А настоящая всесоюзная известность пришла к Анатолию Папанову в 1964 году, когда на экраны вышел фильм Александра Столпера «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова. Режиссер Леонид Гайдай (справа) с артистами Анатолием Папановым (в центре) и Андреем Мироновым (слева) на съемках фильма «Бриллиантовая рука». 5 августа скончался Анатолий Папанов (1922-1987), который имел шансы умереть много раньше, как на поле боя, так и от водки. Анатолий Папанов умер в августе 1987 года в ванной комнате своей московской квартиры.
Не только комедии и "Ну, погоди!": несправедливо забытые фильмы с Анатолием Папановым
Папанов недолюбливал персонажа и однажды сказал, что «все его роли съел Волк». Он не решался подъезжать к театру на «Волге», а оставлял ее за углом, чтобы машину не увидели более бедные коллеги. Соцсети Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в Москве, вернувшись домой со съемок. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Кино пришло в жизнь Папанова, когда ему уже было под 40. В 1960 году Эльдар Рязанов предложил Анатолию Папанову сразу четыре роли в своей трагикомедии «Человек ниоткуда» - Аркадия Крохалёва, вождя племени, актёра-трагика и спортсмена-дебошира.
Так Рязанов открыл Папанова для других режиссёров. Знаменитым на всю страну Папанов стал после выхода фильма «Бриллиантовая рука». Но сам актер больше всего любил персонажа из картины «Дети Дон Кихота» - благородного заведующего родильным домом, отца троих сыновей. Все его дети - отказники, которых когда-то бросили в роддоме. Папанов очень любил этот фильм и своего героя. Актриса Татьяна Васильева рассказала съемочной группе, что Анатолий Папанов и в жизни был очень похож на своего персонажа: спокойный, благородный и очень добрый. В 1987-м году Анатолий Папанов добился настоящего профессионального успеха. Натурные съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. В начале августа в плотном графике Анатолия Дмитриевича образовалось несколько дней отдыха, и он рванул в Москву выбивать общежитие для своих новых студентов и продолжить репетиции в театре.
Перед поездкой в театр он заехал домой, чтобы привести себя в порядок. Дома отключили горячую воду, и актер встал под ледяной душ. От холода сердце схватил спазм. Папанов умер мгновенно.
В жизни актеры были очень дружны, и когда не стало Папанова, на похоронах Андрей Миронов, как рассказывают очевидцы, рыдал навзрыд, произнося слезные речи. Нередко в причитаниях он повторял фразу: «На кого ж ты меня бросил, как я буду играть без тебя? Как же ты меня оставил меня, мой друг? Забери меня с собой». Папанов «забрал» своего друга меньше, чем через две недели... В тот день играли спектакль «Женитьба Фигаро». За десять минут до конца, во время финального монолога Фигаро, на фразе «то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтенье мне... Александр Ширвиндт исполнитель роли Графа подхватил его и на руках унес за кулисы, крикнув: «Занавес! Миронов был доставлен в местную больницу, где через два дня, не приходя в сознание, скончался. Уже в наши дни на съемках популярного телешоу «Битва экстрасенсов» участникам передачи было предложено погрузиться в события того дня и рассказать, что произошло с Мироновым и существует ли проклятье, из-за которого гибнут люди? Почти все экстрасенсы были единогласны: в иной мир его забрал друг. При этом они способны выполнить какие-то наши просьбы или попросить «за нас» там, на небесах, — уверяли экстрасенсы. Когда мы с надрывом души сожалеем о смерти близкого человека, часто теряем контроль над собой и говорим странные вещи — просим открыть глаза — хоть разок еще взглянуть на нас, дать нам какое-то послание. Иногда особенно когда у родителей умирают дети они причитают: «Лучше бы я вместо тебя», «Мне без тебя не жить», «Забери меня с собой»... Люди зачастую не задумываются, что душа умершего может действительно взять с собой особо причитающих, самых близких людей. Причем это может произойти не сразу, а спустя какое-то время».
Дмитрий Папанов обладал отличными актерскими данными, посещал театральную самодеятельность в гарнизоне, руководила которой актриса Лучезарская. Она была бывшей актрисой в императорском театре, и женой тогдашнего командира гарнизона в Вязьме. Старшего Папанова часто задействовали в любительских постановках, а он приводил своего сына и дочь, когда по сценарию нужно было присутствие детей. В 1930-м Папановы поселились в Москве, где им выделили квартиру на улице Малые Кочки. Анатолия отправили в школу, однако никакого интереса к учебе у мальчика не было. Он постоянно хулиганничал, самой высокой оценкой для него была тройка. С трудом доучившись в школе, парень даже и не собирался в институт, потому что с такими оценками в вуз дорога закрыта. После школы Папанов нашел себе работу литейщика в заводской ремонтной мастерской, а по вечерам посещал театральную студию на заводе «Каучук». Азы актерского мастерства Анатолий постигал под руководством актеров Театра им. Вахтангова, а руководил студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником. На фото Анатолий Папанов в молодости Однажды друг Анатолия предложил ему пройти прослушивание в Театре рабочей молодежи. Папанов был не уверен в своих силах, но все же согласился. Приемная комиссия рассмотрела в нем актерские задатки, и дала ему добро. Анатолий достаточно быстро освоился, стал одним из ведущих артистов, и мечтал о карьере артиста. Война Очень скоро о мечтах пришлось забыть, потому что началась война. Буквально с первых дней Папанов ушел на фронт. На протяжении трех месяцев он осваивал зенитные орудия, а потом оказался на фронте, вместе с такими же новобранцами. В его памяти на всю жизнь остались воспоминания о той ужасной войне, о том, как в одном из боев полегла почти вся рота, а его спасло какое-то чудо. Под Харьковом он получил тяжелое ранение, ему ампутировали два пальца на ноге, дали третью группу и комиссовали. Анатолий Папанов в военное время Однако Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он объездил бесчисленное количество фронтовых госпиталей. Своими выступлениями артисты старались поддержать боевых товарищей, они читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, и получали за это шквал аплодисментов от благодарных зрителей. Именно тогда Папанову пришла мысль о том, что возможно в этом и есть его предназначение. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов решил осуществить свою мечту — стать артистом. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс. В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры.
Анатолию Папанову 100: фронтовик и актер, которого любит Россия – 20 фактов из жизни
Документальный фильм памяти русского актера Анатолия Дмитриевича Папанова. творческий дуэт, без которого сложно представить советский кинематограф. Анатолий Папанов, Андрей Миронов и Татьяна Гаврилова в фильме "Берегись автомобиля". все о жизни звезды кино и шоу-бизнеса, новости и фото, подробная биография Анатолий Папанов, интересные факты, фильмография и видео ролики с участием Анатолий Папанов. С 1948 года Анатолий Папанов — актёр Театра Сатиры в Москве, куда перешел, откликнувшись на предложение режиссёра Андрея Гончарова.
Папанов Анатолий Дмитриевич
Анатолий Папанов фильмография | Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов. |
Папанов Анатолий Дмитриевич | Народный артист СССР Анатолий Папанов в роли городничего Сквозник-Дмухановского в фильме режиссера Леонида Гайдая Инкогнито из Петербурга (по мотивам пьесы Ревизор). |
Анатолий Папанов. Такая короткая длинная жизнь. Документальный фильм ТВЦ | Всё о Анатолии Папанове: биография, дата рождения и возраст, место рождения, рост. Информация о личной жизни Анатолия Папанова – семье и семейном положении. |
Как тело Анатолия Папанова нашли спустя два дня после смерти - | Анатолий ПАПАНОВ В 1942 году Папанов вернулся по ранению с фронта и поступил на актерский факультет ГИТИСа. |
Военная биография Анатолия Папанова
Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра. Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [16]. Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди! Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию» [11]. Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ. За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Горького.
Все его дети - отказники, которых когда-то бросили в роддоме. Папанов очень любил этот фильм и своего героя. Актриса Татьяна Васильева рассказала съемочной группе, что Анатолий Папанов и в жизни был очень похож на своего персонажа: спокойный, благородный и очень добрый. В 1987-м году Анатолий Папанов добился настоящего профессионального успеха. Натурные съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. В начале августа в плотном графике Анатолия Дмитриевича образовалось несколько дней отдыха, и он рванул в Москву выбивать общежитие для своих новых студентов и продолжить репетиции в театре. Перед поездкой в театр он заехал домой, чтобы привести себя в порядок. Дома отключили горячую воду, и актер встал под ледяной душ. От холода сердце схватил спазм. Папанов умер мгновенно. Ему было 64 года. Надежда Каратаева после смерти мужа перебралась к дочке и внучкам, но через несколько месяцев вернулась домой, в родные стены, где каждый сантиметр напоминал о её муже. Она пережила его на 30 лет. Анатолий Дмитриевич так и остался для нее самым лучшим и главным мужчиной на свете. Единственным и незаменимым.
Галича и К. Режиссер: А. Режиссер А. Гончаров - Сыромятов 1949 - «Мешок соблазнов» М. Режиссер Н. Петров - Джек Холидей 1949 - «Роковое наследство» Л. Петров - Лыжиков 1949 - «Кто виноват? Режиссер Э. Краснянский - Забелин 1949 - «Положение обязывает» Г. Бонди по водевилю Д. Краснянский - Пустославцев, Нептун, помощник режиссера 1949 - «Комедия ошибок» У. Краснянский - первый купец 1950 - «Свадьба с приданым» Н. Постановка Б. Равенских - Муравьев, Пирогов 1951 - «Не ваше дело» В. Режиссер: В. Плучек - Яков 1951 - «Женихи» А. Токаева, В. Постановка А. Гончарова - Мытыл 1952 - «Потерянное письмо» И. Постановка Н. Петрова и В.
Фильм "Белорусский вокзал", режиссер А. Смирнов Герои фильма, расставшись на Белорусском вокзале летом 1945-го, спустя четверть века снова встречаются на похоронах боевого товарища. Они понимают, что время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, огромную любовь к жизни, способность жертвовать собой. Фильм "12 стульев", режиссер Марк Захаров Ироничное история, в которой парочка авантюристов охотится за стульями работы мастера Гамбса. Няня для Леночки. Фильм "По семейным обстоятельствам", режиссер А. Коренев Небольшой роли в фильме о непростых, но теплых отношениях в обычной семье, хватило Папанову, чтобы запомниться зрителю. Он и сам здесь дедушка, который зарабатывает на няню своему внуку, работая… няней! Фильм "Холодное лето пятьдесят третьего", режиссер А. Прошкин 1953 год. Амнистированная группа уголовников, совершающих одно за другим тяжкие преступления, скрывается в тайге. Во время поиска еды и средств передвижения они нападают на деревушку, где в ожидании катера находятся двое амнистированных политзаключенных. Этим двоим и предстоит спасти беспомощных жителей от банды рецидивистов... Роль в этом фильме стала последней в жизни великого актера.
К 35-летию со дня смерти Анатолия Папанова. Смотрим лучшее
5 августа скончался Анатолий Папанов (1922-1987), который имел шансы умереть много раньше, как на поле боя, так и от водки. Премьера документального фильма «Надо просто любить и верить» состоится на Первом канале 6 ноября 2022 года – к 100-летию со дня рождения Анатолия Папанова. Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме «Бриллиантовая рука», 1968 год.
«Кто заказывал такси на Дубровку?»: лучшие роли Анатолия Папанова
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма Смоленской области в русско-польской рое время спустя вместе с родителями переехал. все фильмы с Анатолий Папанов. Бриллиантовая рука , острая сатира на советский образ жизни и замечательных советских людей, сделана формально в рамках комедийного детектива. Новости Новости кино Бокс-офис Конкурсы Новые трейлеры Фоторепортажи.
ВЕЛИКИЙ АКТЕР. К 100-летию Анатолия Папанова
Папанов, Анатолий Дмитриевич | Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов. |
Какие картины с Анатолием Папановым снимали на «Ленфильме» | Фильм "Бриллиантовая рука", режиссер Л. Гайдай Папанов, берегись автомобиля, бриллиантовая рука, кино, подборка, фильмы. |
Анатолию Папанову - 100 лет! Ранние роли, военный трибунал и одна любовь на всю жизнь | Ко Дню Памяти Анатолия Папанова мы подготовили обзор из 6 фильмов с его участием. |
Анатолий Папанов – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, причина смерти, рост | Узнай Всё | Фильм "Бриллиантовая рука", режиссер Л. Гайдай Папанов, берегись автомобиля, бриллиантовая рука, кино, подборка, фильмы. |
Юбилей Анатолия Папанова отметит Первый канал
Анатолий Папанов фильмография, лучшие фильмы с Анатолием Папановым в главной роли | Смотрите 31 октября, в день рождения Анатолия Папанова, фильмы с его участием на телеканале «Мосфильм. |
Душное лето 87-го. Как жил и умер Анатолий Папанов | | 5 августа 1987) - советский и российский актер, драматический педагог и театральный режиссер Московского театра сатиры, где он. |
Как тело Анатолия Папанова нашли спустя два дня после смерти | Анатолий Папанов — выдающийся советский актер. |
Анатолий Папанов. Закулисье скромного гения | Аргументы и Факты | Анатолий Папанов (Анатолий Папанов): полная фильмография, биография и все информация о Анатолий Папанов на сайте Фильм Про. |
Анатолий Папанов: фото, фильмография, биография, причина смерти актера :: | Полная фильмография Анатолия Папанова, все фильмы с его участием с описанием ролей. |
Биография Анатолия Папанова
- Анатолий Дмитриевич Папанов
- Другой Папанов
- Вспоминая Анатолия Папанова
- ПАПАНОВ АНАТОЛИЙ
«Песочил» опоздавших
- Неоконченная война Анатолия Папанова | Кино | Общественное Телевидение России
- Не только комедии и "Ну, погоди!": несправедливо забытые фильмы с Анатолием Папановым
- Анатолий Папанов
- ВЕЛИКИЙ АКТЕР. К 100-летию Анатолия Папанова
Папанов в кино
Друзья, близкие, коллеги актёра подчёркивали не только его профессиональные, но и невероятные человеческие качества — скромность, деликатность, интеллигентность, широчайшее мировоззрение. Несмотря на войну, ранение, тяжёлую операцию, инвалидность, Папанов не сломался, а, напротив, вспоминал о невероятной жажде жизни после госпиталя. Он поздно пришёл в кино, но не расстраивался по этому поводу, а считал, что театр сделал его настоящим актёром. Став невероятно популярным, он тяготился этой известностью, носил тёмные очки, чтобы его не узнавали. И вот эту человечность Папанов переносил в свои роли. Поэтому мы так верим его Дубинскому и Бондаренко, поэтому нам так жалко Кису Воробьянинова, поэтому не можем не поддаться отрицательному обаянию Лёлика и Сокола-Кружкина. И даже за Волка из «Ну, погоди! Родился 31 октября 1922 года в семье военнослужащего. Ещё учась в школе, играл в любительской студии, появлялся в нескольких эпизодах в кино. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт.
В декабре 1941 года курсанты Папанов А. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [11] [8]. Театр и кино [ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [10]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они расписались в 1945 году, на десятый день победы советских войск [12]. С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [13]. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [10].
Веселые расплюевские дни 1966 Будучи блистательным театральным актером Анатолий Папанов сыграл на сцене во множестве классических постановок, а некоторые пьесы нашли воплощение и на большом экране — как, например, сатирическая комедия Сухова-Кобылина «Смерть Тарелкина». Знаменитый Эраст Гарин снял любопытный телефильм под названием «Веселые расплюевские дни», в котором главный герой, чтобы избежать долгового преследования, инсценировал свою смерть и «воскрес» под именем действительно умершего соседа, однако у того на шее висело еще больше проблем. Заглавного Тарелкина сыграл сам Гарин, а вот роль местного представителя власти Вараввина исполнил Папанов — ему очень идет мундир Статского советника. Швейк во Второй мировой войне 1969 Строго говоря, «Швейк во Второй мировой войне» — это спектакль, поставленный Марком Захаровым с актерами Театра Сатиры, но поскольку Центральное телевидение СССР сделало из него двухчасовой фильм, мы вправе добавить эту картину в наш список. Зрители и критики ее не особенно ценят, поскольку автор пьесы Бертольд Брехт откровенно «переврал» подлинные «Похождения бравого солдата Швейка», но в контексте данной подборки лента нам крайне интересна, ведь Анатолий Папанов сыграл в ней роль… Гитлера. Да-да, нацистского диктатора высмеивал не только Чарли Чаплин, но и наш блестящий соотечественник, и делал это Папанов со всем своим талантом. В тридевятом царстве… 1970 В сатирической сказке «В тридевятом царстве…» тоже активно высмеиваются жестокие солдафоны и суровая полицейщина, правда черную форму и узнаваемые усики в кадре носит уже Спартак Мишулин, а не Анатолий Папанов — герою нашей сегодняшней подборки в картине досталась роль образцово-показательного капиталиста, магната, который всюду появляется в цилиндре, темных очках и с неизменной сигарой во рту. Кстати, эта сказка режиссера Евгения Шерстобитова сегодня редко появляется на экранах ТВ, хотя и выполнена в любимом зрителями жанре «Их поменяли местами» — главная героиня, артистка балета на льду, во время гастролей в другой стране на время подменяет собой местную принцессу.
И в нем одну из первых своих ролей, крестьянского мальчика, сыграл Анатолий Папанов. Сегодня — 100 лет со дня рождения великого русского актера, фронтовика. От этого его военные герои настоящие. Их правда в невероятной внутренней силе, в особом взгляде, где и трагедия, и суровость, и доброта. Что-то высшее, как у настоящих Отцов с большой буквы.
Как тело Анатолия Папанова нашли спустя два дня после смерти
Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Плотников , а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская жена командира вяземского гарнизона. К этому времени и относятся первые появления юного актёра на сцене, его как и сестру , вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети [7] [9]. В 1930 году семья переехала в Москву и поселилась на улице Малые Кочки ныне улица Доватора. Подростком работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода литейщиком. В 17 лет начал заниматься в драматической студии при Доме Культуры завода «Каучук» , любительском театральном кружке, которым руководили актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой — его Папанов считал своим первым учителем [10]. В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль рабочего в фильме « Ленин в Октябре ». Затем продолжил сниматься в массовках, «много и очень удачно» [10] в фильмах «Суворов», «Минин и Пожарский», «Ленин в 1918 году».
Зато кино и театр очень любил. За год до выпуска, чтобы помочь семье, юный Толя Папанов ушёл работать литейщиком в ремонтную мастерскую 2-го Московского подшипникового завода, а учёбу продолжил в вечерней школе. Занимался в любительской театральной студии клуба завода «Каучук», руководил которой актёр Театра имени Вахтангова Василий Куза. Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных артистов технике речи, фехтованию, сценическим движениям. В самодеятельной труппе часто беседовали о литературе.
Недостаточно усвоенные знания произведений школьной программы и чувство страха показаться невежественным привели Папанова к чтению. С удовольствием посещал он и хоровой класс, и изостудию, учился играть на домре. Война На фронт Анатолия Папанова призвали в августе 1941-го. Спустя год, во время сильной бомбёжки под Харьковом, получил серьёзную травму ноги и в 21 год став инвалидом, был комиссован и вернулся в Москву. Вступительные экзамены закончились.
Но из-за недобора студентов, после прочтения известного стихотворения Константина Симонова «Сын артиллериста», Анатолий Папанов был принят в институт.
Как жил и умер Анатолий Папанов Он никогда не любил чрезмерное внимание к себе при жизни и ушел из нее незаметно и загадочно. Там можно было отлично провести время и с пользой походить по магазинам, поэтому настроение у всех было приподнятым. В августе труппа перебиралась из Вильнюса в Ригу. Папанов попросил свою супругу, актрису «Сатиры» Надежду Каратаеву обязательно собрать газеты с рецензиями. С газетами в руках ее увидел Андрей Миронов и со своей неподражаемой интонацией произнес: «Боже, неужели вы читаете эту муть?! Каратаева даже представить не могла, что и ее 64-летнему мужу, и молодому красивому 46-летнему Миронову оставалось жить считанные дни… Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». Режиссер Леонид Гайдай, 1968 г. Мужчина пришел! Папанов и Миронов никогда не были друзьями.
Долгое время Анатолий Дмитриевич искренне считал, что у Андрюши, как звали Миронова в театре, только одна проблема в жизни: несвежие пирожные. У самого Папанова была совершенно иная доля. Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме. Отец, работник военизированной охраны, играл в любительском театре, а на детские роли звали Толика и его сестру. Правда, периодически родители сетовали: театр сын любит, а вот почитать те же пьесы, да и вообще учить уроки его не уговоришь. Анатолий Папанов в 1941 г. Источник: Wikipedia. Когда семья перебралась в Москву, Папанов работал литейщиком. Семья жила на западе Москвы, недалеко от «Мосфильма» и Дома культуры завода «Каучук». На знаменитой студии Толе иногда удавалось получить крохотные роли в массовке, а в ДК работала настоящая театральная студия, которую вели актеры Вахтанговского театра.
В общении с корифеями Анатолий осознал всю степень своей дремучести. И с тех пор стал читать. Когда началась война, Папанов уже служил в армии. Через короткое время вместе с товарищами угодил под жестокую бомбежку. Все, кто находился в блиндаже, погибли.
Но однажды случилась удивительная история, связанная с войной. В какой-то телепередаче папа рассказал, как дружил на фронте с Аликом Рафаевичем. Оба были творческими людьми, папа собирался на актерский, а Алик уже учился на операторском, это их сблизило. И Алика убило на глазах у папы — в тот день, когда половина их взвода погибла, а сам он получил серьезное ранение в ногу.
И этот рассказ услышала мама Алика, считавшая единственного сына пропавшим без вести. Она нашла наш телефон, приехала к нам… Для нашей семьи День Победы был особенным днем. Кроме прочего, эта картина стала для него своего рода отправной точкой в кино. Ну и «Дети Дон Кихота», конечно. Ну а великолепная роль в «Холодном лете пятьдесят третьего... Правда, что мама не хотела, чтобы он ее играл? Папе присылали много сценариев, а он был очень занят, поэтому мама их читала и разбирала. И она ему сказала — какие-то стрелялки сплошные, зачем тебе это? Но понимаете, какая штука: для актера быть неизвестным — плохо, но и известность, когда тебя узнают на каждом шагу, быстро начинает мешать.
Папа посмотрел сценарий после мамы, сказал, что Прошкин — хороший режиссер, и задумчиво добавил: «Я давно не снимался, меня так начнут забывать…» — Может, Надежда Юрьевна предчув ствовала что—то? У него был выпуск спектакля «Последние» по Горькому — первая его режиссерская работа, экзамены курса в институте, где он преподавал, а еще и съемки. Он на них в Карелию ездил из Риги, а в Москву приехал потому, что возникли какие-то проблемы у студентов в общежитии. Устал, полез принимать душ, горячей воды не было, встал под холодный... И начал развиваться сердечный приступ. Может, если бы не было «Холодного лета... Как он вас воспитывал? Мама с папой жили с ними вместе в одной комнате в коммуналке. Когда родилась я, они соорудили перегородку из картона, обклеили ее обоями, чтобы создать нечто вроде второй комнатки, где ребенку было бы поспокойнее.
А когда мне исполнилось три, маме с папой дали комнату в общежитии Театра сатиры, но бабушка предложила меня оставить с ними: у родителей же вечно репетиции, гастроли. Когда же они получили квартиру в Новых Черемушках, я уже ходила в школу. Нет, родители, конечно, постоянно со мной общались, но больше меня воспитывали бабушка и дедушка. Я на это не обижаюсь — у меня было счастливое детство. Иногда я и не очень рада была приезду родителей — надо было сразу дневник показывать. Но вы сказали про детство, и я отчетливо вспомнила яркий, счастливый день.