Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде». Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма.
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе
Но надеть их разрешили тоже только один раз: «Куда такие нарядные?! Испортишь, поцарапаешь, стопчешь! Дети первых в большинстве своем вырастают самоуверенными людьми с ощущением собственной безнаказанности, вторые же не доверяют людям и вечно ждут подставы. По-хорошему в каждой ситуации необходимо разбираться индивидуально, но доверять своему ребенку все же необходимо. Ведь кто, если не вы? Было мне тогда лет 5—6. К папиной матери приехала сестра с внуком, тот был старше меня на 2 года.
Вечером нас усадили в кухне пить кипяченое молоко, а бабушки ушли смотреть телевизор. Я кое-как впихнула в себя содержимое чашки и побежала в ванную рот прополоскать. Когда вернулась, выслушала в свой адрес дикий ор и была поставлена в угол чего со мной никогда раньше не делали часа на 2. А все потому, что брат вылил свое молоко в раковину, остались белые разводы, а когда его спросили, он сразу сказал, что это сделала я. Прошло уже 30 лет, я давно не общаюсь с этой родней, но осадок остался. После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством.
Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме, думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю. Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом. Я всегда была послушной. Никогда ей не врала.
Установки «все достается тяжелым трудом» и «только ленивый ничего не делает» до сих пор живы в наших людях, поэтому старшее поколение так часто злится, когда молодежь спит до обеда или в телефоне сидит, даже если никаких срочных дел нет. Самое раздражающее — «Надо пахать! Онлайн-работу почему-то не воспринимает часть старшего поколения как достойную, хотя зарабатывать на ней можно столько же, сколько и на «очной». Например, могу утром поспать, но нет, совесть не дает — нужно вставать, заниматься делами. Не говоря уже о развлечениях, трате денег на себя и занятии своими любимыми делами. Как же можно читать книжку, когда посуда немытая, а если посуда мытая, то можно и пыль протереть...
Поступки, покупки, планы и мечты оценивались с точки зрения того, что подумают другие. Повзрослев, многие так и не перестают ориентироваться на общественное мнение и не могут позволить себе жить в удовольствие, потому что боятся осуждения. Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу.
Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут! Им наплевать на тебя, на меня, на других. Люди собой заняты. Но возраст сам по себе не является показателем высокого уровня эрудиции, а совершать ошибки свойственно всем. Безусловное подчинение тем, кто родился раньше, не ведет ни к чему хорошему, ведь этим могут воспользоваться нечестные люди, которым ребенок не сможет отказать только потому, что он младше.
Если человек старше, это не значит, что он умнее, лучше и достойнее. Повзрослев, я поняла, что возраст не дает никаких привилегий. Увы, это обман из детства — то, что взрослый всегда прав и умнее. Несмотря на все это, старушке место в общественном транспорте я, конечно, уступлю. Но сейчас мир живет по другим правилам, а привитое с детства правило «надо делиться» еще существует в умах многих. Такая принудительная щедрость формирует у детей неправильное представление о том, что их чувства и желания не важны и они обязаны отдать свою вещь любому чужому ребенку только потому, что та ему приглянулась.
Была у меня любимая игрушка — серый заяц по кличке Маша. Приехали к нам на лето дядя с дочкой лет 2—3, а мне было уже 6.
Реагируя на выступления, Путин напомнил о выстроенной в СССР системе воспитания, которая, казалось бы, была четкой. Он добавил, что членов КПСС было под 20 миллионов человек.
Следите за тем, чтобы погремушки были легкими и выполнены из качественного пластика, поскольку малыши в это время пробуют все предметы на вкус. Для разнообразия привычные погремушки можно заменить на мелодичные колокольчики, бубенчики и прочие «гремелки» и «шуршалки». Мягкие игрушки, шары, мячики и мягкие кубики Ребенок сможет мять эти игрушки руками, прикладывая усилия, что не только развивает тактильные ощущения, но и стимулирует моторику. Хороши в этом плане мягкие кубики с несколькими гранями, где каждая сторона состоит из разного материала. В таких кубиках часто есть дополнительный «полезный» декор молнии, шнурки, липучки. Все это помогает малышу в естественной среде развивать именно те навыки, которые для него актуальны. Интересным и функциональным вариантом может стать соска с развивающей игрушкой. Мягкая игрушка крепится непосредственно к пустышке, так что этот гаджет работает сразу в нескольких направлениях: решает вопрос с сосательным рефлексом, а заодно развлекает малыша. Гранулы, которыми наполнены лапки животных, кроме прочего, помогают развивать мелкую моторику. Такой вариант пригодится и когда малыш подрастет: пустышку можно отрезать, а игрушка останется. А поскольку у каждого персонажа есть своя история, в дальнейшем с ним можно и познавать мир, и сочинять сказки с участием любимой зверушки. Что будет иметь и игровой, и психотерапевтический эффект. Детский лепет: как помочь ребенку улучшить дикцию, чтобы ему было интересно Что важно знать при выборе детских игрушек Для маленьких детей, то есть примерно до 2-3 лет, определяющим пунктом при выборе игрушки, не считая, конечно, качества и безопасности, должен быть именно возраст малыша.
Принцип четвертый. Никаких разговоров «про это» «Мама, откуда берутся дети? Он еще вырастет? И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе. Отец, тушуясь не меньше, повторяет мамины небылицы. Все — нравственное воспитание завершено, ребенок защищен от вредных знаний о сексе. Свои первые «настоящие» знания он получит от старших ребят во дворе, перестав после этого искренне доверять родителям. Хотим мы этого или нет, но сейчас информация сексе сала открытой. Секс везде: в рекламе, по ТВ и радио, в журналах. Уберечь ребенка от него можно только заперев малыша в комнате без окон и средств связи. Поэтому современным родителям приходится покупать книги умных психологов и, стесняясь и сбиваясь, рассказывать интересующимся малышам о сексе. На доступном, естественно, уровне. Современным родителям нужно взять из старого воспитания самое лучшее: доброту, взаимопомощь, веру в свои силы — и пытаться прививать это ребенку совместно с принципами современного воспитания. Это и будет «золотой серединой» для большинства семей.
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3 | РВС | Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. |
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе | Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. |
Воспитание в СССР (Александр Самоваров) / Проза.ру | Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. |
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин.
Как в СССР воспитывали и обучали детей
© 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Социализация Считалось, что детей надо отдавать в дошкольные учреждения как можно раньше, в грудном возрасте, чтобы дети привыкали жить в обществе, чувствовать себя его частью, а мамы могли спокойно работать на благо своей страны. Коллективная ответственность Коллективная ответственность воспитывает сознательного члена общества, который отвечает не только за себя, но и за товарищей. Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
Нужно учиться на одни 5-ки Многие, кто жил в Советское время, хорошо помнят, что родители ругали их не только за 2-ки в дневнике, но и за оценки, которые чуть повыше 3-ки. А что самое интересное — родители испытывали стыд, если их Машенька или Пашенька плохо учились. И никто не собирался вникать, что у ребенка просто может быть гуманитарный или технический склад ума. Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования. Никто не интересовался мнением ребенка — это было не в почете. Сейчас все по-другому.
Дженни также с раннего детства слышала рассказы о пустых магазинных полках в СССР, потому ее не сильно напугал дефицит товаров в супермаркетах в связи с коронавирусной паникой. Екатерина Гура.
Депутаты госсовета Удмуртии предложили Госдуме и правительству РФ вернуть в школы трудовое воспитание, сообщает « Коммерсант ». Руководитель фракции Елена Дербилова подчеркнула, что труд является одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Удмуртские депутаты привели в пример эффективность советской школы, система которой «прививала любовь к труду, уважение к людям труда, готовность работать в сере материального производства и помогала в профориентации». Ранее президент России Владимир Путин предлагал модернизировать систему образования в России , в частности, он отметил, что необходимо создать все условия для раскрытия талантов детей. В Госдуме РФ рассказали о реформах в школьном образовании. Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев заявил о необходимости обучать предпринимательству в школах.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Зато в подростковом возрасте становится популярен стиль унисекс — детям не интересно подчеркивать то, что и так с ними с рождения. Строгих мам-консерваторов с их вечным «нельзя» становится сильно меньше, в тренде мамы либеральные. Самые передовые из них действуют по принципам продвинутых учебников по психологии: много разрешать, но выбор за ребенка делать самим, заранее. Для примера: «Будешь грушу или яблоко? Надо отметить, что отношения в такой семье всё равно отличные, потому что малыш убежден: его мнение имеет значение. Как правило, на детей не оказывают ощутимое давление, как это делали раньше, поэтому они не чураются родителей. Это совсем не авторитарные отношения, а скорее дружеские, взаимовыгодные. Точка зрения на все, что касается современного воспитания и воспитания в СССР, меняется с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. И это правда. Но поскольку воспитание детей не является точной наукой, а мир не стоит на месте, заваленные новостями и информацией в социальных сетях, современные родители сталкиваются с гораздо большими требованиями, чем во времена Советского Союза. Это ни хорошо, ни плохо.
Просто в силу доступности технологий, стал возможен переход из более суровых в комфортные бытовые условия. А вместе с этим и приобретение совершенно иных педагогических принципов.
Подготовка включает в себя комплекс обязательных и добровольных мероприятий, проводимых государственными, общественными и оборонными организациями, в т. Учащиеся, в частности, получают навыки оказания первой помощи, узнают о правах и обязанностях призывников и военнослужащих. В некоторых школах практикуются занятия или учебные сборы со строевой и огневой подготовкой. С 2016 года в РФ действует Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". Отряды движения создаются в т. Более 1 млн юнармейцев в возрасте от 8 до 18 лет участвуют в военно-спортивных играх, спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, вахтах памяти, походах по местам боевой славы и т.
В октябре 2022 года министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что предмет ОБЖ может быть расширен различными элементами начальной военной подготовки. Зарубежный опыт Допризывная подготовка молодежи входит в программу средних общеобразовательных школ, в частности, в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане и на Украине. С 2024 года обучение гражданской обороне с военными инструкторами планируется сделать обязательным в школах Латвии. Военизированная подготовка входит в программу скаутского движения США, охватывающего около 5 млн человек.
Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям.
Но и логика типа «я дурак — ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх. Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий.
Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму.
Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место».
Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее. Должностей был очень много. Выборы были абсолютно демократические по советским меркам.
Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец.
Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни. Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался.
Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм. Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может. Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание. Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР.
Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея. Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется?
Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме. Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове. Я потом нигде таких историй не встречал.
Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть? Моему деду была интересна история России.
С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны. Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи. Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого. Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным.
Петр I при всем моем нынешнем отрицательным отношением к этому человеку, был потрясающей фигурой. Он был, кстати, абсолютным порождением Московской Руси. С ее пассионарностью и ее исканиями. При внешней какой-то вялости Московской Руси, при всей неспешности жизни, в народе шла огромная внутренняя работа, внутреннее самоопределение, которое выливалось порой в непонятные конфликты вроде восстания Степана Разина, когда казак хотел навязать стране казачью форму жизни - самоуправление. Зачем богатому человеку, каким был Разин это? Тем более в цари он не метил.
Еще более странная история с расколом, когда страна распалась, по сути, на две части из-за каких-то исправлений в церковных книгах и правилах. Но на Руси формальная сторона никогда не была важной. И вот Петр. Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки. Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом.
Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов. Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами.
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку.
Онлайн-курсы
- Что происходит вне дома
- Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
- Другие материалы
- Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского
- 1. Необходимо соблюдать строгий режим