Обычно токката пишется для клавира или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Что такое токката и как её исполнять? Для исполнения токкаты требуется виртуозное владение инструментом, особенно в случае органа.
Что такое токката?
Главной отличительной особенностью такой музыки были громкие удары литавр, призывающие людей посетить театральные представления. В последствии словом Токката стали обозначать виртуозную музыкальную пьесу для клавишного инструмента фортепьяно или органа в быстром темпе с чётким ритмом, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. К моменту перехода от Возрождения к стилю барокко, данный жанр почти полностью оказался во власти клавишных музыкальных инструментов: органа и клавесина. Обычно токката пишется для клавира или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.
Впервые обозначение «Т. В дальнейшем Т.
Преториус, «Syntagma musicum», т. Ранняя клавишная Т. По описанию М. Преториуса, это - «прелюдия, которую органист импровизирует на органе или клавичем-бало до того, как приступит к мотету или фуге». Интонация, VI и преамбулам для установления тональности следующих за ними напевов.
Иногда Т. Габриели, 1593 ; первое издание - орг. Бертольдо 1591. К самым ранним образцам относятся также токкаты А. Падовано посм.
Один из важнейших источников - трактат Дж. Дируты «Il Transilvano» 1-я часть - 1593 , содержащий в качестве примеров орг. Луццаски, А. Романини и др. В отличие от др.
Большинство Т. Имитации почти не применяются, возникая в основном при передаче пассажей из одной руки в другую. Главный принцип изложения - колорирование аккордов с помощью трелей, мелодич. Диминуция, 3. Фактура в целом - гомофонного «этюдного» типа.
Реже встречаются Т. В творчестве К. Меруло 2 книги Т. Сходная форма - в токкатах Я. Свелинка при жизни не изданы , оригинальных по фактуре и широко представляющих ричеркарную имитац.
Жанр, утрачивая свою прикладную литургич. С кон. Она входит в светские циклич. Пунктом развития старинной Т. И обобщением всех её историч. Тенденций явилось творчество И. Баха, Т. К-рого отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных Т.
Стиль баховских Т. Отличается импровизационностью, многократными сменами темпа, богатством тематич. Формы Т. Очень разнообразны. Одночастные клавирные T. Композиционный тип - контрастно-составную форму, в к-рой токкатно-прелюдийные разделы чередуются с фугированными. Вместе с тем строение каждой из них индивидуально. Fis-moll заметны традиц. Черты канцоны, T.
G-moll имеет репризное обрамление, T. C-moll выделяется большой, почти "органных" масштабов заключит. Крайние - токкатно-прелюдийные, средний - фуга. Токкаты Баха тесно связаны с его произв. Так, под воздействием прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл - Т. И фуга см. Органные T. Знаменитая Т. С фугой d-moll композиционно ещё напоминает более слитные циклы Букстехуде.
Другие, обособившиеся Т. Близки по форме прелюдиям Баха, впитывают также нек-рые принципы его конц. F-dur отличается длительными канонич. В образовании трёхчастного цикла T. C-dur BWV 564 , клавирная T. G-dur BWV 916 сказывается воздействие новых принципов концертирования. Всему соч. Воздействие сонат da chiesa заметно в четырёхчастных циклах Т. Варианты этой схемы - орг.
D-dur BWV 912 с тремя фугированными разделами, представляющая смешение черт циклич. В "сонатных" циклах не преследует виртуозных задач, это - небольшая импровизационная, иногда контрастная по материалу прелюдия одногол. Речитатив - возвышенный хорал с выразит. Гармониями в стиле "durezze e ligature", т. С гармонич. Фуги в таких циклах - свободные как и в сонатах , с октавными ответами, с многоголосным, гомофонного типа изложением темы, простые и двойные, в быстром темпе. Adagio - замечат. Образцы баховской вдохновенной лирики, многообразной по конкретному жанровому воплощению ариозо, речитатив. Нек-рые Adagio вносят тональный контраст, начинаясь в тональности VI ступени.
Как правило, они тонально не замкнуты, модулируя в конце в осн. Тональность или заканчиваясь на доминанте к осн. Тональности, вступающей в последней части подобная связь Adagio и финала наблюдается также в нек-рых концертах и сонатах Баха. Между частями цикла возможны интонац. Жанр Т. Принципам, оказывает известное воздействие на баховские прелюдии см. Прелюдию Es-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира", орг. Прелюдию c-moll, BWV 549, , циклы прелюдий и фуг напр. Прелюдия и фуга a-moll, BWV 551.
Послебаховская Т. Развивалась в основном как виртуозный жанр "этюдного" плана, задача к-рого - демонстрирование технич. Возможностей исполнителя. Называется фп. Пьеса со сложной аккордовой и фигурац. Техникой К. Черни, Р. Шуман, Й. Не получили распространения.
Наряду с Т. Для фп. Дебюсси, М. Равель, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Ф. Бузони, Э. Кшенек и др. Регер, М.
Дюпре, Э. Пеппинг, Й.
В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 августа 2012 года. Что такое Mononews.
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Обычно токката пишется для клавира или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Токката — (итальянское toccata, буквально прикосновение, удар) (музыкальное), виртуозная пьеса для какого либо клавишного инструмента. Что такое токката: разновидности, история, популярные токкаты, интересные факты.
Что такое токката в музыке
Что такое токката | Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. |
Что такое токката? история развития жанра | Смотреть что такое «ТОККАТА» в других словарях. |
Что такое токката и что она значит?
Однако «музыкальность» эпохи стремительно снижалась, возрастала роль вокального исполнения. Фуги, арии получили свою «золотую пору» в музыке. Итак, барочная токката стала гораздо длиннее, чем токката эпохи Возрождения, но вместе с тем сохранила свою динамичность и требовала определенной виртуозности от исполнителя. Сравнить музыку того времени можно разве что только с архитектурой, столь же необычной и изобилующей. Почти всегда барочная токката создает впечатление чистой импровизации, настолько многосложными являлись произведения этого жанра во времена барокко. После окончания периода барокко токката все реже и реже встречалась в музыке.
Композиторы последующей эпохи Романтизма все же обращались к стилистической форме токкаты, например уже ранее упомянутый Шуман очень любил форму токкаты. Лист — еще один исполнитель того периода. Он использовал токкату как ведущую стилистическую деталь в составе своих знаменитых вальсов. Работы Шумана считаются наиболее сложными с технической точки зрения, в то время как токката Листа — это всегда короткая часть композиции, которая постепенно утратила свое истинное значение в творчестве этого композитора.
Токката Листа - это очень короткое и строгое сочинение позднего периода его творчества, которое фактически является токкатой только по названию.
Токкаты меньшего размера иногда называют «токкатинами»: современник Листа и хорошо известный в свое время виртуоз. Шарль-Валентин Алкан написал краткую токкатину как свою последнюю опубликованную работу соч. Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал четыре токкаты для фортепиано соло, [2] пока Мойзес Молейро написал два. Первая часть Бенджамин Бриттен с Концерт для фортепиано токката, как и первая часть Николай Метнер 2-й фортепианный концерт. Форма токката имела большое значение во французской романтической органной школе.
Жак-Николя Лемменс заложил фундамент своим Фанфары. Токкаты в этом стиле обычно состоят из быстрых последовательностей аккордов в сочетании с мощной мелодией часто играемой на педали.
Нюш Гуру 2534 14 лет назад В переводе с итальянского слово «токката» означает «прикосновение» , «удар». Токката — это и виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа. Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась как вступление прелюдия к хоровому произведению, например мотету, и являлась жанром церковной музыки, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки.
Композиторы включают ее в сюиту, делают начальной частью полифонического цикла токката и фуга ре минор для органа И. Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т. Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно-полифоническими. В токкатах Баха красота формы и небывалая виртуозность соединились с глубиной и значительностью содержания.
Ранние произведения и развитие жанра Одним из ранних примеров токкаты является произведение итальянского композитора Джонни Баттисты Фиерабрассы «Токката и фуга ре минор». Это произведение было написано в XVI веке и широко известно благодаря своей энергичной мелодии и виртуозным пассажам.
С течением времени жанр токкаты развивался, претерпевая изменения и обогащаясь новыми элементами. Их токкаты отличались сложной полифонией и виртуозной игрой на клавесине или органе. В XIX веке жанр токкаты стал популярным и в пианистической музыке. В этих произведениях они продемонстрировали свою виртуозность и техническое мастерство. В XX веке жанр токкаты также нашел свое место в музыке. Композиторы, такие как Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович, написали свои собственные токкаты, добавив в них современные гармонии и ритмические приемы.
Сегодня токката по-прежнему является популярным жанром в музыке и исполняется на различных инструментах. Ее энергетика и виртуозность привлекают слушателей и вызывают восторг. Влияние на другие музыкальные жанры и композиторов Токката, как мощная и энергичная форма музыкального исполнения, оказала значительное влияние на различные музыкальные жанры и композиторов. Ее быстрый и виртуозный стиль исполнения стал основой для создания новых произведений и развития существующих жанров музыки. Одним из самых ярких примеров влияния токкаты на другие жанры является классическая музыка. Многие композиторы, вдохновленные техникой и эмоциональностью токкаты, включали ее элементы в свои собственные композиции.
Так, например, Иоганн Себастьян Бах написал знаменитую «Токкату и фугу в ре миноре» для органа, которая стала одной из его самых известных работ. Важным влиянием токкаты на другие жанры является также джазовая музыка. Быстрый ритм и возможность импровизации, характерные для токкаты, были взяты на вооружение джазовыми музыкантами, что привело к развитию новых форм и стилей в джазе. Например, великий джазовый пианист Фредди Блютт применял элементы токкаты в своей игре, создавая уникальный звук и стиль. Рок-музыка также нашла вдохновение в токкате. Многие рок-группы используют энергичные и виртуозные партии инструментов в своих песнях, что характерно для токкаты.
Гитаристы, такие как Эдди Ван Хэйлен из группы Van Halen, известны своей виртуозной игрой, в которой заметно влияние токкаты. Токката также оказала влияние на современную электронную музыку. Быстрые ритмы и энергичный стиль электронных жанров, таких как техно и драм-н-бэйс, имеют свои корни в токкате. Многие электронные музыканты используют элементы токкаты для создания динамичной и захватывающей музыки.
Что такое токката в музыке
Токката обычно имеет свободную форму, состоящую из быстрых и сложных пассажей, импровизаций и контрастных секций. Токката – музыкальная пьеса преимущественно для клавишных инструментов виртуозного характера. Что такое токката и как её исполнять? Для исполнения токкаты требуется виртуозное владение инструментом, особенно в случае органа. прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Что такое токката в музыке? Значение токкаты в музыке заключается в ее возможности продемонстрировать виртуозные навыки исполнителя.
Что такое Токката? Значение и толкование слова tokkata, определение термина
действие прикосновения) - виртуозное музыкальное произведение. Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Роль токката в различных стилях Что такое токкат в музыке? Термин «токката» происходит от итальянского слова «toccare», что означает «касаться» или «стучать». Что такое токката: разновидности, история, популярные токкаты, интересные факты.
Что означает токката
Токката в музыке: что это такое и как она звучит | Токката — инструментальная пьеса свободной формы, получившая распространение в XVII—XVIII вв. |
Токката в музыке: что это такое и что делает ее особенной? | букв. - прикосновение), виртуозная музыкальнаяпьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. |
Значение слова Токката
Что такое токката? | ТОККАТА — Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. |
Что такое токката и что она значит? | это (итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. |
Что такое Токката? Значение слова Токката в историческом словаре | Сегодня на уроке мы познакомимся с формой полифонии которая называется фуга и узнаем что такое токката. |
что такое токката в музыке | Все о музыке в ОК | Обычно токката пишется для клавира или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. |
Похожие презентации
- Что такое токката? история развития жанра
- Посмотрите другие слова
- Что такое токката? история развития жанра
- Используемые продукты
- Токката в музыке: что это такое и что делает ее особенной?
- «Токката» в других словарях:
Основные характеристики
- И. Бах «Токката» (Токката и фуга ре минор)
- «Токката» в других словарях:
- Токката что это значит
- Навигация по записям
- Токката что это такое и где применяется?
- Что такое токката в музыке
Что такое токката?
Данная блестящая пьеса сегодня оценивается как классический образец жанра и прочно входит в репертуарный список многих известных мировых исполнителей. История Зарождение жанра «токката» началось в глубокой древности, и было тесно связано с фанфарными сигналами, без которых в ту эпоху не обходилось ни одно значимое событие. Такие призывные звуки возвещали о начале народных празднеств, каких-либо зрелищных представлений, а помимо того сопровождали всякого рода церемониальные мероприятия. Исполнение фанфарной музыки осуществлялось не только духовыми, но и ударными инструментами, при этом ритм, отбиваемый барабаном, именовался словом, напоминающим по звучанию термин «токката». Несмотря на то, что такое название бытовало в течение длительного периода, первое документальное упоминание об этом относится к XIV веку. Шло время, и вместе с постоянно эволюционирующим человеком интенсивно развивалась культура. В Италии в XVI веке это привело к зарождению оперного искусства. Первые музыкальные спектакли обычно начинались с пролога, но впоследствии композиторы для привлечения публики, перед своеобразным предисловием стали вставлять небольшой вступительный раздел фанфарно-бравурного характера. Отличительной особенностью такой приглашающей музыки были звонкие удары литавр , зазывающие зрителей на предстоящий спектакль.
Первым подобное новшество ввёл Клаудио Монтеверди. Для представления на карнавале в Мантуе в 1607 году он сочинил оперу «Орфей» , а чтобы особым образом поприветствовать на спектакле важного гостя — герцога Гонзага, композитор перед прологом вставил восторженно-торжественный эпизод в исполнении труб и назвал его «токкатой». Спустя время этим словом стали именовать небольшие инструментальные пьесы импровизационного характера, однако в отличие от «прелюдий» они имели не полифонический, а гомофонный склад. Ещё одной важной отличительной особенностью данных произведений являлась большая виртуозность, то есть музыкант, исполняя их, мог продемонстрировать слушателям всё своё техническое мастерство. Первым композитором, который назвал такого рода пьесы «токкатой», был величайший виртуоз — лютнист, автор удивительных по красоте произведений Франческо Канова да Милано. Его композиции изначально печатались в виде табулатур, а затем и в нотной записи. Уже в своём первом сборнике «Табулатуры для лютни» Милано четыре пьесы назвал «токкатами». Вскоре произведения с таким названием появились у композиторов, сочинявших музыку для органа.
Одним из первых среди них был Клаудио Меруло, а затем эту эстафету подхватили такие выдающиеся представители итальянской органной школы того времени, как Джованни Габриэли, Андреа Габриэли и Луццаско Луццаски. Они сочиняли виртуозные «токкаты», насыщенные блестящими каскадными пассажами, не только как самостоятельные произведения, но и вступления к ричеркарам и фугам. Следующим композитором, который внёс значимый вклад в развитие данного жанра, был известный представитель раннего барокко композитор Джироламо Фрескобальди. Работая церковным органистом, он начало богослужения всегда предварял исполнением импровизационных токкат, затем записывал их и издавал. Тем не менее именно в творчестве Фрескобальди «токката» стала утрачивать прикладную литургическую функцию и приобретать светский характер, а кроме того он первым из композиторов в одном из своих сборников объединил токкату и фугу в единый музыкальный цикл. Несмотря на то, что «токката» зародилась в Италии, своё дальнейшее развитие она получила в Германии. Немецких музыкантов с новым жанром познакомил Ганс Лео Хасслер, в молодости проходивший обучение в Венеции у Андреа Габриэли. Впрочем, композиторы Германии новым жанром заинтересовались не сразу, а лишь спустя время.
Первыми на «токкату» обратили внимание Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. При этом если Пахельбель сочиняя «токкаты» придерживался норм, установленных Фрескобальди, то Букстехуде отметил их некоторыми нововведениями, к примеру, гомофонный склад «токкаты» раскрасил элементами полифонии. Помимо этого, его композиции, наполненные драматическим накалом, эмоциональной возвышенностью, отличались необычайно высокой степенью виртуозности. Так, беспрестанно развиваясь, жанр наивысшего пика своего усовершенствования достиг в «токкатах» великого Иоганна Себастьяна Баха. Его творения выделяются глубоким идейным содержанием, богатым тематическим материалом, разнообразием форм и технической сложностью музыкального материала. Сочетая в себе гомофонное и фугированное письмо, они в такой степени совершенны и так эмоционально воздействуют на слушателей, что и в нынешнее время исполняются как самостоятельные концертные номера, а королевой всех «токкат» до сих пор считается композиция из двухчастного цикла «Токката и фуга ре-минор». В следующем за эпохой Барокко периоде Романтизма интерес к «токкате» заметно снизился, и потому крупнейшие композиторы в то время обращались к этому жанру довольно редко. В их творчестве «токката» — это самостоятельное виртуозное произведение, главная задача которого заключалась в демонстрации технических возможностей музыканта-исполнителя.
Равель, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Ф. Бузони, Э. Кшенек и др. Токкат в качестве самостоятельных произведений не столь много. Но токкатность то есть присутствие жанровых признаков токкаты в тематическом материале — неотъемлемая черта стиля музыки XX века, явление, характерное для музыкального языка и начинающих композиторов, и классиков русской музыки Прокофьева, Шостаковича.
Токката в музыке XX в.
Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М.
Равеля, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И.
Виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении. Что такое стиль Токката фуга? Фуга является четырехголосной. Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. Какую музыкальную пьесу называют Токкатой?
Токката — это виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром темпе и в чётком ритме. Фуга — это музыкальное произведение, основанное на последовательном вступлении нескольких голосов, повторяющих какую-либо тему. Что в переводе с итальянского означает Токката?
Значение слова токката. Что такое токката?
Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь.
Поглощая линейный характер венецианцев и неаполитанское affeto , он дает токкаты подвижной формы, включающие до пятнадцати эпизодов, большой выразительности, более сложный ритм, «обогащенный смелыми диссонансами, durezze » Toccata di durezze ligation e , п о 8 второй книге , всегда вели очень свободно, но превосходно внутренний блок. Композитор свободно соединяет контрастные эпизоды, «переходящие от пышности к строжайшему контрапункту ».
Во второй книге токкаты 1627 Фрескобади очень четко разделяет каждую часть, иногда доходя до изменения меры. Он первый, кто ловит литургическое богослужение токката: токката "после послания" токката "играть для возвышения," токката "после символа веры"... Это употребление встречается в Fiori Musicali 1635 г. Мы находим этот микс с 12- й частью второй книги, Ancidetemi pure по мотивам мадригала Жака Аркадельта , аранжировки для клавишных по типу модели токкаты.
В одной итальянской рукописи Chigi Q. Ноты временно отключены. Toccata nona 1637 Джироламо Фрескобальди. После Фрескобальди тенденции к упрощению ритма и гармонии наблюдаются в Стораче , Росси , Строцци и Бернардо Паскини 35 токкат , основных звеньях итальянской клавиатуры между Фрескобальди и Скарлатти филс.
Паскини оставляет произведения под названием токката , тастата , соната и прелюдио. Самым известным из них является Токката со скерцо дель куко. Среди учеников Фрескобальди нельзя не упомянуть скрипача и органиста Микеланджело Росси, который около 1630 года сочинил десять токкат и десять потоков, чьи разделы довольно развиты, богаты пассажами виртуозности, арпеджио, пассажами в речитативном вокальном стиле...
Исконно итальянский вид музыки Чтобы ответить на вопрос о том, что такое токката, нужно обратиться, прежде всего, к искусству эпохи Возрождения.
Тогда произведения, написанные в только что появившемся жанре оперы, обычно имели небольшую вступительную часть. Этот раздел, как правило, был сочинен в виде бравурного, фанфарного произведения. Главной отличительной особенностью такой музыки были громкие удары литавр, призывающие людей посетить театральные представления. Многие ученые склонны считать, что именно это обстоятельство дало название жанру.
Их предположение кажется правдоподобным, ведь с итальянского «токката» переводится именно как «удар». В качестве примера такого вступления к опере можно назвать музыкальный фрагмент, предваряющий знаменитое сочинение итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». Этот деятель искусства известен тем, что именно он является «отцом» итальянской оперы. Но некоторые исследователи считают его также создателем старинной токкаты.
Историческая справка Заканчивая разговор о том, что же такое токката, невозможно не упомянуть об исторических этапах становления этой музыки.
Время загрузки данной страницы 0.