Русские войска пробыли в Париже три месяца, но город от русского присутствия нисколько не пострадал, что подтверждают французские историки и писатели. Русский в Париже 1814 года автор Николай Александрович Бестужев. англичан, попутно защищая от уничтожения чахлые европейские монархии.
Вежливые казаки в Париже. К 210-й годовщине взятия столицы Франции на «русский штык»
день подписания капитуляции – Самые лучшие и интересные новости по теме: Войны, факты на развлекательном портале 31 марта 1814 года русские войска вошли в Париж во главе с императором Александром I. После чего Наполеон окончательно отрекся от трона. 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками. 9 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии.
Взятие Парижа в 1814: как вели себя русские войска в охваченном паникой городе
Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд даже называется: «Казаки в Париже». Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра. Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Парижанки давали солдатам первые уроки этикета. Французов пугали азиатские конные полки в составе русской армии.
Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку. Еще раз о бистро Парижане были поражены общением с русскими.
Франции оставляли место среди великих держав. Временное размещение союзных войск ограничивалось тремя месяцами. Это значило, что оно уже подходило к концу.
Иногда это рождало недоумение: чудовищное разорение России, предпринятое наполеоновскими войсками, взрыв Смоленского кремля и попытка уничтожить Московский с финансовой точки зрения оставались не отплачены ничем. Франция вдребезги Помешал свершиться такой несправедливости сам Наполеон. Молниеносное возвращение свергнутого правителя с острова Эльба 20 марта 1815 года напоминало остросюжетный триллер. За считаные дни полководец проделал путь от средиземноморского побережья, где высадился без сил и средств, до Парижа — и снова встал во главе государства. Для противостояния новой наполеоновской Франции союзники сформировали Седьмую коалицию. Поражение настигло Наполеона до прибытия русских подкреплений.
Новый Парижский договор предусматривал контрибуцию размером в 700 млн франков и еще 500 млн Франции предстояло потратить на постой войск союзников. Тех оставили во Франции до 1818 года, выделив для оккупации пограничную территорию на востоке и севере. Как победители разделили между собой компенсацию, землю и отчасти саму Францию, показывает инфографика ТАСС. Россия впервые получила зону оккупации на французской территории в 1814 году: это была вытянутая полоса земли с центром в Нанси, доходившая до Парижа. Концепция новой оккупации была иной. Иностранные войска размещались на меньшей площади, зато на их пребывание отводились годы.
Предполагалось, что за это время французы отыщут средства на выплаты контрибуции путем займов, а новый режим Людовика XVIII получит возможность окрепнуть перед лицом внутренних врагов. С ноября 1815 года 36 тыс. В оккупационный корпус вошли: 9-я, 12-я пехотные дивизии, 3-я дивизия драгунов, два полка донских казаков, конно-батарейная рота. Французские военные Франции позволили сохранить армию эвакуировались отовсюду, где разместились русские. На местных жителей накладывалась обязанность обеспечивать продовольствием, одеждой и фуражом русский контингент. Русские давали честное слово не чинить обиды местным жителям.
Они носили бытовой и часто анекдотический характер. Русских не устраивало качество провизии. Французов, вынужденных экономить, — нежелание русских поступать так же.
По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов. Дело в том, что парижские официанты выставляли счет, пересчитывая пустую тару на столах. И порой казаки позволяли себе сэкономить, пряча часть бутылок.
Полюбили русские и само певучее слово «Париж». В итоге после 1814-го в России начали появляться свои «Парижи». Есть село с таким названием в Челябинской области, где в 2005 году открыли сотовую вышку в виде, явно напоминающем Эйфелеву башню. Пребывание во Франции поспособствовало и распространению по России ампира. Получив в 1814 году архитектурный альбом с различными перспективными проектами, русский император Александр пригласил к себе на придворную службу никому тогда не известного архитектора Монферрана, впоследствии ставшего автором знаменитого петербургского Исаакиевского собора. С тех времен сохранилась еще одна легенда. Заходя в парижские общепиты, солдаты часто торопили обслуживающий персонал, говоря им «быстро»!
Это и послужило появлению сети парижских закусочных «Бистро». Кардинально иная ситуация была в Париже через столетие, во время фашистской оккупации. Настроение людей и общую атмосферу наглядно демонстрируют фотографии тех лет. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Вскоре союзники заняли все пригороды, и французы попытались договориться. Однако Александр I был настроен решительно, угрожая уничтожить город. Французам ничего не оставалось, как подписать капитуляцию и покинуть столицу. А возглавляемая Александром I русская гвардия торжественно вошла в Париж.
Благородство Александра I и казацкие лошади в Сене Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону. После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. Французов удивило поведение русских. Они были готовы к мщению за Москву и пролитую кровь, ожидая разорения города. Но вопреки всему, парижане настороженно наблюдали за русским великодушием. Жизнь города продолжалась в привычном мирном ритме — работали торговые лавки, проходили театральные представления; а парижане заполнили улицы, с интересом разглядывая бородатых иностранцев и пытаясь заговаривать с ними. Русский император строго-настрого приказал военным не обижать мирных французов. Чтобы у воинов не возникало желания мародерствовать, Александр решил выплатить им тройное годовое жалованье. Такая политика надолго сохранила безупречную репутацию армии русских, дав возможность солдатам беззаботно расслабиться после долгих сражений. Особенно свободно чувствовали себя казаки.
Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники. Пасхальный православный молебен на парижской площади Парижане и русские казаки.
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
Прежде чем условия капитуляции были согласованы, Ланжерон штурмом овладел Монмартром, за что Александр I вручил ему орден Андрея Первозванного. С этой высоты можно было полностью просматривать и простреливать Париж. Городу явно угрожала возможность пожара от артиллерийского обстрела. Командующий левым флангом французской обороны маршал Мортье также согласился на сдачу Парижа. Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I Капитуляция Парижа была подписана в 2 часа утра 31 марта в селении Лавилет на условиях, которые составил полковник Михаил Орлов [5] , оставленный заложником у французов на время перемирия. Глава русской делегации Карл Нессельроде следовал инструкции императора Александра, предполагавшей сдачу столицы со всем гарнизоном , однако маршалы Мармон и Мортье, найдя такие условия неприемлемыми, выговорили право отвести армию на северо-запад [6]. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень 19 31 марта 1814 года эскадроны кавалерии во главе с императором Александром I [7] триумфально вступили в столицу Франции.
В последний раз вражеские английские войска вступали в Париж в XV веке во время Столетней войны. В предместьях народ встречал войска союзников подавленно, однако с продвижением к церкви Мадлен настроение менялось: в аристократических кварталах союзникам уже бросали цветы, и кое-где появились белые кокарды роялистов. Колонны наши с барабанным боем, музыкою и распущенными знаменами вошли в ворота Сен-Мартен … Любопытное зрелище представилось глазам нашим, когда мы… очутились у Итальянского бульвара: за многочисленным народом не было видно ни улиц, ни домов, ни крыш; всё это было усеяно головами, какой-то вместе с тем торжественный гул раздавался в воздухе. Это был народный ропот, который заглушал и звук музыки и бой барабанов. По обеим сторонам стояла национальная гвардия… От десяти часов утра войска шли церемониальным маршем до трех часов. На этой площади поставлен монумент большой армии. Славная Траянова колонна!
Я ее увидел в первый раз, и в какую минуту? Народ, окружив ее со всех сторон, кричал беспрестанно: «A bas le tyran! Один смельчак взлез наверх и надел веревку на ноги Наполеона, которого бронзовая статуя венчает столб. Теперь тяните вниз: мы его вдребезги разобьем, а барельефы останутся. Мы кровью их купили, кровью гренадер наших. Пусть ими любуются потомки наши». Но в первый день не могли сломать медного Наполеона, мы поставили часового у колонны.
На доске внизу я прочитал: Napolio, Imp. Суета сует! Суета, мой друг! Из рук его выпали и меч, и победа! И та самая чернь, которая приветствовала победителя на сей площади, та же самая чернь и ветреная, и неблагодарная, часто неблагодарная! Низложите тирана! Что нам в победах?
Вступление русских войск в Париж Участник кампании и историк Михайловский-Данилевский в своем труде о заграничном походе 1814 года сообщил такие потери союзных войск под Парижем: 7 100 русских, 1 840 пруссаков и 153 вюртембержца , всего свыше 9 тысяч солдат. На 57-й стене галереи воинской славы храма Христа Спасителя указано более 6 тысяч русских воинов, выбывших из строя при взятии Парижа, что соответствует данным историка М. Богдановича более 8 тысяч союзников, из них 6 100 русских [10].
Корпус Винцингероде был разбит Наполеоном 26 марта , но это уже не повлияло на ход дальнейших событий.
Возведение фортификационных сооружений вокруг Парижа началось лишь 23 марта, так как губернатор города Жозеф Бонапарт не имел соответствующих полномочий, а Наполеон долго не подписывал предлагаемые им планы. Император пришел в бешенство, узнав, что Жозеф настаивает на подписании мира любой ценой «бессмысленная и преступная идея» по его мнению и требовал от жены, находившейся с наследником во дворце Тюильри , держаться подальше от брата. В бою французские корпуса маршалов Мармона и Мортье были разбиты и откатились к Парижу. Наполеон находился с армией в Сен-Дизье , в 180 км от Парижа, когда 27 марта узнал о наступлении союзников на столицу Франции.
Он высоко оценил решение противника: «Это превосходный шахматный ход. Вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». На следующий день он поспешил со своей небольшой армией на спасение Парижа, однако прибыл слишком поздно. Оборона Парижа и диспозиция сторон[ править править код ] План сражения за Париж в 1814.
Дата 18 марта указана по старому стилю Париж был крупнейшим городом Европы с населением 714 600 человек 1809 [1] , большая часть его находилась на правом берегу Сены. Излучины Сены и её правый приток Марна ограждали город с трех сторон, на северо-восточном направлении от Сены до Марны протянулась цепь возвышенностей из которых наиболее значимой был Монмартр , замыкая кольцо природных укреплений. Канал Урк с северо-востока проходил между этими высотами, впадая в Сену в самом Париже. Оборонительная линия столицы Франции располагалась примерно вдоль частично укреплённых высот: от Монмартра на левом фланге через селения Лавилет и Пантен в центре и до возвышенности Роменвиль на правом фланге.
Места, примыкающие к Сене на левом фланге и Марне на правом, прикрывались отдельными отрядами и кавалерией. В некоторых местах были возведены палисады для препятствия действиям конницы союзников. Расстояние от передовой линии обороны до центра Парижа составляло 5—10 км. Левый фланг от Сены до канала Урк включая Монмартр и Лавилет защищали войска под командованием маршалов Мортье и Монсея.
Верховное командование формально сохранял наместник Наполеона в Париже его брат Жозеф. Число защитников города оценивается историками с широким разбросом от 28 [2] до 45 [3] тысяч, наиболее часто фигурирует цифра в 40 тысяч солдат. По разным данным у французов было 22—26 тысяч регулярных войск, 6—12 тысяч ополченцев Национальная Гвардия под командованием маршала Монсея , из которых далеко не все появились на боевых позициях, и около 150 орудий. Нехватка войск частично компенсировалась высоким боевым духом защитников столицы и их надеждой на скорое прибытие Наполеона с армией.
Союзники подошли к Парижу с северо-востока тремя основными колоннами общей численностью до 100 [4] тысяч солдат из них 63 тысячи русских : правую русско-прусскую Силезскую армию вёл прусский фельдмаршал Блюхер , центральную возглавлял российский генерал от инфантерии Барклай-де-Толли , левая колонна под командованием кронпринца Вюртембергского двигалась вдоль правого берега Сены. Боевые действия в центре и на левом фланге союзников возглавил главнокомандующий русскими войсками в Главной армии генерал от инфантерии Барклай-де-Толли. Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 году Картина О. Верне , который был участником обороны Парижа.
Союзники спешили овладеть Парижем до подхода армии Наполеона, поэтому не стали дожидаться сосредоточения всех сил для одновременного штурма со всех направлений. В 6 часов утра 30 марта наступление на Париж началось с атаки селения Пантен в центре русским 2-м пехотным корпусом принца Евгения Вюртембергского. Одновременно генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена 1-го пошёл на штурм высот Роменвиля. Гвардия оставалась в резерве.
Французы предприняли настолько сильную контратаку на Пантен, что Евгений Вюртембергский , потеряв только убитыми до 1500 солдат, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя. Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению и возвышенности Бельвилю, где могли рассчитывать на прикрытие своих сильных артиллерийских батарей.
Город наводнили русские.
Казаки превратили берега Сены в пляжную зону. Шахматный ход В 20-ых числах марта Наполеон после успешных действий против союзников на территории Франции отправился к северо-восточным крепостям, чтобы усилить армию и принудить союзников к отступлению. Он не ожидал наступления на Париж, рассчитывая на известную несговорчивость союзных армий. Однако 24 марта 1814 года союзники срочно одобрили план наступления на столицу.
Чтобы отвлечь Наполеона, против него выслали 10-тысячный кавалерийский корпус под началом генерала Винцингероде. Тем временем союзники, не дожидаясь сосредоточения войск, начали наступление на Париж. Из-за неподготовленности было потеряно 6000 солдат. Город взяли за сутки.
Разбив немногочисленный отряд, Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход! Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать».
В 1789 году окончил академическую гимназию в Праге, недолго изучал юриспруденцию и занимался искусством. В 1793 году поступил изучать рисунок и живопись в Дрезденскую академию художеств, ученик Джованни Казанова. В 1798 году отправился в Карлсбад, где писал портреты богатых отдыхающих. В 1800 году работал в Гамбурге и Бремене, в 1803 году — в Вене, изображая в своих работах в том числе сцены уличной жизни города.
В 1805 году переселился в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре. В 1814 году, считается, что посещал Париж после победы союзников над Наполеоном и создал по мотивам происходивших событий два масштабных офорта. В 1814—1815 годах работал в Гейдельберге, в Лейпциг вернулся в конце 1817 года и начал сотрудничать как гравёр с издательством Брокгауза: в частности, в 1819—1830 годах рисовал гравюры для издававшегося этой фирмой журнала «Урания» С 1820 года преподавал в Лейпцигской академии художеств; В 1820-х годах, как предполагается, совершал поездки в Россию и Османскую империю. Писал виды возникшей в те годы Лейпцигской ярмарки. До 1807 года писал в основном портреты, а потом стал изображать жанровые сюжеты. Известен своими работами акварелью и гуашью, изображающими сцены парижской жизни в эпоху французской Первой империи и падения Наполеона I.
Дерябин Примечание. Подлинные предметы военной формы, награды и регалии Наполеоновской армии периода битвы за Париж Вы можете посмотреть во время экскурсии в Музей Армии Дом Инвалидов в Париже. Описание рисунков и комментарии. Уличная сценка. Казаки в компании парижанок — Les cosaques en compagnie de parisiennes. Русские офицеры оставили воспоминания о внешнем виде французских женщин того времени — грациозных, легкомысленных и веселых.
Один штаб-офицер так описал их: «все француженки не показались мне красавицами; истинно хорошеньких не видно, но много приятных лиц, таких, которые чем-то нравятся, например; вас поражает быстрота их глаз, их ловкость в ухватах, в одежде, и особливо в обуви; последнее поневоле заметишь, смотря как она перепрыгивает с камня на камень через улицу». Экскурсия казаков по музеям Парижа. Многие русские в том числе и казаки, попав в Париж, старались везде побывать и побольше увидеть. При чем, произведения изящных искусств, собранные во времена Наполеона из многих европейских стран как «военные трофеи», по настоянию императора Александра 1 остались во Франции. Артиллерийский офицер И. Жиркевич вспоминал: «Время препровождения моего заключалось по утрам в обзоре достопримечательных мест в Париже, начиная с Луврского музея и кончая китайскими банями bains Chinois , в которых китайского только и есть, что их названия».
Обратите внимание, русский казак держит за спиной бутылку вина. Художник запечатлел сцену с натуры. Офицер 1-го егерского полка М. Петров вспоминал: «Вообще стихия парижан — буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисеевских полей, везде призывы сердец к наслаждениям. Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники, с особливо изумительною прелестью переливов и блесков».
Донской казак с серебряной медалью 1812 года на груди держит в руках домашнюю колбасу, а второй русский отрезает от колбасы кусок ножом и пробует ее. Скорее всего и казак и крестьянин находились на службе при каком нибудь русском военачальнике и были посланы на рынок за продуктами. Большинство русских дворян во время военной службы имели при себе собственных крепостных в качестве слуг. Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинами — Les cosaques aux galeries marchandes. Обратите внимание на аж два пистолета у казака и вензель Императора Александра Первого на перевязи. Русский офицер И.
Радожицкий вспоминал: «Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры». Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки…» 6. Игра в карты в казино — Partie de cartes dans un casino. Игра в карты являлась любимым и обычным время провождением русского дворянства. В России самыми распространенными и упрощенными тогда карточными играми были «фараон» и «штосс». Вряд ли казаки составляли главный разряд русских игроков в Париже.
Художник изобразил казака рядом с дамой. Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы «De Grammont» — Un cosaque discute avec vieille parisienne au coin de la rue de Grammont. Казак чем то не угодил старухе, может быть заплатил за товар меньшую цену. При общении русских с жителями Парижа часто возникали языковые трудности и недопонимание. Обратите внимание, ослик нагружен корзиной с вином, оружием и кухонной посудой. Казаки в саду Тюильри — Les cosaques au Jardin des Tuileries.
Художник изобразил гуляющих в саду казаков, которые общаются с маленькими детьми, пришедшими в Тюильри с мамами и нянями. Парижанки также полны доброжелательности и вместе с казаками любуются детьми. По воспоминаниям очевидцев, уже при входе в Париж во время прохождения торжественным маршем казаки брали на руки мальчишек, сажали на крупы своих лошадей и вместе с ними ехали по городу. Позднее у местного населения установились трогательные отношения с «лохматыми и добродушными казаками, разрешающими детям вскарабкиваться им на плечи. Сад Тюильри в Париже. Сейчас трудно себе представить, но когда то Сад Тюильри было местом далеко за городом Парижа.
В 1666 году архитектор Андре Ле Нотр построил за пределами городских ворот в предместье Парижа дворец Тюильри. Дворец был построен на месте черепичных мастерских. Замышлялся как продолжение и придаток Лувра, сделанный из дерева и отделяющий королевский Дворец Лувр от пригородов. В Тюильри располагались: Парижская опера, «Комеди Франсез». Здесь Моцарт написал свою «Парижскую» симфонию N31. Вольтер короновал артистов- лауреатов своей премии «Мы раздуваем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей».
Дворец Тюильри, который еще видели русские казаки в 1814 году, до наших дней не сохранился. Деревянная конструкция и пылкий нрав революционеров, обещавших «мир хижинам, войну дворцам» сделали свое дело… Дворец сгорел вместе с частью Лувра. Сады позже были восстановлены и обновлены. Архитекторы Нового Сада воплотили в жизнь первоначальный замысел Ле Нотра. Количество деревьев в регулярном парке около Лувра должно постепенно увеличиваться по направлению к Площади Согласия. Обратите внимание на скульптуры в Саду Тюильри на заднем плане рисунка.
Конный казак на улице Парижа — Un cosaque a cheval dans une rue de Paris Оторвавшийся от своей части донской казак в окружении любопытствующей толпы оживленно общается с жителями Парижа. Он шутливо отдает честь, приветствуя жителей. На доме справа видно название улицы: «Raprielle de la chopinete». Художник очень хорошо изобразил вооружение казака. Казачья пляска ночью на Елисейских полях — Les cosaques dansant la nuit dans un campement sur les Champs Elysees «Ухарский пляски казаков, их песни и припевы все это без присутствия дам … очень нравилось французам. Задорные песни всегда тянули казаков к лихой пляске.
После военного напряжения пляска и пение, как своеобразные отдушины в короткое время отдыха, конечно, являлись атрибутами казачьего досуга в Париже» русский офицер Липранди И.
Вежливые казаки в Париже. К 210-й годовщине взятия столицы Франции на «русский штык»
Да, русского монарха в 1814-м по праву называли спасителем Европы — угроза наполеоновского диктата растаяла. Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда. Ученики 68 школы узнают о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году через песни и сказы.
Париж, 1814. Великий триумф России
30 марта 1814 года, совершив обманный манёвр, войска коалиции во главе с русской армией проникли в тыл армии Наполеона и подошли к Парижу. На исходе марта 1814-го в результате решающего обманного манёвра русские в составе армии союзников войска проникли в тыл Наполеона и вошли в Париж. Сражение при Париже в 1814 г. худ. На исходе марта 1814-го в результате решающего обманного манёвра русские в составе армии союзников войска проникли в тыл Наполеона и вошли в Париж.
Бедственное положение
- Журнал Международная жизнь - Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года
- Русские казаки в Париже 1814 год
- При взятии Парижа в 1814 году погибли более 6 тысяч русских солдат
- Комментарии
- Николай Стариков
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года
Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 г. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа. Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация? Под бой барабанов, с музыкой, русские войска вместе с союзниками триумфально вошли в Париж через ворота Сен-Мартен. Да, русского монарха в 1814-м по праву называли спасителем Европы — угроза наполеоновского диктата растаяла.
Взятие Парижа. 31 марта 1814 года
Хотя военные были «путешественниками помимо воли», все же, оказавшись за границей, они ощущали потребность следовать определенному литературному канону и, во-первых, непременно вести путевые записки ибо это представлялось им одним из наилучших способов доказать свою «европейскость» , а во-вторых, вести их по модели главного русского сочинения в этом жанре — карамзинских «Писем русского путешественника». Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года». Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России. Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению.
На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку.
Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил.
Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные.
Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии.
Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона. Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии.
Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками. Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году.
Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года».
Наконец, во главе Северной армии стоял Жан Батист Бернадот, бывший маршал наполеоновской армии, в 1810 году уволенный в отставку. Тогда же шведский ригсдаг единодушно избрал его наследником престола королевства Швеции. У Бернадота были старинные связи со Швецией, он освобождал шведских пленников в Голландии и заслужил любовь шведов. Теперь именно в составе его армии находилось 18 тысяч шведских солдат и офицеров. Армиями Наполеона командовали его любимые маршалы.
С севера Лейпциг прикрывали Ней и Мармон. Мишель Ней, сын бочара, ныне носивший титулы «герцог Эльхингенский» и «князь Московский». Огюст Фредерик Луи Виесс де Мармон — потомственный аристократ, герцог Рагузский, плечом к плечу с Наполеоном начиная с осады Тулона в 1793 году. Во время Русской кампании 1812 года воевал в Испании и Португалии, где шли весьма ожесточенные бои. После Лейпцига ему суждено будет подписать капитуляцию Парижа, перейти на сторону Бурбонов и оставаться с ними даже во время наполеоновских «ста дней». С юга Лейпциг прикрывал самый любимый маршал Наполеона — Иоахим Мюрат, сын трактирщика, а теперь — герцог Клевский и Бергский, король Неаполитанский.
В год восхождения Наполеона Мюрат женился на его сестре Каролине. В 1808 году он залил кровью восставший Мадрид. В 1812-м руководил отступавшей из России «великой армией». На западном участке во главе двенадцатитысячного корпуса дефилировал личный адъютант Бонапарта Анри Грасьен Бертран. Битва началась 4 17 октября в 10 часов утра. Во второй половине дня, в виду успешных действий французов, наступил критический момент.
Мюрату удалось смять русско-прусскую линию и обратить ее в бегство. Наполеон решил, что победа достигнута. В Лейпциге звонили во все колокола. Государь, как и в предыдущей битве под Дрезденом, вел себя бесстрашно. Михайловский-Данилевский с восторгом опишет эти «лучшие минуты военной деятельности Александра». Русский император отказывался уходить из-под града пуль и снарядов.
Видя чудовищный натиск французов, царь послал в бой своего лучшего генерала — прославленного героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского, командовавшего при Бородине знаменитой батареей. Дивизия Раевского, подкрепленная батареей молодого и талантливого военачальника Николая Онуфриевича Сухозанета, а также прусской бригадой генерала Клейста, совершила чудо — вырвала победу из рук торжествующих французов. Мюрат был остановлен и отброшен. Именно здесь решился исход всего сражения. Ободренные небывалым успехом Раевского, союзники с большей отвагой устремились в бой. К концу дня вокруг Лейпцига лежало около семидесяти тысяч трупов и раненых.
Весь следующий день длилось перемирие, необходимое для того, чтобы убрать мертвых и раненых. Ричард Кейтон Вудвиль. Но ответа на его предложение не последовало, и на следующий день разгром наполеоновских войск продолжился. Французы дрались отчаянно и в течение 6 19 октября смогли удержать почти все свои основные позиции. Но, тем не менее, это уже была агония. Понимая, что еще один день он не выстоит, Наполеон повелел отступать.
Отступление его армии обеспечивали Понятовский и Макдональд. Прославился взятием Рима в 1798 году. Был бит Суворовым в сражении на реке Треббии. Отличился при Ваграме и в Испании. Осаждал Ригу. Юзеф Понятовский — племянник польского короля, горячий патриот своей родины, сражавшийся за ее свободу.
Перед походом Наполеона на Россию, Понятовскому удалось сформировать огромную, стотысячную польскую армию, и поляки по численности воюющих против нас были на втором месте после французов. А 19 октября поляки и французы яростно дрались в Лейпциге, превратив весь город в неприступную крепость. Русский император вступил на улицы города в полдень, когда бои здесь были еще в полном разгаре. Лейпциг был взят с огромными потерями. Понятовский, дважды раненый, во время отступления утонул при переправе через реку Эльстер. А сама переправа оказалась сущим адом для отступающих, которые понесли здесь шестую часть всех своих потерь в «Битве народов».
Повторилось то же, что и год назад во время переправы через Березину. Сражение под Лейпцигом стало главным ударом по Наполеону, его катастрофой. Стремительно была освобождена Германия, а ровно через пять месяцев после «Битвы народов» русские войска войдут в Париж. И глубоко символично, что первым к столице Франции подойдет не кто-нибудь, а колонна прославленного и бесстрашного нашего генерала Николая Николаевича Раевского, один из главных героев и Бородина, и Лейпцига. Каково же будет его изумление, когда он узнает, что и Париж тоже находится тут, а не во Франции! Так уж получилось, что уральские казаки, в начале девятнадцатого века осваивавшие здешние места, дали своим поселениям звонкие имена, связанные со славой русского оружия.
Вот и попали на географические карты населенные пункты, воскрешающие в памяти громкие победы наших предков — Бородиновка, Тарутино в честь сражения за Тарутинский редут, Чесма во славу Чесменского сражения. Ну, а Париж, и заодно с ним Фершампенуаз, знаменуют собой память о весне и Пасхе 1814 года, когда солдатушки-браво-ребятушки закончили свой заграничный поход и разгромили Наполеона в его собственном гнезде. В конце 1813 года «великая армия» Наполеона тоже переправлялась через Рейн, но на сей раз — отступая под натиском сил превосходящего противника. А 1 января 1814 года, в годовщину переправы через Неман, русская армия под пронизывающим ветром, сквозь дождь и снег переходила мост через Рейн в округе Базеля. Они двинулись на Бельфор, взяв направление на Париж. Ах, прекрасная Франция!
Едят они весьма дурно, как поселяне, так и жители городов; скряжничество их доходит до крайней степени; нечистота их отвратительна, как у богатых, так и у бедных людей.
Она расположилась бивуаком на Елисейских полях. Из Донских казачьих полков в Париже находились строевые — И. Андриянова 2-го, И. Грекова 21-го, В. Золотарева 8-го, И. Иловайского 4-го, В. Иловайского 12-го, И. Исаева-2, А.
Карпова-2, П. Киреева-2, Ф. Кутейникова, С. Пантелеева 2-го возможно , П. Рябинина-1, И. Селиванова- 2, С. Семенченкова, В. Жолтоножкина 1-го, Г. Иловайского 9-го, Д.
Ребреева 2-го прибыл к 8 апреля , Т. Ребреева 3-го и С. Кроме того, в городе был 3-й Оренбургский казачий полк и один из Уральских казачьих полков, а также 1 ,3 и 4-й Черниговские казачьи полки. Донской атаман ген. Платов в приказе своим казакам особо подчеркивал с сохранением орфографии : «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить, наипаче не обижать ихних мадамов и мамзель, кроме если по взаимному согласию… Помнить, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цибулизованное …» 23 марта 4 апреля 1814 г. Сразу после этого русская армия покинула территорию Франции. Во время пребывания оккупационных частей в столице и ее окрестностях наибольшее внимание своей экзотичностью привлекали казаки, калмыки, башкиры и другие инородцы. Наполеоновская пропаганда изображала их степными варварами, дикой азиатской ордой. Им было посвящено множество лубочных картинок союзников, рисунков профессиональных художников в том числе австрийца Г.
Мода на все казачье распространилась и на степных, низкорослых и очень выносливых лошадей. Те из состоятельных парижан, которые имели свои собственные конюшни, старались обзавестись такими лошадьми, чем не преминули воспользоваться мошенники. Лошадей на всех не хватало, а так как. На Новом мосту казаки устроили что-то вроде «блошиного» рынка, торговали украденными во время фуражировок у местных крестьян вещами. Узнав об этом, крестьяне стали приезжать в Париж и пытались их отнять. Как следствие этого возникали стычки и драки. Городская администрация пожаловалась генералу Остен-Сакену и торговля краденным сразу прекратилась. Забавным фактом являлось то, что казаков стригли на том же мосту цирюльники, которые обычно делали прически собакам, кошкам и другим животным. Огромный интерес представляют воспоминания современников о казаках и связанных с ними событиях.
Миркович: «На лейб-казаков женщины смотрели с любопытством, но сначала издали. Они боялись их, полагая, как им натолковали, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, полунагие, с пленных сдирают кожу, а по деревням, где им попадаются малые дети, они их жарят и едят. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов. Глинка: «Женщины в пленительных одеяниях и истощают все искусства к оживлению важности своего лица! С томными глазами бросают они сладострастные взгляды на мимо ходящих, мнимой невинностью обвораживают неопытность, и буйственная молодость с пламенными чувствами покоряется власти соблазнительных прелестниц! Трудно и старикам оставаться здесь равнодушными«. В квартале Пале-Рояль, в который превратился бывший дворец последнего его владельца Филиппа Эгалитэ, с апреля 1814 его практически ежедневно посещали офицеры союзников , в т. Это было одновременно и веселое, и пагубное место по мнению К. Батюшкова — «средоточие шума, бегания, девок, новостей, роскоши, нищеты, разврата«.
Батюшков писал Н. Гнедичу о том, что в Пале-Рояле было «множество барышень, которых бесстыдство превышает все. Не офицеры за ними бегали, а они за офицерами. Это продолжалось до полуночи при шуме народной толпы, при звуке рюмок в ближних кофейных домах и при звуке арф и скрыпок …» Краснокутский А. Они расхаживают с подпрыжками, затрагивают всех мимоходящих, припевая неблагопристойные песни, и толпятся между множеством мужчин, собирающихся в сие время кучами на поприще беззаконных распутств! Все наглые способы употребляются, дабы пленять зрителей, все дышат нахальством, нравственность заглушается сладострастием, и источник заразительных болезней брызжет как водопад на обвороженную прелестями неосторожность! Не только молодые, но часто и старые вязнут в сей тине смертоносной гнилости! Казаки немало поразили жителей города — особенно парижанок, сбежавшихся посмотреть на доселе невиданное действо, — тем, что будучи в исподнем или в совсем обнаженном виде, купали своих лошадей в Сене. Глинка тогда же напечатал перевод некоего французского произведения, якобы купленного им на улице и написанного от имени русского офицера, отбывающего на Родину: «Прощайте, поля Елисейские, прощай и ты, Марсово поле!
Мы расположили на вас биваки свои, застроили вас хижинами, шалашами, будками и жили в них как в палатках. Нередко милые городские красавицы навещали кочующих соседей своих. Они не пугались ратного шуму и прыгали зефирами по грудам оружия… Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов и конфетчиков…Актеры и актрисы, певцы и певицы, прыгуны и прыгуньи, прощайте! Мы уже не будем более есть апельсинов в Комеди, восхищаться прыжками в Опере, забавляться ухватками плутоватых гаеров? Забудем мы ваши прелести, ласки, ваше постоянство! С берегов Невы и Дона будем мы посылать к вам страстные вздохи свои. Вы смотрели не на лицо, но на достоинство… Бородатый казак и плосколицый башкир становились любимцами сердец ваших — за деньги! Вы всегда уважали звенящие добродетели! Прощайте, Софии, Эмелии, Темиры и Аглаи!
Прощайте, резвые пламенные смуглянки, томные белянки, прощайте, черные и голубые глаза, мы не имели ни средства, ни времени списывать портреты ваши, но мы имеем другие памятники — ваши стрелы у нас в сердцах и полученные от вас раны долго будут напоминать нам о вас«. Император Александр I распорядился выдать жалование в тройном размере, в т. Следовательно, деньгами русские военнослужащие были обеспечены и, кроме различных карточных игр, в которые они играли в России, здесь они пристрастились к новой игре — в рулетку. Проигрывались очень большие деньги и многие офицеры наделали в Париже много долгов. Когда русская армия окончательно оставляла Францию, все офицерские долги составляли 1,5 миллиона! Этот долг из своего кармана оплатил генерал-лейтенант граф М. Воронцов, герой Бородинского сражения. Русские казаки в Париже 1814 г. Акварель, выставка в ГИМ 1999г.
Через три дня Наполеон отречётся от престола. Короткая, но бурная эпоха великих французских завоеваний в Европе завершится, открыв путь к новой, пока ещё скрывающейся в тумане неизвестности, эре. Битва за Париж В массовом сознании почему-то бытует мнение, что Париж был сдан союзникам без боя.
Якобы после серии «пирровых» побед Наполеона в рамках его блистательной французской кампании весны 1814 года, почти полностью истощивших мобилизационные ресурсы империи, никакого желания и возможностей защищать столицу от врага, у городских властей не было, и Париж был объявлен «открытым городом». Но это не так. Для противодействия коннице были вырыты рвы, утыканные кольями, а неприкрытые участки линии обороны защищались остатками регулярных войск 25 тысяч пехотинцев и кавалеристов и ополченцами 10 тысяч.
Также на позициях было установлено около 150 пушек. Вопреки расхожему мнению, среди защитников Парижа и его жителей пока не были широко распространены капитулянтские настроения. Напротив, боевой дух войск и ополченцев был довольно высок.
Во многом его поддерживала вера в скорый подход Наполеона, набиравшего в это время новую армию. Войска антинаполеоновской коалиции в битве за Париж потеряли убитыми и ранеными более восьми тысяч солдат и офицеров, шесть тысяч из которых были русскими. Для союзного командования, напротив, «наполеоновский» фактор был предметом серьёзной тревоги.
Поэтому было решено немедленно, не считаясь с потерями идти на штурм Парижа. Общее наступление было назначено на 6 часов 30 марта. Сражение началось атакой русских частей под командованием принца Евгения Вюртембергского на селение Пантен и корпуса Николая Раевского на высоты Роменвиля, располагавшиеся в центре французской обороны.
Несмотря на общее превосходство атакующих в людях и орудиях, битва сразу же приняла ожесточенный характер. Защитники французской столицы неоднократно предпринимали отчаянные контратаки, после которых принц Вюртембергский, потеряв полторы тысячи солдат убитыми, срочно запросил подкрепления, чтобы удержаться в захваченном Пантене. Атаки прусских и русских частей на левом и правом фланге были более успешными, но потери всё возрастали.
Лишь к часу дня, спустя семь часов после начала сражения, линия обороны была прорвана на всех направлениях, и союзники вышли к жилым кварталам Парижа, установив на близлежащих высотах орудийные батареи. Маршал Огюст де Мармон и генерал Эдуард Адольф Мортье, командовавшие французскими войсками, отправил к Александру I парламентёра с предложением остановить сражение, на что российский император ответил, что отдаст соответствующий приказ только при условии сдачи Парижа, «иначе к вечеру не узнают места, где была столица». Мармон вынужден был согласиться, чтобы предотвратить бомбардировку Парижа и массовую гибель мирного населения.
Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО | Захар Прилепин | Дзен | 10 апреля 1814 года, на площади Конкорд занятого русскими войсками Парижа,, на месте казни французского короля Людовика XVI, к изумлению парижан император Александр велел отслужить пасхальную литургию с большим православным хором, в присутствии русских войск. |
Забытые русские герои. Взятие Парижа 19 марта 1814 (Кучин Владимир) / Проза.ру | Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. |
Взятие Парижа. 31 марта 1814 года | И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. |
Александр I совершил роковую ошибку, войдя в Париж | Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». |
Как русские Париж брали: Чем отличилась армия Александра I во французской столице | Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда. |
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии
Русская армия вступает в Париж | В марте 1814 года русская армия вошла в Париж. |
Как русские войска гнали Наполеона до Парижа — 12.09.2022 — Статьи на РЕН ТВ | Под бой барабанов, с музыкой, русские войска вместе с союзниками триумфально вошли в Париж через ворота Сен-Мартен. |
Забытые русские герои. Взятие Парижа 19 марта 1814
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии - 31.03.2024 Украина.ру | И одной из самых значимых побед русского оружия стало взятие Парижа в 1814 году. |
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже - МК Саратов | Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица. |
Взятие Парижа (1814) — Википедия | В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. |
Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года | Русские войска весной 1814 года разгромили армию Наполеона и взяли Париж. |