Слово «лилит» (причем не как имя персонажа) есть только в еврейском тексте книги пророка Исайи (34:14). Лилит — демоница, губительная для новорождённых и рожениц, встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. Но Лилит наотрез отказалась возвращаться, заявив, что предпочитает совокупляться с сатаной, и что создана, чтобы вредить новорожденным младенцам. Согласно европейской мифологии, Лилит является первой женой Адама, которая будучи несправедливо обиженной как мужем, так и Создателем стала одним из страшнейших демонов.
Лилит: первая жена Адама, о которой «забыла» Библия
Тогда Лилит бежала из рая, сказав тайное имя Бога и вырастив крылья, благодаря чему улетела к Красному морю, за что и была наказана. Как покровительница похоти, супругой Лилит была неверной, она могла перевоплощаться в любые угодные ей сущности и в таком виде совращала людей и других демонов, а также невинных ангелов неизменно рождая от них новых и новых демонов. Аннотация: Библия об одновременном Сотворении БОГОМ Первородного мужчины и Первородной женщины. Википедия о Лилит.
Что случилось с Лилит – первой супругой Адама?
Также иногда ее изображают в виде змеи-искусительницы. В рамках еврейской традиции нередко фигурирует информация, что Лилит — не одна. Есть Старшая, которая является вечной любимой супругой Самаэля. И Младшая — жена демона Асмодея. В иудейской мифологии описаны способны защиты от демоницы. Кроме табличек с именами ангелов и именами самой Лилит, от ее воздействия уберегает красный цвет. Традиционно красная ниточка на запястье — оберег не просто ото всех несчастий, но и конкретно от демонических чар. В древние времена, чтобы уберечь новорожденных от ночной гостьи, вокруг колыбелей чертили белым мелом или насыпали соль охранный круг. Для мальчиков его сохраняли в течение девяти дней, для девочек — не менее двадцати суток.
В легендах и сказаниях древних шумер присутствует героиня с таким именем. Кто она? Некая Верховная Богиня, которая сочетает в себе добро и зло, тьму и свет. Она выступает покровительницей всех шумер. Когда Богиня плачет, из ее слез появляется новая жизнь. Поцелуи же ее сладки, но способны убить. На основе Алфавита Бен-Сиры получилось составить список имен, которыми наделено существо. Вот некоторые из них: Аморфо — не имеющая формы, дух; Батна, означает «чрево»; Одем — красный, огненный, краснота; Кходс — умеющая летать, крылатая.
Встречается упоминание о персонаже в Эпосе о Гильгамеше, в арабских фольклорных записях и в сказаниях древних греков. У последних демоница Лилит, первая жена Адама по одной из теорий, фигурирует под именем Ламия. Ввиду изложенного выше материала, вопрос «почему считают плохой деву, сотворенную из огня и глины? А из-за того, что образ героини древних сказаний нашел отражение в демонологии, Лилит в принципе непросто воспринимать как персонажа хоть сколько-нибудь положительного и доброго. Лилит в демонологии В учениях, связанных со злыми силами и Тьмой, имя демонессы мелькает очень часто. Она практически не упоминается лишь в сатанинском направлении, созданном Антоном Шандором Ла-Веем. В остальных демонологических традициях Лилит фигурирует не как первая жена Адама, а как Верховная демонесса, жена Сатаны, мать всех демонов и ночных ведьм. Она — властная и могущественная Царица Тьмы.
Некоторые исследователи полагают, что Лилит уместно вносить в мировой список древних Черных Богинь, в числе которых находятся, к примеру, Хель и Кали. Демонология также переняла идею о двух существах с таким именем, которая упоминается в Каббале.
В конце концов, взмолился он Богу: «Господи, верни мне мою любимую! По легенде, настигли они ее у Красного моря. Три дня и три ночи ангелы уговаривали Лилит вернуться к несчастному мужу. Она не только отказала им, но и заявила, что отомстит каждому, кто притеснял ее в ее величии.
Женщина провозгласила себя демонессой, несущей наказания за женские страдания. Она заявила, что убьет каждого мужчину, явившись к нему в привлекательном обличии, задушит каждого ребенка, который недавно родился. Ангелы наказали непокорную жену Адама: по одной версии, они «наградили» ее бесплодием, по другой — приговорили ее потомство к неминуемому вымиранию. Невыразимые страдания с головой накрыли Адама. И решил Бог создать ему другую жену — как две капли воды похожую на прошлую, но теперь уже покорную и любящую. Наслал Он на творение свое тяжелый, липкий сон и изъял у него ребро, из которого сотворил женщину.
Вы все, конечно, с ранних лет знаете эту историю. Адам и Ева зажили в любви и согласии. Идиллическая картина Рая, не правда ли? Но в ночи, обуреваемый страстными снами, шепчет он не имя Евы, но имя Лилит, своей первой непокорной жены. Личность Лилит породила огромное количество мифов и легенд. Считается, например, что если мужчина во сне смеется или стонет, его непременно нужно разбудить.
По преданиям, в момент глубокого сна в его сознание пробирается Лилит и соблазняет на всяческие бесчинства. Если не привести мужчину в чувство, страстная демонесса попросту «залюбит» его до смерти. Иудеи считают, что Лилит — главная опасность для новорожденного ребенка. Согласно преданиям, эта демонесса пьет кровь младенцев, «закусывая» ее костями и мозгом. Именно Лилит считают повинной в женском бесплодии или желании сделать аборт. С именем этой демонессы связаны многие известные нам еврейские традиции.
Например, знаменитая красная нитка — это не просто модный аксессуар из Израиля, а самый настоящий оберег от Лилит. Считается, что алая нить, повязанная на запястье ребенку или мужчине, отпугнет демонессу, ведь она панически боится красного цвета. Ночь перед обрезанием считается самой опасной для ребенка, ведь Лилит набирает в это время полную силу. По этой причине отца младенца обязывают до восхода солнца читать отрывки из книг Каббалы. Строго говоря, христианство никогда не упоминает о Лилит. Вы не найдете ни слова о ней в библейских книгах.
Лишь в еврейском тексте книги Исаии сказано: Ис. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение lilith и находить себе покой. Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему «glittering sons and radiant daughters» «блистающих сыновей и сияющих дочерей». Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ» Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь. Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы! Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.
Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» Lilith восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» lilu или Lillu ; демоны женского рода назывались «лилиту» lilitu. Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона примерно 2000 лет до н. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит.
В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами». Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова». Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» пыль, прах.
Оно относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. I, 27. То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения Быт. II, 22. Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода.
Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама. По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» Быт. II, 18 была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия. Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади.
Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело Вавилонский Талмуд. Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии , потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого. В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами , обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли.
Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира». Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого.
Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия. Но что же было дальше?
Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов! Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов. Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо.
Если она откаже тся, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно». Ангелы настигли Лилит в Красном море - в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение - портить детей: мальчиков - на восьмой день после рождения, а девочек - на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов». Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр. В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится - это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев.
Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда. Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означает, что с ним играет Лилит для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом.
Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т. Чтобы уберечься от Лилит - как, впрочем, и другой нечистой силы, - в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь. Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями. Остает ся добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств.
И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности - рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди.
Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его». Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...
Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей». Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века - дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? В их творчестве - как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве: «У Лилит - недоступных созвездий венец, В ее странах алмазные солнца цветут; А у Евы - и дети, и стадо овец, В огороде картофель и в доме уют».
Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери - почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать… Образ Лилит в творчестве Гумилева Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. Ей было важно сделать по-своему - преступить.
Они страстно желают продолжить свой род, совокупляясь с живыми, но от таких связей рождаются демоны или уроды. В самом известном шумерском эпосе о герое Гильгамеше, есть упоминание о Лилит. Женщина-демон с таким именем, вместе с орлом, имеющим голову орла, жила в ветвях ивы. Там сказано, что женщина возгордилась тем, что она так же как и мужчина создана по образу и подобию Господа и поэтому отказалась подчиняться Адаму. Змея-искусителя в Средние века не зря изображали в женском обличье Чтобы выйти из подчинения мужу, Лилит произнесла тайное имя Бога и смогла улететь из Эдема. Адам пожаловался Создателю на женщину и тот отправил за беглянкой трех ангелов. Те догнали Лилит и потребовали, чтобы она вернулась и раскаялась, но получили категорический отказ. За непослушание Лилит была сурово наказана, но точного описания кары древние тексты не сохранили. Наиболее распространенными версиями можно считать три: бесплодие, ежедневное рождение 100 детей и их неминуемая смерть и постоянное рождение демонов, вместо нормальных отпрысков.
Лилит поклялась мстить за это и убивать человеческих младенцев везде, где только сможет. При этом она пообещала не трогать детей, у которых будут амулеты с ее именем или именами ангелов.
В христианской традиции принято считать, что демоны, в отлично от ангелов, смертны, но про срок их жизни доподлинно ничего но известно. Тик что почему бы Лилит не пребывать в нашем мире и по сей день? Причем в теле, которым она обладала изначально. В одной из легенд, на которую, безусловно, повлияли идеи каббалы о переселении душ, говорится, будто Лилит из века в век рождается заново в ком-то из своего потомства.
И так будет продолжаться до Страшного суда. Откровение Иоанна Богослова является многозначным, крайне трудным для толкования каноническим библейским произведением. Некоторые богословы опять же считают, что все написанное Иоанном нужно понимать буквально. По мнению других, числа и символы апокалипсиса по большей нести являются метафорами. Один из самых примечательных персонажей «Откровения Иоанна» — Вавилонская блудница. Разброс мнений относительно того, кто или что скрывается за этим образом, весьма велик.
Ряд религиозных мыслителей считает, что это обобщенный символ падения и развращенности мира перед концом света. Однако есть и такие, кто уверен, что Вавилонская блудница — это и есть та самая пренебрегшая Богом и Раем Лилит. Основания для последней из гипотоз отнюдь не беспочвенны. Чтобы понять почему, нам следует обратиться к Иранской и вавиловской мифологии. В иранской мифологии Лилит представляет собой прародительницу Аримана —- верховного злого божества, учение о природе которого довольно подробно разработал пророк Заратустра. По многим признакам Ариман подходит под описание Антихриста из «Откровения Иоанна».
В вавилонской мифологии присутствует божество Лилиту, в функции которого входит соблазнение мужчин и умерщвлениение младенцев. Сопоставив эти черты, мы получим фигуру Вавилонской блудницы. В одной из своих книг он говорит о том, что Лилит станет невестой Антихриста во время его недолгого царствования на земле перед Страшным судом. Считается, что Лилит вредит роду человеческому двумя способами. Под покровом ночи в облике прекрасной женщины она является женатым мужчинам, тем самым толкая их к измене. Дьявольская красотка может насылать на них эротические видения, а нередко приходит во плоти и сама, дабы зачать и тем самым пополнить сонм демонов, оборотней и вампиров.
Нередко для этого Лилит можем принимать и облик реально существующих женщин особенно тех в связи с которыми у ее жертв возникали грешные помыслы. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Другим излюбленным злодейством Лилит является нанесение вреда младенцам, в первую очередь, тем, кого родители еще не успели окрестить. Она может выпить у крошки кровь, высосать костный мозг, вытянуть из него жизненные силы или защекотать его во сне до смерти. Так, до сих пор, особенно в странах Ближнего Востока, бытует поверье, что если младенец смеется во сне, то с ним играет Лилит. Чтобы прекратить это на важдение, ребенка следует легонько щелкнуть по носу — иначе Лилит может защекотать его до смерти.
Лилит: кто был у Адама до Евы
Однако есть мнение, что некоторую часть истории первых лет человечества от нас тщательно скрывают. Фото из открытых источников Сотворение Лилит Исходя из древних текстов, многие считают, что первой женщиной и супругой Адама стала Лилит, созданная Господом вместе с мужчиной. Однако Лилит была отвергнута и изгнана Творцом из Эдема после того, как оказалось, что она была не глупее Адама и имела волевой характер, не желая подчиняться во всем мужу. В Книге книг этот персонаж, дескать, не упоминается по той причине, что Лилит не соответствует церковным канонам, по которым женщина должна быть кроткой и слабой, целиком покоряясь мужчине. Ни для кого не секрет, что традиционная Библия подвергалась значительной цензуре причем не раз , и немала, изначально находившаяся в ней информация, была отфильтрована. В вышеупомянутых сохранившихся апокрифах утверждается, что Бог создал одновременно мужчину и женщину. В Библии короля Иакова написано, что Лилит появилась на свет равной Адаму, причем не только душевно и умственно, но также физически. Согласно апокрифическим текстам, подвергшимся католической цензуре, Лилит могла даже превосходить Адама по всем параметрам.
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха».
Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» 23а. Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется.
Эта книга относится к разряду сфарим хицоним «внешние книги» , не священные. Такого рода сочинения не имеют религиозной ценности. Миф этот абсолютно не совместим со Священным Писанием.
Главная мысль этой басни превращение человека в злого духа с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи — падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может.
Ее груди наполнены ядом, а не молоком. В ранних заклинаниях против Лилит говорилось, что она может летать. На севере Сирии в Арслан-Таш в 1933 году была найдена табличка-амулет, датируемая 8-7 веком до н.
Она содержит любопытный текст с защитой от Лилит: "О вы, летающие в темных комнатах, убирайтесь сию же минуту, сию же минуту, Лилит, Воровка, ломающая кости". Древний амулет из Арслан-Таш Другой важный артефакт с возможным изображением Лилит, найден в Ниппуре и датируется 600 годом н. На нем написан арамейский текст с заклинанием, который, по мнению специалистов, должен был защищать от Лилит: Сняты и изгнаны проклятия и заклинания от Кукая, сына Гушнаи, и Аби, дочери Нанаи, и от их детей.
Чаша 600 года с возможным изображением Лилит Как Лилит появилась у евреев? Предание о демонице Лилит древние евреи взяли из вавилонской мифологии после Ассирийского завоевания Северного Израиля и Вавилонского пленения в середине 1 тысячелетия до н. Известно, что в Ниппуре проживала крупная еврейская община во времена Артаксеркса 5 век до н.
Предполагается, что таблички с Лилит 4-6 веков принадлежали еврейским семьям, которые использовали арамейские язык для написания заклинаний. Таким образом, исторически Лилит не была первой женой Адама. Таковой она становится только во время Средних веков, то есть гораздо позже написания Библии.
В самой Библии Лилит выступает как существо, которое может означать как демоницу, так и ночное животное например, сову.
Спи там, а я буду стеречь твой сладостный сон. Я сегодня очень устала, - и в глубину рощи направила она легкие стопы свои. Молча понурив голову, побрел он за нею. Лилит, сидя у родника, прислушивалась к его хрустальной музыке, и любовалась райским небом. И жгучие гроздья звезд опьяняли сердце ее таинственным желанием. И Лилит, опьяненная звездами, уснула на цветочном ковре и пробудилась от полного любовной истомы соловьиного пения. Занялась заря, пронизывая каждый мельчайший комок земли неописуемым волшебством лучей и красок.
Адам же наполнил корзину плодами и цветами, направился к шалашу Лилит и еще издалека окликнул ее. Ответа не было. Вновь окликнул он, и вновь ему не ответили. В нетерпении несколько раз прошагал он взад и вперед вдоль ручья, окидывая испытующим, взором все окрест. И не было видно Лилит. Пошел он на берег озера, бродил но рощам, вновь вернулся к роднику. Лилит же все не было и не было. Надо искать ее, искать! Целый день бродил Адам и громко призывал Лилит.
Но безуспешно. И настал вечер, и опустилась ночь. Усталый Адам не смог в темноте отыскать обратного пути и уснул под деревом. И лишь на рассвете, когда небо и рай были залиты млечно-белым сиянием, смог Адам отыскать тропу свою. Бежал он, задыхаясь, и, еще не достигнув ручья, позвал издали: - Доброе утро, Лилит! И внял Адам голос Лилит и с прежнею глубиною ощутил все муки свои. И гнев закипел в душе его. И захотел он сурово укорить Лилит, но сдержал себя. Я столько искал, столько искал тебя, - мягко упрекнул ее Адам.
Вчера я пошла на озеро и не увидела тебя, ты не пришел, - отвечала Лилит. Как восхитительно пели там соловьи. Заслушалась я их пения и осталась там до вечера. Я без устали искал тебя. А после обошел чуть ли не весь Эдем. Где же ты была? На мгновение Адам замолк. Он думал: неужели он не заметил Лилит? Этого не может быть, но...
И, желая примириться с Лилит, дружелюбно сказал: - Прекрасная Лилит, посмотри, какие изумительные плоды принес я тебе. Подожди еще немного, я скоро приду. И ждал Адам. И Лилит, порхающая подобно языкам пламени, пришла и стала перед Адамом, едва касаясь стопами земли. Сейчас мы пойдем туда, не правда ли, душа моя? Адам сел по левую руку Лилит. Извело меня одиночество. И с тоскою обнял он Лилит, и, пылая всей душою, прижал ее к истомленной груди своей. Лилит вырвалась из объятий Адама и, став поодаль, молвила плачущим голосом: - Ты очень груб, Адам.
И обиженно повернулась к Адаму спиною. И была спина ее златопламеннее пышнотканного пурпура зари, которым украшен был рай. Взглянул Адам, и обмерла душа его. Нежно взял он руку Лилит и сказал: - Лилит, жизнь моя, прости меня, Лилит, душа души моей, не смотри на меня столь молчаливо и грустно, говори со мной, улыбайся. Ах, как бы я хотел иметь тысячу ушей, дабы тысячу раз слышать твой сладостный голос и не ведать насыщения. Лилит села. Воцарилось тягостное молчание. Потому господь и создал тебя для меня. Ха, ха, ха!
Обидно стало Адаму. Вновь воцарилось горькое молчание. Жизнь моя иссякает из-за тебя, а ты?.. Ты не знаешь, что без тебя рай для меня невыносим и жизнь - сплошное мучение... Не по душе это господу, и когда он о том поведает, то весьма прогневается. И дрогнул голос его, и зазвенели слезы в голосе его. Лилит взглянула на скорбное лицо Адама и залилась звонким смехом. Но лишь на мгновение. Затем взор ее смягчился: имя божье смирило ее.
Ведь я всегда была добра к тебе.
Лилит: какая на самом деле была первая жена у Адама
Это чудо-цветы, тебе не понять их прелести, - презрительно оборвала Адама Лилит. Я видел там бесподобные цветы несказанного благоухания, деревья со светящимися листьями, отягченные сладостными плодами... Не хотела бы ты сейчас пойти туда со мною? Так ласково говорил Адам, что на мгновение Лилит умерила гнев свой: - Хорошо, Адам, пойдем, но не сегодня; после, после... Спи там, а я буду стеречь твой сладостный сон. Я сегодня очень устала, - и в глубину рощи направила она легкие стопы свои. Молча понурив голову, побрел он за нею. Лилит, сидя у родника, прислушивалась к его хрустальной музыке, и любовалась райским небом. И жгучие гроздья звезд опьяняли сердце ее таинственным желанием.
И Лилит, опьяненная звездами, уснула на цветочном ковре и пробудилась от полного любовной истомы соловьиного пения. Занялась заря, пронизывая каждый мельчайший комок земли неописуемым волшебством лучей и красок. Адам же наполнил корзину плодами и цветами, направился к шалашу Лилит и еще издалека окликнул ее. Ответа не было. Вновь окликнул он, и вновь ему не ответили. В нетерпении несколько раз прошагал он взад и вперед вдоль ручья, окидывая испытующим, взором все окрест. И не было видно Лилит. Пошел он на берег озера, бродил но рощам, вновь вернулся к роднику.
Лилит же все не было и не было. Надо искать ее, искать! Целый день бродил Адам и громко призывал Лилит. Но безуспешно. И настал вечер, и опустилась ночь. Усталый Адам не смог в темноте отыскать обратного пути и уснул под деревом. И лишь на рассвете, когда небо и рай были залиты млечно-белым сиянием, смог Адам отыскать тропу свою. Бежал он, задыхаясь, и, еще не достигнув ручья, позвал издали: - Доброе утро, Лилит!
И внял Адам голос Лилит и с прежнею глубиною ощутил все муки свои. И гнев закипел в душе его. И захотел он сурово укорить Лилит, но сдержал себя. Я столько искал, столько искал тебя, - мягко упрекнул ее Адам. Вчера я пошла на озеро и не увидела тебя, ты не пришел, - отвечала Лилит. Как восхитительно пели там соловьи. Заслушалась я их пения и осталась там до вечера. Я без устали искал тебя.
А после обошел чуть ли не весь Эдем. Где же ты была? На мгновение Адам замолк. Он думал: неужели он не заметил Лилит? Этого не может быть, но... И, желая примириться с Лилит, дружелюбно сказал: - Прекрасная Лилит, посмотри, какие изумительные плоды принес я тебе. Подожди еще немного, я скоро приду. И ждал Адам.
И Лилит, порхающая подобно языкам пламени, пришла и стала перед Адамом, едва касаясь стопами земли. Сейчас мы пойдем туда, не правда ли, душа моя? Адам сел по левую руку Лилит. Извело меня одиночество. И с тоскою обнял он Лилит, и, пылая всей душою, прижал ее к истомленной груди своей. Лилит вырвалась из объятий Адама и, став поодаль, молвила плачущим голосом: - Ты очень груб, Адам. И обиженно повернулась к Адаму спиною. И была спина ее златопламеннее пышнотканного пурпура зари, которым украшен был рай.
Взглянул Адам, и обмерла душа его. Нежно взял он руку Лилит и сказал: - Лилит, жизнь моя, прости меня, Лилит, душа души моей, не смотри на меня столь молчаливо и грустно, говори со мной, улыбайся. Ах, как бы я хотел иметь тысячу ушей, дабы тысячу раз слышать твой сладостный голос и не ведать насыщения. Лилит села. Воцарилось тягостное молчание. Потому господь и создал тебя для меня. Ха, ха, ха! Обидно стало Адаму.
Вновь воцарилось горькое молчание. Жизнь моя иссякает из-за тебя, а ты?.. Ты не знаешь, что без тебя рай для меня невыносим и жизнь - сплошное мучение... Не по душе это господу, и когда он о том поведает, то весьма прогневается. И дрогнул голос его, и зазвенели слезы в голосе его.
В своих переводах Библии Торкзинер использует слово "ничтожества" nothingness , Мартин Бубер, в свою очередь, употребляет термин "небожественые" non-godliness , но точнее всего, на мой взгляд, перевёл это словоГанс Вилдбергер:в своём комментарии на переводы Книги Исайи, он предложил словосочитание "тщетные существа" vain beings.
В Библии есть несколько стихов, в которых слово "elilim" используется применительно к идолам, особенно в Исаии 10:10 и в Иезекииле 30:13. В этой связи оно перекликается с"и поднимется она во всех протоках своих" Ис. Также не вызывает сомнений и то, что "jachaloph" имеет отношение только к "kalil", а не к "elilim", поскольку это продиктовано правилами грамматики. Однако его значение до сих пор под вопросом. Оно несколько раз встречается в Ветхом Завете в таком значении. В его варианте перевода стих должен звучать так: "И идолы - такие как Лили, которые с трепетом пролетают мимо.
Судей 20:40 ,Езекииль 16:14 2. Приведённый выше стих из Книги Исайи свидетельствует о том, что образ Лилит был общеизвестен. Однако, о её природе, внешности и действиях ничего не сказано. Первыми, кто попытался приоткрыть завесу, были комментаторы Библии.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Известно, что Ветхий и Новый завет несколько раз переписывались с изменением текста. Чтобы священное Писание не содержало никакой лишней информации, был собран совет из священнослужителей, которые согласовывали текст, поэтому кто такая Лилит из Библии прочитать не получится. Многие исследователи считают, что эта женщина была автором старого текста забытого Евангелия. Есть мнения, что Лилит жива до сих пор. Как выглядит Лилит? Описание внешности первой женщины на земле отличается в зависимости от источников.
В средневековой демонологии она представлена, как олицетворение сексуальности, поэтому Лилит описывается, как красивая женщина с аппетитными формами. В более древних источниках она представлена демоницей с волосяным покровом на теле, змеиным хвостом и звериными лапами с когтями. В еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью перевоплощаться. Дети Лилит и Адама Хоть первые мужчина и женщина, созданные Богом из глины, находись в браке, но детей у них не было некоторые источники утверждают обратное. Поскольку считается, что Лилит до сих пор жива, ее многочисленное потомство проживает на Земле. Большинство исследователей согласны с тем, что потомков можно разделить на две ветки: Дети от обычных мужчин.
Адам и Лилит не имели совместных детей, но женщина благодаря своей сексуальной притягательности смогла притянуть много других мужчин и родить от них. Считается, что дети первой женщины выделяются своей точной позицией в жизни и презирают какие-либо ограничения. Они притягательны для людей и обладают сверхъестественными способностями. Дети от ангелов. Лилит первая жена Адама имела контакты не только с ангелами, но и с демонами.
Лилит – соблазняющая демоница или возрождающая богиня?
Лилит (Еврейская легенда) | Однако изначально, в еврейской мифологии, до Евы у Адама была еще одна жена по имени Лилит. |
Кто такая демоница Лилит, почему Адам ушел от нее к Еве | В ряде стихотворений непосредственно упоминается Лилит, в том числе в Ненаписанном фрагменте, посвященном духовной проблеме женского начала, изъятого переписчиками из Библии. |
Лилит: первая жена Адама, о которой «забыла» Библия.
Для них ненавистен дневной свет, а ночами они способны покидать свое физическое тело и путешествовать по тонким мирам. Есть также версия, что одна из первых дочерей Лилит, которая, как считают некоторые теологи и исследователи, могла носить такое же имя, стала женой Каина. Она представлена в виде демонессы-суккуба. В темные ночи она посещает молодых людей, совокупляется с ними, находясь сверху. При этом способна прийти не только в реальности, но и во сне. Также иногда ее изображают в виде змеи-искусительницы. В рамках еврейской традиции нередко фигурирует информация, что Лилит — не одна.
Есть Старшая, которая является вечной любимой супругой Самаэля. И Младшая — жена демона Асмодея. В иудейской мифологии описаны способны защиты от демоницы. Кроме табличек с именами ангелов и именами самой Лилит, от ее воздействия уберегает красный цвет. Традиционно красная ниточка на запястье — оберег не просто ото всех несчастий, но и конкретно от демонических чар. В древние времена, чтобы уберечь новорожденных от ночной гостьи, вокруг колыбелей чертили белым мелом или насыпали соль охранный круг.
Для мальчиков его сохраняли в течение девяти дней, для девочек — не менее двадцати суток. В легендах и сказаниях древних шумер присутствует героиня с таким именем. Кто она? Некая Верховная Богиня, которая сочетает в себе добро и зло, тьму и свет. Она выступает покровительницей всех шумер. Когда Богиня плачет, из ее слез появляется новая жизнь.
Поцелуи же ее сладки, но способны убить. На основе Алфавита Бен-Сиры получилось составить список имен, которыми наделено существо. Вот некоторые из них: Аморфо — не имеющая формы, дух; Батна, означает «чрево»; Одем — красный, огненный, краснота; Кходс — умеющая летать, крылатая. Встречается упоминание о персонаже в Эпосе о Гильгамеше, в арабских фольклорных записях и в сказаниях древних греков. У последних демоница Лилит, первая жена Адама по одной из теорий, фигурирует под именем Ламия. Ввиду изложенного выше материала, вопрос «почему считают плохой деву, сотворенную из огня и глины?
Её слёзы превратились в живительные реки. В каждом месте, где ступала нога Лилиту, расцветали цветы. Там, где она сидела, начинала оживать земля, давая жизнь деревьям и травам. Так появился чудесный сад Лилиту, где появились звери и птицы, а позднее даже люди пришли к прекрасной богине, чтобы жить рядом с ней. Однажды к саду Лилиту, на Атлен, прибыл великий князь. Он просил руки красавицы, однако она отвергла его. В гневе князь стал преследовать девушку. В бессильной ярости он выследил двух львов и убил их.
Но Лилиту воскресила животных своими слезами. Тогда князь погнался за ней, а Лилиту обратилась в птицу. После долгих метаний и страданий великий князь готов был расстаться с жизнью. Узнав об этом, Лилиту смилостивилась. Увы, поцелуй оказался смертельным для князя. Наслаждение от него настолько заполнило его сердце, что оно просто не выдержало. Лилиту могла любить, дарить жизнь, но её поцелуи несли лишь смерть. Самое известное предание о Лилит Отголоски шумерского предания встречаются и в еврейских мифах.
В них рассказывается, что Бог первым сотворил мужчину, Адама.
Идиллическая картина Рая, не правда ли? Но в ночи, обуреваемый страстными снами, шепчет он не имя Евы, но имя Лилит, своей первой непокорной жены. Личность Лилит породила огромное количество мифов и легенд. Считается, например, что если мужчина во сне смеется или стонет, его непременно нужно разбудить. По преданиям, в момент глубокого сна в его сознание пробирается Лилит и соблазняет на всяческие бесчинства. Если не привести мужчину в чувство, страстная демонесса попросту «залюбит» его до смерти.
Иудеи считают, что Лилит — главная опасность для новорожденного ребенка. Согласно преданиям, эта демонесса пьет кровь младенцев, «закусывая» ее костями и мозгом. Именно Лилит считают повинной в женском бесплодии или желании сделать аборт. С именем этой демонессы связаны многие известные нам еврейские традиции. Например, знаменитая красная нитка — это не просто модный аксессуар из Израиля, а самый настоящий оберег от Лилит. Считается, что алая нить, повязанная на запястье ребенку или мужчине, отпугнет демонессу, ведь она панически боится красного цвета. Ночь перед обрезанием считается самой опасной для ребенка, ведь Лилит набирает в это время полную силу.
По этой причине отца младенца обязывают до восхода солнца читать отрывки из книг Каббалы. Строго говоря, христианство никогда не упоминает о Лилит. Вы не найдете ни слова о ней в библейских книгах. Лишь в еврейском тексте книги Исаии сказано: Ис. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение lilith и находить себе покой. Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему «glittering sons and radiant daughters» «блистающих сыновей и сияющих дочерей». Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ» Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь. Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения. Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы! Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи!
Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным. Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» Lilith восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» lilu или Lillu ; демоны женского рода назывались «лилиту» lilitu. Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона примерно 2000 лет до н. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит.
В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами». Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова». Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» пыль, прах. Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. I, 27. То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения Быт. II, 22. Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» Быт. II, 18 была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия. Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело Вавилонский Талмуд. Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться.
Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии , потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого. В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами , обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира». Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве.
Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов! Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов. Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо.
Если она откаже тся, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно». Ангелы настигли Лилит в Красном море - в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение - портить детей: мальчиков - на восьмой день после рождения, а девочек - на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов. В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет.
Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов». Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр. В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится - это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души.
Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда. Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означает, что с ним играет Лилит для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом. Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т. Чтобы уберечься от Лилит - как, впрочем, и другой нечистой силы, - в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь. Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине.
Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями. Остает ся добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель.
А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности - рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его». Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью.
Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло... Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей». Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века - дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? В их творчестве - как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве: «У Лилит - недоступных созвездий венец, В ее странах алмазные солнца цветут; А у Евы - и дети, и стадо овец, В огороде картофель и в доме уют».
Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери - почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать… Образ Лилит в творчестве Гумилева Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, то есть не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской.
Еву Библия делает Прометеем! Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, то есть страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года. В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки: «…Как живется вам с стотысячной - Вам, познавшему Лилит! Сыты ли?
К волшбам остыв, Как живется вам с земною Женщиною, без шестых Чувств?.. Твоя тоска по мне - Тоска Адама по Лилит, до - первой и нечислящейся. Отсюда моя ненависть к Еве! Владимир Набоков , который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему.
Женщина-демон с таким именем, вместе с орлом, имеющим голову орла, жила в ветвях ивы. Там сказано, что женщина возгордилась тем, что она так же как и мужчина создана по образу и подобию Господа и поэтому отказалась подчиняться Адаму. Змея-искусителя в Средние века не зря изображали в женском обличье Чтобы выйти из подчинения мужу, Лилит произнесла тайное имя Бога и смогла улететь из Эдема. Адам пожаловался Создателю на женщину и тот отправил за беглянкой трех ангелов.
Те догнали Лилит и потребовали, чтобы она вернулась и раскаялась, но получили категорический отказ. За непослушание Лилит была сурово наказана, но точного описания кары древние тексты не сохранили. Наиболее распространенными версиями можно считать три: бесплодие, ежедневное рождение 100 детей и их неминуемая смерть и постоянное рождение демонов, вместо нормальных отпрысков. Лилит поклялась мстить за это и убивать человеческих младенцев везде, где только сможет. При этом она пообещала не трогать детей, у которых будут амулеты с ее именем или именами ангелов. С тех пор демоница специализируется на нанесении вреда младенцам и роженицам. Считалось, что синдром внезапной смерти, который встречается у грудных детей — это дело именно ее рук.
По преданию, Лилит повздорила с Адамом и покинула его
- Лилит: кто был у Адама до Евы
- Что случилось с Лилит – первой супругой Адама?
- Демон Лилит — покровительница похоти и сексуальности
- Мифическая предыстория. Лилит
- Лилит — кто она на самом деле? | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Где Лилит в Библии?
О Лилит есть упоминания в сказаниях разных народов, в текстах Библии, ей посвящены отдельные мифы в еврейской и каббалистической традициях. Легендарное существование этих Существ послужило основой для сказания о Лилит раввинов; предания о существах, которые верующие в Библию назвали бы допотопными женщинами, каббалисты пред-адамическими расами. Тогда Лилит бежала из рая, сказав тайное имя Бога и вырастив крылья, благодаря чему улетела к Красному морю, за что и была наказана.
Что случилось с Лилит – первой супругой Адама?
Подобное значение имя Лилит приобретает и в текстах Танаха, еврейской Библии, где “лилит” переводится как “призрак ночи”. Вспыхнувшая страсть Самаэля к Лилит Младшей приводит к вражде этих двух повелителей демонического мира, равно как и к постоянным склокам Лилит Младшей с Лилит Старшей. В других интерпретациях Библии Лилит называют и козодоем (видом птиц) или отождествляют с совой. Так что упоминание о первой жене Адама Лилит из Библии было полностью устранено. Соответственно, унижение Лилит и ее первенство в мире вполне явно отсылает исследователей к ранним матриархальным временам. Пересказ легенды о Лилит и Адаме, ее пребывание в Эдеме, изгнание и связь с Сатаной.
Кто такая демоница Лилит, почему Адам ушел от нее к Еве
Лилит: первая жена Адама, о которой «забыла» Библия. | Как покровительница похоти, супругой Лилит была неверной, она могла перевоплощаться в любые угодные ей сущности и в таком виде совращала людей и других демонов, а также невинных ангелов неизменно рождая от них новых и новых демонов. |
Лилит – первая жена Адама, ее дети, судьба и внешность | Легендарное существование этих Существ послужило основой для сказания о Лилит раввинов; предания о существах, которые верующие в Библию назвали бы допотопными женщинами, каббалисты пред-адамическими расами. |
Лилит — Телемапедия | Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах. |
Лилит, история и реальность ее существования. - Общество Тайных Знаний | Это свидетельство того, что Лилит подвергалась цензуре из Библии, поскольку она давала идеи расширения прав и возможностей женщин. |
Кто такая Лилит?
- По Библии, до Евы у Адама была первая жена — Лилит
- Лилит – первая жена Адама, ее дети, судьба и внешность
- Кто на завалинке
- История появления
Добрый день!
- Лилит — первая женщина и супруга Люцифера, демон ночи
- Правительница ада
- Сколько детей было у Адама и Евы?
- Была ли у Адама первая жена по имени Лилит? Священник Александр Сатомский - YouTube
- Лилит, история и реальность ее существования. - Общество Тайных Знаний
Лилит - первая женщина на Земле
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» 23а.
Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Эта книга относится к разряду сфарим хицоним «внешние книги» , не священные. Такого рода сочинения не имеют религиозной ценности. Миф этот абсолютно не совместим со Священным Писанием.
Главная мысль этой басни превращение человека в злого духа с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи — падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может.
В Талмуде, так же как и в Библии, Лилит наделена исключительно отрицательными качествами. Отношение к ней как к опасной демонической фигуре было продиктовано раввинистической и талмудической традицией, и имело под собой веские исторические и психологические основания. В первую очередь это было вызвано патриархальными взглядами талмудически-равинистического Иудаизма, в котором всё женское воспринималось как нечто опасное и угрожающее. В результате, это перекочевало в Иудео-Христианство и прочно укоренилось в Западной культуре, где образ женщины был обесценен и демонизирован. Jizchaqi: Raschi to Isa. Qimchi: Redaq to Isa. ВТалмуде, впрочем как и вМидраше, сведений о Лилит не много, но её демонический характер достаточно ясно описан известными раввинами: Рабби Иеремия бен Элеазар сказал:«В те годы, в которые Адам, первый человек, был отделен от Евы 130 лет между смертью Авеля и рождением Сифа , он стал отцом призраков, демонов и лилин». В одном талмудическом трактате упоминается похожая на Лилит женщина-демон по имени Аграт, дочь Махлат, которая душит мужчин. Многие авторы отождествляют её с Лилит: "Не выходи один гулять ночью. Потому что учение говорит: Не выходите ночью в среду или в шаббат которые считались неблагоприятными днями , потому что в это время, когда Аграт, дочь Махлат, бродит в сопровождении восемнадцати легионов ангелов смерти, каждый из которых способен задушить. ВТ: Traktat Erubin 18b 3.
Однако встречаются и греческие имена, также имена демониц других народов. Аграт отвечает за проституцию, это третья жена Сатаны, передвигается на колеснице в сопровождении демонических полчищ. Она является матерью демонов. Астарта отвечает за нечестивое наслаждение и похотливость, является владычицей мертвых душ. Во многих языческих культурах Астарту под другими именами почитали как богиню плодородия и материнства. Барбело — падший ангел, отвечает за вероломство, подлость и коварство. До грехопадения была прекрасным ангелом чести и совести. Елизаздра — мстительная и жестокая демонесса, одна из жен Сатаны. Изображается с семью рогами на голове. В ее ведении раздача рангов и чинов демонам. Ишет Зенуним насылает на людей похотливые помыслы, отвечает за проституцию. Другое ее название — мать блуда. Касикандриэра является демоницей власти и королевой ада, супруга Сатаны. Ламия похищает детей и соблазняет мужчин. Это демон-вампир. Раньше Ламия была красивой женщиной, но приревновавшая ее к Зевсу Гера заставила проглотить собственных детей. С тех пор сущность Ламии переродилась в демоническую. Махаллат выглядит как женщина-змея. Это жестокая кровожадная демонесса, вторая жена Сатаны. Она является дочерью земной женщины и демона Асмодея. Согласно иудейской легенде, она постоянно враждует с Лилит. Во время битвы двух демонесс молитвы людей беспрепятственно доходят до Престола Бога. Наама Нахема выглядит как женщина-факел: верхняя часть тела у нее женская, нижняя — огонь. Ее задача — соблазнять смертных. Однако телом Наамы желают обладать и демоны. Нега отвечает за эпидемии, мор, массовое уничтожение людей. Прозерпина отвечает за катастрофы, стихийные бедствия, разрушение.
Происхождение имени демона уходит корнями к зарождению человеческих цивилизаций. Корень «лилу» в переводе с древнееврейского, шумерского языков означает ночь или ночное создание, поэтому первая женщина считается покровительницей ночи. В шумерских легендах она нередко представляется как ночная женская сущность, страстная и пленительная красота которой заставляет восторгаться, ее слезы обладают живительной силой, а поцелуй становится смертельным. Имена и их значение В список вошли имена демонесс, упоминающихся в каббалистической оккультной литературе. Однако встречаются и греческие имена, также имена демониц других народов. Аграт отвечает за проституцию, это третья жена Сатаны, передвигается на колеснице в сопровождении демонических полчищ. Она является матерью демонов. Астарта отвечает за нечестивое наслаждение и похотливость, является владычицей мертвых душ. Во многих языческих культурах Астарту под другими именами почитали как богиню плодородия и материнства. Барбело — падший ангел, отвечает за вероломство, подлость и коварство. До грехопадения была прекрасным ангелом чести и совести. Елизаздра — мстительная и жестокая демонесса, одна из жен Сатаны. Изображается с семью рогами на голове. В ее ведении раздача рангов и чинов демонам. Ишет Зенуним насылает на людей похотливые помыслы, отвечает за проституцию. Другое ее название — мать блуда. Касикандриэра является демоницей власти и королевой ада, супруга Сатаны. Ламия похищает детей и соблазняет мужчин. Это демон-вампир. Раньше Ламия была красивой женщиной, но приревновавшая ее к Зевсу Гера заставила проглотить собственных детей. С тех пор сущность Ламии переродилась в демоническую. Махаллат выглядит как женщина-змея. Это жестокая кровожадная демонесса, вторая жена Сатаны. Она является дочерью земной женщины и демона Асмодея. Согласно иудейской легенде, она постоянно враждует с Лилит. Во время битвы двух демонесс молитвы людей беспрепятственно доходят до Престола Бога. Наама Нахема выглядит как женщина-факел: верхняя часть тела у нее женская, нижняя — огонь.