Итак, в 1954 году Державин поступил в Театральное училище им. Щукина на курс к Иосифу Моисеевичу Толчанову (В то же самое училище тремя годами раньше поступил и Александр Ширвиндт). Теперь вы знаете, сколько лет Ширвиндту и Державину, какие роли оно сыграли в кино и театре. В дружбе Ширвиндта и Державина был третий – известный актёр Андрей Миронов, он и убедил друзей перейти работать в театр Сатиры. «Рост в полный рост».
Ширвиндта внуки называют Шурой, а Михалкова — Никитоном
Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов в кадре из фильма «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Краткая биография Александра Ширвиндта, его отношения с Михаилом Державиным. Дружба длиной в семьдесят лет: биография Александра Ширвиндта и его отношения с Державиным. Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов в кадре из фильма «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Вообще, несмотря на внешнюю непохожесть и разные характеры, Державин и Ширвиндт имеют много общего, и даже театральные судьбы их схожи.
Биография Александра Ширвиндта
Он посещал вступительные экзамены, но не мог впечатлить комиссию уникальной актерской игрой. Ширвиндт с детства увлекался бальными танцами. Его навык помог ему поступить в театральное училище В 1951 году Александр смог зачислиться в ряды студентов училища имени Щукина. Преподавателем у Ширвиндта была Вера Львова. Она восхищалась упорством и характером подопечного и пророчила ему успешное будущее на сцене театра. Актерская карьера в театре Во времена студенчества актер привлек внимание руководителя «Театра-студии киноактера». После дипломных работ, представленных в конце обучения, Александр стал востребованным и дипломированным актером. Многие театры хотели видеть такого талантливого человека в своих рядах.
Начало карьеры Ширвиндта было положено в труппе «Театра-студии киноактера». Первая постановка с участием актера под названием «Первая конная» вышла в свет в 1957 году. Зрители были в восторге от игры Ширвиндта и желали чаще видеть на сцене юного таланта. В дальнейшем Александр Анатольевич сменил место работы и перешел в Московский академический театр сатиры.
Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи…», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль». На фото: художественный руководитель театра «Сатиры» Александр Ширвиндт перед началом спектакля «Укрощение строптивой» в постановке В. Плучека на сцене Московского академического театра Сатиры, 2009 год. Популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Его голос невозможно было не узнать. Публика также была в восторге от выступления дуэта Ширвиндт-Державин. Их миниатюры, остроумные и тонкие не оставляли равнодушными телезрителей. На фото: художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт и актер Михаил Державин слева направо в рабочем кабинете А. Ширвиндта, 2007 год. Он опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. Он и сейчас продолжает писать: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей. Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что и сейчас притягивает внимание к его личности. На фото: Александр Ширвиндт на презентации своей книги "Проходные дворы биографии". Его единственной супругой стала архитектор Наталья Белоусова. Правнучки — Анастасия род. Еще один внук Ширвиндта родился в мае 2020 года.
Не разлюбила. И он — тоже. Несмотря на образ самоуверенного гуляки, сложившийся у него на сцене и на экране, Александр Ширвиндт признается: он — однолюб, и другие женщины ему не нужны. Михаил Ширвиндт тоже стал актером и ведущим. Сегодня у Александра Анатольевича и Натальи Николаевны — уже взрослые внуки: Андрею 41 год, Александре — 36, есть и правнучки. Александр Ширвиндт, как и в молодости, с удовольствием проводит время на рыбалке, много курит — у него огромная коллекция трубок. И продолжает покорять женские сердца — но только на экране. Александр Ширвинд с сыном Михаилом. Фото: соцсети На все вопросы, которые ему обычно задают журналисты, он ответил в своих книгах. А когда его спрашивают о счастье, Ширвиндт говорит: «Я не понимаю слова «счастье». Довольство — это не счастье. Счастье — это все-таки какой-то атрибут глупости. Человек, который более или менее что-то думает и переживает, счастлив не бывает. Он бывает доволен, ему кажется, что он счастлив. Тут начинают подключаться другие органы чувств типа мозга и т. И счастье тут же рушится… Смысл существования — в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств». Что ж, похоже, у Александра Анатольевича невыполненных обязательств не осталось. Похожие персоны.
За 54 года работы в Театре сатиры сыграл около 30 ролей, поставил более 20 спектаклей. До Театра сатиры работал в Театре им. Ленинского комсомола и Московском драматическом театре на Малой Бронной. Арканов и А.
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
Образы, созданные артистами на сцене и в кино даже если это эпизодические роли , необычайно яркие и живые, а их сценический дуэт — это гармоничное единство не просто прекрасных профессионалов, но и высокоинтеллектуальных людей. Причем они прекрасно умеют угадывать веяния времени, и их выступления никогда не бывают устаревшими и неактуальными. Читайте также: Лера кудрявцева с сыном фото 2017 Теперь вы знаете, сколько лет Ширвиндту и Державину, какие роли оно сыграли в кино и театре. Остается только пожелать известным артистам долголетия и новых интересных ролей! Александр Анатольевич Ширвиндт родился 19 июля 1934 года. Его дружба с Михаилом Державиным началась еще в детстве и длилась всю жизнь. После cмepти друга вышла передача, в которой Ширвиндт рассказывает об их отношениях и описывает немало историй из своей биографии.
Не так давно Александр Ширвиндт вновь был удивлён сообщениями о своей cмepти. Причиной их появления является преклонный возраст Народного артиста и недавний уход из жизни любимого друга Михаила Державина. Причина слухов о cмepти Поводом для возникновения слухов становится значительный возраст Александра Анатольевича. Здоровье Народного артиста оставляет желать лучшего, что естественно, если вспомнить дату его рождения — 19 июля 1934 г. Артист готовится отметить юбилей — 85 лет. В последние годы в прессе периодически появляются сообщения о его недомогании, связанном с перебоями в работе сердца.
Например, последний раз актёр театра и кино обращался в больницу после похорон в 2018 году своего друга Михаила Державина. Самочувствие актёра На сегодняшний день Александр Анатольевич чувствует себя соответственно возрасту. С удовольствием встречается с журналистами, родственниками и друзьями. Участвует в передачах, рассказывает о своей жизни часто вместе с сыном Михаилом , руководит Московским академическим театром сатиры. На новогодних каникулах 2022 г. Александр стал гостем программы «Сегодня вечером», где в компании с Михаилом Галкиным и Юлией Меньшовой вспоминал о творческом союзе с лучшим другом и коллегой Мишей Державиным и рассказал много интересного.
Дружба с Державиным Со слов Ширвиндта знакомство с Михаилом Михайловичем произошло в девятилетнем возрасте а Мише тогда было одиннадцать. Обо всём, что их связывало, Александр вспоминает с улыбкой, говоря, что всё это время их отношения были наполнены взаимной любовью и уважением. Несмотря на всевозможные преграды, случавшиеся на пути товарищей, они были успешно преодолены с гордо поднятой головой. Артист вспоминал, что многолетняя дружба продолжалась только благодаря Мише: «…с Михаилом было крайне сложно поссориться.
Слово за слово, гример заинтересовался и как бы невзначай спросил артистов, что же они не поделили. И услышал — под страшным секретом! Конечно, гример захотел узнать, где же дают такое добро. Мы продиктовали ему адрес. Через 10 минут уже вся труппа знала, где можно затовариться замшевой контрабандой. Но, когда покупатели на перекладных прибыли на место назначения, выяснилось, что магазин там действительно имеется, но продают в нем не заграничные пиджаки, а… керосин. Часто отдыхали с женами, Шурка брал и внуков в астраханские места — там можно было совершенно спокойно всей семьей прожить на одной только рыбе. Под Астраханью мы все жили в палатках. Вместо электричества использовали свечки или керосиновые лампы. Шура иногда забывал погасить свою лампу, и на свет в палатку собирался рой всевозможных насекомых. А следом в палатку заползали огромные жабы, ящерицы, чтобы полакомиться этим налетевшим разнообразием. На Шурку же прыгала одна большущая лягушка. Он называл ее Розой. Мы все тоже были с ней знакомы. Шура ее никогда не обижал. Мы там жили две недели, и она приходила почти каждый день, потому что понимала: Александр Анатольевич ее накормит. Шурка с ней очень дружил. Если она у него засыпала на груди, он просыпался, брал фонарик и шел к речке, чтобы выпустить Розу на волю. Говорит Александр Анатольевич Ширвиндт, актер театра и кино, театральный режиссер и драматург, народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского академического театра сатиры: «Я мог бы целую книгу о Державине написать самостоятельно, но так как он уже пишет сам, да еще и помогают такие опытные, антисклеротические члены семьи, как Роксаночка и сестра Аня, а также дети, внуки и племянники, я вынужден быть очень аскетичным в своих высказываниях. Хотя это невероятно сложно. Дело в том, что наша совместная с Державиным биография уже зашкаливает за 70 лет это устрашающие сроки! Конкретно же здесь и сейчас я хотел бы выразить одну очень важную для меня эмоцию. Всю жизнь, где бы мы с Мишей ни были — на эстраде, в театре, в кино, в капустниках, в застолье, на рыбалке, среди друзей или среди врагов, среди чиновников или среди президентов… — всю жизнь так или иначе Михал Михалыч всерьез или в шутку, акцентированно или походя утверждал, что именно он из нас двоих — молодой. Он никогда не забывал невзначай напомнить окружающим, что младше меня на два года. И вот эта самая история, что он молодой, а я старый, длилась 70 лет. Слава богу, сейчас, когда ему исполнилось 80, он перестал быть молодым, а стал моим ровесником. И теперь из этой вечной сноски о том, что он молодой, а я старый, как-то выветрился смысл. Мы сравнялись. Никакого преимущества у Державина передо мной в молодцеватости, голубоглазости, обаянии юношеской неискушенности и желторотости не стало. Теперь я счастлив, потому что пребывать все время под гнетом опытности, «старчества» при молодом партнере, практически пацане, всегда было очень трудно. И чревато комплексами. Ну еще бы! С детства человек орал, что он молодой, а я старый — вот и созрело у меня такое «благодарственное посвящение» для книги мемуаров наконец-то зрелого и умудренного автора. Благодарю тебя, Миша, за то, что ты наконец достиг моего возраста! А если серьезно, то и поступали в Щуку, и ее заканчивали, и начинали работать в театре мы почти одновременно, вот с этим гандикапом в два года. В юности это действительно значительный отрыв. Когда ты на первом курсе, а он в девятом классе, то он действительно говно, а ты человек. В институте, когда я на третьем курсе, а он на первом, диспозиция опять же не меняется — я человек, а он говно. Когда ты уже играешь в Ленкоме, а он все еще чему-то учится, та же конфигурация фигур. И так, казалось бы, будет всю жизнь. Но постепенно, с годами, когда мы стали выходить вместе на сцену, театральную или эстрадную, на съемочную площадку, этот гандикап несколько перевернулся в его пользу, он получил законную возможность даже бравировать своим юниорством, расцветом сил и необстрелянностью, а позже моложавостью. Еще попозже этот гандикап начал таять, в общем-то, уже 57 лет тебе или 55, значения не имеет, но Михал Михалыч в те времена этого еще не признавал, упорно цепляясь за свою молодость. Но теперь все-таки мы, очевидно, сравнялись хотя не убежден, что это столь же очевидно для него. Теперь все зависит только от того, кто первым добежит, первым допьет свою пол-литру. Теперь это соревнование на равных! У нас всегда был свой мини-театр — он да я. Этот театр прожил так долго, потому что мы с Мишей вовремя догадались, что в нем должно быть все дифференцированно. Я был худрук и режиссер, а он артист и парторг. Я об этом писал уже в книге «Былое без дум» правда, чуть иначе. Насколько знаю, фрагмент из нее о Державине будет здесь использован, но, думается, подобные повторы у зрителя, который в данном случае чудесно перевоплощается в читателя, не вызовут нареканий. Ходят же люди по нескольку раз на полюбившийся спектакль, значит, будут не против и прочесть различные литературные интерпретации одного и того же события. Мы репетировали и придумывали сценки всюду, при каждом удобном случае Еще одна особенность нашего мини-театра в том, что мы в нем работали на равных, не было никакого перетягивания юмористического каната. Как это нередко случается между партнерами и в театре, и на эстраде. Судьбы большинства дуэтов подозрительны и зачастую трагичны. Было множество дуэтов «жена — муж», множество дуэтов конферансных, множество эстрадных куплетистов… Как правило, это бесконечное существование вдвоем, нос в нос, чревато накоплением взаимного раздражения, усталости и тому подобное. В этом плане нам дарован был какой-то воздух — мы не круглыми сутками отирались друг о друга. У нас был театр, в нем отдельные спектакли, отдельные роли. Было кино, разводящее по разным съемочным площадкам. В конце концов, у нас были отдельные семьи, отдельные дети тоже не всякий дуэт может этим похвастаться. Так что длительное пребывание «нос в нос» никогда не перерастало в какую-то дурную бесконечность. Ведь отчего так трудно взаимоотношаются великие шахматисты? Публика часто винит в этом их «плохие характеры», звездную капризность, болезненное чувство соперничества в борьбе за пьедестал. На самом же деле, если сутками сидеть в 30 см друг от друга, при самых ангельских характерах можно осатанеть. Слава богу, у нас с Мишей был необходимый воздух. Этим и объясняется такое творческое долголетие нашего дуэта. Повлияло здесь и то, что так называемых «масок» рыжий-черный, трус-балбес и так далее в нашем мини-театре не было. При всей кажущейся простоте мизансцен мы старались рисовать и думается, не без успеха психологически точные, реалистичные портреты наших современников, живых людей, за словами, жестами и общим состоянием которых угадывались судьбы. Как ни странно, это всегда работало на юмор. Зритель узнавал в наших героях себя или своих знакомых, видел сходство ситуации на сцене с той или иной ситуацией в жизни… и вдруг начинал хохотать. Нам ведь мало кто писал. В основном то, что мы показывали, рождалось как импровизация — на бегу, в застолье, по дороге на гастроли, на рыбалку… Конечно, все наши спонтанные озарения бывали запомнены, даже записаны и тщательно отрепетированы. Но именно то, что вся эта «лабуда» изготавливалась нами лично, приводило к тому, что органика нашего дуэта была незаемная, предельно своя. Наверное, мы не достигли бы той естественности и раскрепощенности, которые столь ценит зритель во все времена, если бы просто выучивали наизусть и репетировали текст какого-то пусть даже большого сатирика. Конечно, в пользу нашего дуэта играл и тот факт, что мы полюсно противоположны по фактуре. Это помогает создавать необходимое напряжение, «разность потенциалов» на сцене. Даже не прямой голливудский конфликт, а вещицы потоньше. Михаил Державин на зависть разноплановый актер. Как худрук и режиссер нашего мини-театра, я мог извлечь из этого «материала» буквально все. У зрителя, знавшего Мишу в основном по киноролям, порой складывалось впечатление его совершенно определенного амплуа — голубоглазого западного аристократа, этакого красавца-педанта. Это далеко не так. В нем было все!.. Порою это подтверждала сама жизнь. Однажды во время гастролей Театра сатиры в Израиле к нему подошла одна старая еврейка и сказала: «Скажите, Дэржавин, вы случайно не еврэй? Так что в нем было все. Кстати, после этого случая многие в коллективе нашего театра начали посматривать на Мишу как-то… чуть иначе. Мне давно было ясно, что социально-типажный подход советского кино очень обеднил Мишину фильмографию. Ведь он мог стать просто нашим Аленом Делоном. Но требовались иные типажи по крайней мере на роли главных героев — в 50-е нужны были Рыбников, Белов, Юматов на роли рабочих парнишек, в 60-е — Смоктуновский, Баталов, Лазарев на роли интеллектуалов-физиков… Державин не вписывался ни в каких «кубанских казаков», что бы они там ни оседлали — племенных рысаков, атомное ядро или монтажниц-высотниц. Уже, так сказать, под занавес появился режиссер Анатолий Эйрамджан. Вот он начал снимать Мишу много, да все в главных ролях, стал буквально Мишиным домашним режиссером, зачастую в его фильмах появлялась и Роксаночка. Эти кинокомедии зритель помнит до сих пор — это и «Бабник» где мы играли с Мишей вместе , и «Импотент», и «Моя морячка», и «Жених из Майами», и многие другие. Теперь уже не вспомнить, где это было? В каком городе гостиница «Малахит»? Помню, меня все спрашивали: «А почему вы не снялись за компанию с Державиным после «Бабника» и в «Импотенте»? Старый бабник и начинающий импотент — это практически одна и та же фигура». К счастью, наши «Трое в лодке, не считая собаки» удались на славу. Там у нас был даже не дуэт, а терцет, или трио. Солировал наш замечательный друг Андрюша Миронов. Один из секретов успеха этого фильма, я думаю, в том, что режиссер Наум Бирман предоставил нам полную свободу импровизации. Он понял, что нас можно смело «отпустить», ведь у нас были уже сыгранные в сценических дуэтах пары — у Миши со мной, у меня с Андреем. И с московской сцены на берег Немана по сюжету Темзы телепортировались те самые раскрепощенность, чувство партнера, общее в нюансах и оттенках для всех троих чувство юмора… Сейчас я понимаю, что на славу нашего дуэта с Мишей работал и тот простой факт, что в советские времена подача юмора на телевидение осуществлялась очень порционно тем более мы старались держать марку! Это сегодня — «во всех подворотнях». Казалось бы, нынешним молодым сатирикам и юмористам можно только позавидовать! Полное отсутствие цензуры! Но оказалось, вседозволенность хуже любых цензурных рамок. Когда человеку без вкуса, без элементарной художественной грамоты, но с полным набором пошлостей все разрешено… начинается кошмар. Это уже не «свободное творчество», не «антицензура», это не творчество вообще. Это антиискусство. Что касается партнерства на сцене Театра сатиры, мы тоже немало там сыграли с Мишей вместе. При этом он просто не способен врать на сцене! Ни в чем! При всей его острохарактерности.
Михаил Державин в молодости В период Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Омск, где родилась младшая сестра Татьяна. Михаилу Державину было 5 лет, и он часто выступал в госпиталях, выучив монолог Кутузова из спектакля, в котором играл его отец. После окончания войны семья вернулась в свой дом. В 1954 году, без колебаний, Державин отнёс свои документы в соседний подъезд, в «Щуку», после окончания школы. Михаил Державин и Александр Ширвиндт В то время отец уже скончался - он умер в 1951 году. Однако большинство преподавателей училища хорошо помнили артиста, с которым они дружили и выступали на одной сцене. Михаил Державин поступил на курс Иосифа Толчанова. Через три года студентом "Щуки" стал Александр Ширвиндт, с которым Михаил дружил еще со школьных лет. После окончания училища в 1959 году Михаил Михайлович Державин устроился на работу в театр имени Ленинского комсомола. Театр После окончания Щукинского театрального училища, Александр Ширвиндт присоединился к труппе Ленкома. В 1963 году Анатолий Эфрос стал режиссером театра, где Михаил Державин сыграл в известных постановках, таких как "Снимается кино", "Вам 22, старики", "Сто четыре страницы про любовь" и других. Артист называет свой опыт в Ленкоме бесценным. Особенно запомнился спектакль "Опасный возраст", где молодой актер сыграл главную роль стиляги Бубуса. Эта пьеса имела грандиозный успех и вскоре стала визитной карточкой Державина. В этом театре он сразу же сыграл главную роль в постановке "Банкет" Горина и Арканова.
В молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену. Дядя родной брат отца - Евсей Густавович Гедальевич Ширвиндт 1891-1958 , первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор. Дядя брат-близнец отца - Борис Густавович Гедальевич Ширвиндт 1896-1966 , педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР. Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей. Александр Ширвиндт в детстве 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился сын будущего советского лидера Сергей Хрущев. Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. В музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отчислили с выводом «К музыке не пригоден». В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б. Щукина курс Веры Константиновны Львовой. С первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита. В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль, смог приобрести автомобиль «Победа». В том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная». Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Помимо театральной и кинодеятельности, Александр Ширвиндт увлекся еще и эстрадой. Михаил Державин родился в 1936 году в Москве. Родители жили на улице Вахтангова - в центре столицы. Отец актера, народный артист Советского Союза Михаил Державин, служил в театре, что находился рядом с домом. Это был Театр Евгения Вахтангова. Судьба и этого мальчика была предопределена, во время войны семью эвакуировали в Омск, где шестилетний Миша выступал перед ранеными солдатами — читал монолог Кутузова. Как и его друг, Державин поступил в Театральное училище имени Щукина и, окончив его, стал актером Театра имени Ленинского комсомола в Москве, затем перевелся в Театр на Малой Бронной, где в то время играл и Ширвиндт, но и там долго не задержался. В итоге уже много лет Михаил Державин — ведущий актер Московского театра сатиры. Театр так полюбился артисту, что он, приложив все усилия, сагитировал перейти туда и друга — Александра Ширвиндта. Неразлучные друзья.
Державин и Ширвиндт Они познакомились, когда Державину было девять лет, а Ширвиндту одиннадцать. Михаил стал ездить на дачу к Ширвиндтам, вместе они учились в одном и том же вузе и даже родились в одном роддоме, с разницей в два года. Михаил Михайлович знает, что Ширвиндт никогда не позволит ему впасть в депрессию, повесить нос — это не в его правилах.
Неужели у Михаила Державина проявляются врожденные доминантные аналитические способности? Сейчас проверим.
Это совсем просто сделать. Михаил Михайлович Державин — советский и российский актёр театра и кино, актёр Московского академического театра Сатиры. В формуле гороскопа Державина "четверка", как вторая доминанта, показывает врожденные доминантные управленческие способности, склонность работать заместителем руководителя; две "тройки", как первая и вторая доминанта, показывают ярко выраженные врожденные доминантные творческие способности, у Державина творчество просто фонтанирует; "двойка" отсутствует, это показывает, что у Державина нет склонности к работе с документами, к выполнению рациональных действий, ведению дневников, написанию сценариев.
Но даже в кругу друзей он оставался таким же, как во многих фильмах, — ироничным и невозмутимым. Когда все вокруг плакали от смеха, на его лице было выражение все той же безмятежности и спокойствия, за что Миронов дал ему прозвище «Железная маска». Однажды Андрей Миронов и Марк Захаров подарили на день рождения Ширвиндту ржавую батарею, которую подобрали у него во дворе. Когда они снимались в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», уговорили водолазов, всегда «дежуривших» возле лодки с артистами, прицепить к удочке Миронова огромного окуня, «выловленного» в ближайшем магазине.
Ширвиндт был заядлым рыбаком, и его таким способом было не провести, а «Дрюсик», как он называл друга, был в этом деле профаном. Это был возраст, когда глупости кажутся необычайно остроумными. Помню, как мы один раз ночью жарили шашлыки около аэропорта Шереметьево. И это нам казалось верхом остроумия! Так было не всегда — трубка появилась после того, как однажды, более 40 лет назад, его друг привез ему такой сувенир из заграничной командировки. С тех пор артист действительно не расстается с трубкой. В его коллекции насчитывается уже более 200 экземпляров трубок, правда, сам он называет это не коллекцией, а «свалкой».
На самом деле Ширвиндт отличался редким в актерской среде постоянством — он говорил, что «испортил жизнь» только одной женщине, своей супруге Наталье Белоусовой, с которой провел в браке более 50 лет. У театра его всегда поджидали поклонницы, но актер повторял: «Раньше народная молва приписывала мне многочисленные любовные истории на стороне. Это вполне объяснимо — мужчина в полном рассвете сил, интеллигентный, остроумный, галантный... Разве перед таким устоит женское сердце?
Источник: Фото из Архива семьи Ширвиндтов — Они относились ко мне брезгливо и блевали пеплом, — вспоминал он. Однако вскоре они оттаяли. Так пара узаконила свои отношения. В браке Наталья не оставила работу — после окончания вуза она устроилась в Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Там она проектировала санатории и дома отдыха — сейчас большинство из них находятся в Сочи и Гаграх. От других городских построек его отличает необычная вантовая крыша, благодаря которой здание среди местных получило название «трамплин».
По словам Белоусовой, прежде всего она думала о комфорте артистов — старалась сделать служебные помещения максимально просторными и удобными. Я с удовольствием включилась в работу, — вспоминала Наталья. В 1958 году у пары родился сын Михаил. Мальчик рос хулиганистыми и со строптивым характером — зачастую родителей вызывали в школу, два раза Мишу Ширвиндта даже отчислили из учебного заведения. Когда ребенку исполнилось 10 лет, семья переехала в квартиру на Котельнической набережной.
Сколько лет ширвиндту старшему и державину
Залили в рот самосвал бетона — я чуть не задохнулся. А потом слепили страшную белую челюсть каких-то лошадиных размеров… Я приехал в Ленинград, воткнул ее в рот и спросил Люсю: «Ну, ты шовольна? Я шепель шкашать нишего не могу». А она: «Зато как выглядишь! Говорят, что, когда его мама потеряла зрение, Александр Анатольевич частенько говорил ей: «Мама, не переживай. Ну совершенно не на что смотреть». В спектакле «Ревизор» 1972 Чувство юмора Шуре помогает всю жизнь.
И не только ему. Порой он своими шутками приободрял тех, у кого произошло что-то нехорошее. Откуда у него это? У Шуры были необыкновенно талантливые родители. Папа был изумительным скрипачом, а мама — урожденная одесситка, редактор филармонии. Она устраивала знаменитые концерты в Колонном зале, где участвовали великие мастера МХАТа, Малого театра, вахтанговцы.
Так вот, у Шуриной мамы иногда проскальзывал тот железный взгляд, который потом усвоил и Александр Анатольевич. Он что-то говорит, не улыбается, но все чувствуют, что он переполнен юмором. Такой подход к проштрафившимся подчиненным иногда действует сильнее, чем выговор. Иногда Шура таким образом общался и с высокими чинами, чтобы обойти препоны цензуры. Однажды, поехав на гастроли, мы решили разыграть всю труппу. Театр прибыл в один из уездных городов.
Сидя в гримерке, мы с Ширвиндтом принялись громко пререкаться: «Что же мы так опростоволосились? Надо было несколько штук покупать! Слово за слово, гример заинтересовался и как бы невзначай спросил артистов, что же они не поделили. И услышал — под страшным секретом! Конечно, гример захотел узнать, где же дают такое добро. Мы продиктовали ему адрес.
Через 10 минут уже вся труппа знала, где можно затовариться замшевой контрабандой. Но, когда покупатели на перекладных прибыли на место назначения, выяснилось, что магазин там действительно имеется, но продают в нем не заграничные пиджаки, а… керосин. Часто отдыхали с женами, Шурка брал и внуков в астраханские места — там можно было совершенно спокойно всей семьей прожить на одной только рыбе. Под Астраханью мы все жили в палатках. Вместо электричества использовали свечки или керосиновые лампы. Шура иногда забывал погасить свою лампу, и на свет в палатку собирался рой всевозможных насекомых.
А следом в палатку заползали огромные жабы, ящерицы, чтобы полакомиться этим налетевшим разнообразием. На Шурку же прыгала одна большущая лягушка. Он называл ее Розой. Мы все тоже были с ней знакомы. Шура ее никогда не обижал. Мы там жили две недели, и она приходила почти каждый день, потому что понимала: Александр Анатольевич ее накормит.
Шурка с ней очень дружил. Если она у него засыпала на груди, он просыпался, брал фонарик и шел к речке, чтобы выпустить Розу на волю. Говорит Александр Анатольевич Ширвиндт, актер театра и кино, театральный режиссер и драматург, народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского академического театра сатиры: «Я мог бы целую книгу о Державине написать самостоятельно, но так как он уже пишет сам, да еще и помогают такие опытные, антисклеротические члены семьи, как Роксаночка и сестра Аня, а также дети, внуки и племянники, я вынужден быть очень аскетичным в своих высказываниях. Хотя это невероятно сложно. Дело в том, что наша совместная с Державиным биография уже зашкаливает за 70 лет это устрашающие сроки! Конкретно же здесь и сейчас я хотел бы выразить одну очень важную для меня эмоцию.
Всю жизнь, где бы мы с Мишей ни были — на эстраде, в театре, в кино, в капустниках, в застолье, на рыбалке, среди друзей или среди врагов, среди чиновников или среди президентов… — всю жизнь так или иначе Михал Михалыч всерьез или в шутку, акцентированно или походя утверждал, что именно он из нас двоих — молодой. Он никогда не забывал невзначай напомнить окружающим, что младше меня на два года. И вот эта самая история, что он молодой, а я старый, длилась 70 лет. Слава богу, сейчас, когда ему исполнилось 80, он перестал быть молодым, а стал моим ровесником. И теперь из этой вечной сноски о том, что он молодой, а я старый, как-то выветрился смысл. Мы сравнялись.
Никакого преимущества у Державина передо мной в молодцеватости, голубоглазости, обаянии юношеской неискушенности и желторотости не стало. Теперь я счастлив, потому что пребывать все время под гнетом опытности, «старчества» при молодом партнере, практически пацане, всегда было очень трудно. И чревато комплексами. Ну еще бы! С детства человек орал, что он молодой, а я старый — вот и созрело у меня такое «благодарственное посвящение» для книги мемуаров наконец-то зрелого и умудренного автора. Благодарю тебя, Миша, за то, что ты наконец достиг моего возраста!
А если серьезно, то и поступали в Щуку, и ее заканчивали, и начинали работать в театре мы почти одновременно, вот с этим гандикапом в два года. В юности это действительно значительный отрыв. Когда ты на первом курсе, а он в девятом классе, то он действительно говно, а ты человек. В институте, когда я на третьем курсе, а он на первом, диспозиция опять же не меняется — я человек, а он говно. Когда ты уже играешь в Ленкоме, а он все еще чему-то учится, та же конфигурация фигур. И так, казалось бы, будет всю жизнь.
Но постепенно, с годами, когда мы стали выходить вместе на сцену, театральную или эстрадную, на съемочную площадку, этот гандикап несколько перевернулся в его пользу, он получил законную возможность даже бравировать своим юниорством, расцветом сил и необстрелянностью, а позже моложавостью. Еще попозже этот гандикап начал таять, в общем-то, уже 57 лет тебе или 55, значения не имеет, но Михал Михалыч в те времена этого еще не признавал, упорно цепляясь за свою молодость. Но теперь все-таки мы, очевидно, сравнялись хотя не убежден, что это столь же очевидно для него. Теперь все зависит только от того, кто первым добежит, первым допьет свою пол-литру. Теперь это соревнование на равных! У нас всегда был свой мини-театр — он да я.
Этот театр прожил так долго, потому что мы с Мишей вовремя догадались, что в нем должно быть все дифференцированно. Я был худрук и режиссер, а он артист и парторг. Я об этом писал уже в книге «Былое без дум» правда, чуть иначе. Насколько знаю, фрагмент из нее о Державине будет здесь использован, но, думается, подобные повторы у зрителя, который в данном случае чудесно перевоплощается в читателя, не вызовут нареканий. Ходят же люди по нескольку раз на полюбившийся спектакль, значит, будут не против и прочесть различные литературные интерпретации одного и того же события. Мы репетировали и придумывали сценки всюду, при каждом удобном случае Еще одна особенность нашего мини-театра в том, что мы в нем работали на равных, не было никакого перетягивания юмористического каната.
Как это нередко случается между партнерами и в театре, и на эстраде. Судьбы большинства дуэтов подозрительны и зачастую трагичны. Было множество дуэтов «жена — муж», множество дуэтов конферансных, множество эстрадных куплетистов… Как правило, это бесконечное существование вдвоем, нос в нос, чревато накоплением взаимного раздражения, усталости и тому подобное. В этом плане нам дарован был какой-то воздух — мы не круглыми сутками отирались друг о друга. У нас был театр, в нем отдельные спектакли, отдельные роли. Было кино, разводящее по разным съемочным площадкам.
В конце концов, у нас были отдельные семьи, отдельные дети тоже не всякий дуэт может этим похвастаться. Так что длительное пребывание «нос в нос» никогда не перерастало в какую-то дурную бесконечность. Ведь отчего так трудно взаимоотношаются великие шахматисты? Публика часто винит в этом их «плохие характеры», звездную капризность, болезненное чувство соперничества в борьбе за пьедестал. На самом же деле, если сутками сидеть в 30 см друг от друга, при самых ангельских характерах можно осатанеть. Слава богу, у нас с Мишей был необходимый воздух.
Этим и объясняется такое творческое долголетие нашего дуэта. Повлияло здесь и то, что так называемых «масок» рыжий-черный, трус-балбес и так далее в нашем мини-театре не было. При всей кажущейся простоте мизансцен мы старались рисовать и думается, не без успеха психологически точные, реалистичные портреты наших современников, живых людей, за словами, жестами и общим состоянием которых угадывались судьбы. Как ни странно, это всегда работало на юмор. Зритель узнавал в наших героях себя или своих знакомых, видел сходство ситуации на сцене с той или иной ситуацией в жизни… и вдруг начинал хохотать. Нам ведь мало кто писал.
В основном то, что мы показывали, рождалось как импровизация — на бегу, в застолье, по дороге на гастроли, на рыбалку… Конечно, все наши спонтанные озарения бывали запомнены, даже записаны и тщательно отрепетированы. Но именно то, что вся эта «лабуда» изготавливалась нами лично, приводило к тому, что органика нашего дуэта была незаемная, предельно своя. Наверное, мы не достигли бы той естественности и раскрепощенности, которые столь ценит зритель во все времена, если бы просто выучивали наизусть и репетировали текст какого-то пусть даже большого сатирика. Конечно, в пользу нашего дуэта играл и тот факт, что мы полюсно противоположны по фактуре. Это помогает создавать необходимое напряжение, «разность потенциалов» на сцене. Даже не прямой голливудский конфликт, а вещицы потоньше.
Михаил Державин на зависть разноплановый актер. Как худрук и режиссер нашего мини-театра, я мог извлечь из этого «материала» буквально все. У зрителя, знавшего Мишу в основном по киноролям, порой складывалось впечатление его совершенно определенного амплуа — голубоглазого западного аристократа, этакого красавца-педанта. Это далеко не так. В нем было все!.. Порою это подтверждала сама жизнь.
Однажды во время гастролей Театра сатиры в Израиле к нему подошла одна старая еврейка и сказала: «Скажите, Дэржавин, вы случайно не еврэй? Так что в нем было все. Кстати, после этого случая многие в коллективе нашего театра начали посматривать на Мишу как-то… чуть иначе. Мне давно было ясно, что социально-типажный подход советского кино очень обеднил Мишину фильмографию. Ведь он мог стать просто нашим Аленом Делоном. Но требовались иные типажи по крайней мере на роли главных героев — в 50-е нужны были Рыбников, Белов, Юматов на роли рабочих парнишек, в 60-е — Смоктуновский, Баталов, Лазарев на роли интеллектуалов-физиков… Державин не вписывался ни в каких «кубанских казаков», что бы они там ни оседлали — племенных рысаков, атомное ядро или монтажниц-высотниц.
Уже, так сказать, под занавес появился режиссер Анатолий Эйрамджан. Вот он начал снимать Мишу много, да все в главных ролях, стал буквально Мишиным домашним режиссером, зачастую в его фильмах появлялась и Роксаночка. Эти кинокомедии зритель помнит до сих пор — это и «Бабник» где мы играли с Мишей вместе , и «Импотент», и «Моя морячка», и «Жених из Майами», и многие другие.
У пары появился сын Михаил. Наследник актера и архитектора — известный телеведущий и писатель. Сегодня у Александра Ширвиндта и Натальи Белоусовой большая семья — у пожилой пары трое внуков и пять правнуков. Александр Ширвинд с супругой, соцсети Красавица-жена Ширвиндта много лет живет в тени славы знаменитого мужа. Окружающие говорят, что время не властно над Белоусовой: она, как и много лет назад, бодра и радуется жизни. Александр Анатольевич и Наталья Николаевна до сих пор трепетно относятся друг к другу. Он мог даже водку запивать молоком.
Когда в лучшие годы он приходил домой выпивши, то первым делом садился у холодильника, доставал молоко и пил.
Сначала это были лишь театральные капустники, а с приходом телевидения во всем мире стали транслировать комические или сатирические номера в исполнении двух артистов. В СССР подобный вид искусства приветствовался на ура. В середине прошлого столетия известная семейная пара Миронова и Менакер родители Андрея Миронова своим блестящим юмором полюбились зрителям, они создали «Театр двух актеров», ставили целые спектакли. В настоящее время есть немало дуэтов, пользующихся популярностью, например, Новые Русские Бабки — Касилов и Чванов, Петросян и Степаненко и много других. Творческий дуэт Но дуэт Державин и Ширвиндт стоит особняком.
Актерское образование, работа в кино и многочисленные театральные постановки, а главное, настоящая дружба превращают миниатюры артистов в художественные произведения. Их выступления элегантны, глубокомысленны, они заставляют зрителей мыслить вместе с ними. Намеками и полутонами обнажают тайные пороки как каждого человека, так и общества. Тандем Ширвиндт Александр и Державин Михаил актуален был и пятьдесят лет назад, и сейчас. Их юмор не избит и не имеет возраста, они точно выбирают темы, интересные и молодежи, и старшему поколению. Стоит только вспомнить их сценки на юбилее Эльдара Рязанова под названием «Эльдар», миниатюру про спектакль на 1 января, сценку про лифтера и гипнотизера, а также про самого неснимаемого актера Закадра Внекадровича Нетронутого.
Ширвиндт и Державин сценки играют так ярко и эмоционально, что постановки запоминаются - ни одна из них не является вульгарной или избитой. Людям нравится, когда шутки интеллектуальные, выше, а не ниже пояса.
В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой! Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам — 50» совместная постановка с М. Микаэляном, 1974 и «Концерт для театра с оркестром» 1982 , а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи…» 1985 , «Спартак» Мишулин — «Зритель» сборная 1992. Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин В 2000-м Ширвиндт был назначен худруком Театра Сатиры, продолжая и режиссёрскую работу, и игру на подмостках этого театра. Александр Ширвиндт в кино Александр Ширвиндт много снимался в кино. Первым успехом можно считать фильм «Приходите завтра» Евгения Ташкова, в котором он играл лже-Станиславского. Затем были многочисленные работы в других фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» 1967 , «Еще раз про любовь» 1968 , «Крах» 1968 , «Какая у вас улыбка» 1974 , «Небесные ласточки» 1976 , «Инкогнито из Петербурга» 1977 , «Мнимый больной» 1980. Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт — Андрей Миронов — Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» 1979. Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» — чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» — референта министра. Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы.
Он сыграл обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Среди других заметных работ Ширвиндта — Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе». Много работал на озвучке мультипликационных фильмов. Начав с чтения закадрового текста в мультфильме для взрослых под названием «Машинка времени», снятом в 1967 году, актёр, например, дважды озвучивал Чеширского Кота в мультфильмах по классической сказке Льюиса Кэрролла. Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимался преподавательской деятельностью. С 1958 года преподавал в Высшем театральном училище имени Б. Щукина с 1995 года — профессор. Александр Ширвиндт на протяжении многих лет был постоянным участником целого ряда телевизионных программ.
Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи». Полюбились зрителям и выступления тандема Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Дуэт с Михаилом Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.
Александр Ширвиндт: Звездные роли и 63-летний счастливый брак в судьбе «предпоследнего из могикан»
Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Ширвиндт Александр — последние новости в жизни артиста. Алекса́ндр Анато́льевич Ши́рвиндт — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, юморист.
Александр Ширвиндт: биография, личная жизнь, жена, дети
Спустя почти месяц после смерти Александра Ширвиндта Москва окончательно простилась с любимым артистом. В последние годы Ширвиндт часто упоминал лучшего друга Державина и грустил о том, что многие его приятели уже ушли из жизни. «Мне Миша Державин и Марк Захаров до сих пор снятся. Очень по ним тоскую, конечно. Долгие годы лучшими друзьями Ширвиндта были его коллеги Андрей Миронов и Михаил Державин, с которыми он и играл на одной сцене, и снимался вместе в кино, и участвовал в «капустниках», и выступал на эстраде, и отдыхал. Александр Анатольевич Ширвиндт – известный советский и российский актера театра и кино, театральный режиссер, талантливый сценарист, телеведущий.