней же две личины звериныя, у казны и подле личин и у дула травы, у дула ж вылита лисица, ниже уха подпись руским писмом: «делана сия пищаль Лисица в лето семь тысяч восмдесят третьяго, делал Андрей Чехов» назади, за казною, вылито шесть репьев. Весу ей не написано…»[315]. Изображение чоховской пищали 1575 г. Судя по фиксации Телотта, на дульном фризе орудия находился декор в виде десяти цветков-шестилистников, а справа возле жерла — вылитая фигурка лисицы. Такой прием отливать справа на дульной части фигурки стал характерным для многих произведений «чоховской школы» например, у пищалей «Скоропея», «Соловей», «Царь Ахиллес». На средней части присутствует декор в виде трав и антропоморфных существ, а на казенной части — изображение государственного орла и надпись: «Зделана сия пищаль Лисица в лето 7083 делал Ондреи Чохов»[316]. У торельного фриза справа и слева от запального отверстия орнамент в виде васильков. Запал без крышки в виде прямоугольной раковины, дельфины отсутствовали. В 1730-х гг. В этот же год Чоховым была создана пищаль «Собака», которая имела надпись: «Пищаль медная «Собака», ядром 10 гривенок, лита в лето 7083-го, делал Ондреи Чохов». На стволе имелось изображение собаки — «личина звериная». Это орудие неоднократно участвовало в походах, в 1599 г.
На раскопках Орловской крепости нашли пищаль
Затем в дуло проталкивалась пуля в виде свинцового шарика. Ручными пищалями, как известно, были вооружены все стрельцы. Ручное огнестрельное оружие наряду с артиллерией сыграло огромную роль в борьбе за собирание русских земель и создание единого государства. Ствол ручной пищали, по мнению экспертов, датируется второй третью XVI века. Это дает возможность предполагать, что пищаль могла использоваться как во время Казанских кампаний 1547-1552 гг. Предполагается экспонировать ствол ручной пищали на главной экспозиции музея-заповедника — «Государев двор в Александровской слободе».
Элитные итальянские охотничьи ружья: характерные отличия и популярные бренды Тинькофф каско отзывы клиентов читать на brobank.
Пищалью от польского pistula - "дудка" на Руси в XV-XVII веках, называлось длинноствольное оружие любого калибра включая и осадные пушки , но в отношении ручного огнестрельного оружия это название закрепилось за вполне определенным типом. Это ружье с длинным железным стволом, на ложе с прикладом, с фитильным замком азиатского типа, очень простой конструкции, с одной качающейся на оси деталью - длинным изогнутым рычагом с расщепом или зажимом в верхней части - и одной пружиной, отжимавшей верхнюю часть рычага от ствола. В расщеп зажим при заряжании оружия вставлялся тлеющий фитиль. В момент выстрела стрелок прижимал нижнюю часть рычага к прикладу преодолевая сопротивление пружины , горящий конец фитиля опускался на затравочную полку и поджигал на ней порох.
Дуло Дарданелльской пушки — из аналогичной турки расстреляли стены Константинополя В начале 13 века, после захвата Константинополя, в руки крестоносцев попал рецепт «греческого огня».
К середине 13 века относятся и первые описания европейскими учеными «настоящего», взрывающегося пороха. Арабам же применение пороха для метания камней стало известно не позже 11 века. Древесный уголь с успехом мог быть заменен молотым бурым углем бурый порох , ватой или сушеными опилками белый порох. Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков. Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда.
Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля. При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку. Изобретатель пороха Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!
Бертольд Шварц которого, кстати, звали Бертольд Нигер конечно же, ничего не изобретал. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе. Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России.
Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха. Огнестрельные трубы Первое изображение европейской пушки, 1326 год Простейшее ручное огнестрельное оружие — ручница — появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий.
Китайцы называли такое оружие пао, мавры — модфа или караб отсюда пошло «карабин» , а европейцы — ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина. Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля. В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями.
Шведская ручная пушка 14 века Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» — пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах.
Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох. Голландские ручные кулеврины 15 века Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть.
Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным.
Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы. Французский стрелок 15 века Рыцарский конь не боялся огня. Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно. А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу.
В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли.
О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН. По словам исследователей, центром производства подобных пищалей была Устюжна Железопольская — один из крупнейших центров металлообработки и оружейного дела в Русском государстве в XVI—XVII веках, который расположен на территории современной Вологодской области. Однако с уверенностью сказать о том, происходят ли находки из Орла именно из этого центра, нельзя.
Что такое пищаль, размеры, устройство и значения слова
В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов. В XVII веке пищали начали оснащать не фитильным, а более удобным кремневым замком, однако название "пищаль" за новыми ружьями сохранилось вплоть до военных реформ Петра I, когда стрелковое оружие старых образцов было заменено в армии сначала мушкетами. Пищаль не использовалась в больших походах конца XVI столетия. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов. Пищаль — См. Ручное, огнестрельное оружие. Пищаль — См. Ручное, огнестрельное оружие.
Первые пушки на Руси
Производство полуторных пищалей в 1580–1590-е гг. Сначала пищалью называли только артиллерийские орудия, а в XVII—ХVIII вв. с различными уточнениями (ручная, винтовальная, пищаль «недомерок», пищаль «малая пулька» и др.) стали именовать ручное огнестрельное оружие типа «ружье». ПИЩАЛЬ, общее наименование старинных рус. арт. орудий прицельной (настильной) стрельбы и ручного огнестрельного оружия. К ручному оружию уже можно было отнести наиболее лёгкие затинные П., использовавшиеся в качестве крепостных орудий. Ствол ручной пищали, по мнению экспертов, датируется второй третью XVI века. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов.
Оружие и снаряжение 15-16 веков
Оружие Пищаль ружье Пищаль 16 века. Статьи, новости, обзоры оружия и снаряжения, обсуждения нововведений и законодательства об оружии в СНГ и в мире. Ружье Пищаль 16 века. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов.
В Орле впервые увидят найденную археологами пищаль XVII века
Бомбарды, хотя и представляли собой «полевую артиллерию», обе стороны применяли их в качестве осадного оружия. Таким образом, гуситская армия располагала необходимыми средствами для борьбы с укреплениями противника. Гуситские войны проходили в период между осадой Генрихом V Арфлёра в 1415 году и его освобождением в 1449 году. Поэтому гуситские войны пришлись на период коренных изменений. Первая осада Арфлёра завершилась через три месяца. Гарнизон капитулировал под угрозой гибели от голода, однако укрепления города вполне выдержали осаду.
В начале XV века соотношение порохового заряда к массе ядра составляло 1:13. Более мощные заряды делать не представлялось возможным, так как это было чревато разрывом ствола. Но уже к середине столетия пропорция изменилась к 1:2, что значительно увеличило ударную энергию снаряда. Когда французы в 1449 году вернули Арфлёр, из осада продолжалась всего 16 дней, благодаря активному использованию артиллерии. Требюше, которые долгое время успешно конкурировали с пушками в качестве осадных машин, окончательно сошли со сцены.
Огнестрельное оружие гуситов 1. Аркебузир Его оружие — небольшая пищаль из Табора, обнаруженная на месте гуситской штаб-квартиры. Ствол шестигранный, длина чуть более 30 см, калибр 17 мм. Простое ложе вставлено в литую втулку в задней части ствола. Ложе зажималось под мышкой, а к запальному отверстию подносился фитиль.
Большие по размеру пищали обслуживались двумя людьми. Стрелок носит пластинчатые ножные доспехи, кольчугу и стеганый акетон — многослойный мягкий панцирь, распространенный по всей Европе. Акетон носили вместо или вместе с кольчугой или бригандиной. Тарасница Тарасница реконструирована по сохранившемуся до наших дней стволу, реконструированному в Музее Гуситов в Таборе. Внешне тарасница напоминает крюковое ружье.
Тарасницы представляли «полевую артиллерию» гуситов. Тарасницы ставили между повозками, прикрывая их щитами или мантелетами. Пушка наводилась на цель в горизонтальной плоскости путем поворота вокруг шкворня в передней части станка, а в вертикальной плоскости ствол наводился с помощью сектора с отверстиями, в которые вставлялся палец. Пушка Хоуфница — пример тяжелой артиллерии гуситов.
Порох оказался гораздо опаснее, чем стрелы. Аркебуза также была значительно более опасна.
Аркебузир нес на себе много пороха и постоянно горящий прут в одной руке. На фоне растерянности, стресса и неразберихи боя, аркебузиры становились потенциально опасными для себя и окружающих. Ранние аркебузы, как правило, имели резкую отдачу. Намокшее оружие было практически бесполезно. Аркебузы также часто перегревались. Во время повторной стрельбы оружие могло засориться и взорваться.
Разорвавшиеся куски металла и дерева представляли опасность для самого стрелка и находящихся рядом солдат. Кроме того, дым от сгорания черного пороха затруднял видимость противника после нескольких залпов, если быстро не рассеивался ветром. До изобретения колесцового замка, потребность в постоянно горящем пруте делала почти невозможной скрытность, в частности ночью. Количество дыма, испускаемого при одном единственном выстреле аркебузы, и шума от выстрела, было достаточно, чтобы демаскировать стрелка. В то время, как арбалет или лук позволял стрелять бесшумно и без демаскировки. Шум аркебуз и звон в ушах, который он вызывал, могли затруднить восприятие голосовых команд.
В долгосрочной перспективе оружие могло вызвать у стрелка снижение слуха. С помощью лука и арбалета можно стрелять из-за укрытия, по высокой дуге, огибая препятствия, поражая врага сверху, где не имелось мощной защиты, подобной передней лобовой броне — хотя и с гораздо меньшей точностью. Агрегатор новостей 24СМИ Механизм аркебузы был больший калибр, чем его предшественники. До середины 16-го века они были уволены механизмом фитильного замка, после которого более новые wheellock механизмы использовались вместо этого. Расширяющаяся морда некоторых примеров облегчила загружать оружие. Могло бы также случиться так, что у некоторых оригинальных аркебуз был металлический крюк около морды, которая, возможно, использовалась для крепления против твердого объекта поглотить отдачу.
Так как все аркебузы были ручной работы различными оружейными мастерами, нет никакого типичного экземпляра. Более аккуратный механизм ранней аркебузы чаще всего напомнил механизм арбалета: мягко кривой рычаг, указывающий назад и параллельный запасу см. Сжатие рычага против запаса снизило сухое, которое было в свою очередь связано с основой змеиного, которое провело матч. Змеиное тогда принесло матч в кастрюлю вспышки, чтобы зажечь воспламенение, запустив оружие. К более позднему 16-му веку оружейные мастера в большинстве стран начали вводить короткий более аккуратный перпендикуляр запасу, который знаком современным стрелкам. Однако большинство французских аркебуз фитильного замка сохранило спусковой механизм стиля арбалета в течение 17-го века.
File:Arquebus mp3h3700. Броня пластины, которую носят на туловище, была стандартной в европейском бою приблизительно с 1400 до середины 17-го века. Хорошие иски пластины обычно останавливали бы шар аркебузы в большом расстоянии. Это была обычная практика, чтобы «проверить» проверяют броню, стреляя из пистолета или аркебузы в новом нагруднике Маленькая вмятина была бы окружена, гравируя, чтобы привлечь внимание к нему. Однако вблизи было возможно проникнуть в даже тяжелую броню конницы, в большой степени зависящую от власти аркебузы и качества брони Это привело к изменениям в использовании брони, таким как пластина трех четверти, и наконец пенсия брони пластины от большинства типов пехоты. Развитие огня залпа — голландцами в Европе, и китайцами и португальцами в Азии — сделало аркебузу из практического преимущества для современных вооруженных сил.
Огонь залпа позволил армиям превращать свое обычное формирование в сменяющую друг друга расстрельную команду с каждым рядом солдат, делающих выстрел, тогда идущий к задней части формирования, чтобы перезагрузить. В письме его кузену Морису Нассау, Принцу Оранскому в декабре 8, 1594 он сказал: : «Я обнаружил evolutionibus метод получения мушкетеров и других с оружием не только к увольнению практики, но и продолжать делать так в очень эффективном боевом порядке то есть, они не делают одиночного огня или из-за барьера…. Сразу же, как только первый разряд стрелял, затем тренировкой , они пройдут к спине. Второй разряд или идущий форвард или остановка, будет тогда стрелять точно так же, как первое. После этого третье и после разрядов сделает то же самое. Когда последний разряд будет стрелять, первое перезагрузит как следующая диаграмма shows:.
Как только увольнение залпа было развито, скорострельность и эффективность были значительно увеличены, и аркебуза выстрелила от того, чтобы быть оружием поддержки к основному вниманию самых ранних современных армий. Официальный создатель пороха Хоть изобрели эту смесь очень давно, официально её создателем стал Константин Анклитцен, более известный под именем Бертольд Шварц. Первое имя было дано ему при рождении, а Бертольдом он стал зваться, когда стал монахом. Шварц с немецкого языка означает Черный. Это прозвище дали монаху из-за неудачного химического опыта, во время которого его лицо опалилось дочерна. В 1320 году Бертольд официально задокументировал состав пороха.
В его трактате «О пользе пороха» были описаны советы по смешиванию пороха и эксплуатации. Во второй половине 14 века его записи оценили и стали использовать для обучения военным навыкам по всей Европе. В 1340 году впервые построили завод по производству пороха. Произошло это на востоке Франции, в городе Страсбурге. Вскоре после открытия этого предприятия, аналогичное было открыто и в России.
Это орудие давало мощный сноп огня, но было очень сложным в обслуживании, заряжании.
Все пищали, независимо от вида, заряжали через дупло ствола. Сначала внутрь забивали порох, затем закатывали ядро. Устройство Ручная пищаль имела простое и даже безыскусное устройство. Она представляла собой длинный гладкий ствол, не имевший нарезов, и закрепленный на деревянной основе ложе , которая в задней части переходила в приклад. Калибры пищалей были велики, поскольку технологии того времени не позволяли работать с малыми размерами. Чаще всего встречались пищали весом 5-7 кг, длиной 80-110 см.
Из-за значительного веса ручных пищалей их было невозможно долго удерживать на весу. Поэтому в передней части оружия имелся прочный упорный стержень. Стволы пищалей чаще всего изготавливали из железа, у некоторых моделей имелся раструб в форме воронки. Чтобы произвести выстрел, необходимо было воспламенить пороховой метательный заряд. Размер заряда пороха определялся на глаз, поэтому все выстрелы имели разную силу. В дальнейшем развитие пищалей шло по пути повышения точности и облегчения веса.
Это привело к тому, что ручные пищали стали прародителями ружей и мушкетов. Известные образцы До наших дней сохранилась пищаль под названием «Единорог» «Инрог» , которая хранится в артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Это орудие было отлито в 1577 году на московском Пушечном дворе известным мастером Андреем Чоховым.
В ходе боевых действий стрелков с пищалями выстраивали линейным способом. Такая тактика ведения боя обеспечивала большее количество стволов в залпе и более плотный и эффективный залповый огонь. Стационарная Это разновидность длинноствольного оружия с большим калибром, которую устанавливали на землю, на стены крепости и использовали для нанесения мощных, разрушительных ударов по рядам противника или стационарным объектам. Стационарные пищали были представлены тремя видами орудий: Крепостные: Устанавливали на стенах крепостей, фортов и использовали для обороны от захватчиков. Осадные: Применяли для разрушения со значительного расстояния укрепленных сооружений. Полковые полевые : Были предназначены для уничтожения живой силы противника во время сражений на открытой местности. Стационарные пищали были менее мобильными, чем ручные, однако они обладали гораздо большей дальностью огня и разрушительной силой. По материалу изготовления пищали подразделялись на железные, чугунные, стальные, бронзовые и медные. Многоствольная До наших дней сохранились рассказы о многоствольных пищалях, которые обеспечивали более плотный огонь и обладали высокой разрушительной силой. Такие виды оружия были призваны компенсировать невысокую точность стрельбы. Они были особенно эффективными при поражении больших групп противника. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного образца многоствольных пищалей. Не сохранилось и свидетельств очевидцев, которые бы описывали размеры орудий. Известно лишь о том, что многоствольные пищали заряжали: цельными ядрами; ядрами с пороховой начинкой; шрапнелью, камнями или рубленым металлом. На Руси установку прозвали «сорокой», а на Западе она была известна как «орган». Это орудие давало мощный сноп огня, но было очень сложным в обслуживании, заряжании.
Что такое пищаль, размеры, устройство и значения слова
Надо сказать, что само стрелецкое войско берет начало из отрядов пищальников (то есть вооруженных пищалями солдат), сформированные в начале XVI века отцом Ивана IV Василием III. С середины XVI века основой русской армии было стрелецкое войско – особый род пехоты, вооруженный холодным и огнестрельным оружием. На Руси в XIV-XVIII веках все огнестрельное оружие с длинными и средними стволами называли пищалями. Пищаль XVI века «Три аспида» имела ствол до 100 калибров и являлась казнозарядным орудием; в стволе казенной части находилось гнездо для клинового затвора.
Когда русские начали использовать пушки в битвах
Отличия в конструкции появились в конце XV века с изобретением фитильных замков. Различали следующие виды пищалей-орудий: крепостные, осадные, стенобитные, полковые, полевые; железные стальные , медные бронзовые , чугунные. В качестве снарядов использовалась каменная картечь, рубленные куски железа, сплошные и разрывные ядра.
Пятитысячный гарнизон города под руководством воеводы Михаила Борисовича Шеина сдерживал более чем двадцатитысячную армию завоевателей. Попытка русской стороны деблокировать Смоленск кончилась катастрофическим поражением в Клушинской битве. После поражения русской армии смоленские полки отступили к Рязани. Почти вся территория Смоленщины была оккупирована. После многократных ожесточенных штурмов обезлюдевший, горящий Смоленск пал 3 июня 1611 года. Стойкость смолян позволила россиянам выиграть время и собрать силы для второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского.
Она состояла из «служилых людей», несшие службу за землю. В военное время они представали перед государем со своим оружием, лошадьми, слугами, которые вместе с хозяевами должны были сражаться. Поместное войско выглядело в соответствии с основным на тот момент направлением военных интересов Московского царства — восточным. С кем воевали, так и выглядели.
Поэтому для разворота на 180 градусов молодому царю пришлось формировать армию отчасти на европейский манер. А пришедшие им на смену стрелецкие отряды, по сути также, как в Европе, делились на две части: одни — копейщики, вторые — сами стрельцы то есть те, кто непосредственно стрелял. Строение бердыша. Власов Д.
Поэтому считается, что бердыши оказываются в арсенале московитов как раз во время Ливонской войны, а точнее ближе к ее концу. В целом бердыш — это контактное древковое оружие, «железко которого при помощи проушины и, что важно, косицы крепится на древке различной длины». Его топорище также имеет острие, заточенное лезвие с одной стороны и обух с другой. Собственно, будучи так называемым родственником секиры и топора, бердыш отличается от них именно наличием той самой косицы.
На Руси установку прозвали «сорокой», а на Западе она была известна как «орган». Это орудие давало мощный сноп огня, но было очень сложным в обслуживании, заряжании. Все пищали, независимо от вида, заряжали через дупло ствола. Сначала внутрь забивали порох, затем закатывали ядро. Устройство Ручная пищаль имела простое и даже безыскусное устройство. Она представляла собой длинный гладкий ствол, не имевший нарезов, и закрепленный на деревянной основе ложе , которая в задней части переходила в приклад. Калибры пищалей были велики, поскольку технологии того времени не позволяли работать с малыми размерами. Чаще всего встречались пищали весом 5-7 кг, длиной 80-110 см. Из-за значительного веса ручных пищалей их было невозможно долго удерживать на весу.
Поэтому в передней части оружия имелся прочный упорный стержень. Стволы пищалей чаще всего изготавливали из железа, у некоторых моделей имелся раструб в форме воронки. Чтобы произвести выстрел, необходимо было воспламенить пороховой метательный заряд. Размер заряда пороха определялся на глаз, поэтому все выстрелы имели разную силу. В дальнейшем развитие пищалей шло по пути повышения точности и облегчения веса. Это привело к тому, что ручные пищали стали прародителями ружей и мушкетов. Известные образцы До наших дней сохранилась пищаль под названием «Единорог» «Инрог» , которая хранится в артиллерийском музее Санкт-Петербурга.