Новый закон избавит животноводов от несправедливых штрафов, даст право выбора, что делать с навозом и пометом, будет стимулировать аграриев к применению передовых технологий при переработке этих веществ в органические удобрения. Кроме того, новый «закон о навозе», как выяснила «СП», необходим России и по ряду других причин. 3 мая вступает в силу Федеральный закон (от 22.04.2024 № 86-ФЗ), который вносит изменения в КоАП РФ и предусматривает ответственность в ввиде штрафа за нарушения при обращении с ППЖ. Максим Синельников: Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц.
Путин взялся за дачников: за навоз на вашем участке будут серьезно штрафовать, закон подписан
Несмотря на важность данного законопроекта, сама идея закона о навозе россиянам показалась забавной. В случае, если животновод решил, что навоз и помет – это побочные продукты животноводства, он в соответствии с законом уведомляет Россельхознадзор о принятом решении. Документ защищает аграриев, использующих навоз и помет в качестве удобрений для растениеводства, от риска быть оштрафованными за нанесение вреда окружающей среде. 22 апреля Владимир Путин подписал закон, который вводит ответственность за нарушение правил обращения с навозом и птичьим пометом. Президент России Владимир Путин утвердил закон, который вводит штрафы в размере до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства, в том числе навозом, в том случае, если это привело к возникновению эпидемии.
Что еще почитать
- Полезно в малом количестве
- Эксперт разъяснил, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства
- Сообщить об опечатке
- Госдума приняла закон о создании государственной информационной системы «Навоз»
- Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом: Госэкономика: Экономика:
Навоз и помет - теперь не отходы
Если же неправильное обращение с навозом и пометом навредило здоровью людей или природе, а также повлекло эпидемию или эпизоотию, санкции ужесточаются до 50—60, 80—90 и 500—600 тысяч рублей. -Из закона следует, что свежий навоз или подстилку на почву вносить нельзя, как запрещено и их вывоз на поля. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, вводящий штрафы до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства, включая навоз, в случае возникновения эпидемии. В Совфеде планируют разработать законопроект о навозе, сообщил глава комитета Совфеда по бюджету и финрынкам. Госдума приняла закон, который позволяет сельхозпроизводителям использовать побочные продукты животноводства (в частности, навоз и помет) в сельскохозяйственном производстве.
Легализация навоза: куда девать отходы с фермы, не нарушая закон
Закон каждый гражданин уже может прочесть на официальном портале правовой информации. Согласно документу, наказуемым будет несоблюдение норм и при хранении, и при транспортировке, и при обработке, и при реализации навоза. Правда, в законе нет ни слова о наказаниях, которые грозят простым гражданам, — санкции будут применимы к должностным лицам, предпринимателям или юридическим лицам. При этом суммы взыскания достаточно существенны.
Предмет настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения побочных продуктов животноводства.
Отношения, связанные с обращением веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных и не используемых в сельскохозяйственном производстве, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения побочных продуктов производства и другими федеральными законами. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обращения побочных продуктов животноводства К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обращения побочных продуктов животноводства относятся: 1 разработка и реализация в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения побочных продуктов животноводства; 2 утверждение требований к обращению побочных продуктов животноводства; 3 утверждение порядка, сроков и формы направления уведомлений об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства; 4 утверждение перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами; 5 иные полномочия в области обращения побочных продуктов животноводства в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 5. Отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства и ведение их учета 1.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов. О принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю надзору в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Порядок и сроки направления уведомлений, указанных в части 2 настоящей статьи , а также их форму устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов. Побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
Опасные отходы: закон о навозе рассорил экологов, депутатов и власти материал от 8 декабря 2021 Единороссы Сергей Лисовский депутат Госдумы и Алексей Майоров глава комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике рассказали NEWS. Это спасёт фермеров от огромных штрафов за отсутствие лицензии на обращение с навозом, уверены парламентарии. Однако в Росприроднадзоре считают инициативу опасной для окружающей среды, того же мнения придерживаются и экологи. Навоз и ныне там В России действуют нормы, согласно которым навоз относится к опасным отходам производства III или IV класса, в зависимости от вида. На деятельность по сбору, перевозке, обработке, утилизации и размещению нужна специальная лицензия, отсутствие которой может грозить аграриям значительными штрафами. По его словам, Росприроднадзор выписывает фермерам штрафы, которые зачастую ставят под угрозу весь бизнес. Он рассказал, что отходы жизнедеятельности свиней и птиц действительно наносят ущерб природе, если в свежем виде попадают в окружающую среду. Поэтому сейчас парламентарии работают совместно с Минсельхозом и Росприроднадзором для поиска компромисса — «сложившуюся ситуацию надо каким-то образом решать». Тракторист Василий, который раньше вывозил коровий навоз на хранение, теперь должен иметь специальную лицензию, каждый год её подтверждать, должна быть специальная техничка, специальный прицеп и так далее.
В Росприроднадзор поступает значительное количество жалоб граждан, связанных с загрязнением окружающей среды отходами животноводства. Они поступают практически ежедневно, — отметили в ведомстве. В сообщении отмечается, что только за 2020 год территориальные органы Росприроднадзора получили больше 400 жалоб на деятельность фермерских хозяйств — они касались негативного влияния на окружающую среду. У Лисовского такая позиция вызывает удивление. У них есть чем заняться. У нас реально опасные производства, даже случай с « Норильским никелем », мы помним, что Росприроднадзор не особо быстро реагировал и ждал реакции президента, чтобы в понятной ситуации применить понятные санкции против нарушителя. А тут они вдруг проявляют такую активность, — объяснил он. По её словам, если законопроект будет принят, фермерам жить станет проще. Она отметила, что удобрение земли навозом — традиционный метод, в котором нет ничего плохого.
Для нашей страны, стремящейся к возвращению сельхозлидерства, это правильная поправка, которая позволит более смело идти новым людям в фермерство. Чем меньше ограничений для маленьких фермеров, препон, тем будет больше людей, которые будут хотеть заниматься этим и так сложным делом, — уверена она. Битва лоббистов Сейчас навоз перерабатывают при помощи специальной методики: его длительное время хранят в котловане из водонепроницаемого материала — лагуне. Это обеззараживает навоз, что позволяет в дальнейшем использовать его в качестве удобрения. Согласно позиции Минприроды, деятельность по обеззараживанию навоза, как и дальнейшее использование его в качестве удобрения, не требуют наличия лицензии на работу с опасными отходами. Лисовский называет технологию обеззараживания в лагунах современным методом, который при хранении дольше полугода делает получающееся удобрение более эффективным. При этом метод позволяет сократить негативные эффекты для живущих вокруг хозяйства людей — при использовании обычного навоза они могут страдать от неприятного запаха, а обеззараженная масса его не издаёт.
Так, те должностные лица, кто нарушит установленные нормы, заплатят за подобное нарушение до 40 тыс. ИП грозит штраф в размере до 60 тыс. Повторное нарушение будет стоить дороже: для должностных лиц 50 тыс. Серьезнее будут наказывать в том случае, если нарушение требований приведет к эпидемии или причинению вреда людям или природе.
Легализация навоза: куда девать отходы с фермы, не нарушая закон
Главная «миссия» нового закона – разрешить вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Комитет по бюджету Совета Федерации РФ займется разработкой закона, который будет регулировать обращение навоза в стране, пишет РИА Новости со ссылкой на пресс-службу комитета. Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 600 тыс; руб; за неправильное обращение с навозом, если это привело к возникновению эпидемии. Максим Синельников: Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц. Несмотря на важность данного законопроекта, сама идея закона о навозе россиянам показалась забавной.
Разъяснение к закону о навозе
Как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства Комментируя новый закон о побочных продуктах животноводства, Максим Синельников, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации, член Общественного совета при Россельхознадзоре расставил акценты на основных моментах, на которые стоит обратить внимание. Так, требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Также эксперт уточнил, что законодательство допускает несколько статусов в отношении навоза и помета. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, поэтому можно работать по нему. Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как дополнил эксперт, правоприменительная практика показала, что есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву, — пояснил эксперт.
Требования к местам хранения ППЖ установлены подзаконными актами, согласно которым площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Важно защитить окружающую среду, водоемы от попадания в них загрязняющих веществ. За неправильное обращение с навозом фермерам будет грозить штраф 16 февраля 2023 года Госдума принял а в первом чтении законопроект, предусматривающий для юридических лиц максимальные штрафы до 450 тыс. Как сказано в документе, несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 тыс. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней.
Право собственности на побочные продукты животноводства 1. Право собственности на побочные продукты животноводства возникает у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств без образования юридического лица, осуществляющих содержание сельскохозяйственных животных. В случаях, не установленных частью 1 настоящей статьи, право собственности на побочные продукты животноводства возникает в соответствии с гражданским законодательством. Статья 7. Требования к обращению побочных продуктов животноводства 1. Обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, устанавливаемыми в соответствии с частью 6 настоящей статьи, ветеринарными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды. При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов. Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках. Специализированные площадки не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским фермерским хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. Требования к обращению побочных продуктов животноводства устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 8.
ИП грозит штраф в размере до 60 тыс. Повторное нарушение будет стоить дороже: для должностных лиц 50 тыс. Серьезнее будут наказывать в том случае, если нарушение требований приведет к эпидемии или причинению вреда людям или природе. В этом случае должностным лицам придется заплатить до 60 тыс.
Все-таки отходы — это обоюдоострый продукт. Они могут быть удобрением, а могут быть ядом, который убивает все живое при чрезмерном применении», — сказал Биль. На основании новых норм животноводы смогут самостоятельно выбрать, к чему отнести навоз, помет и стоки при выращивании скота и птицы, а также подстилку: к отходам или возможному удобрению. Животноводы обязаны складировать побочные продукты в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и санэпиднорм. Если требования по обращению с ППЖ нарушаются, их признают отходами. В пресс-службе Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям сообщили, что за март—апрель от сельхозпроизводителей поступило 400 уведомлений. Риски и последствия В Новосибирской области действует 585 сельхозпредприятий, в том числе 215 сельхозорганизаций и 370 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Каждый год в регионе навоз образовывается в объеме 4,1 млн тонн. При этом на долю сельхозпредприятий приходится 3,6 млн тонн, остальное — на крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей. Так, отходы должны выдерживаться в соответствии с утвержденными на предприятии техническими условиями; на предприятии должны быть отделены хозяйственно-бытовые стоки, а также созданы площадки для компостирования твердых фракций навоза. Помимо бетона, хранилища для навоза можно делать из герметично сваренных пленочных материалов. Также площадка для хранения отходов может иметь глиняную подушку толщиной не менее 20 см.