Затяжной кризис в отношениях России и Украины вылился в самую натуральную полномасштабную спецоперацию. Дополнительное оружие Украина получит в последний момент, поскольку многие разведывательные источники сообщают, что Россия готовит большое наступление, которое может начаться уже в середине будущего месяца или в начале июня. Президент Украины Владимир Зеленский впервые допустил возможность провести переговоры Москвы и Кие. В материале, опубликованном в американском издании CNBS, утверждается, что Украина может продолжать воевать с Россией, однако при этом желаемая киевским руководством "победа" может в итоге оказаться недостижимой. Мы собрали последние новости о происходящем вокруг Украины на 25 апреля 2024.
«Переговоры без сомнений». Когда Россия и Украина смогут договориться
Они заставляли их лаять, пытались отобрать телефоны, толкали на землю и предлагали «утилизироваться». Одной из девочек облили голову водой. Ситуацию взяли на контроль прокуратура региона и детский омбудсмен.
Другими словами, это значит, что силы военных будут отведены от «горячих точек». В соцсетях выдохнули: кажется, эскалации конец. Но так ли это на самом деле?
Onliner объясняет, что сейчас происходит в зоне конфликта России и Украины и к чему все идет. Суть материала — в паре абзацев. Для тех, у кого нет времени Вчера министр обороны России отдал приказ вернуть войска, которые были задействованы в учениях в Южном военном округе, назад в части. Зеленский заявил, что снижение их численности возле украинских границ уменьшает напряжение. С чем связано такое решение Кремля?
Судя по всему, выработан некий консенсус, результаты которого сразу могут быть не видны или очевидны. Для внутрироссийского потребителя Путин компенсировал имиджевую потерю и сохранил лицо. А это важно для деэскалации напряженной политической обстановки». Впрочем, Лебедок добавляет, что «даже в случае отвода всех переброшенных за март и апрель войск стоит помнить, что сам по себе южный военный округ России весьма силен для ведения боевых действий. В отличие от НАТО, где большинство учений известны заранее, Россия часто проводит внезапные масштабные проверки войск, как в марте-апреле.
Это и дальше будет создавать напряженность». А ниже мы рассказываем обо всех аспектах ситуации подробно. Итак, что изменилось с начала конфликта? Напомним, о ситуации на границе России и Украины мы уже рассказывали ранее. Почти три недели назад происходящее напрягало не только две стороны возможного конфликта, но и все международное сообщество.
В то же время в соцсетях стали появляться снимки российской военной техники у приграничных территорий. В общем, все напряглись. С начала апреля США и европейские страны неоднократно выражали обеспокоенность перемещением российских войск.
Вскоре эту новость прокомментировали и в Киеве. Владимир Зеленский написал в своем твиттер-аккаунте, что уменьшение численности войск на границе снижает напряжение. Украина хочет мира. Спасибо международным партнерам за поддержку», — рассказал Зеленский. Напомним, ранее пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что перемещение вооруженных сил России не должно никого беспокоить, потому что она делает это «в пределах территории по своему усмотрению». Он отметил, что Россия предпринимает меры для обеспечения безопасности своих рубежей. Тем временем в Министерстве обороны страны отмечали, что переброска войск к западным границам страны связана с проверкой боеготовности армии в ответ на «угрожающую военную деятельность» со стороны НАТО. Кажется, войны не будет. Теперь можно расслабиться? Военный обозреватель считает иначе Итак, о том, что же сейчас происходит между Россией и Украиной, мы спросили военного обозревателя Егора Лебедка. Он рассказал нам, что Россия в военно-политическом отношении преследует несколько задач. А еще — чтобы получить уступки со стороны США и ЕС в военно-политической или экономической сфере за отвод войск; отработка масштабной переброски российских войск всех родов в Черноморский регион; изучение возможных ответных действий военно-политического руководства Украины, украинских вооруженных сил их боеготовности, оперативных возможностей, средств разведки на вероятный вооруженный конфликт с Россией. Последние две цели были достигнуты полностью. Проще говоря, Россия провела учения по возможной войне с Украиной. Что касается эскалации-деэскалации, в которую в информационном плане втянута и Беларусь, то выводы по достижению данной цели делать рано. Стоит отметить, что в марте-апреле вряд ли у России была цель действительно начать военный конфликт с Украиной. Россия слишком демонстративно перебрасывала войска и обостряла риторику, хотя силы для боевых действий были сосредоточены достаточные. Конфликт был скорее запасным вариантом на непредвиденный случай в военно-политических взаимоотношениях Россия — Украина — США — Европа», — комментирует Лебедок. По словам военного обозревателя, решение об отводе войск не было резким или спонтанным. Лебедок считает, что между сторонами был достигнут какой-то консенсус: «Шли переговоры между Россией и США, 13 апреля состоялся телефонный разговор Байдена и Путина. Судя по всему, выработан некий консенсус.
Они включают заморозку конфликта по линии боевого соприкосновения сторон; обязательства провести в 2040 году референдумы о будущей внешнеполитической ориентации Киева, а также о судьбе территорий, недавно вошедших в состав РФ; гарантии внеблокового статуса Украины; возможность ее вступления в Евросоюз, но не в НАТО, а также взаимный отказ России и США от применения ядерного оружия в любых обстоятельствах. О возможности раздела Украины по линии фронта публично говорят различные хорошо информированные эксперты в Америке и Европе. Китай выразил готовность создать условия для российско-украинских переговоров. Позиция официального Киева, тем не менее, остается неизменной: никаких переговоров, «освобождение оккупированных территорий» и выход на границы 1991 года. Правда, как на Западе, так и на Востоке понимают, что киевский режим — игрок несамостоятельный и решения такого уровня за него будут принимать в Вашингтоне. Президент Владимир Путин на встрече с белорусским коллегой Александром Лукашенко в очередной раз подтвердил стремление Москвы к миру и открытость к переговорам, но обязательно с учетом интересов безопасности России и сложившихся «на земле» реалий. Министр иностранных дел Сергей Лавров заранее отверг любой ультиматум, который может быть предъявлен России по итогам «мирной конференции». При этом Москва продолжает указывать на то, что украинский президент «сам себе запретил» любые переговоры с ней. И все же слухи и домыслы о возможности переговоров по Украине и последующего перемирия активно циркулируют. Необходимо разбираться. Зачем противнику передышка? Стратегия США в украинском конфликте выглядит противоречивой. Официально американцы и их союзники поддерживают «формулу Зеленского». Одновременно Вашингтон сознает нереалистичность как самой этой формулы, так и практики ее силового навязывания. Ключевую роль в этом осознании сыграл провал прошлогоднего контрнаступления ВСУ, на которое Белый дом и Пентагон делали основную ставку. После перехода инициативы на театре военных действий к российской армии США оказались вынуждены скорректировать свою ближайшую цель. Теперь речь идет не о «нанесении стратегического поражения России на Украине», а о том, чтобы «не дать России победить в войне». Есть и другие факторы, влияющие на подходы США к Украине. В условиях президентской предвыборной кампании политика администрации Джо Байдена на украинском направлении подвергается критике со стороны лидера республиканцев Дональда Трампа. У экс-президента свой взгляд на то, как в режиме «блиц-дипломатии» завершить конфликт. Несмотря на устойчивый антироссийский консенсус в американском политическом классе, пакет военной помощи киевскому режиму уже несколько месяцев блокируется в Конгрессе. Скорее всего, этот пакет в конце концов примут средства в основном будут потрачены в США , но важнее другое. На фоне усугубляющегося — несмотря на «дух сан-францисской встречи» Байдена и Си Цзиньпина — противостояния с Китаем, а также в условиях обострения кризиса вокруг Израиля на Ближнем Востоке США уже сейчас приступили к стратегической перегруппировке. Смысл этой перегруппировки в том, чтобы переложить большую часть бремени но не командных функций по противостоянию с Россией в Европе на плечи союзников Вашингтона по НАТО, а собственные усилия сосредоточить на укреплении американской системы военных альянсов в Азии и частичном восстановлении влияния на Ближнем Востоке. В этом контексте прекращение огня и установление перемирия между Россией и Украиной по линии боевого соприкосновения сторон имеет для администрации США как политический смысл, так и стратегическое значение. Такой вариант приостановки боевых действий иногда называется «корейской моделью». В 1953-м, после трех лет войны, США и их союзники, с одной стороны, и силы Китая и КНДР за которыми стоял Советский Союз — с другой заключили перемирие без политического урегулирования. Статус-кво на Корейском полуострове сохраняется уже более 70 лет. В украинском конфликте перемирие позволит США в стратегическом плане эффективнее использовать ресурсы коллективного Запада в борьбе за сохранение американской гегемонии.
🔍 Дополнительные видео
- Проект «Украина» закрывают: почему Запад не готов к долгой войне с Россией
- Добро пожаловать!
- Россия и Украина обменялись телами погибших
- Трезубец против Орла: краткая история конфликтов России и Украины
- Потеря территорий: Украина уменьшится на юге и востоке без переговоров с РФ
- Почему государства хотят помирить врагов?
«Спас раненого товарища»: боец ВС РФ сбил дрон-камикадзе вещмешком
- Украина – последние новости
- Инициатива в руках ВС РФ
- Украина и Россия. Раньше и сейчас: 🎬 11 видео
- О компании
- Российско-украинские отношения — Википедия
- Разговоры о переговорах: чем грозит России заморозка украинского конфликта?
"У вас один начальник, а у нас — три" - новые подробности о Стамбуле. Итоги 26 апреля на Украине
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Такер Карлсон: возможная конфискация активов РФ является кражей Украинские СМИ сообщили о взрывах в Киеве. Политика Украина Спецоперация Война Россия Новости YouTube. Переговоры России и Украины в Стамбуле. В ближайшее время русские войска начнут "работать" по объектам на оставшихся территориях Украины, "которые раньше не трогали", считает блогер и обозреватель Сергей Колясников. Новости сегодня: самые актуальные новости России и мира. Фото и видео. последние известия.
"У вас один начальник, а у нас — три" - новые подробности о Стамбуле. Итоги 26 апреля на Украине
Тут надо понимать, что, несмотря на задержки с официальным пакетом американской военной помощи, все это время Запад продолжал спонсировать Украину и накачивать оружием ВСУ. Воевали наемники, трудились инструкторы, работала западная техника, шли поставки и матпомощь из Европы. И тем не менее линия фронта неумолимо продолжает придвигаться к Киеву. Ну и что с этим делать? Ведь деньги из Вашингтона не могут волшебным образом превратиться в полмиллиона солдат, которые кровь из носу нужны киевским, чтобы остановить российскую армию. Люди продолжают бегать от тэцекашников и платить своими жизнями за кредит Зеленскому отнюдь не хотят. Поэтому начало нового "контрнаступа" все время сдвигается вправо. Это мнение эксперта приводит агентство Reuters.
Так оно отвечает на свой же вопрос "Как американская помощь скажется на Украине? Напрашивается очевидный ответ: никак. В Минобороны РФ назвали потери ВСУ на Херсонском направлении 20 апреля, 18:07 Считается, что криками про безнадежное положение на фронте Зеленский подбадривал американских конгрессменов, чтобы ему дали денег. Но эта процедура уже почти завершена — голосование в сенате, где доминируют демократы, будет лишь формальностью, а перспективы для Киева мрачны по-прежнему.
Так к власти пришли Владимир Великий, а позже Ярослав Мудрый. Поскольку князья так и не закрепили четкие правила престолонаследия, то война за право стать Великим Киевским князем была обычным делом.
Княжества воевали друг с другом, а мирные добрососедские отношения были им чужды. Например, Юрию Долгорукому, князю Суздольского княжества удалось захватить Киевское княжество и сделаться Киевским князем, но вскоре он был отравлен местными боярами и стычки продолжались. Конфликты 16-17 веков Противостояния между землями, которые сегодня являются украинскими и русскими, продолжалось и в период господства Литовского княжества. Война между Литвой и Москвой длилась почти 20 лет, причем она состояла из 5 больших воин и множества мелких. В результате в 16 веке под власть Московского государства отошел Чернигов. Украинские казаки выступали как против турок, так и против российских войск Период казачества — это время постоянных военных конфликтов.
В 17 веке украинцы выступили против русского государства уже не в составе армий Литвы или Польши, а как самостоятельный народ. Основу их армии составляли вольные казаки. Первые их походы начинаются еще во времена Смутного времени, когда казаки поддержали Лжедмитрия, претендента на царский трон.
С тех пор как Украина оттеснила русских за Днепр в ноябре 2022 года — то есть, почти полтора года назад — линия фронта почти не сдвинулась, хотя стороны понесли колоссальные людские потери. Союзники Украины могут сколько угодно призывать ее обменять территории на безопасность, однако трудно понять, какое именно соглашение удовлетворит и Украину, и Россию. В какой-то момент одна из сторон может уступить, но пока никаких признаков готовности нет. Разведка стратегического объекта — от 100 долларов, слежка — от 100 долларов, диверсия на железной дороге или ЛЭП — от 500 долларов, поджог релейного шкафа — от 200 долларов, поджог военкомата — от 1 000 долларов, поджог автомобиля — 300 долларов, поджог частного дома — 500 долларов.
Также там фигурирует процент от «гонорара» завербованного участника диверсий. Но если пересчитать военные расходы и само содержание армии, выясняется, что этих сумм едва хватает, чтобы не было еще хуже. То есть речь не идет ни о каком усилении Украины, речь идет только о содержании ее в том виде, который есть. Да мы и сами это видим. ВСУ хоть медленно, но отступают, нет никаких количественных и качественных рывков на фронте. Казалось бы, что стоит США дать Украине тот арсенал, который сможет переломить ход конфликта? Тем более, что отдавать новейшее оружие не надо, надо снять с хранения тот арсенал, который используется американской армией.
Однако, нет. Это самый главный вопрос, который волнует не только Зеленского, но и всех проукраинствующих в мире. В чем здесь интерес США? Все просто, американцы, как и всегда, любят загребать жар чужими руками. Дай Украине все то, о чем она просит и тогда ее армия станет сильнейшей в Европе, конфликт может быть быстро закончен. И тогда Украина станет сильнейшим европейским игроком. Ни больше и ни меньше.
Пусть славяне еще 10 лет убивают друг друга и не на их территории. Земля Украины должна быть свободной от самих украинцев. Эта земля так и манит и США, и европейцев, и Израиль, который уже не раз прямо говорил о северном причерноморье, как о новой земле обетованной. Читайте также Мариуполь превратился в Нью-Душанбе. У Госдумы возникли вопросы к Минстрою Тема трудовой миграции из бытовой становится политической В общем, всем и хочется, и колется, а вдруг не получится? А вдруг украинцы не оправдают оказанного им высокого доверия, и сделка не окупится? Вдруг русские победят, и тогда придется плакать над убытками и разговаривать уже с Россией.
Правы были Маркс и Ленин. Нет у капитала Родины. Слава Богу, у нас она есть. Вывод: Украина рассматривается США как бизнес-проект. Дорогой, правда, но кто не рискует — тот не пьет шампанское. Помощь ограничена все теми же бизнес ресурсами и страхом перед Россией с ее ядерным потенциалом.
Поэтому под чем бы мы здесь не подписались, надо ещё с двумя начальниками согласовать".
И в этом всё. Это честно. Очень тяжело вести переговоры с тем, кто даже хочет, но не может принять решение, а является при этом стороной тяжёлого конфликта", - подчеркнул Мединский. Помощник президента России при этом отметил, что у него есть и украинские корни. Да, готовы. Но только мы готовы к переговорам, не основанным на каких-то хотелках после применения психотропных средств, а основанным на тех реалиях, которые сложились, как в таких случаях говорят, на земле. Это первое", — указал Путин.
Он также указал, что России уже не раз давали обещания, которые потом не выполняли. Нам ведь много раз уже чего только не обещали. Обещали, если в историю не углубляться, что внутренний конфликт на Украине будет решён мирными средствами, политическими. Приехали, как мы помним, три министра иностранных дел в Киев, Польши, Германии и Франции, пообещали, что будут гарантами этих договорённостей, — через день произошёл госпереворот. Обещали исполнять Минские соглашения, а потом публично заявили о том, что и не собирались выполнять этих обещаний, а только взяли паузу для вооружения бандеровского режима на Украине.
Новости по теме: спецоперация на Украине
Новости о событиях на Украине за последний час: ситуация в стране, репортажи, мнение экспертов. Новости Украины. На Украине сообщили о взрывах в Киевской области. На уходящей неделе Минобороны России, опубликовало секретный документ национальной гвардии Украины, в котором говорится, что Киев уже в начале марта готовил масштабное наступление на Донбасс. Самые свежие новости дня онлайн, актуальные события во всех 85 регионах России, аналитические и обзорные статьи, фоторепортажи. Итак, о том, что же сейчас происходит между Россией и Украиной, мы спросили военного обозревателя Егора Лебедка. В ленте представлены новости и видео Донбасса, ДНР и ЛНР, России и Украины, а также важные события мира.
Спецоперация России на Украине, 26 апреля. Онлайн-трансляция. День 793-й
Пока ситуация на Украине и в Израиле не переломилась очевидно в пользу Запада, глобалисты стараются не провоцировать Китай, чтобы не стимулировать его альянс с Россией и Ираном. Президент Украины Владимир Зеленский впервые допустил возможность провести переговоры Москвы и Кие. Зеленский: Украина может начать обсуждение с Россией урегулирования конфликта. Свежие новости о ситуации на Украине и последние сводки о событиях спецоперации за сегодня. Карты боевых действий на Украине, обзор оперативной ситуации. Смотрите фото и видео с фронта. Смотрите видео на тему «росия и украина раньше и сейчас» в TikTok (тикток). Постпред РФ при ОЗХО: США составляют сценарии химических преступлений Украины.
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Украина может выступить с контрнаступлением не раньше выборов президента США, к этому же времени до ВСУ дойдут новые поставки оружия. Новости о событиях на Украине за последний час: ситуация в стране, репортажи, мнение экспертов. Президент Украины Владимир Зеленский впервые допустил возможность провести переговоры Москвы и Кие. Специальная военная операция рано или поздно завершится успехом для нас», — сказал пресс-секретарь президента РФ, комментируя анонсированное президентом Франции Эммануэлем Макроном обсуждение европейской оборонной инициативы.
Новости и аналитика
- "У вас один начальник, а у нас — три" - новые подробности о Стамбуле. Итоги 26 апреля на Украине
- Россия и Украина обменялись телами погибших
- Война Украины и России - последние новости сегодня
- Украина – последние новости
- Враги или братья? История отношений между Россией и Украиной
Спецоперация РФ на Украине
Впрочем, риски, связанные с нарушением этого табу, скорее всего, перевесят любые выгоды, считает старший вице-президент CSIS Сет Джонс. Когда закончатся военные действия на Украине? Прогнозы Путина, Зеленского, НАТО Politico рассуждает , что Евросоюз мог бы приблизить конец военных действий на Украине, ужесточив санкции против России и ударив «туда, где действительно больно». Издание назвало такие уязвимые, по его мнению, точки для российской экономики, как нефтяная, металлургическая и атомная промышленности, поставки сжиженного природного газа в Европу и параллельный импорт запрещенных товаров в Россию через третьи страны. Однако вероятность ужесточения санкций в этих секторах со стороны ЕС Politico оценивает невысоко.
По мнению аналитиков, Украина сможет предпринять новое наступление в 2025 году. Однако сначала ей придется выстроить «эффективную глубокоэшелонированную оборону», чтобы сократить потери живой силы и боеприпасов, провести ротацию войск и призвать в армию больше молодежи. Таким образом, 2024 год должен стать для Киева решающим, говорится в публикации. По их мнению, российские силы смогут «поддерживать стабильный темп атак» в течение 2024 года, а к 2026-му намерены достичь успеха.
Что говорят в России Российские военные эксперты в основном тоже не склонны прогнозировать скорое окончание конфликта. Самыми смелыми предположениями поделился командир отряда спецназа «Ахмат», заместитель командующего 2-м армейским корпусом ВС России Апты Алаудинов. К выборам в Америке иссякнет помощь Украине, она при любом раскладе должна была уменьшиться», — заявил он РИА Новости 19 февраля. Он не исключил нового «майдана» на Украине в связи с провалом контрнаступления, сменой военного руководства и мобилизацией людей «прямо с улиц».
По мнению командира «Ахмата», Соединенным Штатам на фоне грядущих выборов президента и внутренних проблем будет не до Киева. Российская же армия продвигается вперед, отметил он.
Но это невозможно, все понимают, что это невозможно, — сказал Путин. Договоренности на помойке Он добавил: именно Киев отказался от переговоров, хотя определенные соглашения были достигнуты. Однако украинские власти данные договоренности «выбросили на помойку». По данным Путина, это признал и руководитель украинской переговорной группы, заявив, что в Киев приехал тогдашний британский премьер Борис Джонсон и уговорил не выполнять достигнутые соглашения.
Ну придурки, нет? И прямо говорят: и если бы мы пошли на это, уже все давно бы было закончено, полтора года назад, — так оценил произошедшее президент России.
Кроме того, в Дроновке с БПЛА сбросили шесть взрывных устройств, ещё одно было сброшено на инфраструктурный объект связи. Пострадавших и разрушений нет. Специалисты их изъяли. Обошлось без последствий на земле.
Украинские спортивные чиновники застудили головы Даниль Амирханов, глава Федерации фигурного катания незалежной, сообщил, что его организация пытается максимально продлить отстранение российских спортсменов от турниров. Он заявил: «Мы делаем все возможное на своем фронте, чтобы предотвратить возможное возвращение россиян. Но не все зависит от нас. Вся украинская федерация отрицательно относится к России. Но эта страна использует все возможности, чтобы вернуться в фигурное катание». Когда нестабильных людей преследуют фантомные боли о былом спортивном величии, им стоит посетить замерзший пруд. Где-нибудь на Колыме. В Польше пытаются выдавить украинцев призывного возраста на их историческую родину Польское радио RFM24 сообщило, что не менее трех сотен украинских мужиков дали жару сотрудникам госпредприятия «Документ» в Варшаве. Эти крепкие духом и телом беженцы требуют от польских властей предоставить им консульские услуги и выдать загранпаспорта. В итоге батальон беженцев заблокировал офис сервиса «Документ». Показательно, что чиновники ссылались то на технический сбой, то на решение властей Украины. А выдавать готовы были только справку, позволяющую пересечь границу — в направлении незалежной.
Новости по теме: спецоперация на Украине
История отношений России и Украины: с X по XXI век | Новости по теме. |
Украина – последние новости | ФГУП МИА «Россия сегодня». |
Путин проинформировал: скоро государственность Украины окажется под вопросом
Новости сегодня: самые актуальные новости России и мира. Фото и видео. События и новости 24 часа в сутки по тегу: УКРАИНА. Сегодня генеральный директор Международной медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв отмечает 70-летие. Украина. Украину снова подставили: Почему обещанные дотации не спасут Украину. События и новости 24 часа в сутки по тегу: УКРАИНА.
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Новости и аналитика. Ситуация на Украине. Первый канал | 20:13 Россия заявила, что «сжигала, сжигает и будет сжигать» все американские вооружения на Украине. |
- Новости дня в России и мире, события в регионах России сегодня | кто первым начал войну Украина или Россия, роль США, НАТО и Евросоюза, хронология событий перед началом спецоперации, Зеленский и отказ от Минских соглашений, спецоперация России. |
Политические новости России и мира - МК | Новости по теме. |
Новые Известия - новости России и мира сегодня | В 2014 году на Украине произошел переворот, в результате которого сменилась власть. |
Спецоперация на Украине | Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. |
Украина: последние новости
Новости о переменах появились вчера днем. СМИ сообщили, что министр обороны России Сергей Шойгу приказал начать возвращение в пункты постоянной дислокации войск, которые были задействованы в учениях в Южном военном округе. Войска продемонстрировали способность обеспечить надежную оборону страны», — сказал Шойгу во время совещания в Крыму. Вскоре эту новость прокомментировали и в Киеве. Владимир Зеленский написал в своем твиттер-аккаунте, что уменьшение численности войск на границе снижает напряжение. Украина хочет мира.
Спасибо международным партнерам за поддержку», — рассказал Зеленский. Напомним, ранее пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что перемещение вооруженных сил России не должно никого беспокоить, потому что она делает это «в пределах территории по своему усмотрению». Он отметил, что Россия предпринимает меры для обеспечения безопасности своих рубежей. Тем временем в Министерстве обороны страны отмечали, что переброска войск к западным границам страны связана с проверкой боеготовности армии в ответ на «угрожающую военную деятельность» со стороны НАТО. Кажется, войны не будет.
Теперь можно расслабиться? Военный обозреватель считает иначе Итак, о том, что же сейчас происходит между Россией и Украиной, мы спросили военного обозревателя Егора Лебедка. Он рассказал нам, что Россия в военно-политическом отношении преследует несколько задач. А еще — чтобы получить уступки со стороны США и ЕС в военно-политической или экономической сфере за отвод войск; отработка масштабной переброски российских войск всех родов в Черноморский регион; изучение возможных ответных действий военно-политического руководства Украины, украинских вооруженных сил их боеготовности, оперативных возможностей, средств разведки на вероятный вооруженный конфликт с Россией. Последние две цели были достигнуты полностью.
Проще говоря, Россия провела учения по возможной войне с Украиной. Что касается эскалации-деэскалации, в которую в информационном плане втянута и Беларусь, то выводы по достижению данной цели делать рано. Стоит отметить, что в марте-апреле вряд ли у России была цель действительно начать военный конфликт с Украиной. Россия слишком демонстративно перебрасывала войска и обостряла риторику, хотя силы для боевых действий были сосредоточены достаточные. Конфликт был скорее запасным вариантом на непредвиденный случай в военно-политических взаимоотношениях Россия — Украина — США — Европа», — комментирует Лебедок.
Их доставка начнется в мае. Об этом заявила министр обороны Бельгии Людвин Дедондер после заседания в формате Рамштайн. Отныне на блокпостах будут работать два представителя Нацполиции и два представителя ТЦК.
Ну придурки, нет? И прямо говорят: и если бы мы пошли на это, уже все давно бы было закончено, полтора года назад, — так оценил произошедшее президент России. По его мнению, принятое тогда Киевом решение свидетельствует о том, что представители местных властей являются «несамостоятельными людьми». Удары ВСУ по регионам РФ Что касается атак ВСУ по объектам на российских землях, Путин расценивает такие шаги как желание Киева показать своему народу и своим спонсорам способность отвечать на действия России и отвлечь внимание от проблем на поле боя. Президент добавил, что после развала СССР в Украине стали доминировать «агрессивные националистические элементы». Именно их бурная деятельность и привела к «сегодняшней ситуации», — полагает российский лидер.
Украинские руководители уверены, что Россия хочет занять стратегически важный восточный город Часов Яр до 9 мая, когда празднуется День советской победы во Второй мировой войне. Александр Пивненко предвидит «некоторые трудности», но убежден, что российским силам не удастся добиться решающего успеха.
Но это не будет стратегической победой», — сказал он. Пивненко также ожидает, что российские силы продолжать бить по критической инфраструктуре Харькова, значительная часть которой уже повреждена или уничтожена в результате российских ударов. Тем не менее, как считает глава украинской нацгвардии, взять Харьков россиянам не удастся. Если Харьков действительно станет главной целью российского наступления, то оно уже не будет «неожиданным», ведь уже довольно давно ходят разговоры о том, что именно Харьков может стать целью нового большого российского наступления. Украинцы, предвидя такой ход событий, разумеется, постараются максимально укрепить оборону города, в чем им очень помогут новые поставки оружия с Запада. Именно в Харьковской области в прошлом россияне потерпели одно из тяжелейших поражений, когда украинцы провели там успешное контрнаступление осенью 2022 года, отбросив российские силы. Нетрудно заключить, что с тех пор русские планируют нанести ответный удар и снова занять те территории, которые уже контролировали… Когда начнется российское наступление, Украине потребуется вся помощь, какая только возможна, и та помощь, которую она сейчас ожидает, может на самом деле оказаться контрпродуктивной для дальнейшей европейской помощи. Не секрет, что многие в Европе выдохнули с облегчением, узнав, что Палата представителей Конгресса США одобрила пакет помощи.
Ведь теперь европейцы не чувствуют себя «сверхобязанными» быстро и активно помогать Украине. Это, разумеется, понимает и Киев, и он не даст европейцам «расслабиться». Ситуацию прокомментировал украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба: «Мы все приветствуем решение палаты представителей конгресса США… Но мы в Европе не можем и не должны расслабляться. Оборона Европы — это, прежде всего, дело нас, европейцев».
Украина.ру
Семеро чехов обучали технический персонал радиоэлектронной разведки украинских войск. Средства ПВО сбили 193 украинских беспилотника, два реактивных снаряда системы залпового огня «Ольха» и три авиационные управляемые бомбы «Hammer». Противник потерял: до 20 военнослужащих и два пикапа. Потери противника составили: до 430 военнослужащих, две боевые бронированные машины, шесть автомобилей и пункт управления беспилотными летательными аппаратами. ВСУ потеряли до 415 военнослужащих, боевую машину пехоты, восемь бронетранспортеров, 13 боевых бронированных машин, три 122 мм гаубицы Д-30; — подразделения группировки войск «Восток» заняли более выгодные рубежи. Потери ВСУ составили: до 105 военнослужащих, три автомобиля и две 155 мм гаубицы М777; — подразделениями группировки войск «Днепр» нанесли огневое поражение ВСУ.
Противник потерял до 35 военнослужащих, два автомобиля, 155 мм гаубицу FH-70, три 155 мм орудия М777,122 мм гаубицу Д-30, 105 мм буксируемую гаубицу М102. Его слова приводит голландская газета Trouw. По ее словам, сегодня суд представляет собой «политизированную структуру», которая «не имеет ничего общего с законностью».
Договор был ратифицирован Госдумой с небольшим перевесом голосов.
В Совете федерации уже в 1999 году к договору была добавлена преамбула о том, что он вступит в силу лишь в случае ратификации Украиной соглашений по Черноморскому флоту [35]. Статус Черноморского флота[ править править код ] Проблема статуса Черноморского флота, возникнув на межгосударственном уровне в конце 1991 — начале 1992 годов, сразу же привела к конфронтации и последовавшему затяжному кризису в российско-украинских отношениях [36]. К 1991 году на территории Украины располагались три военных округа численностью до 780 тысяч военнослужащих вторая по численности армия в Европе после России. В состав округов входили сухопутные войска, одна ракетная армия, четыре воздушных армии, армия ПВО и Черноморский флот [21].
В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине», принятым в тот же день, все воинские формирования, дислоцированные на её территории, были формально переподчинены Верховному Совету Украины. В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о переподчинении Украине Черноморского флота [36]. Государства СНГ получили право создавать собственные вооружённые силы на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединённым командованием СНГ [36]. Несмотря на то, что Черноморский флот имел статус оперативно-стратегического объединения, который мог быть реализован лишь при сохранении единства его структуры, политическое руководство Украины трактовало минские соглашения по-иному и фактически изначально взяло курс на раздел флота.
С этим не могло согласиться руководство России, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет [36]. Этот процесс проходил довольно болезненно — многие военнослужащие и их семьи были вынуждены покинуть Севастополь и сменить гражданство. За это время большую часть кораблей списали и продали на металлолом, закрылось множество предприятий, обслуживавших флот, тысячи севастопольцев остались без работы, город погрузился в жестокий экономический кризис [21].
До 1997 года Черноморский флот оставался единой военно-морской структурой, сохранявшей символику и атрибуты уже не существовавшего СССР. Оба президента отменили свои указы, было подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалось на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота [36]. Стороны договорились, что в течение трёх лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решён [36]. Тем не менее, неопределённый статус флота продолжал оставаться источником трений между двумя государствами.
Отношения военнослужащих украинского и российского флотов, как отмечают источники, оставались весьма напряжёнными, доходя порой до физического противостояния между ними [37]. Сложившаяся в 1993—1994-х годах ситуация на полуострове находилась на грани вооружённого конфликта между Россией и Украиной [38] [39]. Напряжённость удалось постепенно снизить подписанием двусторонних соглашений между Россией и Украиной, на основании которых произошёл раздел Черноморского флота СССР с созданием Черноморского флота России и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины. Российская сторона обязалась не иметь ядерного оружия в составе Черноморского флота РФ на территории Украины [45].
Леонид Кучма и Владимир Путин на борту крейсера «Москва» , флагмана Черноморского флота РФ, июль 2001 Двусторонними соглашениями 1997 года были оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины [46] , а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года. Процесс раздела наследства бывшего Краснознамённого Черноморского флота СССР и окончательного формирования на его базе Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации в основном завершился к 2000 году. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя как основной военно-морской базы двух флотов на Чёрном море [36]. В результате распада СССР в составе независимой Украины оказался регион, большинство населения которого составляют этнические русские [48] , где традиционно сильны пророссийские настроения и размещена главная база Черноморского флота РФ.
Кроме того, основной город Черноморского флота — Севастополь — является для России значительным патриотическим символом. В феврале 1991 года по результатам всекрымского референдума была восстановлена Крымская АССР в составе Украины, а в сентябре 1991 года Верховный совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете автономии [20]. В 1992—1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины — так, например, 5 мая 1992 года Верховным Советом Крыма было принято постановление о проведении общекрымского референдума по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым [51] , которое впоследствии было отменено благодаря вмешательству Верховной рады Украины. В России деятельность крымских сепаратистов нашла отклик в первую очередь у московских властей.
Тот факт, что никакой делимитации или демаркации проведено не было, позволяло наиболее радикально настроенным деятелям подвергать сомнению даже саму территориальную целостность Украины. При этом российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области [53] и заключением между Украиной и Россией договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, а также в связи с закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, он считает необходимым урегулировать вопрос о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения [52]. В ответ на это решение Верховная рада Украины 2 июня 1992 года постановила рассматривать постановление ВС РФ по Крыму как «не имеющее юридического значения», а в вопросе статуса Крыма в составе Украины исходить из того, что он не может быть предметом межгосударственных переговоров [54]. Эта же позиция была высказана и в последовавшем на следующий день заявлении украинского парламента по данному вопросу [55].
Президент России Борис Ельцин негативно отреагировал на действия Верховного Совета, заявив: «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной» [57]. Российский президент предпочёл не обращать внимания на ситуацию вокруг Крыма, будучи слишком поглощённым внутриполитической борьбой и собственными региональными конфликтами, чтобы делать неосторожные заявления в адрес соседнего государства, тем более по территориальным вопросам [20]. Заявление российских парламентариев прозвучало на фоне острого политического кризиса в России 1992—1993 годов, вылившегося в жёсткое противостояние между парламентом и президентом. В 1994 году на Украине начала работу миссия ОБСЕ , главной задачей которой было содействие стабилизации ситуации на Крымском полуострове [60] миссия завершила свою работу в 1999 году в связи с выполнением своего мандата [61].
Её руководители выдвигали ряд лозунгов весьма радикального характера — курс на сближение Республики Крым с Россией, вплоть до полного присоединения, заключение с Россией военно-политического союза, предоставление жителям Крыма российского гражданства [62]. В начале 1994 года был зафиксирован наивысший на тот период успех крымского пророссийского движения: в январе известный общественный деятель Юрий Мешков был избран президентом Республики Крым , а большинство в Верховном Совете автономии завоевал созданный при поддержке Республиканской партии Крыма блок «Россия» [62]. Однако после убедительной победы на президентских и парламентских выборах новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для обеспечения реальной автономии, а также с отсутствием поддержки со стороны самой России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало активность пророссийских деятелей за рубежом как неприятную помеху, способную возродить на Западе подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций» России [62]. В сентябре 1994 года Верховная рада Украины переименовала Крымскую АССР Республику Крым в Автономную Республику Крым [63] , а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменила конституцию Республики Крым 1992 года [64] и, соответственно, упразднила пост президента республики.
Лишённый своей должности, Юрий Мешков выехал в Россию и смог вернуться на полуостров лишь в марте 2014 года. Ряд крымских партий был распущен в частности, партии, входившие в состав блока «Россия». В 1998 году пророссийские политические силы в Крыму, ослабленные политическим кризисом, потерпели поражение на выборах в Верховный Совет Крыма. Как бы то ни было, Крым таким образом стал окончательно закреплён в статусе региона Украины, вопросы с самоопределением автономного образования и вмешательством в этот процесс российских политиков на некоторое время отошли на второй план.
Этому во многом способствовал избранный в 1994 году президент Украины Леонид Кучма. Проводя политику «многовекторности», он сумел наладить отношения с президентом России Ельциным [20]. На определённое время в деятельности пророссийских организаций собственно политическая составляющая ушла на второй план, при этом более важную роль начали играть вопросы русского языка, религии, культуры, исторического самосознания, поддержания связей с исторической Родиной [62]. Новый виток напряжённости вокруг Крыма произошёл уже при президенте Викторе Ющенко [20].
Безъядерный статус Украины и Будапештский меморандум[ править править код ] В результате распада СССР увеличилось число ядерных держав, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории. По этому соглашению все атомные заряды демонтировались и вывозились в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожались на средства США [67]. Внешний долг СССР[ править править код ] Переговоры по поводу урегулирования внешнего долга СССР и раздела зарубежных активов СССР длились три года и завершились в декабре 1994 года, когда между Россией и Украиной было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР — украинская сторона в конце концов согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской загрансобственности [69].
Однако соответствующее соглашение так и не было ратифицировано украинской стороной по причине того, что Россия не раскрывает полный перечень зарубежной собственности СССР и сведения о его стоимости. В связи с этим вплоть по настоящий момент соответствующие бывшие советские активы де-факто контролируются Россией, но их юридический статус до конца не урегулирован [70]. Основная статья: Проблема поставок и транспортировки энергоносителей в российско-украинских отношениях «Газовый вопрос» в отношениях России и Украины возник почти сразу после распада СССР. Разрушение единого экономического пространства бывшего СССР способствовало упадку национальных экономик России и Украины в целом и нефтегазовой отрасли в частности.
Тотальная ориентация украинской промышленности и коммунального сектора на российские нефть и газ выступали значительным фактором зависимости украинского государства от Российской Федерации. Однако геополитическое расположение Украины определило и обратную зависимость: прохождение через украинскую территорию всех магистральных экспортных газопроводов « Уренгой — Помары — Ужгород », « Союз » «Оренбург — Западная граница СССР» , «Прогресс» «Ямбург — Западная граница СССР» и отдалённость перспективы прокладки альтернативных путей, с одной стороны, позволяли ей отстаивать собственные позиции по экономическим вопросам, а с другой — предоставляли возможность осуществлять несанкционированный отбор экспортного топлива. В итоге, к концу 1990-х годов подобное поведение превратилось в обычную практику украинских компаний, для борьбы с которой эффективных методов борьбы практически не существовало [69] [71]. В августе 1992 года были достигнуты первые договорённости о поставках газа на Украину и транзите через её территорию, а также о взаиморасчётах по этим операциям.
Межправительственным соглашением особо оговаривалось, что транзитный газ «не подлежит распределению среди населения Украины», в случае недопоставки газа в третьи страны по вине Украины Российской Федерации должны были полностью возмещаться все понесённые в связи с этим убытки, Украина не имела права реэкспортировать полученный из России природный газ [72]. Со второй половины 1992 года задолженность Украины за поставленные энергоресурсы — природный газ для промышленности и населения и нефть для украинских НПЗ — стала всё более усугубляться. Для решения этой проблемы украинское правительство воспользовалось механизмом технических кредитов межгосударственных денежных кредитов, предоставляемых для закупки определённых товаров, которые могут быть погашены либо встречными поставками товаров, либо оформлением государственной задолженности. В связи с тем, что Украина не имела возможности расплачиваться по этим займам, правительство постоянно просило об увеличении их размеров и о новых кредитах [72].
В результате уже к первой годовщине украинской независимости вопрос об оплате за энергоносители стал одной из ключевых проблем российско-украинских отношений [69]. По состоянию на февраль 1993 года долг Украины перед РАО «Газпром», по данным российской компании, превысил 138 млрд рублей. В ответ на объявление о приостановке поставок газа на Украину из-за неуплаты украинские власти заявили, что в таком случае перекроют транзитные газопроводы [73]. Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году [73] [74].
Основные спорные вопросы в начале 1990-х Уже на раннем этапе отношений Украины и России возник ряд острых спорных вопросов [5] : статус Азовского моря и Керченского пролива; раздел Черноморского флота бывшего СССР имеются в виду корабли и прочее имущество ; проблемы поставок энергоносителей в Украину вопрос о ценах ; проблемы транзита энергоносителей и прочих товаров через территорию Украины вопросы о ценах за транзит и таможенном режиме ; проблемы выплаты внешнего долга СССР и раздела советского имущества за рубежом кто будет выплачивать долг, кому достанутся здания посольств ; проблема советского ядерного оружия, оставшегося на территории Украины. Переговоры по каждому из этих пунктов длились много лет в 1990-е годы. В итоге, далеко не все проблемы были удовлетворительно решены. История взаимоотношений Отношения при Кравчуке и Кучме 1991—2004 Российско-украинские отношения начались ещё при СССР — 19 ноября 1990 года был подписан договор, определивший будущие отношения самостоятельных Украины и России, где стороны признали друг друга в «ныне существующих в рамках СССР границах». Положения договора были закреплены в 1992 году соглашением «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений». Для России в этот период отношения с Украиной имели приоритетное значение, ибо Россия стремилась к укреплению связей двух государств. Украина рассматривала отношения с Россией и СНГ исключительно через призму экономической выгоды и максимального смягчения последствий распада СССР и некогда единой экономической системы. Ключевым приоритетом внешней политики Украины было всё же стремление максимально отдалиться от бывших республик СССР [5].
Тем не менее, обстоятельства способствовали тому, что период 1992—2004 годов в отношениях двух стран был связан с рядом важных шагов по усилению межгосударственной интеграции. Со стороны Украины это можно объяснить следующими причинами [7] : Стремление снизить цену на российские энергоресурсы и расширить доступ к основному рынку сбыта украинской продукции. Стремление стабилизировать экономическую ситуацию на Украине за счёт сотрудничества с Россией в 1990-е годы коллапс экономики Украины был даже сильнее, чем в России. Стремление «напугать» западных лидеров грядущей «потерей» Украины, что должно было смягчить их позицию по отношению к Киеву в 1990-е и начале 2000-х годов НАТО и ЕС не спешили открывать свои двери для Украины, даже на словах. Судьба внешнего долга СССР В последние 5 лет своего существования Советский Союз втрое увеличил объём своего внешнего долга, который достиг значительной по тем временам суммы — 96,6 миллиардов долларов. Предполагалось, что взамен бывшие республики должны были согласиться на отказ от доли в зарубежных активах СССР. С Украиной проблема советского внешнего долга была решена в 1994 году. Было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР — украинская сторона согласилась на «нулевой вариант», при котором Россия взяла на себя все долги, но при этом осталась единственным владельцем всей советской загрансобственности [8].
К 1990 году на территории Украины было три военных округа Киевский, Одесский и Прикарпатский , имевших в своём составе 540 тысяч военнослужащих, 4,5 тысяч танков, 5,2 тысяч боевых бронированных машин, 2,8 тысяч орудий, минометов и РСЗО, 620 боевых и транспортных вертолётов [9]. По итогам переговоров каждое государство получило право создания своих вооружённых сил на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств. Данная договоренность не распространялась на так называемые «стратегические силы» — они остались под объединенным управлением СНГ, для чего было создано Главное командование Вооружённых сил СНГ начало работу 20 марта 1992 года , взявшее на себя ряд функций Минобороны СССР [10]. Раздел Черноморского флота Основная статья: Раздел Черноморского флота Судьба черноморского флота оставалось неясной на протяжении первой половины 1990-х. Россия и Украина претендовали на весь флот, в связи с чем шла война парламентских постановлений и президентских указов о принадлежности флота. Объективные экономические интересы, однако, толкали Украину на переговоры и компромиссы с Россией. Переговоры эти были долгими и сложными. В итоге, соглашение о разделе флота было подписано 9 июня 1995 года и уточнено рядом дополнительных соглашений от 28 мая 1997 года.
Наиболее боеспособный личный состав также остался под командованием России. За пределами Севастополя, однако, бОльшая часть аэродромов и пунктов базирования досталась Украине. Согласно договору «О взаиморасчетах, связанных с разделом…» — Россия выплатила Украине компенсацию в размере 526,509 млн долларов за полученные от неё корабли, суда и плавсредства [11]. Кроме того, Украине было списано 200 млн долларов госдолга в качестве компенсации за расщепляющиеся ядерные материалы включая топливо для реакторов кораблей и подлодок, доставшееся России. Согласно договору «О параметрах раздела Черноморского Флота» Россия могла пользоваться базой в Севастополе на протяжении 20 лет, до 2017 года [11]. Процесс формирования отдельных флотов — Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины — в основном завершился к 2000 году. Отказ Украины от ядерного оружия См. Это превышало ядерные арсеналы Великобритании, Франции и Китая вместе взятых [13].
Возможности самостоятельно поддерживать сложнейшую ядерную технику у Украины не было. Примечательно, что Украина взяла курс на ядерное разоружение ещё на пути к независимости. Из Декларации независимости Украины от 16 июля 1990: IX. Из постановления Верховной Рады Украины от 24 октября 1991: 3. Украина будет проводить политику, направленную на полное уничтожение ядерного оружия и компонентов ее базирования, расположенные на территории Украинского государства. Она намерена сделать это в минимальные сроки, исходя из правовых, технических, финансовых, организационных и других возможностей, с должным обеспечением экологической безопасности. В Украине будет развернута широкая программа конверсии оборонной промышленности, перепрофилирование части военно-промышленного потенциала на нужды экономического и социального развития [2]. Из соглашения государств-членов СНГ по стратегическим силам от 30 декабря 1991: До полной ликвидации ядерного оружия решение о необходимости его применения принимается Президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультации с главами других государств- участников Содружества.
На период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования к концу 1994 г. Процесс уничтожения ядерного оружия, размещенного на территории Республики Беларусь и Украины, осуществляется при участии Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины под совместным контролем государств Содружества [3]. Украина, в качестве государства-обладателя ядерным оружием, заявила о своем желании присоединиться к договору как неядерная держава. При этом речь шла о владении всем ядерным оружием бывшего СССР, включая и то, что находилось на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана [13]. В дальнейшем Украина аккуратно выполнила свои обязательства по Трёхстороннему заявлению и по Договору СНВ-1, с учётом Лиссабонского протокола. В июне 1996 года последний ядерный боеприпас покинул территорию Украины в направлении России [13]. Крымский кризис 1990-е годы Основная статья: Крымский кризис 1990-е годы Раздел Черноморского флота был тесно связан с так называемым крымским вопросом — останутся ли Крым и Севастополь в составе независимой Украины. Передача Севастополя также была незаконной.
Пророссийский настрой населения Крыма. Русские составляли и продолжают составлять большинство населения полуострова. Русское население Крыма исторически отличалось пророссийским настроем и поэтому стремление Украины к независимости почти не получило здесь поддержки. Недовольство крымчан национальной политикой Украины, особенно вопросом о языке. Верховный Совет УССР ещё в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. На фоне роста националистических настроений на Западной Украине это вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной [14]. Крымско-татарский вопрос. В 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма.
В начале 1990-х гг. Возвращение в Крым татар и других выселенных национальных меньшинств обострило вопрос об автономии полуострова на основании национального признака. Однако 12 февраля 1991 года депутаты Верховного Совета Украины хотя и проголосовали за воссоздание Крымской АССР по итогам референдума [14] , но проигнорировали вторую часть вопроса, о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора. Россия включилась в этот спор в период нарастающего противостояния между парламентом и президентом. Президент Борис Ельцин в итоге предпочёл проигнорировать вопрос о Крыме, будучи поглощённым внутриполитической борьбой и собственными региональными конфликтами, а также опасаясь негативной реакции Запада. Поэтому, когда 9 июля 1993 года Верховный Совет России заявил о «российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года» [17] , Ельцин ответил «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной» [18]. На пике пророссийских настроений в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма РПК , которая выступала за союз с Россией вплоть до присоединения полуострова к РФ и предоставления жителям Крыма российского гражданства. В январе 1994 года президентом Республики Крым [19] стал известный общественный деятель Юрий Мешков , а в парламенте республики большинство мест занял предвыборный блок «Россия», созданный при при поддержке РПК.
Однако, на фоне экономического кризиса и в отсутствие ответных шагов со стороны РФ, пророссийские силы в Крыму потерпели поражение на выборах 1998 года , получив меньшинство в парламенте. Руководство Украины, тем временем, проводило политику ограничения крымской автономии. В качестве компромисса, 21 октября 1998 года Верховная Рада АРК [21] приняла новую конституцию Крыма , приведённую в соответствие с конституцией Украины. Однако в новой крымской конституции русский язык не получил статус государственного. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве 1997 См. Иные действия, направленные против другой стороны, также не допускаются — в частности заключение договоров с третьими странами, направленных против другой стороны. Защита этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории — стороны гарантируют права лиц на свободное выражение, сохранение и развитие своей самобытности и культуры и недопущение насильственной ассимиляции. Данный договор заложил основы долгосрочного стратегического партнерства между Украиной и Россией в сфере политики, экономики, энергетики, транспорта, военно-технического сотрудничества, науки, культуры, образования, информации, здравоохранения [22].
Юрий Дубинин , в 1996—1999 гг. Эти договоренности наряду с присоединением Украины к ДНЯО позволили предотвратить перерастание сложных, порой конфликтных ситуаций в открытые столкновения между двумя крупнейшими странами постсоветского пространства. В противном случае возможные последствия таких столкновений были бы трудно предсказуемы не только для них самих, но и для большого геополитического региона. Но главное состояло в том, что благодаря достигнутым договоренностям была создана международно-правовая база для будущего российско-украинских отношений. Примечательно, что подписание договора обе страны совершили с большой задержкой — Украина подписала 14 января 1998 года, Россия лишь 25 декабря того же года. Причиной этого была позиция украинской стороны — она стремилась к тому, чтобы «Большой договор» не был связан с пакетом соглашений по Черноморскому флоту, подписанным 28 мая 1997 года. В том же году Украина вышла на новый уровень сотрудничества с НАТО — в июле 1997 года была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины», в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО — и дальнейшее базирование российского флота на территории страны могло стать серьёзной помехой для полноценного членства в альянсе. Политика многовекторности Кучмы См.
Всё это потребовало принятия эффективных и незамедлительных действий, направленных выправление социально-экономического положения страны — одним из таких действий стало провозглашение политики многовекторности и равноправного сотрудничества Украины как со странами Запада, так и со странами Азии, Африки, Южной Америки, СНГ и Россией. Подписанный в 1997 год Большой договор провозгласил Россию и Украину стратегическими партнёрами.
Поскольку князья так и не закрепили четкие правила престолонаследия, то война за право стать Великим Киевским князем была обычным делом. Княжества воевали друг с другом, а мирные добрососедские отношения были им чужды. Например, Юрию Долгорукому, князю Суздольского княжества удалось захватить Киевское княжество и сделаться Киевским князем, но вскоре он был отравлен местными боярами и стычки продолжались.
Конфликты 16-17 веков Противостояния между землями, которые сегодня являются украинскими и русскими, продолжалось и в период господства Литовского княжества. Война между Литвой и Москвой длилась почти 20 лет, причем она состояла из 5 больших воин и множества мелких. В результате в 16 веке под власть Московского государства отошел Чернигов. Украинские казаки выступали как против турок, так и против российских войск Период казачества — это время постоянных военных конфликтов. В 17 веке украинцы выступили против русского государства уже не в составе армий Литвы или Польши, а как самостоятельный народ.
Основу их армии составляли вольные казаки. Первые их походы начинаются еще во времена Смутного времени, когда казаки поддержали Лжедмитрия, претендента на царский трон. Позднее казацкие формирования возглавляет гетман Сагайдачный, его войско насчитывает около 20 тыс.