погиб легендарный летчик Валерий Чкалов. Его имя знали все, а подвиги воодушевляли миллионы. В ушедшем году жители Камчатки скромно, но содержательно отметили 85-летие легендарного героического беспосадочного перелета экипажа Героя Советского Союза Валерия ЧКАЛОВА.
Подвиг на все времена
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза Поделиться: 20 июня 1937 года завершился первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Командовал экипажем самолета Валерий Павлович Чкалов. Сегодня мы бы хотели вспомнить биографию знаменитого советского летчика. Валерий Чкалов родился 2 февраля 20 января по старому стилю 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. В юности Валерий учился на токаря в Череповецком ремесленном училище, в 1918—1919 годах работал молотобойцем в Василевском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе. В 1919 добровольцем вступил в Красную армию. В 1921 работал слесарем на сборке самолетов на авиационном заводе в Нижнем Новгороде. Валерий Чкалов встретил Ольгу Орехову в 1924 году на занятиях драмкружка Свою вторую половинку Ольгу Орехову Чкалов встретил в 1924 году на занятиях драмкружка, в котором она выступала. Между ними сразу же вспыхнула любовь, и вскоре летчик и учительница поженились. В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле.
Он был нежно любящем мужем и заботливым отцом.
Однако летом 1936 года Чкалов вместе с летчиками Байдуковым и Беляковым успешно совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. По результатам этого перелета весь экипаж получил звание Героев Советского Союза, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2. Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка». Героическая жизнь продолжилась.
В 1937 году Валерий снова отправился на очень рискованное задание, которое было трудно исполнимо даже для настоящих мастеров авиации. Необходимо было отправиться в путь по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Этот полет был такой же трудно выполнимый и рискованный, как и предыдущий, и не каждый человек, даже профессионал, мог бы управлять самолетом так долго и преодолеть столько трудностей, начиная от стремительно меняющихся погодных условий, скачков температуры и заканчивая усталостью, из-за которой малейшая ошибка могла стать смертельной. Полет, также как и предыдущий, прошел без единой остановки в течение двух летних июньских дней. За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года.
Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Бытует мнение, что инцидент был подстроен.
Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Бытует мнение, что инцидент был подстроен. Вариант событий, что Чкалова хотели устранить намеренно, что он перешел кому-то дорогу, поддерживали, в частности, его жена и дочь. Валерий Павлович был достаточно резок в своих высказываниях, что в те времена было очень опасно из-за политических репрессий, из-за которых легко можно было угодить в немилость и сильно пострадать не только самому, но и подвергнуть свою семью смертельной опасности.
Но у этой версии событий есть существенные недостатки, мешающие принять ее за правду. Как было известно очень многим, советское руководство хорошо и уважительно относилось к Чкалову, причем настолько хорошо, что Иосиф Сталин встретил Чкалова и его экипаж после перелета на Сахалин. Благодаря своим заслугам Чкалов был не последним человеком в СССР, которого уважали и любили и среди обычного населения, из-за чего ему могли бы простить даже какие-то резкие высказывания. В конечном итоге, далеко не каждый человек смог бы преодолеть несколько тысяч километров по воздуху безостановочно. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова — село Васильево. По всей стране, в самых разных городах, установлены памятники различного вида, например, известная памятная скульптура, поставленная в Нижнем Новгороде. В основании тщательно выгравированы траектории перелётов, вошедших в историю. Скульптуру старательно и трудолюбиво создал Исаак Менделеевич, за что был награжден. Даже в США установлен памятник Валерию Павловичу, на вечную память о невероятном героическом полете поставили знак треугольника, с изображением самолета, пролетающего Северный полюс, в центре.
Навигация по записям.
Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов…. Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал.
Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю. Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы». Чкалов предполагал наказание — на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый лётчик в ответе. Но суда не ждал, а, тем более, приговора — год тюремного заключения. Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии. Безработный Чкалов засел за книги и учебники.
Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта. Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек.. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК. Ленинградский период жизни Чкалова закончился. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях.
Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта. Лётчик оказался в затруднительном положении. Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги.
В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс.
Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. Чкалов, Сталин, Беляков.
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Он близко знал а и всегда восхищался его летным искусством. Он рассказывает о детских и юношеских годах Чкалова, о его сложном пути в авиацию, о поисках, ошибках, достижениях и подвигах. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Чкалов работал кочегаром парохода когда впервые видел самолет и заболел авиацией.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Высота 4000 метров. Пришло время смены. Чкалова сменил Байдуков. Держали курс на остров Рудольфа. Началась тряска. Самолет стал покрываться прозрачным льдом. Открыв кран до отказа, Байдуков добился прекращения обледенения на винте. Четвертый циклон, застигший самолет над долиной реки Маккензи, экипаж проходил на высоте 6100 метров. Летчики меняются каждый час. У Чкалова пошла носом кровь. Кислород кончился, и летчики вынуждены снижаться.
Снизившись до 4 000 метров, экипаж видит внизу воду. Значит, самолет летит над Тихим океаном. А дальше через Северную Америку на юг. Успешная посадка была произведена в городе Ванкувер в 16 часов 20 минут по Гринвичу. Пройден путь 8582 километра. В воздухе пробыли 63 часа 16 минут. На высоте 4100 километров экипажу удалось вырваться из объятия циклона. Следующий циклон пришлось обходить после земли Франца-Иосифа. Но мощные облака закрыли от летчиков землю. Только через 15 минут они смогли увидеть необозримые ледяные поля.
Следующие два циклона застигли самолет у островов Мелвилла и над рекой Маккензи, заставив самолет в нарушение утвержденных графиков движения лезть на высоту 5100-5700 километров, что привело к большому расходу кислорода. Стена облачности у третьего циклона была высотой 6500 метров. Самолет час шел на высоте 5700 метров в сплошной облачности при температуре мину 30 градусов. Сантиметровым слоем льда абсолютно белого цвета был покрыт весь самолет. Борьба с циклоном сопровождалась катастрофической ситуацией: кончилась антиобледенительная жидкость винта, замерз трубопровод, воды в системе охлаждения мотора не было. Да и вся питьевая вода в резиновых мешках замерзла. Для охлаждения мотора в дело пошел чай из термосов, оставшиеся несколько литров незамерзшей воды из середины резиновых мешков, жидкость из шаров-пилотов, которую летчики должны были сдать врачам для анализов. Эта «адская» смесь предотвращает катастрофу. Чкалов: « В упорной, напряженной борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и еще больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».
Начальник военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свои апартаменты — трехэтажный особняк, где они смогли отдохнуть и отоспаться за все три бессонные ночи. Уже были получены телеграммы от Сталина, Рузвельта и Холла. Америка встречала советских летчиков восторженно и сердечно. Трояновскому: «С большим удовлетворением я узнал об успешном завершении первого безостановочного перелета из Союза Советских Социалистических Республик в Соединенные Штаты. Мастерство и отвага трех советских летчиков, блестяще осуществивших этот исторический подвиг, заслуживает величайшей похвалы. Пожалуйста, передайте им мои горячие поздравления». Газета «Правда». В честь победителей устраивались приемы, шествия: в Нью-Йорке 28 июля — чествование научными авиационными кругами, 2 августа — широко задуманное чествование в Филадельфии с шествием по городу и 5-тысячным митингом. На приеме в честь советских летчиков, устроенном «Клубом исследователей» и «Русско-американским институтом 30 июня 1937 года Чкалов в своей речи произнес: «Полет через Северный полюс был осуществлен не только тремя летчиками, а всем советским нардом. В наших трех сердцах мы принесли вам сердца 170 миллионов людей…» Пресса всего мира восторженно отзывалась о перелете.
В советских газетах писали о победе советской науки и техники, о величайшем завоевании XX столетия, о новой главе в анналах авиации, о событие исторической важности. С женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Тысячи москвичей вышли на улицы. Чкалов произнес: «Мы снова на Родине. Нам устраивали шумные овации в Вашингтона, Нью-Йорке, Париже, но встреча на родной земле для нас самая дорогая. Мы выполнили задание Родины, но на этом мы не успокаиваемся. Мы уже думаем о новых, еще более грандиозных маршрутах». Он побывал у рабочих Сормова и Автозавода. И конечно, в Василево. В конце августа рабочий поселок Василево был переименован в город Чкаловск.
За двадцать предвыборных дней он объехал 16 районов Горьковской области и пять районов Чувашии, выступал перед избирателями. Гибель Валерия Павловича Чкалова В декабре 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице… Ему было 34 года. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
Значит, самолет летит над Тихим океаном. А дальше через Северную Америку на юг. Успешная посадка была произведена в городе Ванкувер в 16 часов 20 минут по Гринвичу.
Пройден путь 8582 километра. В воздухе пробыли 63 часа 16 минут. На высоте 4100 километров экипажу удалось вырваться из объятия циклона. Следующий циклон пришлось обходить после земли Франца-Иосифа. Но мощные облака закрыли от летчиков землю. Только через 15 минут они смогли увидеть необозримые ледяные поля. Следующие два циклона застигли самолет у островов Мелвилла и над рекой Маккензи, заставив самолет в нарушение утвержденных графиков движения лезть на высоту 5100-5700 километров, что привело к большому расходу кислорода. Стена облачности у третьего циклона была высотой 6500 метров. Самолет час шел на высоте 5700 метров в сплошной облачности при температуре мину 30 градусов. Сантиметровым слоем льда абсолютно белого цвета был покрыт весь самолет.
Борьба с циклоном сопровождалась катастрофической ситуацией: кончилась антиобледенительная жидкость винта, замерз трубопровод, воды в системе охлаждения мотора не было. Да и вся питьевая вода в резиновых мешках замерзла. Для охлаждения мотора в дело пошел чай из термосов, оставшиеся несколько литров незамерзшей воды из середины резиновых мешков, жидкость из шаров-пилотов, которую летчики должны были сдать врачам для анализов. Эта «адская» смесь предотвращает катастрофу. Чкалов: « В упорной, напряженной борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и еще больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит». Начальник военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свои апартаменты — трехэтажный особняк, где они смогли отдохнуть и отоспаться за все три бессонные ночи. Уже были получены телеграммы от Сталина, Рузвельта и Холла. Америка встречала советских летчиков восторженно и сердечно. Трояновскому: «С большим удовлетворением я узнал об успешном завершении первого безостановочного перелета из Союза Советских Социалистических Республик в Соединенные Штаты.
Мастерство и отвага трех советских летчиков, блестяще осуществивших этот исторический подвиг, заслуживает величайшей похвалы. Пожалуйста, передайте им мои горячие поздравления». Газета «Правда». В честь победителей устраивались приемы, шествия: в Нью-Йорке 28 июля — чествование научными авиационными кругами, 2 августа — широко задуманное чествование в Филадельфии с шествием по городу и 5-тысячным митингом. На приеме в честь советских летчиков, устроенном «Клубом исследователей» и «Русско-американским институтом 30 июня 1937 года Чкалов в своей речи произнес: «Полет через Северный полюс был осуществлен не только тремя летчиками, а всем советским нардом. В наших трех сердцах мы принесли вам сердца 170 миллионов людей…» Пресса всего мира восторженно отзывалась о перелете. В советских газетах писали о победе советской науки и техники, о величайшем завоевании XX столетия, о новой главе в анналах авиации, о событие исторической важности. С женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Тысячи москвичей вышли на улицы. Чкалов произнес: «Мы снова на Родине.
Нам устраивали шумные овации в Вашингтона, Нью-Йорке, Париже, но встреча на родной земле для нас самая дорогая. Мы выполнили задание Родины, но на этом мы не успокаиваемся. Мы уже думаем о новых, еще более грандиозных маршрутах». Он побывал у рабочих Сормова и Автозавода. И конечно, в Василево. В конце августа рабочий поселок Василево был переименован в город Чкаловск. За двадцать предвыборных дней он объехал 16 районов Горьковской области и пять районов Чувашии, выступал перед избирателями. Гибель Валерия Павловича Чкалова В декабре 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома.
К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице… Ему было 34 года. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. Практически все, кто посвящали статьи Чкалову, писали, что не могут поверить в его смерть. Так врач А. Постников написал большую статью в газете «Горьковская коммуна», где рассказал о том, как он познакомился с Валерием, а также о его лучших качествах «Что меня притягивало к Валерию? Это можно выразить несколькими словами: его сердечность, доброта, человечность. Эти черты были неотъемлемой частью Чкалова». Постников пишет о его большом сердце и о том, как он любил родину и своих "земляков-василевцев, горьковчан". В заключении он говорит, что не может поверить в гибель летчика «Неужели оборвалась его жизнь?
Нет, не верю!.. Веками будет помнить народ своего гордого сталинского сокола». Абсолютно все говорили про его патриотизм и любовь к родине. Так В. Каиноз — капитан катера "Дзержинец" — писал в газете «Горьковская коммуна» в статье «Прощай, любимец народа», что был знаком с Чкаловым ещё с детства.
После обучения он приобретает специальность кочегара и молотобойца. Его летная биография, возможно, так и не началась, если бы в 1919 году, во время изнурительных работ в качестве кочегара, Валерий не увидел самолет, летящий высоко в небе. Зрелище, пересекающей небо машины, настолько захватило Чкалова, что он решил вступить в Красную армию. Так начался его путь к небу. Он поступил в Егорьевскую авиационную военную школу. Чкалов был старательным учеником и оставался верным своей мечте. Продолжил учебу в авиашколе в Борисоглебске, и именно там совершил свой самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в освоении самолета. Учился новым летным приемам и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших курсантов. В те времена бытовала практика: лучших учеников отправлять, совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове. Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскдрилью. Он готов был встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, никогда не боялся заданий, с риском для жизни. Из-за чего его частенько снимали с занятий и отправляли на такие задания. Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете. Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения. Летчик накручивал рекордное количество мертвых петель, пролетал между деревьями и под Троицким мостом.
Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых. А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет. Ее стезя — биология. В продолжение рода знаменитого летчика у нее на свет появилась дочь Мария, которая, так же как и другие родственники, тесно связана с наукой. Один из самых громких связан с домом и участком в поселке Серебряный Бор. Когда-то в далеком 1939 году землю потомкам авиатора подарила советская власть, дав право на бесплатное и бессрочное пользование дачей. В 90-е годы дача была в собственности компании «Мосдачтрест». Ее приватизировали, а в 2020 году участок с жилым помещением в ставшем элитным поселке, где проживали потомки летчика, приобрело «Бон Инвестиции». Семейству предлагали переезд в другое место, но они были намерены до последнего отстаивать свое проживание на вверенной в бессрочное пользование земле. Позднее дочка Ольга Чкалова решила обратиться к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением в защиту своей семьи, а также просила отдать прах отца из Кремлевской стены, чтобы захоронить его в другом месте. Не помогло.
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
По судоходной реке беспрерывно сновали плоты, баржи, пароходы большие и маленькие. Мальчишки на спор подныривали и проплывали под судами. Любил эту забаву и Чкалов. В школе учителя отмечали прекрасную память Валерия и способности к точным наукам. В 1916 году школа была окончена, и Валерий отправился на дальнейшее обучение в Череповецкое техническое училище. Проучился он там всего два года — учебное заведение обанкротилось и закрылось в 1918 году.
Пришлось Чкалову вернуться в родной поселок и помогать отцу. Он зарабатывал тяжелым физическим трудом: в кузнечном цеху и в кочегарне. Поворотным моментом в биографии будущего летчика стала первая встреча с воздушным судном. Он впервые увидел самолет в 1919 году и решил для себя, что обязательно станет летчиком. Служба в авиации Рисунок 4.
Пролет Чкалова под мостом Окрыленный этой идеей, он в 15 лет стал добровольцем Красной Армии, где поначалу служил помощником слесаря при сборке самолетов. Увидев упорство парня и его страстное желание связать жизнь с авиацией, в 1921 году командование направило его в школу военно-воздушных сил в Егорьевск. В следующем году он продолжил обучение уже на профессионального летчика в Борисоглебской школе военных летчиков. Именно там в 1922 году он впервые поднялся в воздух на самолете. В целом, за плечами Чкалова осталось немало профессиональных школ и курсов, где он неизменно проявлял себя как старательный и дисциплинированный ученик.
Он освоил навыки высшего пилотажа, ведения воздушного боя, управления истребителями. Летом 1924 года Валерий Павлович направляется в Ленинградскую истребительную эскадрилью для прохождения военной службы. И тут прилежный ученик превращается в дерзкого и своевольного летчика. Чкалов то и дело получает выговоры, взыскания, отстраняется от полетов, а пару раз даже осуждается военным трибуналом на годовые сроки заключения. В первый раз за пьяную драку, во второй — за аварию в Брянске.
Он частенько лихачил за штурвалом, совершал немыслимые трюки, как знаменитый полет под Троцким разводным мостом в Ленинграде. Но каждый раз дела для него оканчивались благополучно. Несмотря на характер, каждый видел в нем непревзойденного летчика, что называется от Бога. Рекорды Чкалова Рисунок 5. Сталин лично встречает экипаж Чкалова после выполнения рекордного маршрута После военной службы Валерий Чкалов полностью посвятил себя работе испытателя.
Он пилотировал в разные годы более 30 типов самолетов, включая тяжелые бомбардировщики, новейшие экспериментальные машины и даже огромные воздушные авианосцы. Участвовал в первом в истории страны воздушном параде над Красной площадью в 1932 году. Сталин изменил маршрут, конечной точкой которого стал Петропавловск-Камчатский. Рекорд беспосадочного перелета через Северный полюс всё равно был зафиксирован за экипажем Чкалова. За совершение маршрута протяженностью свыше 9 тыс.
Как командир экипажа Чкалов также получил в награду самолет У-2. Его протяженность была чуть меньше — 8,5 тыс. Советских летчиков принял в Овальном кабинете Белого дома Франклин Рузвельт и лично поздравил. Сталин ценил подвиги Валерия Павловича, называл его самородком, каких мало в мире, лично приезжал в 1936 году встречать вернувшийся на Щелковский аэродром самолет. Когда Чкалов погиб, был в числе несших гроб.
Все же, дочери лётчика считают, что Берия и Сталин подтолкнули Чкалова к гибели. Личная жизнь Рисунок 6. Чкалов с женой и сыном Женился Чкалов ещё в Ленинграде во время прохождения военной службы. Его избранницей стала молодая школьная учительница Ольга Эразмовна Орехова. В 1928 году в семье родился первенец Игорь.
Он стал последователем отца в летном деле. Затем в 1935 году родилась дочь Валерия. Третий ребенок Чкалова — девочка Ольга появилась на свет уже после гибели отца в 1939 году. Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер штат Вашингтон США. Содержание Биография Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск в семье котельщика Василёвских казённых мастерских.
Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, а в 1922 году был переведён в Борисоглебскую авиационную школу.
Он погиб 15 декабря 1938 года во время испытания истребителя И-180. Ему было 34 года. У него осталась жена и трое детей, которые многое сделали для сохранения памяти о своем отце.
Музей знаменитого летчика находится в городе Чкаловске. Валерий Чкалов известен как легендарный летчик испытатель, совершивший первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Он был легендой своего времени, народным кумиром и примером для подражания. Причина смерти Чкалова неотделима от того, что составляло ось его жизни — небо, самолеты, риск.
Дата и версии гибели Чкалова Рисунок 1. Валерий Чкалов Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время испытания нового истребителя И-180. Трагедия произошла на Центральном Аэродроме Москвы, расположенном на Ходынском поле. Ныне этот аэродром закрыт.
В трагическом завершении испытательного полета, очевидно, виновны ряд факторов, но главным образом — неготовность испытуемого самолета к полету. Дело в том, что руководство авиационного завода очень торопилось до конца года ввести в эксплуатацию разработки. В те годы торжества плановой экономики многие жизни были загублены ради пресловутого выполнения и перевыполнения плана. Самолет И-180 не был готов к полету.
За несколько недель до испытания в машине было обнаружено 190 дефектов. Все же руководство приняло решение в срочном порядке провести испытания. Дата испытательного полета назначалась не один раз. Накануне при пробных наземных испытаниях техника отказывала.
Всё это должно было указать на невозможность поднятия образца в воздух. Однако ни руководство, ни сам Чкалов к разумным доводам не прислушались. В день испытания, кроме прочего, были плохие погодные условия — очень низкая температура. Несмотря на это, взлет прошел хорошо.
Самолет с Валерием Чкаловым за штурвалом набрал нужную высоту и совершил два намеченных круга над аэродромом. При заходе на посадку стало понятно, что машину уводит в сторону от полосы. Неожиданно двигатель заглох на высоте около 100 метров. Самолет увело в сторону от аэродрома, он зацепился за провода электричества и, развернувшись, врезался в хозяйственные постройки.
Пилота Чкалова при этом выбросило из кабины. При падении он получил серьезный удар головой и скончался спустя 2 часа. Впоследствии гибель легендарного летчика-испытателя породила много домыслов: якобы он намеренно был направлен на испытания неисправного самолета по приказу самого Сталина. Ещё один домысел обвинял во всем диверсии и происки иностранных агентов, желавших подорвать авторитет и мощь советской военной промышленности.
Эти версии не имеют под собой основания, оставаясь лишь предположениями. Где похоронен Рисунок 2. Урна с его прахом была торжественно установлена в Кремлевской стене. После гибели всенародного героя на месте аварии был установлен мемориальный камень с памятной табличкой.
По просьбе односельчан незадолго до смерти Чкалова в его честь был переименован поселок Василево, где он родился и вырос. С тех пор и по сей день он именуется город Чкаловск. Биография Валерия Чкалова Рисунок 3. Слева направо: Беляков, Чкалов, Байдуков — совершившие перелет через Северный полюс Валерий Чкалов был рожден 20 января 2 февраля 1904 года в простой рабочей семье: отец Павел Григорьевич служил котельщиком, мать Ирина Ивановна вела хозяйство.
В 6 лет мальчик лишился матери. Детство и юность Маленький Валера ничем не отличался от сверстников: в 7 лет пошел учиться в начальную школу, любил проводить время с друзьями, летом обожал плавать в Волге. По судоходной реке беспрерывно сновали плоты, баржи, пароходы большие и маленькие. Мальчишки на спор подныривали и проплывали под судами.
Любил эту забаву и Чкалов. В школе учителя отмечали прекрасную память Валерия и способности к точным наукам. В 1916 году школа была окончена, и Валерий отправился на дальнейшее обучение в Череповецкое техническое училище. Проучился он там всего два года — учебное заведение обанкротилось и закрылось в 1918 году.
Пришлось Чкалову вернуться в родной поселок и помогать отцу. Он зарабатывал тяжелым физическим трудом: в кузнечном цеху и в кочегарне. Поворотным моментом в биографии будущего летчика стала первая встреча с воздушным судном. Он впервые увидел самолет в 1919 году и решил для себя, что обязательно станет летчиком.
Служба в авиации Рисунок 4.
На службе проявил себя дерзким и отчаянным сорвиголовой, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. Сумасбродство летчика не нравилось руководству. Однако выговоры и наказания на пилота не действовали. Порой проблемы доходили до крайности. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы.
Он явился на службу в пьяном виде, прилюдно оскорбил и ударил командира. Позже наказание смягчили, ограничившись 6-ю месяцами. Вскоре пилот смог реабилитироваться. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили на повышение квалификации в Липецк. В то время в городе учились немецкие летчики. На показательных выступлениях Чкалов занял 1-е место.
Пролет Чкалова под мостом на истребителе В том же 1927 году, зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако долго служить ему не пришлось. Во время одного из групповых полетов из-за ошибки руководства Чкалов потерпел аварию. Суд решил переложить вину только на летчика, оставив за кадром неграмотные действия командования. Военный трибунал 1928-го приговорил пилота к году лишения свободы. Кроме того, его уволили из рядов Красной Армии.
К счастью, за Чкалова заступились К. Ворошилов и Я. В реальном заключении летчик провел всего месяц. Оставшаяся часть наказания была заменена на условную. Чкалов вышел из брянской тюрьмы. С 1929 по ноябрь 1930 числился в запасе.
Трудился летчиком-инструктором, преподавателем в Осоавиахиме. Летно-испытательная работа После недолгого «изгнания» в 1930 В. Чкалов вернулся в военные силы и стал работать в Научно-исследовательском институте ВВС. За 2 следующих года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30-и самолетов. Он принимал участие в проверке экспериментальных моделей. Например, именно Чкалов управлял воздушным авианосцем.
На его плечи выпало испытание огромного бомбардировщика, который нес на борту несколько истребителей. Валерий Чкалов с матерью В 1932-м году научно-исследовательский институт перевели из Москвы в Щелково, расположенное неподалеку. Изначально простое перебазирование превратилось в первый парад Военно-воздушных сил Советского Союза. Валерий Чкалов участвовал в этом событии. Он с экипажем пилотировал тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Вскоре в жизни летчика начался новый период.
Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова случается очередное изменение. Он увольняется из рядов Красной Армии и уходит в запас. Здесь он совместно с товарищем по службе Александром Анисимовым занимался опытным пилотированием новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова. Среди них были такие модели, как И-15, И-16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ-1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными, а потому очень опасными.
Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов Пилот проявлял большое мужество.
Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва — Вашингтон». В результате, ему удалось заручиться поддержкой вождя и начать подготовку к историческому полету. Старт произошел 18 июня 1937 г. Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер Вашингтон 20 июня. В Америке советские летчики, пролетевшие над Северным полюсом, удостоились теплого приема и в одночасье стали знаменитостями. За совершенный перелет все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. В том же году жители села Василева добились того, чтобы их поселок переименовали в Чкаловск. Личная жизнь Когда Валерию было 23 года он взял в жены Ольгу Терехову, которая была школьной учительницей.
В этом браке у пары родились сын Игорь и 2 дочери — Валерия и Ольга. В будущем Игорь пойдет по стопам отца. За годы биография Чкалов написал нескольких книг, на страницах которых подробно изложил собственные впечатления о перелетах. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. Важно отметить, что тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением почти всех мер безопасности. Интересен факт, что накануне запланированного полета в истребителе было обнаружено 190 серьезных дефектов. Тем не менее, Чкалов смог поднять в воздух самолет и провести несколько маневров. Однако при заходе на посадку двигатель «И-180» заглох. Валерий до последнего момента управлял машиной, планируя приземлиться в нежилой местности. Незадолго до посадки истребитель зацепился за электропровода, протаранил крылом электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дров.
От мощного удара пилота выбросило из кабины на десятки метров. В итоге он сильно ударился головой о металлическую стойку, что в конечном счете привело к его смерти. Легендарный летчик умер в стенах Боткинской больницы. Многие люди, включая родственников Чкалова, выдвигали альтернативные версии гибели Валерия Павловича. В частности, его сын заявлял, что смерть отца представляла собой умышленное убийство, организатором которого был Иосиф Сталин. Подобные мнения высказывали и другие люди и на то было немало причин: неожиданный вызов пилота из отпуска, спешка с вылетом, сотни неисправностей, срез жалюзи у двигателя, низкая температура и т. Не исключено, что высокопоставленные политики СССР опасались того, что для их соотечественников Чкалов мог стать более заметной и влиятельной фигурой, чем они. Летчик был похоронен со всеми почестями, а урна с его прахом была установлена в Кремлевской стене. Встреча после перелёта на Дальний Восток Валерий Чкалов с семьей Место гибели Валерия Чкалова Если вам понравилась краткая биография Чкалова — поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, — подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.
Понравился пост? Нажми любую кнопку: Источник Валерий Павлович Чкалов — легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, «человек неба». Он был довоенным Гагариным в Стране Советов. Его вклад в отечественную авиацию огромен — испытал более 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа, тактику боя, что очень пригодилось в войне. Летчик-герой родился в городе Василево Нижегородской губернии 2 февраля 1904 г. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. Дед и прадед были бурлаками, отец — местным Кулибиным — человеком с золотыми руками. Дом большой из восьми комнат. Чкалов работал кочегаром парохода когда впервые видел самолет и заболел авиацией. Дисциплиной Чкалов не блистал.
Затем срок был снижен до 6 месяцев. Есть легенда что Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, который в то время носил название «мост Равенства». Но это легенда, скорее всего пролета под мостом у Чкалова не было. Нет ни одного свидетеля этого полета, хотя дело происходило средь бела дня. Не отмечено это и Личном деле Чкалова. Вдова Чкалова Ольга Эразмовна на вопросы любопытствующих неизменно отвечала: «При мне не летал…». Но есть версия что летал не для нее… Про Чкалова, пролет под мостом и летающие трамваи Есть и еще одна версия, что полет под мостом придумали в курилке во время съемок фильма «Валерий Чкалов», когда ломали голову над любовной линией… и тогда под мостом пролетели по настоящему. На ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой Чкалов женился в феврале 1927 года. А в 1940 году летчик Евгений Борисенко для впечатляющих кадров фильма «Валерий Чкалов» несколько раз пролетел под Кировским мостом. Но сам Чкалов не мог этого сделать.
Согласно его медкарты, острота зрения правого глаза была 0,7, левого — 0,8. С таким зрением сложно вписаться в пролет моста. У Чкалова за последние пять лет его жизни было 7 аварий. И все — вблизи земли. Причина именно в неважном зрении…» С историк авиации петербуржец Владимир Иванов В 1928 в Брянске Чкалов разбил самолёт и сам чудом жив остался. При подлёте к железной дороге Унеча — Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины и приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.
В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра.
Отмечен юбилей подвига Валерия Чкалова
Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу: совершил подвиг, который превзошёл все другие в истории авиации. Так трансарктический перелёт Валерия Чкалова на АНТ-25 был, по сути, основательно подготовлен. Наследие Чкалова в современности Краткая биография Валерия Чкалова Валерий Павлович Чкалов был выдающимся советским летчиком и испытателем, который совершил множество подвигов в области авиации. Краткий биографический лётчик о судьбе лётчика-испытателя Валерий Чкалова.
Подвиг на все времена
«Подвиг» 3-й: «Чкалов совершил над Ленинградом 250 мёртвых петель подряд». погиб легендарный летчик Валерий Чкалов. Его имя знали все, а подвиги воодушевляли миллионы. За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Если вам понравилась краткая биография Чкалова – поделитесь ею в соцсетях.
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Экспедиция Леваневского закончилась неудачей. Однако летом 1936 года Чкалов вместе с летчиками Байдуковым и Беляковым успешно совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. По результатам этого перелета весь экипаж получил звание Героев Советского Союза, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2. Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка». Героическая жизнь продолжилась. В 1937 году Валерий снова отправился на очень рискованное задание, которое было трудно исполнимо даже для настоящих мастеров авиации. Необходимо было отправиться в путь по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Этот полет был такой же трудно выполнимый и рискованный, как и предыдущий, и не каждый человек, даже профессионал, мог бы управлять самолетом так долго и преодолеть столько трудностей, начиная от стремительно меняющихся погодных условий, скачков температуры и заканчивая усталостью, из-за которой малейшая ошибка могла стать смертельной.
Полет, также как и предыдущий, прошел без единой остановки в течение двух летних июньских дней. За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года. Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался.
Молодая супруга родила сына. Спустя семь лет, родилась Валерия. Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием. Новые высоты В 1933 году получает направление на московский завод авиации. Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители. Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры. Первая награда В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов. Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив.
Марка была запущена в обращение восьмого июня на почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга со спецгашением первого дня на конвертах с изображением слева направо героев-летчиков Александра Белякова, Валерия Чкалова и Георгия Байдукова в унтах и меховой летной одежде. Мы знали из Интернета о выходе марки, и, пожалуй, главной целью нашего посещения Чкаловска 23 июня было желание послать конверты в Саров из Чкаловска с юбилейной маркой, погасив её чкаловским спецштемпелем. Забегая вперед, скажем, что нам как филателистам это сделать удалось! Заказное письмо из Чкаловска в Саров с юбилейной маркой, погашенной постояннодействующим спецштемпелем «Мемориальный музей В. Далее — пригородной электричкой около полутора часов до Заволжья конечная , правда, пришлось ждать ближайший электропоезд около часа. От Заволжья до Чкаловска около 40 км на «Пазике» ехали целый час. И вот здесь в этом стареньком «Пазике», стоя «на одной ноге» вместе с другими 70-тью пассажирами мы впервые «почувствовали разницу» между Саровом и малыми городами Нижегородчины. Тем не менее, к 11-ти часам мы были на месте. Для Справки по материалам Н. Морохина на 2007 год: Чкаловск — город Нижегородской области 14. Василева Слобода стала одним из форпостов Владимиро-Суздальской Руси на волжском торговом и военном пути…К 19 веку она стала крупным базарным селом, жители которого занимались в основном гончарным промыслом и бурлачеством. В 1883 году в нем появляется первое предприятие — судоремонтные мастерские. Получив развитие в годы советской власти, они выросли в крупный градообразующий завод имени Ульянова-Ленина… В Васильевой Слободе родился великий летчик Валерий Чкалов. Здесь прошло его детство, начался трудовой путь. В 1937 году в августе, ещё при жизни В. Чкалова — прим. Новый период в его истории начинается со строительством в 1950-х годах Горьковской ГЭС. Чкаловск переносят с низкого берега Волги, который попадает в зону затопления, на другое более высокое место и заново строят по четкому регулярному плану на месте деревень Усово, Ивановской, Зманово, Липовской и Баклово… В 1955 году Чкаловск получает статус города… От автовокзала центральная улица Пушкина выводит нас на центральную площадь Чкалова с памятником Чкалову и ДК им. Но фотографировать не успеваем, узнаем в турагенстве, что свободных мест нет, переночевать не удастся и почти бегом идем на узел связи, до которого по второй центральной улице Ленина около двух километров. Бросается в глаза «раздолбанность» дорог и тротуаров, изношенные «донельзя» «Пазики» в качестве городского транспорта, некошеная и нестриженная трава на улицах города… Видим первую примету праздника — растяжку «Чкаловцы приветствуют гостей», с надписью с другой стороны «Чкаловцы гордятся подвигом героя». На здании Администрации и Земского собрания Чкаловского района установлен герб Чкаловска с красным оленем на белом фоне, белыми ладьёй на синем и самолетом на красном фонах. Что же — простой, понятный и красивый герб у Чкаловска! И вот, наконец, отделение почтовой связи «Чкаловск». Еще больше радуют сотрудники отделения почтовой связи. Они отлично подготовились к приему филателистов. Юбилейные конверты и марки, сувенирные наборы с марочным листом, КПД Москвы и Санкт-Петербурга, отдельные конверты с московским спецгашением см. А как быстро и мастерски они нам помогли оформить спецгашения и отправку заказной корреспонденции! Большое спасибо всем сотрудникам ОПС «Чкаловск» 606540 за внимание к Саровским филателистам, все эти девушки достойны премии за отличную работу в праздничный день! Но время неумолимо — на торжественную встречу официальных лиц и гостей праздника у памятника В. Чкалову не успеваем и прямиком по улицам Комсомольской и Чернышевского выходим на набережную — ул.
Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск. Погиб Чкалов при испытаниях нового истребителя И-180. Состояние Нижегородская земля помнит Чкалова. Имя Чкалова носит и еще один аэродром — «Чкаловский» в Московской области. В честь легендарного летчика названы горные вершины, заводы, теплоходы, самолеты, улицы, площади. Впечатления В Чкаловске есть мемориальный музей Валерия Чкалова, а на набережной Волги в Нижнем Новгороде построена огромная монументальная Чкаловская лестница с памятником Чкалову. Со своими 560 ступенями она претендует на звание самой большой лестницы страны, а своим архитектурным решением ассоциируется с легендарной Испанской лестницей в Риме. Валерий Чкалов — герой на все времена.
Читайте также
- Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе
- Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
- Памяти Валерия Чкалова
- Бросок через полюс в Америку
Пропеллер с фото
- Валерий Павлович Чкалов
- Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова. Трибунал для Героев
- Памяти Валерия Чкалова
- Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
- XIVЧерновские чтения Во славу своего отечества. Проектная работа"В.П.Чкалов- великий летчик"
- Памяти В.П. Чкалова
Читайте также
- Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова. Трибунал для Героев
- С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике
- Биография Чкалова
- Отмечен юбилей подвига Валерия Чкалова
- Глава двенадцатая. Подвиги наших полярников.
Последний подвиг
Валерий Чкалов, чтобы никто не пострадал на земле… Просмотров: 3 В 1938 году проводились испытания нового истребителя. Валерий Чкалов, чтобы никто не пострадал на земле, направил теряющую высоту машину в сторону от аэродрома на пустырь. Там бегала, резвилась девочка в красной шубке. Валерий Чкалов — известный советский летчик, мастер своего дела, ас.
Семья жила в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск.
Отец Павел Григорьевич ремонтировал судовые двигатели, семья была достаточно обеспеченной. Мать Арина Ивановна умерла, когда Валерию было шесть лет. К счастью, новая жена отца оказалась доброй и заботливой женщиной. Дом-музей Валерия Чкалова в родном городе.
В восемь лет мог переплыть Волгу, не раздумывая ввязывался в мальчишеские кулачные бои. Родные говорили, что мальчик пошел в деда. Тот был бурлаком и отличался суровым нравом. После окончания начальной школы в 1916 году Валерия отправили учиться в Череповецкое техническое училище.
Но случилась революция, учреждение закрыли, и парень вернулся домой работать вместе с отцом. Знакомство с самолетами состоялось благодаря односельчанину, который работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, а кроме того, был женихом сестры Чкалова. Сосед замолвил слово за Валерия, и 15-летний юноша поступил работать сборщиком самолетов. Спустя два года пришли четыре путевки для поступления в Егорьевскую авиационную школу в Подмосковье ныне Егорьевский авиационный технический колледж имени В.
Судьба улыбнулась юноше, он оказался в числе учащихся летного училища. Окончив его, он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе. Во время учебы открылся его талант пилота. Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин.
Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины.
Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде.
Так, во время одного из учебных боев Чкалов настолько увлекся, что уронил самолет своего товарища. Любимец Сталина О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны. Показав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов вызвал восхищение зрителей, а нарком Ворошилов распорядился выписать ему за мастерство денежную премию. Сталин запомнил храброго летчика, и с этого момента за Чкаловым стали приглядывать «высшие силы». В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. В одном случае он, зацепившись за телеграфные провода, разбил самолет, но сам почти не пострадал. И хотя отчасти в этом был виноват командир звена, разбиравшая причины аварий комиссия сочла, что авария стала следствием грубого нарушения устава, невнимательности и хулиганства Чкалова.
Сказалась его дурная репутация и тянувшийся за ним шлейф нарушений дисциплины и наказаний. Чкалова вновь отдали под трибунал, который приговорил его к году тюрьмы. Из рядов ВВС он был изгнан с убийственной характеристикой: Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признает никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Никакие воспитательные меры на него не действуют Из характеристики Валерия Чкалова Однако в заключении Чкалов пробыл недолго. Через несколько недель его освободили по ходатайству самого Ворошилова, но в армию до поры не вернули. В качестве наказания летчика отправили работать в Осоавиахим инструктором. Там он мог летать на новейших самолетах, испытывая их возможности всеми доступными ему способами. Новая работа отлично подходила независимому и любящему риск Чкалову, его навыкам, темпераменту и жажде приключений. Однажды во время испытания нового самолета с убирающимся шасси застряла его левая «нога» — трос, который подтягивал шасси, ослаб и свернулся в петлю.
Чтобы его распутать, Чкалов 40 минут швырял машину из стороны в сторону, делал резкие развороты, переворачивал ее колесами вверх, но это не помогало. Тогда летчик швырнул самолет с большой высоты вниз и у самой земли резко выровнял. От сильнейших перегрузок Чкалов на мгновение потерял сознание, а когда пришел в себя, застрявшая «нога» наконец была выпущена. Очевидно, Ворошилов рассказывал Сталину о воздушных приключениях летчика-испытателя Валерия Чкалова. При посещении опытного военного аэродрома Сталин спросил: «Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину? И все мысли у него о том, чтобы благополучно довести их до посадки. Летчик запустил мотор и свечой взвился в воздух. В ушах все еще звучали слова Сталина. Я думал о нем.
Я знал, что он следит за мной… Много дней я обдумывал все сказанное Сталиным и сделал для себя ряд практических выводов: стал летать много дисциплинированнее, стал в воздухе спокойнее. Меня поразила ясная сила сталинских слов: жизнь летчика дороже машины… Сталина летчики любят крепко, по-особенному, всей душой. И Сталин любит летчиков. Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт. Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Отказаться напрямую Чкалов не посмел, но сказал, что должен сначала закончить испытания нового самолета. Пост занял Лаврентий Берия , а Чкалов погиб, и обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы.
Герой В 1930-е годы культ личности Сталина в СССР был не единственным культом народа, строившего светлое будущее в одной отдельно взятой стране. Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики. Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой. Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года. После этого имя Чкалова стало известно во всем мире. Молодой Советской России были нужны настоящие, молодые, красивые и отважные герои.
Летом 1938 года Чкалов превратился в главного супергероя Страны Советов, обожаемого народом и обласканного властью.
Два спортивных самолетика выделывали над нами фигуры высшего пилотажа! Порой даже было страшновато, когда кто-то из летчиков пикировал на наше «людское море» и проносился совсем низко над нашими головами! Привет, летуны! А мне всё равно! У меня свой самолёт Шоу продолжалось не более получаса и прекратилось так же внезапно, как и началось! Если серьезно, далее нам было очень интересно посетить вновь отстроенное здание ангара с самолетами, на которых летал Чкалов, но и, конечно, увидеть вблизи легендарный АНТ-25. Но не тут-то было!
Пока не пропустили на торжественное открытие вип-персон, Торжественное открытие ангара для самолётов, на которых летал Чкалов Внимание! Уважаемые люди на открытии простых смертных держали на входе… Володе Тимофеевскому все же удалось проникнуть в ангар на торжественное открытие и сделать ряд исторических снимков дочерей Чкалова — Ольги Валерьевны и Валерии Валерьевны. В первом ряду дочери Чкалова: слева младшая Ольга Валерьевна, справа старшая Валерия Валерьевна Володе посчастливилось посмотреть театрализованное представление с артистом театра в роли Чкалова, который бойко доложил присутствующим об успешном завершении полета из Москвы в Америку через Северный полюс! И все же в 14-40 в ангаре мы были уже оба в ангаре! На входе — знаменитый самолет — «трудяга» ПО-2 конструкции Н. Поликарпова — подарок В. Чкалову от Советского Правительства за перелет на остров Удд. На этом самолете Валерий Павлович не раз прилетал к себе на родину и катал своих земляков.
А вот и знаменитый АНТ-25 — перед нами. Самолет конструкции А. Туполева, построен 1934 году специально для дальних перелетов, цельнометаллический. Микулина мощностью 960 л. Именно на этом самолете Чкалов, Байдуков и Беляков совершили два исторических перелета: в 1936 году 20-22 июля Москва — остров Удд, в 1937 году 18-20 июня Москва — Северный полюс — США г. Протяженность первого перелета — 9374 км, время в пути — 56 часов 20 минут. Именно за этот перелет летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а маршрут получил название Сталинского. Схема перелёта Москва — Удд Надпись «Сталинский маршрут» была сделана на обеих сторонах фюзеляжа.
Сам Сталин встречал экипаж в Москве на аэродроме после перелета и жал руки героям-летчикам. За этот полет летчики получили только ордена Красного Знамени. Почему- то советское, а не американское Правительство подарило Чкалову американский легковой лимузин Паккард модель «Супер Эйт» 1937 года за перелет в США. Прямо рядом с легендарным самолетом на наших глазах давал интервью ННТВ президент комитета по культурному обмену имени В. Чкалова американского города Ванкувер Даг Лэшер. Ежегодно на месте приземления Валерия Чкалова и его товарищей в Ванкувере проходят торжественные встречи. К мемориалу, воздвигнутому в честь русских летчиков, возлагают цветы.
Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев
Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную девочку от неминуемой гибели. Я всегда сравниваю подвиг экипажа Валерия Чкалова и подвиг Юрия Гагарина. Беспосадочному перелету Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова из СССР в США — 70 лет.