Из трёх руководителей стран, подписавших Беловежские соглашения 8 декабря 1991 года, Станислав Шушкевич потерял власть раньше всех, и все его попытки в неё вернуться выглядели инертными и в итоге оказывались неэффективными.
Минск простился с экс-руководителем Беларуси Станиславом Шушкевичем
В августе 1991 году Станислав Шушкевич осудил попытку государственного переворота, предпринятую членами Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Станислав Станиславович Шушкевич возглавлял Верховный Совет Беларуси с 25 августа 1991 года по 26 января 1994 года. В ночь на 4 мая в Минске скончался экс-председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич, который был среди подписантов Беловежских соглашений о.
Умер бывший председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич
Вопрос о референдуме рассматривался в Верховном Совете в период 10-й сесии [34]. Проект постановления Президиума Верховного Совета об отказе от референдума поддержали 202 народных депутата. С целью придать большую легитимность решению Президиума Верховного Совета об отказе от референдума 29 октября 1992 года Верховный Совет принял сразу два постановления: «О предложении группы граждан Республики Беларусь о проведении республиканского референдума» и «О Заявлении Верховного Совета Республики Беларусь «О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь» [35]. Как пишет Наумчик в своих воспоминаниях, «Шушкевич был убежден, что с Верховным Советом 12-го созыва можно работать, что депутаты, все эти бывшие секретари райкомов и действующие председатели колхозов, генералы и заместители министров, способны воспринять демократические идеи и воплотить их в Основном законе» [36]. Законодательная деятельность[ править править код ] В период занятия Шушкевичем поста председателя Верховного Совета были заложены основы национального и государственного строительства Республики Беларусь. Кроме этого, под руководством Шушкевича парламент принял важные законы в области культурной и социальной жизни страны: «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 года [40] , «Об охране историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 года [41] , «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года [42].
В экономической сфере Верховный Совет утвердил такие законы как «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 года [43] , «О праве собственности на землю» от 16 июня 1993 года [44] , «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 года [45]. Также период нахождения Шушкевича у власти связан с выходом независимой Беларуси на международную арену. В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета [51]. Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона [52].
За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года [53]. Некоторые из основных положений проекта Основного Закона выглядели следующим образом: 1 государство базируется на принципе разделения властей; 2 Верховный Совет — высший орган государственной власти, часть депутатов которого может работать на постоянной основе, а другая совмещает президентские обязанности с производственной или служебной деятельностью. Беларусь — президентская республика, в которой Президент является руководителем исполнительной власти; 3 пятилетний срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь. Постановление предусматривало постатейное рассмотрение новой Конституции на весенней сессии Верховного Совета в 1993 году [54]. Постатейное обсуждение прошло в два этапа: с 19 по 27 мая 1993 год и с 30 ноября по 1 декабря 1993 год [55].
На первом этапе было рассмотрено 109 статей и полностью утверждены 62 статьи, частично — преамбула и 22 статьи. Также были утверждены названия разделов: «Основы конституционного строя», «Личность, общество и государство», «Избирательная система, референдум», «Законодательная, исполнительная и судебная власть», «Финансовая система», «Действие Конституции и порядок ее изменения». На втором этапе было утверждено 26 статей проекта. В результате количество статей возросло до 88. Также были приняты названия остальных разделов и руководителей, а также преамбула.
Не было утверждено название одного раздела — о Президенте [56]. Процедура отставки с поста спикера парламента[ править править код ] Отрицательная позиция Шушкевича к присоединению Республики Беларусь к Договору о коллективной безопасности стран СНГ резко пошатнули его позиции в Верховном Совете. Представители парламентского большинства, в первую очередь, проправительственной фракции «Беларусь», стали открыто требовать отставки спикера [57]. Первая попытка народных депутатов отстранить Шушкевича от должности председателя Верховного Совета состоялась в конце июня — начале июля 1993 года. Несмотря на то, что для принятия решения не хватило всего восемь голосов, фактически это означало политическое поражение Шушкевича [58].
Он обвинил в причастности к незаконной деятельности почти всех высокопоставленных лиц государства, в частности Шушкевича и Кебича. Спикеру была вменена в вину недоплата за ремонт, выполненный силами правительственной строительной организации. Однако Шушкевич в это время находился с визитом в Ташкенте, поэтому не присутствовал на докладе. Тем не менее, народным депутатам нужен был только повод, чтобы отправить спикера в отставку [59]. При полном попустительстве белорусских правоохранительных органов и пограничников оба литовца были беспрепятственно перевезены через контрольно-пропускной пункт «Каменный Лог».
В связи с этим Верховный Совет организовал процедуру именного голосования о доверии к должностным лицам: Генеральному прокурору, министру внутренних дел, председателю КГБ. Однако за недоверие к Василию Шолодонову высказалось минимальное количество депутатов [60]. В дальнейшем группа народных депутатов, возглавляемая Петром Прокоповичем , собрала 100 подписей парламентариев сторонников Кебича , чтобы подготовить проект постановления об отзыве спикера [60]. Под влиянием народных депутатов Александра Лукашенко, Виктора Гончара и Дмитрия Булахова в проекте постановления было записано: включить в повестку дня вопросы об отзыве С. Шушкевича и освобождении от должности В.
Проект был принят с минимальным перевесом: 179 — «за» при кворуме в 174 [61]. Вечером 26 января 1994 года стали известны итоги тайного голосования. За отставку Кебича проголосовал 101 народный депутат, против — 175. В свою очередь, за отзыв Шушкевича выступило 209 народных депутатов, против — только 36 [61].
Входил в комиссию по изучению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1990 году был избран депутатом в Верховный совет Белорусской СССР, затем стал первым заместителем председателя совета. В сентябре 1991 года Шушкевич полноценно вступил в должность и занимал ее до 1994 года. Ликвидация Союза вот так, запросто, казалась делом невероятным - тогда бытовала шутка: «Три мужика поехали в лес и там отменили Советский Союз». Говорят, Ельцин долго пытался дозвониться в Белый Дом, чтобы первым доложить Бушу эту радостную новость: в мире осталась одна сверхдержава - США.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
При этом он выразил уважение экс-президенту Союза Михаилу Горбачёву за перестройку, без которой не случилась бы независимость Незалежной. По его словам, Советский Союз был не добровольным объединением, а своего рода продолжением Российской империи "с отсталой, архаичной и неконкурентоспособной экономикой".
Названа причина смерти экс-главы Белоруссии Станислава Шушкевича
В 1982 году был награжден званием заслуженного деятеля науки и техники БССР. Но активной политической деятельностью занялся с 1986 года, когда вошел в спецкомиссию для изучения последствий Чернобыльской аварии. У Шушкевича возник конфликт с партийным руководством относительно огласки материала, собранного комиссией. В результате конфликта Шушкевича вывели из членов комиссии. На базе родной кафедры БГУ Шушкевич начал готовить специалистов по профилактике радиоактивной опасности, но имел конфликт с минским горкомом Коммунистической партии Белоруссии. В 1990 году Станислава Шушкевича избрали депутатом Верховного Совета Белоруссии, а затем и первым заместителем председателя Верховного Совета Белоруссии. Поводом для встречи был вопрос поставок газа и нефти в Белоруссию.
Я просто был шокирован. И тут мне вдруг стало ясно: это то, что надо делать.
Но если говорить о руководстве страны, тогда оно было преимущественно малообразованное, совершенно не понимающее, более того, не желающее напрягаться, чтобы понять основы экономики, политологии и науки управления». Атеизм в сочетании с нормами христианской морали назывался умом, честью и совестью партии. Пропагандируемое не выполнялось прежде всего высокопоставленными руководителями страны.
Все было понятно, а стало еще яснее благодаря песням Владимира Высоцкого». Если это был, например, квартирный вопрос, просьба была адресована председателю Мингорисполкома. Вы дали мне квартиру! Таких случаев было семь, это было просто выяснить: в журнале приема отмечалось, что сделал тот, кого касалась моя резолюция». В этом развале я вижу и вину Горбачева — он не пошел по пути конфедерации искренне, а начал рисовать свою систему, это была хитрость и демонстрация собственной непросвещенности в некоторых политологических вопросах».
О Беловежском соглашении «Его смысл многие начали искажать сразу после подписания.
Против них действовали такими методами, про которые я думал, что это просто невозможно. Я не допускал такого подхода к действительности, когда господствовала ложь. Поэтому много было упущений. Но, в конце концов, все понимают, что Беларусь два с лишним года была под нашим историческим флагом. И мы пытались возродить белорусскость. Кстати, не вопреки российскости, заметьте. Потому что никогда мы не выступали против России, против русских. Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич в центре прибыл в Казахстан для подписания протокола к Соглашению о создании Содружества независимых государств.
Это так? Что это значит для вас? А нацист — это человек, который унижает другие нации, чтобы своя оказалась лучше. Так вот, многим белорусским патриотам, белорусским националистам приписывают нацистские качества, которых у них нет. Это большая ошибка. А умеренность... Я всегда должен хорошо знать предмет. И тогда я не умерен, а уверен. Так вот, я уверен, что я поступаю правильно.
И в этом качестве вы руководили страной после развала Советского Союза. Как Белоруссия из парламентской республики стала президентской? Я написал об этом в своей книге. Суть здесь примерно такая. Старые партийцы, старая партийная номенклатура, поняв, что лобовым методом со мной бороться плохо, притворились моими большими друзьями. В том числе и Вячеслав Францевич Кебич, премьер-министр. Я считал его своим большим другом. Умный человек, умеющий работать, руководить, бывший директор завода. А он тайно делал всё, чтобы меня унизить, сместить.
И я проиграл в этой игре. Я ничего не скрываю. Но, если бы дальше были нормальные демократические выборы, всё бы восстановилось. А с демократией было покончено, когда я был изгнан. Вот и вся история — очень простая. Но вы видите — можно нарваться на такого президента, который не думает больше ни о чём, кроме как о том, чтобы оставаться президентом как можно дольше. Парламентская — она более тягучая.
До 1994 года глава независимой РБ занимал пост председателя Верховного Совета. Даже после отставки Станислав Шушкевич не ушел из политики. До 2018 года он возглавлял социал-демократическую партию Белоруссии.
А во время скандальной президентской гонки летом 2020 года стал доверенным лицом главы своей политической силы, отказавшись поддерживать как действующего главу государства Александру Лукашенко, так и лидера оппозиции Светлану Тихановскую. Станислав Шушкевич — фигура противоречивая.
Умер первый руководитель Белоруссии Станислав Шушкевич
Станиславом Станиславовичем Шушкевичем подготовлены 33 кандидата физико-математических наук, он являлся научным руководителем 5 докторских диссертаций [6]. Народный депутат СССР Станислав Шушкевич выступает на митинге в Минске, 1989 год. Скончавшийся 4 мая 2022 года Станислав Шушкевич никогда не был президентом — в отличие от Бориса Ельцина и Леонида Кравчука, вместе с которыми подписал Беловежские соглашения. В Минске на 88-м году жизни умер первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. Парламентарий отменил, что долгое время после завершения своей карьеры Станислав Шушкевич оставался комментатором происходящих событий.
КАК РАЗРУШАЛИ СССР: СТАНИСЛАВ ШУШКЕВИЧ, НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГЕРОСТРАТ БЕЛАРУСИ
один из участников судьбоносной встречи лидеров республик СССР 1991 года в Беловежской пуще, за которой последовал распад Советского Союза и отделение Белоруссии. Станислав Шушкевич был лидером одной из трёх стран, подписавших 8 декабря 1991 года Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое констатировало прекращение существования СССР. Станислав Шушкевич был депутатом Верховного Совета СССР с 1989 по 1991 год и одновременно в 1990 году был избран депутатом Верховного совета БССР XII созыва. В Минске скончался бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич, сообщило «Еврорадио» со ссылкой на его жену Ирину. «Станислав Шушкевич как демократ той самой горбачевской эпохи, конечно, так и не стал никаким олигархом, фактически не продолжил свою политическую карьеру, иногда оставаясь комментатором событий. Первый глава независимой Белоруссии, экс-председатель Верховного Совета республики Станислав Шушкевич попал в реанимацию.
Скончался Станислав Шушкевич — человек, подписавший крах СССР
«Он не смог ничего создать»: почему Станислав Шушкевич не удержался в большой политике | Станислав Станиславович Шушкевич возглавлял Верховный Совет Беларуси с 25 августа 1991 года по 26 января 1994 года. |
Станислав Шушкевич - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | В ночь на 4 мая в Минске умер первый руководитель суверенной Белоруссии Станислав Шушкевич. |
КАК РАЗРУШАЛИ СССР: СТАНИСЛАВ ШУШКЕВИЧ, НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГЕРОСТРАТ БЕЛАРУСИ | "военной спецоперации" России в Украине, - есть определенный символизм. |
Умер Станислав Шушкевич 3 | первый глава независимой Белоруссии, передает ОТР. |
Скончался Станислав Шушкевич — человек, подписавший крах СССР
18 октября 1991 года Станислав Шушкевич был избран председателем Верховного Совета.-0. "военной спецоперации" России в Украине, - есть определенный символизм. Смотрите видео онлайн «Станислав Шушкевич о распаде СССР. Парламентарий отменил, что долгое время после завершения своей карьеры Станислав Шушкевич оставался комментатором происходящих событий. "военной спецоперации" России в Украине, - есть определенный символизм. В ночь на 4 мая в Минске скончался экс-председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич, который был среди подписантов Беловежских соглашений о.
Умер экс-глава Белоруссии, подписавший с Ельциным ликвидацию СССР
В Минске скончался первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич в последние годы жизни снизил свою активность из-за проблем со здоровьем, у него было много хронических заболеваний и стоял кардиостимулятор. Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич в последние годы жизни снизил свою активность из-за проблем со здоровьем, у него было много хронических заболеваний и стоял кардиостимулятор. В Минске скончался первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич, который в декабре 1991 года подписал соглашение с первым президентов РФ Борисом Ельциным о распаде СССР.
Умер Станислав Шушкевич
Это вопрос стратегической безопасности России. Что дальше? Что будет на пост-Украине? Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи?
Главным событием в политической карьере Шушкевича так и осталась подпись, которую он поставил под Беловежскими соглашениями. Сам политик всегда повторял, что не жалеет о содеянном. Мы славное дело сделали. И сделали консенсусом.
Никакого сомнения в том, что мы все вместе этого хотели, нет. Если бы мы что-то упустили, боюсь, был бы «югославский вариант», который предсказывали в переписке со своими правительствами многие дипломаты мира. Потому что Союз после августовского путча распался бы и без нас, — был убеждён Шушкевич. В беседе с Инфо24 он так охарактеризовал белорусского «беловежского зубра»: Самостоятельным политическим деятелем он мог бы стать, но не стал. Это человек, который навсегда останется в истории как один из разрушителей Советского Союза. Человек, который пошёл на поводу у Бориса Ельцина и посчитал, что таким образом сможет стать главой независимой Белоруссии. Но белорусы дали ему свою оценку.
Системы, разработанные Станиславом Шушкевичем и освоенные промышленностью в 1961-1963 годах, появились за рубежом только в начале 70-х годов. В 1963 году защитил в БГУ кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам по теме "Физические принципы выявления разведывательных приемников". В 1963-1965 годах - доцент кафедры ядерной физики Белорусского государственного университета.
В 1966-1970 годах - проректор по научной работе Минского радиотехнического института. В 1970 году защитил во Всесоюзном научно-исследовательском институте оптико-физических измерений ВНИИОФИ докторскую диссертацию по теме "Информационные параметры сигналов".
Также Клинтон высказался в поддержку ускоренной экономической реформы в Беларуси, что благоприятствовало бы более широкой двухсторонней и международной помощи. Модели нашего государства могут быть разными. Это может быть замкнутое национально-этническое государство, возрождающееся на ценностях только предыдущих поколений. Я - сторонник третьего варианта: нейтральное, политически стабильное государство, не выдвигающая ярко ни восточных, ни западных приоритетов, а в своей экономической и политической стратегии стремится быть контактным государством, источником стабильности в регионе. Сегодня у нас явно выявлен восточный приоритет, и мы это должны воспринимать как реалию. Мы должны его поддерживать, развивать, но он не должен останавливать другие контакты, в том числе контакты с Западом».
Курсу Шушкевича на активную внешнюю политику на Востоке и Западе противостояла линия правительства Кебича и парламентского большинства на «восстановление разорванных экономических связей» с Россией и другими странами бывшего СССР и вхождение Республики Беларусь в систему коллективной безопасности СНГ. По мере обострения социально-экономического кризиса среди правящей элиты Беларуси все сильнее звучали голоса о невозможности нормального, полноценного развития страны без России. Большое влияние на политическую ситуацию в Беларуси оказал российский конституционный кризис 21 сентября - 4 октября 1993 года. До этого момента представлялась близкой окончательная победа правительства и поддерживавших его левых сил, поскольку объединение «Беларусь» намеревалось по предварительной договоренности со своими единомышленниками из Верховного Совета Российской Федерации внести одновременно в двух парламентах предложение о денонсации Беловежских соглашений, что стало бы предлогом к отставке подписантов этих соглашений Ельцина и Шушкевича. Белорусские парламентарии, готовые ратифицировать соглашения об экономическом союзе и об объединении денежных систем, подводили экономический фундамент под политическую интеграцию. В этой связи белорусские демократические силы не имели реальной возможности изменить ситуацию - на их публичные акции собирались лишь небольшие группы их сторонников, поддержку правительственной линии оказывали как парламентское большинство, так и организации, отстаивающие интересы влиятельных социальных групп: директоров заводов, председателей колхозов, профсоюзных лидеров. Итоги российского кризиса многое изменили. Шушкевич и демократические партии сразу же решительно поддержали Ельцина, их оппоненты - Народное движение Беларуси и объединение «Беларусь» - так же решительно встали на сторону российского парламента.
Кебич, в свою очередь, предпочел уклониться от прямых оценок московских событий. Антикоррупционная комиссия Александра Лукашенко Постоянным и важным элементом политической жизни Беларуси 1991-1994 годов являлись экономические проблемы, регулярно освещавшие конфликт между высшим руководством и оппозицией. Если на первоначальном этапе правящая элита объясняла эти проблемы объективными явлениями, в частности, распадом существовавших связей с бывшими советскими республиками и изменением модели хозяйствования, то со второй половины 1992 года они стали инструментом в борьбе с соперниками, неизменно связывавшими решение трудностей со скорейшим устранением от власти номенклатуры. На должность председателя комиссии депутат Анатолий Лебедько выдвинул кандидатуру Александра Лукашенко. Станислав Шушкевич горячо поддержал эту инициативу: «Мне так хотелось, чтобы Лукашенко был большим начальником». Из 207 депутатов за Лукашенко проголосовали 198 и лишь четыре - против. Выдвижение Лукашенко стало результатом договоренности молодых депутатов, а также их вероятной консультации с Шушкевичем. Возможно, этим объясняется активная поддержка спикером кандидатуры Лукашенко.
Кроме того, голосуя за Лукашенко, депутаты, в т. Шушкевич, рассчитывали, что будут держать комиссию под полным контролем и в любой момент смогут распустить ее. В целом, депутаты, поддержавшие Лукашенко, полагали, что его комиссия никогда не станет серьезным политическим игроком, не выдержит конкуренции с парламентом и правительством. Работа временной комиссии развернулась в период между 12-й и 13-й сессиями парламента июль-ноябрь 1993 года. В рассматриваемый промежуток времени депутат Верховного Совета и член оппозиции БНФ Сергей Антончик обвинял Лукашенко в том, что тот «подмял» комиссию под себя, занимается не анализом глубинных причин коррупции, а сбором компромата. Более того, Антончик утверждал, что деятельность комиссии контролируется Кебичем, с которым, по словам депутата, Лукашенко консультировался. Впоследствии первый руководитель независимой Беларуси выражал убежденность, что компрометирующие его материалы передавались Лукашенко окружением Кебича. Шушкевич, очевидно, почувствовал опасность, исходящую для него от комиссии, поэтому предпринял определенные контрмеры для того, чтобы самому константировать в Беларуси наличие экономической преступности.
Так, 27 июля 1993 года спикер парламента говорил об опасности союза коррумпированной номенклатуры и мафиозных коммерческих структур. Шушкевич утверждал, что вместо рынка собственников господствует номенклатурный бизнес, а исполнительная власть не заинтересована в приватизации. В ответ на выступление главы государства Лукашенко в августе 1993 года направил ему записку следующего содержания: «Сообщаю, что комиссия проделала определенный объем работы по организации ее деятельности, выявлению и изучению фактов коррупции и органах власти, на государственных предприятиях, в министерствах и ведомствах. Однозначный вывод: в основе коррупции — несовершенство законодательства, отсутствие контроля над исполнением законов, бездеятельность чиновников и многое другое. Центральным звеном негативных процессов стали различного рода коммерческие структуры. Я в целом поддерживаю Ваше выступление 27 июля и прошу прислать в комиссию информацию с тезисами. Комиссию интересуют конкретные факты, подтверждающие Ваши выводы, перечень должностных лиц, прежде всего, высшего эшелона власти, причастных к антиморальной и незаконной деятельности». Свой итоговый доклад Лукашенко зачитал 14 декабря 1993 года.
Поскольку Шушкевич в тот день находился с визитом в Узбекистане, его сторонники попытались перенести слушание доклада по возвращению спикера. Однако Лукашенко убедил депутатов отказаться от этой идеи. По требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая теле- и радиотрансляция с заседания парламентской сессии. Антикоррупционный доклад вызвал большой ажиотаж в Верховном Совете. Причем ничего сенсационного в выступлении Лукашенко не было. Одного доклада оказалось недостаточно, чтобы отправить Шушкевича в отставку. Повод для очередной атаки появился 15 января 1994 года, когда представителям литовской прокураторы были выданы скрывавшиеся в Минске лидеры литовской компартии Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермолавичюс, причастные к кровавым событиям в Вильнюсе в январе 1991 года. В Верховном Совете было устроено многодневное разбирательство, руководители силовых органов были обвинены в нарушении условий договора о правовой помощи с Литвой.
Комиссия по законности, вопросам правопорядка и борьбы с преступностью председатель - Мечислав Гриб предложила уволить за данный инцидент Министра внутренних дел Владимира Егорова и Председателя КГБ Эдуарда Ширковского, ориентировавшихся на Шушкевича. Министров отправили в отставку, после чего вопрос плавно перешел к спикеру, обвинив его в утрате контроля над правоохранительными органами. Затем слово взял Лукашенко, обвинивший Шушкевича, во-первых, в незаконном выделении 200 гектаров земли под Минском для строительства промышленной зоны: якобы Верховный Совет отказал в выделении, но Президиум под давлением Шушкевича все же предоставил разрешение на землю. Во-вторых, по утверждению Лукашенко, в период с января 1992 по октябрь 1993 годов Шушкевич пользовался услугами ремонтно-строительного управления Главного хозяйственного управления Совета Министров для ремонта собственных квартиры и дачи, оформив для этого 15 договоров.
Скончался Станислав Шушкевич — человек, подписавший крах СССР
Более того, ради чего всё это делалось? Скажем так, разрушить он смог, а создать — не смог. Есть люди, которые входят в историю, которые на обломках предыдущего государства создали новое. Шушкевич к таким людям не относится. Он не смог ничего создать, потому что современная Белоруссия в своём виде — как Союзное государство с Россией — это уже продукт, который создал Александр Лукашенко. Шушкевич ничем, кроме Беловежья, даже в истории Белоруссии не остался. Он — продукт перестройки. В перестройку появилось очень много людей — не функционеров, а тех, кто в советские годы никогда бы выше второстепенной должности не поднялся. Горбачёв проводил величайшую кадровую зачистку, убирая тех людей, которые имели самостоятельное мышление, собственные убеждения. Их отстраняли, и на поверхность выносило пену в виде таких людей, как Шушкевич, которые руководствовались идеями, почерпнутыми из СМИ, а не понятными им самим лично. Именно это как раз и привело к тому, что никто из этих людей в принципе не остался у власти.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Станислав Шушкевич стоит перед главным корпусом Белгосуниверситета справа. С 1971 года он заведовал здесь кафедрой ядерной физики, получил звание профессора. На крыше здания видны две башенки, в левой в 1980-х годах советские ученые проводили секретные исследования — Видите, здание университета шестиэтажное, а сверху еще башенки — они двухэтажные, хоть отсюда и плохо видно. В левой башне в 1980-е мы занимались очень секретной работой — с охраной, милицией. Один проект — по обнаружению разведывательных приемников в неработающем состоянии. Вторая работа, но я ей не руководил, была связана с обнаружением золота в багаже, дистанционно. По характеристическому излучению определяли, что в чемодане есть золото и сколько его. Так он тайно от меня соорудил на этой верхней площадке приемник сигнала спутникового телевидения.
Очень плохой был прием, но все-таки. Если бы об этом узнало начальство или КГБ — нам было бы плохо. Та самая башня для секретных исследований После взрыва в Чернобыле на кафедру ядерной физики в Минске стекались люди, которые хотели проверить одежду, продукты на радиоактивность. Шушкевич открыл двери для всех желающих. Шушкевич добавляет: про взрыв в Чернобыле на кафедре узнали от студентки. Подходит студентка, сдает отчет по лабораторной работе, а в нем показатели радиоактивности невероятно высокие. Преподавательница говорит: переделывайте. Та переделала и снова идет: цифры такие же. Пошли вместе. Снова сумасшедшие уровни.
Стало ясно, что ядерный взрыв. А в мае мне было стыдно за выступление Горбачева по телевидению… До этого я его боготворил, а после он стал для меня отрицательной личностью. Но, встречаясь с ним, я этого не выражал. Дом правительства. Уточняет, что мы делаем перед важным объектом, проверяет документы у фотографа, куда-то звонит. Не Позняк. Потом — как председатель Верховного Совета Республики Беларусь. Шушкевич тростью отсчитывает окно, за которым был его рабочий кабинет. Да и мы отсюда довольно быстро переселились в здание, где сейчас президентская администрация. Там мне выделили бывший кабинет Машерова, уже со всякими даже излишествами — ванной комнатой, например.
Здание Дома правительства Шушкевич не критикует. Но ведь не в зданиях дело, а в том, что у нас нет нормальной структуры управления. Есть правительство, которое всем занимается и за все отвечает. И есть администрация президента — директивный орган, который всех критикует и ни за что не отвечает. Это очень по-советски. Чиновник должен быть в первую очередь подчинен конституции и закону, а не своему начальнику. Станислав Шушкевич перед Домом правительства, где находился Верховный Совет БССР Станислав Шушкевич несколько раз встречал в городе минчан, которые благодарят за то, что «дал квартиру». А я никому квартир не выделял. Просто когда я был первым лицом в государстве, у меня раз в месяц был прием. Выслушав человека, иногда писал на заявлении председателю Мингорисполкома: «Прошу разобраться и принять решение».
А для них это означало: «Кончай базарить — давай квартиру».
Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России. В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь. Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации.
Умер подписавший Беловежские соглашения от Белоруссии Станислав Шушкевич
Вопрос о референдуме рассматривался в Верховном Совете в период 10-й сесии [34]. Проект постановления Президиума Верховного Совета об отказе от референдума поддержали 202 народных депутата. С целью придать большую легитимность решению Президиума Верховного Совета об отказе от референдума 29 октября 1992 года Верховный Совет принял сразу два постановления: «О предложении группы граждан Республики Беларусь о проведении республиканского референдума» и «О Заявлении Верховного Совета Республики Беларусь «О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь» [35]. Как пишет Наумчик в своих воспоминаниях, «Шушкевич был убежден, что с Верховным Советом 12-го созыва можно работать, что депутаты, все эти бывшие секретари райкомов и действующие председатели колхозов, генералы и заместители министров, способны воспринять демократические идеи и воплотить их в Основном законе» [36]. Законодательная деятельность[ править править код ] В период занятия Шушкевичем поста председателя Верховного Совета были заложены основы национального и государственного строительства Республики Беларусь. Кроме этого, под руководством Шушкевича парламент принял важные законы в области культурной и социальной жизни страны: «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 года [40] , «Об охране историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 года [41] , «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года [42]. В экономической сфере Верховный Совет утвердил такие законы как «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 года [43] , «О праве собственности на землю» от 16 июня 1993 года [44] , «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 года [45].
Также период нахождения Шушкевича у власти связан с выходом независимой Беларуси на международную арену. В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета [51]. Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона [52]. За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года [53]. Некоторые из основных положений проекта Основного Закона выглядели следующим образом: 1 государство базируется на принципе разделения властей; 2 Верховный Совет — высший орган государственной власти, часть депутатов которого может работать на постоянной основе, а другая совмещает президентские обязанности с производственной или служебной деятельностью.
Беларусь — президентская республика, в которой Президент является руководителем исполнительной власти; 3 пятилетний срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь. Постановление предусматривало постатейное рассмотрение новой Конституции на весенней сессии Верховного Совета в 1993 году [54]. Постатейное обсуждение прошло в два этапа: с 19 по 27 мая 1993 год и с 30 ноября по 1 декабря 1993 год [55]. На первом этапе было рассмотрено 109 статей и полностью утверждены 62 статьи, частично — преамбула и 22 статьи. Также были утверждены названия разделов: «Основы конституционного строя», «Личность, общество и государство», «Избирательная система, референдум», «Законодательная, исполнительная и судебная власть», «Финансовая система», «Действие Конституции и порядок ее изменения». На втором этапе было утверждено 26 статей проекта.
В результате количество статей возросло до 88. Также были приняты названия остальных разделов и руководителей, а также преамбула. Не было утверждено название одного раздела — о Президенте [56]. Процедура отставки с поста спикера парламента[ править править код ] Отрицательная позиция Шушкевича к присоединению Республики Беларусь к Договору о коллективной безопасности стран СНГ резко пошатнули его позиции в Верховном Совете. Представители парламентского большинства, в первую очередь, проправительственной фракции «Беларусь», стали открыто требовать отставки спикера [57]. Первая попытка народных депутатов отстранить Шушкевича от должности председателя Верховного Совета состоялась в конце июня — начале июля 1993 года.
Несмотря на то, что для принятия решения не хватило всего восемь голосов, фактически это означало политическое поражение Шушкевича [58]. Он обвинил в причастности к незаконной деятельности почти всех высокопоставленных лиц государства, в частности Шушкевича и Кебича. Спикеру была вменена в вину недоплата за ремонт, выполненный силами правительственной строительной организации. Однако Шушкевич в это время находился с визитом в Ташкенте, поэтому не присутствовал на докладе. Тем не менее, народным депутатам нужен был только повод, чтобы отправить спикера в отставку [59]. При полном попустительстве белорусских правоохранительных органов и пограничников оба литовца были беспрепятственно перевезены через контрольно-пропускной пункт «Каменный Лог».
В связи с этим Верховный Совет организовал процедуру именного голосования о доверии к должностным лицам: Генеральному прокурору, министру внутренних дел, председателю КГБ. Однако за недоверие к Василию Шолодонову высказалось минимальное количество депутатов [60]. В дальнейшем группа народных депутатов, возглавляемая Петром Прокоповичем , собрала 100 подписей парламентариев сторонников Кебича , чтобы подготовить проект постановления об отзыве спикера [60]. Под влиянием народных депутатов Александра Лукашенко, Виктора Гончара и Дмитрия Булахова в проекте постановления было записано: включить в повестку дня вопросы об отзыве С. Шушкевича и освобождении от должности В. Проект был принят с минимальным перевесом: 179 — «за» при кворуме в 174 [61].
Вечером 26 января 1994 года стали известны итоги тайного голосования. За отставку Кебича проголосовал 101 народный депутат, против — 175. В свою очередь, за отзыв Шушкевича выступило 209 народных депутатов, против — только 36 [61].
Ушел из жизни первый лидер независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. Политика не стало на 88-ом году жизни.
Об этом в среду, 4 мая, сообщила супруга государственного деятеля. В последнее время его здоровье значительно ухудшилось. Политик подхватил коронавирусную инфекцию, как сообщали белорусские СМИ.
Позднее Шушкевич признавался, что он якобы не знал об истинной причине переговоров. Ни на минуту не задумывался, что начнем решать куда более серьезные политические вопросы, — говорил он. По словам Шушкевича, именно в момент обсуждения поставок энергоресурсов он впервые узнал о готовящихся соглашениях, а планы выхода из СССР до этого не строил.
В то же время Шушкевич отмечал, если бы он знал о подобных планах заранее, то обязательно бы согласился. По его мнению, гражданам в Белоруссии к тому моменту «надоели все эти стройки коммунизма силами заключенных и изгнание со своих земель народов».
После президентских выборов 1994 года первый Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко принял решение отказаться от этого договора. Реализованы были лишь две первые статьи о таможенном союзе и вопросах транзита [109]. Шушкевич в отношении создания единой рублевой зоны России и Белоруссии занимал двойственную позицию. Он считал возможным её реализацию при двух условиях: паритете цен на энергоресурсы и обменном курсе один к одному [110]. Подписание в сентябре 1993 года валютного соглашения между двумя странами он прокомментировал следующим образом: «Если удастся договориться с Россией по всем позициям, я считаю это очень положительным явлением, которое упростит наши отношения со страной, куда идёт 80 процентов нашего экспорта» [111].
В марте 1994 года в ходе предвыборной кампании бывший Председатель Верховного Совета заявил [112] : «Вопрос о рублевой зоне сейчас очень сложный. Подумайте, что будет, если мы войдем в рублевую зону, но без рублей? А ведь сейчас все идёт к тому. Какие проблемы от этого решатся? И вопрос стоит так: или нам нужно отказаться от государства и государственной политики, и как шахтёры, бастующие в России, ждать месяцами заработную плату и требовать её от Москвы, или пойти по более достойному пути и проводить нормальную собственную экономическую политику. В Беларуси есть для этого все условия, только очень много времени потеряно зря, на пустые обещания». Процедура избрания[ править править код ] 17 сентября 1991 года во время внеочередной 6-й сессии на пост Председателя Верховного Совета были выдвинуты следующие кандидатуры: Владимир Заблоцкий член парламентской комиссии по экономической реформе, достижению экономической самостоятельности и суверенитета , Геннадий Карпенко председатель парламентской комиссии по науке и научно-техническому прогрессу , Вячеслав Кебич Председатель Совета Министров Республики Беларусь , Станислав Шушкевич.
По результатам голосования во второй тур вышли Кебич и Шушкевич. Во втором туре никто из них не победил из-за недостатка кворума, хотя Шушкевич опередил своего конкурента, получив 157 голосов за Кебича проголосовали 140 депутатов. На следующий день, 18 сентября 1991 года Кебич дал самоотвод и поддержал Шушкевича. Альтернативу Шушкевичу составил Леонид Козик председатель комиссии по экономической реформе, достижению экономической самостоятельности и суверенитета. В результате голосования Шушкевич занял пост Председателя Верховного Совета [113]. В качестве главы республики поставил подпись под Беловежским соглашением. Инициирование референдума в Белоруссии в 1992 году и позиция Шушкевича[ править править код ] На внеочередную 8-ю сессию Верховного Совета , которая начала свою работу через неделю после ратификации Беловежского соглашения, парламентская оппозиция БНФ вынесла целый ряд законопроектов, включая «О выборах в Верховный Совет Республики Беларусь», «О конституционной реформе работы Верховного Совета Республики Беларусь», «О создании Вооружённых Сил Республики Беларусь и военных вопросах», «О запрете политических организаций, структур и групп, основывающихся на античеловеческих взглядах и учениях», «О Контрольной палате при Верховном Совете Республики Беларусь».
Однако все предложения БНФ, кроме вопроса о Контрольной палате, были отброшены парламентским большинством [119]. В связи с блокированием своих законопроектов парламентская оппозиция распространила заявление, в котором утверждала, что на 8-й сессии «последний шанс улучшения труда недееспособного Верховного Совета путем его реформирования был отброшен. Оппозиция БНФ видит теперь единственную возможность выхода из безнадежного тупика власти — это всебелорусский референдум, на котором необходимо поставить вопросы об отставке правительства и о доверии Верховному Совету» [120]. Согласно этому документу, из общего числа собранных подписей были исключены 62 283 подписи, как собранные или оформленные с разными отступлениями от требований Закона «О народном голосовании референдуме в Республике Беларусь». Однако Инициативная группа выполнила требование законодательства, в соответствии с которым необходимо как минимум 350 тысяч подписей граждан для инициировании референдума. Центральная комиссия направила заключительный акт Инициативной группы по референдуму в Президиум Верховного Совета [123]. Однако по решению парламента рассмотрение вопроса о референдуме было перенесено на осень 1992 года [124].
Вопрос о референдуме рассматривался в Верховном Совете в период 10-й сессии [125]. Проект постановления Президиума Верховного Совета об отказе от референдума поддержали 202 депутата. С целью придать большую легитимность решению Президиума Верховного Совета об отказе от референдума 29 октября 1992 года Верховный Совет принял сразу два постановления: «О предложении группы граждан Республики Беларусь о проведении республиканского референдума» и "О Заявлении Верховного Совета Республики Беларусь «О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь» [126]. В первом постановлении отклонялось предложение группы граждан провести референдум о досрочных парламентских выборах, во втором — Верховный Совет обязывался принять не позднее 1993 года новую Конституцию и провести в марте 1994 года выборы в высший орган государственной власти [127] [128]. Однако ни один из пунктов второго постановления не был выполнен. Конституция была принята в марте 1994 года, а сами выборы состоялись после истечения срока деятельности Верховного Совета — в мае и декабре 1995 года [129]. Как пишет Наумчик в своих воспоминаниях, «Шушкевич был убежден, что с Верховным Советом 12-го созыва можно работать, что депутаты, все эти бывшие секретари райкомов и действующие председатели колхозов, генералы и заместители министров, способны воспринять демократические идеи и воплотить их в Основном законе» [130].
На этапе политической конфронтации 1992—1994 годы [ править править код ] Период 1989—1992 годов — это время триумфов БНФ , которому удалось осуществить все свои цели: достижения белорусской независимости, объявления белорусского языка единственным государственным, введения программы белорусизации, принятия национальной символики в качестве государственной и запрета КПБ. Однако все эти достижения были результатом деятельности не столько Фронта, сколько результатом действия факторов и сил за пределами Белоруссии [131]. Первая крупная неудача БНФ наступила осенью 1992 года, когда Верховный Совет отказался от проведения досрочных парламентских выборов. С этого момента закончился период отступления номенклатуры. Перегруппировав свои силы, она повела решительное наступление на позиции, отвоеванные национал-демократами. В Верховном Совете усилились нападки на базовые ценности государства: гражданство, государственный язык, герб и флаг, нейтралитет, суверенитет, рыночные реформы, частную собственность на землю [132]. На протяжении всего 1993 года политическое противостояние в Белоруссии проходило, главным образом, вокруг вопроса о формах национального суверенитета и способах его укрепления, и в связи с этим — об отношениях с Россией.
Вопрос о реформировании политической и экономической системы отошел в определённой степени на задний план [133]. Предложение восстановить деятельность компартии внес депутат от ветеранской фракции «Союз» Михаил Качан. Он настаивал на том, что были нарушены права 800 тысяч коммунистов Белоруссии, а с учётом их семей — более 1 миллиона граждан. Экономический кризис, углубившийся в Белоруссии в 1993 году, содействовал усилению кризиса власти, росту политического противостояния.