Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог. В отличие от привычного всем понятия интеллекта, эмоциональный интеллект – своего рода эмоциональная компетентность, способность осознавать и управлять эмоциями, адекватно интерпретировать ситуацию и влиять на нее.
Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?
Пример Христина Корлякова описывает следующую ситуацию. Женщина заявляет мужчине: «Ты не уделяешь мне внимания». Он отвечает: «Уделяю, не начинай». Здесь уже прорисовывается спектр негативных эмоций: обида, покинутость, непонимание, раздражение или даже гнев, вина. Женщина предложила партнеру игру: «Догадайся, что мне нужно». Мужчина не поинтересовался, что в понимании партнерши значит это загадочное внимание. Ведь наверняка она имеет в виду абсолютно конкретные вещи: цветы, приглашение куда-либо. Обоюдное игнорирование эмоциональных потребностей друг друга привело к конфликту. Повторение подобных ситуаций неизбежно для человека с низким эмоциональным интеллектом, подчеркивает специалист.
EQ — это суперспособность понимать чувства и эмоции окружающих людей, а также без труда разбираться в собственных. И она доступна практически каждому Христина Корляковакризисный психолог «Люди с развитым эмоциональным интеллектом действительно намного счастливее остальных», — убеждена эксперт.
Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг.
Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31].
Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.
Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации.
Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д. Карузо и П.
Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу — модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность они называют его ability EI или information processing EI и эмоциональный интеллект как черта trait EI. Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта.
Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания [16]. В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А.
Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л.
Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20]. Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23].
Что для меня по-настоящему важно? Что мне делать сложно, а что — легко? Насколько быстро меняется моя жизнь или отрасль, в которой я работаю? Отталкиваясь от ответов, определите первые шаги, с которых можно начать развитие личности. И главное — не бойтесь учиться. Постигайте принципы правильного общения, самоорганизацию, креативность, работу в команде, критическое мышление, составьте стратегию борьбы со стрессом, работающую в вашем случае. К слову, стрессы и депрессии вызывают нарушения эмоционального интеллекта. Обучение — это не тяжкая ноша, а поиск новых возможностей, которые обязательно откроются с увеличением багажа знаний и умений. Вопросы спикеру Какие навыки еще очень важны, помимо эмоционального интеллекта? Эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки тесно взаимосвязаны. Это лидерство, харизма, умение общаться с людьми. Следующий момент — стрессоустойчивость. Дело в том, что в современном мире крайне много факторов, которые могут выбить из колеи. Также Наталья порекомендовала работать над творческими способностями. Для этого подойдут специализированные тренинги и литература. Сколько нужно времени, чтобы развить эти навыки? По мнению гостьи, soft skills — не бег на короткую дистанцию, а длинный марафон. Для формирования таких навыков существуют специальные курсы и упражнения. В дополнение к теме Что такое эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект emotional intelligence? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей.
Когда сознание занято эмоциями, которые вы не можете уловить и отфильтровать, поступающая информация воспринимается с искажениями. Не получится вести конструктивный спор, что еще хуже, вы можете разругаться или потерять работу. Подавление эмоций, неправильная их интерпретация или неумение их выражать сильно снижает качество жизни человека. И наоборот: развитие эмоционального интеллекта помогает улучшить взаимоотношения с людьми, повысить результаты в учебе и работе, сделать жизнь ярче и лучше. Психологи сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта лучше начинать с раннего возраста, но не страшно, если в детстве вам об этом не рассказывали. Эмоциональный интеллект — это навык, который можно тренировать в течение всей жизни. При достаточном уровне мотивации поможет регулярное самостоятельное выполнение упражнений Эмоциональный интеллект: упражнения для тренинга Заведите «Календарь эмоций» — регулярно записывайте, какую эмоцию вы испытывали на протяжении дня, почему и какая ситуация вызвала эту эмоцию, вам было приятно ее проживать или нет. Проследите, как на ваше эмоциональное состояние реагировало ваше тело, постарайтесь вспомнить все ощущения. Такой анализ поможет лучше чувствовать свое состояние и принимать эмоции не только на психологическом, но и физиологическом уровне. Для осознания собственных эмоций важно научиться распознавать эмоциональные реакции других людей. В этом поможет простое упражнение: понаблюдайте за пассажирами в транспорте, коллегами на работе, людьми в общественном месте. Подумайте, какие эмоции они испытывают. Пофантазируйте, с чем это может быть связано. Придумайте любой телесный метод, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием. Например, вдох-выдох, сжать и разжать кулаки, досчитать до двадцати. Выполняйте эти действия в момент, когда чувствуете, что сейчас сорветесь, или чувствуете, что хотите повысить голос или обидеть человека. Когда общаетесь с людьми, ставьте себя на их место.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Эмоциональный интеллект: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу | Что такое эмоциональный интеллект, чем он отличается от рационального и почему важен для человека, рассказал Игорю Буккеру Сергей Маркелов. |
Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса | Эмоциональный интеллект — это дар, но его легко растратить. |
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить | Эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI) — это ИИ, который позволяет компьютеру распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них. |
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект | Способность распознавать и интерпретировать эмоции называют эмоциональным интеллектом, или EQ, и эта способность может играть важную роль в жизни. |
Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой //Психологическая газета | Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств. |
Что такое эмоциональный интеллект?
- Эмоциональный интеллект – залог жизненного успеха
- Что такое эмоциональный ИИ
- Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте - Новости
- Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким
- Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями. Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств. Люди с эмоциональным интеллектом управляют собственными действиями и эмоциями прежде всего ради себя, а не для того, чтобы нанести ущерб чувствам других. Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что на долю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности.
Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой
В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем.
Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей. Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории. Метрики показывают, что происходит, но не объясняют причин, не позволяют проверить инсайты и идеи, не дают глубинного понимания мотивации.
Именно поэтому существуют такие виды исследований, как наблюдение, глубинное интервью, домашние визиты. Задавая людям вопросы, внимательно выслушивая ответы, наблюдая за их поведением, хороший маркетолог может четко представлять, как потом к ним обращаться, на каком языке с ними разговаривать. Помимо этого общения, всегда должна быть обратная связь от коллег по работе, членов своей команды.
Когда работаешь в маркетинге, у тебя нет возможности забиться в нору и оттуда заниматься продвижением своего бренда. Да и в принципе любому человеку нужен оппонент, редко когда интересные или прорывные идеи создавались в одиночку. Чтобы суметь аргументировать и отстоять свою позицию Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Анализ и понимание эмоций содержит в себе следующие характеристики: способность «маркировать» эмоции и вербализовать их, понимать разницу между различными по названию и близким по смыслу эмоциям симпатия и любовь ; способность интерпретировать и различать у себя и у других смену эмоций, то есть понимание причинно-следственных связей печаль после потери ; способность понимать комплекс эмоций: единовременной любви и ненависти, или страх и удивление; способность распознать неожиданные изменения эмоций например, от гнева к смущению. Сознательное управление эмоциями включает в себя аспекты: способность быть открытым для эмоций одинаково для приятных, так и для неприятных; способность сознательно как привлекать, так и отвлекаться от эмоций исходя от оценки их полезности и информативности; способность сознательно контролировать свои и чужие эмоции распознавать, насколько разумными и ясными они являются ; способность к управлению своими и чужими эмоциями посредством снижения отрицательных эмоций и увеличения принятых без подавления или усиления информации, которую они передают. С практической точки зрения, в современной психологии существует еще один относительно новый теоретический конструкт 2004—2007 год , посвященный эмоциональному интеллекту. Это разработанная Е. Орел и доработанная В. Одинцовой под руководством А. Шмелёва методика ЭмIQ-2. Согласно авторам, структуру эмоционального интеллекта составляют пять параметров: самоанализ и самооценка способность оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать эмоции, видеть такую важную способность, как умение принимать себя вместе со своими недостатками и не позволять негативным эмоциям управлять своим эмоциональным состоянием , самоконтроль способность справляться с испытываемыми эмоциями, сдерживать их под контролем и осознавать последствия, которые могут возникнуть при проявления тех или иных эмоций , выражение эмоций способность выражать свои эмоции, выбирать оптимальный уровень экспрессии своих эмоций и гибко реагировать на проявления эмоций у других людей , социальная чуткость способность правильно понимать и оценивать мотивы, которые стоят за поведением окружающих людей и реагировать на них на основе данного понимания , мотивация отражает наличие самодисциплины, внутренней мотивации, настойчивости в процессе достижения поставленных целей. Данная модель основана как на теоретических исследованиях описанных выше моделей, так и на современных исследованиях и методических разработках зарубежных компаний. Она относительно мала, но в то же время не противоречит рассмотренным основам и содержит в себе все необходимые компоненты для изучения эмоционального интеллекта в зависимости от цели исследования.
Компьютер изучает мимику, жесты, движение глаз, голос и речь. Чтобы обучить нейросеть, дата сайентисты собирают выборку данных и вручную размечают изменение эмоционального состояния человека. Программа изучает шаблоны и понимает, какие признаки к какой эмоции относятся. Нейросеть может обучаться на разных данных. Одни компании и лаборатории используют видеозаписи, другие изучают голос, а некоторые извлекают пользу сразу из нескольких источников. Но чем разнообразнее данные, тем точнее результат. Рассмотрим два основных источника: Фото и стоп-кадры из видео. Сначала изображения обрабатываются, чтобы ИИ было удобнее с ними работать. Черты лица — брови, глаза, губы и так далее — размечаются точками.
Нейросеть определяет положение точек, сопоставляет их с признаками эмоций из шаблона и делает вывод о том, какая эмоция отражена — злость, страх, удивление, грусть, радость или спокойствие. Есть и другой подход. На лице сразу отмечают маркеры эмоций — например, улыбку или нахмуренные брови. Тогда нейросеть ищет маркеры на изображении, анализирует их комбинации и определяет состояние человека. Для обучения используется набор заранее размеченных изображений лиц, каждому из которых поставлена в соответствие изображенная на нем эмоция. В процессе обучения нейронная сеть самостоятельно выясняет, что определяет эмоцию человека, в результате получается готовый алгоритм. Даниил Киреев, ведущий исследователь компании-разработчика продуктов по распознаванию лиц VisionLabs Изучение маркеров эмоций началось еще в XX веке. Правда, тогда их рассматривали отдельно от нейросетей. Она разбивает выражение лица на отдельные мышечные движения, или двигательные единицы Action Units.
Исследователь изучает двигательные единицы и сопоставляет их с эмоцией. Голос и речь. Нейросеть выделяет из акустического сигнала множество параметров голоса — например, тон и ритмичность. Она изучает их изменение во времени и определяет состояние говорящего. Иногда для обучения используют спектрограмму — изображение, которое показывает мощность и частоту сигнала во времени. Кроме того, для более точного результата ИИ анализирует лексику. Умение обращать внимание на чувства и эмоции другого человека называется эмпатией. Чем точнее вам удается интерпретировать эмоции, намерения и мотивацию, тем выше уровень вашего эмоционального интеллекта. Теперь представьте, если ваш плейлист будет формироваться на основании эмоций, распознанных при разблокировке Face ID.
А Siri позволит выговориться ей после тяжелого дня и даст пару советов, а потом порекомендует фильм, чтобы отвлечься. Олег Кивокурцев, сооснователь Promobot Где используется технология Продажи и реклама Самая очевидная сфера применения технологий распознавания эмоций — маркетинг. С их помощью можно определить, как рекламный ролик действует на человека. Для этого можно, например, установить конструкцию с камерой, которая будет менять рекламу в зависимости от настроения, пола и возраста проходящих мимо людей. Настроить свою подписку на RB. RU Анализ видеопотока позволяет узнать количество уникальных посетителей на торговую точку, их социодемографический профиль, подсчитать индекс удовлетворенности каждого клиента и общую статистику, а также сравнить ее с другими магазинами, филиалами и целыми сетями продаж. Это своеобразная гугл-аналитика, только для офлайна. Такие же системы устанавливают и в сетевых отелях. Георгий Плиев, основатель и управляющий партнер Neurodata Lab Подобную конструкцию разработали стартапы Cloverleaf и Affectiva.
Они представили электронные ценники с рекламой под названием shelfPoint, которые собирают данные об эмоциях покупателей. Более необычный вариант — робот-консультант с искусственным интеллектом. Он будет взаимодействовать с клиентами, считывать их эмоции и влиять на них. А еще делать персонализированные предложения. Робот Promobot.
Все вебинары курса можно посмотреть на нашем канале в ютуб. Проект «Развитие. Перспектива: ищем ресурс вместе! Оставайся на связи!
Эмоциональный интеллект: как использовать негативные чувства во имя собственного блага
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Эмоциональный интеллект — это способность замечать эмоции (свои и других людей) и как-то с ними обходиться. Эмоциональный интеллект как эмоции + разум.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл [11]. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15]. По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций.
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
Эмоциональный человек равно эмоциональный интеллект? Способность распознавать и интерпретировать эмоции называют эмоциональным интеллектом, или EQ, и эта способность может играть важную роль в жизни. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Участники обсудили важную связь между эмоциональным интеллектом и успехом в школе и социальной сфере. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для. По своей сути эмоциональный интеллект – это способность управлять эмоциями в наших отношениях с окружающими.
Общая информация
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
- Публикации
- Введение в эмоциональный интеллект
- Способы развития
- Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Введение в эмоциональный интеллект
У человека большой потенциал в этой сфере. Распознавание эмоций, 2. Использование эмоций Стратегический ЭИ: 3. Понимание эмоций, 4. Управление эмоциями Баллы по доменам в отчете мы не увидим, но можем ориентироваться по величине столбцов. Есть два вида отчетов тестов ЭИ: Стандартный отчет. В стандартный отчет входят цифровые обозначения тех компонентов, которые обозначены звездочкой: Общий балл ЭИ и баллы по ветвям. Это будет для участников информативный материал.
Полный отчет дополнен баллами по разделам, который раскрывает каждая ветвь: Распознавание эмоций Лица, Изображения, Ситуация , Использование эмоций Фасилитация, Эмпатия Понимание эмоций Изменения, Смешивания, Динамика Управление эмоциями Управление своими эмоциями и влияние на эмоции других. Опытный эмоциональный интеллект - сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач. Этот показатель демонстрирует уровень способности воспринимать эмоциональную информацию, отвечать на нее и распоряжаться ею, не обязательно при этом понимая ее. Он фокусируется на более базовом уровне переработки эмоций в отличие от рационального понимания и управления эмоциями. Показатель базируется на ветвях "Распознавание эмоций " и "Использование эмоций" модели эмоционального интеллекта. Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением.
Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т.
К сожалению, нет. Всем ли она нужна?
Как это узнать? Что делать с теми, у кого эмпатии нет?
Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию. Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля.
Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций. Способность понимать эмоции и последствия эмоций, разбираться в чувствах — сильная сторона клиента. Если самый низкий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент с трудом предполагает, к каким последствиям может привести определенная эмоция, в большинстве ситуаций ему сложно предположить причину появления эмоций. Если самый высокий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что у клиента способность управлять эмоциями как своими, так и эмоциями других людей развита на достаточно высоком уровне, он очень хорошо регулирует свои эмоции и эмоции других людей — это его сильная сторона. Клиент эффективно выбирает стратегии управления эмоциями и таким образом успешно справляется со стрессом. Если самый низкий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что управление своими эмоциями и эмоциями других людей для клиента представляет большую сложность. Вероятно, он не использует данные способности в своей деятельности. Мы оцениваем какие-то события в нашей жизни также по переживаемым нами эмоциям.
Эмоции - это универсальный язык, пользоваться которым, к сожалению, не обучают ни в школе, ни в ВУЗе. Надеемся, что данный курс, поможет повысить эффективность распознавания, понимания и использования эмоций. До встречи на тренинге!
Например, люди, которые рождаются слепыми и никогда не видели лиц, показывают типичные для основных эмоций выражения лица. Хотя, конечно, не все люди испытывают одни и те же эмоции на один и тот же цвет, большинство людей находят красный и оранжевый возбуждающими, а синий и пурпурный — успокаивающими. А серый, коричневый, черный и белый, как правило, вызывают эмоциональное притупление.
Исследования показывают, что дети, игравшие в оранжевой комнате, были более доброжелательными, проворными, творческими и менее раздражительными, чем дети, игравшие в комнатах с белыми, коричневыми и чёрными стенами. Это может свидетельствовать о том, что способ выражения эмоций взрослого человека формируется воспитанием матери в раннем детстве.
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат | По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. |
Эмоциональный интеллект – управляя собой, управляй эмоциями | Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются. |
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств. Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Эмоциональный интеллект включает в себя способности распознавать, понимать свои и чужие эмоции, контролировать желания и порывы. Чем опасны невыраженные эмоции? агрессия гнев страх Татьяна Завада эмоции эмоциональная грамотность эмоциональный интеллект, Запрещенные эмоции, Интересно знать! Новости Статьи Эмоции и чувства. Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, отмечает спикер и соучредитель SyncLX Райан Дженкинс.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой | Метки: Чувства, Эмоциональный интеллект. |
Эмоциональный интеллект: как он помогает в жизни (в том числе интеллектуальной) | Попробовав методы эмоционального интеллекта на себе, я решила пойти учиться к основоположникам этого метода. |
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить | Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. |
Эмоциональный интеллект: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу | По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. |
Человек с развитым эмоциональным интеллектом может сдерживать и контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах. |
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Первое — плохо засыпаете, мысли крутятся в голове. Управление эмоциональной сферой всегда влияет на качество жизни. Но здесь сразу сделаю дисклеймер. Пожалуйста, вне зависимости от любых тестов, если такое происходит продолжительное время, сделайте хотя бы общий анализ крови. Не надо заменять психологию соматическими изменениями. Это тоже очень важно, потому что некоторые начинают уделять внимание только эмоциональной сфере, но ведь есть еще физиология. Второй момент — повторяющиеся реакции. Это, наверное, будет очень актуально, особенно в контексте сотрудников и руководителей. Если я каждый день раздражаюсь на условного Сидорова. Он еще войти не успел в офис, а я уже на него раздражаюсь.
Значит, что-то не так не с Сидоровым, а со мной. Цепная реакция сформировалась. Это важный сигнал к тому, что нужно с этим разбираться. Тогда надо действовать по той цепочке, которую мы проговорили: отделить эмоции, разобраться, что произошло, глубинно понять первопричины. Коучи-психологи с этим помогают, попробуйте один раз сходить, но можно и самим, если хватит сил. Еще из важных моментов следует выделить обратную реакцию, когда кажется, что ничего не радует. Как был анекдот про елочные игрушки, которые сверкают, но не радуют. Это тоже сигнал к тому, что нужно заняться развитием эмоционального интеллекта, потому что это на стыке с выгоранием. Еще эмоциональным интеллектом стоит заняться, если вы только стали руководителем.
То есть если что-то произошло, какие-то изменения в жизни? Да, если я хочу иметь это как ресурс для развития. Эмоциональный интеллект работает с проблемными зонами, которые можно разделить на три блока: я нахожусь в тревожной эмоциональной петле, я застрял в эмоциональной реакции, или, наоборот, вообще ничего не чувствую. Есть и другая реакция — я понимаю, что готов двигаться дальше. Эмоциональный интеллект неслучайно относится к тому, что называют soft skills, гибкими навыками. Он не привязан конкретно к профессиональным умениям, а как бы сквозной, помогает в их развитии. Человек благодаря эмоциональному интеллекту начинает себя развивать, в том числе в социальном плане. Такой человек не стесняется обратиться за помощью. Готовность к более серьезным проектам, мотивация погрузиться в них — это все тоже дополнительный эффект от развития эмоционального интеллекта.
Каким образом различаются эмоциональные интеллекты у разных возрастов? В чем особенность развития эмоционального интеллекта у детей? Очень важно начать развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте — тогда у нас будет экологичное общество. Сразу у ребенка нет навыка управления эмоциями. Но момент их распознавания, принятия, особенно родителями, мамой, происходит буквально с рождения. Эмоциональная сфера нам дана для того, чтобы мы адаптировались в этом мире. Не случайно все психологи говорят про важность первого года жизни, про принятие эмоций, про то, в какой атмосфере ребенок воспринимает этот мир. Будет ли он для него враждебным или принимающим, где себя можно спокойно чувствовать? Эмоции, движения, речь — три кита гармоничного развития.
У Института физиологии им. Павлова про это есть огромное количество материала. На первом этапе мы закладываем базу. Фактически речь идет про эмоциональный интеллект родителей, даже скорее мамы, потому что она чуть больше связана с детьми. Дальше мы помогаем ребенку отделять свои эмоции, понимать их. Мы говорим: «Эта эмоция может быть как мячик». Есть огромное количество практик: нарисуй, слепи, раскрась те или иные эмоции. Причем важно, чтобы ребенок раскрашивал их в те цвета, которые он сам считает нужным — мы ему не навязываем. Так закладывается этап, когда ты можешь отделять эмоцию от себя и ею управлять.
Как мячик ты можешь бросить, так и эмоцию ты можешь откинуть подальше. К пяти годам дети уже прекрасно могут работать с формулировкой. Даже с трех лет родители пробуют говорить языком эмоционального интеллекта: «Я чувствую, потому что я хотел», «Ты чувствуешь, потому что ты хотел». Например, ребенок расстроился, потому что у него отняли машинку. Реакция очень многих родителей будет: «Тихо, не плачь, все хорошо». Какое тут хорошо. Я всегда родителям говорю: «Вот вы идете по улице, у вас телефон отняли». И вам говорят: «Ничего, все хорошо». Я прямо представляю их реакцию в этот момент: «Вообще нехорошо».
Правильнее будет сказать: «Ты сейчас расстроен, потому что машинку отняли. Ты хотел бы с ней играть дальше». Так мы помогаем ребенку осознать, что с ним сейчас произошло, какая этому причина, и что бы он хотел сделать. То же самое мы говорим про себя: «Я расстроена, потому что ты раскидал вещи, а я хотела бы, чтобы в комнате был порядок, как мы с тобой договорились». Это звучит лучше, чем «у тебя вечно в комнате беспорядок», согласитесь. На самых ранних этапах важно, чтобы дети считывали наше состояние. Это опять про честность и про развитие эмоционального интеллекта у себя. Дальше мы помогаем детям научиться понимать, что я не равно эмоция, отделять эмоцию от себя и распознавать ее у других. Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые.
Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу. Не зажимая все в себе, ребенок понимает, как экологично выразить и гнев, и страх, и слезы, когда попросить помощи, когда выйти из комнаты, постучать по подушке, и так далее. Это влияет и на лучшее понимание себя, и на взаимодействие с другими. Как должны выглядеть на практике первые шаги по прокачке своего эмоционального интеллекта для тех, кто никогда раньше этим не занимался? С эмпатией есть лайфхак — надо больше общаться и саморефлексировать. Можно честно проговорить: «Мне кажется, ты сейчас немножко встревожена» или «Мне кажется, ты сейчас взволнован. Могу я что-то сделать? Или: «Мне кажется, ты сейчас очень воодушевлен, давай продолжим разговор».
Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Это также связано с высокими социальными компетенциями, например, в коммуникации с другими людьми, чтении языка тела, понимании мотивов поступков собеседников. Эмоциональный интеллект определенно важен в различных сферах жизни, таких какое развитие. Наибольшие шансы на успех имеют люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта. Точное распознавание и чтение сигналов, исходящих от эмоций, может повлиять на принятие лучших жизненных решений, повысить эффективность решения проблем и конфликтов и позволить более эффективно общаться с другими. Модели эмоционального интеллекта разные, однакопоэтому социальные компетенции, относящиеся к в области отношенийям с другими людьми, такиеявляются важной ксак работа, семья, установление близких отношений, с другими людьми являются важной или личноставляющей личности человека.
Они включают пять способностей. Первая — это эмпатия, которая означает способность сопереживать эмоциональным состояниям других людей. Еще одним компонентом является убеждение, то есть способность вызывать желаемые эмоциональные состояния или реакции у других. Еще один навык — напористость, которая характеризуется способностью отстаивать свое мнение, не критикуя позицию других. Еще одним Ппринципиальным навыком является сотрудничество для установления контактов, создания связей с людьми и взаимодействиесотрудничестве с ними для достижения конкретной цели. Последняя способность — это лидерство, то есть умениеспособность вести за собой других и мотивировать их к действию.
Эмоциональный интеллект не является врожденной или постоянной чертой. Соответствующие компетенции человек начинает осваиватьет еще будучи ребенком и продолжает на протяжении жизни еще будучи ребенком. Эмоциональный интеллект можно развить, проходя различные тренинги, занимаясь с психологом, выполняя аутотренинги и упражнения. Как измерить эмоциональный интеллект Эмпатия поддается измерению с помощью ряда стандартизированных психологических инструментов и моделей. Наиболее популярным является опросник INTE. Еего также можно измерить с помощью довольно простого по конструкции теста KKS, то есть опросника социальной компетентности.
Он исследует поведение в ряде социальных ситуаций, включая момент тесного контакта с другим человеком, ситуацию, требующую уверенного поведения, и момент социального воздействия, например, публичное выступление. Тесты используются в диагностике, в том числе в терапевтической работе, а также в консультировании в широком смысле, например, в профориентации.
О важности эмоций говорил еще Чарльз Дарвин. Впервые определение Emotional Quotient употребил Майкл Белдок.
Расцвет теории EQ в Америке и Европе пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х годов. Этому посвящались многие исследования, а также были разработаны первые тесты для оценки уровня эмоционального интеллекта. Для справки! О том, что такое интеллект, вы можете прочитать в другой статье нашего блога.
Ведь именно навык коммуникации по сути и определяет, насколько успешным в жизни будет человек. Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей.
Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации. Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления.
Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет.
Конспект В последние годы разговоры о профессиональной деятельности, коммуникации и успехе не обходятся без упоминания soft skills и эмоционального интеллекта. Но что всё это значит? Почему они не менее полезны, чем непосредственные профессиональные навыки? Как их прокачать? На Марафоне «Познай себя» от Российского общества «Знание» разбирались в данном вопросе вместе с психологом и бизнес-тренером Натальей Лукиной. В противовес soft выделяют hard skills — профессиональные навыки, которые можно измерить по определённым параметрам, своего рода KPI.
Но что важнее? А важно всё. Особенно для лидера. Такой человек должен как досконально знать свою сферу, владеть профессиональными навыками, так и обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Мозаика из способностей, или Устройство эмоционального интеллекта На сегодняшний день существует 3 популярные модели эмоционального интеллекта, однако в психологии в качестве основной используется версия Майера-Саловея-Карузо. Вышеупомянутые американские психологи называют следующие составляющие эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций. Подразумевается способность распознавания конкретных эмоций у себя и других людей. Стимуляция мышления эмоциями. Подразумевается использование эмоций в качестве мотивационного и стимулирующего факторов для мыслительного процесса.
Понимание эмоций. Умение находить взаимосвязь мыслей и возникших эмоций, а также способность понимать причину появления конкретных эмоций в различных условиях. Управление эмоциями. Способность подавлять или пробуждать эмоции. Зачем нужно развивать EI?
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
Им интересуются крупные компании и амбициозные стартапы, которые внедряют новые разработки в ритейл, маркетинг, образование, банковскую сферу, рекрутинг. Rusbase разобрался, чем полезен эмоциональный ИИ для бизнеса.
Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру и жизнь. Почему эмоциональный интеллект так важен? Потому что EQ используется в разных сферах жизнедеятельности.
Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и вести их за собой. А также убеждать их в своей правоте. Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело.
Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий. Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т. Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими.
Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Составляющие эмоционального интеллекта EQ — это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков. Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях. Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке. Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты.
Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты. Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис. Мотивация Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта.
Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их. За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи.
Возможно, предполагая, что эмоциональный интеллект необходим на работе, мы запрягаем телегу впереди лошади. Нам следовало бы перестать считать эмоциональный интеллект полезным в любой ситуации и задуматься о том, когда и где он бывает важен. В ходе исследования, которое я проводил недавно в одной фармацевтической компании, я предложил ее сотрудникам заполнить тест, посвященный управлению эмоциями и контролю над ними, а затем попросил менеджеров оценить, сколько времени эти сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам. Связи между эмоциональным интеллектом и помощью я не выявил. Помогать другим нас подталкивают наши побуждения и ценности, а не способность понимать и контролировать эмоции. Однако эмоциональный интеллект сказывается на другом поведенческом факторе — на готовности бросать вызов статус-кво и выступать со своими идеями и предложениями. Сотрудники с более развитым эмоциональным интеллектом выступают с ними чаще и эффективнее. Когда с коллегами обходятся несправедливо, они тоже чувствуют праведное негодование, но могут обуздать его и аргументировать свою позицию.
Когда они рискуют выступить за гендерное равенство, эмоциональный интеллект помогает им держать страх под контролем. Когда они предлагают начальству новаторские идеи, их способность выражать энтузиазм позволяет им не выглядеть угрожающе. Короче говоря, они — в намного меньшем масштабе — следуют примеру Мартина Лютера Кинга-младшего: раскачивают лодку, но не переворачивают ее. Почему же мы так долго подходили к ней прямолинейно? После того, как Дэниел Гоулман обеспечил в 1995 году этой концепции популярность, многие ученые, вероятно, поддавшись чрезмерному энтузиазму, начали проводить исследования, которые содержали фундаментальные изъяны. Как отметил профессор Лозаннского университета Джон Антонакис John Antonakis , «практика и псевдонаука всегда намного обгоняют добросовестные исследования». Одной из главных проблем было использование методов самооценки. Респондентов просили оценить свой эмоциональный интеллект с помощью утверждений вроде: «Я могу сказать, что люди чувствуют, даже если они мне об этом не говорят» или «У меня хорошо получается успокаивать людей, когда они расстроены». Между тем способности невозможно точно измерить таким методом. Как жалуются специалисты по эмоциям Сигал Барсейд Sigal Barsade из Уортонской школы бизнеса и Дональд Гибсон Donald Gibson из Фэрфилдского университета, «это все равно, что оценивать математические навыки, спрашивая респондентов, как хорошо они умеют решать уравнения, — вместо того, чтобы просто попросить их решить уравнение».
Благодаря более достоверным методам исследования, специалисты все чаще признают, что эмоциональный интеллект, как и любой другой навык, можно использовать и во благо, и во зло. Поэтому, если мы собираемся развивать эмоциональный интеллект в школах и на рабочих местах, нам необходимо не забывать о ценностях, с которыми он должен идти в комплекте, а также понимать, где он может быть полезен на самом деле.
Именно об этой «системе», о сложности человеческой природы я хочу поговорить, поразбираться с человеком-собой, побыть немного исследователем. Мой тезис озвучил Лев Толстой ещё в 19-м веке: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» Надеюсь, что цитировать Льва Николаевича на Хабре в 2022 году — это не слишком пафосно? Относительно 19-го века, в современности, к «честным» внутренним поискам, добавился ключевой метатренд — ускорение всех сфер жизни. Продукты такого ускорения — рост нагрузки, смена приоритетов и привычек.
Я ищу, как соотносить себя с ускорением, какими инфраструктурными и ресурсными возможностями мы для этого располагаем, и как ими пользоваться. Уверена, что сочетания «софт-скилз» и «эмоциональный интеллект» успели набить вам оскомину. Последние N лет на них паразитируют с разной степенью эффективности издательства корпоративной литературы: их пишут в вакансиях, заменив устаревшую «стрессоустойчивость»; печатают в брошюрах «Навыки будущего»; включают в программы дополнительного образования для подростков. Уже не помню, когда услышала их впервые, но реши я сейчас системно заняться вопросом эмоционального интеллекта, я бы совершенно потерялась в ворохе материалов. Мы понимаем софт-скиллы как противоположность хардам — экспертизе. Эмоциональное противопоставляют интеллектуальному, и в эпоху гонки за профессиональной экспертизой прокачивать софты — это новый панк. Но так ли оправдана эта двойственность?
Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта EQ , не снижая ценности IQ. Вместо изоляции одного от другого попробую объединить и взаимно усилить их. С этой темой я дважды выступила на внутренних митапах и обнаружила воодушевляющий отклик. Да кто такой этот ваш EQ? Если коротко, эмоциональный интеллект emotional quotient — это совокупность коммуникационных способностей распознавать эмоции, понимать мотивацию, желания других людей и свои собственные. Иными словами, это способность правильно интерпретировать своё и чужое эмоциональное состояние и пользоваться этими знаниями. EQ — вовсе не обязательно волшебная палочка для манипулирования людьми.
В первую очередь, мне важно разобраться, как я сам устроен в эмоциональных реакциях, чтобы находить те же отблески человеческого в окружающих. Выражаясь языком Инстаграм-цитат, «selfcare is a preparation for community care». Морфология эмоций По определению из учебников, эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное отношение к существующим или мыслимым ситуациям и реальному миру. Ультрабазовый, ядровый функционал, отточенный эволюцией и вшитый крепче некуда. Процесс, который начинается и заканчивается. Спрашивать некого: мы сами и есть сумма наших чувств и эмоций» В. Пелевин, «Непобедимое солнце» Эмоции возникают как ответная реакция, но сами по себе никуда не деваются, их нужно проживать.
Эмоция — маленькое, но неизбежное путешествие, дорога, по которой каждый движется с разной скоростью. Именно поэтому тактика подавления не эффективна. Избегая эмоций, мы только удлиняем финальный путь. Некоторые источники выделяют 8 эмоций. Где-то пишут, что есть 6 базовых эмоций, из которых в разных пропорциях складываются комплексные чувства и настроения. Методологи не делят эмоции на негативные и позитивные. Любой эмоциональный опыт важен для мозга и тела.
Базовые эмоции Задаваясь вопросами о природе эмоций, мы можем отследить факторы, которые вызвали их. Нас интересуют эмоции как реакции, порождающие цепочки телесных и ментальных явлений. Первостепенная задача — научиться наблюдать. Анализируя входящие параметры и исходящие реакции, мы можем выводить паттерны, прогнозировать своё поведение. Сперва это банальные вопросы для самоанализа в духе: «Почему я это чувствую? Это кропотливая работа над собой. Или с самим собой.
А понимание самого себя постепенно становится ключом к пониманию других. Таким образом, чтобы удержать необходимые компетенции и не спалить себя на костре профессиональных достижений, нужно вписывать в жизнь новые аспекты. И всё это на базе старых привычек, но в новом времени, которое так торопит жить, и его бешеной акселерации. На высокой скорости ещё сложнее отлавливать и анализировать свои поведенческие скрипты, выявлять триггеры тех или иных реакций. Но я иду дальше и хочу разобраться в том, где эти шаблоны лежат и откуда берутся. Где рождаются паттерны?