На момент рождения Башмачкина (23 марта) в церковном календаре предлагались странные и смешные варианты имен: Моккия, Сессия, Хоздазат, Трифилий, Варахасий или Дула.
Кратко «Шинель» Н. В. Гоголь
Уникальные детали и особенности привилегий Башмачкина в Севастополе. Башмачкин, известный русский литературный персонаж, имел свой собственный чин в обществе. это образ "маленького человека" в русской литературе. наиболее значим в галерее образов обиженных и угнетенных. Башмачкин не выдерживает удара и умирает, а после смерти становится привидением, преследующим зажиточных петербуржцев и срывающим с них шинели и шубы. загадочная фигура русской истории, чин которого долгое время вызывал споры и разногласия среди историков.
Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем печальной повести "Шинель" Н. В. Гоголя. Титулярный советник, чин 9 класса, на год написания «Шинели» соответствует капитану пехоты, ротмистру кавалерии, капитан-лейтенанту флота. Чин Башмачкина был удостоен этого звания благодаря своему выдающемуся таланту и долголетнему опыту в сфере обувного ремесла. Чин Башмачкина был удостоен этого звания благодаря своему выдающемуся таланту и долголетнему опыту в сфере обувного ремесла. это образ "маленького человека" в русской литературе. С людьми, которые ниже его чином, обращается грубо.
Где служил главный герой повести Шинель?
В правильной, классической притче ведь все это должно быть вынесено за скобки, чтобы читатель самостоятельно сделал нужные выводы. Иллюстрации Максима Корсакова На это можно ответить, что «Шинель» — произведение все-таки более сложное, более многогранное, чем просто притча, и в ней совмещаются как аллегория, так и психологически точное описание человеческой души. Нельзя сказать, что действие «Шинели» происходит in vitra, в стерильных, лабораторных условиях. События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге. Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух!
Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне? Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель. Отход не громкий, не демонстративный, не на идейном уровне, а тихий, бытовой. Такие люди не то чтобы сомневаются в бытии Божием — они просто о Боге не задумываются, их волнуют совсем другие вещи. Красиво бумагу переписать... Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем.
Как действует страсть В «Шинели» есть и соблазнитель — портной Петрович, который тоже ведь важен не сам по себе, не как «типичный представитель своей профессии», а как символ. А символизирует Петрович именно что сатану или, вернее, мелкого беса. Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. Кто-то, возможно, воспримет этого «чорта» просто как фигуру речи. Но художественный прием в том и заключается, что, повторяя раз за разом «фигуру речи», писатель воздействует на сознание читателя, понуждая его вспомнить исходный смысл этого затрепавшегося слова. Кроме того, для нас, современных людей, «черт» не кажется каким-то особым словом, а вот во времена Гоголя это было крепким выражением, на грани неприличия. Можно вспомнить момент из «Мертвых душ»: «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чорта. Чорта помещица испугалась необыкновенно.
Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека. Гоголь подробнейшим образом описывает, как Петрович обольщает Акакия Акакиевича и как поначалу тот сопротивляется: «хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но... Не вспомнил о Боге, не помолился хотя бы мысленно, не перекрестился — и потому его сопротивление быстро было сломлено. А когда оно было сломлено, то у героя началась новая жизнь — «как во сне». Акакий Акакиевич уже не контролирует себя. Это слово здесь важно. Казалось бы, уместнее было написать «противоположную», но Гоголь хотел показать, что герой лишился своей воли и что с ним происходит именно то, о чем предупреждал апостол Павел: ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех Рим 7:15—17. Иллюстрации Максима Корсакова Чем больше мечтает Акакий Акакиевич о новой шинели, тем сильнее меняется его образ жизни.
Мало того, что он теперь жестко экономит каждую копейку — но и прежнее дело перестало приносить ему радость. Раньше он брал со службы бумаги домой и переписывал — теперь перестал это делать и проводил время в праздности. Теперь после обеда он «уж ничего не писал, никаких бумаг, а так... Если раньше он ходил по улицам, ни на что не обращая внимания, то теперь засматривается на витрины. Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь. Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина.
Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен.
Частный пристав Частный пристав — начальник городской полицейской части. Автор просто называет его частным. Этот важный человек выслушал просьбу Башмачкина найти его шинель и стал задавать ему неудобные вопросы: почему Башмачкин возвращался так поздно, не был ли он в непорядочном доме. Этими вопросами, не относящимися к сути дела, частный только смутил Акакия Акакиевича, но ничем ему не помог. Значительное лицо Значительное лицо — очень строгий чиновник, недавно получивший повышение в чине. Автор не указал его должность, упомянул только, что чин значительного лица был генеральский. Этот возгордившийся чиновник с подчинёнными и с просителями разговаривал слишком строго, всячески подчёркивая свою значимость. Он всем старался показать свою власть и свою строгость. Генерал очень строго отчитал Башмачкина, попросившего его походатайствовать, чтобы полицейские отыскали шинель.
Он отругал Акакия Акакиевича за то, что тот не подал просьбу в канцелярию, а пришёл сразу к нему. Генерал в гневе повысил голос и даже топнул ногой. Башмачкин так испугался, что лишился чувств.
В результате Акакий Акакиевич согласился, решил экономить на всем, чтобы выплатить полную стоимость новой шинели — целых восемьдесят рублей. Перестал часто пить чай, реже зажигал свечи по вечерам, по мостовой шагал осторожно, чтобы не истереть подошвы, не носил белье прачке.
Одним словом, ради мечты о новой мягкой шинели на вате и крепкой подкладе, стоило два-три месяца поголодать. Когда скопилась необходимая сумма, он сам с Петровичем ходил по лавкам и выбирал материалы: кошку на воротник, сукно, коленкор на подклад. За свою работу Петрович затребовал двенадцать рублей, а процесс шиться занял две недели. И вот, наконец, наступил самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича. Шинель была готова и он сразу же надел ее в департамент.
Там его все поздравляли и даже говорили, что нужно отпраздновать это событие. Смущенного чиновника спасло только приглашение на чай, поступившее от другого чиновника в отделе, который в тот день был именинником. После торжества Акакий Акакиевич как обычно вернулся домой, пообедал и отправился к одному чиновнику, проживающему в дальнем конце города. Там его шинель тоже всем понравилась, далее был ужин с шампанским. Несмотря на то, что он не хотел оставаться допоздна, его задержали почти до полуночи.
Затем он незаметно удалился. По дороге он был в таком веселом настроении, что даже решил следовать за какой-то дамой. Вскоре улицы стали пустынными и наводящими страх. Вдруг к нему подошли люди с усами, забрали новую шинель и толкнули его в снег. Акакий Акакиевич с криками побежал к будочнику, но тот не пожелал и пальцем пошевелить.
Совершенно расстроенный он вернулся домой. На следующий день он обратился к частному приставу, у которого также не нашел помощи. В департаменте, увидев его в старом «капоте», его пожалели и даже думали сделать складчину, чтобы как-то помочь. В итоге была собрана сущая безделица и ему посоветовали обратиться к одному значительному лицу, который мог поспособствовать поискам шинели. Акакий Акакиевич так и поступил.
Значительное лицо только недавно приступило к своим обязанностям и старалось изо всех сил казаться более значительным. Со строгим лицом он отчитал приятеля, которого знавал раньше, но давно не видел. Акакий Акакиевич так и ушел ни с чем. Не чуя ног, он добрался до дома и свалился с горячкой. Через несколько дней, проведенных в беспамятстве и бреду, он умер.
В департаменте об этом узнали лишь на четвертый день после похорон. Вскоре возле Калинкина моста стало появляться привидение, очень похожее по описаниям на Акакия Акакиевича. Мертвец сдирал с прохожих шинели, не разбирая чина и звания. Полиции никак не удавалось его поймать. В это же время то самое значительное лицо, узнав о смерти приятеля, очень сожалел о случившемся.
Гоголя содержит характеристику героев произведения, носящих этот статус. Гоголя, являющихся чередой размышлений писателя о проблемах чиновничье-бюрократического Петербурга. В последней петербургской повести Н. Он представляет низшую ступень в чиновничьей иерархии Петербурга 19 века. Его обязанности заключаются в том, чтобы переписывать разные документы.
Всегда тихий и беспрекословно выполняющий свою работу чиновник словно живет ею. Он с удовольствием выводит каждую букву, радуется новым поручениям, даже носит документы домой, чтобы в тишине продолжать переносить на бумагу ровные и аккуратные буквы. О повышении он даже и не мечтает, ведь более сложная работа для него утомительна и непосильна. Именно этот человек является олицетворением всех униженных и оскорбленных, именно он вызывает сострадание и сочувствие, которых нет в душах петербургских чиновников. Огонек в его глазах вспыхивает лишь при мысли о новой шинели, ведь старая совсем износилась и прохудилась.
Сначала герой не может решиться на замену старой вещи. Однако вскоре он понимает, что ее отремонтировать невозможно. Воодушевившись мечтой о покупке новой шинели, Башмачкин еще больше ограничивает свой комфорт: он меньше ест, экономит на свечах, на обуви и белье. Его цель — как можно быстрее накопить денег и получить новую шинель. Автор показывает, что в душе самого покорного человека все же живет протест против угнетения и нищеты.
С появлением у Акакия этой шинели сослуживцы словно по-другому взглянули на него. Стоило только Акакию Акакиевичу войти в департамент в новой шинели, он стал предметом обсуждений других чиновников, на него обратили внимание. Сослуживцы даже пригласили его в гости, чего раньше никогда и не было. Да и сам Акакий почувствовал себя более уверенно. Но его счастью быстро пришел конец.
Шинель украли посреди площади на глазах у смотрителя. Однако добиться справедливости Башмачкин не смог. Не имеющий власти человек не имел возможности постоять за себя. Лишившись шинели, он снова лишился уважения. Над ним снова все стали смеяться.
Образ Акакия Акакиевича противопоставлен всем остальным чиновникам, упоминаемым автором в повести. Его сослуживцы постоянно подтрунивали над любящим работу мужчиной и норовили подложить ему и свои бумаги. Они не считали его равным себе. Отношение к работе у них тоже другое: они преследуют цель получить повышение, при этом не проявляют особого усердия при выполнении своих обязанностей. Целый день они занимались лишь разговорами и обсуждением новостей, но только не своей работой.
При этом они считали себя выше Башмачкина, потому что были наглее его. Они являются типичным примером чиновничества 19 века, бездушным и стремящимся к обогащению. Важную роль в произведении играет значительное лицо. В его образе обобщена вся бюрократия Петербурга. Глубоко внутри у него еще теплилось простое человеческое сострадание и человеколюбие.
Однако чин сделал его жестоким тираном, безразличным к судьбам тех, кто стоит ниже его на социальной лестнице. Все хорошее и доброе исчезло в нем под действием бюрократической системы. Осталась лишь оболочка, чин. Именно равнодушие и грубость значительного лица погубили Башмачкина, лишив его последней надежды на справедливость. Автор даже не дает имени этому герою.
Он просто лицо. Что-то неопределенное, среднего рода, похожее на какое-то большое и безобразное чудовище, сметающее на своем пути все, что мешает двигаться к цели. Гоголь показал нам мир петербургских чиновников, находящихся во власти бюрократии. Их жизненные ценности — карьеризм и поклонение чинам. Власть и деньги способны вершить судьбы людей, будь ты нищий работник канцелярии или занимающий высокий пост чиновник.
Каждый из них вынужден жертвовать чем-то во благо этой системы: кто-то шинелью, а кто-то душой. Образ в произведении Значительное лицо не вызывает симпатии, но не вызывает и уважения. Автор ни словом не упоминает о том, как и за какие заслуги удостоился генерал своего звания. Пренебрежение к людям без иной причины, чем их социальный статус или чин, не показывает умного и энергичного руководителя.
Какой чин был у Башмачкина
Н. В. Гоголь. Шинель. Текст произведения | Содержание: [скрыть]. |
Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели. Гоголь «Шинель» - Универ soloBY | В повести рассказывается о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, который решает изменить жизнь, чтобы купить новую шинель. |
Н. В. Гоголь "Шинель": характеристики героев, краткое содержание | Из года в год Башмачкин ведёт тихий, размеренный образ жизни. |
Значение образа шинели в одноименной повести Гоголя
- "Шинель" - Н.В. Гоголь - Литература - Каталог статей - Сайт Банахевич Елены Анатольевны
- Значительное лицо: образ в повести н.в. гоголя “шинель”
- Характеристики героев повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель»
- «Шинель» краткое содержание повести Гоголя за 20 секунд и подробно за 4 минуты
Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. Гоголь «Шинель». Показать текст целиком Основная идея приведённого фрагмента повести Н.
Что ж делать! Что касается до чина ибо у нас прежде всего нужно объявить чин , то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как.
То есть имя ребенка «повторяет» и имя отца, и, как неоднократно отмечалось, имя преподобного Акакия Синайского, оно «удваивается» в отчестве, удваивая также маниакально-гиперболизированное и синекдохически-одностороннее подражание своим омонимическим двойникам. Так выявляется двойной «социально-генетический код» А. Реализация «генетических кодов» состоит в повторении одной и той же ситуации, которую определяет не «чин» чиновник девятого класса не должен бы оставаться простым писцом , а смиренное желание Башмачкина жить в своем блаженном мире переписчика. Здесь, конечно, самым показательным является случай, когда герою предлагают «из готового уже дела... При этом срабатывает тот самый механизм замены личности на «не-личность» Бенвенист 5 , который лишает А. Жизнь остальных чиновников также описана как череда повторов: они застывают как марионетки в своих «иерархических» статусах, со своими постоянными привычками, как правило, механически изо дня в день повторяя одни и те же действия в департаментах, одни и те же развлечения после работы, одни и те же анекдоты и сплетни. Автоматизм как бесплодие, время как дурное повторение, не различающее прошлого, настоящего и будущего, то есть то, что противостоит самому понятию жизни, — составляют, очевидно, смысловое наполнение этих повторов. Но в то же время именно этот автоматизм предохраняет чиновников от какой бы то ни было возможности внутренних конфликтов. В отличие от них А. Бесчисленные повторы пронизывают текст, составляя как бы его фактуру. Показательно частое употребление обстоятельств обычно, по обыкновению, по обычаю, всегда и, на этом фоне, антонимичных им никогда, в первый раз и под. Одним из значимых текстовых повторов является номинация брат по отношению к чиновникам, объединяющая их тем самым в одну семью 6. Этот повтор имеет более сложную семантику и текстовую нагрузку во фрагменте, где описывается воздействие А. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем... Слово брат с его двойной семантикой «наш брат чиновник» и брат с евангельскими коннотациями становится медиатором между удушливым миром чиновничества и миром, где люди наделены состраданием и милосердием. Из других повторов, существенных для смысла и структуры «Шинели», укажем на слово башмак. Оно является основой фамилии героя здесь, кстати, есть отсылка к башмачку, а от него — через балладу Жуковского «Светлана» — еще один семантический ход к теме ритуала, гадания, судьбы 7. Башмак присутствует также в изображении «какой-то красивой женщины, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу, очень недурную» с. И наконец, после ограбления А. Эти эпизоды значимы для линии самого Башмачкина, выступая как ее семиотические метки. Башмак соединяет A. Таким образом мы переходим к главному повтору — двум шинелям Башмачкина. Пока А. Какая же из шинелей соответствует характеру Башмачкина, какая из них отвечает тому, что можно было бы считать его «индивидуальностью»? Правомочность постановки такого вопроса очевидна, поскольку одежда не только определяет внешний облик, но и формирует личность, внутреннее «Я» 9. Новая шинель заметно меняет поведение А. Мечта о ней приводит к тому, что «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? Размышления об этом чуть не навели на него рассеянности. Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки... В новой шинели он становится веселее, довольнее, развязаннее — ведь «новая подруга» метонимически переносит на владельца представление о «таком же чиновнике, как все», и потому для него уже немыслимы слова: «Зачем вы меня обижаете? Принцип зеркальной симметрии. На этом принципе строится последняя часть «Шинели», в которой А. И то, что произошло с ним, происходит и со значительным лицом примерно в той же последовательности 10 : А.
И на него «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира…» Неожиданное упоминание о царях и повелителях мира в соотнесении с событиями «петербургской повести» Пушкина обретает глубокий смысл : царь, повелитель мира лицом к лицу встретился с «маленьким человеком» именно там; но лишь сейчас окончательно выясняется, что и царям, и их подданным бывает одинаково плохо, хотя при данном социальном устройстве они никогда не поймут друг друга, не уживутся; и у Пушкина царь, властелин, повелитель мира гоняется по Петербургу за оскорбившим его «маленьким человеком», а у Гоголя, напротив, «маленький человек» после смерти своей гоняется за ставленником царя, тоже повелителем и властелином. Там - высшая власть преследует бедняка-чиновника, здесь - бедняк-чиновник преследует высокую власть. Плохо чиновнику: сыпали ему на голову бумажки, глумились над ним. Но и императору тоже неважно: скажем, хвост у бронзовой лошади отпилили, шутка ли! Но утверждают, что хвост этот - одна из трех точек, на которые опирается знаменитый памятник императору. Значит, кто-то ухитрился лишить царствующую особу точки опоры, поставил ее под угрозу крушения. А потом - наводнение, и от стихии, как от разбойников, гибнет один чиновник. А нет наводнений, так просто разбойники по столице слоняются и убивают другого чиновника. Для верноподданных все это беда, но и для императора тоже. И Гоголь не был бы отцом своих героев и проникновенным учителем их, если бы не понимал их бед и не сострадал бы им, рассказывая об их злоключениях. Хорошо известно, что «Шинель» рождалась из реального случая : некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за камыши, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье. Но по мере того как Гоголь обдумывал рассказанный случай, все изменилось: ружье сменилось шинелью, появилось «значительное лицо», одолела героя болезнь, смерть пришла, а за ней воскресенье настало. Другие сочинения по этому произведению Маленький человек" в повести Н. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? Гоголя «Шинель» В чем смысл мистического финала повести Н. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина по повести Н. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н. Она позволяет его отнести к особому типу литературных персонажей. Башмачкин - «маленький человек». Этот тип был создан Пушкиным в повести «Станционный смотритель». Таков чин Акакия Акакиевича. Характеристику своему герою Гоголь дает в самом начале произведения. Таких, как Башмачкин, называли вечными титулярными советниками. Дело в том, что подняться на следующую ступень в иерархии чинов и званий Акакию Акакиевичу не суждено. Робкий человек настолько угнетен своим положением, что уже, казалось бы, не обращает никакого внимания на издевательства молодых чиновников. Титулярный советник безропотно сносит насмешки сослуживцев. В департаменте с ним не здоровается даже сторож. Главное качество в характеристике Акакия Акакиевича - незаметность. Работа у Башмачкина самая что ни на есть ничтожная. Он каждый день переписывает различные документы, бумаги. Титулярный советник настолько свыкся со своей жалкой социальной ролью , он настолько одинок, что монотонное, неинтересное занятие для него стало главным в жизни. Башмачкина не интересует смысл, содержание бумаг. Однажды один из начальников предложил ему более сложное задание , но тот не справился. С тех пор его оставили в покое. Он так давно переписывает бумаги в департаменте, что, кажется, так и родился - немолодым, в мундире и с лысиной. Почему Акакий? Гоголь рассказывает историю происхождения странного имени героя. Почему не Моккий, не Соссий и не Хоздазат? И такие варианты предлагали матери будущего титулярного советника. Женщина не смогла выбрать имя своему сыну и решила назвать его в честь отца. В этом обнаруживается бездумная привычка следовать традициям, излишняя консервативность. Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» дополняет его далеко не аристократическая фамилия. Гоголевский персонаж имеет низкое происхождение. Детство, юность Акакия Акакиевича прошли незаметно. Он так бы и переписывал бумаги до глубокой старости. Но трагическая история с шинелью погубила Акакия Акакиевича. Цитат, остроумных и метких, из произведения Гоголя можно выудить немало. В начале повести автор отмечает: «бедствия, рассыпанные на жизненной дороге Башмачкина, встречаются на пути не только титулярных советников, но даже тайных, действительных, надворных и всяких советников, даже и тех, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами». Шинель Акакия Акакиевича Наступили суровые петербургские морозы. Башмачкин вдруг обратил внимание на свою старую Шинель, которую в департаменте давно прозвали капотом. И у него появилась цель. Акакий Акакиевич возмечтал о новой шинели, которая ему, конечно, была не по карману. Титулярный советник получал в год жалование в размере четырехсот рублей. Для приобретения новой шинели Акакию Акакиевичу пришлось несколько месяцев голодать, отказаться от чая, не зажигать свечей, ходить осторожно, дабы не испортить сапоги. Как ни странно, такие жертвы вдохновили Башмачкина. Ведь у него появилась цель, а вместе с тем некоторая уверенность, твердость во взгляде. Еще одна цитата из повести: «Огонь показывался порою в глаза его». Эта фраза очень важна в описании Акакия Акакиевича.
Он был титулярный советник: о чем может рассказать чин героя русской литературы?
Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели. В этой статье представлено описание жизни и судьбы Акакия Акакиевича Башмачкина в вопросах и ответах. Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н. В. Гоголя «Шинель».
Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н. В. Гоголя «Шинель»
И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу. Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания.
Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы.
И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, — что вызывает всегда лукавую усмешку на лице его. Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы. Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу.
Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам, даже и тем, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их.
В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям. Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась. Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом.
В самом деле, она имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее. Подтачиванье не показывало искусства портного и выходило, точно, мешковато и некрасиво. Увидевши, в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков, — разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не питал в голове какого-нибудь другого предприятия. Об этом портном, конечно, не следовало бы много говорить, но так как уже заведено, чтобы в повести характер всякого лица был совершенно означен, то, нечего делать, подавайте нам и Петровича сюда. Сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком у какого-то барина; Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам, сначала по большим, а потом, без разбору, по всем церковным, где только стоял в календаре крестик. С этой стороны он был верен дедовским обычаям, и, споря с женой, называл ее мирскою женщиной и немкой.
Так как мы уже заикнулись про жену, то нужно будет и о ней сказать слова два; но, к сожалению, о ней не много было известно, разве только то, что у Петровича есть жена, носит даже чепчик, а не платок; но красотою, как кажется, она не могла похвастаться; по крайней мере, при встрече с нею одни только гвардейские солдаты заглядывали ей под чепчик, моргнувши усом и испустивши какой-то особый голос. Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, — взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей. Дверь была отворена, потому что хозяйка, готовя какую-то рыбу, напустила столько дыму в кухне, что нельзя было видеть даже и самых тараканов. Акакий Акакиевич прошел через кухню, не замеченный даже самою хозяйкою, и вступил наконец в комнату, где увидел Петровича, сидевшего на широком деревянном некрашеном столе и подвернувшего под себя ноги свои, как турецкий паша. Ноги, по обычаю портных, сидящих за работою, были нагишом. И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп.
На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветошь. Он уже минуты с три продевал нитку в иглиное ухо, не попадал и потому очень сердился на темноту и даже на самую нитку, ворча вполголоса: «Не лезет, варварка; уела ты меня, шельма этакая! В таком состоянии Петрович обыкновенно очень охотно уступал и соглашался, всякий раз даже кланялся и благодарил. Потом, правда, приходила жена, плачась, что муж-де был пьян и потому дешево взялся; но гривенник, бывало, один прибавишь, и дело в шляпе. Теперь же Петрович был, казалось, в трезвом состоянии, а потому крут, несговорчив и охотник заламливать черт знает какие цены. Акакий Акакиевич смекнул это и хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но уж дело было начато.
Петрович прищурил на него очень пристально свой единственный глаз, и Акакий Акакиевич невольно выговорил: — Здравствуй, Петрович! Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того... Таков уж обычай у портных: это первое, что он сделает при встрече. И работы немного... Петрович взял капот, разложил его сначала на стол, рассматривал долго, покачал головою и полез рукою на окно за круглой табакеркой с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки.
Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках и рассмотрел его против света и опять покачал головою. Потом обратил его подкладкой вверх и вновь покачал, вновь снял крышку с генералом, заклеенным бумажкой, и, натащивши в нос табаку, закрыл, спрятал табакерку и наконец сказал: — Нет, нельзя поправить: худой гардероб! У Акакия Акакиевича при этих словах екнуло сердце. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится. Как же этак, право, того!.. Дело совсем плохое.
Уж вы лучше, как придет зимнее холодное время, наделайте из нее себе онучек, потому что чулок не греет. Это немцы выдумали, чтобы побольше себе денег забирать Петрович любил при случае кольнуть немцев ; а шинель уж, видно, вам придется новую делать. При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки. Он очень любил сильные эффекты, любил вдруг как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую озадаченный сделает рожу после таких слов. Если положить на воротник куницу да пустить капишон на шелковой подкладке, так и в двести войдет.
А Петрович по уходе его долго еще стоял, значительно сжавши губы и не принимаясь за работу, будучи доволен, что и себя не уронил, да и портного искусства тоже не выдал. Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне. Засим последовало опять долгое молчание, после которого он произнес: «Так этак-то! Дорогою задел его всем нечистым своим боком трубочист и вычернил все плечо ему; целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома. Он ничего этого не заметил, и потом уже, когда натолкнулся на будочника, который, поставя около себя свою алебарду, натряхивал из рожка на мозолистый кулак табаку, тогда только немного очнулся, и то потому, что будочник сказал: «Чего лезешь в самое рыло, разве нет тебе трухтуара? Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде свое положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем, с которым можно поговорить о деле самом сердечном и близком.
А вот я лучше приду к нему в воскресный день утром: он после канунешной субботы будет косить глазом и заспавшись, так ему нужно будет опохмелиться, а жена денег не даст, а в это время я ему гривенничек и того, в руку, он и будет сговорчивее и шинель тогда и того... Петрович, точно, после субботы сильно косил глазом, голову держал к полу и был совсем заспавшись; но при всем том, как только узнал, в чем дело, точно как будто его черт толкнул. Акакий Акакиевич тут-то и всунул ему гривенничек. Новую шинель уж я вам сошью на славу, уж на этом постоим». Акакий Акакиевич еще было насчет починки, но Петрович не дослышал и сказал: «Уж новую я вам сошью беспременно, в этом извольте положиться, старанье приложим. Можно будет даже так, как пошла мода: воротник будет застегиваться на серебряные лапки под аплике».
Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом. Как же, в самом деле, на что, на какие деньги ее сделать? Конечно, можно бы отчасти положиться на будущее награждение к празднику, но эти деньги давно уж размещены и распределены вперед. Требовалось завести новые панталоны, заплатить сапожнику старый долг за приставку новых головок к старым голенищам, да следовало заказать швее три рубахи да штуки две того белья, которое неприлично называть в печатном слоге, — словом, все деньги совершенно должны были разойтися; и если бы даже директор был так милостив, что вместо сорока рублей наградных определил бы сорок пять или пятьдесят, то все-таки останется какой-нибудь самый вздор, который в шинельном капитале будет капля в море. Хотя, конечно, он знал, что за Петровичем водилась блажь заломить вдруг черт знает какую непомерную цену, так что уж, бывало, сама жена не могла удержаться, чтобы не вскрикнуть: «Что ты с ума сходишь, дурак такой! В другой раз ни за что возьмет работать, а теперь разнесла его нелегкая запросить такую цену, какой и сам не стоит».
Хотя, конечно, он знал, что Петрович и за восемьдесят рублей возьмется сделать; однако все же откуда взять эти восемьдесят рублей? Еще половину можно бы найти: половина бы отыскалась; может быть, даже немножко и больше; но где взять другую половину?.. Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина.
Жизнь героя протекает очень скромно и не примечательно. Акакий Акакиевич занимает маленькую должность чиновника с копеечной зарплатой. Он всю жизнь занимается мелкой работой. В ней нет никакого творчества и самореализации. Все, что герой делает — это переписывает никому ненужные бумаги.
Его это очень устраивает и он с удовольствием занимается этим делом. Семьи у Акакия Акакиевича нет, повзрослев он так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями. Все, чем он занимается в одинокие вечера дома — переписывает все документы, хоть они были не так важны для него. Герой постоянно попадается на какие-то неудачи и неприятности. Из-за этого сослуживцы, высокопоставленные чиновники, начинают его высмеивать и считать простофилей.
В ней нет никакого творчества и самореализации. Все, что герой делает — это переписывает никому ненужные бумаги. Его это очень устраивает и он с удовольствием занимается этим делом.
Семьи у Акакия Акакиевича нет, повзрослев он так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями. Все, чем он занимается в одинокие вечера дома — переписывает все документы, хоть они были не так важны для него. Герой постоянно попадается на какие-то неудачи и неприятности. Из-за этого сослуживцы, высокопоставленные чиновники, начинают его высмеивать и считать простофилей. В обществе таких людей не встретишь, как Башмачкин. Они привыкли окружать себя только кругом с высокими чинами. Именно на этих героях Гоголь делает акцент о том, какими бессердечными и черствыми бывают характеры у этих персонажей.
Еще одна цитата из повести: «Огонь показывался порою в глаза его». Эта фраза очень важна в описании Акакия Акакиевича. Обновка В течение нескольких месяцев почти каждый день титулярный советник являлся к портному Петровичу, дабы узнать о судьбе шинели. Он так долго и часто думал о ней, что она стала для него не просто вещью, а « близкой подругой ». И наконец-то счастливый день наступил. Петрович принес Башмачкину шинель. Акакий Акакиевич облачился в нее и отправился на работу. Это, пожалуй, был единственный счастливый день в его жизни. Шинель Башмачкина произвела фурор в департаменте. С титулярным советником, человеком маленьким и незаметным, вдруг заговорили ласково, с уважением. Один из начальников даже пригласил его к себе на именины. Но насладиться счастливой жизнью титулярному советнику было не суждено. В этот же вечер шинель украли. Сокрушительный удар Постоянные невзгоды человек может переносить лишь в том случае, если он не знает о том, что такое счастье. Башмачкин привык за многие годы, а было ему около пятидесяти, к своему жалкому социальному положению в обществе. Шинель в произведении Гоголя - это не просто предмет гардероба. Это важный образ, символизирующий и счастье, и социальное положение , уважение окружающих. Башмачкин внезапно обрел все это ведь ранее его никогда не приглашали ни на именины, ни на любое другое торжество , но тут же потерял. Это стало для него сокрушительным ударом. Значительное лицо На следующий день Башмачкин отправился в департамент в своей старой шинели, той самой, которую молодые чиновники прозвали капотом. Многие сослуживцы прониклись к Акакию Акакиевичу состраданием. Ему посоветовали обратиться за помощью к одному из начальников - человеку, который совсем недавно пошел на повышение. Башмачкин отправился к «значительному лицу». Но здесь произошел случай, который титулярного советника. Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер. Жизнь после смерти Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно - Башмачкин умер. Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели. Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных. А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало. Образ Акакия Акакиевича в повести "Шинель" очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа. Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма , автором, который наглядно описал образ « маленького человека » и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели». История создания Литературный критик Анненков отмечал, что Н. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».
Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Чин башмачкина имел свои правила и обязанности, и те, кто его занимал, пользовались определенными привилегиями и почетным статусом в обществе. Акакий Акакиевич Башмачкин — чиновник одного из петербургских департаментов. Ему за 50 лет, у него чин невысокий — он титулярный советник. Через историю мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина Гоголь «высвечивает» тему маленького человека — одну из ключевых в русской литературе того периода.
Объяснение сюжета
- Какой чин был у Башмачкина? Узнайте все подробности
- Ответы : ПОМОГИТЕ!!! СРОЧНО!!! ПЖ!!!
- Чин Башмачкина
- Чин носителя башмачек
- Шинель краткое содержание повести по главам
- Акакий Акакиевич Башмачкин