КГБ при Совете Министров СССР март 1954 г. – февраль 1960 г. 13 Марта день образования КГБ СССР. Комитет государственной безопасности Союза ССР.
«От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР
Комитет государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик[1] (аббр.: офиц. Служба внешней разведки РФ). Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР. 13 Марта день образования КГБ СССР. Первым председателем КГБ стал Герой Советского Союза, генерал армии Иван Серов. февраль 1960 г. Решение о выделении органов государственной безопасности из МВД СССР в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 10 февраля 1954 г. (П 50/11).
Ветеранов КГБ поздравили с 70-летием со дня основания службы
Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические беседы, принудительное заключение в психиатрические больницы, политические судебные процессы, дискредитацию, депортацию из СССР. Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции. Среди выдворенных из страны в те годы - писатель Александр Солженицын, поэт Иосиф Бродский. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Для лучшего понимания того, чем КГБ так пугал окружающих, а также почему он сумел просуществовать дольше своих предшественников, стоит дать краткий экскурс в историю политических спецслужб раннего СССР. В состав Комитета государственной безопасности входило в том числе секретное Первое управление, которое занималось внешней разведкой, в его задачи входила не только охрана страны и контрразведка, но и исследование политической обстановки в других странах. До сих пор именно эта дата отмечается как День работников Комитета государственной безопасности, а в то время он был днем чекиста. Примечательно, что данная структура была отдельным органом при первом советском правительстве — Совете Народных Комиссаров. Фактически это было некоторое понижение статуса службы, поскольку из самостоятельной структуры она была превращена просто в наркомат, пусть и наделенный особыми полномочиями. При этом цели и задачи у нового управления остались аналогичными предыдущей структуре: охрана путей сообщения; борьба с саботажниками и революционерами; охрана государственной границы; разведка и контрразведка. Примечательно, что организация в такой форме просуществовала всего 6 месяцев, после чего в 1923 году была преобразована в ОГПУ. Главное отличие — это перераспределение полномочий, поскольку новая служба была наделена качественно новыми функциями и резко повысила свой статус. Отчасти это было обусловлено тем, что после победы революции и появления на карте СССР потребовалось работа, связанная с устранением политических противников, а также врагов народа. Именно в это время ОГПУ приобретает статус службы, которая выполняет главные функции по разведке и контрразведке, а также обеспечению государственной безопасности молодого Советского Союза. В данном статусе служба просуществовала 11 лет, после чего была преобразована в отдельную структуру — НКВД — в 1934 году. Примером может служить то, что здесь была особая система персональных званий, которые на целых две позиции были выше аналогичных должностей в РККА Рабоче-крестьянской Красной армии. За период своего существования с 1934 по 1954 год она играла ключевую роль в укреплении власти Коммунистической партии и подавлении политических оппонентов. Она пришла на смену Главному управлению государственной безопасности ГУГБ и сразу же стала ключевой структурой для поддержания безопасности режима. Служба включала в себя огромное количество подразделений, включая пограничные войска, агентурные службы, охрану труда и обороны. Множество политических оппонентов, интеллектуалов, религиозных деятелей и даже обычных граждан подвергались арестам, допросам и преследованиям. Служба занималась контрразведкой и контршпионажем, а также помогала в организации партизанского движения на оккупированных территориях. НКВД также был ответственен за масштабные эвакуации населения и действия по подавлению дезертирства и паники. Постепенное смягчение репрессий После смерти Сталина в марте 1953 года и последующего наступления периода «оттепели» в отношениях между СССР и Западом началась постепенная смена политики внутренней безопасности. Под руководством Никиты Хрущева были приняты меры по смягчению политики репрессий, и множество политических заключенных были освобождены.
Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Алексеева , П. Григоренко и В. В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки в общей сложности — 60 лет лагерей и 40 лет ссылки восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки. Силами КГБ участники акции были арестованы и преданы суду по обвинению в измене Родине попытке побега с незаконным пересечением государственной границы , попытке хищения в особо крупных размерах угон самолёта и антисоветской агитации. Регулярно с разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности принимались меры по конфискации корреспонденции, посылок и материальной помощи, направляемых из-за рубежа лицам или организациям, которые квалифицировались КГБ как «враждебные». К примеру, ежегодно КГБ занимался конфискацией посылок с мацой , направляемых еврейскими общинами из-за границы советским евреям к празднику Песах. В 1978 году была учреждена специальная премия КГБ СССР в области литературы и искусства , которой награждались писатели и актёры, чьи работы реализовали идеологические замыслы руководства органов госбезопасности или освещали деятельность сотрудников комитета в соответствии с официальной точкой зрения руководства КГБ и ЦК КПСС. Так эти исследователи предполагают, что в 1970-х годах органами госбезопасности был завербован советский историк -американист, доктор исторических наук Н. Яковлев [источник не указан 1433 дня]. Многие из этих материалов являлись фабрикацией [26]. В изданных миллионными тиражами книгах Яковлева излагалась позиция идеологических и карательных учреждений СССР, в негативном свете представлялись американская разведка и советские диссиденты , которые изображались «отщепенцами», «врагами народа», «двуличными, безнравственными типами, действующими по указанию западных спецслужб». Так, писатель А. Солженицын представлялся как «верный слуга ЦРУ» и «идеолог фашизма», правозащитник В. Буковский — «матёрый преступник» и т. Решетовской , Н. Виткевичем, Т. Во второй половине 1970-х годов КГБ совместно с кубинской спецслужбой ДГИ была проведена многолетняя операция «Тукан» , направленная на дискредитацию правительства Аугусто Пиночета в Чили.
Завершив все необходимые процессуальные действия, сотрудники Амурского управления возвратились в Благовещенск. Мы также, передав им полученные в ходе расследования материалы, завершили свою работу. Позже была получена информация, что Шатковы были задержаны китайскими властями, они обратились с просьбой разрешить им выезд в США. Но их в течение года содержали под стражей, а затем передали в СССР, где Шатковы были осуждены и отбывали срок наказания. В августе 1980 года поступила информация, что при закрытии пляжа находящегося за ИТС погранвойск в районе с. Дежнево пограничным нарядом обнаружена мужская одежда. Пляж работал в дневное время, вход свободный. Территория пляжа хорошо просматривалась с вышки, на которой нес службу пограничный наряд. Несмотря на то, что пограннаряд ничего подозрительного не заметил, проверялась версия возможного ухода в Китай вплавь человека, оставившего на пляже одежду. Дежнево, устанавливались лица, находившиеся на пляже в этот день. Постепенно складывалась картина обстановки на пляже и определены лица находившиеся там. Гражданин, оставивший одежду, был установлен, им оказался молодой человек, прибывший в село по переселению из западных регионов страны. Он пришел купаться в нетрезвом виде и ешё на пляже употребил алкоголь и, не контролируя себя, оставил одежду и ушел домой. Нарушитель привлечен к административной ответственности. Бабстово сбежал содержавшейся на гауптвахте солдат срочной службы Ботнару, который напал на часового, вскрыл склад и похитил два пистолета «ПМ» с боеприпасами. В январе военная прокуратура гарнизона возбудила против него уголовное дело за хищение вещей со склада «НЗ» части и он был задержан. По службе характеризовался недисциплинированным, дерзким человеком с уголовными наклонностями. Физически развит, обладает недюжинной силой. Командование дивизии задействовало в поиске военнослужащих. В течение первых суток было зафиксировано его пребывание в С. Бабстово, но информация поступила с опозданием и задержать, его не удалось. На вторые сутки от агента РО УКГБ «Быстрого» поступила информация о появлении на полях калининской мелиоративной системы расположенной между с. Калинино и ИТС погранвойск, военнослужащего, который интересовался местностью и сообщил о себе, что отстал от колоны и идет в свою часть. После беседы солдат направился в сторону с. Выехавшей на место оперативной группой Ботнару был задержан в одном из домов в с. Хозяин дома рассказал, что беглец, зайдя в дом, угрожая пистолетом, потребовал еды и запретил ему выходить из квартиры. Насытившись и согревшись, он впал в дремотное состояние, что позволило хозяину выбежать из дома и привлечь внимание оперативников ведущих розыск в селе. Проработка следов Ботнару показала, что он целенаправленно двигался в сторону границы и подходил к системе ИТС погранвойск, определенное время находился возле неё, изучая обстановку, а затем вернулся назад в село Калинино. На допросе он показал, что совершая побег, намеревался экипироваться в гражданскую одежду и выехать на родину в Молдавию. Намерений уйти за границу не имел, просто он ночью сбился с дороги и вышел к ИТС погранвойск, когда понял куда попал, вернулся обратно. Доказать наличие у него намерений бегства за границу не представилось возможным. Ботнару был осужден военным трибуналом за воинские преступления. В декабре 1980 года ночью от дежурного областного отдела поступило сообщение о том, что в Биробиджане трое военнослужащих срочной службы с оружием покинули воинскую часть, убили таксиста и завладели автомашиной, предположительно движутся в сторону границы. Оперсостав выехал на участки оперативного обеспечения, где задействовали оперативные силы и средства. В районе силами РОВД были перекрыты все дороги ведущие к границе. На усиленный режим несения службы перешли все погранзаставы. Я выехал в с. Бабстово и провел переговоры с командованием дивизии и начальником ОО КГБ, договорились о выставлении усиленного наряда на дороге, идущей из Биробиджана в Ленинское. Таким образом, в течение полутора часов были закрыты все пути вероятного движения вооруженных преступников к границе. К утру поступила информация о задержании дезертиров с оружием, при попытке выезда из Биробиджана в сторону границы, и был дан отбой. Почти ежедневно из различных источников поступала информация о появлении в населенных пунктах района и на прилегающей местности подозрительных незнакомцев. При поступлении подобных сигналов организовывался поиск и установление неизвестных лиц. Для их обнаружения и задержания и установки личности использовались оперативные источники, возможности пограничников и РОВД, а также ДНД. К нарушителям пограничного режима применялись меры административного воздействия. Вышеперечисленные примеры из реальной жизни, являются наиболее типичными случаями проведения оперативного поиска в приграничье. Таких мероприятий проводилось несколько десятков в год. Оперативная работа райотделением осуществлялась и по другим направлениям контрразведывательной деятельности. Обеспечивалась безопасность движения поездов по участку железной дороги, и скрытность воинских перевозок, летная безопасность авиационного транспорта в Бабстовском аэропорту - рейсовых самолетов и малой авиации используемой на сельхозработах. Большого внимания требовали защитные мероприятия от иностранных технических разведок на узлах и линиях связи проходящих в приграничье. С учетом использования каналов военными, пограничниками и органами власти и управления. Осуществлялась работа и по пятой линии. Нужно отметить, что в целом по этой линии обстановка в районе была стабильной. Обеспечивалась безопасность в период проведения массовых общественно политических мероприятий, осуществлялись меры по изъятию из незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ. Самым большим достижением тех лет было ощущение стабильности и надежности, чувство уверенности людей в завтрашнем дне. Конечно, было немало проблем, но, по - большому счету, это были проблемы развития. Как я уже упоминал выше, Ленинский район был насыщен воинскими формированиями и все они имели особые отделы КГБ. Часть ОО КГБ находилась за пределами района, а расположенные на его территории войсковые части обеспечивались приезжающими офицерами, таким образом, обслуживалась рота ПВО. Бабстово, два их сотрудника жили в с Биджан где обеспечивали находившиеся там два полка, начальник был майор Декин Виктор Леонидович. Военные чекисты занимались не только выявлением и пресечением разведывательных устремлений спецслужб иностранных государств к военным секретам и агентурному проникновению, но и стремились ограждать военнослужащих и членов их семей от других преступных и противоправных проявлений входящих в компетенцию органов КГБ. Для пограничников и «уровцев», чьи подопечные несли службу непосредственно на границе за ИТС погранвойск, приоритетной была задача предотвращения бегства за границу, которая решалась плотным агентурным обеспечением. Другая важная задача — информирование командования частей и соединений о негативных процессах, идущих в армейской среде и оказывающих влияние на состояние боеготовности. Информирование тесно увязывать с жизнью войск, и было направлено на повышение бдительности и боеготовности, решение стоящих перед личным составом учебно-боевых задач, укрепление воинской дисциплины. Особой заботой «особистов» было обеспечение сохранности оружия, розыск дезертиров оставивших воинскую часть с оружием, к сожалению, были и такие случаи. Мне повезло с моими коллегами «особистами». Работать с ними было легко и продуктивно, несмотря, что я в районе был старшим оперативным начальником, мне многое удалось у них перенять, ибо они были старше меня по возрасту и сроку службы в органах КГБ. В Ленинском районе основные села расположены на берегу Амура и население привыкло пользоваться его благами. Определяющим при размещении села был свободный выход к реке. Важную роль в укладе жизни жителей имело рыболовство. В селе Нижнеленинское располагался рыболовецкий колхоз, который имел рыбоперерабатывающий завод. К моему приезду в район в колхозе имелось две рыболовецкие бригады, через год осталась одна, а затем и ее не стало. Сокращение произошло вследствие вводимых ограничений на вылов рыбы и в связи с ужесточением режимных мер на границе, что мешало их производственному процессу. Для трудовой занятости населения с. Нижнеленинское, на завод стали по железной дороге завозить мороженную тихоокеанскую селёдку, которую они солили. В конце шестидесятых годов прошлого века в связи с обострением обстановки на советско - китайской границы было принято решение о её укреплении и началось сооружение ИТС погранвойск. На всем протяжении границы устанавливали систему С-100, представляющую из себя колючую проволоку на деревянных столбах оснащенную сигнализацией, оборудовали контрольно следовую полосу КСП и грунтовую дорогу вдоль полосы для проезда автотранспорта. ИТС строили на значительном удалении от коренного берега Амура, чтобы избежать пересечения с многочисленными протоками и другими водными преградами, да и экономия материальных ресурсов была не на последнем месте, поэтому, где можно, систему спрямляли. Безусловно, прохождение ИТС согласовывалось с районными властями. Но в, то время, при либеральном пограничном режиме, и практически неограниченном доступе жителей сел на Амур, проблем не возникало. Вследствие этого за ИТС погранвойск оказалось большая часть территории района, где сельхозпредприятия и частные лица вели заготовку сена, выпасали скот, выращивали на полях и огородах различные культуры. Там же оказались места промыслового и любительского лова рыбы, пляжи, традиционные места отдыха и даже кладбища. После завершения строительства ИТС, режим доступа местного населения был весьма благоприятным и нареканий это не вызывало. Но шло время, и режим на границе ужесточался, за ИТС погранвойск можно было попасть только по заранее оформленным пропускам и в установленное время. Частному лицу оформить пропуск практически было невозможно. Причем срабатывали наша традиционная бюрократия, как в оформлении пропусков, так и в пропуске людей и техники через пропускные пункты ворота в ИТС погранвойск. Можно сказать, что в этом вопросе наблюдался явный перекос, что не способствовало укреплению границы, а наоборот отталкивало население приграничных сел от участия в охране госграницы. Страдала от этого и экономика района, вереницы тракторов с тележками по несколько часов простаивали перед воротами в ожидании пограничного наряда для пропуска на острова за заготовленным летом сеном. Амур обезлюдил. Попытки местных властей как то урегулировать сложившуюся ситуацию, не всегда достигали цели. Мне часто приходилось ходить по Амуру на пограничных и рейсовых судах, наблюдалась странная картина. На китайском берегу кипела жизнь, люди ловили рыбу, занимались хозяйственными делами, купались. С нашей же стороны были лишь пустынные берега. Складывалась парадоксальная ситуация, выросло целое поколение людей, которые родились на Амуре и не умели плавать. Особенно это касалось районного центра. Несмотря на то, что село находилось на берегу Амура, подходы к реке были заняты штабом, причалами и ремонтной базой 13 ОБСКР, ближайший пляж находился в с. Нижнеленинское до которого было 12 км. Законно вставал вопрос. Кто из родителей мог отпустить на этот пляж детей? Других открытых водоемов в окрестностях села не было. В ряде других сел района обстановка с доступом к воде была не лучше. Из приамурских сел начался отток жителей, которые уезжали в населенные пункты на Амуре ниже Хабаровска, где не было границы. Проблема взаимоотношений пограничников и местного населения, практически не имеющего доступа к реке Амур из-за режимных ограничений, породила обоснованные негативные настроения. Осенью 1980 года ко мне обратился наш пенсионер, майор в запасе, бывший начальник погранзаставы. Он пришел по поручению рыбаков — любителей, которые постоянно сталкивались с трудностями при реализации своего законного права на рыбную ловлю. Его рассказ не мог не вызвать возмущения и я решил, по его просьбе, встретиться с жителями села. На встречу пришло много народа, они все прибывали, и многие пришедшие провели всю встречу стоя. Я пытался рассказать о том, как сегодня охраняется граница, какие имеются проблемы и сложности. Однако жители районного центра, не хотели слушать ни какие доводы, жаловались на отсутствие доступа к реке Амур и равнодушие в этом вопросе пограничников. В связи с этим жители села высказали справедливые нарекания местной власти. Люди эмоционально высказывали наболевшее, причем рассуждали не, только бытовыми категориями, но в их словах звучала тревога за район, страну, охрану госграницы. Затронута была и тема неразрывной связи коренных жителей с биоресурсами великой реки и её роли в социальной жизни населения. Обстановка накалялась и я попытался перевести разговор в форму конструктивного диалога, заявив: «Вы мне не рассказывайте о том, как все плохо, а предложите, что можно сделать, чтобы нормализовать обстановку». Присутствовавшие к моему изумлению, восприняли мой призыв, и высказали ряд, как мне показалось, дельных предложений, в их числе и мнение о переносе ИТС ближе к Амуру с целью создания условий для доступа к протоке и заливу. Встреча завершилась моими обещаниями заняться разрешением проблемы с участием пограничников и органов власти. Люди поверили мне, и не оправдать их доверия было нельзя. Оперсостав получил задание проработать официально и с привлечением оперативных источников вопрос в рамках всего района и изучить возможность выправления ситуации не в ущерб охране госграницы. Наши сотрудники знали о существующей проблеме и в общении с людьми постоянно ощущали напряженность в этом вопросе, поэтому с энтузиазмом взялись за дело. Необходимо отметить позицию местных пограничников по этому вопросу. Недостатки и волокиту в работе они объясняли недокомплектом личного состава застав, а другие вопросы не в их компетенции, они несут службу по уставу, приказам и указаниям КГБ СССР и начальника погранвойск. О состоявшейся встрече с жителями с. Анатолий Иванович заинтересованно отнесся к информации, выразил готовность оказать всяческое содействие и отметил, что надеется на положительное разрешение вопроса, так как в этом назрела жизненная необходимость. В последующем мы неоднократно возвращались к этой теме и обсуждали конкретные меры разрешения сложившейся ситуации, возможные материальные затраты на реализацию наших задумок. Мы понимали, что опасность напряженности в приграничном регионе связана с тем, что велика вероятность вступления в него внешних факторов, а также возможность перерастание обстановки в открытый локальный конфликт. Допустить такое развитие событий мы не могли. Через пару месяцев был собран обширный фактологический материал по теме, и докладная записка ушла в Биробиджан и Хабаровск. Такая записка была подготовлена с нашим участием и направлена на имя первого секретаря Черного А. Мне рассказывали, что учитывая крутой нрав Алексея Климентьевича документ произвел эффект разорвавшейся бомбы, разя осколками наши отношения с пограничниками. В целом документ получил одобрение, вскрытые проблемы люди уже давно поднимали в письмах в партийный орган. Командующий Краснознаменного Дальневосточного пограничного округа генерал — майор Кортелайнен Карл Ефремович прислал в район своего первого заместителя генерал-майора Ивания Дмитрия Макаровича и начальника 63 КПО полковника Иелтуховского Николая Михайловича разбираться с ситуацией. Прибывшие, несмотря на ранее сложившиеся неплохие взаимоотношения, по отношению к нам явно не показывали расположения. Мы с Фроловым А. Вначале они воспринимались в штыки, мотивировалось это тем, что отсутствуют необходимые материальные ресурсы и сокращается зона упреждения до линии государственной границы от ИТС, но постепенно происходило сближение позиций. Часть материальных затрат на перенос системы район брал на себя. Мы доказали, что прохождение ИТС по новому сделает правый фланг Ленинской заставы сплошным и более удобным для несения службы. При старом прохождении системы правый фланг делился на два отрезка рекой Солонечной, и чтобы попасть на второй отрезок, необходимо было объезжать по тыловой районной дороге. Наконец договоренности были достигнуты. Большинство принципиальных изменений касалось с. Решено создать пляж для жителей райцентра сразу за базой 13 ОБСКР, район брал на себя строительство дороги к пляжу и его обустройство, и содержание, пограничники строительство вышки для наряда и изготовление ворот в системе для пропуска на пляж. Решено было вынести ИТС погранвойск от окраины с. Ленинское через Михайловскую протоку, в обход Каменного залива и устья реки Солонечной, что позволяло обеспечить свободный доступ к полноценным водоемам, где можно было отдыхать и ловить рыбу. В других населенных пунктах района также были решены технические вопросы для организации пляжей и отдыха граждан. Были приняты меры по упорядочению системы пропуска за ИТС погранвойск для производства сельхозработ. Нужно отметить, что все изменения никоим образом не сказались на надежности охраны госграницы. Весной 1981 года работы по выполнению достигнутых соглашений начали претворяться в жизнь, и к концу лета работы были закончены, что заметно оздоровило обстановку в районе. Так сложилось, что работая уже за пределами Ленинского района, я летом 1982 года по служебным делам прибыл в с. Новый начальник райотделения по моей просьбе повез меня на залив, куда был свободный доступ в результате переноса ИТС. На берегах отдыхали люди, ребятишки плескались в прогретой солнцем воде, по глади залива неторопливо сновали лодки. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, и если мне удалось, используя свои возможности восстановить справедливость, я искренне был счастлив. Справедливость - это мерило естественных прав человека и эта фраза для меня не простой звук. Радостно и светло стало на душе, ведь не зря мы потратили время и нервы, чтобы сломать закостеневшую бюрократическую машину, вселили в людей веру в справедливость, в возможность исправления допущенных властными структурами ошибок, вернули доверие наших сограждан к власти. Много времени прошло с тех пор, мне довелось участвовать в решении многих важных государственных и даже судьбоносных решений для различных регионов, где приходилось служить. Но эта первая победа разума и справедливости осталась у меня в памяти навсегда. И её я считаю большим достижением в моей жизни и положительной оценкой периода работы в Ленинском районе ЕАО. В марте 1981 года по оперсвязи раздался звонок. Звонил полковник Горбачев Г. Должность на тот момент не была вакантная, её занимал подполковник Комогорцев Леонид Петрович, нас связывали хорошие отношения ещё по совместной работе в Хабаровске. Геннадий Петрович пояснил, что по Комогорцеву Л. Причем он попросил о состоявшемся разговоре и предстоящих перемещениях не распространяться и сразу уйти в очередной отпуск. Отпуск прошел скомкано, помогал жене в воспитании сына и продолжал заниматься служебными вопросами. Решение вопроса о перемещении по службе затягивалось и только после майских праздников сдвинулось с места. Определился и кандидат на мое место, им стал, выросший в с. Наконец 14 мая 1981 года Приказ о назначениях был подписан и я передал ему дела, попрощался с коллегами и подчиненными, руководством района, другими руководителями с кем пришлось работать и жить в Ленинском районе, и убыл 20 мая в Биробиджан. Так завершался очередной период жизни и службы в Ленинском районе. Каким он был? Видимо больше хорошим, счастливым и успешным. Здесь родился продолжатель рода, мой сын Андрей. Здесь я сформировался, как руководитель первичного звена в системе органов КГБ. Оценивая свою работу в Ленинском районе, хочу подчеркнуть, что я делал первые самостоятельные шаги, иногда методом проб и ошибок, но всегда добивался конечного положительного результата. Работать было очень интересно, тем более что результаты были положительными и достаточно хорошо оценивались руководством.
39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР
Когда в России появились органы госбезопасности? Первые органы безопасности были образованы еще во время царствования Алексея Михайловича, говорит в беседе с «Лентой. По его словам, в 1654 году государственные преступления стал расследовать специально созданный орган — Приказ тайных дел. С 1694 года, при Петре I , эти функции исполнял Преображенский приказ, который ведал вопросами Преображенского и Семеновского потешных полков, а затем, с развитием государственности, была создана Тайная канцелярия.
До 1917 года функции контрразведки и разведки России были сосредоточены в Департаменте полиции, а также — в третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Его исполнительным органом был легендарный Отдельный корпус жандармов — один из самых эффективных инструментов государственной безопасности в мире.
Поздравляем ветеранов комитета государственной безопасности с профессиональным праздником и желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия.
Ивашутин ; — Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М. Егоров ; — Седьмое управление наружное наблюдение — Г. Добрынин ; — Восьмое Главное управление шифровально-дешифровальное — В. Лукшин ; — Девятое управление охрана руководителей партии и правительства — В.
Веденин ; — Следственное управление. Дзержинского Высшая школа КГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 ггода, а в апреле 1954 года первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили его с отличием. В 1954 году численность переменного слушателей Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет службы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в ВУЗы страны. Находился в подчинении Первого главного управления внешней разведки до октября 1991 года.
Все права защищены. Изображения предназначены только для личного использования.
Для жалоб и роскомнадзора: [email protected].
К 100 - летию органов ВЧК-КГБ-ФСБ. Экскурс в прошлое
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы (Олег Хлобустов) / Проза.ру | МГБ и МВД СССР, а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР. |
70 лет со дня создания КГБ | Контрразведывательные подразделения КГБ СССР разрабатывали резидентуры иностранных спецслужб, действовавших под дипломатическим прикрытием, выявляли их агентуру среди советских граждан. |
Комитет государственной безопасности СССР | Смотрите 47 фото онлайн по теме картинки кгб ссср. |
Комитет государственной безопасности СССР. Большая российская энциклопедия | На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Центральная служба разведки СССР. |
С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ
Сталина процессом десталинизации общества и государства. Было упразднено более 3,5 тысяч городских и районных аппаратов, объединены некоторые оперативные и следственные подразделения, ликвидированы и объединены в единые следственные аппараты следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях. Значительно была упрощена структура особых отделов и органов КГБ на транспорте. В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, в то время как около 8 тысяч офицеров КГБ были переведены на положение гражданских служащих[6]. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников.
Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» Министерства внутренних дел СССР в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову, который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС. По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии. Комитет государственной безопасности CCCP - это центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год.
Так, эти исследователи предполагают, что в 1970-х годах органами госбезопасности был завербован советский историк-американист, доктор исторических наук Николай Яковлев [24] для написания по заказу КГБ ряда книг — в частности, « 1 августа 1914 » и « ЦРУ против СССР » — претендовавших на серьёзные научные исследования в области истории на основе материалов, предоставленных писателю начальником 5-го управления КГБ генералом Филиппом Бобковым. Многие из этих материалов являлись фабрикацией [25]. В изданных миллионными тиражами книгах Яковлева излагалась позиция идеологических и карательных учреждений СССР, в негативном свете представлялись американская разведка и советские диссиденты , которые изображались «отщепенцами», «врагами народа», «двуличными, безнравственными типами, действующими по указанию западных спецслужб». Во второй половине 1970-х годов КГБ совместно с кубинской спецслужбой ДГИ была проведена многолетняя операция «Тукан» , направленная на дискредитацию правительства Аугусто Пиночета в Чили.
В ходе операции в западных средствах массовой информации в частности, в американской газете New York Times были опубликованы десятки статей, негативно освещающих преследование политических противников режимом Пиночета и обеляющих ситуацию с соблюдением прав человека на Кубе. В публикациях использовались документы, предоставленные КГБ [27]. В Индии , где резидентура КГБ была крупнейшей за пределами СССР в 1970—80-е годы, советские спецслужбы «подкармливали» десять газет и одно информационное агентство. Мы, разумеется, платили той же монетой» [28]. На поддержку партии Индиры Ганди и антиамериканскую пропаганду в Индии комитетом было потрачено свыше 10 млн долларов США. Согласно отчётам советской резидентуры в Индии, в 1972 году для публикации в индийской печати из средств КГБ было профинансировано около четырёх тысяч угодных советским органам госбезопасности статей; в 1975 году эта цифра выросла до пяти тысяч [29]. Развивающиеся страны[ править править код ] В условиях усиления политического, военного и идеологического противостояния сверхдержав в 1970-80-е годы , КГБ предпринимал активные усилия по расширению сферы влияния Советского Союза в странах « третьего мира » — в Латинской Америке, Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии.
КГБ играл ключевую роль в Афганской войне [28] [30] [31] [32] , где были задействованы находившиеся в подчинении КГБ пограничные войска, подразделения внешней разведки КГБ, а также ресурсы органов госбезопасности для ведения психологической войны. Андропов опасался последствий на мировой арене после введения советских войск в Афганистан и высказывался о недопустимости для СССР «удержать революцию в Афганистане только с помощью своих штыков» [33]. Однако историки затрудняются с достоверностью установить фактическую причастность руководства КГБ к введению войск — предполагается, что по личному распоряжению Андропова были уничтожены все секретные документы КГБ, освещающие процесс принятия решения о свержении X. Амина , создании дружественного Советскому Союзу правительства во главе с Б. Кармалем и о начале военных операций в Афганистане. В ходе войны советники КГБ обучали сотрудников афганской службы государственной информации позже преобразованной в министерство государственной безопасности Афганистана , помогали афганским коллегам разрабатывать и проводить оперативные мероприятия, участвовали в налаживании переговоров между афганскими властями и вооружёнными формированиями оппозиции, в частности, с полевым командиром Ахмад-шахом Масудом [28]. Европа и Северная Америка[ править править код ] В 1978 году болгарскими спецслужбами был убит в Лондоне болгарский писатель и диссидент Георгий Марков.
Физическое устранение болгарского диссидента было осуществлено с помощью укола зонтиком, на котором находились крошечные гранулы рицина — яда, изготовленного в 12-й лаборатории КГБ и предоставленного болгарским коллегам для проведения операции [34]. За десять дней до убийства Маркова в Париже произошло аналогичное покушение на другого болгарского диссидента — Владимира Костова. У Костова внезапно поднялась температура и упало давление, но он не придал этому значения. Узнав о смерти Маркова, Костов обратился к врачу, который сделал рентгеновский снимок и обнаружил в мышце спины небольшой металлический объект, оказавшийся капсулой, в которой английские специалисты нашли следы рицина. Это происшествие вызвало повторное обследование тела Маркова, в котором была обнаружена такая же капсула. Андропова и после его смерти была продолжена советской разведкой в качестве «постоянно действующего задания» ПДЗ до полной отмены в конце ноября 1991 года [35]. Крупным успехом советской разведки была вербовка в первой половине 1980-х сотрудника советского и восточно-европейского отделения ЦРУ О.
Используя полученную информацию, начиная с 1985 года КГБ в сотрудничестве с другими спецслужбами стран Варшавского договора приступил к обезвреживанию американской агентуры, в результате чего многие из действовавших на территории СССР и Восточной Европы агентов были арестованы. Нетипичная для контрразведывательной деятельности практика немедленной ликвидации зарубежной агентуры диктовалась решением высшего политического руководства СССР [36]. Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия. Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Расследование катастрофы на Чернобыльской АЭС[ править править код ] Ещё до катастрофы 1986 года в 1983—1985 годах на Чернобыльской АЭС произошло шесть менее масштабных аварий и 63 отказа. В ходе оперативной работы органами КГБ вскрывались факты брака строительно-монтажных работ, поставок некондиционного оборудования, нарушения технологических норм и требований радиационной безопасности. Руководство страны информировалось о выявленных пробелах в обеспечении радиационной безопасности для принятия мер.
Щербак и В. После получения первых известий об аварии генерал-лейтенант Ф. Щербак 27 апреля 1986 года вылетел на место событий, возглавив оперативно-следственную группу работавшую параллельно с комиссией В. Был приобретён уникальный опыт ликвидации последствий аварии, многие сотрудники при этом получили повышенные дозы облучения. Никто не пытался облегчить исполнение своих служебных обязанностей, в обстоятельствах опасных для здоровья и жизни. Основное внимание уделялось выяснению наличия диверсии или её отсутствия, конечной версией указана преступная халатность и несоблюдение правил безопасности [37] [38]. Серьёзной критике общественности подвергся режим секретности при ликвидации аварии на ЧАЭС, когда население не вовремя и не в полном объёме информировалось о последствиях.
Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации [28]. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС [40]. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий неудачного исхода войны и последовавшего вскоре переустройства мира однополярный мир. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР формально лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства.
Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45].
Под руководством В.
Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3.
США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А.
Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н.
А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны.
Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности.
Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей.
Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки.
В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий».
Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку.
Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4].
Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5].
Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю.
Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6].
Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами».
В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране».
А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств.
Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г.
За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов.
Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с.
В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности.
Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов...
Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г.
Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г.
Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства.
И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным.
Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку.
Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника.
Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов.
Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров.
В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером.
Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью.
От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь.
В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия.
Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры.
Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы.
70 - летний юбилей! КГБ СССР. История органов госбезопасности СССР и России.
В ведении КГБ была разведка и контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС (до 1990 года) и правительства СССР, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом. Ветераны КГБ СССР и ФСБ России отметили 50-летие со дня образования КУОС – Курсов усовершенствования офицерского состава. Комитета Государственной Безопасности СССР, исполняется 60 лет.
Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности
Ветераны КГБ СССР и ФСБ России отметили 50-летие со дня образования КУОС – Курсов усовершенствования офицерского состава. Символика КГБ СССР. День органов госбезопасности. Тема: Поздравления на праздники С профессиональным праздником ФСБ КГБ СССР День органов госбезопасности День работника органов безопасности День.