Новости венчание на царство грозного

Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством.

Правление Ивана Грозного

Этот титул на Руси и в Европе считали равным императорскому. Так называли византийский императоров. Все переведённые на русский язык византийские поучения призывавшие чтить царя, стали относится и к московскому государю. Царь со своими приближёнными переждал пожар на Воробьёвых горах. В поджоге Москвы народная молва обвинила Глинских. Этот слух дал толчок народным волнениям.

Один из Глинских - Юрий был убит, а дворы их родственников и сторонников сожжены и разграблены. После погромов москвичи двинулись к царю на Воробьевы горы, и потребовали для дальнейшей расправы, выдачи Глинских. Ивану IV с великим трудом, не скупясь на посулы, удалось уговорить восставших разойтись по домам. Восстание очень напугало царя. Но восстание в Москве было далеко не единственным.

Выступления против произвола властей произошли и в других городах: Коломне, Опочке, Пскове и Устюге Великом. Народные волнения хотя и были жестоко и быстро подавлены, но всё же повлияли на ход дальнейших исторических событий, так как во - первых сделали очевидным сильное социальное напряжение в обществе, вызванное чиновничьим произволом, и во - вторых убедительно показали юному царю, что страна нуждается в реформах по централизации власти и укреплении государственности. С этого момента Иван IV приступает к подготовке и проведению реформ. Курбского название «избранной рады», состоявшей из представителей придворной администрации, знати и духовенства. Самыми известными членами Избранной рады были думный дворянин А.

Адашев, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, князь, А. Курбский, митрополит Макарий, писатель и публицист И. Пересветов, глава посольского приказа И. Висковатый, будущий руководитель опричнины Малюта Скуратов, воевода А. Басманов, князь М.

Поскольку многие члены кружка входили в состав Боярской думы, возглавляли приказы и обладали реальной властью, то сложившийся кружок, несмотря на то, что он и не имел официального статуса, можно смело назвать правительством, которое помогало царю в управлении страной. Деятельность избранной рады продолжалась одиннадцать лет 1449-1560. За эти годы рада разработала и осуществила ряд серьёзных реформ направленных на централизацию государства. Период правления избранной рады был отмечен проведением местной и судебной реформы, военной реформой, созывом земского собора 1449 , изданием нового судебника 1550 , созывом стоглавого собор 1551 , а также присоединением Казани 1552 и Астрахани 1556. Речь об этих событиях пойдёт ниже.

Историки считают период совместного правления Ивана IV с избранной радой самыми счастливыми и демократичными годами его правления. Но уже начиная с 1553 г. Причиной ухудшения отношений послужила тяжёлая болезнь Ивана IV. Не надеясь выздороветь, царь завещал престол своему сыну Дмитрию, который был ещё грудным младенцем. По этой причине многие из придворных отказались присягнуть Дмитрию, в качестве своего кандидата на престол они выдвинули двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого.

Однако вопреки всеобщему ожиданию Иван IV поправился. Он великодушно объявил о прощении своего родственника и приближённых, но судя по всему явленное государем великодушие не было искреннем. В годы опричнины Иван Грозный свёл счёты не только со сторонниками своего двоюродного брата, но и с самим Владимир Андреевичем, заставив его выпить яд. После выздоровления царя избранная рада продолжала свою работу ещё целых семь лет. Но в 1560 г.

Её смерть стала поводом для возобновления конфликта. В смерти супруги государь обвинил бояр, якобы отравивших Анастасию. Действительно ли царь в это верил, или это был надуманный предлог, чтобы разогнать раду, сказать наверняка трудно, но так или иначе избранная рада после этого прекращает свою деятельность и Иван IV становится уже единоличным правителем. Целью земского собора было прекращение политических раздоров, снижение недовольства вызванного социальной несправедливостью накопившегося в народе за все годы боярского правления, и установление гражданского мира и согласия в обществе. Об этом говорит и речь царя, с которой он выступил перед собором.

В ней государь обличил злоупотребления бояр времён своего малолетства, но в тоже время призвал забыть взаимные обиды и начать совместную работу на благо страны. Поэтому другое название первого Земского собора — Собор примирения. Собор наметил программу реформ, обсудил проблему отмены кормлений и пресечения злоупотреблений наместников, принял решение о разработке нового судебника и утвердил право царя следить за его подготовкой. Созыв первого Земского собора имел большое историческое значение, так как стал важным шагом в становлении сословно-представительной монархии в России. Правовой основой при его составлении разработчикам послужили совместные решения Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, а также судебник 1497 г.

По сравнению со старым судебником, новый был существенно расширен за счёт новых статей и лучше систематизирован, в него вошли многие статьи из предыдущего судебника, но в пересмотренной и переработанной форме. Составителями в судебник были внесены, прежде всего, изменения связанные с усилением центральной власти. В нём впервые в русской истории было введено наказания за взяточничество для государственных служащих. Уже первая статья судебника запрещала судьям брать за производство суда и ходатайств взятки, и решать дело несправедливо руководствуясь чувством мести или дружбы с одной из сторон. Выдача боярином, окольничим, дворецким, казначеем или дьяком без надлежащего разбора дела в суде правовой грамоты признавалась недействительной.

Если судья получал взятку и выносил неправовое решение и этот факт подтверждался, то он должен был уплатить истцу сумму иска и в тройном размере, и возместить ему судебные издержки в полном объёме. Если дьяк за взятку подделывал список, или записывал дело, не так как было в суде, то за это он подвергался штрафу и тюремному заключению. В тоже время за ложное обвинение во взятке, если этот факт подтверждался, клеветник наказывался битьём кнутом на торговой площади и тюремным заключением. По новому судебнику за преступление своих крестьян теперь отвечал помещик, что усилило их личную зависимость от него. Судебник так же достаточно подробно регламентировал положение холопов.

Холопом считался человек, принявший ключничество в селе по докладной грамоте, родившийся от рабы или вступивший в брак с рабой. Холоп, принявший ключничество без докладной грамоты, не считался рабом и был свободным. Свободными признавались и дети, если они родились до продажи своих родителей в холопство и при этом живут отдельно или у другого владельца. Таким образом, составители попытались ограничить распространение холопства. Судебник 1550 г.

Плата за пожилое при этом увеличивалось. Этим был сделан ещё один шаг к закрепощению крестьян. Кроме того, Судебник ввёл новую пошлину за «повоз», которая уплачивалась, если крестьянин отказывался перевезти с поля урожай землевладельца. Судьям, отныне все дела предписывалось рассматривать по новому судебнику и принимать решения в соответствии с ним. По новым делам не отражённых в статьях судебника, решения должны были приниматься по указанию царя и приговора боярской думы, и затем дописываться в судебник.

Судебник имел большое историческое значение. Он упразднил судебные привилегии удельных князей, и этим увеличил роль центральных государственных органов власти. Впервые в истории России единственным источником права провозглашался закон. Название Стоглавого собор получил потому, что принятые им решения были записаны в сборнике, разделённом на сто глав. Собор одобрил проведение реформ Иваном IV и принятие судебника 1550 г.

В тоже время собор провёл важные преобразования во внутрицерковной жизни. Из числа почитавшихся в отдельных русских землях святых был составлен единый общерусский пантеон. Унифицировалась и упорядочивалась церковная обрядность. Искусство подлежало регламентации. Новые произведения должны были создаваться по утверждённым образцам.

Были приняты меры по улучшению морально-нравственного облика духовенства. Собор запретил монахам пить водку. Дозволив им пить только виноградное вино, пиво и мёд. Протопопам вменялась в обязанность следить, чтобы священники не дрались, не сквернословили и не заходили в церковь пьяные. В целях повышения образовательного уровня священнослужителей и правильного исполнения ими своих обязанностей предусматривалось создание училищ для подготовки священников.

Собор провозгласил неприкосновенность церковного имущества и отменил подсудность духовных лиц царю, теперь они полежали только суду церковному. По вопросу о церковном землевладении было принято решение оставить в руках церкви земли, приобретённые ею ранее, но в дальнейшем церковь имела право покупать земли и получать их в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о церковном землевладении наметилась линия на его ограничение. Одной из причин начала реформы стали неудачные походы на Казань 1547-1550 гг. Военная реформа началась с того, что в 1550 г.

Иван IV из «детей боярских» и дворян выбрал 1070 «лучших слуг» и пожаловал им земли в 60-70 км от Москвы. Так образовался особый разряд «дворян московских» занесённых в специальную «тысячную книгу» и поэтому названных «Избранной тысячей». Из дворян, вошедших в «избранную тысячу» был создан специальный полк, который составил основу дворянского ополчения и стал основным поставщиком командного состава для русского войска. Именно из «избранной тысячи» в основном назначались наместники, полковые командиры и другие военнослужащие должностные лица. В том же году Иван Грозный реорганизовал старые отряды пищальщиков, которые теперь стали называться стрелецкими.

Всего по приказу царя было создано шесть стрелецких полков по 500 человек в каждом. Каждый полк делился на сотни. Стрельцы набирались из вольных людей. За службу, которая была пожизненной и наследственной, они получали жалование и земельные участки. Для материального обеспечения стрелецкого войска вводился специальный налог — «пищальные деньги».

Стрельцы были вооружены пищалями, бердышами и саблями. В военное время они отправлялись в походы, в мироне охраняли города, а в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей. В стрелецких полках впервые в России были введена система воинских званий: стрелецкий голова, полуголова, воевода, сотни, пятидесятник, десятник, стрелец. Каждый полк и сотня имели своё специальное знамя. Стеллецкие полки были постоянно функционирующими формированиями, и это даёт основание считать их первым шагом на пути к созданию регулярной армии.

При Иване IV так же значительно была усилена артиллерия, которая наряду с дворянским ополчением и стрелецкими полками была третьим основным родом войск. В русских артиллерийских войсках насчитывалось до 2000 орудий, которые обслуживали квалифицированные пушкари. У пушкарей и стрельцов часто проводились совместные боевые учения, на которых отрабатывалось взаимодействие между ними. Однако, ход военной реформы, начатый Иваном IV, тормозило местничество, суть которого заключалось в том, что назначение должностных лиц на высшие руководящие посты государственного управления и армии производилось не по способностям и заслугам, а исключительно по знатности рода. Причём потомки знатных родов находились в тех же самых служебных отношениях, равенства или подчинения, что и их предки.

Такое положение дел служило причиной вражды и сословных споров, как в мирное время, так и во время, военных походов, что лишало армию оперативного руководства и разлагающим образом влияло на ратных людей. Таким образом, местничество было одним из самых вредных пережитков феодальной раздробленности. Поэтому в целях упорядочения военной службы Иван Грозный обсудив эту проблему с митрополитом Макарием, своим братом Юрием Васильевичем Угличским[2], двоюродным братом Владимир Андреевичем Старицким и боярами был вынужден издать в 1550 г. Этот указ определил строгую субординацию между воеводами разделив их на первых и вторых. При назначении на военную должность теперь стали учитываться личные качества и военные заслуги, а не только знатность рода Молодых представителей знатных родов стали назначать на невысокие должности, чтобы они постепенно набирались опыта.

Ещё одним нововведением стало издание в 1555 г. Уложение установило единый порядок прохождения военной службы для дворян и вотчинников обязательной и наследственной, а также определило их нормы службы в зависимости от размера земельного участка. Все дворяне и дети боярские должны были выставлять со 150 десятин земли полностью обеспеченного снаряжением война на коне. Тот кто выставлял людей больше нормы получал существенное денежное вознаграждение, тот кто меньше напротив подвергался штрафу. Военная служба для дворян теперь начиналась с 15 лет.

Тот кто уклонялся от исполнения своей воинской обязанности и не являлся на службу или военный смотр без уважительной причины, подвергался телесному наказанию и даже мог лишиться своего поместья. Установленный и закреплённый уложением строгий порядок прохождения военной службы для всех светских феодалов способствовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от несения военной службы. Военная реформа Ивана Грозного затронула так же и проблему охраны и обустройства внешних границ государства. В 1571 году под руководством воеводы Н. Воротынского был разработан первый в истории России военный устав, полное название которого «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе».

Устав приказывал воеводам приграничных городов посылать для несения дозорной службы только специально обученных людей. Впервые на государственном уровне к охране границ было привлечено казачество, которое теперь официально становилось военным служилым сословием. Обязанностью станичных казаков с этого момента стало несение сторожевой, пограничной, и курьерской службы. Военный устав стал показателем зрелости военно-теоретической мысли того времени. Военная реформа, проведённая Иваном Грозным, установила принцип обязательной военной службы, определила строгую субординацию военных начальников, упростила руководство боевыми подразделениями, и самое главное создала боеспособную национальную армию, пригодную как для защиты страны, так и для проведения активной внешнеполитической деятельности.

Причинами, проведения реформы местного самоуправления, явились рост государства, усложнение общественного порядка, недовольство населения городов и волостей несовершенной и изжившей себя системой кормления произвол местной власти, обременявший народ бесконечными поборами и взятками. Поэтому целью данной реформы было ликвидация кормлений и повсеместное введение органов земского самоуправления. Реорганизация органов местного самоуправления началась с губной реформы. В 1555 г. В результате этой реформы из компетенции наместников и волостелей были изъяты и переданы губным старостам, уголовные дела по разбою.

А несколько позже, о второй половины XVI в. Избирались губные старосты из сословия дворян или детей боярских, всеми слоями местного населения. Обязательными требованиями к губному старосте были грамотность и определённый материальный ценз. Выбранный губной староста должен был явиться в Москву для принесения присяги. В осуществлении возложенных на него обязанностей губному старосте помогали целовальники[3], и дьяк, составлявшие «губную избу», которая являлась постоянным местом присутствия губного старосты и центром всего губного управления Губные учреждения стали главными органами уездного управления.

В их ведении находилось, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах губах , составление кабальных книг. С одной стороны губная реформа была направлена на ограничение административного произвола кормльщенников, а с другой она расширила функции местных органов самоуправления. Одновременно с губной реформой проводилась земская реформа, которая стала завершающим этапом реформы местного самоуправления.

Боярская Дума задевала не только честь государя, но также международный престиж Русского государства, достоинство митрополита, святость и непререкаемость православной веры и церкви, задевала потому, что игнорировала акт венчания Великого князя Ивана на царство, где концентрировались все названные моменты» [9]. В завершение баталий по поводу титула и подписания мирного договора приведем следующие сведения: «Польша не хотела признавать титул за московским государем, а Иван прямо отказывался величать Сигизмунда-Августа королем» [10], «не признавал за Сигизмундом II титулы «короля русского и прусского» [11]. Но со временем, а точнее в 1561 году перед женитьбой на Марии Темрюковне, «в Москву прибыли послы от константинопольского патриарха.

Вселенский собор специальной грамотой подтверждал право московита на царский титул. Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13]. При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович.

У них родился сын Саин-Булат. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Золотой Орды в то время уже не было, но оставалось политическое понятие чингизида и правило, что править может только чингизид. В 1575 году Грозный отрекся от престола в пользу племянника Марии Темрюковны. Он правил в Московском государстве год, Грозный соблюдал принятые уничижительные формы обращения подданного к своему царю, при этом Иван Васильевич реальные бразды правления государством из своих рук не отпускал. Два портрета Симеона Бекбулатовича.

В 1576 году Симеон Бекбулатович отрекся от престола в пользу Грозного, этим решили проблемы в оспаривании царского титула царя перед Западом и всеми недовольными, тем самым окончательно возвысив Московию, подняв от уровня княжества на уровень государства, которым правит самодержец. В 1575 году Марии Темрюковны уже не было в живых, она была отравлена в ходе заговора, но Грозный продолжал поддерживать отношения с ее родными. Вот таким образом при помощи родни покойной жены из Кабарды был решен важнейший геополитический вопрос, как для царя, так и для Московского государства. Список использованной литературы и ссылки на источники: [1] Мазуров В. Правда и ложь об Иоанне Грозном. Василий III.

Иван Грозный. Правда об Иване Грозном. Грозная опричнина. Исторический очерк. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный.

Церемония венчания, однако, первой не была. Ее основу заложили еще в 1498-м, при Иване III, во время коронации его внука Дмитрия 1483—1509 , правда, короновали его в качестве великого князя. Тогда Дмитрия благословлял митрополит, затем Иван III возложил на него бармы специальные наплечные пластины с украшениями и надел шапку Мономаха. Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича. Из Лицевого летописного свода Public domain Ивана Грозного — первого в истории русского царя — венчали на царство почти так же, но церемония стала сложнее: в число регалий был включен Крест честной животворящий, содержавший, как считали, частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест возлагался на царя как символ его царской миссии: он отвечал за грехи своего народа перед Богом. В число регалий впервые вошел и царский скипетр, также начал использоваться царский трон. Однако в это венчание еще не входило миропомазание на царство. Что такое миропомазание на царство? Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом.

Клевицкого, диакона Р. Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М. Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н. Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея. Программа для детей 10-12 лет «С чего начинается музей» Приглашаем юных посетителей на программу к выставке «Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Юные участники «проживут» путь коллекционера на примере Павла Карабанова, собиравшего предметы русской древности.

Первый русский царь

Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ

Далее он отправился в Архангельский собор молиться гробам своих предков. Иван Васильевич был помазан миром, благословлён митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в. Однако официальная процедура возведения в царское достоинство единовластного государя в 1547 г.

Но и тогда потребовалось несколько лет, прежде чем титул царя начал признаваться за русским самодержцем иноземцами. На фото — экспонаты Оружейной палаты. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа.

Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста.

Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича — первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III. Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев.

Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске».

Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии.

В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать.

Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию.

Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву».

Новгородская земля делилась на пять пятин, далее на станы, а станы — на погосты. В более мелких селах, чем погосты, храмы были очень редко.

Для их постройки нужно было иметь не только определенный душевный склад, но и немалые средства. Если же храм удавалось построить, то священник был, как правило, приходящий. Если даже священник все-таки был, то свой причт отсутствовал. Но в селе Подгорье, где жили сначала Захар Лукьянчиков с женой, а потом его дети Сила и Яков со своими семьями и слугами, к середине XVI века ими было построено целых два храма — холодная неотапливаемая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и теплая церковь Живоначальной Троицы. При этом Лукьянчиковы содержали своего священника — Мартиана, церковного дьяка Матвея, проскурницу Соломониду и церковного сторожа Олешу. Как выглядели эти храмы, неизвестно, так как они не сохранились.

Но неподалеку — в селе Передки Бежецкой пятины — в 1531 году была выстроена церковь Рождества Богородицы, которая сохранилась и перенесена в Новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы». Можно предположить, что построенные Лукьянчиковым храмы выглядели схожим образом. Но вернемся к потомкам Захарии Чета, вместе с которыми Сила Лукьянчиков был внесен в число 1000 лучших людей Московского царства. Положение во гроб - Агриппины Годуновой 1570-1580-е гг. В 50-е годы XVI века была составлена другая важная книга — «Государев родословец», в который вносились преимущественно княжеские и боярские фамилии с их родословиями. Сама эта книга не сохранилась, но на основе ее в XVII веке была составлена так называемая «Бархатная книга».

Так вот, в ней род Сабуровых, Годуновых, Пильемовых, Пешковых и Вельяминовых писан первым после княжеских родов. Это говорит об очень благосклонном отношении Рюриковичей к потомкам Захарии Чета. Для того чтобы понять, какое место они занимали в то время и каков был их круг общения, обратимся к духовному завещанию окольничьего, воеводы и тысячника Семена Дмитриевича Пешкова-Сабурова, который в 1560 году постригся в монахи Троице-Сергиевой лавры с именем Сергий, перед этим и составив завещание. Кто же упоминается в этом завещании в числе лиц, с которыми Семен Пешков имел какие-то отношения? Это Гаврила Андреевич Тыртов, который в 1543 году был русским послом в Крыму. Брат Петра Ивановича окольничий Федор Иванович — крупный политический деятель и писатель, дипломат.

Он играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства в 1530-е годы, переписывался с митрополитом Даниилом, преподобным Максимом Греком, в своих сочинениях цитировал Овидия и Аристотеля. Благодаря ему мы можем с ней ознакомиться. Напомню, что Захария Чет приехал в Кострому именно из Галицко-Волынской земли, и, как мы видим, его потомки продолжали общаться с земляками спустя 250 лет. Приказчиками по завещанию Семена Пешкова были его родственники: Андреян Микулич Ангелов — келарь Троице-Сергиевой лавры, потомок византийских императоров, и князь Григорий Андреевич Булгаков, известный не только своими государственными делами, но и своими мастерскими, в которых создавались удивительные произведения золотого лицевого шитья. Свою духовную Семен Пешков вместе с князем Булгаковым и келарем Ангеловым отнес лично святому митрополиту Макарию, который ее прочитал и заверил. Это была элита Русского царства.

Что неудивительно: старшая ветвь потомков Захарии Чета уже третье столетие служила Рюриковичам. А в середине столетия выдвинулась на видные позиции и младшая ветвь — Годуновы. Причем выдвинулась очень быстро и целым родовым коллективом. В свою очередь, выдвижение на первый план Годуновых произошло благодаря двоюродному брату будущего царя Бориса Годунова — Дмитрию Ивановичу Годунову родился не позднее 1545 года — умер в 1606 году. Его обычно считают дядей Бориса Федоровича, но это не так — он был именно братом и после ранней смерти родителей Бориса и Ирины стал их опекать. Думается, не случаен тот факт, что свою службу Дмитрий Годунов начал именно при его дворе: напомню, что при переходе имени с одного человека на другого было принято считать, что вместе с именем переходят и права этого человека.

Поэтому раз князь Юрий Васильевич Молодой наследовал права на престол сына Соломонии Сабуровой Юрия Старшего , вполне логично было придать ему в услужение ее родича — Дмитрия Годунова. Нужно отметить еще два знаменательных факта. Брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич был женат на княгине Ульяне Дмитриевне Палецкой местночтимая вологодская святая ; а ее двоюродными братьям были князья Палецкие, которые упоминаются в духовной грамоте Семена Пешкова Сабурова. Связи Рюриковичей и Сабуровых были очень тесными. Во-вторых, после смерти князя Юрия Васильевича многие Годуновы перешли на службу к царевичу Федору Ивановичу — младшему сыну Ивана Грозного. До смерти своего старшего брата Ивана Ивановича он не был наследником престола, и ему был выделен земельный удел.

Если раньше младшим братьям правящего Рюриковича в удел выделялся Углич, то Федору был выделен Суздаль — город, где родился сын Соломонии Сабуровой. Все это говорит о том, что отношение к Сабуровым и возвышение Годуновых непосредственно связывалось царем Иваном Грозным с памятью о первом браке его отца Василия III. Ипатьевский монастырь. Карьера Дмитрия Ивановича Годунова была блестящей: он стал постельничим царя Ивана это одновременно секретарь, охранник, ближний человек царя , затем окольничим и боярином. Двор Дмитрия Ивановича находился в Кремле — напротив Никольских ворот, рядом с подворьем Симонова монастыря. Поражает широта его натуры: он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства.

У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки. Так, Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне… в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк. А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно то, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель.

Сергий Радонежский - Ирина Годунова - 1570-80 гг. К 1560 году стараниями Годуновых вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря — Захария Чет, живший 250 лет назад, и около 40 его потомков, включая сына Александра убит в 1304 г. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы. Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца — это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета. Троицкий собор был взорван в 1649 году — при царе Алексее Михайловиче Романове.

В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре — Суздальском Покровском. В 1756 году, при его внучке — императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей. С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства. На рубеже 70—80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским.

Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Это не единственный пример почитания этой иконы среди потомков Захарии Чета — в этот же храм подавал за упокой самого себя Семен Дмитриевич Пешков Сабуров в завещании было принято писать, где должны поминать завещателя после его смерти. В правление государя Ивана Грозного Дмитрий Годунов был не единственным представителем рода, из мастерских которого выходили прекрасные произведения лицевого шитья. А в 1584 году жена боярина Бориса Годунова положила пелену на гроб преподобного Александра Свирского. Отношения Грозного царя с потомками Захарии Чета складывались очень интересно.

Новости и события Российского исторического общества

Венчание на царство Ивана IV Грозного Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу.
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! / Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547).

Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко) При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл.
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы.
Иван Грозный Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни.
Венчание на царство В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство.

Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение

На Руси состоялось первое венчание на царство 25 января 1547 г. Кроме того, Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии. Официальный титул царя на Руси появился 16 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.

Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Суммарная величина земельных наделов вдовы и сыновей Лукьяна Яковлевича составляла порядка 24 новгородских сох. Соха — очень сложная единица площади. Поэтому, для того чтобы представить себе размеры владения, я нашел на карте те села и деревни Деревской пятины, которые в конце XV — середине XVI века принадлежали Лукьянчиковым: они располагались между современными Малой Вишерой, Любытиным, Боровичами и Крестцами. Так вот, размеры этих владений сравнимы с территорией, которую сейчас занимает Окуловский район современной Новгородской области. Новгородская земля делилась на пять пятин, далее на станы, а станы — на погосты. В более мелких селах, чем погосты, храмы были очень редко. Для их постройки нужно было иметь не только определенный душевный склад, но и немалые средства. Если же храм удавалось построить, то священник был, как правило, приходящий. Если даже священник все-таки был, то свой причт отсутствовал.

Но в селе Подгорье, где жили сначала Захар Лукьянчиков с женой, а потом его дети Сила и Яков со своими семьями и слугами, к середине XVI века ими было построено целых два храма — холодная неотапливаемая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и теплая церковь Живоначальной Троицы. При этом Лукьянчиковы содержали своего священника — Мартиана, церковного дьяка Матвея, проскурницу Соломониду и церковного сторожа Олешу. Как выглядели эти храмы, неизвестно, так как они не сохранились. Но неподалеку — в селе Передки Бежецкой пятины — в 1531 году была выстроена церковь Рождества Богородицы, которая сохранилась и перенесена в Новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы». Можно предположить, что построенные Лукьянчиковым храмы выглядели схожим образом. Но вернемся к потомкам Захарии Чета, вместе с которыми Сила Лукьянчиков был внесен в число 1000 лучших людей Московского царства. Положение во гроб - Агриппины Годуновой 1570-1580-е гг. В 50-е годы XVI века была составлена другая важная книга — «Государев родословец», в который вносились преимущественно княжеские и боярские фамилии с их родословиями. Сама эта книга не сохранилась, но на основе ее в XVII веке была составлена так называемая «Бархатная книга». Так вот, в ней род Сабуровых, Годуновых, Пильемовых, Пешковых и Вельяминовых писан первым после княжеских родов.

Это говорит об очень благосклонном отношении Рюриковичей к потомкам Захарии Чета. Для того чтобы понять, какое место они занимали в то время и каков был их круг общения, обратимся к духовному завещанию окольничьего, воеводы и тысячника Семена Дмитриевича Пешкова-Сабурова, который в 1560 году постригся в монахи Троице-Сергиевой лавры с именем Сергий, перед этим и составив завещание. Кто же упоминается в этом завещании в числе лиц, с которыми Семен Пешков имел какие-то отношения? Это Гаврила Андреевич Тыртов, который в 1543 году был русским послом в Крыму. Брат Петра Ивановича окольничий Федор Иванович — крупный политический деятель и писатель, дипломат. Он играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства в 1530-е годы, переписывался с митрополитом Даниилом, преподобным Максимом Греком, в своих сочинениях цитировал Овидия и Аристотеля. Благодаря ему мы можем с ней ознакомиться. Напомню, что Захария Чет приехал в Кострому именно из Галицко-Волынской земли, и, как мы видим, его потомки продолжали общаться с земляками спустя 250 лет. Приказчиками по завещанию Семена Пешкова были его родственники: Андреян Микулич Ангелов — келарь Троице-Сергиевой лавры, потомок византийских императоров, и князь Григорий Андреевич Булгаков, известный не только своими государственными делами, но и своими мастерскими, в которых создавались удивительные произведения золотого лицевого шитья. Свою духовную Семен Пешков вместе с князем Булгаковым и келарем Ангеловым отнес лично святому митрополиту Макарию, который ее прочитал и заверил.

Это была элита Русского царства. Что неудивительно: старшая ветвь потомков Захарии Чета уже третье столетие служила Рюриковичам. А в середине столетия выдвинулась на видные позиции и младшая ветвь — Годуновы. Причем выдвинулась очень быстро и целым родовым коллективом. В свою очередь, выдвижение на первый план Годуновых произошло благодаря двоюродному брату будущего царя Бориса Годунова — Дмитрию Ивановичу Годунову родился не позднее 1545 года — умер в 1606 году. Его обычно считают дядей Бориса Федоровича, но это не так — он был именно братом и после ранней смерти родителей Бориса и Ирины стал их опекать. Думается, не случаен тот факт, что свою службу Дмитрий Годунов начал именно при его дворе: напомню, что при переходе имени с одного человека на другого было принято считать, что вместе с именем переходят и права этого человека. Поэтому раз князь Юрий Васильевич Молодой наследовал права на престол сына Соломонии Сабуровой Юрия Старшего , вполне логично было придать ему в услужение ее родича — Дмитрия Годунова. Нужно отметить еще два знаменательных факта. Брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич был женат на княгине Ульяне Дмитриевне Палецкой местночтимая вологодская святая ; а ее двоюродными братьям были князья Палецкие, которые упоминаются в духовной грамоте Семена Пешкова Сабурова.

Связи Рюриковичей и Сабуровых были очень тесными. Во-вторых, после смерти князя Юрия Васильевича многие Годуновы перешли на службу к царевичу Федору Ивановичу — младшему сыну Ивана Грозного. До смерти своего старшего брата Ивана Ивановича он не был наследником престола, и ему был выделен земельный удел. Если раньше младшим братьям правящего Рюриковича в удел выделялся Углич, то Федору был выделен Суздаль — город, где родился сын Соломонии Сабуровой. Все это говорит о том, что отношение к Сабуровым и возвышение Годуновых непосредственно связывалось царем Иваном Грозным с памятью о первом браке его отца Василия III. Ипатьевский монастырь. Карьера Дмитрия Ивановича Годунова была блестящей: он стал постельничим царя Ивана это одновременно секретарь, охранник, ближний человек царя , затем окольничим и боярином. Двор Дмитрия Ивановича находился в Кремле — напротив Никольских ворот, рядом с подворьем Симонова монастыря. Поражает широта его натуры: он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства. У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки.

Так, Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне… в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк. А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно то, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель. Сергий Радонежский - Ирина Годунова - 1570-80 гг. К 1560 году стараниями Годуновых вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря — Захария Чет, живший 250 лет назад, и около 40 его потомков, включая сына Александра убит в 1304 г. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы. Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца — это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета.

Троицкий собор был взорван в 1649 году — при царе Алексее Михайловиче Романове. В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре — Суздальском Покровском. В 1756 году, при его внучке — императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей. С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства. На рубеже 70—80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским. Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери.

Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году.

Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще.

Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула

Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. Венчание на царство.

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

Однако усилия опричников не решили существовавшие в стране проблемы. Провалились попытки создать союз с европейскими державами, центральная часть России сильно пострадала во время похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея. На этом фоне Иван Васильевич начал постепенно ликвидировать опричнину. Победа над крымско-турецким войском в битве при Молодях в 1572 году, по словам Сергея Перевезенцева, на долгие годы ослабила Крымское ханство и обезопасила южные границы России. В то же самое время Ливонская война, в которой Россия теперь вынуждена была противодействовать польско-литовско-шведской коалиции, с конца 1570-х годов стала складываться для Москвы неудачно. В начале 1580-х годов Россия утратила не только недавно приобретённые, но и свои исторические земли в Прибалтике. В 1581 году умер сын Ивана Васильевича — царевич Иван Иванович. По одной из версий, смертельное ранение во время ссоры ему нанёс отец.

Однако часть специалистов считают эту версию не соответствующей действительности. В последние годы правления Ивана Васильевича страну охватил тяжёлый экономический кризис, связанный, в частности, с последствиями Ливонской войны. По мнению части историков, он был отравлен представителями знати. Он был искренне убеждён, что его неограниченная власть является благом», — заметил в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин. За время правления Ивана Грозного территория России выросла почти в два раза — с 2,8 млн кв. Преуспел он не только в военно-политической сфере. При нём на Руси начало развиваться книгопечатание.

По словам Сергея Перевезенцева, данные об особой жестокости царя перешли в российскую историографию из западных источников, их не всегда можно считать полностью достоверными. Если рассматривать фигуру царя в существовавшем историческом контексте, то его нельзя назвать абсолютным тираном. И объективно он добился ряда успехов. Наверное, важнейший среди них — укрепление государственного единства», — резюмировал Сергей Перевезенцев. Ошибка в тексте?

Между тем действительность не соответствовала этим представлениям.

Царя не могло радовать усиление выборных начал в гос. Имело значение и то, что преобразования способствовали росту влияния и престижа того главного органа власти, к-рый их проводил,- Боярской думы. Следуя практике местничества, царь мог вводить в состав думы только членов наиболее знатных княжеских и боярских родов. Это собрание представителей верхушки дворянского сословия неоднократно принимало решения, не соответствовавшие желаниям монарха, и настаивало на них. Так, на рубеже 1554 и 1555 гг. Анастасии Романовны.

Позднее царь с возмущением писал, что кн. Лобанова-Ростовского, уличенного в попытке отъезда в Литву, дума приговорила только к ссылке на Белоозеро. Александровская слобода. Гравюра И. Ульфельда «Путешествие в Россию». Итоги реформ вызывали у царя все большее неудовлетворение.

Инициаторы преобразований свящ. Сильвестр и Адашев в 1560 г. К нач. Его ближайшими советниками стали принадлежавшие к этой среде А. Басманов и В. Первое послание И.

Курбскому в идейном смысле подготовило почву для этого поступка. Некогда близкий к царю, назначенный им наместником Ливонии кн. Курбский в 1564 г. В ответе, отвергая обвинение, царь обличал беззакония бояр в годы «боярского правления» и в свою очередь обвинял их в том, что они неохотно ходили в походы и плохо выполняли его приказы. Одновременно он обосновывал свое право на неограниченную власть и беспрекословное повиновение подданных. Царь доказывал в послании, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели.

В дек. Он отправился в путь в сопровождении большой вооруженной свиты, взяв с собой всю казну. Из Александровой слободы он прислал в Москву грамоты. Он объявлял, что отрекается от царства, т. Слова царя были подкреплены многочисленным войском, находившимся в Александровой слободе. Обеспокоенные печальной перспективой междуцарствия посадские люди Москвы заявили о готовности «потребить» царских «лиходеев» и изменников.

Растерявшиеся советники были вынуждены поехать в Александрову слободу и просить царя вернуться на царство и править так, как он считал нужным. В стране установился новый политический порядок. За царем было признано право наказывать «непослушников» вплоть до смертной казни и конфискации имущества по своему единоличному решению, не считаясь с мнением Боярской думы. Епископы не могли больше «печаловаться» за опальных. Страна была разделена на 2 части: личное владение царя, получившее название опричнины, и остальную территорию, прозванную земщиной. Для организации жизни в царском уделе «на подъем» на земщину была наложена контрибуция 100 тыс.

В опричнине создавались свои органы управления, двор, войско. Раздел страны сопровождался делением на 2 части и дворянского сословия. На территории опричнины могли находиться только бояре и дети боярские, к-рых царь удостоил своим доверием и принял в опричный двор. Отбор производился на смотрах, где приближенные царя тщательно изучали родственные связи кандидатов. Люди, не удостоенные доверия, должны были покинуть территорию царского удела. Их земли отбирались, вместо этого им предлагалась компенсация в земщине.

Жившие в уделе дети боярские назывались опричниками и должны были отличаться от земских детей боярских даже внешним видом. Опричники ходили в черной одежде, к сбруе их коней прикреплялись песьи головы, к седлам были приторочены метлы в знак того, что опричники должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Контакты между опричниками и земскими были ограничены: они не должны были разговаривать друг с другом, опричник не мог посещать родителей, живущих в земщине. Опричники были наделены особыми правами и привилегиями. Судьям предписывалось решать все дела в пользу опричников. Опричное войско должно было стать опорой царя в борьбе за утверждение в стране его неограниченной власти.

Верхушка опричного двора ок. Этот уклад подразумевал присутствие на многочисленных богослужениях, чтение текстов из Миней за трапезой. Жизнь опричников протекала под постоянным надзором главы братства - царя-игумена. Так И. Членам братства царь поручал казни изменников. Террор стал характерной чертой опричного режима с начала его существования.

Царь активно пользовался своим правом казнить изменников и конфисковывать их имущество. Первые казни прошли сразу по возвращении И. Опричный террор имел особенности. Уже в 1-м послании Курбскому царь четко выразил свое убеждение, что все, кто препятствуют ему в выполнении его миссии, являются врагами не только власти, но и веры, «отступниками», которые заслуживают самых суровых наказаний. Таких людей, по мнению И. Трупы их не разрешалось хоронить, по ним запрещалось давать заупокойные вклады.

Главным объектом репрессий стали княжеские роды потомков Рюрика, занимавшие высшее место в древнерусской социальной иерархии. Так, еще до начала опричнины И. Сразу после учреждения опричнины был казнен наиболее выдающийся из суздальских князей - А. Горбатый-Шуйский, Суздаль вошел в опричнину. В 1565 г. Поволжья ростовских, ярославских и стародубских князей, а их вотчины стали «отписывать» на государя.

Гравюра Н. РГБ В 1566 г. Царь согласился возвести на митрополичью кафедру после смерти митр. Афанасия игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря св. Филиппа Колычева , хотя тот добивался отмены опричнины.

Была возвращена часть владений кн. В кон. Большая группа детей боярских использовала созыв Собора, чтобы подать царю коллективную челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были сурово наказаны, и царь вернулся к прежней политике. В янв. Осенью 1567 г.

Отряды опричников ездили по стране, уничтожая принадлежавшее «изменникам» имущество. Апогеем репрессий стал разгром в нач. Новгорода, жителей которого обвинили в том, что они хотели перейти под власть вел. Литовского и польск. Сигизмунда II Августа. Были казнены многие сотни людей, их дома разрушали, имущество уничтожали или конфисковывали, были разграблены церкви и монастыри.

В июле 1570 г. Политика массового террора негативно сказалась на способности страны к активной внешней деятельности. Когда в 1561 г. Ливонский орден заключил с Сигизмундом II договор о присоединении Ливонии к Великому княжеству Литовскому, в Москве приняли решение сосредоточить все силы на борьбе с этим гос-вом. С Данией и со Швецией были заключены соглашения, по к-рым за этими странами фактически признавались занятые ими части Ливонии, а И. В февр.

Тем самым был перерезан значимый торговый путь из этого гос-ва в Ригу. Однако в 1564 г. Война затягивалась, не принося успеха ни одной из сторон. В 1570 г. Ход войны показал, что, не обладая флотом, Русское гос-во вряд ли сможет подчинить своей власти главные порты Прибалтики - Ригу и Ревель Таллин. В данных условиях возник план добиться этой цели мирным путем - созданием в Ливонии вассального, зависимого от России Ливонского королевства.

Во главе этого политического образования должен был стать брат датского кор. Фредерика II Магнус. В июне 1570 г. Магнус прибыл в Москву, принял вассальную присягу и обручился с племянницей И. Особой жалованной грамотой Ливонскому королевству была предоставлена широкая автономия, обязанности Магнуса по отношению к царю ограничивались посылкой небольшого отряда для участия в военных действиях. Жителям ливонских городов, если они подчинятся Магнусу, И.

Предполагалось, что королевство образуется в основном за счет присоединения тех земель в Прибалтике, на к-рые распространялась шведская власть. Расчеты эти оправдались лишь отчасти. Многие ливонские дворяне стали служить Магнусу, но горожане Ревеля отказались ему подчиниться. В авг. Магнус вместе с русским войском осадил Ревель. Однако датский король не только не прислал флота, но и заключил в дек.

Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г. Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. Ухудшилось положение на Сев. Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан. Возобновились набеги крымских татар на юж. В 1571 г.

На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань. Его действия поддерживала Османская империя. В 1572 г. Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг. В условиях многолетней войны, шедшей на неск. Бедствия усугубили голодные годы 1569-1571 , разразившаяся в 1571 г.

В нач. Предписание И. Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения. Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене. Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов.

Во время набега татар в 1571 г. Осенью 1572 г. Портрет неизвестного художника. Музей-заповедник «Александровская Слобода» Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш.

Во главе др. Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных. На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой.

Такое разделение страны сохранялось до смерти И. В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов.

Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И. По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху. В 1572-1576 гг. К 1577 г.

Под русскую власть перешли такие города на балтийском побережье, как Гапсаль Хаапсалу и Пернов Пярну. В 1576 г. В 1577 г. Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. Двины, кроме Ревеля и Риги.

Ссылаясь на достигнутые успехи, И. Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся. К 1578 г. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах. Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон.

По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач. Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу. В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер. Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг.

Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение.

Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. Затем шведы заняли лежавшие на др. Наровы новгородские пригороды. Гравюра с рис. XIX в. РГБИ 15 янв.

Речь Посполита вернула занятые польско-литов. Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. Уже осенью 1582 г. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус.

По-видимому, И. В 1582-1583 гг. По монастырям рассылались списки таких людей, содержавшие многие сотни имен. Перед смертью И. Боусом, рассчитывая заключить союз с Англией против Батория, чтобы вернуть под свою власть Полоцк и «Лифлянскую землю по Двину». Очевидно, царь был намерен со временем возобновить Ливонскую войну.

В последние годы правления И. Пользуясь ослаблением Русского государства в годы Ливонской войны, сибирский хан Кучум перестал платить дань и стал предпринимать набеги на пограничные русские земли. Страдавшие от набегов солепромышленники Строгановы наняли в нач. Ермак разбил войско Кучума и захватил его столицу, подчиненное хану население признало власть Ермака и стало выплачивать ему дань. Летом 1583 г. Казакам было послано жалованье деньги, сукно , атаманам - золотые.

Так было положено начало вхождению Сибири в состав Русского гос-ва. Значение деятельности И. Верхушка дворянства - родовая знать - превратилась в знать служилую, землевладение бояр и детей боярских складывалось теперь гл. Верхи городского сословия - гости, члены гостиной и суконной сотен - должны были нести различные службы для пополнения гос. Выборные земские органы на местах к концу правления И. Особое место среди них занимают ответы царя на вопросы чеш.

Рокиты , приезжавшего в Москву с польско-литов. В ответах ярко проявилось отрицательное отношение И. В 1-м послании Курбскому 1564 нашли отражение представления царя о характере и природе его власти, о желательном типе отношений между монархом и подданными, его знания древнерусского и визант. В послании кн. Александру Полубенскому 1577 И. В письмах английской кор.

Елизавете I и швед. Юхану III см. Иоанн III отразилось присущее И. В послании братии Кириллова Белозерского монастыря 1573 царь писал о том, каким должен быть распорядок жизни в общежительной обители. Михаила Всеволодовича Черниговского. Царь покровительствовал мастерам хорового пения, некоторые из них работали по его заказу в Александровой слободе.

По повелению царя было создано многотомное иллюстрированное изложение всемирной и древнерус. С 1547 г. Оно проявилось уже при решении вопроса о царском венчании И. Когда после пожара в 1547 г. Макарий нашел приют в московском Новинском монастыре, туда для обсуждения разных вопросов приезжал И. В попытках найти выход из охватившего страну внутриполитического кризиса царь и его советники искали поддержки у архиереев, к-рые выступали посредниками в контактах между сторонами и гарантами достигнутых договоренностей.

На созванном в февр. Соборе примирения царь и бояре каялись перед иерархами в своих винах, по «прошению» митрополита и епископов царь простил боярам их проступки, а затем и «кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех» Емченко. На этом Соборе иерархи дали благословение на составление нового Судебника. В 1551 г. Судебник вместе с некими «уставными грамотами» был представлен на рассмотрение церковного Собора. В 1550 г.

Макарий с освященным Собором, и здесь при участии духовенства по прочтении адресованного войску поучения митрополита было принято решение, что воины в походе должны нести службу «без мест».

Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу.

В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг.

В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г.

Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г.

Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий.

Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. РСТВО — торжественный обряд принятия русским монархом власти. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».

Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича.

Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547). 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство.

Венчание на царство Ивана Грозного

  • Как короновали русских царей? - Узнай Россию
  • Читайте также
  • Политика Ивана Грозного
  • Иван Грозный — Википедия
  • Как короновали русских царей?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий