Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Что такое Святки и когда их празднуют у православных христиан в 2024 году. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января.
Святки. Записки этнографа
5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен. Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды» – с 6-го по 19-е января, то есть с Рождества и до Крещенья, от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды.
Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают
Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды» – с 6-го по 19-е января, то есть с Рождества и до Крещенья, от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. Среди возможных переряживаний, практиковавшихся во время святок, переодевание мужчин в женское платье и женщин в мужское было одним из самых распространённых и вместе с тем самых рискованных.
Какого числа начинаются и заканчиваются Святки в 2024 году
А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.
Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».
Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.
Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы.
Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем.
Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться.
Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования.
Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня.
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.
Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.
Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей.
По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках.
Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества.
Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай.
По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. Ольга Кваша. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова.
В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов, подслащенным медом.
Компания молодежи двигалась к следующему дому и так проходила всю деревню. После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни. Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований.
Участники могли разделиться по полу или возрасту. Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском Владимирская губ. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски.
Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным. Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня.
В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне. Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки».
К полуночи песни затихали. В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней.
Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в.
Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить.
И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи.
Это была плата за наем помещения. Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е.
Виноградова из Иркутской губ. Нижнеудинский у. А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети «подпевали» по избам.
Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала. Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые».
Иногда по дворам ходили группы мужчин. Их называли «пожилые» — в Пинеге, «старики» — в Поморье Холмогорский район , «взрослые мужики» — на Мезени, в Вятской и Енисейской губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у. При обходах дворов наряду с колядками исполнялись религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и Псковщине.
Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды.
Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках.
В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. Ольга Кваша.
В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова.
В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда.
Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов, подслащенным медом. Январь — время, когда световой день начинает медленно увеличиваться.
А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками.
Что такое Святки?
На Полесье время торжеств носило название Святых вечеров, а первые несколько дней — Вельми сильно Святых. Первая неделя Свят вечер или Сочельник — главный день всего действа. Именно в навечерье канун Рождества отмечался этот день. Католики «видят» его двадцать четвертого января, а православные шестого января. Название происходит от древнерусского слова «сочьньникъ». Это были лепешки, испеченные на конопляном масле. Поздним вечером и ночью люди ходили колядовать — петь святочные песни, требуя за них угощение и подарки.
На другой день наступал светлый праздник Рождества, когда в мир пришел Спаситель. Иудеи отсчитывали дни не с утра, а с вечера. Потому день рождения Мессии начинался вечером накануне и продолжался на следующий день. Последующие два дня было принято ходить в гости и всячески радоваться. Вторая неделя Старый Новый год — парадоксальное словосочетание, которое обозначает праздник Нового года по старому стилю, ранее принятому юлианскому календарю. Язычники усматривали в нем собственный смысл, отчего и принято было подавать в этот день самые вкусные угощения.
Считалось, что как раз тогда по улицам ходит страшное мифическое существо — Морок, покровитель мороза и голода. Чтобы умилостивить его, приходилось ставить на подоконник блины, сметану, кутью, кисель и прочие вкусности. Заодно люди и сами угощались. Крещение Господне завершало святочный цикл. В этот день, согласно христианской традиции, Иоанн Предтеча покрестил Иисуса в реке Иордане. Православная церковь всячески пропагандирует массовые купания в проруби, но это необязательно.
Вода в этот период имеет очищающие свойства, потому погружаться в нее следует только тому, кто принимал активное участие в массовых игрищах, надевал личину, колядовал, то есть всячески грешил. У язычников в проруби во славу Велеса или Сварога купаться могли только богатыри — смелые и отважные воины, защитники родной земли и народа. Изгнание святок Для восточных и западных славян особенным был ритуал изгнания праздника Святки. Требовалось как-то логично завершить торжества, символически разграничить период гуляний и возвращение к обычному режиму жизни. На Украине для этого выносили на улицу Дидуха из хаты и сжигали его. Вместе с ним жгли мусор, накопившийся за время безделья.
Такой обычай бытует также в некоторых русских областях, он сохранился до наших дней. В славянской языческой традиции этот ритуал назывался проводами Велесовых святок. Обряд окончательно запирал распахнутые ранее двери меж мирами. Девятнадцатого января на Водокрес в доме собирался весь мусор и солома. Все это выносили на улицу и складывали на сани. Их возили по деревне, размахивая кочергами и ухватами, выкрикивая угрозы, стуча сковородками и горшками.
Пословицы и поговорки с упоминанием Святок Ясные дни на Святки — полные зерна амбары. Ленивый все Святки знает. На Святки женятся только волки. Мокрые Святки — голодный год. О чем открытому небу на Святки помолишься, то сбудется.
Кому попадется монетка, тому и быть богатым. С Рождественского сочельника 6 января до Старого Нового года 14 января хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению.
Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Приметы: За ужином в Рождественский сочельник 6 января необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость. Чтобы год был удачным, все старались в Рождественский Сочельник вести себя за столом сдержано и как можно меньше разговаривать. Хорошая примета в Рождественский Сочельник — снег, он предвещает урожайный год и рост капитала в семье.
Join Рождественские Святки — 2024: история, особенности и традиции. У православных христиан есть традиция, проводить рождественские Святки с 7 по 17 января. Эти дни ознаменованы от Сочельника с момента появления первой звезды до начала Крещения. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции.
По легенде, они приходили в виде духов. Было принято раздавать кутью нуждающимся, больным и блаженным. Угощали ею родню и соседей. Первая звезда в Сочельник Вифлеемская звезда — особый символ в христианской традиции. По преданию, она засияла на небосклоне сразу после того, как родился младенец Иисус. Следуя за ней, поклониться Спасителю пришли сперва пастухи, затем волхвы, а вслед за ними цари. В дохристианскую эпоху широко распространены были «личины»: маски и костюмы, символизирующие духов природы.
Популярны ряженые в масках и в наши дни, но церковь запрещает надевать костюмы и устраивать гуляния до ночи Рождества. Святочный период Многочисленные славянские народы издревле разделяли весь многодневный праздник Святки на несколько частей. Наиболее важной и значимой была первая неделя, потому что тогда требовалось четкое соблюдение канонов, запретов, традиций и обычаев. На Полесье время торжеств носило название Святых вечеров, а первые несколько дней — Вельми сильно Святых. Первая неделя Свят вечер или Сочельник — главный день всего действа. Именно в навечерье канун Рождества отмечался этот день. Католики «видят» его двадцать четвертого января, а православные шестого января.
Название происходит от древнерусского слова «сочьньникъ». Это были лепешки, испеченные на конопляном масле. Поздним вечером и ночью люди ходили колядовать — петь святочные песни, требуя за них угощение и подарки. На другой день наступал светлый праздник Рождества, когда в мир пришел Спаситель. Иудеи отсчитывали дни не с утра, а с вечера. Потому день рождения Мессии начинался вечером накануне и продолжался на следующий день. Последующие два дня было принято ходить в гости и всячески радоваться.
Вторая неделя Старый Новый год — парадоксальное словосочетание, которое обозначает праздник Нового года по старому стилю, ранее принятому юлианскому календарю. Язычники усматривали в нем собственный смысл, отчего и принято было подавать в этот день самые вкусные угощения. Считалось, что как раз тогда по улицам ходит страшное мифическое существо — Морок, покровитель мороза и голода. Чтобы умилостивить его, приходилось ставить на подоконник блины, сметану, кутью, кисель и прочие вкусности. Заодно люди и сами угощались. Крещение Господне завершало святочный цикл. В этот день, согласно христианской традиции, Иоанн Предтеча покрестил Иисуса в реке Иордане.
Православная церковь всячески пропагандирует массовые купания в проруби, но это необязательно. Вода в этот период имеет очищающие свойства, потому погружаться в нее следует только тому, кто принимал активное участие в массовых игрищах, надевал личину, колядовал, то есть всячески грешил. У язычников в проруби во славу Велеса или Сварога купаться могли только богатыри — смелые и отважные воины, защитники родной земли и народа. Изгнание святок Для восточных и западных славян особенным был ритуал изгнания праздника Святки. Требовалось как-то логично завершить торжества, символически разграничить период гуляний и возвращение к обычному режиму жизни. На Украине для этого выносили на улицу Дидуха из хаты и сжигали его. Вместе с ним жгли мусор, накопившийся за время безделья.
Такой обычай бытует также в некоторых русских областях, он сохранился до наших дней.
«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси
Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» Втор. И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки. Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети под руководством и присмотром взрослых , поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.
Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня. Потому задача всех православных — праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне — появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет — можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста? Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический — то есть с 0. Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного VI век : «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях». Желательно по возможности воздержаться от работы.
В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году. Последние дни святок были посвящены подготовке к другому празднику — Крещению Господню. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами. Несмотря на то что святки — праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен.
Праздник длился несколько дней начиная от появления «первой звезды» в канун Рождества и до Крещенского освящения воды. Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января. На протяжении всех Святок за работу по вечерам никто не брался. Люди после их наступления начинали гадать, а также принимали участие в народных гуляниях. В первые дни Святок все старались посетить близких, друзей, родных и знакомых. Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки.
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?
Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2022 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения. Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить». Что такое Святки и когда их празднуют у православных христиан в 2024 году. Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции.
Что такое Святки?
Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Святки, или святые дни — это время, когда христиане празднуют Рождество Христово и Крещение Господне. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Рождество и Святки всегда были связаны с чудом и его ожиданием, и это породило целый жанр святочного рассказа, сложившийся еще в XIX веке и сохраняющийся по сей день — подчас в неожиданных формах вроде популярного фильма или записи в соцсети. # У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения.