Новости репин и его ученики

Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Один из них — Ярославский художественный, где в эти дни проходит выставка «Илья Ефимович Репин и ученики». Ссора в Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина разгорелась в кабинете декана, прямо во время обсуждения финансовых вопросов факультета.

ЕМИИ представил масштабную выставку работ Репина и его учеников

Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников. художников Серова, Кустодиева, Куликова и других. Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны отца не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе. Мастер и его ученики, которые пошли собственным путем. В подмосковном музее «Новый Иерусалим» открылась экспозиция, посвященная Илье Репину.

{{ data.message }}

  • Учитель — ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский
  • Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
  • В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
  • КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР | Наука и жизнь
  • Saint-P. Academy of Fine Arts – Telegram

Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.

В экспозиции представят более ста графических и живописных работ Ильи Репина и его знаменитых учеников. Илья Репин руководил учебной мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств с 1894 по 1907 год, список его учеников составляет более 150 имен. Участников экскурсии «Илья Репин и его ученики» ждет знакомство с выставкой «Мастер Репин. Выставка "Илья Ефимович Репин и ученики" в Ярославском художественном музее знакомит зрителей с мало известными работами художника, а также с работами его уч.

Выставка «Репин. Наследие. Ученики» экспонируется в Екатеринбурге

Илья Репин — одна из ключевых, системообразующих фигур русского искусства в целом и реалистической школы в частности, в том числе благодаря своей преподавательской деятельности и влиянию на молодое поколение художников. Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области: Выставка, созданная в год 180-летия со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, рассказывает посетителям, насколько важна в искусстве роль наставничества. Наверняка для многих станет открытием то количество известных имен русских художников, которые зазвучали благодаря мастерской Репина и при его поддержке. Уверен, что на эту выставку в подмосковную Истру стоит съездить всем, кто интересуется русским искусством. Будучи уже признанным классиком реалистической школы и передвижничества, Репин не останавливался в своих экспериментах, регулярно оказываясь под шквалом критики и нападок товарищей. Однако как раз его любовь к разнообразию, внутренняя свобода, любопытство и уважение ко всему талантливому и самобытному, вероятно, и объясняют тот факт, что из его мастерской вышли такие яркие и не похожие ни на Мастера, ни друг на друга художники. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. Неизвестный фотограф. Бродский с палитрой у портрета И.

Репина «Пенаты». Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Выставка построена на визуальных сопоставлениях, выявляющих доподлинно известные и предполагаемые куратором взаимосвязи, а также раскрывает широту многообразия творчества как самого художника, так и его многочисленных учеников. В основе повествовательной структуры проекта лежат три ключевых принципа Репина , которые также вынесены в названия разделов: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и « Идите своим собственным путем». Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Выставочные проекты с яркой уникальной концепцией стали важной экспозиционной линией нашего музея — каждый из них мы стараемся сделать особенным. Эта выставка с точки зрения зрительского восприятия задумана нами как целостное художественное высказывание, как фильм или спектакль, где и общий сюжет, и каждый эпизод имеют значение.

Многие картины представлены зрителям впервые. В грандиозном проекте Академии принимают участие 20 ведущих музеев и частных коллекций со всей страны, щедро предоставивших произведения первой величины. Напомним, что Ульяновский художественный музей и Академию связывает давнее сотрудничество. Первая выставка «Мастер и ученик» тогда еще Московской школы акварели С. Андрияки прошла в 2005 году в Ульяновске.

Николай Фешин. Дама в лиловом, 1908 год. Расстрел 26 бакинских комиссаров, 1925 год Ученики 4 года назад в музее-усадьбе И. Есть разные мнения о том, насколько хорошим учителем был Илья Ефимович: были претензии и к методологии, и к неровным оценкам, которые он выносил.

Он, значит, любит своих учеников, если теряет свое-время, чтобы как можно нагляднее показать нам и двинуть нас вперед. Милый Репин! Я его то люблю, то ненавижу! Интересно его видеть, когда он работает.

В блузе, лицо совсем меняется, ничего он не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем и вместе с тем он почему-то во мне возбуждает жалость», — писала своей подруге Остроумова-Лебедева. Уходя в отставку он предложил себе на замену троих учеников: Малявина, Кардовского и Кустодиева. Последнего он охарактеризовал так: «отличный портретист, и картины его из русской жизни очень жизненны и национальны». Интересно, что один из его «воспитанников» Исаак Бродский в советское время прославится полотном «Расстрел 26 бакинских комиссаров» — кажется, он весьма далеко ушел в искусстве живописи от своего учителя.

Это дало мне значительно больше, чем простое подражание его технике», — вспоминал впоследствии Бродский. Парижское кафе, 1875 год. Частное собрание Франция Обладатель золотой медали Академии Художеств за работу «Воскрешение дочери Иаира», Репин имел право на пенсионерскую поездку — за казенный счет поработать в европейских странах несколько лет. Большую часть времени художник с семьей провел в Париже.

Из французской столицы он пишет друзьям рассказы о нравах местной публики, например о впечатлениях от посещения Парижского салона в 1874 году: «Вещей около 2000, много очень плохих, вообще французы не строги; и здесь можно скорее составить себе имя и даже капитал; цены страшные! Небольшие картинки 30 000, 16 000 фр. Мало-мальски знаменитый художник уже капиталист... В то же время сам Репин испытывает финансовые затруднения: перебои с деньгами от Академии.

К счастью, были частные заказы: он пишет потрете Тургенева для коллекции портретов Третьякова и «Садко» для Великого князя Александра. В Париже художник увлекся работой с керамикой: «Мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжога в огне; вот чудесно применить бы к наружной живописи и к живописи в местах, где она скоро портится и где ее заменяют тяжеловесной, аляповатой мозаикой». Один из самых неприятных моментов пенсионерской поездки: выставленная художником на Парижском салоне картина «Парижское кафе» вызывает гнев Крамского: «…человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен потому что понимает это без усилий изобразить тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток». Полотно «Кафе» не заинтересовало французскую публику и осталось накупленным, хотя Репин и не рассчитывал на успех.

Чуковский «Это гениальный поэт! Странно было слышать с непривычки, как самозабвенно восхищается он такими художниками, которые по своему дарованию были значительно ниже его». Этот Издебский, человек разбитной и учтивый, в очень туго накрахмаленной манишке, был у Репина в Финляндии, пригласил его на вернисаж своей выставки. Репин кланялся, благодарил, провожал его до ворот и еще раз кланялся и прижимал руки к сердцу.

В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку. Издебский, сверкая манишкой, встретил его на лестнице и стал рассыпаться в любезностях, и Репин снова кланялся, прижимал руки к сердцу и говорил ему приятные слова. Репин вошел в залу, шагнул к одной картине, к другой и закричал на всю выставку: — Сволочь! И затопал ногами, и стал делать такие движения, будто хотел истребить все кругом.

Издебский было разлетелся к нему, но Репин в исступлении гнева мог выкрикивать только такие слова, как «карлик», «лакейская манишка», «мазила», «холуй», и эти слова сдунули Издебского, как буря букашку». Большевики, 1918 год. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Эмиграция Репин в отличие от своих учеников Фешина и Сомова в эмиграцию не уезжал, он в ней оказался вместе с «Пенатами», которые в 1918 году стали территорией независимой Финляндии.

Повторить такой успех в условиях нестоличного музея по определению невозможно, но в Екатеринбурге нашли свой подход. Нестерова Айрат Терегулов. Во-вторых, по замыслу организаторов, выставка отражает одну из важнейших сторон творческого наследия "великого реалиста" - его педагогическую деятельность: за годы работы в Академии художеств и основанной им Рисовальной школе Репин воспитал целую плеяду великих художников. В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих.

Это выставка-разговор не только о живописи, она об истории, о людях, о России Это было непросто. Например, картину "Нищая" из Иркутского областного художественного музея имени Сукачева нечасто видят сами иркутяне, она много путешествует и из Екатеринбурга отправится во Францию. К оригинальной печатной графике предъявляют строгие требования: экспонировать графику можно только два месяца, после чего она должна два года отдыхать.

Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге

Репин был педагогом, будучи профессором Академии художеств, он подготовил целую плеяду выдающихся русских художников, в целом у него было более 150 учеников. Мастер и его ученики, которые пошли собственным путем. В подмосковном музее «Новый Иерусалим» открылась экспозиция, посвященная Илье Репину. Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников. Графика конца XIX — начала XX века», посвященную творчеству учеников выдающегося живописца, художника-педагога Ильи Репина. Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам.

В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников

Именно этих учеников Репин привлек для работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Он не скрывал, что ему помогают ученики, поделился с ними гонораром. Думаю, он высоко ценил их, раз привлек к такому большому госзаказу. Кроме того, по мастерству они были ближе всех к учителю.

Куликов продолжил репинскую «народную» линию: на его картинах — ярмарки, бабы в красных платках. У Кустодиева все это выглядело по-другому, у него было собственное стилистическое исполнение. А Куликов в чем-то повторял Репина.

Он был родом из Мурома, свой творческий путь начал еще до революции. Писал русскую провинцию: такую, какой она была и тысячу, и сто лет назад, а затем исчезла после революции и Великой Отечественной. Его бабы в платках не гротескны, как у Малявина или Архипова; они настоящие, повседневные.

В общем, очень хороший художник, один из моих любимых. Не так часто цитируемый, но на слуху. Можно сравнить его, наверное, с Алексеем Кориным, но Куликов намного ярче, напряженнее, интереснее.

Такого вы больше не увидите ни на одной выставке. Формат моей галереи позволяет показать тонкие кабинетные работы.

Один раз он так точно переписал мужской портрет, почти законченный Ильей Ефимовичем, что тот, вернувшись с прогулки, добавил копии несколько мазков и поставил свою подпись. Когда ученик показал ему оригинал, то Репин был потрясен, долго сравнивал обе работы и смеялся над собой».

В июне 1916 года Антон Комашка был призван на военную службу. Сначала он проходил обучение в запасном полку. В августе он приехал в отпуск в «Пенаты», о чем можно прочитать в дневнике Т. Брусиловской Муромцевой.

Приехал ученик Антон Комашка. Он сейчас в армии солдатом и его отпустили только на некоторое время. Он сейчас же присоединился к нашим утренним занятиям живописи. Все рассматривали альбом Антона Михайловича, в котором много набросков солдат, Репин их очень хвалил».

Левашеву письмо со словами: «Мой ученик Антон Комашка сейчас гостит у меня… Он и в солдатах успел заявиться по художеству и не без успеха». Сохранилась фотография портрета рядового Михаила Матова, где юному художнику удалось очень точно передать облик человека, который своими глазами ежедневно видит ужасы войны. В экспозиции Музея-усадьбы «Пенаты» представлен этюд маслом с Василия Васильевича Репина, внучатого племянника Ильи Ефимовича, над которым Комашка работал, приехав в «Пенаты» в отпуск. Репин также дал своему ученику записку, в которой предлагал военным командирам «воспользоваться Антоном Комашкой - как рисовальщиком типов и портретов».

В апреле 1917 года Репин сообщил Чуковскому: «От Комашки получил сегодня: он уже в ставке главнокомандующего пишет портрет Алексеева. Вот повезло человеку! Ай да чугуевец». Летом 1917 года репинский ученик работал в Ставке в Могилеве над портретом генерала А.

Брусилова, сменившего на посту Верховного главнокомандующего генерала М. Портрет Антона Михайловича Комашки. Май 1917 г. Василий Семёнович Сварог.

Письма Антона Комашки с фронта Илья Ефимович зачитывал на «средах» и сам неоднократно писал ему. Известно письмо Репина от 28. Обрадован Вашим желанием идти на фронт… Завидую Вам!! С каким восторгом я пошел бы с Вами!!!

Умереть мне за дело родины было бы моим лучшим и блестящим концом. Но Вас да хранит создатель. Вам еще надо жить и много, много сделать добра для дорогой нам родины. Ваш Илья Репин».

Портрет Василия Васильевича Репина. В ноябре 1917 года Комашка вернулся в «Пенаты» и с волнением показал учителю свои самостоятельные работы. Этот момент своей жизни художник назвал решающим. Илья Ефимович долго и внимательно рассматривал рисунки и вынес приговор: «Браво.

Браво, Антон Михайлович, вы обретаете свой путь, свое лицо. Я очень рад — это лучший успех, какого надо добиваться в искусстве». В марте 1918 года Репин помог своему ученику выставить эти работы на 46-й Передвижной выставке в Петрограде. Два рисунка Антона Комашки «Люди войны» оказались среди экспонатов Первой государственной свободной выставки произведений искусства в здании Зимнего дворца 1919.

Последние месяцы пребывания Комашки у Репина Финляндия уже была независимым государством, но там началась гражданская война и дачное место Куоккала опустело. Комашка писал, что в начале апреля Илья Ефимович попросил его съездить в Петроград купить краски, отвезти письма и узнать новости. В тот же день граница с Финляндией оказалась закрытой. Независимым от России государством стала и Украина, поэтому Антон Комашка со своим украинским паспортом получил в Петрограде ультимативное распоряжение — немедленно вернуться на родину.

С божьей помощью работать я неустанно буду, где бы не пришлось быть. Да хранит Вас Бог. С искренней горячей любовью Антон Комашка». В 1920-е гг.

Илья Ефимович стал получать письма из Харькова от Митрофана Семёновича Фёдорова 1870-1941 , который в прошлом учился в его мастерской в Академии художеств. В них была информация о том, что Антон Комашка вывез из усадьбы «Пенаты» два альбома репинских рисунков начала 1880-х гг. Местонахождение этих рисунков до сих пор неизвестно. Можно предположить, что совсем юный демобилизовавшийся солдат из бедной семьи надеялся таким образом решить свои материальные проблемы.

На фоне Гражданской войны и развала экономики стремительно рушились все нравственные нормы, люди нередко шли окольными путями, чтобы выжить. Но по свидетельству Фёдорова, репинские альбомы Комашка хранил, по крайней мере, до конца 1920-х гг. В мемуарах Комашка отметил, что Репин разрешил ему изучать собрание подготовительных работ к своим большим картинам в эскизах, этюдах, акварелях, рисунках, которые были закрыты для всех, за исключением очень незначительного круга поклонников художника. Видимо, в то время когда Илья Ефимович лишился прежнего круга общения, Антону Комашке показалось, что ему многое позволено.

Следует обратить внимание на то, юноша тогда не предполагал, что больше не увидится со своим учителем. Он оставил в «Пенатах» все свои работы. В 1939 году они были вывезены Верой Ильиничной в Хельсинки, за исключением портрета Василия Репина, который находился в доме Юрия Ильича. В письме Репину от 26.

Украину всю исколесил взад и поперек, был оторван от всего, и как во сне проходило мое пребывание у Вас, да и сейчас оно остается для меня сказочным». Политическая обстановка на Украине в те годы представляла собой бесконечную смену власти. Летом 1919 года большую часть Украины захватила Добровольческая армия А. Деникина, и Антон Комашка недолго служил там рядовым запасной части.

В дальнейшем он пытался скрыть этот факт своей биографии. С момента прихода Красной армии в Харьков в декабре 1919 года Антон Комашка поступил на работу в художественные мастерские при штабе Юго-Западного фронта. Привыкший к покровительству Репина, он всё еще нуждался в поддержке. С этой целью он пришел к Митрофану Фёдорову.

Тот великодушно позволил юноше поработать в его мастерской. В апреле 1920 года между ними произошла ссора, крайне негативно сказавшаяся на жизни обоих. Фёдоров запомнил, что это случилось в страстную пятницу. Причина ссоры — репинские альбомы, которые Комашка показал Фёдорову, а тот поинтересовался, каким образом они к нему попали.

Не поверив, что альбомы получены в дар, принципиальный Фёдоров немедленно отправил Репину письмо, разоблачающее Комашку, и практически сразу после этого был арестован и провел в тюрьме 47 дней. Он не сомневался, что не кто иной, как Антон Комашка подал на него заявление в ЧК с обвинением в контрреволюционной деятельности. Вот как Фёдоров описал это событие в очередном письме Репину: «Я беру конверт, пишу короткое Вам письмо, спрашивая о рисунках Ваших, запечатываю и иду опустить. Он идет в ЧК и в ту же ночь меня забрали.

Обвинения он написал на меня очень тяжкие: то было время, когда с запада наступали поляки, а с юга Врангель. Церемониться тогда было не в моде. И я был спасен». Не исключено, что Антон Комашка, с детства боровшийся за свое место под солнцем, был способен так поступить с тем, кто скомпрометировал его перед учителем.

Свой характер он демонстрировал ещё в «Пенатах». Михаил Вербов вспоминал Комашку словами: «Дрянной был человек, надо заметить, все время пытался поссорить меня с Репиным». Но ложный донос в ЧК в разгар гражданской войны был отчаянным поступком, тем более что Комашка недавно служил у белогвардейцев. Кириллина, долгие годы руководившая музеем-усадьбой И.

Репина «Пенаты» и лично знавшая Комашку он посещал музей в 1969 году полагала, что тогда «обе противостоящие стороны еще не очень хорошо представляли себе, с какой властью имеют дело». В конце апреля 1920 года Антон Комашка стал художником легендарной Первой Конной армии и записался в её ряды добровольцем. Скорее всего, это было бегством от сложившейся ситуации — от обвинений в воровстве и в ложном доносе на Фёдорова. В мае в политотделе армии Комашка был принят кандидатом в члены партии большевиков.

Свой выбор он считал вполне закономерным, поскольку говорил о своем участии в революционном движении до 1917 года. В возрасте 15-17 лет он проживал в Харькове на квартире бывших политкаторжан и распространял нелегальную революционную литературу. В политуправлении армии Комашке поручили заниматься агитацией - плакатами, листовками, выпуском армейской газеты.

Билибин, И. Грабарь, Д.

Кардовский, Б. Кустодиев, Ф. Малявин, А. Остроумова-Лебедева, К. Сомов, Н.

Фешин и другие. Одним из самых любимых учеников мастера стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина. Впоследствии многих поражало, что Бродский был совершенно непохож на своего учителя и ничего не унаследовал от него в технике письма и композиционных решениях. Он прежде всего был пейзажист и как таковой сумел очень своеобразно определиться задолго до революции», — писал П.

Однако можно с уверенностью сказать, что взгляды учителя на искусство всецело были восприняты Бродским и заложили прочный фундамент для формирования его творческого мировоззрения.

Малявин и А. Остроумова-Лебедева, Б. Кустодиев и Н. Фешин, С. Сорин и С. Колесников, чье творчество отмечено самобытными, неповторимыми чертами. На выставке «Репин и ученики» представлены произведения великого мастера и плеяды, пожалуй, самых одаренных, известных его воспитанников: В. Серова, Б. Кустодиева, Ф.

Малявина, Д.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий