В 1942 году Ясень вернулся домой и встретился с друзьями, чтобы исполнить роль Квакина в продолжении полюбившейся истории «Клятва Тимура». (Шайка Квакина совершала по Как зовут помощника Квакина Фигуру? В чем помогает Николай Чудотворец. Воспитать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, способность правильно вести себя в минуты опасности на примере героев рассказа.
Краткое содержание повести Гайдара «Тимур и его команда»
Травма, время и история.... Элиза Мусаева. Жизнь после жизни: Записки о поисках смысла выживания в Чечне.... Катрин Мерридейл. Сознание коллектива: травма и контузия в России ХХ века...... Елена Барабан. Война в кино: одиночество травмы на фоне коллектива......
Петар Рамаданович. Как я стал американцем: когда войска НАТО бомбили мой город.... Омер Бартов. Травма и отсутствие после 1914 года... Андрей Щербенок. Кажа Силверман.
Историческая травма и мужская субъективность..... Марк Липовецкий. Джулиет Митчелл. Травма, признание и место языка...... Ирина Сандомирская. Мир наизнанку, жизнь на ощупь: история маленькой О.
Елена Гапова. Любовь как революция, или «Несмотря на Грамши» Полуты Бодуновой.... Гайатри Чакраворти Спивак. Террор: речь после 9—11... Множественная травма....... Гайдара «Тимур и его команда» — Михаила Квакина.
Повесть ни в советскую, ни в постсоветскую эпоху, за единичными исключениями, не рассматривалась как самодостаточный художественный текст: он стал жить в контексте тимуровского движения и это кардинально повлияло на фокус его исследований. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть знаковый образ повести «только от текста» и не только в его оппозиции к Тимуру. Михаил Квакин, как герой повести, анализируется с точки зрения субкультурных коммуникаций, дачных поведенческих моделей, специфики лексики, разнообразных действий и личностных характеристик. Ключевые слова: Михаил Квакин, А. Гайдар, «Тимур и его команда», субкультура, дачный поселок, хулиган. Санкт-Петербург, Россия.
Gaidar «Timur and his Squad» The article contains a study of a character of a boy named Mikhail Kvakin, the leader of the gang hooligans, described in the novel by A. Neither during the Soviet epoch, nor in the post-Soviet era, the novel itself had been considered as a self-sufficient piece of literature possessing an outstanding artistic quality. The novel was a success and became popular only in the context of the Timur movement which radically influenced the focus of research dedicated to this book. Petersburg, Russia. Квакин — хулиган и оппонент Тимура в его общественно-полезной деятельности. Но само «гайдароведение» обладает одной спецификой.
Это касается даже современных работ, где отношение к Тимуру не столь однозначно позитивно. Например, Т. Круглова рассуждает о том, что «Мир детей поделен на Квакиных и Тимуров, на атаманов и комиссаров. От Тимура исходят простые, чеканные, понятные формулы и поступки. Он пришел. Я встал.
Он послал. Авторитарность Тимура в этих размышлениях выявлена более чем красноречиво «Он как Бог». Реза1 Круглова Т. Игры отсылают к воровским обрядам. Неслучайно выбран и фон — «страшный суд» с нестрашными чертями, ведь в финале повести Тимур и его команда осуществят суд над малолетними преступниками. Обе группы противопоставлены и по методам борьбы: квакинцы привычно оперируют мордобоем, тимуровцы избегают физического насилия, апеллируя к общественному мнению, когда на будке, где под замком сидят члены шайки, вешают обращение к гражданам.
Они действуют с позиции морального превосходства... Почему квакинцы «расхлябаны»? Об этом у Гайдара нет ни слова, наоборот — автор при первом появлении Квакина и Фигуры называет их «молодцеватыми подростками». То, что автор не знаком с многократно описанными детскими игровыми наказаниями, которые бывают и более жесткими ср. Покровского 3 , не дают ему право бессылочно отсылать их к воровским практикам. Слова «преступник» в повести нет, тем более сочетания «малолетние преступники».
И команда Тимура отнюдь не избегает «физического насилия»: она его практикует или его предполагает так же, как и команда Квакина. Наша задача — рассмотреть образ Михаила Квакина только в художественном пространстве повести, исключительно как литературного героя, без привлечения педагогических и идеологических коннотаций. Социально-педагогическое содержание «Тимура и его команды» и система А. Гайдара даются по первому изданию: Гайдар А. Детские игры, преимущественно русские. В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной.
Квакин курит. Квакин выломал доску в парковом заборе. Квакин ворует яблоки. Квакин грозит битьем тимуровской команде, он обменялся двумя ударами «по шее» с Гейкой, он кинул яблоко в фонарики осаждавшей его в саду тимуровской команде. Он, будучи плененным, грозит Тимуру дракой «до смерти». Казалось бы, к негативным характеристикам персонажа можно было бы отнести его «говорящую» фамилию с «лягушачьими» коннотациями упомянута в повести 66 раз и «плоское лицо» упомянуто один раз.
Но кажется, это «родовые» признаки «характерного» персонажа, коим, безусловно, является Квакин, и от них ему никуда не деться. Тем более, что Квакин, так или иначе, противопоставлен Тимуру с его идеализированным обликом, романтическим именем и «чужеродной» для подмосковной дачной местности фамилией. Кстати, именно Квакин снижает высокую романтичность имени «Тимур», постоянно преобразовывая его в «Тимку». Каждая из негативных характеристик нуждается в герменевтическом комментарии. Михаил Квакин — подросток это обозначено автором! Больше нигде в тексте его склонность к курению не проявлялась.
Доска в новом парковом заборе действительно выломана Михаилом Квакиным, тому есть очевидец — дядя Тимура Георгий Гараев. Для чего это было сделано: для более удобного прохода не надо обходить парк , для его бесплатного посещения — объяснений в повести не дается.
Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура. Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут верёвочные провода.
Женя, сама того не зная, подаёт кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур он племянник Георгия Гараева. Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята.
Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки. Реклама Ольга думает, что Тимур — хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну. Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы.
Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки — бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки.
Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трем, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро — полковнику Александрову надо ехать на фронт. Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют. Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передает «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». Гайдара «Тимур и его команда» Цели: Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора. Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу. Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте. Способствовать прочному усвоению содержания повести 1. В 1940. Ей нужно было отправить телеграмму папе. Полковник, командир бронедивизиона. На аккордеоне. С Колей Колокольчиковым. Колокольчиков — Что отправила команда Тимура шайке Квакина? Петр Пятаков.
Михаил Квакин — подросток это обозначено автором! Больше нигде в тексте его склонность к курению не проявлялась. Доска в новом парковом заборе действительно выломана Михаилом Квакиным, тому есть очевидец — дядя Тимура Георгий Гараев. Для чего это было сделано: для более удобного прохода не надо обходить парк , для его бесплатного посещения — объяснений в повести не дается. В повести Михаил Квакин один раз удачно «пользует» яблоню в саде в доме 34 по Кривому переулку, откуда мобилизован красноармеец Крюков. Но причина выбора именно этого адреса не в прежнем его обитателе, а в том, что там растет определенная яблоня: «мичуринка» сорта «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 209 «золотой налив». На это справедливо указывают члены тимуровской команды. Второй, неудачный и закончившийся его пленением, поход в этот сад был спровоцирован жестким ультиматумом Тимура. В знаковый для повести сад в доме 22 по Большой Васильковской, где жила вдова летчика и его маленькая дочь, Квакин не лазил. Его опустошал Фигура, и Квакин был крайне возмущен этим поступком, за что и сравнил Фигуру с «толстым и поганым чертом». Угроза Квакина побить членов тимуровской команды носит исключительно демонстративный в контексте подростковой субкультуры характер: бьет он, на самом деле, только «своего» Фигуру. Описанная Гейкой встреча с Квакиным — с двукратным и взаимным «сунул по шее» — не выявила победителя и была краткой и нерезультативной. Пленение Гейки и Коли Колокольчикова было вызвано крайне оскорбительным ультиматумом и желанием перехитрить своего соперника. Сильное и эмоционально акцентированное раздражение Михаила Квакина в сцене его пленения, дошедшее до желания драться с Тимуром «до смерти», вполне мотивировано. Квакин, как проигравший, спокойно ждал избиения, но Тимур очень жестоко словесно «ударил» его: «Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен». Квакин потребовал отпустить запертых ребят или посадить его вместе с ними. Но Тимур выбрал более жесткий путь — он отпускает Квакина. Это спровоцировало Квакина на достаточно благородный дуэльный вызов: «Бить буду! Один на один, до смерти! Можно включить педагогический дискурс и говорить о «невмешательстве» Квакина в недостойное поведение Фигуры над связанным Гейкой, но он, в то же время не вмешивается и допускает драку-валяние «своих» Фигуры и Алешки, когда последний вступается за Гейку. И сделаем не филологический вывод — кто из реальных мальчишекподростков не пробовал курить, ничего не воровал, не играл в карты Квакин наблюдает игру и ни разу не дрался? Сестра Жени вздорна, постоянно резонерствует, ревнует Женю к отцу; безосновательно поверив дачным пересудам, она в первой встрече оскорбляет Тимура «негодяем». Она достаточно бесчувственна, так как проводит уезжающего на фронт Георгия Гараева, предмет своей симпатии, простым рукопожатием. Сам Георгий Гараев, не зная Жени, называет ее «дрянью». Их времяпрепровождение также удивляет: Ольга постоянно музицирует на аккордеоне с «дурацкой» песней про «бомбы, пулеметы», а инженер Гараев репетирует роль выжившего из ума старика для любительского оперного исполнения на дачной сцене. Даже такой милейший и вежливый герой, как доктор Колокольчиков, произносит редкий по резонерскому пафосу монолог о труде, заставляя внука целый час держать отвертку в руках, как будто она не может просто лежать рядом. И вообще, он стреляет из ружья! Нет смысла говорить о молочнице, которая только и делает, что постоянно колотит свою внучку Нюрку и разносит по дачному поселку несусветные сплетни. Все вышеперечисленные характеристики взрослых героев обозначены в действиях и лексике в тексте повести, а не в вымышленном и идеологизированном контексте ее восприятия. Теперь предпримем попытку выделить позитивные характеристики Михаила Квакина: 1. Михаил Квакин, как и Тимур, — непререкаемый лидер одной из дачных подростковых субкультур. Михаил Квакин неоднократно проявляет свое благородство. Михаил Квакин — самый остроумный персонаж повести. Михаил Квакин — безусловно, смелый человек. Михаил Квакин чувствителен, он склонен к ярким и сильным эмоциональным переживаниям. Как можно увидеть, негативные характеристики персонажа относятся больше к характеристикам действия, а пози- «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 211 тивные — к характеристикам личности. Первые прописаны в тексте повести, вторые формируются на уровне читательского восприятия. Описание негативных действий-характеристик Квакина предельно сжато в некоторых случаях, например, с парковой доской и курением, — на уровне одного-двух предложений. Позитивные черты представлены на несравнимо большем объеме текста в виде действий, монологов и диалогов, мыслительных, эмоциональных и телесных переживаний. Прокомментируем более подробно позитивное измерение образа Квакина. Квакин как лидер. Некоторые черты повседневности и ряд локусов дачного поселка в повести свидетельствуют, во-первых, о том, что, скорее всего, это место было таковым и до революции: «прибыл дачный поезд», «старый парк», «старый двухэтажный сарай», разрушенная часовня, названия улиц Малая Петраковская, Большая Васильковская, Кривой переулок, рыночная площадь. Во-вторых, что в поселке, в котором происходит действие повести, явно сохранились ландшафтные и поведенческие признаки дачной дореволюционной эпохи. Например, гуляние и танцы в парке, прогулки по аллеям, наличие скамеек не лавок! Кстати, в дореволюционной дачной жизни среди детей были достаточно популярны «скаутские» практики, которые вполне наследует тимуровская команда. Дачники: История летнего житья в России, 1710—2000. СПб, 2008. С 127—150. Предложен полный регистр взрослых и детей как по возрастам, так и по родственному и локальному статусу: от дедушек до малышей, от соседей до отдыхающих, от возчиков дров до молочниц и продавцов мороженого. Присутствует достаточно полный реестр дачных занятий: поездки в город, гуляния, покупка молока, мороженого, уборка дач, ремонты, заготовка дров, детские игры, собирание и дарение цветов, купание, загорание, любительское музицирование, любительские постановки и многое другое. Представлено множество типичных дачных локусов: запутанные улицы, сады, огороды, заборы, скамейки, пустыри, овраги, перелески, река, парк, дома, сараи, колодцы, чердаки и заброшенные места. Присутствует и особый дачный обонятельно-зрительный признак — в повести множество действий связано с цветами, кустами, деревьями: «пахнувшая росой и цветами улица»; «Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью». Персонажи повести собирают букеты полевых цветов, в парке растут колокольчики, мальчики сидят на ромашковой поляне, неоднократно упомянуты липы, березы, вишни и, конечно, яблони. Достаточно подробно описывается и дачная одежда: «мелькали яркие, как цветы, платья, блузки и сарафаны», мужчины ходят в белых костюмах и соломенных шляпах, безрукавках, а дети, как мальчики, так и нередко девочки, — преимущественно в сандалиях, в трусах и майке «Это, как он был — в сандалиях, трусах и майке, — Сима Симаков с разбегу кинулся в реку». По типологии разговоров и отношений признак «дачности» также очевиден: в повести встречаются разговоры о расписании поездов, о подготовке к любительским театральным постановкам, дачные пересуды и сплетни, симпатии и антипатии, умничанье и пустословие. Регистры «дачности» выписаны очень жизнеподобно. И в этом объемном, густонаселенном, но ограниченном пространством дачном мире вполне можно предполагать мотивированное появление отдельных, оппонирующих друг другу детско-подростковых компаний, борющихся за лидерство. Квакинская команда — типичная локоцентрическая субкультура, групповое сознание которой мотивируется принадлежностью к определенной жизненной территории и необходимостью в ней лидировать. Это очень точно подтверждается диалогом Квакина и Фигуры, выясняющим, «здешний» или «не здешний» дядя Тимура Георгий Гараев. И автор повести достаточно часто разделяет дачников, используя характеристику «приезжий», «здешний» и «местный житель»: «На полянах разноголосо вопили патефоны, вокруг которых раскинулись приезжие и местные дачники с питьем и снедью». Гайдар очень точен в типичных для такой субкультуры номинациях: Квакин и его команда в повседневном словаре дачников — шайка, а ее члены — хулиганы. Квакинская «локоцентрическая» группировка — абсолютно типичное явление для сельской и дачной местности. Ожидаемый и типичный ее «оппонент» — такая же команда, но сконцентрированная в другом месте проживания, например, за рекой, за пустырем, на других улицах. Кстати, и фамилия «Квакин» явно обладает «локоцентричностью»: лягушачье кваканье — одна из главных характеристик локального звукового ландшафта. О нем можно сказать, трансформируя известную пословицу: «Каждая лягушка свое болото свой пруд хвалит». Но команда Тимура тяготеет к другому типу подростковой группировки — идеоцентрическому, манифестирующему собственную идентичность на основе какой-то мировоззренческой или эстетической доминанты. Команда Тимура осуществляет общественно-полезную деятельность, старательно помогая семьям военнослужащих, осуществляющих «защиту» родины. При этом надо заметить некоторую ущербность тимуровской идеологии: так, его мало интересует «садовая сохранность» других домов дачников — Квакин не имеет право тревожить только жителей домов со звездами что 1 Головин В. Забота тимуровской команды о других жителях дачного поселка немощных, больных, пожилых, одиноких в тексте не обозначена. Даже в начальном диалоге с Женей он мотивирует заботу о ней наличием отца-командира делая это, возможно, в силу начавшейся симпатии : — А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. У тебя отец в армии? Команда Тимура, как и следует идеоцентрической группировке, манифестирует свою деятельность — она обращается к Квакину в форме неприемлемого ультиматума, вывешивает победный манифест в виде публичного плаката на сапожной будке на рыночной площади. К слову сказать, такая манифестационная деятельность по форме и риторике не вызывает у автора данного исследования позитивной читательской рефлексии в отношении безусловно мужественного, благородного и чувствительного Тимура.
Информация
В конце концов, он должен обладать большими признаками «взрослости»: курение свидетельство этому. Умелая игра в шахматы, яркое музицирование, искусное огородничество «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 215 никогда не позволят лидировать среди сообщества дачных мальчишек — это скорее вызовет восхищение взрослых В его пространство вторгнулись — он должен его защитить не сдавать же его без боя. Его действия и свободу пытаются ограничить — он должен снять эти ограничения. Ему дерзят и от него требуют — он должен прекратить это.
Одна команда стремится к лидерству, другая его защищает, поэтому конфликт неизбежен: «Тимку бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело». И, несмотря на разность мальчишеских группировок, методы разрешения конфликта у них абсолютно одинаковые — взаимные пугания-предупреждения, оскорбления и мальчишеская драка.
Сначала идет презентация лидеров субкультур, манифестация несогласий, затем следует система оскорблений и угроз ультиматум и ответ на него , взаимных хитростей пленение Гейки и Коли Колокольчикова, их освобождение и пленение Фигуры ; наконец, оппозиция разрушается физической потасовкой в яблочном саду у дома 34, поражением квакинской команды и торжеством тимуровской. В презентации лидеров субкультур, манифестации их деятельности при первой встрече наблюдается нарочитая ритуальность или театральность. Лидеры приветствуют друг друга номинациями «атаман» и «комиссар», заметно изменение лексики общения, затем следует угощение украденным яблоком!
Какой ты горячий! Следует отметить, что оба лидера в этой встрече ведут себя смело и достойно. Никто не выказывает страха: Тимур идет наперерез, а квакинское лицо «не показывало ни удивления, ни испуга»; соперники держались, не повышая друг на друга голос «растягивая слова, сказал Квакин», «не повышая голоса, ответил Тимур».
Ритуальность и театральность разговора нарочитая лексика, насыщенная паремиями, факт дарения, лексическая взаимная демонстрация силы подчеркивает и автор, используя вполне драматургические приемы. После спора о мускулатуре Коли Колокольчикова, достаточно неожиданно, в этой же строке звучит драматургическая ремарка: «Тимур подходит к Квакину». В первой газетной публикации за этим фрагментом следует отчеркивание, после чего начинается описание первой встречи Тимура и Квакина.
Заключая комментарий о Михаила Квакине как главе дачной субкультурной группировки, следует заметить, что его лидерство обосновано отнюдь не наличием физического превосходства. Он также и нравственный лидер. Это доказывает эпизод его диалога с Фигурой у развалившейся часовни с фресками Страшного суда.
Диалог показывает, что Квакин не лишен благородства и не чужд религиозных ассоциаций: фреска с чертями и грешниками становится для него декорацией-примером для упрека Фигуре по поводу воровства яблок у вдовы. Он тычет во фреску пальцем и находит в ней похожесть действий и схожесть с Фигурой: «... Также нельзя не отметить постоянную словесную провокацию Тимура в адрес Квакина.
Тимур ходит по тонкой грани, используя ультимативные приказы в отношении 1 С. В первом разговоре он предлагает бежать «прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили», в ультиматуме «приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки». В сцене пленения Квакина Тимур просто словесно «бьет лежачего»: «Ты смешон.
Такие провокации не могут не вызвать соответствующих реакций у гордого Квакина. Исходя исключительно из текста повести, без учета идеологических и педагогических наслоений восприятия, можно сказать, что Квакин возглавляет вполне нормальную уличную команду. Да, есть факт курения, воровства яблок и игры в карты но не на деньги, а на детское игровое наказание «оживи покойника» и пролезания в парк через дыру в заборе.
И всё. Более того, из двух описанных членов его «шайки» один, бритоголовый Алешка — безусловно порядочный, честный и смелый человек. Он вступает в драку со «своим», с Фигурой, из-за безнравственного отношения к связанным пленным парламентерам, и сам, будучи плененным тремя тимуровцами, пытается спасти своих друзей «пронзительным свистом».
Фигура, конечно, подл, и, возможно, именно поэтому он — постоянный объект остракизма со стороны Квакина и самый избиваемый персонаж повести. Михаил Квакин как благородный герой. Благородство Михаила Квакина проявляется в очень важных сценах.
В первом случае он сравнивает Фигуру с чертом из сцены страшного суда за его воровство яблок у вдовы с маленькой дочкой. В другом — он требует выпустить своих товарищей или посадить его вместе с ними. Более того, он дважды уважительно называет Тимура «гордым».
Остроумие Квакина и его интеллектуальное лидерство в своей команде наиболее ярко представлено в сцене принятия тимуровского ультиматума. Квакин намеренно стилизует свою речь, демонстрируя псевдонаивность «Жили-жили, ни о чем не тужили... Я, братцы, право, ничего не понимаю!..
Он ёрнически комментирует текст ультиматума: «А какой дальше слог, какие запятые! Опять подчеркнем сдержанность Квакина — ультиматум написан в приказном и крайне оскорбительном тоне. Ультимативный пыл тимуровской команды снимает квакинский, в какой-то степени даже театральный, комментарий.
Получив отказ и оскорбление он вызывает Тимура на своеобразную мальчишескую дуэль — драться один на один. Он не нарушает законов мальчишеской драки и действует, как Тимур, который также отказывается от помощи ребят и идет на встречу с Квакиным один. За маской лидера группировки, нарушающей «яблочное» спокойствие дачного поселка, скрывается очень чувствительный и эмоциональный герой.
Квакин выражает яркую «досаду» по поводу действий своего друга Фигуры, «обтрясшего» вдовий сад. Он очень сочувствует и переживает за Тимура, которого несправедливо оскорбила сестра его возлюбленной. Он готов взять вину на себя, а Фигуру, проявившего непонимание, называет «сволочью» и бьет.
Выразительная сцена, с ярким и красноречивым жестикуляционным наполнением, показывает, на наш взгляд, сколь сильно его переживание за «врага» и его благородство. Врага оскорбили вместо него: «Наконец Квакин остановился, поднял оброненную фуражку; отряхивая, ударил ее о колено, подошел к мороженщику, взял порцию, прислонился к дереву и, тяжело дыша, жадно стал глотать мороженое большими кусками». Заметим, что Тимур двумя абзацами выше охарактеризован через очень похожие эмоциональные жесты: «А Тимур, трогая рукой стволы деревьев, медленно пошел прочь».
Верификация «квакинского» вопроса на основе герменевтических комментариев отрицательных и положительных характеристик персонажа позволяет не только усомниться в традиционной трактовке образа Михаила Квакина, но и, по сути, отвергнуть ее. Оппозиция Тимура и Квакина, несомненно, присутствует. Но можно ли рассматривать их «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 219 конфликт в категориях протагониста и антагониста, сводя отнюдь не простую смысловую структуру повести к противопоставлению «плохих» и «хороших» подростков?
Во-первых, Квакин — сложный герой, и его сравнение с Тимуром не может быть однозначным. Некоторые сравнения, возможно, даже говорят в его пользу. Тимур слишком манифестирует свою роль и свои победы см.
Квакин, в отличие от Тимура «Дочь командира в беде! Дочь командира нечаянно попала в засаду» , лишен пафосности. Он оппонент Тимура по яблокам, но он сочувствует ему и готов содействовать в серьезных личных переживаниях.
В отличие от Тимура, он уважает соперника. Во-вторых, в повести все дети, за исключением малышей, в определении взрослых — хулиганы: что тимуровцы, что квакинцы. Михаил Квакин в повести три раза обозначается устойчивым эпитетом «хулиган Квакин» и все его поступки объявляются «хулиганскими».
Но Тимура даже чаще называют хулиганом: молочница «Наверное, такой же хулиган и безобразник» ; сестра Ольга дважды «Этот мальчишка — хулиган, а ты глупа»; «К ней привязался какой-то мальчишка, зовут Тимур. Он из компании хулигана Квакина. И никак я его от нашего дома не могу отвадить» ; она же называет Тимура негодяем.
Георгий Гараев косвенно упрекает Тимура в обучении «хулиганству» «Ольга говорит, что ты учишь девочку хулиганству». Даже малолетняя сестра Коли Колокольчикова постаралась: «А в спальню к нам вчера какой-то хулиган кидал камнем». И вся тимуровская команда в оценке взрослых дачных обитателей, мало отличается от квакинской — это хулиганы и жулики.
В-третьих, повесть Гайдара не строится по классическому дидактическому сценарию детской подростковой повести, когда «отрицательный» герой в финале исправляется. Квакин в повести не начинает рисовать звезды на заборах — и это, в том числе, создает важный эффект жизнеподобия. Квакин, как мы постарались показать, — благородный антигерой негативная номинация «атаман» дана ему Тимуром.
И как лидер своей команды, и как нормальный 220 Валентин Головин самолюбивый подросток, он не может и не хочет терять свое лидерство и будет его отстаивать. Он не потерпит многократные словесные унижения и письменные провокации.
Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Аркадий Петрович первым увидел эсесовцев, он быстро оценил ситуацию и бросился навстречу фашистам, закрывая своих товарищей. Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма.
Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова. Ведущий: Одной из повестей Гайдара является « Тимур и его команда». Вначале эта книга имела название «Дункан и его команда». По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Какое значение имело это произведение? Ученик: Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек — Жене.
В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь. Учитель: Повесть «Тимур и его команда» сыграла большую роль в массовом детском движении, ни одно другое произведение в мировой литературе не дало начало столь массовому движению, каким является форма тимуровской работы в книге Гайдара. Вопрос к родителям: Какая тимуровская работа велась в то время, когда вы учились в школе? Ведущий: Сегодня мы собрались обсудить книгу « Тимур и его команда» и поговорить о важности тимуровского движения в наше время, глазами двух поколений детей и взрослых. За правильные ответы и задания команда получает красную звезду.
В любой игре обязательно будут победители, поэтому следить и оценивать работу команд будет жюри, в составе родительского комитета и администрации школы в лице заместителя директора по учебной части. И так мы начинаем! В какое время развиваются события, описанные в книге? Повесть «Тимур и его команда» написана в 1940 году, печаталась в разных журналах, а книга вышла в 1941 году. В 1940 году в Европе шла война с фашистами. Через год гитлеровские полчища вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы.
Наступило трудное, горькое, героическое время. Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос. В этой книге рассказывается о двух командах: команде Мишки Квакина и команде Тимура. В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А. Гайдара "Тимур и его команда".
Кто из вас найдёт больше персонажей? Раздать кроссворд- филворд.
Но так как Саша не может командовать, Тимур предлагает ему перемирие. А после ухода капитана Максимова на фронт, от него ещё нет телеграмм.
Но тут его выручает шофёр Коля Башмаков, который, находясь в госпитале, пишет письмо. Когда письмо приходит к Максимовым, довольный Саша берёт письмо, но на конверте он увидел подпись, что телеграмма написана лично для соседки Нины. Неожиданно Саша роняет письмо, но его поднимает одноклассница его сестры Женя Александрова дочь полковника Александрова , которая на ёлке должна сыграть звёздную девочку. Сам Саша ничего о ней не знает и просит своего друга Вовку Брыкина разузнать всё о ней.
Жалея Сашу, Тимур сам сдаёт ему крепость. В конце повести все празднуют Новый год, и в самом разгаре праздника появляется капитан Максимов. Основная статья: Клятва Тимура В первые дни Великой Отечественной войны Гайдар написал киносценарий «Клятва Тимура» фильм вышел в 1942 году , который завершил своеобразную трилогию. На даче Жени всё изменилось.
И в результате после этого эпизода было снято табу на освещение деятельности руководства военной операцией. Сражаются солдаты, а ответственность лежит на генералах. Так, например, созданные впоследствии три рубежа обороны, о которые ломает зубы украинский «контрнаступ», даже получили неофициальное название «Линии Суровикина». Потому-то уход в тень такого генерала вызвал недоумение и породил многочисленные догадки. В мятеже ли дело Естественно, после столь широкого освещения деятельности Сергея Суров икина было трудно объяснить его вероятную опалу. Правда, было замечено, что после стабилизации фронта общее командование силами опять перешло от Суровикина к начальник у Генштаба Гер асимову. Между тем многочисленные источники наперебой сообщали, что генерал не арестован, а находится как бы в изоляции, где его опрашивают. Однако, учитывая, что исчезновение Суровикина п о времени совпало с ситуацией вокруг ЧВК «Вагнер», аналитики связали эти события.
Так сказать, сложили два и два. Предположили, что генерал то ли выразил сочувствие так называемому «маршу справедливости», то ли якобы не проявил должной решимости к его купированию.
Краткое содержание «Тимур и его команда»
твердо сказал улыбался, Фигура хмурился - Давай поговорим, - предложил Квакин. помогло Квакину исправится? а)ему надоело быть плохим. б)он понял,что добро побеждает зло. в) стойкость и справедливость Тимура. 11. Что Квакину исправиться? а) ему надоело быть плохим; б) он понял, что добро побеждает зло. Подождите немного. Если воспроизведение так и не начнется, перезагрузите устройство. Ролики, которые вы посмотрите, могут быть добавлены в историю просмотра на телевизоре, что скажется на рекомендациях. Чтобы этого избежать, выберите "Отмена" и войдите в аккаунт на.
Тимур и его команда краткое содержание
Как относились тимуровцы к шайке Квакина? а) звали их в свою команду б) проводили мирные переговоры в) жаловались родственникам хулиганов 11. Людям продолжат помогать, спасатели обходят каждый двор, где надо откачивают остатки воды, ликвидируют последствия. Судьбы юных хулиганов из советского кино Мишка Квакин пропал без вести, Крамаров сыграл в «Джентльменах удачи» и уехал из СССР, «Гусь» из «Электроника» стал моряком, а «Гусь» из «Петрова и Васечкина» умер молодым. Справиться с пагубной привычкой им помогут ведущие российские.
О каком времени рассказывает эта повесть?
Что помогло Квакину исправиться? отослали тимуровцы Мишке Квакину? письмо посылку ультиматум такое ультиматум? приказ условие, которое должно быть выполнено просьба. Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Заключая комментарий о Михаила Квакине как главе дачной субкультурной группировки, следует заметить, что его лидерство обосновано отнюдь не наличием физического превосходства. помогите по татарскому написать изложение на тему менә кем иде ул алиш.
К масштабному половодью готовятся в Тюменской и Курганской областях
Вообщем кто "ЗА" возвращения из бана Квакина. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан. А.П. Гайдар «Тимур и его команда»-Ответить на вопросы викторины: Фамилия Ольги и Жени?-Сколько лет Ольге?-Кто помог Ольге. Состояние народного артиста РСФСР Юрия Куклачева стабильно, перевод из реанимации в обычную палату врачи планируют к концу недели или 22 апреля, сообщила РИА Новости его представитель Ольга Кардокене. Людям продолжат помогать, спасатели обходят каждый двор, где надо откачивают остатки воды, ликвидируют последствия.
Тимур и его команда
Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки. Помогите написать отзыв о былине (Илья Муромец и Соловей-Разбойник). Команда Тимура решает предъявить шайке Квакина ультиматум: они пишут ему записку, в которой говорят, чтобы тот встретился с ними и принес список своей компании. Состояние народного артиста РСФСР Юрия Куклачева стабильно, перевод из реанимации в обычную палату врачи планируют к концу недели или 22 апреля, сообщила РИА Новости его представитель Ольга Кардокене. Судьбы юных хулиганов из советского кино Мишка Квакин пропал без вести, Крамаров сыграл в «Джентльменах удачи» и уехал из СССР, «Гусь» из «Электроника» стал моряком, а «Гусь» из «Петрова и Васечкина» умер молодым. 17. Что отослали тимуровцы Мишке Квакину?
Научно-исследовательский проект «Твори добро, не требуя награды»
Научно-исследовательский проект «Твори добро, не требуя награды» | 17. Что отослали тимуровцы Мишке Квакину? |
О каком времени рассказывает эта повесть? | Авторская платформа | Воспитать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, способность правильно вести себя в минуты опасности на примере героев рассказа. |
Квакин в повести "Тимур и его команда": характеристика, образ, описание | Заключая комментарий о Михаила Квакине как главе дачной субкультурной группировки, следует заметить, что его лидерство обосновано отнюдь не наличием физического превосходства. |