Походы в Волжскую Булгарию 1 глава. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Киевляне совершали множество военных походов против Булгар, но ответных действий со стороны Волжского государства за этим не следовало.
Цикл статей "Западный поход монголов"
Русские походы на бывшую Волжскую Булгарию (уже в составе Золотой Орды) продолжались и позже. Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. Электроника Походы в Волжскую Булгарию 1 глава В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Они передали, что на помощь князю воевать с булгарами пришли «половцы Емакове». Вскоре началась осада Великого Булгара. Внук Долгорукого Изяслав Глебович племянник Всеволода с дружиной поспешил к городским воротам, где неприятель сделал вылазку. Тут князь изломил копье, и его под сердце через бронь ударила стрела. Князя привезли в лагерь, и вскоре он скончался.
А булгары, узнав, где русь оставила ладьи, пошли вверх по Волге в лодках, а из «Торцьскаго» на лошадях на ладьи, охранявшиеся белозерским полком. Только маневр оказался для булгар неудачным. Более тысячи их воинов утонуло в Волге.
Волжские булгары. Москва, 1951. Халиков А. Казань, 1968. Том 1. Кучкин В. X — начало XX вв. Москва, 1975. Фахрутдинов Р. Очерки по истории Волжской Булгарии. Москва, 1984.
Эти полки времени зря не теряли, они пришли «с множеством полона и с многим добром, ибо они отпущены были еще раньше вниз воевать по Каме, и взяли по ней много городков, несколько сел, и пожгли все, а людей одних посекли, а иных в плен увели. Оттуда же послал Святослав весть перед собой брату своему, великому князю Юрию Всеволодовичу». Дальше путь войска лежал в Городец. Филатов обращал внимание на то обстоятельство, что войска высадились на сушу именно в Городце, и высказал предположение, что «древний Городец предстает перед нами в виде базы княжеских речных походов, где, вероятно, для них строились корабли». Филатов высказал и другое предположение: «Возможно, именно тогда у князя Юрия и возникла мысль поставить город на устье Оки, вблизи булгарских земель. Добровольно булгары наверное бы не согласились на его постройку. Оставалось только склонить их к этому военным путем». Князь Святослав Всеволодович Георгий Всеволодович встречал Святослава «у Боголюбова, на реке Сураме, с сыном своим Всеволодом, целовались с любовию великою и пошли в город». Кучкин отметил этот факт как позволявший проследить сухопутные маршруты в Волго-Окском междуречье. Он шел к р. Нерли Клязьминской, затем вниз вдоль ее течения и приводил к столице Северо-Восточной Руси». В столице княжества победителей ждала торжественная встреча. И устроил великий князь Юрий встречу брату своему Святославу и всем воинам на три дня, и многие дары дал брату своему: золотом и серебром, и одеждами различными, конями, и оружием, аксамитами и паволоками и белью, также и воинов одарил повелику, каждому по достоинству. Князь великий Юрий Всеволодович отпустил брата своего Святослава с честью великою в город его Юрьев, на свой стол». Важнейшим следствием удачной операции 1220 года стала открывшаяся возможность дальнейшей экспансии Владимиро-Суздальского княжества на восток. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Теперь уже сам великий князь Владимирский был готов возглавить войско для еще более масштабных действий. Летопись сообщает: «В том же году великий князь Юрий Всеволодович сам начал снаряжаться на болгар. Болгары же прислали послов своих с мольбою и с челобитьем. Но он не принял прошения их и отпустил послов». Похоже, на сей раз приготовления сильно не скрывали, возможно, даже проводили их демонстративно. Во всяком случае, в Булгарии о планах Георгия Всеволодовича стало известно, и обеспокоенные булгары прислали к великому князю послов с дарами и просьбой о мире. Именно реальность военной угрозы вынудила просить мира. И именно осознание Георгием Всеволодовичем своей превосходящей силы побуждало не спешить. Князь мира не принял, а послов отпустил восвояси. Более того, Георгий повелел своему племяннику ростовскому князю Васильку Константиновичу вместе с войском идти на булгар. Как видим, Городец вновь выступал в роли места сбора войск для большого похода. И когда он был на Омуте, пришли к нему другие послы болгарские с мольбою». Кучкин считает, что «Омут - скорее всего, с. Омуцкое на р. Нерли несколько выше Суздаля. Следовательно, идя к Городцу, Юрий подымался по р.
Поход же на хорватов в летописи отмечен 992 годом [50] [51] [52]. Позднейшие исследования[ править править код ] В дальнейшей историографии мнение о том на каких именно болгар булгар совершил поход князь Владимир Святославич — на волжско-камских или на дунайских разделилось. Так М. Щербатов писал, что «сии болгары были не те, которые жили на Волге в великой Болгарии», а поселившиеся в VII веке «возле Чёрного моря», но при этом он описал сюжет из летописей и 1-й редакции В. Татищева о «пленных в сапогах» и «вечном мире». Из этого же он заключил, что дань, о которой писал М. Стрыйковский, на болгар наложена не была [53]. Того же мнения придерживался и И. Болтин [54]. Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60].
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша. Мамай, препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала ему дань, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша.
Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество, сжёг Нижний Новгород, а затем и Засурье. В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский.
На своих судах они бороздили великую русскую реку, периодически совершая набеги на соседние страны. Особенно любили ушкуйники наведываться в Золотую Орду. В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов.
Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников. А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства.
Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века.
Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами. Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде. Знаменитые казацкие суда — струги — тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников. Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков.
На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала. Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами. Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной. В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары.
Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар. Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся. Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке.
Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира. Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам.
Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша. Мамай, препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала ему дань, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша. Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество, сжёг Нижний Новгород, а затем и Засурье. В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский. В 1378 году войско темника Бегича — сторонника мурзы Мамая — в битве на реке Воже было наголову разбито московским войском.
Безуспешно простояв у стен Великого города 10 дней, и видя, что его племянник Изяслав Глебович изнемогает от тяжёлой раны, князь Всеволод принял предложение булгар о мире. Русское войско отправилось обратно к Волге, к своим ладьям на остров Исады. Здесь на острове умер раненный князь Изяслав.
Полки погрузились на суда и пошли вверх по Волге. От устья Суры конные отряды были пущены на Мордву и разорили их села вплоть до Цевцы в отместку за нападения на русскую конницу. Тело погибшего князя Изяслава, «вложиша в лодью», привезли во Владимир и погребли у церкви Святой Богородицы Золотоверхой.
Для бальзамирования тела, скорее всего, использовали мёд, который купили или взяли у окрестной мордвы, — бортевое пчеловодство в Сенгилеевских горах существовало с давних времён. Вислая свинцовая печать Всеволода Большое Гнездо, найденная археологами в 1976 году на Билярском городище. Возможно, имеет отношение к событиям 1183 года.
Маршрут похода войск Всеволода Споры историков о маршруте похода войск Всеволода и о месторасположении Исад, где соединились конница и судовая рать русских, начались с ещё конца XVIII века, когда В. Татищев в своей «Истории Российской» предположил, что река Цевца, в устье которой располагались Исады — это река Цивиль, впадающая в Волгу вблизи современных Чебоксар. Большинство последующих историков определяли Исады и речку Цевцу в районе слияния Волги и Камы — здесь наименьшее расстояние ок.
И только результаты комплексного анализа письменных, археологических источников и топонимов, позволяют утверждать, что Исады и Цевца находились в Симбирском Поволжье, недалеко от современного города Ульяновска под горой Арбуга Национальный парк «Сенгилеевские горы». В документах симбирский приказной избы с середины XVII века упоминается огромный остров Чувич, который отделялся от правого коренного берега волжской протокой, называемой Чувич, Чевича. В 1950-е годы и остров Исады, и протока Чувич были затоплены Куйбышевским водохранилищем.
Известно, что в некоторых тюркских языках и диалектах общетюркское -ч- ; звучит как -ц-. Цокающие говорах известны и в русском языке. В древнерусских диалектах словом «исады» обозначались: удобное для спуска к реке место; место стоянок лодок на песчаной отмели; базар около пристани.
Исады, на которые прибыло войско Всеволода — это, скорее всего, остров с бродом у левого берега Волги в районе современного села Крестового Городища. Тухчин городок Неподалёку располагался упомянутый в летописях «Тухчин городок». Паллас сообщал: деревня Крестовое Городище, поименована «по старинному окопу, которой в южной стороне от деревни находится, на простирающейся вдоль реки к северу и востоку утёсистой горе».
Становление Волжской Булгарии
- Содержание
- Монгольское завоевание Волжской Булгарии
- Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
- Последний бой Волжской Булгарии
- Битва под горой Арбуга в 1183 году
- Булгарские походы :: Татарская энциклопедия TATARICA
1183 год. Крестовый поход на Волге
В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями. А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную. Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т. А затем в Среднее Поволжье. Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии.
Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг. Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура. Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее. В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии.
Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства. Нумизматический материал свидетельствует, что в 930-940 гг.
Того же мнения придерживался и И. Болтин [54]. Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т. В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В. Григорьев , Д.
Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами. Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей. Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей. Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык до наших дней. Чувашский язык использовался для современной расшифровки булгарских надгробий. Приняв ислам и сблизившись с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперед в своем развитии, получив могущественного союзника. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным. Отношения с соседями Государство Волжская Булгария не являлось особенно воинственным, но имело хорошо обученную и вооруженную армию. Ближайшие соседи не были могущественнее или сильнее булгар. Исключение составлял Хазарский каганат, дань которому приходилось платить до конца X века. Военные действия с разрозненными племенами кипчаков и йемеков, кочевавшими в степях Заволжья и Южного Урала, были успешными. В результате военных побед правителей Волжской Булгарии появлялись пленные, которых активно использовали, как рабов, на работах в булгарских хозяйствах. Пограничные отношения на западе с Киевской Русью, а впоследствии с русскими княжествами были тесные. Они не отличались стабильностью, эпоха перемирия сменялась временем военных конфликтов. Силы государств были сопоставимы, никто не хотел ввязывается в крупномасштабную войну с неизвестным исходом. Поэтому происходили частые стычки на уровне пограничных конфликтов, в результате которых захватывалась неплохая добыча. На Руси от этого больше всех страдали Рязань, Муром и Суздаль. Достойный ответ давали и русские княжества, в результате которого захватывались булгарские города, в частности, Болгар и Ошель. До того как князь Владимир крестил Русь, послы Волжской Булгарии предлагали ему принять ислам. Известно, что князю многое понравились в исламе. Но запрет алкоголя категорически был для него неприемлем и он отверг предложение со словами «на Руси есть веселие пить и не можем без того быть». В XI веке булгар стали донимать частые нападения разбойников-ушкуйников из Великого Новгорода. Они нанимались купцами для совершения военных нападений, которые приносили добычу. Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город. Города Волжской Булгарии На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений. Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища — юрты. Общественные помещения — мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня. Болгар В Волжской Булгарии или, как она еще называлась — Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу. В русских летописях он именовался как Бряхимов. Это юго-запад Республики Татарстан, а на месте древнего городища находится поселение Болгар — центр Спасского района. Первое упоминание о городе датируется 920 годом. Очевидной причиной строительства города в этом месте было выгодное расположение, позволяющее контролировать две крупнейшие водные артерии, являющиеся торговыми путями. По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар — важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр. Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы. Автор Иван Шишкин Биляр В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось. Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации.
Буртасы имели умелого хана и нукеров в этой деревне. Откуда-то в этом дремучем лесу у них оказался свой манджаник и стрелометы. Единый Бог-Тенгри в этот поход решил просто отвернуться от меня. Придется напрячься всей мощью, чтобы закончить этот позор как можно быстрей Кюльхан прекратил штурм и приказал бить пороками. Хашар двинул манджаники и стрелометы на дистанцию выстрела. И опять провалился в ловушки. Еще 2 часа потребовалось чтобы засыпать их. Потеряв 1 порок, к вечеру монголы стали закидывать деревянный Сурчат огнем и камнями. Последний бой Волжской Булгарии Последний город булгар на Суре в Пензенской области храбро встретил татарский тумэн на русской границе Шансы Кирмэн Буляртай взвешивал шансы. Все его задумки сработали, перед стенами Сурчата лежали сотни монгол и рабов хашара, которых пустили первыми. В ямах на кольях, на догорающих катау стонали раненые и обоженные. Самострелы и яу таган стали сюрпизом для монголов, его кавэсы насадили на тяжелую стрелу и знатного монгола, командовавшего штурмом. Штурм был сорван. Но он дался дорого и монголов оставалось слишком много. Небольшое разномастное войско на стенах Сурчата поредело от монгольских стрелков. Теперь заработали и монгольские пороки, разбивая и сжигая деревянный город. С вечера глыбы и горшки с нефтью расшибали бревна башен и стен. Стены не были рассчитаны на них. Не было таких врагов у буртасов раньше. Теперь разрушение стены - это дело времени, вслух подумал Буляртай. И его слова зависли в тяжелом воздухе военного совета Но надо держаться, монголы обложили прижатый к реке Сурчат с 3-х сторон. Монголы не пощадят пленных. Уйти некуда, надо держаться и молить Аллаха о помощи. А может, придет армия эмира или улугбэка? Но видимо, нет... До конца В зареве пожара на площади масжиди Жами собрались все 3000 гарнизона. От элитных конных гвардейцев - джандаров до простых игенчей с вилами. Лица, покрытые копотью и неистовым напряжением сил. Но страха - не было. Вперед вышел кирмэн. Мы останемся на земле предков и уйдем к ним после смерти! Монголы не щадят живых, так пусть лежат рядом мертвыми! Да поможет Аллах! Во имя Христа!! Но дорого решил Сурчат отдать свои жизни. Со свирепой отчаянностью обреченных ждал он своей участи. Каждый простился с близкими и простил все обиды. В 3 часа ночи горящая стена Сурчата рухнула под ударом пороков. Капля истории Кюльхан не хотел ждать, и бросил в провал и на стены всех. Рабы хашара-пленные булгары и соседи Сурчата, под огнем стрел сваливали в рвы снопы хвороста и падали замертво. По их телам шли новые. Кто не хотел и бежал назад - падал под ударом монгольской сабли. В провале и на стенах рубился хашар со своими же. Заставляя тратить защитников свои же силы или бросать меч, узнавая родных. За спинами хашара прятались монголы и рубили всех подряд. Сверху летели стрелы, камни и кипяток, выкашивая ряды нападающих. Но целый тумэн чингизида Кюльхана против небольшого Сурчата... Что может 1 сокол против тысячи воронов?
С чего начинается Булгар: как потомки Кубрат хана на Волге государство строили
Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах нового. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183.
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. 28 окт, 2010 @ 12:11 Русский поход на Булгар в 1399 г. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию.