Морозко (фильм) художественный музыкальный костюмированный фильм по мотивам сказки, Киностудия им. М. Горького, 1964 год. Музыкальная сказка Морозко о волшебстве, любви и доброте покорила сердца нескольких поколений зрителей. 1964 год Кадр из фильма «Морозко». О календаре. Фильм "Морозко (1964)". О фильме.
Фильм "Морозко (1964)".
Инна Чурикова — Марфушенька Это была первая роль актрисы. Однако, персонаж полюбился очень многим, несмотря на то, что был отрицательным. Инне Чуриковой 72 года, она построила головокружительную карьеру в кино и театре. В основном он снимался в сказках и исполнял роли Бабы-Яги или Кощея Бесмертного. Актёр дожил до 90 лет и скончался в 1993 году. Вера Алтайская — старуха Актриса играла только в эпизодах, в основном в сказках. После развода бывший муж разлучил её с дочерью, однако, впоследствии их отношения потеплели. Актриса скончалась в возрасте 59 лет.
В этих же краях жил паренёк Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя. И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через множество испытаний, прежде чем соединить свои судьбы.
Но таковы законы жанра. В фильме хорошо показана сила косметики: как из дурнушки Марфушки в исполнении Инны Чуриковой можно сделать что-то более-менее сносное, а из красавицы — наоборот; но после купания в озере вся правда всё равно вылезает.
Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея. На съёмочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила.
Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне». Отношения на площадке были спокойными и дружескими.
«Морозко» (1964)
Как сложилась судьба Настеньки из “Морозко”: образ скромницы, трагическая любовь, отказ от кино | Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. |
Как живет Настенька из “Морозко”: актриса Наталья Седых красотка и в 72 года | Смотрите фильм Морозко онлайн бесплатно в хорошем качестве на |
Морозко. Смотреть сказку онлайн и бесплатно в хорошем качестве. | Смотреть фильм «Морозко» (мелодрама, комедия 1964, СССР) в онлайн-кинотеатре KION без регистрации и рекламы. |
Морозко (1964)
И у них за годы работы был накоплен колоссальный багаж знаний. А когда современные режиссеры снимают сегодня сериал, завтра — детектив, послезавтра — комедию, то ничего хорошего из этого не выйдет. Опыта не хватит. Любопытно, что у такого сказочника, как Роу, вообще нет русской крови. По папе он ирландец, по маме — грек. Я была на родине его отца и увидела реку, крутой берег, березки... Именно такой вид был и в «Морозко». У Александра Артуровича была такая любовь ко всему русскому, что даже прихожая в квартире была расписана березками! Занималась фигурным катанием. Окончила Московское хореографическое училище.
Служила в театре «У Никитских ворот».
Горького В 1963 году на экраны вышла сказка «Королевство кривых зеркал», снятое Александром Роу. Главные роли в картине исполнили сёстры-близнецы Юкины — Ольга и Татьяна. Для обеих эти съёмки стали первыми в жизни — им тогда было по десять лет. Горького В 14 лет на экране дебютировал Виктор Косых — он сыграл главную роль в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» 1964 года. Его партнёром по площадке в этой картине стал знаменитый актёр Евгений Евстигнеев. Деревянного мальчика в нём сыграл Дима Иосифов.
Для 10-летнего актёра это была дебютная работа в кино. Проценко тогда было семь лет. Сейчас она преподаёт в Высшей школе кино и телевидения «Останкино», а в прошлом году была награждена за помощь пострадавшим в наводнении на Дальнем Востоке. Главные роли — незадачливого школьника Сергея Сыроежкина и робота Электроника — сыграли близнецы Юрий и Владимир Торсуевы. Им на тот момент было по 13 лет.
С тех пор «Морозко» ежегодно притягивает к экрану несколько поколений россиян. Положительных и отрицательных героев знаменитой сказки помнят и любят до сих пор. Что стало с исполнителями ролей Настеньки, Ивана, Морозко, Бабы Яги, Марфуши и других спустя 55 лет после создания картины. Режиссёр Александр Роу был покорён блестящим номером миниатюрной девушки на льду и позвал её на роль Настеньки. Скромная и изящная героиня с тонким голосом покорила сердца зрителей.
Наталье было всего 15 лет во время работы над фильмом. Спустя 3 года девушка снялась в ещё одной сказке Роу «Огонь, вода и медные трубы». На этом актёрская карьера Седых закончилась, не считая нескольких эпизодических появлений на экране. Окончив хореографическое училище, Наталья посвятила себя балету. Она работала в труппе Большого театра. Балерине посчастливилось выступать на одной сцене с Майей Плисецкой и Марисом Лиепой. В 1990 году Наталья Евгеньевна пришла работать в театр «У Никитских ворот», где прослужила 16 лет. Актриса и балерина была замужем один раз. Её мужем в течение 10 лет был композитор Виктор Лебедев. Брак не сложился, так как супруги жили в разных городах.
У пары есть сын Алексей.
Сидела и размышляла, что в обожаемом балете кипит жизнь… А я тут сижу… Все, хватит — никакого кино! С 1990 года играет в театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского и иногда соглашается на роли. Последнюю роль в кино сыграла вместе с Сергеем Шнуровым в фильме «Перемирие» 2010 — картине-триумфантке фестиваля «Кинотавр».
Фильм «Лучшее время года», 2007 год Наталья Седых не замужем.
Едва не придушил любовник, изменил муж. Несказочная жизнь звезды «Морозко» Натальи Седых
Судьба Инны Чуриковой, Натальи Седых и других актёров из фильма «Морозко»: что стало с ними после съёмок популярной советской картины. Для Георгия Милляра фильм «Морозко» стал восьмой картиной, в которой он сыграл Бабу-ягу. «Морозко» вызывает добрые воспоминания о прекрасном детстве.
Морозко (1964) — актёры и создатели
«Морозко»... актёры фильма 50 лет спустя | Морозко (фильм) художественный музыкальный костюмированный фильм по мотивам сказки, Киностудия им. М. Горького, 1964 год. |
Где сейчас Настенька из фильма "Морозко" и как ее зовут? | В 1965 году «Морозко» получил на фестивале в Венеции главный приз — «Золотой лев» в разделе детских и юношеских фильмов. |
Фильм Морозко актеры и роли / 1964
Музыкальная сказка Морозко о волшебстве, любви и доброте покорила сердца нескольких поколений зрителей. РИА Новости, 1920, 17.02.2023. На счету артиста много ярких образов, но больше всего запомнилась зрителям роль Ивана из киносказки «Морозко». Сказка. Режиссер: Александр Роу. В ролях: Александр Хвыля, Наталья Седых, Инна Чурикова и др. «Моро́зко» — советский цветной музыкальный фильм-сказка, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1964 году режиссёром. Культура Куда пропала актриса, сыгравшая Настеньку в «Морозко», и как она выглядит сейчас.
трейлер >>
- История фильма - сказки Морозко / Назад в СССР / Back in USSR
- Как сложилась судьба актеров советской сказки «Морозко»
- Морозко фильм (1964)
- Как снимали фильм "Морозко"
- Любимые персонажи «Морозко»: как сложилась жизнь актёров?
- Морозко (1964) — актёры и создатели
Актёры из советской сказки «Морозко» годы спустя
Судьба Инны Чуриковой, Натальи Седых и других актёров из фильма «Морозко»: что стало с ними после съёмок популярной советской картины. Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Сказка, экранизация. Режиссер: Александр Роу. Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван.
Latest stories
- Как сложилась судьба актеров советской сказки «Морозко»
- Фильм Морозко актеры и роли / 1964
- Мытарства Иванушки из сказки "Морозко". Судьба исполнителей ролей в фильме
- Морозко (фильм) — Википедия
Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки
Насколько колоритны все персонажи фильма включая «классическую» Бабу-Ягу в исполнении Георгия Милляра — настолько и неправдоподобной может показаться внезапная сильная и взаимная любовь между главными героями, юной чуть ли не школьницей красавицей Настенькой которая в своём семействе очень напоминает «бытовую часть» сказки «Золушка» и Иваном с медвежьей головой который в паре с Настенькой очень напоминает сказку «Красавица и чудовище». Но таковы законы жанра. В фильме хорошо показана сила косметики: как из дурнушки Марфушки в исполнении Инны Чуриковой можно сделать что-то более-менее сносное, а из красавицы — наоборот; но после купания в озере вся правда всё равно вылезает.
Эдуард Изотов 11. Галина Борисова Советская и российская оперная певица, педагог, народная артистка, в кино появляется с периодичностью раз в 5-10 лет. Георгий Милляр 7. Александр Хвыля 15. Инна Чурикова Неповторимая и любимая миллионами зрителей звезда театра и кино, известная своими характерными амплуа, актриса, которой подвластны жанры комедии, драмы и трагедии. Наталья Седых Советская и российская актриса кино и театра, балерина, сыграла много ролей в театре и кино, но узнаваемость у зрителей завоевала именно ее Настенька — главная героиня сказки «Морозко».
Режиссёр Александр Роу на съёмках сказки "Морозко". Фильм снимали под Звенигорордом, в деревне Гигирево, в шутку звали ГигиРоу. Съёмки длились целый год. Сани-самокаты снимались методом обратной съёмки. Георгий Милляр сыграл Бабу-Ягу уже в восьмой раз. Режиссёр запретил актёру продавать спиртное, но актёр схитрил. Ходил с бидоном молока, а на самом деле там было спиртное и немного молочка для вида. Как-то затопило подвал гостиницы, где был отснятый материал и именно Милляр спас от потопа драгоценные коробки с отснятым материалом. В одних трусах, по пояс в воде, актёр спас фильм! Очень красивая пара в сказке "Морозко".
Основные роли в фильме сыграли актеры Валентин Брылеев , сыгравший роль "жених", Юрий Чекулаев , сыгравший роль "разбойник", Александр Хвыля , сыгравший роль "Морозко". Основные женские роли в фильме исполнили актрисы Инна Чурикова , исполнившая роль "Марфушка", Татьяна Пельтцер , исполнившая роль "мать жениха", Наталья Седых , исполнившая роль "Настенька".
Как снимали фильм "Морозко"
Но там красавицу нашел добрый дед Морозко, взял ее к себе в услужение и щедро наградил за доброту и прилежный труд на зависть старухе и Марфушке. Стивен Спилберг уверяет, что фильм «Морозко» был предтечей многих киношедевров Голливуда[5]. Вообще в фильме много легендарных актёров, которых сейчас можно увидеть только на экране.
Морозко фильм (1964)
Морозко (1964) — Актёры и роли | Сказка, детский, новогодние. Режиссер: Александр Роу. В ролях: Наталья Седых, Инна Чурикова, Александр Хвыля и др. Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. |
Что стало с актёрами фильма «Морозко» и как сложилась их жизнь: фото, судьбы | Режиссер: Александр Роу. В ролях: Александр Хвыля, Наталья Седых, Эдуард Изотов и др. Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. |
Фильм Морозко (1964): сюжет, актеры, интересные факты | Какое Рождество без сказок – Самые лучшие и интересные новости по теме: История создания, кино, фильмы на развлекательном портале |
Как сложилась судьба актрисы, сыгравшей Настеньку в сказке «Морозко»?
Даже спустя годы, когда милая пятнадцатилетняя девчушка стала взрослой женщиной, ее узнавали по голосу и называли не иначе, как Настенькой. Детство Наталья Седых родилась 10. Семья жила в небольшой двухкомнатной сталинке, недалеко от метро «Динамо», которую получил ее отец — полковник авиации. Когда девочке исполнилось 4 года, она впервые увидела выступление фигуристов, которое транслировалось по телевидению. Фото: Наталья Седых в детстве Наташа была просто очарована одной из фигуристок — чешской спортсменкой Индрой Крамбеловой и стала уговаривать родителей, чтобы ее тоже отвели туда, где учат так красиво кататься. Девочку особо не баловали в семье, но тут решили уступить ее капризу и вскоре мама с дочкой отправились на стадион. Она была слишком маленькой, чтобы заниматься фигурным катанием, и им естественно отказали в приеме. Наташа поняла, что ее не берут, но не растерялась, выскочила на средину большого ковра и начала изображать вращение, танец, какие-то фигуры. Весь тренерский состав катался по полу от хохота, но ее смелость и находчивость была вознаграждена. Тренер Т. Гранаткина, которая воспитала многих знаменитых фигуристов, согласилась позаниматься с юным дарованием и взяла ее в секцию.
Наташа впервые примеряла коньки в 4 года и стала самой юной фигуристкой СССР. На тренировки она брала с собой игрушки и выполняла все движения очень профессионально. Но вскоре стало понятно, что девочка не просто катается, а пытается танцевать на льду, и это доставляет ей большое удовольствие. Поэтому родители вместе с тренером решили, что девочке нужны отдельные занятия классическим балетом, тем более, что у нее определенно прослеживался талант. Подросшая Наташа начинает подготовку к экзаменам в хореографическое училище. После поступления девочка не бросила фигурное катание, и если была свободная минута, то она проводила ее на льду. Первое знакомство с миром кино произошло, когда Наташе было всего 6. Девочка участвовала в съемках рекламного ролика «Берегись пожара», потом был учебный фильм на французском языке. Вместе со своим тренером Наталья придумала необычный номер «Умирающий лебедь», который представила на празднике спорта. И надо было так случиться, что трансляцию этого праздника увидел по телевизору известный режиссер А.
Роу, который в это время искал актрису на главную роль в фильме «Морозко». Наташа ему очень понравилась, поэтому ее пригласили прийти и познакомиться со сценарием фильма. Легендарный «Морозко» Играть Настеньку хотели очень многие актрисы, но в финале проб осталось только две претендентки — Наталья Седых и Надежда Румянцева. Наталья не особо рассчитывала на положительный результат, но старалась пробы не завалить. Она была просто на седьмом небе от счастья, когда ей сказали, что эта роль ее. Педагоги хореографического училища устроили настоящий скандал, ведь Наташа должна была надолго уехать на съемки и таким образом пропустить занятия.
Отвечу тем, кто недоволен кинотрактовкой ролей Настеньки, её отца и т. Вспомните-ка мировую классику- «Золушку» и хорошенько познакомьтесь с бытом и нравами старой русской деревни, почитайте произведения российских «бытописателей» 19-го века. Тогда всё станет на свои места и сделается понятным. А американцы, Тогда «не въехавшие» в «Морозко», пусть-ка вспомнят про свою «Синдереллу», Золушку по-нашему!!!
Этим фольклорным тезисом и руководствовался можно даже сказать, злоупотреблял режиссёр киносказки Александр Роу. Беря за основу сюжета народные былины и сказания, которые теперь помнят только наши бабушки, чуть более чем за час, перед зрителем рождается настоящий «мемориал» уже практически утерянного народного творчества. Повествование ведётся в три параллельные линии: дом мачехи-садистки и её муженька-тряпки; весьма метросексуальный Иван, праздно шатающийся по просторам Руси; и трудовые будни дедушки Морозко. Все эти мини-истории, несущие в себе определенное нравоучение собственно, как и любая сказка , со временем объединяются в одну, а финал всего этого — полная расплата каждого героя по его заслугам. Блистательный актерский состав с лихвой окупает излишнюю гротескность моментов, где главная героиня Настенька Наталья Седых постоянно находится в «приобморочном» состоянии, а тот же самый Иван Эдуард Изотов , не руководствуясь абсолютно ни какими смыслами, три сезона ищет человека, которого видел один раз в жизни. Говоря об остальных актерах, с уверенностью можно утверждать, что Павел Павленко, Георгий Милляр и даже эпизодическая сказительница Анастасии Зуевой — все эти безумно талантливые люди, мастера своего дела, прочно укрепили понятие «русской сказки» в умах советских детишек и остального мира. А это, в свою очередь, породило ту самую ностальгическую атмосферу, без которого не представляет своей юности ни один человек, рождённый в СССР. И кажется, это точно говорит о многом. Во всяком случае, о качестве советского кинематографа — такого наивного, оптимистичного и западающего в памяти очень и очень на долго. Фильм показывали в 1981 году в передаче «В гостях у сказки» потом долгие годы не показывали.
В тот период мне было целых шесть лет и я со всезнающим высокомерием отнесся к названию, дескать, ну, «Морозко», знаю я эту сказку, читал. Ладно уж, посмотрю. Вот это да! Сейчас бы у меня подобных вопросов не появилось, достаточно посмотреть, что режиссер фильма Александр Роу. Вспомнить хотя бы «Варвару-красу». На экране оказалась не какая-то там экранизированная русская сказка «Морозко», а целый микс из всевозможных сказок, чуть ли не героический эпос. До сих пор помню это ощущение, мальчишеский восторг и радость от наших спецэффектов, когда дубинки падают на землю ни за что этот момент пересматривать не буду, чтобы не топтать детские воспоминания. Александр Роу так прекрасно подбирал классические образы для своих сказок, у него такие очаровательные злодеи, что я реально подозреваю — именно он должным образом повлиял на мое мировоззрение. Ничто меня никогда не бесило больше, чем его главные герои, все эти Аленушки, Настасьюшки и иже с ними. Но «Морозко» порадовал хотя бы главным героем.
Иначе и быть не могло, ибо этот мужик был по сюжету неправ актер Эдуард Изотов. Вот, нормальный Иван получился, без нарочитой правильности. От всех этих наших богатырей меня тоже в основном тошнило. Был такой у нас прекрасный парень Вольга Всеславьевич, так его зажали и нигде не показывают. Классическая Марфуша в исполнении Инны Чуриковой сразу вызывает у меня приступ аплодисментов, а о Бабе-Яге и говорить нечего. Это она. Самая настоящая Баба-Яга Георгий Милляр. В общем, фильм не только энциклопедия русских сказок, но и энциклопедия советских актеров. Здесь даже Татьяна Пельтцер есть и близняшки из еще одного шедевра «Королевство кривых зеркал». Смотрите сказки Александра Роу.
Много-много раз. Пока плохо не станет. Именно они. И называть их здесь всех поименно — лишнее. Это настоящие и будущие глыбы советского кинематографа. Про сюжет тоже ничего говорить не буду, скажу лишь, что кое-что из него потом слямзили индийские кинорежиссёры отзвуки «Морозко» мы услышим в таком шедевре, как «Зита и Гита», например. Современным детям сказка «Морозко», возможно, покажется несколько глуповатой. Мой ребенок смотрел, от души и по-доброму смеялся при виде Бабы-Яги Милляра и Марфушеньки-душеньки И. Воистину красиво обыгранная сказка с красивыми и вечными актёрами. Что тут можно ещё добавить?
А образ Настеньки, бесподобно переданный Н. Седых, навсегда останется в душе, застынет там, как бабочка в янтаре. Том смысле, что смотреть её в новогодние дни — любо-дорого! Однако смотрел я её в настолько далёком детстве, что почти ничего не задержалось в памяти на том момент, как я нынче решил её пересмотреть. Этого постановщика я очень люблю. Его сказки — изумительны, и настроение они создают бесподобное! Видимо, потому, что это так называемая преемственность иконно русского фольклора. Что же до увиденного, то мне всё понравилось. Единственное, я до половины не понимал: почему сказка называется «Морозко». Живёт себе Настенька с отцом и мачехой и сестрицей Марфушкой.
Та в Марфушке души не чает, бесконечно гнобя Настеньку, давая ей непосильную работу и всячески притесняя. Но наша главная героини стоически переносит на себе все тяготы и лишения. Отсюда же мы видим забавную картину, как Настенька просит у Зорьки ясной потерпеть с рассветом! И Солнце ясное — терпит, чуя несправедливость по отношению к Настеньки. Вот так всё и идёт. Это это прекрасно. Где-то в обозримых не столь далёких краях живёт самобахвальный Иван. От Ивана… все девки на селе с ума сходють так и запишите. Всяка мечтает, чтобы тот заглянул к ним на огонёк да всячески уделил внимание… Отсюда и замечание Насти, когда тот скоро сделал ей предложение: «Не пара мы, я хвастаться не умею». Будут на сцене и разбойники.
Казалось бы они тут для наполнения, но эти сцены лишними не будут. А также Баба Яга… Ну и главный виновник, в чью честь и названа сказка. Дед Мороз! Он появляется в середине картины, напевая песню «В лесу родилась ёлочка». Это тогда, когда он вопрошает Настеньку: «Тепло ли тебе, девица? Да, это, оказывается, именно отсюда пришло! Я понимаю, что современные люди едва ли на это пойдут. И всё же хочу пожелать приятного просмотра. Я вообще сказки люблю. А эту особенно, а уж в преддверии Нового года или на новогодних каникулах смотрим её постоянно всей семьёй.
На первый взгляд сказка эта кажется довольно обычной и предсказуемой, но не всё так просто в русском народном фольклоре. Недаром ведь в конце многих сказок стоят такие строки: «Сказка ложь, да в ней намёк…» а уж на что этот намёк, это каждый решает для себя. Сейчас уже мало кто помнит эту старую-добрую сказку о нелёгкой судьбе Настеньки и её возлюбленного Ивана. Милую Настеньку злая мачеха решила сгубить, позавидовав её красоте. Она отправляет девушку умирать в лесу зимой, а Ивана из-за его болтливости и невежества один колдун «награждает» головой медведя. Двое молодых полюбили друг друга, но им придётся пройти немало испытаний на пути к своему счастью! В пути главным героям помогает добрый дедушка Морозко, благодаря которому два любящих сердца обрели друг друга в конце сказки. Кинолента вышла в далёком 1964 году, и на тот момент аналогов ей не существовало. Великолепная игра актёров позволила представленному фильму занять должное место в сердцах отечественного зрителя, и каждый Новый Год встречался под всеми любимую фразу «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная? Русские народные сказки, на мой взгляд, имеют глубокий смысл несмотря на кажущуюся простоту.
Здесь есть всё, что должно быть в настоящей сказке, и борьба добра со злом, и противостояние злой нечисти с добрым человеческим сердцем, и зависть, и хвастовство и ненависть, ну и конечно же волшебство. Какая же сказка без волшебства? Считается, что тринадцать — число несчастливое. Для мастера киносказки Александра Роу, лучшего режиссёра-сказочника СССР, примета сработала наоборот: именно тринадцатый фильм стал самой известной его работой. Режиссёр и сценаристы создали особый мир, близкий и детям, и взрослым. Здесь не всё решается силой и колдовством, зато с помощью доброты и трудолюбия можно преодолеть любые преграды.
Временами она похожа на старую сварливую кухарку: совсем по-старушечьи трет спину, устало присаживаясь на порог избушки, пакостничает и заботится о куче домашних животных. При этом связь персонажа с потусторонним миром, о которой говорил филолог Владимир Пропп , у Бабы-яги Милляра не утрачивается. Актер, совместно с режиссером, создали одновременно и зловещий, и обаятельный образ «хранительницы леса». Натурные съемки картины проводились на Кольском полуострове под Оленегорском. Роу любил работать на природе, отважился даже на то, чтобы в Заполярье построить настоящий украинский хутор для «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а уж превратить кольские леса в сказочный лес Морозко — сам бог велел. Киносказочник был уверен, что на природе всякое чудо удается гораздо лучше, чем в павильонах. Но актриса, впоследствии ставшая звездой советского кинематографа, стоически переносила холод и самоотверженно ела головки лука, которые положил в корзину вместо яблок экономный реквизитор. Инна Чурикова попала на эту роль случайно. Марфушку должна была сыграть Тамара Носова, но ассистент режиссера увидела Чурикову в коридоре института и привела ее на съемочную площадку.
Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок. В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой. Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944—1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».
Морозко фильм (1964)
После выхода сказки на экраны Хвыля стал самым главным Дедом Морозом Советского Союза: он много лет «отработал» на кремлевских елках, его узнавала детвора и очень радовалась появлению любимого персонажа. Александр Хвыля. Кадр из фильма «Морозко» Поиски девушки, которая должна была сыграть робкую, милую и безответную Настеньку, продлились недолго: Роу увидел 15-летнюю балерину и фигуристку Наталью Седых, исполняющую «Умирающего лебедя», и сразу решил, что именно такая актриса ему и нужна. Но, чтобы отстоять ее кандидатуру, пришлось побороться: худсовет во что бы то ни стало хотел видеть в этой роли уже прославившуюся в фильме «Девчата» Надежду Румянцеву. Юная Наташа Седых не нравилась киношному начальству — нет опыта, тихий робкий голосок, какая из нее актриса!
Да и молоденькая слишком. Но Роу, всегда очень тщательно подбиравший актеров, проявил упорство, ведь он твердо решил: в его сказке будет именно такая Настенька! И победил. Правда, попросил гримеров чуть-чуть «состарить» девушку, чтобы она выглядела взрослее.
Наташу долго не хотели отпускать на съемки из хореографического училища: там все строго, учениц держат в ежовых рукавицах, а тут пришлось дать Наташе «вольную» на несколько месяцев. Как «Настенька» чуть не осталась без ресниц Снег в сказке был настоящим, без шуток: на Кольском полуострове зима всегда холодная и снежная. А Настенька и Иванушка должны были сниматься посреди сугробов в легких одежках — в сарафанчике и тонкой рубашке.
Милляр ни разу не сорвал съемки, но Роу никак не мог понять, что за метаморфозы творятся с Бабой-Ягой: пять минут назад она была трезвая, а теперь уже почему-то навеселе...
Как-то в его выходной в гостинице, где жили киношники, прорвало трубу. Ящики с отснятым материалом хранились в подвале, который стало затапливать. О том, что произошло, члены съемочной группы узнали не сразу. Как только им об этом сообщили, они поспешили к гостинице и увидели, как Милляр, мокрый по пояс, в одних семейниках в двадцатиградусный мороз бегает из подвала во двор, перетаскивая пленку на улицу.
Так фильм был спасен, а Георгий Францевич, к счастью, не заболел. Съемочную группу привлекли сказочные локации — обилие снега, сверкающие на солнце сугробы, красивая лесистая местность с огромными елями. С собой привезли целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Сказочную тройку сыграли кони Калининского ипподрома.
Животные обитали во дворе городской гостиницы, где жили актеры. Правда, медведицу поселили отдельно — в пристройке у городской бани. Она могла поворачиваться, но танцевать не умела. Для танцев изготовили такую же избушку из поролона.
Насколько колоритны все персонажи фильма включая «классическую» Бабу-Ягу в исполнении Георгия Милляра — настолько и неправдоподобной может показаться внезапная сильная и взаимная любовь между главными героями, юной чуть ли не школьницей красавицей Настенькой которая в своём семействе очень напоминает «бытовую часть» сказки «Золушка» и Иваном с медвежьей головой который в паре с Настенькой очень напоминает сказку «Красавица и чудовище». Но таковы законы жанра. В фильме хорошо показана сила косметики: как из дурнушки Марфушки в исполнении Инны Чуриковой можно сделать что-то более-менее сносное, а из красавицы — наоборот; но после купания в озере вся правда всё равно вылезает.
У второй жены Изотова имелась тысяча долларов, супруги попытались поменять их на рубли и достроить дачу. Об этом стало известно милиции. Сейчас доллары покупают и продают совершенно свободно, а в СССР по статье 88 уголовного кодекса за «спекуляцию валютными ценностями» грозило наказание от трех до восьми лет, могли и имущество конфисковать. Все актерское сообщество понимало, что Изотов не заслужил тюремный срок — ведь не украл же он эти доллары. Письмо к властям в его защиту подписали известные актеры Николай Рыбников, Алла Ларионова, первая жена артиста Инга Будкевич. Увы, избежать наказания не получилось, и в 1983 Изотова и его супругу приговорили к минимальному сроку. Их отправили в тюрьму на три года.
В заключении здоровье актера пошатнулось. Через два года после выхода из тюрьмы звезду «Морозко» поразил первый инсульт, потом было еще пять, и в 2003 в возрасте 66 лет актер скончался. Первая жена Эдуарда Инга Будкевич до сих пор винит в трагедии актера себя — если бы она не ушла тогда, катастрофы бы не случилось. Дочь Эдуарда Вероника Изотова в настоящее время уже бабушка — если бы актер не ушел из жизни так рано, сейчас бы он нянчил внуков. Чурикова сыграла Марфушу в 20 лет, когда училась в театральном училище имени Щепкина. На пробах «Морозко» так старалась грызть орехи, что не жалела зубов и чуть не поломала их. Увидев себя на экране, Чурикова была поражена, какая же она некрасивая, у нее даже появились мысли оставить актерскую профессию, если уж ей так сильно не повезло с внешностью. К счастью, ее отговорили бросать театральное училище, и жизнь Чуриковой сложилась удачливее, чем у любого другого актера из сказки «Морозко». Инна часто снималась в кино, сыграла главную роль в картинах «Васса», «Тот самый Мюнхгаузен», «Мать», «Идиот» и многих других. Помимо этого, Чурикова много лет служила в театре «Ленком», где тоже играла ведущие роли.
Личная жизнь актрисы сложилась так же хорошо, как и творческая судьба. Инна Чурикова и кинорежиссер Глеб Панфилов прожили в счастливом браке пять десятилетий и вырастили сына Ивана. Иван снялся в кинофильме «Васса», когда ему было четыре, но дальнейшую судьбу с актерской профессией связать не захотел — слишком хорошо знал, что эта работа приносит не только аплодисменты. Иван нашел себя в ресторанном бизнесе. Сейчас ему немного за сорок, не женат, детей пока нет. Инна Михайловна прожила долгую счастливую жизнь и умерла в 2023 в возрасте 79 лет из-за остановки сердца. Ирония судьбы — «Марфушка», которой в сказке не досталось ни жениха, ни богатства, в жизни получила и любящего мужа, и деньги, и славу. У Александра Хвыли шведские корни, он родился в семье Брессем на территории нынешней Донецкой области еще во время правления Николая II. После революции началась украинизация, и будущий актер получил фамилию Хвыля с украинского переводится как «волна». В «Морозко» Александр снялся в 59, это был его сорок восьмой кинофильм.
Хвыля часто снимался и до, и после этой волшебной сказки, но почти всегда играл героев второго плана. После выхода «Морозко» он стал самым знаменитым Дедом Морозом, много лет вел главную елку страны в Кремле. Красавец-актер был однолюбом — со своей женой Анной Хвыля он прожил в браке вместе всю жизнь, супруги вырастили дочь Инессу она стать актрисой не захотела. Александр Хвыля скончался в 1976-м в 71 год. Актер родился в семье оперного певца, с 18 лет служил в театре имени Моссовета, Московском театре для детей. Талантливый театральный актер свою первую небольшую роль в кино получил только в 44. Дебют состоялся как раз в киноленте «Морозко». После сказки у Павла было еще несколько небольших ролей в кино — зицпредседатель Фунт в «Золотом теленке», сторож в клубе в «Двенадцати стульях». Павленко был больше театральным актером, чем телевизионным. Он был женат, но детей в семье не было, и после смерти жены актер остался совсем один — роль старика в сказке «Морозко» не такая уж большая, чтобы запомниться людям надолго.
В последние годы жизни его не навещали ни поклонники, ни друзья-актеры. Точно даже неизвестно, когда Павла Павленко не стало — одни источники называют 1992, другие 1993, актеру было то ли 90, то ли 91. В молодости актриса играла принцесс и красавиц-разлучниц например, в мелодраме «Машенька» , но эти фильмы забылись.