Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. Мазепа не просто предал царевну, а обвинил ее в преступлениях. Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана. На предательство Мазепу толкала, наряду с личной обидой, боязнь оказаться на стороне побеждённого. Иван Мазепа и Олег Рязанский были в той или иной степени в непростом положении, когда встали на путь откровенной измены.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. За своё предательство Мазепа был предан церковной анафеме, а по поручению Петра специально для него был изготовлен орден Иуды. Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач. К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких.
Как казнили полковника, предупредившего Петра о предательстве Мазепы
Он грамотно руководил Запорожским войском, много сделал для процветания Украины. Но потом стал «иудой» Петра Великого — переметнулся на сторону шведов. Почему Мазепа предал русских? Гетман — покровитель Петра I В 1689 году на русский трон вступил юный царь Петр. Гетман Мазепа был дипломатом в России, и даже начал покровительствовать государю. Ведь Мазепа был немолод, а Петр Первый только начинал свой путь. Сначала Мазепа вполне усердно служил России — подавлял восстания на Украине, правда, направленные и против гетмана тоже. Вместе с Петром Мазепа участвовал в походах. Получил из рук царя орден.
И в 1707 году поклялся России и царю «не переменить верности». И причиной была обида, которую затаил гетман еще с марта, когда на военном совете Малороссию ограничили в самостоятельности, и самого гетмана стали ущемлять в правах.
Охотно распространял ядовито-лживые фейки. В числе таковых — сообщение о тайной встрече Гитлера и Сталина во Львове 17 сентября 1941 года чего, конечно же, никогда не бывало. Или о том, что писатель Олесь Гончар в тайных своих записях называл Донбасс «раковой опухолью», которую нужно «отрезать и бросить в глотку России» хотя вдова писателя Валентина Даниловна ни разу не подтвердила существования такой записи. После событий 2014 года, связанных с Крымом и войной в Донбассе, российскую политику характеризовал так: «Политика, которая связана с нарушениями международных норм и международных правил. Россия воюет 150 лет за всю свою историю.
За 150 лет в России создана политическая элита войны. Россия не знает способа примирения и обсуждения, кроме силы. Россия не видит человека, а видит страну. Я бы так сказал: осовременить, насколько это возможно, территориальные подходы царской России, а в этой системе территориальных отношений уже строить какие-то современные политические, экономические, социальные отношения, исходя из политики России. Повторяю: Россия игнорирует международные нормы». Любил разглагольствовать о своей исторической роли. И не переставал принимать самые скользкие предложения, даже от своих политических противников.
Так, в мае 2012 года принял предложение очередного президента Украины Виктора Януковича стать председателем Конституционной ассамблеи, которая разрабатывала проект изменений к Основному Закону. Согласно указу следующего президента Петра Порошенко, в марте 2015 года вошёл в состав Конституционной комиссии. Однако через три года написал заявление о выходе из неё, пояснив, что в ней не рассматривался европейский и евроатлантический курс Украины. Что ж, этот посыл был услышан: как «специалиста по Донбассу» нынешний президент В. Зеленский назначил Кравчука председателем Контактной группы по урегулированию ситуации на юго-востоке страны. И мы все видим, что из этого вышло. От лицедейства к перерождению — Хитрецом он был от природы или научился этому?
Наркотическая зависимость у него была от общественного внимания. Стремление ощущать себя реальной действующей силой украинской политики то и дело развязывало его болтливый нарциссичный язык, и грязные подробности биографии протекали наружу: вода дырочку найдёт. Да как же это из сельского хлопчика получился президент Украины? Как идеолог коммунизма стал этническим националистом? В общем, чему нас и будущее поколение учит его история? Кравчук демонстративно открестился от КПСС аккурат перед развалом СССР, заявив, что «никогда не вступил бы в партию, если бы знал о голодоморе и репрессиях». Мол, не знал ничего, не ведал, архивы не изучал.
Он успешно применял способ снимать с себя ответственность — и в этом тоже секрет его политического долголетия. Потом ловко менял фракции, партии и лидеров, к которым поочерёдно присасывался, чтобы оставаться на слуху и на виду. Это его умение в полной мере оценил бывший спикер Верховной рады Владимир Литвин, заявив: «С Кравчуком всё понятно — патентованная политическая проститутка. И причём всегда». Оценка пришлась украинским политикам по вкусу, ибо когда президент Украины В. Янукович назначил Кравчука главой Конституционной ассамблеи, Леонида Макаровича стали за глаза называть «патентованной политической конституткой». Но они раз за разом всплывали.
То интeрвью дирeктoрa криминaльнoгo вeдoмcтвa Мюнxeнa Джoзeфa Гeйcдoрфeрa нeмeцкому журнaлу «Фoкуc», в котором говорилось o cвязяx Лeoнидa Крaвчукa c ОПГ, a тaкжe о том, чтo в 1995-м тoт прибыл в Изрaиль c 30 миллиoнaми нaличных дoллaров, упaкoвaнных в чeмoдaны. То «хатынка» дача — правда, не в Швейцарии, но в элитном киевском районе Конча-Заспа, стоимостью 2,5 миллиона долларов с полутора гектарами земли, предварительно оттяпанной у дома отдыха. Но какие, мол, к нему претензии: владельцем имения стал его внук Андрей, на тот момент ещё не растерявший молочных зубов. Вот к нему и все вопросы… — Одни говорят, что карьеру Кравчуку помогли сделать бандеровцы. Другие полагают, что он умел выслуживаться перед Москвой. А вы как считаете? Он был крайне изворотлив, приспособнически гибок, многолик и при этом никогда не забывал о личных интересах.
Обладал ценным для него качеством: умел казаться своим человеком тем, кто был ему выгоден. И это было высоко оценено теми, кто вёл страну к её разгрому и развалу. Потому он и стал в конце концов современным аналогом Мазепы, иллюстрацией аксиомы, что оловянные, стеклянные и деревянные глаза никакой дым не выест. Хорошо знавшие его утверждают, что от Кравчука всегда несло кислым протухшим политическим потом изменщика. Считаю, останется он в истории как одна из парадоксальных личностей своего времени. Ведь, с одной стороны, стал воплощением советской мечты, когда при должном усердии и умении сельский мальчик смог превратиться в серьёзного власть имущего. С другой стороны, он же стал палачом этой советской мечты, развенчивая её до конца своих дней с ненасытностью шакала, обгладывающего поверженного оленя.
Да, Советский Союз мог подарить и реализовать мечту, но он и погиб от рук таких, как Кравчук. Фантом современной политики — Придя к власти, он пестовал тех, кто позднее будет определять курс и политику антисоветской и антироссийской Украины? И любимой темой его стало то, как сильно коммунисты зажимали и притесняли Украину. Как будто и не было колоссального экономического и культурного роста УССР, имевшей в 1991 году потенциал одного из сильнейших государств Европы.
Причем предал всех, кому он служил и присягал на верность. В древности все народы относились к предателям одинаково: их тут же убивали.
Даже если это были царские дочери, которые из-за любви к неприятельскому вождю ночью тайком открывали для его войска ворота города. Мудрость древних заключалась в следующем: «Предавший раз, предаст снова». Можно привести еще множество примеров, но сегодня мы должны понять, что личные симпатии отдельных политиков, пусть даже и высокопоставленных, к тем или иным историческим персонажам должны служить не руководством к действию, а скорее предостережением, что нельзя перелицовывать историю в угоду собственным амбициям и интересам. К сожалению, этого на Украине не случилось. Поэтому верно замечание историка Ксении Мяло: «Прославление сегодня на Украине Мазепы объясняется не только его союзом с геополитическим противником России Карлом ХII, но и апофеозом в период гетманства «латино-могилянской школы». Сегодня можно утверждать, что отсутствие именно подлинно украинского проекта обеспечило полное господство галицийских идей на мировоззренческом и информационном поле Украины, а это значит переписывание истории под углом зрения многовековой борьбы Украины с имперской угнетательницей Россией.
Мазепинщина как историческая идеология ныне преподается в школах, но при этом никто не говорит, что в свое время из 16 епископов, анафематствовавших Мазепу, 14 были малороссами. И еще момент. После разгрома фашизма предатели понесли заслуженную кару. Вот, например, маршал Филипп Петен — герой Первой мировой войны. В 83 года он стал командующим французской армией и в 1940 году предал и армию, и свою страну. После немецкого вторжения он заключил с захватчиками мир и создал на юге Франции дружественное немцам «правительство Виши».
Именем Петена нацисты казнили французских патриотов, отправляли евреев в лагеря смерти, вывозили в Германию богатства страны. Хотя суд над ним завершился смертным приговором, его героическое прошлое было учтено и генералом де Голлем смерть была заменена на пожизненное заключение. Он умер в 1951 году, не дожив пяти лет до столетия. Свои петены во время оккупации появились во многих странах Европы, но нарицательным стало имя только одного из них — норвежца Видкуна Квислинга. Родившийся в 1887 году в семье сельского пастора, норвежский политик не имел престижа Петена и с начала тридцатых годов был известен своими симпатиями к нацистам. Когда он стал человеком Германии в Осло, король Хокон находился в Лондоне, где норвежское правительство в изгнании представляло в глазах союзников «истинную Норвегию» и придавало законность национальным движениям сопротивления, сражавшимся против немцев на родине.
Норвежцы дружно ненавидели Квислинга как прислужника нацистов, и в 1945 году он был повешен по приговору суда. Предательство народ не прощает. Оно установлено, как говорится в указе, «для отмечания граждан за значительный вклад в возрождение национального культурно-художественного, духовного, архитектурного, военно-исторического наследия, заслуги в государственно-созидательной, дипломатической, гуманистической, научной, просветительской и благотворительной деятельности». Слова красивые, но нетрудно предположить, за какие дела власть будет осчастливливать духовных наследников Мазепы этим «отличием» президента.
Война была ожесточенной, и обе стороны были полны решимости добиться победы любой ценой.
Украинский фактор По мере разгорания конфликта Украина оказалась в сложном положении. Пережив многовековое иностранное господство, она искала возможность заявить о своей независимости. Украинцы прекрасно понимали, что выбор союзника может существенно повлиять на их будущее. Борьба и союзы Украины На протяжении многих лет Украина находилась под властью Речи Посполитой, а затем Российской империи. Украинцы жаждали независимости и увидели возможность добиться ее, поддержав шведов, которые обещали им большую автономию в случае победы.
Украинский ультиматум Петру I Почувствовав давление со стороны украинского народа, царь Петр I поставил перед собой ультиматум. Он должен был отреагировать на недовольство украинцев и предложить им значительные уступки, чтобы сохранить их лояльность. Однако ответ Петра не оправдал их ожиданий, что привело к изменению позиции украинцев. Шведский союз Шведы увидели возможность получить стратегическое преимущество, заручившись поддержкой украинцев.
65-летний гетман влюбился в 16-летнюю крестницу. Чем закончилась история Мазепы и Матрены
Его не смущало и то, что Матрена была младше почти на 50 лет. А девица вскоре почувствовала, что крестный отец мечтает вовсе не о духовной связи с ней и сама прониклась к нему симпатией. А что, Мазепа и своем солидном возрасте был статным и очень энергичным мужчиной с блеском в глазах — так о нем в те годы отзывались современники. Те не поверили своим ушам, когда гетман заговорил о чувствах к их дочери. Как такое возможно? Он же ее крестный отец!
А по законам церкви между крестными родителями и крестниками любые близкие отношения исключены — это смертный грех, приравненный к кровосмешению. Кочубеи, конечно, сразу отказали Мазепе и хотели закрыть эту тему раз и навсегда. Кум уехал в свой дворец, но мысль о женитьбе на красавице Матрене не отбрасывал. В голове у него созрел план, но должно было пройти время, чтобы Кочубеи успокоились и ослабили контроль над дочерью. Матрена сбежала от родителей к Мазепе Когда наступила зима, Мазепа отправил Кочубею целый воз свежей рыбы — просто так, в знак дружбы.
Пока сани разгружали, извозчик успел тайком передать Матрене предложение от гетмана. Она должна была сбежать к нему, а он сразу на ней женится, чтобы сохранить ее репутацию. К тому же Мазепа пообещал, что за это подарит ей десять червонцев. Сегодня это больше миллиона долларов. Матрена попросила возницу подождать ее у забора со стороны поля.
Она быстро оделась и выскочила на улицу. За ней никто не следил, поэтому сбежать из родительского дома оказалось проще простого. Когда Василий и Любовь заметили, что дочь пропала, она была уже очень далеко от дома. Гнаться за ней было бессмысленно.
Да и чины будет жаловать не «свой» гетман, с которым всегда можно договориться, а далёкое и суровое московское начальство. Полковники начали тайно собираться в домах генерального обозного Ломековского и миргородского полковника Апостола и обсуждать старинные вольности. Для изучения они даже нашли текст Гадячского договора с Польшей 1658 года, в котором Гетманство должно было стать равноправной третьей частью Речи Посполитой.
Тогда этот договор провалился из-за крайнего недовольства православного населения Украины возвращением власти поляков, но сейчас вполне мог стать политической программой для всех, кому была не по нраву политика России. Переговоры с королём Польши Семнадцатого сентября в Батурине Мазепа встретился с Орликом и торжественно поклялся ему: всё, что он сделал и сделает, совершается ради блага Украины. Затем Мазепа потребовал от подчинённого поклясться, что он не выдаст его планы. После того как генеральный писарь поцеловал крест и присягнул на Евангелии, гетман рассказал о своих планах. Он отдаст Гетманщину в руки шведов — а следовательно, под власть Польши, — о чём уже ведёт переписку, в том числе с королём Станиславом. Орлик отреагировал на это со всем здравомыслием, заявив: «и мы пропадём, и народ погубим». Но преданный своему благодетелю Орлик доносить об измене не стал.
Тем более что Мазепа заверил его: предпринимать никаких действий гетман не будет до тех пор, пока не станет очевидным полное поражение Петра. Королю Польши Мазепа отправил послание, в котором крайне уклончиво отвечал на требования немедленно выступить против русских. Он резонно замечал, что русская армия уже стоит на Украине, а шведские и польские войска — далеко от Батурина и опереться на их силу он никаким образом не сможет. Король Польши Станислав Лещинский Будучи хитрым политиком, гетман рассчитывал выторговать себе побольше власти. Он сообщал, что большая часть его людей не хочет возвращения поляков, поэтому лучшим выходом будет оставить всё как есть. То есть сохранить автономное Гетманство под польско-шведским протекторатом. И только в далёком будущем, когда в польской державе «наступит единство мнений», начать разговоры об объединении в одну державу.
Лещинский требует действовать В ноябре к Мазепе снова прибыл посланник Станислава Лещинского — Заленский. Он привёз гетману королевский универсал, в котором описывались милости польского короля жителям Гетманщины. Заленский настаивал, чтобы Мазепа объявил этот документ публично на Рождество, когда в Батурин должна была съехаться вся казачья верхушка. Поляк сообщил, что шведские части, а также полки, верные Станиславу, стоят на границе и уже готовы идти на Украину. Мазепа, не будучи дураком, публично объявлять об измене не стал. Иначе его жизнь закончилась бы самым скорым и бесславным образом. Благо русских войск поблизости было достаточно, а недоброжелателей у гетмана — хоть отбавляй к этому времени казачий генеральный судья Кочубей и полковник Искра уже сообщили Петру об измене, но их доносу не поверили.
Это поставило Мазепу перед выбором: или открыто перейти на сторону врага, или отказаться от заговора.
И тогда, и сегодня самым страшным преступлением было и осталось предательство. Так что Мазепу отлучили за предательство святой церкви. Об отношении Петра лучше всего говорит отлитый в единственном экземпляре пятикилограммовый орден Иуды, который царь предполагал повесить на шею предателю. Андрей Марчуков, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН: — Его национальным героем считает не Украина, а украинские националисты и нынешняя украинская власть. С их точки зрения он герой.
А в России предавший царя Петра I гетман был заочно удостоен позорной награды — «ордена Иуды». Об исторической роли Ивана Мазепы — в материале RT. Гетман Иван Мазепа globallookpress. Его дед Михаил, предположительно, служил русскому царю, а отец Адам-Степан был сначала соратником Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков, получив за это должность подчашего Черниговского.
Рос Иван в окружении поляков. Учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, а затем служил при дворе короля Польши Яна Казимира, будучи одним из его покоевых дворян. Также по теме «Силы войска были на исходе»: как запорожские казаки стали подданными русского царя 8 июня 1648 года гетман Богдан Хмельницкий от имени всего запорожского казачества написал письмо русскому царю Алексею Михайловичу... В 1661 году Мазепа попал в неприятную историю. Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора. А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил. Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король. Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир.
Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Бантыш-Каменским пять лет спустя после «Полтавы», в 1834 году. Связь этих произведений несомненна: Дмитрий Николаевич даже предпослал своему исследованию в качестве эпиграфа именно те строки из поэмы, о которых речь. При этом трудно представить себе более подходящего автора, возложившего на себя столь трудную миссию: явить обществу истинное мурло Мазепы. Дмитрий Николаевич был сыном Н. Бантыш-Каменского, историка, археографа, издателя, актуариуса в Московском архиве Государственной Коллегии иностранных дел, затем управляющего Московским главным архивом. И внучатым племянником С. Зертис-Каменского, переводчика восточных языков при гетмане Мазепе.
Бантыш-Каменский строил своё исследование на материалах архивных хранилищ, публикациях своего родителя, печатное наследие которого составляют десятки томов, возможно, и семейных преданиях от деда, Степана Константиновича, наблюдавшего предмет исследования внука воочию. Бантыш-Каменским с 1597 года, когда предок его, «будучи Полковником, [был] сожжён Поляками в медном быке вместе с несчастным Гетманом Наливайкою» итог неуспешного восстания казаков против польского владычества. Стараниями современных мазепинцев мятежному гетману добавили пять лет жизненного стажа, и твёрдо определили дату рождения: 20 марта 1639 года что не факт, однако необходимо для чествования «национального героя». Занятием отца, Адам-Степана, будто бы являлось исполнение должности подчашего Черниговского. Чин никчемный, нечто вроде второго официанта при старосте или воеводе, но суть в том, что ему удалось отправить своего отпрыска на учёбу, «где тот, воспитанный в Польше Езуитами, обучился совершенно Латинскому и Польскому языкам, узнал отчасти Немецкий и перенял у воспитателей своих искусство лицемерить, если не превзошел даже их в сей науке…». В относительно небольшой, размером чуть менее ста страниц, книге Бантыш-Каменскому удалось проследить полный жизненный цикл своего героя — начиная от скандала, устроенного им при дворе польского короля Яна Казимира, чуть не стоившего юному придворному жизни, шашней с пани Фальбовской, разъярённый муж которой приказал вывалять незадачливого любовника в смоле и перьях, привязать голым к спине необъезженной лошади и пустить обезумевшее животное в степь: в таком виде и прибыл будущий гетман в Малороссию, место своей славы и позора.
Добрых две трети всей «мазепианы», включая одноименную поэму Байрона, живописные полотна Луи Булянже, Ораса Верне, Теодора Шассерио и прочих относятся именно к этому пикантному эпизоду, но никак не к деяним Мазепы на государственном поприще. Совращению несовершеннолетней дочери В. Кочубея, Мотроны в поэме «Полтава» - Марии , своей крестницы, что церковь приравнивала к инцесту, Бантыш-Каменский отдал немало места в своём исследовании. Оно логично завершало описание круга блудных похождений престарелого развратника, и подтверждало сюжет поэмы Пушкина. Мазепы, который считается наиболее достоверным изображением гетмана, который хранился в Галиции в с. Подгорцы в замке князей Сангушко» фото начала ХХ века.
Справа — «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади».
С их точки зрения он герой. По отношение к народу Украины он выступал как предатель — он предал, прежде всего, Малороссию и казачество. Он заключил соглашение со шведами и их ставленником, польским королем Лещинским. Причем, соглашение было тайным, о нем знали только его ближайшие родственники и доверенные лица. Призванное им в Малороссию иноземное войско принесло разорение, смерти, пожары, голод на территорию нынешней Украины.
Случилось это 26 июля по новому стилю 15 июля по старому 1708 года в местечке Борщаговка недалеко от Белой Церкви, где в тот момент стоял лагерем Мазепа. Помимо Кочубея с ним был обезглавлен и сподвижник — Иван Искра. Полковников выдали по приказу Петра I — он настолько доверял Мазепе, что не поверил доносчикам, приказал арестовать, пытать и затем передал гетману «на расправу».
То же самое ждет киевский режим.
Об этом заявил «Абзацу» заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Олег Матвейчев, комментируя сообщение о том, что в Киево-Печерской лавре планируется открыть музей гетмана. Киевской власти, предавшей свой народ, русский мир, свою истории и религию, мало совершенных преступлений, нужно еще все это оправдать и поглумиться над тем, кого предал.
МазЭпа. История подлЕйшего предАтельства!!!
Hеудивительно, что в 1708 году, незадолго до битвы под Полтавой, он обратился к казацкому войску со словами: "Воспользуемся представившимся случаем: отомстим москалям за их долговременное насилие над нами, за все совершенные ими жестокости! После Полтавы территория Украины перешла под непосредственное управление Малороссийской коллегии. Гетманы в качестве командующих казацкими войсками еще некоторое время назначались Москвой, а затем этот институт и вовсе был ликвидирован. Последние выборы гетмана состоялись в 1750 году, и они не имели ничего общего с теми политическими баталиями, что разворачивались на Украине во времена руины.
Hа пасторальном лугу вблизи Глухова чиновники имперской администрации Малороссии, наряженные в национальные костюмы, единогласно провозглашают ясновельможным гетманом Украины 22-летнего Кирилла Разумовского -брата морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны. Бывший украинский пастушок, вознесшийся вместе со своим братом Алексеем на самую вершину власти, прибыл на Украину лишь через год после своего избрания. Малороссией он правил примерно так же, как Академией наук, президентом которой был избран в 18-летнем возрасте: осуществлял представительские функции и не вмешивался в споры авторитетных людей.
Он перестраивал гетманскую резиденцию по столичному образцу, устраивал пышные балы, возрождал киевскую академию. Реальной политикой при нем занимался мастер политической интриги советник Григорий Теплов. В 1764 году Теплов донес новой императрице Екатерине II, что Разумовский и казацкие старейшины намереваются возродить наследственное гетманство и превратить Украину в автономное шляхетское государство.
Самодержица одним росчерком пера ликвидировала гетманство и превратила Украину в обычную провинцию Российской Империи. Лучший ответ Катрин Мастер 1463 15 лет назад Начнем с того, что Мазепа не был «слугой государевым».
И вопрошает: «Где великость души, заслужившая ему, по словам иностранных Писателей, безсмертную славу? Вменяя ни во что священнейшие обязанности, Мазепа имел в виду личныя только выгоды, и сошел с поприща света с таким же безславием, как и явился». Любочестие трактуется в православной традиции как грех и проявление страсти гордости. В действительности ему удалось обманом увести на соединение с шведской армией лишь порядка 3 тысяч казаков и некоторую часть старшины. Однако после взятия Меншиковым Батурина ни о какой помощи пушками, порохом и съестными припасами не могло быть и речи. Сказки казаков Полтавского полка о принятом на круге решении оставаться верными Петру I после измены Мазепы РГАДА Отощавшее и пообносившееся шведское войско отнюдь не походило на ту «сильнейшую армию Европы», которая рисовалась в воображении Мазепы в качестве победительницы русской армии.
Пройдоха понял, что крупно просчитался. Но полагал, что ещё не всё потеряно, и царское расположение можно вернуть, дело лишь в «цене вопроса». Ибо, «послужив двум королям и одному царю, Иван Степанович Мазепа рассматривал предательство как норму жизни и использовал его для достижения личной выгоды. К проблематике последней, шестой измены гетмана Мазепы обратился и крупный современный историк В. В своей книге «Полтавское сражение» он ввёл в научный оборот ряд новых документов, обнаруженных им в архивах, в частности — в папке с выразительным заголовком «Писма, что писаны к Мазепе по измене ево фальшивые от канцлера» Г. Вполне осознавая, что предложения Мазепы привести к нему в качестве пленников шведского короля вкупе с «первейшими Генералами» суть авантюра с нулевыми шансами на успех, государь, тем не менее, повелел поддерживать с ним переписку, не исключая возможности «поймать бывшего гетмана в западню». Заговор не удался: с одной стороны, Мазепа стал требовать от Головкина «международных гарантий безопасности» после совершения своего коварного умысла, что было, понятно, нереально. С другой — шведы, видимо, что-то пронюхали, и бывший «союзник» сразу превратился в «почётного пленника».
Экс-гетман стяжал обильные плоды своего предательства. Историк В. Артамонов и его книга «Полтавское сражение» Мало того, что малороссийский народ остался верен единоверному государю — даже ближайшие соратники при всяком удобном случае уходили от Мазепы в русский лагерь. Вскоре наступил и закономерный бесславный конец: затравленный страхом, Мазепа принял в Бендерах 21 сентября 1709 года яд. Промучившись сутки, помер. По другой версии его заживо заели вши.
А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры. Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна. Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману. В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь. Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Хотя русские уже доказали, что шведов можно успешно побеждать, Мазепа всё ещё верил в непобедимость Карла XII. Несмотря на то что гетман интригами и хитростью смог добиться высокого положения и накопить огромное состояние, он был человеком морально нечистоплотным, политически близоруким и обладал достаточно скромными интеллектуальными способностями. Кроме того, у него довольно рано начали проявляться возрастные изменения психики», — рассказал Павел Кротов. По словам историка, гетман был воспитан в политической традиции Речи Посполитой , имел склонность к интригам и неоднократно добивался желаемого при помощи предательства. Услышав об этом, гетмана решил навестить князь Александр Меншиков. Мазепа запаниковал и, испугавшись разоблачения и захватив казну, бежал к шведам. Однако гетмана ждало разочарование. Его поддержали всего около 3 тыс. Абсолютное большинство казаков остались верными русскому царю. А Мазепа получал только княжеский титул и воеводства. Под властью русских царей её автономия была шире», — рассказал Кротов. По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдана Безпалько, воспитанный в польской культуре, Мазепа специально стремился к переходу Малороссии в состав Речи Посполитой.
Теперь эти новоявленные паны, вместе с польской шляхтой, простых людей низводили до скотского состояния, убивая их по поводу и без, издевались, насиловали без всяких последствий для избранных. Поэтому русские люди отвечали всей этой новоиспечённой элите лютой ненавистью, и во время бунтов и восстаний не жалели никого, вырезая всех ляхов вместе с семьями и их управленческую прислугу из жидов. Не забывая при этом новоявленных панов, из русских. Но польской шляхте этого было мало и они в 1596 году объявили Брестскую церковную уния, которая переподчинила Киевскую митрополию римскому престолу и при сохранении восточных обрядов наделяла православных католической догматикой, дополняя национальный и социально-экономический гнёт религиозным. Идеологию «украинства» только начали создавать польские паны, иезуиты, чтобы отколоть часть Руси и русского народа от Великой Руси-России. Они планировали использовать часть русского народа как «пушечное мясо» — янычар. Для проникновения идеологии «украинства» в народные массы требовалось много времени и контроль над образованием. При поддержке Римского Папы, польскими иезуитами была создана униатская церковь, которая считалась единственно легитимной, а православная церковь становилась вне закона. Униаты с диким рвением стали захватывать русские церкви. Этот вопрос был очень чувствителен для русских, которые тогда поголовно отождествляли себя с православием, с русской верой. Переход в унию, католичество воспринимался как процесс «обляшивания». Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. При этом они полностью воспроизводили польскую идентичность, связанную с тупой спесивостью, врождённым предательством, при этом кичась своей никчемной избранностью и стремлением паразитировать на трудовом большинстве. Самые настоящие паразиты на шее народа. Простой народ низвели до положения «быдла», двуногого скота. В то время как магнаты и паны жили широко и красиво, ни в чём себе не отказывали. Шляхта всячески стремилась им подражать. Пиры, балы и охота. С крестьян спускали семь шкур, а добытые средства тут же тратили на роскошь, развлечения. Но несмотря на постоянное изменение границ, войны, в которых русские из Москвы и Новгорода воевали с русскими из Литовской Руси, появление разных церковных организаций с центрами в Москве и Киеве, сохранялось чувство общерусского единства. Западнорусское население неизменно связывало себя с событиями в Русском государстве, на московских государей смотрели как на своих природных монархов. Существовало понимание, что в Москве, Твери, Смоленске и Киеве живёт один народ, русский, православный. Ещё одной проблемой, кроме панского паразитизма, были постоянные набеги степняков. Они приходили из необъятных степей «Дикого Поля» почти ежегодно, нападая на многочисленные городки, местечки и поселения. Главной задачей степных хищников было поимка ясыря рабов для последующей продажи на невольничьих рынках. Баснословные прибыли от продажи русских рабов давали возможность жить крымцам в течение год, а так же и самому степному государству. Если в Русском царстве жизнь заставила найти метод как ограничить ущерб от такого соседства, строя засеки вдоль степной границы, укреплённые линии, а так же ежегодные выходы армии в поле, то у короля не было денег, ресурса на возведение мощных и масштабных оборонительных систем. По этой же причине постоянная королевская армия была небольшой. Но эти твари рода человеческого нашли всё-таки выход. Польские магнаты и польский правящий клан договаривался с крымцами о том, что степные хищники вместо польского населения будут брать заранее оговоренное число из русских. Варшаве их было не жалко, это же не люди, а скот. В этом действе принимали участие и ополяченная русская шляхта, продавшая окончательно свою душу и не верившая в возмездие за свои грехи тяжкие. Но расчленённый и растерзанный русский народ сумел полностью сохранить веру, языковое, культурное и ментальное единство. Тем самым существовали духовные и материальные предпосылки для объединения всех русских в единую державу под властью своего русского государя. Поэтому русские Малороссии в XVII веке и начали национально-освободительную войну против польского религиозного, национального и экономического ига воссоединением русских земель. Главной движущей силой в этой тяжелейшей борьбы были казаки. А главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков. Казаки были частью Русского мира. Притеснения русских хлопов и церкви не могло не отозваться на них. В этих непростых военно-политичческих условиях только казачество стало той силой которая встала на пути всякой нечисти. В итоге казаки постепенно втянулись в вооруженную борьбу с Речью Посполитой. В 1620—1630 годы произошло несколько мощных восстаний казаков, которые стали основой для будущей народной войны. Казаки выступали против Брестской унии 1569 года, а так же включения большего их числа в состав реестровых казаков. Помимо этого они боролись за восстановление своих прав и привилегий, отменённых Сеймом в 1638 году, а это возможность избирать гетмана, полковников и есаулов из числа русских.
Предательство Мазепы:Полтавская битва
Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. В июле 1704 г. Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Итог предательства Мазепы показателен: военно-стратегический и политический результат оказался равен нулю.
Доколе славить предателей?
В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба. Между тем именно Мазепа пытался вернуть Украину под ярмо Речи Посполитой, от которого украинцев освободил Богдан Хмельницкий. по-большому счету все предательство Мазепы заключалось в передаче русских казаков под шведское командование.