Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году. 20 лет назад, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, весь мир потряс марш-бросок русских десантников из состава миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине на Приштину. Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. Картина снята по мотивам реальной истории – захвата аэропорта Приштины в ходе военных действий в бывшей Югославии в 1999 году.
Приштинский бросок: украденная победа России
Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели. Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск.
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины
Солдаты и офицеры быстро собрали свои вещи. Многим из них в Косово понравилось и улетать домой они не хотят. Под открытым небом десантники устроили прощальный концерт. Западные журналисты расстроились, что российское командование не предусмотрело по такому случаю праздничный стол и водку.
Цель заключалась в обеспечении единого командования НАТО для нескольких национальных контингентов. Инцидент Ранним утром 11 июня 1999 г. Колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, двинулась в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских парашютистов для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения.
Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант.
Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону.
По словам президента, согласовывать этот вопрос с министром обороны и другими должностными лицами Квашнин не хотел, но советовался и разговаривал по этому вопросу с секретарем Совета безопасности. Российскую группу возглавлял майор Юнус-Бек Евкуров. Задание о взятии под контроль аэропорта он получил еще в мае. Всего в его команду вошли 18 бойцов спецназа ГРУ. На территорию Косова они проникли тайно, после занятия аэропорта они удерживали его до прибытия основных сил российского контингента.
Тогда, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, российские десантники совершили марш-бросок из Боснии и Герцеговины в Косово и Метохию, взяли под контроль аэропорт «Слатина» ныне Международный аэропорт Приштины , куда должны были высадиться войска НАТО. Путин вспомнил, как принимал участие в принятии решения об этой операции и поддержал ее. При этом глава государства поделился подробностями. Как оно принималось, могу сказать. Я был тогда секретарем Совета безопасности.
Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины Википедия Читать 360 в В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. Это была единственная воздушная гавань, которая могла принимать военные самолеты. С конца мая его удерживала группа из 18 бойцов спецназа. Президент России Владимир Путин рассказал, как принималось это решение для взятия аэропорта. Реклама «Я был тогда секретарем Совета безопасности.
Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу за Приштиной колонна въехала в Косово Поле , где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки. В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону , организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня. К этому моменту последние силы сербской армии бомбардировщики и танки покидали аэропорт и ушли через 20 минут [10]. В пять часов утра 5-я пехотная бригада Великобритании начала десантную операцию в Косове, стремясь получить под контроль ущелье Качаник, чтобы 4-я бронетанковая бригада Великобритании смогла быстро занять Приштину. Передовой группой полка Life Guards Дворцовой кавалерии при занятии города командовал британский капитан Джеймс Блант. Так, начали свои действия и другие подразделения НАТО — совсем скоро норвежские войска специального назначения FSK ru en под прикрытием британского 22-й полка SAS вошли в Приштину , однако к этому времени войска РФ уже смогли занять аэропорт. Норвежские силы первыми установили контакт с войсками ВДВ и передали сообщение об этом Джексону [11].
Переброска десантников из Пскова, Рязани и Иванова Морской маршрут. Переброска десантников и техники из Тулы Последующие события[ править править код ] Уже вечером Майк Джексон вылетел на вертолёте в Приштину для проведения пресс-конференции и переговоров с Виктором Заварзиным. Первая встреча прошла довольно тепло — командующие вместе выпили фляжку с виски, однако Джексона беспокоила возможность переброски дополнительных сил ВДВ через контролируемое воздушное пространство НАТО, что могло ухудшить кризис. Россия же к этому времени привела в боевую готовность авиабазы в Пскове , Иванове и Рязани , а также дислоцируемые вблизи батальоны ВДВ. Опасаясь, что авиация РФ уже направляется к аэропорту, Кларк планировал операцию по блокированию ВПП для недопущения переброски войск, однако силы США отказались от выполнения подобного приказа — погодные условия делали невозможным подобные манёвры [4]. К утру следующего дня Кларк вернулся в штаб-квартиру в Скопье, где прибывший со встречи Джексон указал на то, что переброска подкрепления по воздуху ВДВ РФ маловероятна, и что в свете того, насколько важна была поддержка России для достижения мира, противодействовать им считалось контрпродуктивно. Кларк отказался принимать данную точку зрения и продолжал требовать заблокировать ВПП аэропорта, утверждая что его, якобы, поддерживает генеральный секретарь НАТО [4].
Заварзин отказался выполнять приказ, сославшись на то, что распоряжение о захвате аэродрома отдано верховным главнокомандующим Б. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину. Помещения аэропорта и взлетно-посадочная полоса были полностью взяты под контроль к 7 утра того же дня.
Сказать, что решительные действия российских военных оказались полной неожиданностью для всех, значит не сказать ничего. Причем как для стран НАТО, привыкших за десятилетие не принимать Россию всерьез и полностью игнорировавших ее в международной политике, так и для жителей России, узнавших об этой операции утром из новостей. Оказалось у нас есть еще армия, способная защищать национальные интересы. Со стороны въезда в аэропорт показалась колонна английских армейских джипов, со стороны летного поля появились английские танки. Обе колонны встали перед наспех организованными за ночь российским блок-постами, пока не предпринимая никаких активных действий. Днем в небе появились английские вертолеты, попытавшиеся осуществить посадку на взлетном поле. Попытки были пресечены - как только какой-либо вертолет пытался сесть, к месту посадки устремлялся российский БТР, препятствуя осуществлению посадки. Тогда командующий передовыми частями британских сил генерал Майкл Джексон забавно! К генералу вышел командир блок-поста старший лейтенант Николай Яцыков и попросил прекратить провокации, сообщив, что в противном случае он лично расстреляет генерала, а затем отдаст команду открыть огонь на поражение по английской технике. Такое заявление резко охладило пыл представителя Британии.
Противостояние вошло в фазу ожидания. Аэродром, занятый русскими, был полностью окружен английскими войсками. В дело вступили политики. Стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово. Аэропорт остался под контролем России, но НАТО было позволено воспользоваться им для переброски войск. Перебросила своих миротворцев в Косово и Россия. Частично военно-транспортными самолетами, частично морем через Македонию.
Взрывы раздавались до четырех часов утра. В ту ночь били, главным образом, по объектам ПВО. Впервые после окончания Второй мировой войны в европейских городах была объявлена воздушная тревога.
В последующие дни американцы активно атаковали гражданские объекты, откровенно запугивая население Югославии. Горели после взрывов спальные районы, школы, детские сады, нефтеперерабатывающие предприятия... Главной целью натовской авиации стали сербские территории и поселения в Боснии и Косово. Так они намеревались окончательно решить «сербский вопрос» в этих осколках некогда процветавшей многонациональной Югославии. Взлет американского истребителя-бомбардировщика F-15 с авиабазы Авиано. Еще большим цинизмом веяло от кодового названия военно-воздушной операции — «Милосердный ангел». Имелось и другое наименование агрессии — «Союзная сила». Американцы не упускали случая, чтобы лишний раз подчеркнуть, что действуют не в одиночку, а стоят на стороне всемирных «сил добра». Правда, взлетали американские самолеты в основном с итальянских аэродромов. В операции принимали участие военные из 14 стран — членов Североатлантического блока.
В бомбежках задействовали больше тысячи самолетов, в основном американских. Вашингтон не экономил на той войне, стремясь показать всему миру свое военное превосходство. Станет ли он новым этапом в развитии боевой авиации и насколько его появление изменит противостояние ядерных держав Можно долго перечислять международные соглашения, которые нарушили натовцы, превратив напряженность в Югославии в кровопролитный конфликт. Разумеется, американцы не получили на эту акцию одобрения Совета Безопасности ООН, который по инициативе России не раз собирался на заседания по югославскому вопросу. Международное право затрещало по швам. Работа противовоздушной обороны над белградским храмом Св. Накануне прозвучали требования к натовцам хотя бы на несколько праздничных дней прервать авианалеты. Но президент Клинтон заявил, что прекращение бомбардировок во время Пасхи «не послужит величию этого момента». В те дни агрессоры помещали на бомбах надписи на сербском и английском: «Вы всё еще хотите быть сербами? В ночь на 8 мая американский бомбардировщик нанес очередной удар по Белграду.
По версии США, его целью было Югославское бюро военных закупок. Но удар пришелся на китайское посольство. Большинство сотрудников миссии находились в бомбоубежище, но три человека погибли, а двадцать — получили ранения. Китайский вице-президент Ху Цзиньтао, выступив по национальному телевидению, назвал атаку «варварской и преступной».
Как наш десант щелкнул по носу США
Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово. После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы. Рассказываем об уникальной приштинской операции русского десанта в 1999 году и отвечаем на популярные вопросы. Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. 24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.
Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году
Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны | Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году. |
25 лет назад авиация НАТО начала бомбардировки Югославии | Операция готовилась еще с мая, когда майор Юнус-бек Евкуров с группой из 18 военнослужащих ГРУ ГШ скрытно выдвинулся в направлении аэропорта (подробности этой части операции до сих пор засекречены). |
Марш-бросок на Приштину
И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.
СОДЕРЖАНИЕ
- Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
- Читайте также:
- Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport
- Инцидент в аэропорту Приштины
Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году
Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств. В ночь на 12 июня 1999 года российский батальон ВДВ в составе миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине преодолел более 600 км, чтобы захватить аэропорт Слатина в Приштине, опередив вооруженные силы НАТО на считаные часы. 20 лет назад российские военные провели операцию, известную как марш-бросок на Приштину.
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году. 12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова, совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом "Слатина" в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей.
Бросок десантников на Приштину
Приштинский бросок в воспоминаниях очевидцев! - ПУЛЬС СЕРБИИ | Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999. |
10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники | Именно в июне 1999 года российские вооруженные силы осуществили операцию, в результате которой они захватили аэропорт "Слатина" в Косово, где находится главный военный аэродром под Приштиной. |
Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта | В июне 1999 года эта весть взбудоражила мир – русский десант прямо перед носом натовского авангарда захватил аэропорт Слатина – ключевой объект в Косово. |
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999 | 10 июня 1999 года завершилась военная операция НАТО, в ходе которой по Союзной Республике Югославии наносились массированные ракетно-бомбовые удары. |
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО | Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». |
Написать комментарий
- Ретро-хроника. 11 - 14 июня 1999 г (Елена Старцева) / Проза.ру
- Последнее интервью генерала Бармянцева, участвовавшего в уникальной войсковой операции
- Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport
- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года
В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года
- СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- Путин оценил действия российских военных в аэропорту Приштины в 1999 году - 24.03.2024, ПРАЙМ
- Приштинский бросок: украденная победа России — Десантура.ру
Бросок десантников на Приштину
Приштинский бросок: украденная победа России | Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». |
10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники | 10 июня 1999 года НАТО завершило военную операцию в Югославии, после чего приступило к подготовке к вводу 12 июня войск в Косово и Метохию. |
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году | 12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина. |
Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном» | Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась. |