Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Как живут современные чукчи Народы России, чукотка, чукчи, этнос. 3: Как Живут Чукчи Еда Гигиена Быт Традиции Обычаи, Факты. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Информационное агентство «Чукотка» — события, факты, фото, видео о жизни в Чукотском автономном округе.
Культура, обычаи и традиции чукчей
Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. На этом месте, рядом с одноимённым мысом, чукчи жили сотни лет. В Якутии насчитывается около шестисот чукчей, в том числе около триста локально проживают в Халарчинской тундре — это потомки чукотоязычной этнической группы чачинцев, перекочевавших на левый берег Колымы в 1866 году.
Доска позора: как живет Чукотский автономный округ в первой трети 21-го века
Также коренное население вправе бесплатно использовать полезные ископаемые на своих территориях. А согласно статье 30 Лесного кодекса, в местах традиционного проживания они бесплатно заготавливают древесину для собственных нужд. Порядок и нормативы такой заготовки установлены региональными законами. Налоговые льготы Общины алеутов, чукчей и других редких народов освобождены от земельного налога. Они не платят налог на доходы физических лиц, получаемые членами зарегистрированных родовых и семейных общин, от продажи продукции традиционных видов промысла. Речь идет, например, об одежде, унтах, изделиях из рыбьей кожи, украшениях. При вылове рыбы для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов коренное население освобождено от уплаты сборов за пользование водными биоресурсами и объектами животного мира, но только если охота и рыболовство являются основой их существования. Лимиты охоты и рыбалки для малочисленных народов устанавливает региональная власть по согласованию с федеральной. Охотиться можно без разрешения Охотиться и рыбачить малые народы могут совершенно свободно.
В статье 19 Закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» говорится, что редким народам можно охотиться в местах их проживания, не получая на это разрешение. Разрешительные документы не нужны и для рыбалки, за исключением добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. Убивать животных и ловить рыбу разрешено только в объемах, необходимых для личного потребления. Но при этом оставшуюся добычу можно продавать организациям, закупающим такую продукцию. Думский Комитет по делам национальностей предложил подготовить четыре поправки ко второму чтению — установить механизм подтверждения связи представителя коренных народов с традиционным образом жизни, учитывать при этом мнение общин, определить территории для действия такого права на охоту и скорректировать охотничьи лимиты.
Оленные чукчи жили в переносных цилиндроконических палатках — ярангах яраны , крытых оленьими шкурами. Внутри яранги по числу проживающих в ней семей устанавливались меховые пологи, которые отапливались каменными, глиняными или деревянными светильниками с тюленьим жиром жирник.
К середине 19 в. Летом пищу готовили на костре из костей, политых жиром. Муж и жена, сидящие на нартах. Фото: Владимир Богораз. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк. Зимнее жилище приморских чукчей — четырёхугольная в плане, крытая дёрном, полуземлянка валкаран — для нуклеарной семьи , клерган — для линиджа со стенами на каркасе из китовых челюстей и рёбер см. Передвигались на оленьих и собачьих веерная упряжка, заимствована у эскимосов дугокопыльных нартах , ступательных лыжах вэлвыегыт — вороньи лапки , по воде — на байдарах и каяках.
Вооружение — сложный лук со стрелами. Посуду делали из глины аакуканенг или дерева, орудия — из кости и дерева. Одежда — глухая кухлянка. Основная социальная единица — патрилинейный линидж, владевший у оленных чукчей общим стадом, у приморских — общей байдарой байдарная община — этвэтйырын. Стойбище оленных чукчей и посёлок нымным приморских чукчей состояли из нескольких линиджей. Практиковались левират , отработки за жену и умыкание , многожёнство, обычай «обмена жёнами» между близкими друзьями нэвтумгын и обычай добровольной смерти геронтицид у стариков. Существовали вера в божественную силу Наргынэн , злых духов кэльэт, лыгикэльэт , духов-«хозяев» этын, этынвыт , культ звёзд и созвездий, сторон света, предков и очага.
Каждая семья имела домашних «охранителей» тайныквыт в виде связок костей животных, изображений предков, антропоморфных огнивных досок и т.
Если нищий не хотел становиться супругом женщины из своего сословия, то он отправлялся работать в дом богатея. Спустя несколько лет хозяин «особняка» с барского плеча давал благословение на брак либо усыновлял юношу. Случались и групповые семьи, внутри которых мужья менялись женами без угрызений совести.
Малыши, появившиеся на свет в «шведском семействе», считались общими. Только не стоит осуждать бедных чукотов. На подобные действия они шли не из-за распущенности, а по необходимости. Чаще всего, пары, входившие в состав, группового брака, проживали в разных поселениях.
Если оленевод не успевал дойти до дома, то спокойно мог переночевать у «родственников». Беременность и роды Если чукотская женщина находилась в положении это вовсе не означало, что она может расслабиться и отлынивать от работы. Наравне с остальными девушками ей предписывалось заниматься хозяйством и заготавливать мох. Зачем он нужен?
Прежде всего для родов. Его подстилали в той части яранги, где на свет появлялся малыш. Также мох применяли в качестве памперсов для младенцев. В процессе родов ни на какую помощь чукчи не рассчитывают.
Строго запрещено помогать роженице. Считалось, что на все Божья Воля. Именно он решает, чью умершую душу положить в лоно женщины. Запрещено было и кричать во время родов, ведь так можно привлечь злых духов.
После появления на свет младенца, мать сама проделывала все те манипуляции, которые выполняют у иных народов акушерки. Например, с помощью нити, сплетенной из сухожилия животных и собственных волос, она перерезала пуповину. Если на протяжении длительного времени самостоятельно разродиться не получалось, то на подмогу звали родственницу. Но после такой ситуации не только к роженице, но и к ее супругу относились с презрением.
Считалось, что лучше погибнуть, чем позвать на помощь. Новорожденного протирали кусочком шкуры, предварительно смоченной в моче мамы. На левую руку и ножку надевали браслеты, выполнявшие роль оберегов. Затем облачали в меховой комбинезон.
На протяжении десяти дней после родов девушке запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу. Ранее малыша до четырех лет кормили грудным молоком. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то ребенку давали тюлений жир и соску, выполненную из кишки морского зайца. Пустышку дополнительно «фаршировали» мелко нарезанными кусочками мяса.
В некоторых селах практиковали вскармливание с помощью собаки. Вернуться к оглавлению Воспитание мальчиков С шести лет из мальчугана начинали выращивать воина. Его приучали к скромной обстановке. Странно звучит, не правда ли?
Если учесть в каких условиях проживают чукчи, куда уж скромней. Ребенку необходимо было научиться за считанные секунды просыпаться и чутко реагировать на любые странные звуки. Также мальчик должен был быстро бегать, метко стрелять из лука и иметь острый глаз. Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол.
Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре. Смерть Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней. После смерти они стремились попасть в мир духов, поэтому старались погибнуть от рук врага либо друга.
В давние времена просьба пристрелить среди чукчей считалась обыденным делом. К так называемой «добровольной смерти» чаще всего прибегали люди преклонного возраста. Они уже не могли ухаживать за собой и не хотели становиться обузой для близких. Женщины всегда носили холодное оружие.
В случае нападения врага она должна была сначала зарезать всю семью, а затем лишить жизни себя.
Гражданством они также могут отличаться — на Чукотке, например, проживают и чукчи, и эскимосы. Однако, традиционный уклад и типы хозяйства у них довольно существенно отличаются. Основная часть эскимосов — охотники на морского зверя, в то время как чукчи в большей степени занимаются оленеводством.
Некоторые чукчи также являются охотниками на морского зверя, но они называются анкалын, что означает «морские люди». Несмотря на то, что сегодня чукчи сталкиваются с рядом сложностей в сохранении своей культуры и традиций, они продолжают бережно хранить свои обычаи и обряды. Если вы решите посетить территории, где проживают чукчи, обязательно уважайте местные обычаи, предостерегайтесь охоты на угрозу имуществу чукчей и помните, что любые действия, вопиющие в нарушение традиционной культуры и обычаев чукотского народа, категорически запрещены.
11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории
Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошёл разыскивать мальчика. Идёт он, нюхает след. Дошёл до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели.
А мальчик пришёл домой со своим стадом и стал хозяином [29]. Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами [30]. Народные танцы[ править править код ] Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н.
Диковым [31]. Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки пантомимы , игровые и импровизационные индивидуальные , а также на танцы оленных и береговых [32] чукчей [33]. Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»: После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны.
Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… [34]. Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков оленей », «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» [35]. Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы [36]. Основные статьи: Чукотская литература и Чукотская письменность По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков.
Логгин Андреевич Хорис «Чукотская семья перед своим домом», 1816 год Причиной тому является отсутствие письменности. Интересно, что в первой половине прошлого века чукотский пастух Теневиль сумел создать оригинальную идеографическую письменность. Такая самобытная разновидность письменного языка, к сожалению, не приобрела широкого распространения, однако используется и сегодня.
Большинство же чукчей предпочитают применять для письма буквы кириллицы. Занятия чукчей Незадолго до появления русских чукчи смогли освоить оленеводство, что в дальнейшем стало источником торговли. Но вы спросите: как же народ известных оленеводов жил прежде?
Всё просто — с давних времён традиционным занятием людей на Чукотке была охота на оленей. Совсем иным был промысел приморских чукчей. Они жили за счёт ловли морского зверя: тюленей, нерп, моржей и китов.
Такая деятельность требовала серьёзной подготовки и немалых физических сил. Кроме того, у чукчей существовали особые приёмы охоты. К примеру, на тюленей люди нападали на берегу, когда звери отдыхали на солнце.
Подражая движениям зверя, чукчи сами выдавали себя за тюленей, после чего атаковали выбранное животное.
В 1644 году казак Михаил Стадухин , первый доставивший известие о них в Якутск , основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы , после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края подробнее см.
Присоединение Чукотки к России. В 1770 году после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 , Анадырский острог , служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми.
В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами. Но, по непонятой причине, русские презрели своё предназначение и стали воевать. До первой половины XIX века , когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путем через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус , шкуры белых медведей , но и самые дорогие меха бобров , куниц , черных лисиц , голубых песцов , которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.
С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота в 1880-х гг. Хозяйство Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем незадолго до появления русских они освоили оленеводство , которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного.
На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Быт чукчей В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма.
На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический 2-3 жены ; среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует.
Целомудрие для девушки не играет роли. Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями.
Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага. Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков подросшего осеннего теленка и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи нижней мехом к телу и верхней мехом наружу , таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора.
Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног.
Местные жители говорят, что Анадырь стоит на семи ветрах. Хотя находятся «моржи», которые переодеваются в шорты, как только выглядывает солнце. Жизнь в Анадыре. Некоторые используют балаклавы. А еще на Чукотке есть понятие "летняя шапка". Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север.
Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре. Рядом с районными центрами обычно находятся одно-два маленьких села, к которым идут грунтовые дороги. Зимой дорожная сеть расширяется за счет обустройства зимников. На небольшие расстояния местные жители ездят на внедорожниках, самостоятельно модифицированных автомобильных вездеходах они здесь часто встречаются или собаках. В остальных случаях только по воде или воздуху.
Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. 3: Как Живут Чукчи Еда Гигиена Быт Традиции Обычаи, Факты. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится все больше туристов.
Анекдоты в прошлом
Познакомились с коренными Чукчами, которые проживают на отдаленных островах. Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится все больше туристов. Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского. Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова. Многие чукчи по сей день живут в традиционных домах — ярангах, что представляют собой шатёр, крытый оленьим шкурами. Он побывал на самом краю нашей страны и увидел, как чукчи живут на берегу Северного Ледовитого океана.
Чукчи — хранители вековых традиций
11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории • Arzamas | Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. |
Чукчи | это... Что такое Чукчи? | Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. |
Чукотка, сэр! | самые аутентичные. |
Доска позора: как живет Чукотский автономный округ в первой трети 21-го века
С 1720 по 1781 гг. Приколымские чукчи во 2-й половине 18 в. С конца 18 в. Русской администрации не удалось обложить их ясаком , Устав об управлении инородцев 1822 г. С 1879 г. Шкура тюленя с изображениями китов, оленей; людей, которые ловят рыбу и охотятся с копьями, луками и стрелами; людей, строящих иглу. Начало 20 в. Фото: Augustus Charles Cooper. Британский музей, Лондон. Традиционная культура типична для народов Северо-Востока России. По данным переписи 1897 г.
Между этими группами не было обособленности: многие приморские чукчи уходили в тундру, а обедневшие оленеводы селились на побережье. Чукотское оленеводство северо-восточного типа в конце 17 — начале 18 вв. Сложились 2 области расселения оленных чукчей: северная от побережья Северного Ледовитого океана до Чукотского хребта и южная бассейны Анадыря и особенно Большой Анюй и Малый Анюй. Малостадные до 200 голов чукчи кочевали поблизости от береговых посёлков, в их стадах обычно выпасались и олени оседлых чукчей. По мере развития оленеводства теряла значение сухопутная охота, за исключением охоты на птиц, в том числе с помощью птичьего бола эплыкытэт. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел.
За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно.
В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами. Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир. Пытается раскусить — не выходит.
Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо. Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом.
Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада.
На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения. Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит. В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет. К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов.
Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции. На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц. Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек. Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах. Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории.
По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики. В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России. СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой. Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях.
Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Лето по арктическим меркам тёплое, море спокойное, и всё равно на полной скорости ветер пронизывает до костей. Рулевой правит на мыс Дежнёва — восточную оконечность Евразии. До него чуть больше двух часов. Справа из воды поднимается чёрная скала — остров Ратманова. Через час из-за неё выглядывает скала поменьше — остров Крузенштерна. Десятки поколений эскимосов строили там жилища, рыбачили, охотились на китов, пересекали узкую полоску воды, чтобы навещать друзей и привозить невест.
Со времен продажи Аляски здесь проходит граница между Россией и США, и на острове Ратманова сегодня никто не живёт: в середине XX века местных эскимосов выселили, и сейчас их потомки живут неподалёку, на побережье Чукотки. Да и мы плавали к эскимосам на Крузенштерна, — рассказывает Владимир, вглядываясь в бинокль. Получают зарплату как пограничники. У них там всё, что нужно для жизни: комфортные дома, магазин, спортзал… Только бухать на острове глава общины запрещает. Хочешь спиваться — езжай в город Ном. Это клоака Аляски, куда стекаются безработные индейцы, алкаши и торчки». Острова остаются позади.
На горизонте колеблется тёмное марево — то ли морской мираж, то ли тени далёких американских гор. Зверобои останавливают катера, достают карабины и глушат движки. Владимир погружает весло в воду, прикладывает ухо к рукояти и долго слушает через него море. Лопасть весла улавливает подводные звуки и передаёт их охотнику по рукояти, как стетоскоп. Владимир вращает древком, выискивая в пучине голоса моржей и нерп. Те на отмель с ляльками приплывают. Ласкают их, обнимают.
А дети узнают их по голосам.
Мантак — традиционное блюдо, простое в приготовлении. Состоит из кожи и сала кита. Это блюдо может быть запеченное, вареное или жареное, но обязательно замороженное.
Его едят, как сало. На вкус, похоже на строганину белой жирной рыбы с твердой корочкой. Копальхен Побывав в национальных поселках Чукотки, можно попробовать — копальхен, правда, для этого нужно иметь огромную смелость, потому что делают его специфическим способом. Дело в том, что это ферментированное мясо.
Копальхен готовят из оленя, кита, а самый распространенный вариант — из моржа и тюленя. Мясо забитых животных набивают в шкуры, где оно несколько месяцев скисает, приобретая резкий запах и вкус. Зимой его откапывают. Раньше этот крайне калорийный деликатес являлся единственным источником витамина C для чукчей и эскимосов, которые едят его с детства.
Однако блюдо содержит трупный яд, поэтому его употребление может быть крайне опасно для неподготовленного человека. Самым же распространенным блюдом, повторюсь, считается оленина. Ее варят, жарят и даже в сыром виде замораживают, а потом строгают и едят. Мантак Другое традиционно чукотское блюдо — вильмулимуль.
В олений желудок складывается требуха животного вперемешку с ягодами и травами. Продукт в холоде заквашивается на зиму, подают к столу его уже весной. Если к таким гастрономическим экспериментам вы не готовы, то можно попробовать другой экзотический деликатес — головы лосося. Раньше их также закапывали и ждали, пока мясо не ферментировалось.
Современный рецепт гораздо проще: рыбьи головы коптят. Блюдо является популярной закуской к пиву. Если будет возможность, попробуйте акутак, которое в народе называют эскимосским мороженым. Это взбитый охлажденный жир оленей или морских животных с ягодами и сахаром.
Проблема сохранения тепла решалась при помощи дополнительного мехового полога в форме перевернутого вверх дном ящика внутри большого шатра, у задней стенки. Полог нагревался дыханием людей и теплом от жировой лампы, чайника и котлов с пищей. Прибрежные чукчи жили как в ярангах, крытых моржовыми шкурами, так и в капитальных полуземлянках с каркасом из костей кита. Пища У чукчей преобладала мясная пища. У оленных чукчей — оленье мясо, у морских охотников — мясо морских зверей. Рыб значительной роли в рационе не играла. Растительная пища использовалась в качестве добавок к мясу. Чаще всего это был полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков. Ягоды употреблялись в момент сбора, впрок не заготавливались.
Притворов; под ред. Тишков, А. Журавский [и др.
Народы Севера. Чукчи
Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером.
Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты.
Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны.
Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами.
Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур. Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя.
Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было.
Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь.
Мясо забитых животных набивают в шкуры, где оно несколько месяцев скисает, приобретая резкий запах и вкус. Зимой его откапывают. Раньше этот крайне калорийный деликатес являлся единственным источником витамина C для чукчей и эскимосов, которые едят его с детства. Однако блюдо содержит трупный яд, поэтому его употребление может быть крайне опасно для неподготовленного человека. Самым же распространенным блюдом, повторюсь, считается оленина. Ее варят, жарят и даже в сыром виде замораживают, а потом строгают и едят.
Мантак Другое традиционно чукотское блюдо — вильмулимуль. В олений желудок складывается требуха животного вперемешку с ягодами и травами. Продукт в холоде заквашивается на зиму, подают к столу его уже весной. Если к таким гастрономическим экспериментам вы не готовы, то можно попробовать другой экзотический деликатес — головы лосося. Раньше их также закапывали и ждали, пока мясо не ферментировалось. Современный рецепт гораздо проще: рыбьи головы коптят. Блюдо является популярной закуской к пиву. Если будет возможность, попробуйте акутак, которое в народе называют эскимосским мороженым.
Это взбитый охлажденный жир оленей или морских животных с ягодами и сахаром. Для приготовления лакомства обычно берут морошку, малину или клюкву. А вот, вопрос о том, едят ли на Севере медведей, неоднозначный. Раньше, кочевые жители ели медвежатину, пока в тундре еще не валялись отходы еды и пластика. Но медведь это не только хищник, но и падальщик, поэтому его мясо очень опасно в употреблении. Традиции и обычаи чукчей Чукчи — народ, который до наших дней сохранил традиции предков. Этот народ верит в духов и реинкарнацию, считается, что у человека есть пять жизней. Раньше коренной житель просил себя убить, обычно это были пожилые люди, которые болели и находили только один выход — смерть, чтобы потом переродиться здоровым человеком.
Но убить мог не каждый, а только близкий человек, родственник или друг.
Также коренное население вправе бесплатно использовать полезные ископаемые на своих территориях. А согласно статье 30 Лесного кодекса, в местах традиционного проживания они бесплатно заготавливают древесину для собственных нужд.
Порядок и нормативы такой заготовки установлены региональными законами. Налоговые льготы Общины алеутов, чукчей и других редких народов освобождены от земельного налога. Они не платят налог на доходы физических лиц, получаемые членами зарегистрированных родовых и семейных общин, от продажи продукции традиционных видов промысла.
Речь идет, например, об одежде, унтах, изделиях из рыбьей кожи, украшениях. При вылове рыбы для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов коренное население освобождено от уплаты сборов за пользование водными биоресурсами и объектами животного мира, но только если охота и рыболовство являются основой их существования. Лимиты охоты и рыбалки для малочисленных народов устанавливает региональная власть по согласованию с федеральной.
Охотиться можно без разрешения Охотиться и рыбачить малые народы могут совершенно свободно. В статье 19 Закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» говорится, что редким народам можно охотиться в местах их проживания, не получая на это разрешение. Разрешительные документы не нужны и для рыбалки, за исключением добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
Убивать животных и ловить рыбу разрешено только в объемах, необходимых для личного потребления. Но при этом оставшуюся добычу можно продавать организациям, закупающим такую продукцию. Думский Комитет по делам национальностей предложил подготовить четыре поправки ко второму чтению — установить механизм подтверждения связи представителя коренных народов с традиционным образом жизни, учитывать при этом мнение общин, определить территории для действия такого права на охоту и скорректировать охотничьи лимиты.
А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: 3. Фаина очень обрадовалась гостям.
Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению.
Анекдоты в прошлом
НАРОДЫ АРКТИКИ | это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. |
Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке | Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий». |
Первая кровь: как живут чукотские китобои | Батенька, да вы трансформер | Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». |
Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села // Видео НТВ | это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. |
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Участившиеся в начале XIX века случаи проникновения иностранных судов в русские воды северной части Тихого океана заставили правительство проявить большее внимание к Чукотке. Несмотря на то, что в 1834 году американским судам было запрещено заходить в русские внутренние моря и заливы, десятки китоловных судов плавали в Беринговом море и Северном Ледовитом океане, вели интенсивную торговлю с чукчами, эскимосами, коряками. В период крымской войны браконьерство, контрабандная торговля у берегов Чукотки еще усилились. В связи с этим стало заметно падать количество пушнины, поступавшей от чукчей на Анюйскую и другие ярмарки. Русским товарам, доставляемым за тысячи верст из центра России, было трудно конкурировать с товарами из портов западного побережья Америки. Убытки несли не только русские купцы, но и ближние к русским чукчи, которые служили посредниками в торговле. Якутское и иркутское начальство приняло ряд мер по охране чукотских берегов и к большему сближению с оседлыми чукчами и эскимосами. В 1858 году в Якутске произошла встреча губернатора Штубендорфа и помощника чукотского эрыма главного тойна Хотто, который был принят с почестями.
В 1859 году удалось уговорить и самого эрыма Амраургына приехать в Якутск, где он присягнул на верность Александру II.
Город Певек получил свое название от возвышенности, которую чукчи называли «пээкиней», что означает «толстая, вздутая гора». Город возник в 1933 году и стал портом с удобной гаванью: сюда могут заходить большие корабли, она защищена островами. До 1967 года Певека не было на географических картах из-за секретности. Порты поселков Тикси и Диксон по координатам севернее на 4 градуса, но в Певеке не очень считаются с этим фактом Певек окружен сопками Население Чукотки — 50 тысяч человек. В Анадыре из них живет 15 тысяч, а в Певеке — всего чуть меньше 5 тысяч. В 90-е здесь перестали работать многие предприятия, а там, где работа была, зарплату не платили вовремя.
Люди оставляли квартиры и уезжали на «материк». Оставшиеся певекчане месяцами жили без денег: одни пекли хлеб из кормовой муки, другие брали рыбу в счет зарплаты. Руководство округа советовало идти в тундру и собирать ягоды и грибы. Предварительная оценка численности постоянного населения на 01. Так Чукотка стала единственным регионом на Дальнем Востоке с миграционным приростом населения. Общие итоги миграции населения ЧАО в 2021 году Местные называют остальную Россию «материк», сезонных работников порта — «бичи», а морских чаек — «бакланы», хотя настоящие бакланы здесь тоже живут я про птиц. Местное название для американских сусликов, которые живут на Чукотке, — «евражка».
Еще здесь говорят «Не хватает тямы», что означает отсутствие ума, соображалки. Здание полиции в Певеке Орнитологи скажут, что это чайки, но в Певеке их зовут бакланами Закат в городе Как добраться и выбраться В Певеке действуют аэропорт и морской порт. Через морской порт проходит Северный морской путь, по которому доставляют различные грузы и товары. Пассажиров морской порт не перевозит.
Автор Марина Завгородняя Дата публикации 13. Времена прошли, и прежние названия остались лишь в исторических источниках, однако сами жители Чукотки остаются верны своим культуре и традиционным верованиям.
Роды этого этноса принадлежат к потомкам племён, объединённых общим тотемом, общностью огня, религиозными ритуалами и обрядами. Современные чукчи, как и их предки, делятся на два типа — кочевых оленеводов и приморских охотников, промышляющих морских зверей. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Что же значит название чукчей? Как складывалась их история? И что может рассказать культура этого народа?
Так несколько веков тому назад русские и якуты стали называть основное население Чукотки. Именно так называли себя оленеводы. Но, как я сказала, у чукчей существует несколько групп, различающихся по месту расселения и виду деятельности. А вот самоназвание чукчей вам вряд ли приходилось слышать. Чукчи воины из книги Александра Нефёдкина «Военное дело чукчей» Особенности языка Культуру этого народа относят к смешанному типу, а именно азиатско-американскому.
Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке. Однако, моя бабушка, известная во всем мире писательница Чукотки — Валентина Вэкэт, до сих пор пишет произведения и выпускает книги на чукотском языке.
Одежда В одежде, которую создавали сотни лет назад уже никто не ходит, только некоторые хореографические коллективы выступают на праздниках. Перчатка с орнаментом Но разнообразие одежды поражало. Были летние камлейки, которые украшались орнаментом из бисера, и не просто рисунком, взятым из головы, а определенным оберегом. Обычно это были круги и горизонтальные линии, они защищали от злых духов. Также были и зимние камлейки, сделанные из ткани и меха песца или лисы. На ноги надевались торбаса — похожие на сапоги меховые унты. А на голову надевалась повязка, украшенная бисером и мехом.
Кстати, детскую одежду, для того, чтобы она долго сохраняла тепло, смазывали китовым или моржовым жиром. Еда На Чукотке, к примеру, можно попробовать кита. Мантак — традиционное блюдо, простое в приготовлении. Состоит из кожи и сала кита. Это блюдо может быть запеченное, вареное или жареное, но обязательно замороженное. Его едят, как сало. На вкус, похоже на строганину белой жирной рыбы с твердой корочкой.
Копальхен Побывав в национальных поселках Чукотки, можно попробовать — копальхен, правда, для этого нужно иметь огромную смелость, потому что делают его специфическим способом. Дело в том, что это ферментированное мясо. Копальхен готовят из оленя, кита, а самый распространенный вариант — из моржа и тюленя. Мясо забитых животных набивают в шкуры, где оно несколько месяцев скисает, приобретая резкий запах и вкус. Зимой его откапывают. Раньше этот крайне калорийный деликатес являлся единственным источником витамина C для чукчей и эскимосов, которые едят его с детства. Однако блюдо содержит трупный яд, поэтому его употребление может быть крайне опасно для неподготовленного человека.
Чукотка, сэр!
Чукчи: история, численность, религия, народный костюм, кухня | это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. |
7 неожиданных фактов о жителях Чукотки - | Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. |
Чукотка - Дикий восток России | Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. |
Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда | Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага. |
Почему чукчам не нужно разрешение на охоту - Парламентская газета | Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. |