Новости картина рембрандта возвращение блудного сына

На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера. В Государственном Эрмитаже представили инсталляцию-посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», созданную российским режиссером Александром Сокуровым.

«Возвращение блудного сына» Рембрандта: разбор картины

Наиболее известные его работы — «Иуда, возвращающий тридцать сребреников», «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Синдики», а также ряд портретов. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Рембрандт создал «Блудного сына» сразу после постигшей его трагедии. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще — всей мировой культуры.

Сокуров представил инсталляцию-посвящение картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Небо — для богов и героев, земля — для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это — исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену.

Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством не философией, а религией как нечто вожделенное и самоценное. Вера Авраама, а вслед за ней — и христианство, говорит совершенно иное. Небо — наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения.

И теперь цель каждого человека — вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства — это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину.

Причем раскрытие это — двухуровневое. Первый уровень — общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом.

Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» говоря языком притчи Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть.

Практически вся история человечества — это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный — он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо. Но так не может продолжаться вечно — силы отпавшего от Бога человека ограничены.

И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс — поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия.

Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой.

Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан [4] считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Флейтист Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи [5].

Взгляните, какой мягкий переход от бордового к алому делает художник на накидке, в которой справа стоит старший сын. Благодаря этому переходу нам видны объём ткани и тени на ней. Предметный мир Картины Рембрандта были известны своей реалистичностью.

Художник достигал такого эффекта благодаря деталям, которые он подсматривал, наблюдая за жизнью горожан и бедняков. Взгляните, например, на стоптанные башмаки главного героя. Они спадают с ног, и это создаёт впечатление, будто герой только что рухнул на колени. Кроме того, мы видим, что это некогда хорошие и дорогие башмаки, которые после долгого и сложного пути героя стоптались и испортились. Это же произошло и с одеждами персонажа. Все эти мелочи отчётливо указывают нам на социальное и иэкономическое положение героя.

Психологизм Полотна Рембрандта производят сильное эмоциональное впечатление благодаря тому, что художник делает акцент на психологизме в изображении человека.

Тогда он ушёл из дому, поселился в чужой стране, жизнь там вёл невоздержанную и в скором времени истратил всё своё состояние». Отец хотел видеть своего шестого, младшего сына учёным, философом. Он разрешил ему поступить в Лейденский университет.

А сын, наперекор, стал художником, переехал в Амстердам. Его вещи нравились — и платили отнюдь не плохо. Рембрандт завёл отменный дом. Появилось интереснейшее собрание гипсов, скульптур, старинных вещей, оружия, музыкальных инструментов.

Он пишет «Поклонение волхвов», «Флору», «Притчу о работниках на винограднике», «Пророка Иеремию», «Воздвижение креста». Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» приносит Рембрандту славу незаурядного мастера. Богатство мимики и драматическое использование светотени подводит итог экспериментированию. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости.

Урок анатомии При создании четырёхметровой картины «Ночной дозор» — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX в. Модели изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось клиентам. Многие из которых оказались при этом безбожно задвинутыми на задний план. Можно себе представить, как возмущались стрелки, оплатившие совместный портрет: ну как же, ведь Рембрандт не расположил мушкетёров по фронту, не выписал детально их лица, мундиры, награды!

Рембрандт, тем не менее, сотворил великолепное историческое полотно: его герои по сигналу трубы выступают в поход, они полны энергии и мужества, сердца их кипят отвагой — «Ночной дозор»! А эти ожиревшие от сытости вельможи только визгливо гадали, кто и как показан, представлен. Кричали, что плохо, мол, видно одного, второго, третьего. Внешность его а лицо он имел некрасивое и плебейское мало выигрывала от беспорядочного костюма, ибо во время работы он имел обыкновение вытирать о себя кисти и тому подобное.

Когда он был занят работою, ни один величайший монарх не добился бы его аудиенции, и пришлось бы ему потратить немало времени, чтобы попасть, наконец, к художнику во время перерыва в работе», — отмечал современник Рембрандта датчанин Бернгард Кейль. Вообще с заказчиками, доставлявшими ему немалые хлопоты, художник не церемонился. Обращался не всегда вежливо и деликатно. Однажды Рембрандт писал групповой портрет: семейная чета, дети и с ними — маленькая тщедушная обезьянка.

Год культуры. О чем расскажет картина «Возвращение блудного сына»

Там он быстро снискал славу, его картины покупали, у него самого появились ученики. В 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, где быстро приобрел известность. Три года спустя он женился на девушке из знатной семьи - Саскии ван Эйленбург. Жизнь складывалась благополучно, у художника было много заказов, семья жила в достатке. Но спустя десять лет, умерла Саския. У супругов было шестеро детей, но лишь один сын — Титус на несколько лет пережил мать. Что-то изменилось в художнике, он больше не желал писать картины угодные заказчикам. Рембрандт обращается к библейским сюжетам. Герои его новых картин предстают перед зрителями в образе обычных людей. Но эти произведения общество не приняло.

Не имея заказов, Рембрандт разорился. Наступает время потерь — дом и коллекция картин проданы за долги, уходят из жизни самые дорогие люди — вторая жена Хендрикье и сын Титус. Боль потерь, нищета обрушились на стареющего Рембрандта. Жизнь в нем поддерживала живопись, он продолжал и продолжал творить. Считается, что свои лучшие картины художник создал именно в этот самый трудный период своей жизни. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Почему сюжет притчи о блудном сыне лег в основу многих произведений культуры? Множество других произведений искусства основано на библейской притче о блудном сыне. Композитор Прокофьев написал балет, Бриттен — оперу.

Сюжет притчи послужил основой для многих литературных произведений. Так в повести Пушкина «Станционный смотритель» героями являются обедневший отец и живущая в достатке дочь. О притче читателю напоминает описание картины «Блудный сын», которая висит на стене в доме отца. Роспись «Возвращение блудного сына» можно увидеть во многих храмах, например, в Москве, в церкви Троицы Живоначальной в Никитниках метро "Китай-город" , в городе Старый Оскол в храме Покрова Богородицы, на южной стене церкви Входа Господня в Иерусалим в Суздале. Согласитесь, картина Рембрандта и рассказанная по ней история нашла отклик и в нашем сердце. Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от блудного сына, что-то от гордеца старшего сына и что-то от всепрощающего отца. Вспомните младшего сына, который захотел немедленно получить часть состояния отца. Кто из нас, увидев какую-то вещь, не испытывал желания заполучить ее сейчас и немедленно? Вынужденный отказ или препятствие выводили нас из себя и лишали покоя.

Вспомним, как ребенок требует от родителей купить что-то и как обижается на их отказ. Вот он — младший сын, который живет в нас. Это он заставляет терять рассудок, совершать глупости, и творить плохие поступки.

Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование. До этого Рембрандт 1606-1669 неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах. Живописная поверхность полотна буквально излучает тепло рембрандтовской палитры, мерцающая светотень подчеркивает фигуры главных героев.

Рембрандт Харменс ван Рейн — нидерландский художник, гравер, мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Также одними из самых известных его картин являются «Ночной дозор» 1462 , «Даная» 1636 - 1643 , «Возвращение блудного сына» 1669 , «Автопортрет с двумя кругами» 1667.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.

Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» [1]. Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.

Клин православный

Известнейшие из подобных произведений — полотно великого голландского живописца XVII в. Рембрандта Харменса ван Рейна — «Возвращение блудного сына» — хранящееся в Эрмитаже. «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Рембрандт вложил в библейский сюжет тепло, с которым вспоминал скончавшихся близких. Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт Харменс ван Рейн (1606−1669 гг) писал незадолго до. «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта.

Возвращение блудного сына (Рембрандт)

«Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным? Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта, о покаянном возвращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования.
Прощение блудного сына Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» ярко отобразила этот сюжет.
12 шедевров Рембрандта: к 415-й годовщине со дня рождения художника В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.
«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей) | BarCaffe Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына».
Сокуров представил инсталляцию-посвящение картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» ярко отобразила этот сюжет.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.

Отметим, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которую он создал за несколько месяцев до смерти, является одной из самых известных в творчестве художника. Основой сюжета картины Рембрандта стала притча о милосердии и прощении. Рембрандт создал “Блудного сына” сразу после постигшей его трагедии. «Возвращение блудного сына» — одно из самых совершенных созданий великого мастера. «Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему.

Угадал желания заказчиков и разбогател

  • Возвращение блудного сына сюжет картины
  • Возвращение блудного сына сюжет картины
  • Омский заключенный сделал копию бесценной картины Рембрандта — СуперОмск
  • Поиск на BarCaffe

Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»

«Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. посвящение картине Рембрандта "Возвращение блудного сына", автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в понедельник в Государственном Эрмитаже. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» ярко отобразила этот сюжет. Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки. Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта имеет глубокий философский смысл и является одним из главных шедевров западноевропейской живописи. Проведена высокоточная цифровая съемка картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» из собрания Государственного Эрмитажа.

"Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта

На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. «Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. Рембрандт Возвращение блудного сына. Рембрандт создавал свой шедевр в 1668-1669 годах, и в основу картины лег классический библейский сюжет.

РЕМБРАНДТ ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА ЭРМИТАЖ

Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками.

Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи.

Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.

Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» Лк 15:18-21. Картина 1669 год «Возвращение блудного сына» Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать... Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке.

Вот почему Рембрандта и называют: волшебником. И это не простое ремесло».

В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета. Действие происходит у входа стоящего справа от нас дома, увитого плющом и завуалированного тьмой. Рухнувший перед своим дряхлым отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней ступени нищеты и унижения, - это образ, с поразительной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище. Левая из его рваных сандалий упала с ноги. Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. В величавых, строгих образах здесь раскрываются глубина и напряжение чувств, и добивается этого Рембрандт при полном отсутствии динамики - собственно действия - во всей картине.

ОТЕЦ И СЫН В картине господствует «только одна фигура - отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына. Отец - полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния. Присмотритесь внимательно к этому человеку — он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь. Отец, который кладёт руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его... От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд.. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца. Из глубины сумрака за холстом льется таинственный свет.

Он мягко обволакивает фигуру, словно ослепшего на наших глазах, старого отца, шагнувшего из тьмы к нам навстречу, и сына, который, спиной к нам, припал к коленям старика, прося прощения. Но слов нет. Только руки, зрячие руки отца ласково ощупывают дорогую плоть. Молчаливая трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником.

В основе — притча из Евангелия от Луки, которую рассказывает Иисус фарисеям.

Родитель великодушно простил заблудшего, распорядился устроить в его честь пир и заколоть откормленного тельца. Когда старший, добропорядочный сын возмутился, почему он не видал от отца таких почестей, тот сказал: «Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Лк. Американский историк искусства Сьюзен Донахью Курецки отмечает, что в религиозных спорах конца XVI века о спасении души «католики использовали притчу, чтобы доказать важность покаяния и церковного таинства исповеди, в то время как протестанты считали ее столь же ярким примером Божьей милости к одумавшимся грешникам». Сюжет притчи занимал художника много лет. В молодости Рембрандт изобразил себя на полотне «Блудный сын в таверне» в образе заглавного героя, пирующего в обнимку с куртизанкой, которую написал со своей супруги Саскии.

То были счастливые годы: художник женился по любви, но при этом на состоятельной девушке, и сам, будучи модным портретистом, хорошо зарабатывал и с удовольствием предавался расточительству. Рембрандт Харменс ван Рейн. Саския давно лежала в могиле; в 1660-е годы умерли его новая возлюбленная и единственный сын. Состояние Рембрандт растратил, многих клиентов и покровителей растерял. Тем не менее он продолжал работать.

Фигура старика повторяет форму арки позади него.

Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово.

А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души. Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта.

Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь? История блудного сына в творчестве Рембрандта Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями.

Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору.

Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.

Последние новости

  • Краткий экскурс в тематику
  • Последнее слово Гения, познавшего все радости и горести жизни
  • Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рувики
  • Техника Рембрандта

Навигация по записям

  • Цена билета в Эрмитаж в 2023 году
  • Пылающий цвет любви: 9 загадок картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
  • Последние новости
  • Историческая справка
  • Возвращение блудного сына или прощение по Рембрандту

Омский заключенный сделал копию бесценной картины Рембрандта

Огромное полотно 262 х 205 см , персонажи на нем — в человеческий рост. Когда зрители подходят к картине, они как-бы замыкают круг, в центре которого квинтэссенция сюжета — старый отец принимает и прощает блудного сына, промотавшего наследство; он любит его несмотря ни на что! Невольно зрители становятся участниками сцены прощения, как будто это происходит здесь и сейчас! Возвращение блудного сына. В ней есть свои загадки.

Например, совершенно разные руки отца, обнимающие сына: очевидно, что одна рука сильная, мужская, другая же - тонкая, женская. Рембрандт не оставил записей, проливающих свет на смысл художественного жеста, и это породило различные интерпретации. Другой пример, точнее вопрос - отношение старшего брата, стоящего в стороне, справа на некотором возвышении. Историками искусства оно трактуется совершенно по-разному.

Одни видят в его прямой осанке, скрещенных руках и выражении лица немую укоризну, осуждение; другие, напротив, считают, что единым цветовым решением плаща старшего брата и накидки отца Рембрандт подчеркнул общее, солидарное принятие непутевого брата. Вне сомнений только главный смысл, который вложил Рембрандт в эту свою позднюю работу. Она об истинной любви, что долготерпит и милосердствует, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», о том, что каждый вправе надеяться на бесконечное милосердие Бога, прощающего своих детей. В католической церкви есть такая традиция: один раз в 25 лет объявляется юбилейный Год Милосердия, когда в католических храмах распечатывают замурованные Святые двери, символизируя полное отпущение грехов индульгенцию.

Весь мир для меня открывается внове, И я буду князем во имя Господне… О счастье! О пенье бунтующей крови! Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!.. Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?.. А вот они, вот они, salve amice.

Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните верно отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок — неопрятность, Одну добродетель — изящную скуку.

Возможно, это изображение матери блудного сына. Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан [4] считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде.

Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

В голландском языке есть идиома «продать очки», означающая обмануть кого-то. Видимо, именно к ней и отсылает Рембрандт, подчеркивая возможность обмана замысловатой одеждой продавца. Такая одежда в XVII веке ассоциировалась с лицедеями, людьми ненадежными, склонными к различным махинациям и шарлатанству. Судя по картине, торговец собирается продать очки совершенно слепым людям. Любопытная деталь: рентгеновское исследование картины показало, что изначально на ней была изображена обнажённая женщина «Автопортрет», 1629. Художественный музей Индианаполиса Автопортрет из музея Индианаполиса — один из самых ранних. Наклон головы и открытый рот создают впечатление, что художник застигнут врасплох, возможно, на полуслове, что придает картине очаровательное ощущение непосредственности.

Маурицхейс, Гаага 31 января 1632 года голландский хирург и анатом Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп Тюльпан провел в Амстердаме лекцию о мышечных сухожилиях в руках человека, используя для демонстрации труп Адриаана Адриаанса, который в свое время тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника, а в Амстердаме избил и ограбил человека, за что и был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов. Художнику была поставлена задача подготовить портрет доктора вместе с его коллегами, и с этой задачей он, безусловно, справился. Помимо доктора Тульпа на картине изображены семь членов Гильдии хирургов, каждый из которых заплатил немалую сумму, чтобы его включили в картину. Полотно подписано: Rembrandt f[ecit] 1632, что тоже любопытно, ведь художник впервые подписывает картину своим именем, а не инициалами RHL Рембрандт Харменс из Лейдена , что можно рассматривать как признак его растущей известности. Почти два столетия картина провисела в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий в 1828 году она была продана в собственность Королевства Нидерландов. Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума.

Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхейсе. Государственный Эрмитаж «Саския в образе Флоры» отражает настроение Рембрандта в самый счастливый период его жизни, вскоре после переезда из Лейдена в Амстердам. Художнику улыбалась удача, его слава росла, он был молод, влюблён и только что отпраздновал свадьбу с Саскией ван Эйленбюрх. Одетая в роскошный старинный костюм, украшенная пышным венком, с жезлом в руке, молодая жена художника Саския-Флора стоит, чуть склонив голову и обратив к зрителю свое юное лицо. Она выглядит немного смущенной той ролью, которую играет по воле мужа, и это придает её образу еще большую искренность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий