Турецкий ВПК: успехи, достижения и проблемы на пути партнёрства с Западом. Международная выставка оборонной промышленности 2023 IDEF’23 была призвана продемонстрировать растущую мощь Турции. Весной сообщалось, что бюджет ВПК Турции планируют увеличить с 60 до 75 млрд долларов.
Вы точно человек?
Уничтожение российского Су-24 привело к тому, что Россия и Турция оказались почти что на грани войны. Как указывает Naval News, в феврале 2024 года во время визита на предприятие президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана впервые официально представили проект авианосца собственной разработки. В конце 2023 года Турция начала снижать поставки в Россию электроники и оборудования, которое может применяться для военных целей — так называемых товаров двойного назначения. Подводя итоги развития турецкого ВПК можно заключить, что война в Сирии и участие в ней турецкой армии стали мощным толчком в развитии турецкой оборонной промышленности. Новость часа Грузия призвала западных послов воздержаться от вмешательства в ее внутренние дела. Новости Вооружение История Мнения Аналитика Видео.
Вы точно человек?
В планах — начало испытаний усовершенствованной оптики ASELFIR-600T, что еще больше укрепит позиции Турции на международной арене в области военных инноваций и технологий.
Турецкое военно-политическое руководство ставит амбициозные задачи по достижению самообеспечения практически всеми видами вооружения и боевой техники, а также наращиванию оборонного экспорта из страны. Тем не менее турецкий военно-промышленный сектор по-прежнему остается в критической зависимости от импорта комплектующих, узлов и оборудования, от иностранных ноу-хау и технологий. Многие сложные системы создаются при прямом участии и в партнерстве с зарубежными разработчиками и зависят от иностранных компетенций либо полностью, либо в наиболее важных узлах. А купишь, так не продам Наиболее ярко этот системный недостаток турецкого ВПК сказывается в двигателестроении, демонстрируя общую слаборазвитость в Турции классического машиностроения. Никакие успехи в системной интеграции, электронике и создании ряда других новых отраслей промышленности не могут компенсировать отсутствие двигателестроения, требующего солидной школы разработок и производства и дорогостоящих хорошо оборудованных предприятий.
Для Турции положение обостряется затруднением доступа к западным двигателям военного назначения или лицензиям и технологиям военного двигателестроения. Причиной тому обострение отношений с западными странами, подвергнувшими Турцию разного рода формальным и неформальным эмбарго. В результате все наиболее претенциозные турецкие военно-промышленные программы последних лет упираются в отсутствие доступа к двигателям. Попытки же Турции самой развивать двигателестроение до сих пор были относительно малоуспешны. Как ввиду отсутствия опыта, так и по причине все более явного нежелания западных стран сотрудничать с Турцией по части передачи технологий и лицензий. К тому же иностранные поставщики двигателей стали ограничивать их реэкспорт, сделав невозможным для Турции поставки за рубеж боевой техники своего производства с импортными двигателями.
Броня крепка, но танки не быстры В частности, именно из-за отсутствия двигателя серьезно тормозится начало серийного производства турецкого танка Altay разработанного при участии южнокорейской компании Hyundai Rotem. Однако ухудшившиеся в последние годы отношения Турции с ФРГ способствовали стремлению турецких оборонщиков и военных к отказу от немецких двигателей. И к развитию амбициозной программы освоения производства танкового двигателя в Турции с максимальной локализацией, включая полные права интеллектуальной собственности и экспортные права. Однако в конце 2016 года австрийское правительство отказало AVL List в лицензии на передачу технологий в Турцию. Дело в том, что австрийский парламент единогласно потребовал введения эмбарго на поставки оружия и военных технологий Турции ввиду массовых нарушений прав человека, совершенных турецким правительством вслед за неудачной попыткой военного переворота 15 июля 2016 года.
Эта страна единственная в исламском мире обладает ядерным арсеналом. К тому же в отчетах Business Insider «25 крупнейших армий мира» Исламабад — стабильно в перечне. Тесная кооперация Турции с Пакистаном происходит первым делом по линии совместного производства ракет и боевых самолетов. В конце октября 2023 года гендиректор Tusas Темель Котиль заявил, что истребитель прошел статические испытания, а также испытания на прочность в рамках подготовки к первому полету. Боевая авиация пока остается едва ли не самым слабым местом турецкой обороны, невзирая на увеличение производственных мощностей, экспорт вооружений и заделы в аэрокосмической сфере.
Неслучайно турецкие власти заявили о планах купить 40 истребителей Eurofighter Typhoon в рамках укрепления мощи своих ВВС. Однако из трех производителей истребителя: Испании, Великобритании и Германии — последняя возражает. Турецко-германские противоречия и не только в военной сфере были хорошо видны и в недавнем провальном визите Эрдогана в Берлин. Да, с 2007 года концерны Aselsan и Roketsan разрабатывают и испытывают семейство ЗРК малой и большой дальности Hisar по-турецки — «крепость».
Примечательно, что в состав «лагеря» вошли две специализированные ремонтные станции для технического обслуживания и ремонта поступающей боевикам ВСУ западной техники, да и турецкой, наверное, тоже: циркулирует информация о планах поставок Киеву самоходных гаубиц T155 Firtina, около 180 беспилотников Bayraktar TB2, 100 машин Bayraktar Mini, 500 защищенных автомобилей, а также 122-мм реактивных снарядов; вскоре начнутся поставки миномётных и артиллерийских боеприпасов.
Помимо Украины, Польши, Румынии, Венгрии, Албании, Катара и нескольких африканских государств, среди которых Нигерия и Нигер где недавно случился столь встревоживший Запад военный переворот , в 2021 году «Байркатары» приобрели Туркменистан и Киргизия. В то же время конфликтующий с нею по приграничным вопросам Таджикистан подписал 26 июля с Турцией очередное соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере, подписи под которым поставили министры обороны Яшар Гюлер и Шерали Мирзо. Ранее в Казахстане заинтересовались совместным производством беспилотника Anka, среднегабаритного разведывательного аппарата дальнего действия, производства Turkish Aerospace Industries TUSAS. По информации Defense News, ещё в 2021 году два производителя из Саудовской Аравии начали по лицензии компании Vestel Savunma совместное производство беспилотника Karayel-SU, способного находиться в воздухе до 20 часов и на высоте до 5500 метров. Впервые IDEF провели в 1993 году, и с тех пор она проходит раз в два года под эгидой турецкого военного ведомства в выставочном центре Tuyap.
Согласно веб-сайту выставки, это крупнейшее собрание представителей оборонной промышленности в Турции и четвёртое по величине в мире. В прошлый раз, в 2021 году, в мероприятии приняли участие более тысячи компаний из 53 стран. Развивающаяся оборонная промышленность Турции привлекает в IDEF все большее число компаний, заявил на открытии выставки Х. В этом году на выставку съехались представители 81 страны, среди которых — несколько американских и транснациональных корпораций, в том числе производитель истребителей F-16 Fighting Falcons Lockheed Martin.
2021 год запомнился новыми достижениями оборонпрома Турции
В частности, государственная компания Aselsan представит мобильные лазерные системы, а также новую зенитно-ракетную систему, предназначенную для противодействия угрозам ударных беспилотных летательных аппаратов, боевых самолетов и вертолетов, противокорабельных и крылатых ракет. Не забыл Эрдоган покритиковать «международное эмбарго и ограничения на поставки оружия», несмотря на которые его страна продолжит «решительно работать над развитием своей оборонной промышленности». Отмена эмбарго и ограничений на продажу оружия Соединёнными Штатами, Канадой, Нидерландами и некоторыми другими участниками НАТО используется опытным политиком в качестве рычага давления в вопросе приёма в ряды альянса Швеции, а ранее — Финляндии. Администрация Байдена заявляет о поддержке продажи туркам F-16 и комплектов для их модернизации, нуждаясь для этого в поддержке обладающих правом вето ведущих демократов и республиканцев в обеих палатах конгресса.
Обсуждался данный вопрос и на недавней встрече в Вильнюсе Эрдогана с премьер-министром Канады Джастином Трюдо. По информации канадских источников, Оттава может ослабить ограничения на экспорт в Турцию оружия и комплектующих по мере укрепления связей Анкары с её западными коллегами в канцелярии самого Трюдо по этому поводу отделались противоречивыми показаниями. Нидерланды ранее объявили о снятии эмбарго против Турции, введённое в 2019 году после её очередного вторжения на север Сирии.
Военно-промышленный комплекс Турции демонстрирует впечатляющие успехи, перечисленные бывшим главой Департамента оборонной промышленности Исмаилом Демиром перед уходом со своего поста. Так, экспорт оборонной и аэрокосмической продукции возрос с 1,5 млрд. Оборот оборонной и аэрокосмической промышленности увеличился с 5,1 млрд.
Замыкают цепочку организации, главные должности в которых занимают в основном иностранные специалисты. В сухопутных войсках СВ Турецкой Республики заметны наибольшие успехи в том, что касается замены полученных от других государств вооружений на свои собственные. Особенно в таких отраслях, как производство огнестрельного оружия и бронемашин.
Турецкий аналог легче, а начальная скорость полета пули выше. Именно экземпляры, относящиеся к этим отраслям ВПК, чаще всего занимают места на различных выставках и активнее всего поставляются в другие государства. Однако турецкая армия все еще в большинстве случаев использует зарубежные аналоги.
В будущем планируется расширение линейки огнестрельного оружия и боевых бронированных машин. Главная задача — поставить на вооружение танк собственного производства. На данный момент это тот вид бронированной техники, который в турецкой армии полностью представлен зарубежными моделями из Германии и США.
Многие машины давно устарели и были сняты с вооружения стран-производителей более 25 лет назад. Сейчас в разработке находится танк собственного производства Altay, однако по своим параметрам, которые предоставляют турецкие производители, он не превосходит конкурентов. Полностью готового прототипа еще нет, пока проводятся тестовые испытания двигателя и брони.
Что касается военно-морских сил ВМС , здесь ситуация хуже. Пока Турция имеет только планы расширения линейки кораблей собственного производства и разработки других вооружений для турецкого флота. Однако на данный момент для всех этих задумок нет даже специальных названий.
Самые большие проблемы с собственными разработками наблюдаются в военно-воздушных силах ВВС. Так, очевидно, происходит потому, что самолето- и вертолетостроение — наиболее сложные и высокотехнологичные сферы, которые требуют большого количества ресурсов, специалистов, технологий и, конечно, времени. В ВВС Турции пока нет ни одного собственного самолета или вертолета.
Усилиями турецких специалистов был модернизирован первый военно-транспортный самолет A400M, а также семь самолетов F-16 Blok-30. На вооружение ВМС поступило 3 патрульных самолета P-72. Проводятся огневые испытания многоуровневой противовоздушной системы увеличенной дальности Siper. Турецкие компании в 2021 году разработали новые модификации бронетехники класса легких бронированных машин. Одновременно разработаны электрические двигатели мощностью в 1000 л. Общий объем экспорта турецкого оборонпрома по итогам 2021-го году достиг рекордного уровня.
Продолжается разработка такой техники, как РЛС дальнего обнаружения, управляемое оружие и боевые бронированные машины. В соответствии с 11-м планом развития Турции на период с 2019 по 2023 год, страна стремится локализовать 75 проц. Ключевым элементом, обеспечивающим реализацию этих планов, будет минимизация внешней зависимости на системном, подсистемном и компонентном уровне. Оборонные отрасли в подавляющем большинстве зависят от поставок стали из Финляндии для производства бронетехники, комплектующих и турбовинтовых двигателей из Украины для изготовления беспилотников. Следует отметить, что некоторые европейские компании ввели эмбарго на торговлю с ТР, а ряд правительств запретили продажу определенных товаров из-за операции «Мирная весна» на севере Сирии в октябре-ноябре 2019 года. Как известно, турецкая военно-карательная операция оказалась направленной против курдских ополченцев, вынесших основную тяжесть борьбы с боевиками террористической группировки ИГИЛ запрещена в РФ. Финляндия прекратила экспорт стали в республику, а Великобритания приостановила участие своих фирм в первом проекте Анкары по созданию национального истребителя. По оценкам зарубежных экспертов, вследствие эмбарго, общие потери страны составили 1 млрд долларов. Траты на развитие технологий оборонной отрасли приумножились еще более заметно, достигнув 249 млн долларов и увеличившись на 67 проц. Это говорит о повышенном внимании к высокотехнологичным достижениям в военной промышленности республики. Следующие несколько лет станут крайне важными для будущего этой отрасли. От решений, предпринимаемых турецкими властями, будет зависеть, сможет ли она пройти этап устойчивого роста в течение нескольких последующих лет и превратиться в глобального игрока на мировом рынке вооружений. Первый сектор — это контролируемый военными Фонд турецких вооруженных сил, который управляется отставными генералами — влиятельными лицами «Кемалистской Турции» доэрдогановской эпохи. Он вместе с подчиненными ему многочисленными компаниями доминировал в военной промышленности страны на протяжении более чем трех десятилетий. И по сей день ни одна частная компания не может соперничать с «Аселсан» образована в 1975 году в области создания средств связи, радиолокации и информационных технологий; с «Рокетсан» 1988 — в производстве управляемого и неуправляемого ракетного оружия; с «Хавелсан» 1982 — в создании средств радиоэлектронной борьбы; с ISBIR 1978 в части разработки систем электроэнергетики; с «Аспилсан» 1981 — в изготовлении источников питания аккумуляторов военного назначения. Заместитель генерального директора фонда отставной генерал С. Пиядев своем сентябрьском интервью 2020 года заявил, что в структуре продаж оборонной промышленности Турции на долю фонда приходится около 40 проц. Кроме того, его компании играют ключевую роль в оборонных исследованиях и разработках, занимая 62 проц. Второй сектор представлен совместными предприятиями: это турецкие компании, сотрудничающие с западными партнерами-инвесторами. Большинство из них было образовано прозападноориентированными подрядчиками национального военного ведомства из числа фирм строительного сектора и их зарубежными партнерами еще в 90-х годах прошлого столетия. Эти совместные предприятия с участием турецкого и западного капиталов вышли на военно-промышленный рынок в начале 2000-х годов. Третий сектор — это новые игроки турецкой оборонной промышленности.
Эрдоган: Турция реализует 850 проектов в оборонной промышленности
Уничтожение российского Су-24 привело к тому, что Россия и Турция оказались почти что на грани войны. РИА Новости. Турция предпринимает шаги по удовлетворению своих потребностей в истребителях, сообщил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. эксклюзив, турция, украина, беспилотники, впк, новости украины. Как сообщает турецкий телеканал TRT, 21 февраля с авиабазы Мюртед впервые был произведен тестовый полет будущего истребителя пятого поколения KAAN, который был сконструирован в Турции и является надеждой турецких ВВС. Сегодня в турецкой столице состоится четырехсторонняя встреча представителей НАТО, Турция, Финляндии и Швеции, на которой будут обсуждены перспективы.
Вооруженные силы Турции начнут испытания танков Altay в апреле
Судя по последним новостям, Турция резко активизировала планы по развитию своего ВПК и поставила их на первое место. ВПК Турции представлен тремя неофициальными секторами, каждый из которых конкурирует за бóльшую долю рынка и стремится к монопольному доминированию в своей отрасли. Первый усовершенствованный военный авиалайнер на территорию турецкого государства поставят уже в текущем 2023-ем году Администрация турецкого государства начала работы по модернизации собственного военного арсенала. Судя по последним новостям, Турция резко активизировала планы по развитию своего ВПК и поставила их на первое место. Новости Вооружение История Мнения Аналитика Видео. Турция заявила, что больше не зависит от НАТО и России в вопросах обороны.
Амбициозные турецкие планы наращивания оборонного экспорта
Вы точно человек? | Делается итог о том, что развитие ВПК способствует большеи самостоятельности Турции на международнои арене. |
Казахстан решил строить боевые корабли с Турцией: Оружие: Наука и техника: | На этом перечне список новостей турецкого ВПК не заканчивается. По размерам он немного уступает пилотируемым истребителям, предназначен для нанесения ударов ракетами, ведения разведки и радиоэлектронной борьбы. |
Новости Турция - | Читайте последние новости на тему впк турции в ленте новостей на сайте Аргументы недели. |
Ударные беспилотники, крылатые ракеты, корветы. Как Турция вооружает Украину
Подводя итоги развития турецкого ВПК можно заключить, что война в Сирии и участие в ней турецкой армии стали мощным толчком в развитии турецкой оборонной промышленности. Местный ВПК готов представить на суд публики истребитель «KAAN» и учебно-тренировочный самолет Hürkush. За последние две десятилетия количество патентных заявок в сфере оборонного комплекса Турции выросло впечатляющим образом – более чем в 50 раз.
В Турции заявили, что ей нужно около шести лет для создания своей системы ПВО уровня С-400
Новости Азербайджана и мира. На этом перечне список новостей турецкого ВПК не заканчивается. За последние две десятилетия количество патентных заявок в сфере оборонного комплекса Турции выросло впечатляющим образом – более чем в 50 раз. Турецким ВПК также успешно реализован проект производства боевого самолета пятого поколения KAAN, а также 850 других различных проектов. Весной сообщалось, что бюджет ВПК Турции планируют увеличить с 60 до 75 млрд долларов.
Ударные беспилотники, крылатые ракеты, корветы. Как Турция вооружает Украину
Примечательно, что в качестве платформы для тестового запуска разработчики применили внедорожник, на котором были установлены специальные крепления для установки ракеты. После разгона до необходимой скорости, ракета Kemankes 2 взлетела в воздух. Сообщается, что крылатая ракета может находиться в воздухе около часа, при этом она сможет маневрировать благодаря реактивному двигателю.
Свыше двух тысяч компаний, вовлеченных в оборонный комплекс, значительно способствуют увеличению стоимости сектора путем активных инвестиций в передовые технологии. Естественно, важно подчеркнуть, что военные инновации находят свое применение не только в сфере обороны.
Речь идет о военно-техническом сотрудничестве с таким мощным в военном отношении игроком, как Пакистан. Эта страна единственная в исламском мире обладает ядерным арсеналом. К тому же в отчетах Business Insider «25 крупнейших армий мира» Исламабад — стабильно в перечне. Тесная кооперация Турции с Пакистаном происходит первым делом по линии совместного производства ракет и боевых самолетов. В конце октября 2023 года гендиректор Tusas Темель Котиль заявил, что истребитель прошел статические испытания, а также испытания на прочность в рамках подготовки к первому полету. Боевая авиация пока остается едва ли не самым слабым местом турецкой обороны, невзирая на увеличение производственных мощностей, экспорт вооружений и заделы в аэрокосмической сфере. Неслучайно турецкие власти заявили о планах купить 40 истребителей Eurofighter Typhoon в рамках укрепления мощи своих ВВС. Однако из трех производителей истребителя: Испании, Великобритании и Германии — последняя возражает. Турецко-германские противоречия и не только в военной сфере были хорошо видны и в недавнем провальном визите Эрдогана в Берлин. Да, с 2007 года концерны Aselsan и Roketsan разрабатывают и испытывают семейство ЗРК малой и большой дальности Hisar по-турецки — «крепость». Более того, в 2023 году на Международной выставке оборонной промышленности IDEF турки представили новый гибридный комплекс Gurz и другие образцы. Но речи об их серийном производстве пока не идет. Отсюда и понятный турецкий интерес к российским зенитно-ракетным комплексам С-400 «Триумф».
Также в июне 2020 года TEI объявило об успешном проведении испытаний малогабаритного турбореактивного двигателя TJ300 тягой в 1,3 кН для крылатых и противокорабельных ракет — в первую очередь для турецкой авиационной крылатой ракеты Roketsan SOM. Сейчас на ракетах SOM устанавливаются малогабаритные турбореактивные двигатели Microturbo подразделение французской группы Safran. Представители TEI заявляют, что следующие более продвинутые версии двигателя TJ300 смогут использоваться в качестве силовой установки больших противокорабельных ракет и крылатых ракет для поражения наземных целей. Параллельно турецкая группа Kale разрабатывает более крупный малогабаритный турбореактивный двигатель KTJ-3200 с тягой в 3,2 кН. Планируется, что им будут оснащаться турецкие противокорабельные ракеты Atmaca опытные образцы используют двигатель Safran ТR140 и все те же авиационные крылатые ракеты SOM. Но до сих пор все эти турецкие малогабаритные ТРД не вышли из опытной стадии, и неизвестно, когда будут доведены. На чужой тяге Получившие шумную рекламу турецкие беспилотники также оснащаются двигателями иностранного производства. А пресловутый Bayraktar TB2 — австрийским двигателем Rotax 912 в 100 л. В связи с применением БЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях в Нагорном Карабахе канадская компания Bombardier Recreational Products, владеющая австрийской Rotax, объявила о прекращении поставок этих двигателей в Турцию для установки на беспилотные аппараты. Это вынудило Турции искать им замену. При этом осенью 2020 года были снова продемонстрированы стендовые испытания двигателя. Тем не менее в октябре 2020 года было заявлено о том, что двигатель PD-170 будет установлен вместо Rotax на новой модификации аппарата Bayraktar с индексом TB3. Эти двигатели, в частности, заявлены к установке на разработанный компанией Baykar Makina новый тяжелый двухмоторный БЛА Akinci. Однако два построенных к настоящему времени прототипа Akinci оснащены импортированными с Украины турбовинтовыми двигателями АИ-450С мощностью 450 л. И закупка этих двигателей для данных аппаратов продолжается. Фактически, несмотря на серьезные усилия и значительное финансирование, ни один создаваемый в Турции авиационный двигатель включая самый простой поршневой PD-170 так и не доведен до серийного производства.
Одна армия на две страны. Зачем Турция строит авиабазу в Гяндже
Взлётно-посадочную полосу авианосца планируется адаптировать под создаваемый турецкий истребитель пятого поколения Kaan. В январе на вооружение ВМФ Турции были приняты 4 новых корабля. На церемонии их принятия Эрдоган заявил : «Наша страна входит в число 10 стран, которые могут проектировать, строить и обслуживать собственные военные корабли… мы поставляем нашему флоту первые в мире беспилотные надводные аппараты с возможностями в области радиоэлектронной борьбы». Активно продолжается создание обычных наземных систем вооружений, в том числе бронетехники. Восьмиколёсный PARS ALPHA представляет собой результат 35-летних усилий инженеров, которые стремились объединить прежние технологические разработки, адаптироваться к запросам клиентов и учесть оценки военных специалистов. БТР обладает рядом преимуществ по сравнению с зарубежными аналогами. Управление турецкого оборонпрома и оборонная компания FNSS уже подписали контракт на поставку вооружённым силам Турции этого бронетранспортера. Как заверяют производители, он обеспечит потребности ВС Турции на ближайшие 30 лет. Однако надо отметить , что M60T — усовершенствованная версия американского танка M60A3. Конечно, страна с населением 85 млн чел.
В то время как в 2002 году турецкий ВПК реализовывал проектов всего лишь на 5,5 млрд долларов. С каждым годом Турция становится видным игроком на мировом рынке вооружений. Причем по отдельным видам оружия турки на сегодня стали одними из законодателей мод в мире. В частности, Турция входит в число мировых лидеров по производству беспилотных летательных аппаратов БПЛА. Так в прошлом году своих беспилотников турки продали на более чем 1,1 млрд долларов. Прогнозируется, что рост экспортных продаж турецкого ВПК вскоре начнет расти в геометрической прогрессии, как только ранее запущенные военно-технические программы выйдут на стадию серийного производства. В этом году ожидается рост экспорта турецкого оружия на сумму до 6 млрд долларов. Катар, кроме уже импортируемых из Турции БПЛА, высокоточных боеприпасов, бронетехники, кораблей и скоростных катеров, намерен купить турецкие корветы MILGEM, и, возможно, новый танк Altay, который только в конце апреля начали выпускать. Турки заключили выгодные оружейные контракты с рядом африканских стран.
Тем самым Турция стала 12-м крупнейшим экспортером вооружений в мире. Тогда же агентство Bloomberg сообщила, что Турция, по всей видимости, уже не нуждается в российских ЗРК С-400, поскольку турки, повторимся, недавно запустили и совершенствуют свою систему ПВО Siper. Кстати, весной Р. В нынешних условиях говорить о закупке вооружений у России было бы преждевременно». В скором времени Турция получит от американской Lockheed Martin несколько десятков модернизированных истребителей F-16 на 20 миллиардов долларов. К слову, в начале июля стало известно, что Украина получит турецкие самоходные артиллерийские установки САУ T155 Firtina.
Всего, как отметил портал "Дифенс Ньюс" Defense News , было подписано 24 рамочных соглашения о сотрудничестве. Со стороны Турции на мероприятии были представлены, в частности, один из крупнейших турецких поставщиков военной электроники "Асельсан" Aselsan , национальная авиастроительная компания "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" Turkish Aerospace Industries, TAI , производитель двигателей "Тусаш Энджин Индастриз" Tusas Engine Industries, TEI , ракетостроитель "Рокетсан" Roketsan , производитель беспилотников "Байкар" Baykar , занимающаяся разработкой военного программного обеспечения "Хавельсан" Havelsan , а также государственный оборонный холдинг STM. Как отметил генеральный директор компании "Байкар" и президент "Саха" Халюк Байрактар, сотрудничество Турции и ОАЭ в области оборонной промышленности уже идет в широких масштабах.
В 2017 году с участием тогдашнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй было подписано соглашение стоимостью 100 млн фунтов стерлингов между турецкой группой Kale Group и компанией Rolls-Royce о создании совместного предприятия по разработке и производству двигателя для самого амбициозного проекта турецкого ВПК — перспективного истребителя TF-X. Однако в марте 2019 года соглашение с Rolls-Royce было заморожено — номинально в связи с разногласиями сторон о правах на интеллектуальную собственность. Это вызвало активные телодвижения турецкой стороны в сторону возможных предложений от альтернативных поставщиков двигателя для TF-X, включая Россию.
Но, не найдя подходящих условий, в конце 2019 года турецкое правительство снова начало переговоры с Rolls-Royce. При этом сведения о прогрессе в возобновлении соглашения отсутствуют. Изначально Турция планировала совершить полет первого образца TF-X в 2023 году.
Но сегодня сроком осторожно называются уже 2025—2026 годы — в том числе из-за отсутствия двигателя. На прототипы, видимо, в любом случае будут установлены какие-нибудь импортные двигатели. В последние пару лет американцы отказали Турции в праве реэкспорта двигателей CTS-800A в Пакистан и на Филиппины, что разрушило соглашения о поставке вертолетов Т129 в эти страны.
Ранее в этом году TEI сообщило, что успешно испытало газогенератор двигателя TS1400 и планирует поставить TAI первый опытный образец двигателя в конце 2020 года. Однако, по общему мнению, ввиду отсутствия у Турции опыта в создании таких двигателей его разработка и доводка затянутся надолго. Также в июне 2020 года TEI объявило об успешном проведении испытаний малогабаритного турбореактивного двигателя TJ300 тягой в 1,3 кН для крылатых и противокорабельных ракет — в первую очередь для турецкой авиационной крылатой ракеты Roketsan SOM.
Сейчас на ракетах SOM устанавливаются малогабаритные турбореактивные двигатели Microturbo подразделение французской группы Safran. Представители TEI заявляют, что следующие более продвинутые версии двигателя TJ300 смогут использоваться в качестве силовой установки больших противокорабельных ракет и крылатых ракет для поражения наземных целей. Параллельно турецкая группа Kale разрабатывает более крупный малогабаритный турбореактивный двигатель KTJ-3200 с тягой в 3,2 кН.
Планируется, что им будут оснащаться турецкие противокорабельные ракеты Atmaca опытные образцы используют двигатель Safran ТR140 и все те же авиационные крылатые ракеты SOM.
Эрдоган сообщил, что экспорт продукции ВПК Турции в год составляет $3 млрд
Все они передадутся в этом году. В мае передадут 2 танка "Алтай" для проведения испытаний. Их серийное производство начнется в 2025 году после всех испытаний фото-4. Турецкий истребитель 5-го поколения TF-X фото-6 совершит свой первый полёт уже в текущем 2023 году — на 2 года раньше запланированной даты.
Мало того, турки делают ставку на развитие партнерских отношений не только с западными игроками вроде британской BAE или шведской Saab, но и активно осваивают постсоветское пространство. География поставок турецкой военной продукции вышла даже за постосманское пространство. Речь идет о военно-техническом сотрудничестве с таким мощным в военном отношении игроком, как Пакистан. Эта страна единственная в исламском мире обладает ядерным арсеналом. К тому же в отчетах Business Insider «25 крупнейших армий мира» Исламабад — стабильно в перечне. Тесная кооперация Турции с Пакистаном происходит первым делом по линии совместного производства ракет и боевых самолетов. В конце октября 2023 года гендиректор Tusas Темель Котиль заявил, что истребитель прошел статические испытания, а также испытания на прочность в рамках подготовки к первому полету. Боевая авиация пока остается едва ли не самым слабым местом турецкой обороны, невзирая на увеличение производственных мощностей, экспорт вооружений и заделы в аэрокосмической сфере. Неслучайно турецкие власти заявили о планах купить 40 истребителей Eurofighter Typhoon в рамках укрепления мощи своих ВВС. Однако из трех производителей истребителя: Испании, Великобритании и Германии — последняя возражает. Турецко-германские противоречия и не только в военной сфере были хорошо видны и в недавнем провальном визите Эрдогана в Берлин. Да, с 2007 года концерны Aselsan и Roketsan разрабатывают и испытывают семейство ЗРК малой и большой дальности Hisar по-турецки — «крепость». Более того, в 2023 году на Международной выставке оборонной промышленности IDEF турки представили новый гибридный комплекс Gurz и другие образцы.
После разгона до необходимой скорости, ракета Kemankes 2 взлетела в воздух. Сообщается, что крылатая ракета может находиться в воздухе около часа, при этом она сможет маневрировать благодаря реактивному двигателю. Дальность полета Kemankes 2 составляет более 200 километров, а высокая точность, как утверждается, позволит уничтожать цели даже в сложных погодных условиях, распознавая их благодаря оптической системе наведения с искусственным интеллектом.
При этом Путин и Эрдоган находятся на одной волне, хотя иногда у них есть взаимоисключающие интересы. Им психологически легче договориться, чем с западными политиками. С таким мнением выступил политолог Константин Калачев. По словам Калачева, отношения двух государств определяются тем, что есть не только противоречия и разногласия, но и общие интересы, главный из которых затрагивает торгово-экономическое сотрудничество. Анкара интересует Москву как потребитель российского газа и как страна, где отдыхают миллионы россиян.